Домой / Голубицкая / Как выбрать горные лыжи — руководство по подбору лыж для гор. Всё, что нужно знать о горных лыжах, прежде чем идти в магазин или пункт проката Для чего нужны универсальные лыжи

Как выбрать горные лыжи — руководство по подбору лыж для гор. Всё, что нужно знать о горных лыжах, прежде чем идти в магазин или пункт проката Для чего нужны универсальные лыжи

Успехи в горнолыжном спорте напрямую зависят от грамотного подбора снаряжения. Надеть что было и лететь с гор — это не наш метод! Как минимум не безопасно и удовольствие от такого катания вряд ли получите.

3 характеристики, от которых зависит качество езды на горных лыжах:

  1. Геометрия или размер — ширина лыж в трёх точках: нос, пятка и талия, а так же образуемый ими радиус бокового выреза.
  2. Профиль и тип прогиба.
  3. Длина лыж.

О том, как правильно мы уже писали ранее, в этой статье рассмотрим нюансы подбора размеров и типы прогибов у горных лыж. Эти две характеристики прямо влияют на комфорт от нарезания дуг наклоном на кант, стабильность при спуске и уверенный контроль на больших скоростях.

Традиционно горнолыжное снаряжение классифицируется по уровню мастерства: детские, взрослые начинающие, любители, прогрессирующие и эксперты . Но по большому счёту, весь выбор в этой категории сводится к двум составляющим:

Как вы хотите кататься? Медленно или быстро, с агрессивной карвинговой техникой (резкие повороты) или нет.
Где вы хотите кататься? На подготовленных, ратраченных трассах с расчищенным снегом или вне трасс, по целине и сугробам.

Давайте разбираться с каждым показателям, чтобы понять, какие лыжи стоит выбирать и на что вообще ориентироваться.

Разновидности горных лыж по типу езды

  • Racing — общее название лыж для скоростных спусков. Под этим названием объединяют карвинговый стиль езды. Почти все любители и эксперты отдают предпочтение либо этой категории, либо All-mountain.
  • Фрирайд — катание вне подготовленных трасс. Сюда входит бугристая местность, целина с глубоким снегом. Их ещё называют паудерными лыжами и главная отличительная особенность — ширина талии от 115 см.
  • Фристайл — лыжи для трюковой езды и выполнения акробатических элементов в парках. Ещё можно встретить названия парк или пайп, подразумевая как катание в специальных парках.
  • All-mountain, Allround — универсальные модели, идеальный вариант для новичков.

Горные лыжи имеют две стороны одной медали. Если предпочитаете скорость, то необходимы лыжи одной конструкции, а если маневренную езду с агрессивной карвинговой техникой (нарезание дуг), то совсем другой.

Универсальные горные лыжи (All-mountain), которые, советуем всем начинающим лыжникам, не подойдут для опытных людей, стремящихся кататься в разных условиях. Для каждого стиля езды, нужна своя пара лыж!

В статье мы стараемся все русскоязычные термины дублировать на английском языке, ведь маркировка горных лыж обычно выполняется на английском и вам будет проще так ориентироваться. А то сколько сайтов в рунете, столько вариаций терминов.

О том, как выбрать размер горных лыж (геометрию)

По форме горных лыж мы можем заранее предугадать, как они себя поведут на трассе.

Подбирая размер, руководствуются тремя характеристиками — ширина носа, талии и пятки , измеряются всегда в миллиметрах (см. фото слева). Эти три значения вместе формируют , отвечающего за прохождение поворотов и нарезания дуг.

На скриншоте слева, радиус отображается в метрах. Это среднестатистический показатель, зависящий так же ещё от длины лыжи. У одной модели с одинаковой шириной, но с разной ростовкой будет разный боковой радиус.

Чем больше радиус бокового выреза, тем лыжи лучше входят в повороты и быстрее их проходят:

Лыжи с коротким радиусом, скажем 14-16 метров, будут поворачивать довольно быстро. А вот 22-мя метрами будут менее маневренными, но смогут развивать большую скорость и не в последнюю очередь из-за ширины талии.

Нос (Tip): эта точка отвечает за начало поворота лыжи. Более широкий нос (примерно 120 мм и выше) легче плавает на мягком снегу и будет хорошим вариантом для спусков по неподготовленным трассам.

Пятка (tail): задняя часть лыжи помогает выдержать повороты. Широкие пятки популярны среди опытных лыжников. При резке быстрого поворота, более широкий хвост сопротивляется боковому скольжению и поддерживает скорость. Новичкам выбирать широкую пятку не следует, они всё равно не смогут оценить все возможности в полной мере.

Ширина талии (Waist): не менее важный показатель и отвечает за повороты и поведение на скорости. Я бы даже сказал, что важно именно соотношение всех трёх точек, а не какой-то одной.

С узкой талией лыжи хорошо входят в повороты, легко нарезают дуги. Подходят для подготовленных склонов. С широкой талией лыжи стабильней держат скорость и лучше себя ведут на неподготовленных трассах, целине, сугробах со снегом.

Стандартная ширина талии All-mountain лыж, которые мы советуем новичкам, составляет 70-80 мм.

Также практически все имеют одинаковые показатели бокового радиуса, поэтому в этой характеристике вы не ошибетесь. Но, тем не менее, помните про него и спросите о нём консультанта в спортивном магазине.

Почему именно All-mountain? Ведь новичок явно не будет заниматься фрирайдом вне подготовленных трасс и спускаться на большой скорости с агрессивной техникой езды, поэтому ему предпочтительно выбирать более короткие горные лыжи, с универсальным показателем бокового радиуса, средней шириной талии. Такие лыжи будут легко входить в короткие дуги, новичок сможет быстро освоить основы карвинговой езды, как самого распространённого вида горнолыжного катания.

Профиль или изгиб горных лыж

Камбер (Camber) — это небольшой прогиб вверх в центральной части лыж. Традиционный прогиб, использующийся уже многие годы. Основная идея в том, что под весом лыжника, лыжи прогибаются в обратную сторону, из-за чего площадь соприкосновения со снегом увеличивается.

Камбер Обеспечивает хорошую скорость, а главное, стабильность на ней. Лыжи с традиционным камбером не подходят для фрирайда и катания по мягкому снегу.

Рокер (Rocker) — это прогиб внутрь в носке, либо в носке и пятке. Его ещё называют обратным камбером. Прогибаясь под весом лыжника, нос и пытка подымаются вверх. Горные лыжи с умеренным рокером идеально подходят для новичков, они позволяют проще нарезать карвинговые дуги.

Многие лыжи обладают совмещёнными формами — рокер у носка и пятки, камбер в середине. Это идеальное сочетание, соединяющее в себе управляемость в поворотах от лыж с рокером и стабильность на скорости от камбера. Изогнутая середина обеспечивает хорошую управляемость на скорости и жёстком снегу, в то время как носок и пятка с рокером дают качественную проходимость по снежной целине и легкий вход в повороты.

лучшие посты
Не забывайте о палках для горных лыж, как выбрать нужный размер и материал, мы подробно описали в этой статье —

Посмотрите на схему ниже с примерами популярных профилей:

Как видно, производители используют различное сочетания камбера и рокера, подстраиваясь под нужды каждого лыжника. Процентное содержание прогиба отвечает за стиль горнолыжной езды, к которому они подходят.

Так что выбрать для обычного катания на горнолыжном курорте?

Ответ: ни один профиль нельзя назвать плохим или хорошим. Камбер улучшает управляемость и даёт контроль на скорости, поэтому в универсальных моделях он занимает от 85% общей площади, рокеру отводится 15%. А вот фрирайдные, паудерные уже оснащаются рокером от 20 до 60%. Оно и понятно, на целине и глубоком снегу нужна управляемость и проходимость.

Запомните, что процентное содержания того или иного изгиба в горных лыжах это хорошо или плохо. Здесь главное соотношение величин!

Если тоже задаётесь таким вопросом, то берите лыжи All-mountain!

Плюсы Минусы
Короткие и узкие Длинные и широкие Короткие и узкие Длинные и широкие
Удобно и легко маневрировать Подходят для любой весовой категории, нет проседания под снег Под тяжелым лыжником проваливаются под снег, надо правильно подбирать ростовку. Плохая маневренность
Можно кататься в местах, где снег обледенел и обладает жесткой структурой Разгоняются до высокой скорости Скорость невысокая Не подходят для обледенелых трасс жесткого снега
Подходят для трасс, где поверхность неровная и бугристая Лучше тормозят за счёт большей площади соприкосновения Длительное торможение
Пригодны для катания в местах с глубоким снегом Не подходят для целины и фрирайда

Горные лыжи для женщин

Чаще всего они мягче и со смещёнными вперёд креплениями , наиболее подходящему для центра тяжести женского тела, расположенного ниже мужского.

Универсальные женские горные лыжи с хорошими отзывами:

  • Salomon CIRA с креплениями LITHIUM 10W — имеют боковой радиус 13 метров. Цена такой модели от 22 тысяч рублей;
  • Atomic Vantage X 77 CTI W;
  • Fischer My Mtn 80 — модель подойдёт для уже прогрессирующих лыжниц с навыками активной, карвинговой езды.

Видео: как подобрать горные лыжи для начинающих за 3 минуты

Перевод полезного информативного ролика от американской компании rei.com специально для WayEmpire.

Следите за скидками

Не забывайте, что цены на горнолыжное снаряжение имеет сезонный всплеск и их лучше всего покупать либо в конце сезона (март-апрель), либо уже во время сезона. В это время цена может упасть до 50%. Пик поднятия цен приходится на осень!

Ещё отличный способ сэкономить — приобрести горные лыжи прошлых сезонов. На них цены чаще ниже, а техническая разница не столь велика и её сложно заметить, особенно начинающим.

Новичкам не советуем выбирать горные лыжи самим, лучше доверится профессионалам, а первый сезон вообще покататься на арендном инвентаре, попробовать разную длину и геометрию, посмотреть какой тип езды нравится, а со следующего сезона подобрать уже свои первые горные лыжи.

Ответы на вопросы

Какой фирмы горные лыжи лучше?

На этот вопрос легко ответить, так как рынок лыж консервативен и редко появляются новые и успешные бренды. Обращайте внимание на: Atomic, Fischer, Leki, Rossignol и Salomon. Эти бренды проверены временем, горнолыжниками и лыжными кубковыми соревнованиями.

Где лучше купить горные лыжи?

Если покупать в Москве, то в специализированных магазинах Кант, Спорт Марафон, либо Спортмастер, только какой-нибудь профессиональное отделение, где будут квалифицированные специалисты, которые смогут новичку показать и рассказать. Либо хорошие интернет-магазины.
Не советуем брать б/у лыжи, особенно после 2-3 сезонов езды.

Во сколько ставить ребенка на горные лыжи?

Лыжные школы принимают детей от 4-5 лет. Ставить можно, как говорится и с пеленок, только вот кататься начнут вменяемо лет с пяти. А в 7-8 лет уже можно полноценно заниматься в спорт школах.

Выбирать с креплением или без?

Современные универсальные лыжи идут все с креплениями. Стоит только попросить консультанта выставить их под размер ботинок и показать принцип работы механизма.

Основные характеристики лыж:
— длина (ростовка)
— ширина
— жесткость (средняя, статическая/динамическая)
— распределение жесткости по длине лыжи
— торсионная жесткость (жесткость на скручивание)
— геометрия (глубина бокового выреза, радиус бокового выреза, закон (форма) бокового выреза)
— ширина талии (ширина лыжи под ботинком)
— длина носка (расстояние от переднего крепления до носка лыжи)
— вибрационная характеристика (способность лыжи поглощать вибрации)
— ударопоглощение.

На что влияют эти характеристики?
1. Длина
Более длинная лыжа:
— стабильнее на скорости (при плоском ведении лыж)
— больше момент инерции — лучше стабилизируют положение корпуса
— легче сбрасывать скорость (большая длина канта), особенно при катании в горах
— лучше идут по целине (глубокому снегу)
Более короткая лыжа:
— легче поворачивать (более верткие)
— лучше кататься на коротких склонах (успеешь сделать больше поворотов)
— лучше на льду (больше удельное давление на кант — лучше зарезаются в лед)
— лучше на буграх (более верткие)
— легче по весу.

2. Ширина
Более узкая лыжа:
— лучше на льду (в пределе — конек)
— лучше на буграх
— более «живые» и поворотливые
— более легкие по весу
Более широкая лыжа:
— лучше идет по глубокому снегу/целине
— выше стабильность на скорости (на ровном склоне)
— выше устойчивость (уверенность)

3. Жесткость лыжи
Более мягкая лыжа:
— начинает правильно работать (прогибаться по дуге) с меньших скоростей
— лучше амортизирует неровный рельеф
— правильно сконструированные мягкие лыжи
лучше держат на льду (при ведении лыж на кантах)
— лучше идут по целине (мягкому снегу) Более жесткая лыжа:
— более импульсные — более мощное катание, мощная переброска из поворота в поворот
— лучше держат на льду (при поперечном проскальзывании канта)

4. Геометрия
На инфоблоке и в каталогах как правило имеется следующая информация:
140 — ростовка лыжи в см
110/73/99 — промеры лыж в мм: ширина носка, талии и задника соответственно
11,7 — радиус бокового выреза в м.
Последние две величины, то есть промеры и радиус бокового выреза, определяют так называемую «геометрию» лыжи. Радиус бокового выреза измеряется по специальной методике, и по нему можно судить о способности лыж к карвинговому повороту.

Чем больше боковой вырез (меньше радиус бокового выреза), тем более лыжа стремится идти по дуге и, следовательно, позволяет лучше контролировать скорость при карвинговом катании.

Чем меньше боковой вырез (больше радиус поворота), тем более лыжа стремится идти прямо, следовательно, позволяет более скоростное катание.

Лыжи с большим (глубоким) боковым вырезом (малым радиусом бокового выреза):
— легче входят в поворот
— лучше держат на льду и на крутом склоне (при ведении лыж на кантах)
— хуже держат на льду (при боковом соскальзывании канта)
— хуже идут по буграм и неровностям.
Чем меньше ростовка лыжи, при одних и тех же промерах, тем более круто лыжа способна поворачивать при карвинговом катании.

5. Ширина талии (ширина лыжи под ботинком)
Чем уже талия, тем выше скорость перекантовки (легче входить в поворот) и управляемость, чем шире — тем лучше лыжа ведет себя в глубоком снегу.

6. Длина носка (расстояние от переднего крепления до носка лыжи):
Большая длина носка — лучше поведение на глубоком снегу, лыжа лучше всплывает в целине. Меньшая длина носка — более легкий и быстрый вход в поворот.

Виды современных лыж:
— Рейслинг — спортивные — для участия в соревнованиях, для специального слалома, слалома-гиганта, могула и т.д.
— Фрирайд — лыжи для катания вне подготовленных склонов в основном в целине (глубоком пушистом снегу), например, Salomon AK Rocket.
— Олмаунтэн — универсальные всерельефные (самые универсальные, для любых склонов и снежных условий, например, Salomon X-Scream.
— Фрикарв — для экспертного катания в основном по подготовленным склонам, хотя в этой группе можно выделить так называемые универсальные карвинговые лыжи, менее чувствительные к неровному рельефу — например, Salomon Crossmax.
— Спорткарв — для любительского катания на невысоких скоростях в основном по подготовленным склонам.
— Фристайл новой школы — трюковое катание и прыжки как в сноупарке, так и на обычных склонах с различной степенью подготовки, например, Salomon Teneighty.
— Суперкарв, или Фан-карв, или радикальный карвинг — «карвинговое» катание, как правило, без палок, с сильным завалом корпуса на склон. За счет чрезвычайно глубокого бокового выреза при катании возникает сильная центробежная сила, например, Salomon Axecleaver серии Streetracer.
— Скиборды, или сноублейды — специальные карвинговые лыжи длиной, как правило, менее 1 м. Выпускаются с облегченным креплением без возможности автоматического срабатывания при падении, что разрешено международными нормами безопасности при условии, что лыжи короче 1 метра

Конечно радиус поворота определяется не лыжей, а лыжником 🙂 Тем не менее у лыжи должна быть своя «любимая дуга», по которой она идет как по рельсам. Кривизна дуги меняется углом закантовки. Что особенно приятно, лыжник для вырезания «любимой дуги» лыжам вообще не нужен (его можно заменить грузом). А если желание лыжника идти по дуге совпадет с возможностями лыж резать именно такую дугу, то наверное получится совершенный карвинг. В этой заметке рассмотрю как связаны радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота для лыж Atomic Redster FIS SL 165 cm (2016).

Напомню, что рассматриваются такие лыжи типа «клубный цех».

На «топшите» написаны геометрические параметры: длина 165 см, Радиус 12.5 м, ширина носка 117.5 мм, талии — 65.5 мм, пятки — 101.5 мм.

Несколько слов о математических преобразованиях. Сначала форму бокового выреза (рабочий участок) нужно чуть развернуть, чтобы ширина носка и пятки совпадала, а нулевую отметку нужно расположить на самом узком месте лыжи. Затем форму можно закантовывать. Для получения «следа на снегу» нужно полученную таким образом координату бокового выреза поделить на косинус угла закантовки. Для прогиба — умножить на тангенс. Но в этой заметке расчет прогиба не используется. Далее нужно получить координату «Х» из предположения того, что длина канта при закантовке не изменяется (то есть носок и пятка чуть сближаются). Для этого нужно вычислить из рассмотрения треугольников изменения проекции «Х» на каждом шаге измерений (он у меня через 1 см) и скорректировать это изменение длины от середины лыжи к краям суммой с «накоплением». Ну и потом развернуть полученную кривую обратно 🙂

Если исходить из того, что форма бокового выреза укладывается в окружность, то какая получится форма следа после закантовки — мне моего воображения не хватает 🙂 Поэтому для «калибровки» построил по трем точкам (на краях и в середине) дополнительную окружность, и нарисовал ее на форме следа. Вот результат:

Видно, что такое преобразование дает идеально круглый в масштабе графика след, то есть вполне можно говорить о радиусе поворота. Отмечу, что на углах больше 80 градусов попадание окружности в след ухудшается. Величина этого радиуса оказывается довольно сильно привязана к радиусу бокового выреза (равен 12.3 м).

Видно, что закантовка до угла 45 градусов соответствуют изменению радиуса поворота от «исходного» 12.3 м до 8.7 м, а это с точки зрения траектории на коротких слаломных поворотах примерно одно и то же. При экстремальном угле 60 градусов радиус поворота равен 6.1 м, а это тоже не очень похоже на то, что происходит на слаломной трассе.

Маттиас Харгин, 2017. Фото из его блога

Около вешки лыжи визуально идут как бы «вокруг лыжника», что соответствует радиусу поворота менее двух метров. Это — область закантовок от 80 до 90 градусов! Но можно ли вообще говорить о резаном ведении дуги на таких углах?

Обзор экспериментов по измерению закантовки и радиуса поворота

К сожалению ответ на этот вопрос вообще не очень приятный. Резаного ведения дуги на трассе слалома нет вообще, а угол закантовки лыж не сильно зависит от того, что «хотела бы» лыжа со своей формой бокового выреза. Да и вообще, 20 лет назад тоже могли сильно кантовать лыжи с совсем другим боковым вырезом. Мне бы не хотелось самому погружаться в такие рассуждения. Для этого в сети есть научные работы. На спортсмене и лыжах размещаются датчики, проход по трассе фиксируется несколькими камерами, анализируется форма следа и вырезанная канавка. Статьи пишут о разном, но один из выводов который касается этой заметки одинаковый: едет лыжник, а не лыжа, угол закантовки зависит от поворота, который ему нужно сделать, от техники, от скорости, от покрытия… Про боковой вырез лыжи вспоминают редко 🙂

Приведу рисунок с выборочными экспериментальными данными.

Вверху нарисованы фазы поворота, снятые с реального спортсмена. На графиках данные по углам закантовки и степени дрифта (угол несовпадения лыжи направлению движения). Данные для трех лыж с разными радиусами, авторы считают, что кривые примерно совпадают. Привел рисунок для того, чтобы показать, что закантовка лыж совсем не связана с резаным ведением дуги. Приведу также графики закантовки и реального радиуса поворота, который до вешки идет с явным дрифтом, а после вешки можно сказать что с незначительным. Видно, что радиус поворота согласуется с закантовкой (сильнее закантовал — круче повернул), но слабо зависит от радиуса бокового выреза лыжи.

В общем-то ничего нового в том, что едет лыжник, а не лыжа нет 🙂 Но тема заметки — посмотреть как «хочет» ехать лыжа. Для этого нужно понять на каких углах закантовки она может резать дугу. Четкого ответа нет. Поэтому придется полагаться на то, что вижу. На основе моих наблюдений за свободными спусками по пологой горке и покрытию типа «утренний мягкий лед» резаные дуги на всем протяжении поворота возможны на углах закантовки до 45 градусов. Соответствующий расчетный радиус поворота, равный 8.7 метра примерно соответствует наблюдаемому. Утверждать этого конечно не могу, просто имею в виду 🙂

Радиус поворота в трассе, расчеты

Теперь перейду к постановке трассы. В этом сезоне (2017) мы ставили 9.5 метров (или чуть меньше, чем «6 лыж «, лыжа по прямой 1.64 м) между воротами. Посмотрю, какой должен быть «развод» трассы, чтобы лыжи могли ее пройти 🙂 При ширине коридора трассы 3 метра, минимальный радиус двух сопряженных дуг (см. рисунок слева) равен 7.5 метра, что соответствует углу закантовки 52.5 градусов. В принципе считается, что такая траектория не самая быстрая, ее лучше чуть «приподнять», так чтобы подходить к вешке чуть более поперек склона, а не прямо вниз как на рисунке. Это приведет к увеличение радиуса и увеличению ширины коридора траектории. Но здесь этим заниматься не буду.

Математически коридор (W ) может меняться от нуля (радиус равен бесконечности) до расстояния между воротами (L ). В диапазоне ширины коридора траектория может быть описана сопряженными окружностями. Этот предел соответствует углу в 45 градусов между прямой соединяющей ворота и направлением вниз. В нашем случае такая ширина составляет 6.7 метра, соответствующий радиус равен 3.4 метра, что соответствует углу закантовки 74 градуса. Общая формула радиуса траектории в этом диапазоне такая: . Поскольку у лыжи есть максимальный радиус, равный 12.3 метра, то это накладывает ограничение на минимальный развод трассы, равный 1.84 метра (соответствующий угол закантовки «равен» нулю 🙂 То есть, если коридор трассы меньше, чем 1.84 метра, то в траекторию нужно вставлять прямой вертикальный участок. А если коридор трассы больше, чем 6.7 метра, то в траекторию нужно вставлять прямой горизонтальный участок, а радиус поворота на круглых частях траектории должен быть равен половине составляющей по склону вниз расстояния между воротами .

В диапазоне ширины коридора трассы от 1.84 до 6.7 метра расчетные радиусы траектории и соответствующие им углы закантовки выглядят так:

К сожалению, при постановке трасс в прошедшем сезоне (2017) расстояние между воротами отсчитывал лыжами строго, а поперечный «развод» ставил «на глазок». Поэтому точно сказать про ширину коридора наших трасс не могу. Больше так не буду 🙂

Виталий Сизов ставит трассу. Фото — Сергей Ежов Виталий Сизов

Обратился к Виталию Сизову, он ставит ширину коридора трассы строго, измеряет лыжами. Ставит вешку, потом следующую, потом от этой вешки сдвигается по горизонтали, пока не окажется точно под верхней вешкой. И считает лыжами. Не для каждой вешки, но для проверки. Виталий сообщил такие параметры: «Если расстояние между вешками – 6 лыж, то расстояние по горизонтали – 1.5 лыжи — открыто, 2 лыжи — нормально, 2.5 лыжи – закрыто».

Если перевести это в ширину коридора в метрах и в соответствующий расчетный угол закантовки, то получается так:

  • «Открыто», ширина = 2.5 метра, радиус поворота = 9.0 м, угол закантовки = 43 градуса;
  • «Нормально», ширина трассы = 3.3 метра, радиус поворота = 6.8 метр, угол закантовки = 56 градусов;
  • «Закрыто», ширина трассы = 4.1 метра, радиус поворота = 5.5 метров, угол закантовки = 63 градуса.
Александр Мистрюков

Александр Мистрюков сообщил, что ставит «на глаз», на крутом склоне примерно 5 метров (R = 4.5 м, угол = 68.5 град).

В общем, получается, что для «прорезания» слаломной трассы нужно владеть ведением лыж с углом закантовки примерно 60 градусов. Нужно еще учесть, что в расчетах перекантовка происходит мгновенно. На самом деле конечно такого нет, наверное в частности поэтому форма дуги в трассе не окружность, а «запятая», а кантовать нужно больше. Но и траектория чуть большего радиуса, поскольку «шире и выше». Поэтому скорее всего в целом расчетный угол закантовки и реальный примерно совпадают.

Угол закантовки 45 градусов, о котором упоминал выше как типичный для резаной дуги в свободном катании — вообще «ни о чём». Это соответствует коридору трассы всего 2.6 метра. Причем обидно, что если совсем не кантовать лыжи, то коридор трассы 1.84 метра. То есть всего 76 см дополнительной ширины между вешками соответствуют переходу от плоского ведения лыж, до угла 45 градусов. Получается, что умение кантовать лыжи до угла 45 градусов мало чем отличается от совсем не умения их кантовать 🙁

Учитывалась только геометрия. Крутизна склона, перегрузки, сцепление с склоном в расчет не принимались. Тем не менее, действительно, слаломные лыжи могут «сами» пройти слаломную трассу 🙂 Надо только уметь мощно их кантовать и не «сходить с рельсов».

Вывод

У слаломных лыж действительно есть своя «любимая» дуга, на которой они могут прорезать типичную (в любительском понимании) слаломную трассу. Но без умения резать дуги с углами закантовки от 60 градусов к этой любимой дуге не приблизишься 🙂

В геометрии сноуборда существуют несколько стандартных характеристик, которые многие катающиеся знают, ну или догадываются об их значении. В-первую очередь-это: длина и ширина сноуборда, с этими понятиями все знакомы, но вот, что означает: эффективная длина канта, радиус бокового выреза, изгиб доски? Для того чтобы с этим разобраться и существует данная статья. Давайте начнём с самого начала.

Длина сноуборда.

Всё кажется просто - это расстояние от носка сноуборда до пятки,но... в зависимости от стилей катания, веса, уровня сноубордиста подбор доски производится немного по разному (подробнее о подборе борда мы расскажем в следующем разделе, пока же только технические данные). Короткими досками легче управлять при прыжках и поворотах (важно для фристайла), длинные же доски хороши для фрирайда и бэккатри. Обычно производитель указывает в тех. паспорте борда на какую длину снаряда расчитан тот или иной вес райдера.

Ширина сноуборда.

Обычно марка-производитель ссылается в описании на ширину талии (англ. Wais - самое узкое место доски). Чем шире сноуборд, тем лучше он будет держать "пухляк" и не зарываться, чем Уже, тем больше скорость разовьёт на подготовленной трассе. Так же у некоторых фирм существуют специальные "расширенные модели" для большелапых, к указанию ростовки просто добавляется буква "W", что означает - Wide.

Но наравне с этим существуют: ширина пятки(Tail) и ширина носка (Nose), иногда их показатели могут и отличаться друг от друга, чаще всего это бывает на досках для фрирайда, где носок более широкий для лучшего скольжения по целине. Доски же для фристайла более симметричны.

Эффективная длина канта.

Следующая важная характеристика.Это длина канта, которая касается склона при езде и выполнении поворотов, обычно сантиметров на 20-35 короче (в зависимости от ростовки), чем сам сноуборд. Крайне редко указывается изготовителями на самой доске, но порывшись в интернете можно и найти на оф. сайтах. Чем больше эффективная длина канта, тем большей устойчивостью и управляемостью обладает доска. А чем меньше, тем резче и короче можно выполнять повороты (дуги), такие доски лучше подходят для "пухляка".

Радиус бокового выреза, или изгиб (Sidecut Radius)

Ещё одной немаловажной характеристикой сноуборда является Это радиус воображаемой окружности, часть которой как раз и проходит через кант сноуборда (все вспомнили уроки геометрии в школе))). Более манёвренными являются доски с малым радиусом выреза, т.е. позволяют делать более резкие резанные повороты, идеально подходят для фристайла. Доски с большим радиусом позволяют делать широкие плавные повороты, более стабильны на высоких скоростях, больше подходят для фрирайда.

Раньше доски имели один боковой вырез, т.е. одинаковый радиус по всей длине, но теперь производители делают доски с несколькими радиусами, например:

Прогрессивный двух-радиусный вырез (два одинаковых радиуса в пятке и носке);

Прогрессивный мульти-радиусный вырез (два одинаковых радиуса на носке и пятке, в середине другой).

Это обусловлено тем, что при прохождении трассы или выполнении того или иного трюка райдер постоянно переносит вес по доске, на середину, на нос или на пятку. Поэтому в нужный момент начинает работать нужный изгиб, что позволяет более чётко входить в поворот или более точно приземлять доску на трюке.

Теперь пару слов о форме доски. Не знали, что доски бывают разной формы?))

Directional -это когда у Вашей доски нос длиннее пятки, и, как правило, мягче. На таких хорошо катать по "пухляку", они не зароются в снег и обеспечат надёжное "всплытие". Также более стабильны на высоких скоростях.

Directional Twin -абсолютно симметричный борд, но хвост жёстче носа. Подойдет для тех, кто любит покататься и в своей и в "не своей" стойке, особенно для любителей "халф-пайпа". В целом универсальная доска, за счёт сдвига креплений вперёд или назад по доске можно покатать на ней и по "пухляку" и по подготовленной трассе.

Twin-Tip - абсолютно симметричный борд. Носок и пятка одинаковой жёсткости, формы, ширины. Идеален для парка и халф-пайпа, потому что именно в этих видах катания райдер чаще всего ездит в обеих стойках. Такая форма доски появилась значительно позже, в начале 90ых-в эпоху развития парков, трюках на рейлах и прочих технических элементов фристайла.

Ну что же...и этот раздел мы осилили)) и переходим теперь непосредственно к подбору сноуборда.