Домой / Хоста / Монастырь филофей. Святая гора Афон, монастырь Филофей История основания монастыря

Монастырь филофей. Святая гора Афон, монастырь Филофей История основания монастыря

Монастырь Филофей

Монастырь Филофей занимает в святогорской иерархии двенадцатое место. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Монастырь Филофей стоит среди каштановых деревьев на плато северо-восточной стороны полуострова, около развалин древнего храма Асклепия.

Монастырь Филофей – один из старейших на Святой Горе. Его летопись повествует, что в 973 году «на месте, где теперь стоит соборный храм, существовало прежде идольское капище». Недалеко, на границе филофеевских, лаврских и иверских владений, находился древнегреческий город Клеонэ. К тому же, здесь находилась епископская резиденция, построенная в 323 – 327 годах святым Константином.

Монастырь был основан современником и ближайшим сподвижником преподобного Афанасия Афонского – преподобным Филофеем, жившим здесь вместе с двумя другими монахами, Арсением и Дионисием.

Впервые название этого монастыря упоминается в меморандуме прота Никифора от 1015 года. Кроме этого, до нас дошло еще одно письменное свидетельство существования Филофея в XI веке – письмо игумена Филофея Георгия, написанное в 1016 году в поддержку стремления преподобного Павла Ксиропотамского сохранить Святую Гору в качестве прибежища для отшельников – аскетов и пустынножителей.

К XII веку Филофей разрастается и становится одним из наиболее известных афонских монастырей. Император Андроник II Палеолог после знакомства с игуменом обители Макарием назначает его духовником дворца. Он оказывает монастырю большую помощь и жертвует ряд земель за пределами Святой Горы. В XIV веке в Филофее подвизалось много сербских и болгарских иноков. В этот период обитель получала поддержку у византийских, сербских и грузинских правителей.

В начале XVI столетия игумен Дионисий расширил монастырь, превратив его из особножительного в общежительный и ввел в качестве богослужебного языка греческий. Это шло вразрез с желанием насельников – болгар по национальности и убежденных славянофилов, и они вынудили его покинуть Святую Гору. Он сначала поселился в Вери, а потом перебрался на гору Олимп, где основал монастырь, до сих пор называемый его именем. Впоследствии он был причислен к лику святых и теперь известен нам как преподобный Дионисий Олимпийский.

В середине XVII века российский государь Алексей Михайлович дал разрешение монахам обители Филофей каждые семь лет собирать милостыню на территории России.

Молдовалахский господарь Григорий Гика был также одним из наиболее известных благотворителей монастыря.

Разрушительный пожар 1871 года оставил невредимым новый собор, построенный в 1746 году на основании старой церкви, но вызвал столь большие экономические проблемы, что в 1900 году Священный Кинот взял монастырь под свою опеку.

В 1973 году монастырь Филофей перешел к общежительному уставу.

Соборный храм монастыря Филофей посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1746 году на месте существовавшего здесь ранее храма X века. В 1752 году он был расписан мастерами Константином и Афанасием. Фрески литийного притвора относятся к более позднему периоду (1765 год).

В соборе сохранен иконостас из первоначального храма, его отличительная особенность – непривычно большие иконы двунадесятых праздников XVI века.

В Филофее много параклисов: пяти мучеников (Авксентия, Евстратия, Мардария, Евгения и Ореста), Архангелов, Иоанна Предтечи, святой Марины, святителя Иоанна Златоуста, святителя Николая, Всех Святых.

Кроме того, монастырю Филофей принадлежит девять небольших храмов и часовен и тринадцать келий, одна из которых, в Карее, посвящена святому Косме Этолийскому.

Одна из главных святынь обители Филофей – чудотворная икона Божией Матери «Гликофилуса» (Сладкое лобзание), на которой изображена Богородица, целующая Божественного Младенца. Предание приписывает написание этой иконы апостолу Луке. Икона написана с двух сторон. На передней стороне изображена Богородица, а на обратной стороне изображено Распятие.

Во времена иконоборчества благочестивая жительница Константинополя, Виктория, с опасностью для жизни чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море – и пустила. Так образ прибыл на Святую Гору. На месте, где была найдена икона, истекла святая вода. В память этого чуда каждый год в Понедельник Светлой Седмицы совершаются крестный ход и водосвятный молебен.

В 1801 году один сребролюбивый паломник похитил привешенные к образу златницы. Совершив святотатство, он сел на корабль, отправлявшийся от Иверской пристани. Но судно, отплыв немного от берега, стало на месте, несмотря на попутный ветер. Между тем, когда в Филофее узнали о пропаже, послали во все стороны людей, чтобы догнать вора. Один из них подплыл на лодке к кораблю, стоявшему недалеко от Иверской пристани. Тем временем, преступник, вразумленный чудесной остановкой корабля, сам раскаялся в святотатстве и поспешил добровольно возвратить златницы, после чего корабль свободно продолжил плаванье.

По молитвам у иконы Богородицы свершилось множество чудес. Одно из них произошло в годы немецкой оккупации.

Запасы пшеницы в монастыре были на исходе, и монахи решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец, отец

Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа, и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии, и его послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:

– Мука закончилась. Что теперь будет?

Старец им отвечал:

– Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

– Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но исполненный веры старец на это отвечал:

– Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас.

Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя Промысл Божией Матери, прославили Бога.

Икона Божией Матери «Сладкое лобзание» находится в левом киоте соборного храма.

Еще одна чудотворная икона – «Герондисса» (Старица). Она чудесным образом прибыла в Филофей из греческой провинции Македония.

Также в монастыре Филофей хранятся часть Животворящего Креста Господня, один из гвоздей, которым Он был пригвожден к кресту, частицы мощей: святителя Иоанна Златоуста, великомученика Пантелеимона, священномученика Харалампия, великомученицы Марины, святого Исидора Хиосского, святого Мардария, мученицы Параскевы, святого Луки Элладского, преподобного Космы Этолийского, великомученика Димитрия Солунского и миро из его гроба.

Библиотека содержит 250 рукописей, два литургических свитка и около 2500 книг (500 из которых – на русском и на румынском).

В обители подвизалось много подвижников. В лике святых прославлены игумены монастыря Филофей: Феодосий (1410), Симеон и Дионисий Олимпийский (XVI), священномученик Дамиан (1568) и его сподвижник, преподобный Дометий. В Филофее принял постриг великий святой нового времени – равноапостольный Косма Этолийский. С Филофеем связаны имена известных современных подвижников: Иосифа Исихаста и его ученика, старца Ефрема. Последний основал более десяти православных обителей в США и Канаде.

В настоящее время обитель насчитывает приблизительно 60 монахов. Обитель – один из самых уютных и ухоженных монастырей на Святой Горе. В ней можно встретить монахов разных национальностей, буквально со всего света.

Отцы Филофея духовно окормляют три женских монастыря: Архангелов на острове Фасос, Одигитрии в Пилио и Иоанна Предтечи в городе Серрес.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Из книги автора

Преподобный Филофей Преподобный Филофей во святом крещении был наречен Феофилом. Родители его были из города Елатии азиатской. Опасаясь турок, они переселились в Хрисополь. Здесь отец Феофила скончался, оставив его и брата сиротами.Воспользовавшись беспомощностью

Из книги автора

Монастырь Зограф Монастырь Зограф занимает девятое место в святогорской иерархии, один из трех традиционно славянских по составу насельников (болгарский). Монастырь святого Георгия – Зограф – расположен с западной стороны полуострова, на северо-западном склоне.

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Монастырь Филофей (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

12-й в иерархии афонских обителей, монастырь Филофей находится на северо-восточном побережье полуострова Афон между Иверским монастырем и Каракалом . Это небольшая, исключительно красивая и очень уютная обитель, ступив во владения которой, погружаешься в атмосферу особого покоя и радостной благодати. Сложно сказать, что именно этому способствует: пышные изумрудные рощи каштановых деревьев, аккуратность монастырских сооружений с их невысокими стенами и «пряничным» главным храмом или незримое покровительство двух чудотворных икон Божией Матери - «Сладкое лобзание» и «Милостивая». А еще Филофей - самый интернациональный монастырь Афона: здесь живут и возносят молитвы Богу не только греки, но и американцы, канадцы, немцы, румыны и русские.

Недалеко от Филофея расположены руины древнего храма Асклепия.

Немного истории

Монастырь был основан в 982 г. последователем святого Афанасия Афонского, монахом Филофеем, в честь которого и получил свое название. Сначала здесь была лишь скромная келья, которая с притоком учеников превратилась в полноценную обитель. В 13-14 веках монастырю оказывали помощь византийские и сербские правители, позже - греческие князья дунайских провинций. В 17 веке русские цари дали особое разрешение монахам Филофея каждые 7 лет посещать Россию и щедро одаривали братию.

Главные святыни Филофея: иконы Богоматери «Сладкое лобзание» и «Милостивая», десница Иоанна Златоуста и ступня целителя Пантелеимона.

Знакомство с монастырем Филофей

Что посмотреть

Филофей - камерный монастырь: его крепостная стена поднимается всего на 3 этажа, а внутренний двор исключительно компактен, здесь теснятся главный храм и 6 церквей. Как и прочие обители Святой горы, Филофей возведен из камня, лишь к последнему этажу пристроены деревянные кельи-балконы, подпираемые деревянными брусами. В монастырь попадают через небольшие ворота, над которыми построена надвратная церковь.

Кафоликон монастыря Филофей был возведен в 1746 г. на фундаменте более древней церкви, ведущей свою историю с первых дней существования обители, и освящен в честь Благовещения. Это яркий пример традиционной афонской архитектуры, следующей канонам первых византийских базилик, - строгий, сугубо утилитарный храм, аскетизм каменных стен которого разбавляет красно-белый контраст центрального купола на высоком световом барабане. Внутри стоит обратить внимание на фрески (их не назовешь древними, но они интересны тончайшей проработкой деталей), а рядом с собором - на чашу для святой воды из белого мрамора.

Главные реликвии монастыря - две чудотворные иконы Богородицы. Первая, «Сладкое лобзание», появилась в обители чудесным образом в 11 веке. Первоначально образ находился в Константинополе в семье патриция, однако с началом гонений на церковь владельцы были вынуждены избавиться от иконы, спустив ее на море. Образ начал быстро удаляться от берега и лишь двумя столетиями позже явился игумену Филофея с указанием, где его найти. Обнаружив икону на берегу моря, братия перенесла ее в храм, а на месте чудесной находки забил чудотворный источник, который и сегодня можно увидеть в Филофее. Другая икона Богоматери называется «Милостивая» и появилась в монастыре в 14 веке.

В числе других святынь Филофея нетленная десница Иоанна Златоуста, ступня целителя Пантелеимона, частица Животворящего Креста Господня и мощи многочисленных святых.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

  • Почтовый адрес, индекс – 63086 Кариес Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 23770 23256
  • Факс - (+30) 23770 23674
  • Телефонный центр - (+30) 23770 23678
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 23770 23206
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310 269642
  • Факс -
  • Престольный праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Дата основания – конец 10-го века
  • Иерархическое место – 12/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра.
  • Общежительный строй монастыря с – 1973 года, Благословение Патриарха Димитрия Α′
  • Игумен – Священно Архимандрит Никодим (2001)
  • Количество монахов – 60 монастырских, 10 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 6 Келий, Кафисмы.

История и современность

Монастырь Филофей (греч. Μονή Φιλοθέου) - один из православных афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 12-е место. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова.

Монастырь основан в 982 году учеником святого Афанасия Афонского, Филофеем. Он поселился в келье, построенной в 8 веке и своей добродетельной и святой жизнью привлек многих подвижников.

Византийский период

Построенный на живописном горном плато северо-восточной стороны полуострова, впервые монастырь упоминается в указе прота Никифора от 1015 года, подписанном «монахом и игуменом Филофея» Георгием. Из этого следует, что монастырь был основан ранее 1015 года, предположительно Филофеем в конце X века. Народные предания перекликаются с этими историческими выводами, повествуя о Филофее и еще двух аскетах: Арсении и Дионисии, современниках Афанасия Великой Лавры.

Типикон Мономаха в 1045 году подписывает двенадцатым по счету игумен монастыря Богородицы Лукас. Не смотря на то, что на Афоне всегда существовало множество монастырей, посвященных Богородице, скорее всего, речь идет именно о Филофее. В документе прота Никифора от 1017 года несколько раз упоминается монастырь Птерис, как обитель Филофея: «Птерис, то есть Филофея». Монастырь Птерис получил свое название, вероятнее всего, от созвучного названия растения папоротника, произраставшего здесь в большом количестве, и был известен уже с X века. В какой-то момент он объединился с монастырем Филофей и появилась необходимость пояснения, что эти два монастыря представляют собой впредь единое целое. Не смотря на то, что на раннем этапе обитель чаще встречается как Птерис, впоследствии закрепилось название Филофей. На разных этапах истории к монастырю были присоединены и другие обители.

Богатые пожертвования императора Никифора III позволили строительство настоящего монастырского комплекса. В исторических источниках монастырь Филофей упоминается не столь часто, но, тем не менее, имеет долгую и непрерывную историю существования на Святой Горе.

Турецкое влядычество

Восстановление Филофея стало возможным благодаря святому Дионисию Олимпийскому ставшим его игуменом в 1500 году. Несмотря на то, что ему пришлось оставить этот пост, в связи с распространившимся на Святой Горе особножительством, его вклад был поистине бесценен, так как он сумел не только изыскать средства на содержание монастыря, но и привлечь новых монахов из Константинополя. После того как святой Дионисий оставил Афон, он обосновался на горе Олимп, где построил новый монастырь, посвященный Святой Троице. В 1661 году начался новый сложный период в истории обители. Филофей обеднел настолько, что даже был освобожден от уплаты ежегодных взносов, но в следующем столетии ему вновь удалось обрести свою былую значимость. Перепись 1808 года относит к Филофею 60 монахов, из которых 42 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь Филофей построен на высоте 533 м. над уровнем моря, на расстоянии часа ходьбы от его причала. Обитель находится между монастырем Иверон и Милопотамом.

Создание монастырского комплекса датируется тремя строительными периодами, также как и остальных монастырей Святой Горы, XVI веком, XVIII веком и XIX веком, сохраняя архитектурные элементы предыдущих эпох. Окончательно внешний облик монастыря сформировался после пожара 1871 года, когда завершилось строительство четырехугольный окружающей его стены.

Главный храм монастыря, посвящённый Благовещению Богородицы, в cвоем теперешнем виде был достроен в 1746 году, о чём говорится в соответствующей надписи. Он расположен не в центре двора, а рядом с южной стороной стены, возможно, вследствие того, что когда он строился, территория монастыря ограничивалась гораздо меньшей площадью. Этот храм был построен на месте предыдущего храма, который был заложен в середине XVI века и также расписан фресками критской школы. Художники трудились над росписью нового храма на протяжении длительного периода времени, завершив главный храм, они продолжили свою работу в часовне Архангелов, в часовне Иоанна Предтечи, а также в экзонартексе, украсив его сюжетами из Откровения Иоанна Богослова. Здесь же, в главном храме, хранится особо почитаемая икона Богородицы Умиление.

Башня колокольни построена в ту же эпоху, что и главный храм, в 1764 году, о чём говорится в вырезанной на 2 камнях надписи. В стенах монастыря находятся 6 часовен, а за его стенами еще три.

Купель из белого мрамора расположилась справа от входа в храм. Трапезная, встроенная в западное крыло окружающего монастыря стены, напротив входа в главный храм, - это Византийская постройка, датируемая 16 веком, сохраняющая фрески критской школы той эпохи.

Монастырь располагает двумя кельями в Карьесе и 12, находящимися неподалеку от самого монастыря, но в большинстве из них сегодня не проживает ни одного монаха.

В монастыре есть две чудотворные иконы. Первая - икона Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание». Другая чудотворная икона Пресвятой Богородицы - «Милостивая».

Монастырь имеет множество святынь. Из наиболее известных: частица Креста Господня (подаренная сербским царем Стефаном Душаном); нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста (подарок греческого царя Андроника); стопа Пантелеимона целителя (подарок последнего византийского царя Константина Палеолога); нетленное бедро святой великомученицы Марины.

Путеводитель по монастырю

Напротив главного входа в обитель находится особо примечательный источник 1884 года, украшенный колоннами и растительным мотивом. Архитектурное сооружение источника обладает большим количеством схожих свойств с источником, находящимся у входа в монастырь , а также с источником у гостиницы монастыря . Дорожки слева и справа украшены выложенными галькой изображениями креста и якоря, символизирующего надежду. Встав под деревьями, напротив входа, можно полюбоваться великолепным видом на юго-восточное побережье полуострова. Можно разглядеть столицу Афона - город Карьес, а также монастырь . Ближайшее сооружение с большим куполом - это келья монастыря святых Петра и Онуфрия, древний скит Магула. Севернее монастыря располагается старая водяная мельница.

Главный вход в монастырь находится в восточном крыле. Над входом располагается икона Благовещения Богородицы, перед который горит неугасимая лампада. Врата главного входа поддерживают двухэтажное сооружение с куполом, относящимся к часовне Святых 5 Мучеников. Небольшой проход с двумя железными дверями ведёт во внутренний двор. Просторный внутренний двор обязан своим размером ремонтным работам северного крыла, произведенным после пожара 1871 года. Крыло было перенесено севернее, чтобы существовало необходимое безопасное расстояние от главного храма, который на данный момент занимает центральную, главенствующую позицию.

Главный храм обители также довольно просторный. Он был построен в 1746 году иеромонахом Митрофаном, на фундаменте более древнего храма, построенного, вероятно, еще до середины XVI столетия, в виде базилики с фресками . Храм посвящен Благовещению Богородицы.

Фрески внешнего притвора были созданы в 1765 году и изображают сцены из Апокалипсиса и святых. Слева от входа изображаются основатели монастыря: святой Симеон и святой Филофей. Также стоит обратить внимание на изображение Богородицы, сидящей на троне. Левая часть внешнего притвора прячет верхнюю зону фресок под деревянным потолком.

Северная часовня Рождества Честного Иоанна Предтечи обладает великолепным резным позолоченным иконостасом, расписанным иеромонахами Гавриилом и Неофитом в 1776 году.

Южная часовня Собора Архангелов расписана чудесами Архангела Михаила. Здесь стоит обратить внимание на изображение сцены спасения архангелом Михаилом Константинополя от персов, а также на фреску святого Георгия, облаченного в одеяния эпохи.

Расположение часовен внутри монастырских стен характерно также и для других монастырей, так как не является случайным, но отражает линию жизни монаха: от часовни честного Иоанна Предтечи, предводителя монашеского войска, где происходил постриг монаха, к главному храму, где проходила монашеская жизнь, к часовне Собора Архангелов, где происходила заупокойная служба.

Фрески притвора, созданные в 1765 году, также как фрески главного храма, являются работой двух братьев Константина и Афанасия, которые также расписали главный храм монастыря в 1783 году, главный храм скита Благовещения Богородицы монастыря в 1768 году, а также Скит Святой Анны в 1757 году.

Здесь можно увидеть удивительное и редкое изображение святого Христофора с головой собаки, на южной стене, рядом со святым Варваром (бывшим грабителем Рахаем) и святым Моисеем из Эфиопии, который ранее также был грабителем. На северной стене выделяется изображение распятого монаха, сражающегося с демонами и соблазнами.

Мраморные инкрустации в полу главного храма были созданы в 1848 году. Фрески 1752 года служат великолепным примером изменений, которые принёс с собой XVIII век в искусство иконописи: ограничение цветовой палитры, а также богословских отсылок, которые присутствовали в более ранних периодах.

В сцене Рождества Христова Богородица и Иосиф изображаются рядом с Божественным Младенцем, напоминая изображение Святой Семьи, присущие более Западной культуре и искусству.

В проскинитарии у левой восточной колонны находится главная икона монастыря, . Это двусторонняя икона, на обратной стороне которой изображается распятие. Согласно преданию, она была брошена в море, чтобы найти свое спасение во время иконоборчества (726-840). В вертикальном положении, в окружении божественного света, икона пристала к берегу, в районе причала монастыря. В этом месте тут же забил источник пресной воды, омывший икону. Игумену монастыря было видение о прибытии иконы, с особым почетом ее перенесли в монастырь.

Другая особо почитаемая икона - это , также прибывшая чудесным образом в монастырь. Название иконы обуславливается ее положением внутри храма, рядом со стасидиями, где обычно стоят молодые монахи под неусыпным взором старцев.

Иконостас храма происходит из предыдущего кафедрального собора обители. Четыре крупные иконы: Иисус Христос, Богородица, Благовещение и святой Георгий датируются 1777 годом, но в некоторых местах покрыты более поздним слоем изображений.

Особо впечатляют иконы 12 праздников XVI-XVII века, необычайно крупных размеров. Икона Рождества удивительно напоминает соответствующую икону монастыря Ставроникита, Что свидетельствует о продолжении традиции, начатой Феофаном Критским. На южной стене находится икона святого мученика Космы Этолийского.

В колокольне, построенной в 1764 году, как пристройка внешнего притвора, располагается часовня Святой Марины. Также в крылах зданий располагаются часовни Святого Иоанна Златоуста и Святого Николая. За стенами монастыря построены часовни 3 Иерархов и Святого Трифона, пристройка к дому садовника, а также часовня Рождества Богородицы (Панагуда).

Кладбищенский храм Всех Святых, постройка 1809 года, примечателен великолепным позолоченным иконостасом, с изображением сцены под названием Корень Иессеев.

Трапезная расположилась на первом этаже западного крыла, прямо напротив входа в главный храм. Помещение расписано великолепными фресками Критской Школы. Соответствующая надпись повествует о том, что здесь были произведены ремонтные работы в 1540 году на средства правителя Грузии Леонтия и его сына Александра.

Купель располагается между главным храмом и трапезной. Она украшена мраморными колоннами и плитами. На куполе изображаются пророки и сцены, связанные с водой: Крещение, Животворящий Источник, Переход через Красное море.

Библиотека находится на первом этаже относительно недавно построенного северо-западного крыла. Здесь хранятся 370 рукописей. Самая древняя из них датируется VIII веком. Величайшей важностью обладает Евангелие, одно из древнейших, которые хранятся на сегодняшний день на Святой Горе Афон. В нём можно увидеть изображение Евангелиста Марка, как философа.

Частицы Мощей

Достоянием монастыря является Частица Честного и Животворящего Креста Господня, подарок Сербского императора Стефана Дусана (1347), Десница (правая рука) Иоанна Златоуста, сложенная в виде Благословения.

Честные Главы, Преподобного Луки Стириотиса, Дионисия Олимпийского.

Частицы Мощей Святых, Исидора Ремесленника, Космы Этолийского, Харалампия, Параскевы, Целителя Пантелеимона, Марины, останки 40-ка мучеников Севастийских, Димитрия Мироточивого Солунского.

На правом берегу высохшего русла реки Мелопотаму, спускающейся с северо-запада, на северных склонах горы Святой Афон на высоте 533 метра расположен монастырь Филофей. Там же, близко к левому берегу, не так далеко от моря, находится и Катаема "Мегисти Лавра Милопотаму". Как гласит предание, своим именем монастырь обязан некоему монаху-отшельнику Филофею, жившему здесь приблизительно в 870 - 972 гг. Он и считается основателем монастыря. Ранее он назывался Монастырь Фтерис. В 1046 году упоминаются имена еще 3 других монахов: Арсений, Филофей и Дионисий, а позднее и Никифор Вотаниатис (1078-1081 гг.), который восстановил монастырь и подарил ему при этом много святынь. Среди святых даров была и часть Тщесного Древа. В 1124 году сюда перебрались беженцы из деревни Магула в Спарте, поэтому и местность, где находится сегодняшний Скит Иверов (скит монастыря Филофей до 1786 года) называется Магула. В 1540 году царь Грузии Леонтий и его сын Александр восстановили монастырь, построив и большую трапезную. В 1734 году вождь Влахии Гиккас Григориас поддержал монастырь специальной Золотой Буллой. В 16 веке здесь служил игуменом Святой Дионисий. Приговоренный, однако, болгарскими монахами к смерти, он ушел в Пиерию, где на Олимпе основал Храм Преображения Господня. В районе монастыря во времена Константина Великого (323-337), когда на Афоне еще существовал идолопоклонничество, было основано Епископство. Здесь в 1758-1760 гг. монашествовал великомученик и руководитель освободительного движения Козма Этолос в качестве ученика Панайота Палама в Афонской школе.

Соборный храм монастыря, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, построен на месте древнего античного храма. Расписан он был в 1752 году. На левой колонне Соборного храма существует чудотворная икона Божьей Матери "Гликофилуса" (Сладкое лобзание, 1,26 см на 1,87 см) написанная, согласно преданию Евангелистом Лукой. Во времена иконоборчества благочестивая супруга патрикия Симеона Виктория, бросила ее в море, чтобы спасти от рук святотатцев-иконоборцев. Однако икона чудным образом достигла порта монастыря, как и икона "Портаитисса" в монастыре Иверов.

Библиотека монастыря содержит 25 рукописных кодексов, 54 из которых написаны на пергаменте, 2 пергаментных свитка со Святыми Литургиями Великого Господа и много печатных изданий.

Среди святынь монастыря, помимо иконы "Гликофилусса" в отделанной серебром и золотом раме, хранится правая рука Святого Иоанна Хрисостома, пальцы которой собраны для благословления. Сохраняется как кожа, так и вены. Эта святыня была подарена монастырю по Золотой Булле Андронника II Палеолога. Здесь хранятся также часть ноги Святого Пантелеймона, которая была преподнесена в дар монастырю Константином Палеологом (1448 -1453), мощи Святой Марины, Святого Исидора с острова Хиос, лик Святого Луки, мирон Святого Димитрия и др. В трапезной сохранилась настенная роспись, датируемая 1540 годом, работы иконописца Джордже с Крита.

Монастырю Филофей подчиняются и 12 келий, построенных в этой зеленой местности, и 2 - в Кариесе.

Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.

В получасе ходьбы от Каракалова монастыря находится Филофеев монастырь. Он стоит на обильном растительностью плато, где, согласно традиции, в древности существовал Асклепийон. До Кареи можно дойти за два с половиной часа. Праздником монастыря является Благовещение Богородицы (25 марта).

В официальных документах монастырь появляется впервые в 1015 году в меморандуме прота Никифора, где среди прочего встречается имя «Георгий, монах и настоятель Филофея». Сохранился также другой, почти современный предыдущему (1021) документ, где Филофеев монастырь носит название «монастырь Птеры». причем речь идет о попытке установления границ между тремя соседними монастырями – Кравату (Лавры), Магульr и Птеры, т.е. Филофеева. Несколько позднее, во Втором Уставе Святой Горы, на двенадцатом месте стоит подпись Луки «настоятеля монастыре Богородицы или Филофея».

Из этих и других данных явствует, что монастырь был основан в последней четверти Х века, и эта датировка согласуется с другой традицией, в соответствии с которой основателем его был современник Афанасия Афонского Преподобный Филофей. Кроме того, в пользу этого взгляда свидетельствует послание – т.н. энклитика, которую написал для Павла Ксиропотамского вышеупомянутый настоятель Филофеева монастыря Георгий (1016).

Некоторое время Филофеев монастырь пребывал в безвестности, несмотря на все пожертвования, сделанные императором Никифором Вотаниатом (1078-1081), благодаря которым и был построен монастырь, только тогда и получивший вид настоящего монастыря. В конце XIII и XIV веках императоры из династии Палеологов и особенно Андроник II, Андроник III и Иоанн V проявили о монастыре большую заботу. Появление в ту же эпоху хрисовула Стефана Душана (1346), который старался вновь заселить монастырь, имело своим следствием то, что сюда прибыли многие сербские, а затем и болгарские монахи. Примером, характеризующим создавшееся положение, является акт прота от 1483 года, который настоятель Филофеева монастыря подписывает не по-гречески, а по-славянски.

Во Втором Уставе Святой Горы (1046) монастырь занимает давятнадцатое, а в Третьем Уставе (1394) – тринадцатое место среди афонских монастырей.

В начале XVI века настоятель Дионисий совершил много деяний на благо монастыря, преобразовав его из идиоритмического в общежительный. Однако по причине враждебного отношения славянофильски настроенных монахов Филофеева монастыря, которые ушли отсюда значительно позднее, он был вынужден покинуть Афон и отправился на Олимп, где основал свой монастырь, который сохранился до сих пор и известен под названием «монастырь Святого Дионисия на Олимпе».

Почти в середине следующего, XVII века (1641) царь Михаил позволил монахам Филофеевого монастыря раз в семь или восемь лет странствовать по России. собирая добровольные пожертвования. Однако этого оказалось недостаточным для существенного улучшения положения, которое изменилось только в XVIII веке благодаря интересу, проявленному со стороны греческих правителей придунайских княжеств. Так, валашский воевода Григорий Гикас в 1734 году определил в специальном хрисовуле ежегодную денежную помощь в 6600 аспр при условии, что раз в год в его княжество будут присылать для освящения правую руку Златоуста. Подобное решение принял позднее и Константин Маврокордатос. Эта помощь, хотя и продолжавшаяся всего несколько лет, оказалась достаточной для того, чтобы монастырь смог подняться, отстроив целый ряд своих сооружений.

В эту эпоху среди монахов монастыря выделяется такая выдающаяся личность, сыгравшая значительную роль в истории церкви и всего греческого народа, как Косьма Этолийский, известный своей борьбой против исламизации Греции в суровые годы турецкого порабощения.

В 1871 году монастырь сгорел почти полностью, за исключением собора, трапезной и библиотеки. Однако благочестие монахов позволило сохранить жизнь в монастыре, чему способствовали и разного рода пожертвования, на которые он был постепенно восстановлен и приобрел свой нынешний вид. В эти годы прибыть сюда получило возможность большое число русских монахов, которые желали захватить монастырь, чего однако не произошло, благодаря твердой позиции греческих монахов.

Здания монастыря расположены внутри прямоугольной ограды и, как и в других афонских монастырях, относятся главным образом к трем периодам началу XVI, середине XVIII и концу XIX века. При этом в Филофеевом монастыре в настоящее время непрерывно проводятся те или иные работы, в частности реконструируется его северная сторона.

Собор монастыря

Монастырский собор , согласно надписи в стене у окна правого хора для певчих, был построен в 1746 году поверх остатков другого монастыря, который к тому времени был разрушен. Фресковая живопись создавалась постоянно в течение многих лет и была завершена в 1752 году в главном храме, а в 1765 году в литийном притворе и наружном нартексе. Кроме того, в 1848 году была завершена мраморная облицовка, а в 1853 году – раскраска и полировка иконостаса. Башня звонницы является постройкой 1764 года.

Встроенная в западное крыло монастыря, строго напротив главного входа в собор трапезная была расширена в XVI веке. В ней сохранились, хотя и в поврежденном состоянии, ценные фрески XVI века, возможно, критской школы. Между собором и трапезной находится фиал водосвятия, сооруженный целиком из прекрасного белого мрамора.

Кроме центрального храма, Филофеев монастырь располагает еще 6 часовнями на территории внутри крепостных стен. Это две расписанные фресками часовни по обе стороны от литийного притвора – Архангельская (1752) и Иоанна Предтечи (1776), где находится замечательный резной деревянный иконостас (1786), часовня Святой Марины в башне звонницы, часовня Святых Пяти Мучеников на восточной стороне и Святого Иоанна Златоуста и Святого Николая на западной. За пределами монастыря находятся еще три его часовни – Всех Святых на кладбище, Трех Иерархов или Святого Трифона в саду и Панагуды или Рождества Богородицы. Кроме того, вокруг монастыря расположены его 12 келий, половина из которых необитаема, а одна келья, Святого Косьмы Этолийского, находится в Карее и является представительством монастыря.

В монастырской ризнице хранятся часть Животворящего Древа, дар императора Никифора III Вотаниата, правая рука Златоуста, дар Андроник II, реликвии других святых, кресты, много риз и церковной утвари. Однако самой знаменитой из регалий Филофеева монастыря, составляющей предмет его гордости, несомненно является чудотворная икона Богородицы Сладостного Лобзания, которая находится в левом проскинитарии собора. Предание гласит, что икона эта очень старая и была принесена на Афон волнами, в которые ее бросила в Константинополе Виктория, супруга патрикия Симеона, чтобы сохранить от ярости иконоборцев. Эта икона считается одной из наиболее почитаемых на Афоне и покрыта более поздним и весьма массивным окладом. Кроме иконы Сладостного Лобзания, в монастыре есть другая значительная икона Богородицы Геронтиссы (Старицы), о которой говорят, что она прибыла чудесным образом из Нигриты.

Монастырская библиотека , кроме многих печатных книг, содержит также 250 рукописей, 54 из которых написаны на пергаменте, а также 2 литургических, опять-таки пергаментных свитка. Из иллюстрированных рукописей следует упомянуть Четверное Евангелие (№ 33), одно из самых старинных на Афоне, с изображением Евангелиста Марка.

После длительного периода идиоритмической жизни 1 октября 1973 года по решению Священного Кинота патриарха Димитрия Филофеев монастырь стал общежительным. С 1574 года он занимает двенадцатое место среди 20 афонских монастырей и насчитывает в общей сложности более 90 монахов.

�ед�]��X�JX�J�ека на месте более раннего собора Богородицы и реконструирован в 1627-1628 годах. Нартекс его построен после 1630 года. Собор находится к востоку от очень узкого монастырского двора и располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546). На этих фресках можно видеть также портрет патриарха Иеремии I, который изображен как ктитор с подобием храма в руках. замечательный резной деревянный иконостас храма был создан, согласно содержащейся на нем надписи, в 1743 году, когда настоятелем монастыря был Григорий с Хиоса.

Кроме собора, монастырь располагает несколькими часовнями на своей территории и за ее пределами в экзартимах. Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее.

Трапезная встроена в верхний этаж южной стороны и содержит замечательные фрески (по всей вероятности, критской школы).

Из монастырских регалий следует упомянуть очень интересную мозаичную икону Святого Николая Устричного (устрица впилась в лоб святому, когда он был найден рыбаками в море), которая хранится в соборе, интересный Додекаорт на иконостасе (1546), фрагменты святых реликвий, старинные священные ризы, церковную утварь и др.

Библиотека располагается в помещении нижнего этажа собора и содержит 171 рукопись, 58 из которых, а также 3 литургических свитка написаны на пергаменте. Из рукописей выделяются некоторые иллюстрированные (напр., №№ 43, 50, 56 и др.) с богатым декором. Кроме того, здесь есть значительное число печатных книг.

Ставроникитский монастырь – первый монастырь, изменивший образ жизни в последние годы, став из идиоритмическоro общежительным, чему последовали и другие монастыри. Монастырь насчитывает около 50 монахов, которые проживают на его территории и за ее пределами, и занимает пятнадцатое место в иерархии 20 афонских монастырей.

Предание.

Икона Божией Матери «Гликофилусса». Фрагмент

По преданию, чудотворной иконе Божий Матери «Гликофилусса» (Сладкое лобзание) грозила опас ность быть уничтоженной в период гонения на иконопочитателей (726-842 гг). Жена римского патриция Симеона, благочестивая Виктория, стремясь спасти святой образ от поругания, вверила его Божиему промыслу и отпустила плыть по водам. Икона приплыла к причалу монастыря Филофей и была взята монахами в храм. На месте обретения иконы возник источник. Он существует и по сей день.