Домой / Голубицкая / Свято успенский собор. Свято-Успенский кафедральный собор г

Свято успенский собор. Свято-Успенский кафедральный собор г

Успенский собор Смоленска - это и главный, кафедральный собор города, и памятник, символизирующий героическую и бурную его историю, и, вместе с остальными постройками Соборной горы, роскошный архитектурный ансамбль, являющийся главной доминантой Смоленска, его символом и украшением. Если здесь не побывать, значит, и города не увидеть. И поэтому первым делом отправляемся к Свято-Успенскому собору.

1. Ансамбль Соборной горы в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века. Как хорошо, что в историческом центре Смоленска нет многоэтажной застройки! Благодаря этому бирюзовый с белой лепниной собор хорошо виден почти из любой точки города, и даже из проезжающих через Смоленск поездов. Слева - Успенский собор, справа - надвратный Богоявленский собор, построены в разные годы, но в одном стиле - барокко. Попасть на вершину Соборного холма можно, пройдя под сводом надвратного Богоявленского собора, построенного в 1787 году, или по лестнице с Большой Советской.

2. В конце XI века Смоленск стал удельным городом внука Ярослава Мудрого - Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века сложился древний архитектурный ансамбль на Соборной горе.

3. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора.

4. До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальный вид. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск. Героическая оборона города продолжалась 20 месяцев. Во время штурма были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом был разрушен практически весь верх собора. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

5. После возвращения Смоленска царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора на месте прежней церкви. 2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли сначала довольно быстро. Но с 1679 года строительство храма было приостановлено и только в 1728 году возобновилось. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. 13 августа 1740 года собор был освящен. Но его непрочность обнаружилась почти сразу: опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

6. К 1760 году архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Он убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола установил деревянный.

7. В XIX и XX веках собор пережил тяжелые времена. Он чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Святого Меркурия. Во время Великой Отечественной войны собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню - Смоленскую чудотворную икону Божьей матери "Одигитрия".

8. Кованые ворота, ведущие во двор собора.

9. У северо-западного угла собора в 1766-1772 годах была возведена изящная двухъярусная колокольня. Она имеет выпуклую крышу с главкой и два этажа, нижний из которых возведен на остатках колокольни XVII века. Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно c колокольней (60-70-е годы XVIII века).

10. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым.

11. Деталь декора колокольни.

12. На бирюзовых фасадах собора и колокольни - обилие белого барочного декора.

13. Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол. Дата на нём -1636 год.

14. С двух сторон от входа в собор висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: "Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.".

15. Собор хранит множество уникальных предметов. Главные его святыни - Смоленская икона Богоматери "Одигитрия", сандалии святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена "Положение во гроб".
Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас - выдающийся памятник барочной архитектуры.

16. Точно не известно, как попала на Русь древняя икона "Одигитрия". По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться "Смоленской".
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери "Одигитрия" (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы.

17. В левом опорном столбе находится другая святыня смоленского собора - плащаница "Положение во гроб". Как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа - плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монатстырь близ Кириллова. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой - одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

22. 9-12 июня стали особенными днями для Свято-Успенского кафедрального собора. В собор были доставлены частица мощей - десница святого великомученика Георгия Победоносца, и чудотворная икона.

23. Ковчег с мощами сопровождала делегация монахов-афонитов монастыря Ксенофонт. Они же принимали записки у верующих во дворе собора.

24. На Соборной горе в сувенирном магазине можно купить иконы, книги, буклеты.

25. Вид от Успенского собора на Воскресенский монастырь.

27. Лестница, ведущая из собора. Направо - памятник Кутузову и автостоянка, налево - Большая Советская.

29. За стенами собора...

.

30. Вид на колокольню и Успенский собор.

33. Интересно, что исторически комплекс Соборной горы начинается не с собора, а со смотровой площадки в восточной части. Здесь когда-то находился княжеский терем, построенный в середине XII столетия, предположительно, князем Ростиславом.


Махачкалинское благочиние

Свято-Успенский кафедральный собор г. Махачкалы

Историческая справка:

В 1905 г. рабочие железнодорожной станции Порт-Петровска (ныне Махачкала) обратились к государственным властям и благочинному Дагестанского Порт-Петровского округа Владикавказской епархии протоиерею Иоанну Шаванадзе с просьбой построить для нужд православного населения храм. Вскоре просьба верующих была удовлетворена: был создан строительный комитет. От царской казны на строящийся храм была выделена тысяча рублей, а остальные средства на храм были собраны прихожанами. 25 февраля 1906 г. храм, выполненный в византийском стиле из местного белого камня, был освящен в честь иконы Божией Матери «Моздокская». Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Афанасий Алибеков.

В смутное время безбожного лихолетья храм в честь Моздокской иконы Божией Матери не избежал участи тысяч других закрытых и разоренных домов Божиих: в 1929 г. его закрыли. После этого с куполов были сорваны кресты, сброшены и отправлены на переплавку колокола, разрушен иконостас, вынесена и сожжена большая часть икон. В храме было обустроено общежитие путем установки дощатых перегородок в качестве стенок. Впоследствии к церковному зданию было пристроено помещение, в котором разместились магазин и ресторан.

В 1945 г. по просьбе верующих измученное здание вернули Русской Православной Церкви. После ремонта храм освятили заново, но уже в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Для иконостаса возрождающегося дома Божия в дар были переданы иконы из московского храма в честь святителя Архангела Гавриила, принадлежащего Антиохийскому Патриархату.

В 1960-х гг. с южной стороны к храмовому зданию был пристроен придел в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

В 2000 г. Свято-Успенскому храму г. Махачкалы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был присвоен статус кафедрального собора.

12 октября 2004 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) совершил чин великого освящения Александро-Невского придела кафедрального собора.

В 2005-2006 гг. в рамках подготовки к празднованию 150-летия г. Махачкалы в храме были проведены ремонтно-восстановительные работы. Капитальный ремонт был начат городскими властями по указанию мэра города. За это время была проведена колоссальная работа: заменен иконостас, заново расписано храмовое пространство, заменен пол и обустроена прилегающая территория. Росписью собора в течение года занималась группа махачкалинских художников под руководством народного художника Республики Дагестан А. М. Мусаева.

28 августа 2006 г. состоялся чин великого освящения Свято-Успенского кафедрального собора, проведенный сонмом архиереев, прибывших на празднование по случаю 100-летия махачкалинского храма. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в торжественном богослужении приняли участие епископ Бакиснкий и Прикаспийский Александр (Ищеин), архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко), епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков).

В настоящее время Свято-Успенский собор является кафедрой архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама (Пономарева), решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. назначенного правящим архиереем новообразованной Махачкалинской епархии.

Святыни:

В Свято-Успенском соборе пребывают чтимые святыни: частица Покрова Пресвятой Богородицы, копия Даров Волхвов, мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии; а также старинные образы с частицами мощей, сохранившиеся из разрушенного в 1953 г. Александро-Невского собора – святителя Николая Чудотворца и святого благоверного великого князя Александра Невского; чудотворный список Моздокской иконы Божией Матери, мироточивая икона преподобного Варлаама Хутынского.

Причт кафедрального собора:

Настоятель – архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам (Пономарев);

Ключарь – иерей Виталий Тарасов;

Штатные клирики – 4 священника и 4 диаконов.

Адрес: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Орджоникидзе, д. 148.

Часы работы: храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00, богослужения совершаются ежедневно в 8.00 и 17.00.

В древнем русском городе Туле, столь славном своими искусными оружейниками, самоварами и пряниками, стоит замечательный храм, главный придел которого освящён в честь великого праздника - Успения Пресвятой Богородицы. Громкую славу принесла ему не древность постройки (возведён он был немногим более века назад) и не громкие имена исторических личностей, побывавших в его стенах, а замечательная архитектура, поставившая его в один ряд с лучшими памятниками храмового зодчества России.

Забота матушки-императрицы

В 1791 году благочестивая императрица Екатерина II повелела выделить деньги на перестройку весьма обветшавшей к тому времени одноименного женского монастыря славного города Тулы. Эти средства поступили как нельзя кстати, поскольку старое здание, невесть когда и построенное (документов о том не сохранилось), пришло в полную негодность. За многие года стены этого двухэтажного здания осели в землю настолько, что в дождливые осенние и весенние дни первый этаж нещадно заливало водой.

В 1792 году её разобрали и на том же месте возвели новую, тоже каменную, но одноэтажную и трёхпридельную. Руководил работами тульский гражданский губернатор Андрей Иванович Лопухин. Прослужила она людям и Богу до 1857 года, пока также не стала проявлять признаки обветшания, несколько странные для каменного сооружения, не простоявшего и семидесяти лет. Однако меры приняли: здание укрепили и расширили, отчего оно, как явствует из документов, пришло в ещё худшее состояние. Обычное дело - хотели как лучше, а вышло…

Собор - краса и диво

Однако, унывать не стали, а подождали ещё сорок лет и, благословясь, разобрали храм до основания. В начале же следующего века, а точнее в 1902 году, на его месте возвели новую постройку. На этот раз получился действительно прекрасный храм, известный сегодня как Успенский кафедральный собор (Тула). Весьма удачно найдено сочетание стен, выложенных из красного кирпича, и чёрных куполов, увенчанных золотыми крестами и полумесяцами. Двухэтажный, построенный в псевдорусском стиле и богато декорированный, он стал настоящим украшением, которым по праву гордится Тула.

Кафедральный Успенский собор славен и своей росписью внутренних помещений. Она в точности воспроизводит фрески, выполненные Виктором Васнецовым при оформлении им знаменитого Владимирского собора в Киеве. Уровень исполнения настолько высок, что позволяет предположить участие в их создании мастеров, прежде занятых в росписи киевского собора. Работа над ними была завершена в 1909 году, о чём свидетельствует сохранившаяся до наших дней надпись на одной из стен.

Эпоха разрушения

Большевики, захватившие власть в 1917 году, упразднили монастырь, его жителей разогнали, а Успенский кафедральный собор (Тула) закрыли. Поскольку первоочередной задачей было всё созданное прежде разрушить, причём, как сказано в их гимне, «до основанья», то крушили, не задумываясь. Безвозвратно гибли в те годы сотни шедевров русского храмового зодчества, но наперекор их злой воле выстоял Успенский кафедральный собор (Тула).

В тридцатые годы его неоднократно пытались взорвать, но покрывшиеся пороховой копотью стены упорно не желали сдаваться. Это было тем более удивительно, что две постройки, прежде возведённые на этом месте, преждевременно обветшали и грозили развалиться без всяких взрывов. Остаётся только гадать: усердие ли строителей этого «третьего храма» придало его стенам такую небывалую прочность или не попустил Господь свершиться чёрному делу и благодаря Ему не рассталась со своей святыней древняя Тула.

Кафедральный Успенский собор выстоял, и, не сумев его разрушить, городские власти решили использовать здание в своих сугубо мирских целях - разместили в его стенах архив. Но поскольку советское учреждение не могло находиться под сенью куполов и крестов, являвшихся, как тогда говорили, пережитком прошлого, то их снесли, безнадёжно нарушив гармонию всей архитектурной композиции.

Трудный процесс возрождения святыни

Успенский кафедральный фото которого представлены в статье, в результате новых веяний, принесённых с собой перестройкой, был возвращён верующим, но этот процесс оказался длительным и сложным. В конце восьмидесятых удалось провести реконструкцию фасада здания, и, несмотря на то что в нём по-прежнему находился архив, установить на кровле разрушенные в тридцатые годы купола и кресты. Внешний облик здания во многом стал походить на тот, каким он был накануне катастрофы 1917 года.

Лишь в сентябре 2006 года, когда были улажены все формальности, вновь обрела свою святыню древняя Тула. Кафедральный Успенский собор после долгих десятилетий вновь стал достоянием церкви. В январе следующего года епархиальный владыка митрополит Алексий совершил освящение его нижнего тёплого храма, а в мае был освящён и верхний храм. Это событие принято считать днём завершения реставрационных работ и началом новой эпохи в жизни собора.

Храм в наши дни

Сегодня этот великолепный памятник храмового зодчества начала XX века ежедневно посещается прихожанами храма и многочисленными туристами, которых во множестве принимает гостеприимная Тула. Кафедральный Успенский собор привлекает их не только своей удивительной архитектурой, но тем значением, которое он приобрёл в духовной жизни края.

Среди его святынь находятся частицы мощей многих святых, жизнью своей и смертью прославивших Господа. Здесь же можно поклониться и образу Успения Пресвятой Богородицы, снискавшему славу многими чудесами, явленными по молитвам перед ним, а также многим другим святым образам, которыми славен Успенский кафедральный собор в Туле. Расписание служб, проводимых в нём, можно видеть и на дверях храма, и на принадлежащих ему интернет-сайтах.

Часы работы храма

В будние дни Божественная литургия совершается в 8:00, а вечерние службы начинаются в 17:00. В праздничные же и выходные дни расписание несколько меняется. Ранняя обедня совершается в 7:00, а поздняя - в 10:00. Вечерние же богослужения начинаются так же, как и в обычные дни - в 17:00. Дополнительная информация для всех, кто желает посетить Успенский кафедральный собор (Тула) - адрес: ул. Менделеева, 13 (литер Л).

Свято-Успенский кафедральный собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Свято-Успенский кафедральный собор - крупнейший храм Омска. Он включен в каталог мировой храмовой культуры и считается уникальным памятником российской архитектуры.

Первый камень в основу будущего храма закладывал Николай II, будучи еще не императором, а только цесаревичем. Когда Омск станет столицей Белой России, Свято-Успенский кафедральный собор окажется главным храмом для белогвардейского движения.

При строительстве Свято-Успенского храма за основу был взят проект Храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Архитектор Виррих не стал делать точную копию столичной церкви, а творчески переработал исходный вариант проекта. В итоге появилось уникальное здание.

После революции Свято-Успенский кафедральный собор в Омске постигла печальная участь. Сначала храм предполагалось переделать под оперный театр, но акустика оказалась недостаточной, и здание взорвали в 1935 году, а церковные колокола передали на переплавку. На расчищенном месте был разбит Сад пионеров, где ежегодно проводилась городская елка. Только в 2005 году власти Омска приняли решение о восстановлении святилища. Храм воссоздавали как точную копию разрушенного. Освящение Свято-Успенского кафедрального храма произошло в 2007 году, в этом же году зазвенели новые колокола.

В 2009 году в соборе установили раку с мощами архиепископа Сильвестра, расстрелянного в Омске незадолго до разрушения храма. Поклониться мощам мученика может любой желающий.

После освящения храма площадь вокруг него переименовали в Соборную. Сейчас здесь проходят все главные городские праздники.

Если есть возможность, прогуляйтесь вокруг храма в вечернее время. С наступлением темноты здание подсвечивают с помощью большого числа светильников, благодаря чему Свято-Успенский кафедральный собор выглядит особенно величественно.

Адрес: г. Омск, Интернациональная, 12.

В «Указателе церковных древностей г. Смоленска» есть такие слова:

«Смоленскй кафедральный Успенский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью».

Действительно, расположение Свято - Успенского кафедрального собора в Смоленске донельзя удачно. Но за это следует быть благодарными зодчим скорее , а не . А вот внушительные размеры, позволяющие собору доминировать в городском ландшафте, и его торжественный архитектурный облик — заслуга мастеров XVII—XVIII веков.

С композиционной точки зрения архитектура Успенского собора Смоленска повторяет многие древние храмы. Крестово-купольный, четырехстолпный, он представляет собой массивный куб с выступающими алтарными апсидами, увенчанный традиционным пятиглавием (как помним, сначала было семь глав). В оформлении заметно сильное барочное влияние, причем это барокко в его украинском изводе.

Автором декоративной концепции Успенского собора следует считать Антона Ивановича Шеделя, сына немецкого архитектора Готфрида Иоганна (рус. — Ивана Ивановича) Шеделя, прибывшего в Россию еще в 1713 году и много строившего в Санкт-Петербурге и Киеве. В частности, Шеделю-старшему принадлежат проекты и Большой Лаврской колокольни в Киеве.

Работал архитектор в стиле барокко, и творчество его сына тоже оказалось задано рамками этого пышного стиля. К сожалению, мы почти ничего не знаем о жизни А. И. Шеделя, другие его произведения — кроме Успенского собора — нам не известны. А то, что спустя несколько лет после окончания постройки своды собора дали опасные трещины, конечно, не говорит в пользу того, что Антон Иванович был выдающимся зодчим. Но запоминающийся облик Успенского собора в Смоленске ему удалось создать.

Возле северо-западного угла собора находится двухъярусная колокольня постройки 1766—1772 годов с часовой пристройкой.

До революции соборная колокольня обладала прекрасной звонницей. Среди прочих имелись:

«праздничный колокол весом 100 пудов, полиелейный 450 пудов и будничный 65 пудов... Еще колокол с надписью: „Каштом и накладом славетнего пана Ивана Семеновича Водозовича, мещанина Головчинского; подал тот звон до церкви Преображения Спаса, на честь и хвалу Богу, року 1634“. Весом колокол 31 пуд 30 фунтов»

После революции звонницу расхитили, впоследствии колокола пришлось собирать заново.