Домой / Хоста / Почему роттердам стал морским портом. Роттердам – крупнейший порт Европы

Почему роттердам стал морским портом. Роттердам – крупнейший порт Европы

Порт Роттердама – самый большой в Европе. Его площадь достигает 105 км2, а длина береговой линии – 40 км. Порт разделён на 5 районов и 3 отгрузочных зоны, здесь обслуживаются более 40 000 000 потребителей и ежегодно транспортируется более 400 миллионов тонн различных товаров.

Из-за своего удачного расположения Роттердам стал главным морским портом Европы. Он находится в устье рек Рейн и Маас (Южная Голландия), через которые можно быстро и безопасно транспортировать груз из Нидерландов на территорию Бельгии, Франции и Германии. Именно через Роттердам большая часть товаров, приплывающих с Азии или Америки, поступает вглубь континентальной Европы.

Какую ценность представляет морской порт Роттердама для туристов и можно ли приехать сюда на экскурсию? Что находится на его территории и как туда попасть? Ответы на самые важные для путешественников вопросы – в этой статье.

История



Первые воспоминания о порте Роттердама датируются концом 13 века, когда в небольшой рыбацкой деревне была построена плотина на устье реки Рейн. Немногим позже, в 1340 году, на этом месте выкопали канал, известный под названием «Rotterdam Schie», ставший в последствии главный портом провинции и предвестником Роттердама.

Следующий значительный этап в истории порта наступил в эпоху Великих географических открытий. После того, как был обнаружен короткий морской путь в Индию, голландская торговля и судоходство начали своё стремительное развитие, превратив Роттердам во второй торговый город страны. В 1873 году порт был расширен и получил выход в Северное море, сюда стали приплывать не только обычные товарные судна, но и более крупные океанские пароходы.



Первая и Вторая мировые войны уничтожили более трети объектов порта, чья важность только возрастала в связи с развитие промышленности в Рурском регионе. Во второй половине 20-го века Роттердам буквально «восстал из пепла», оставшегося после многочисленных бомбардировок. На его месте был построен совершенно новый город с практичной и необычной архитектурой, морской порт стал воплощением смелых инновационных проектов, которые вызывают восхищение не только с туристической, но и с профессиональной точки зрения.

Интересно знать! В период с 1926 до 1986 года Роттердам являлся крупнейшим портом мира.

Современный порт

Сегодня Роттердам называют главными «воротами Европы». Он является одним из самых больших портов в мире по грузообороту – ежегодно через его причалы и склады проходит более 440 000 000 тонн товаров. Через Роттердам транспортируют в основном нефтяные продукты, руды, песок, уголь и контейнерные грузы.



Ландшафт местности вокруг Роттердама позволил наладить здесь автомобильное и железнодорожное сообщение, что стало ещё одним достоинством порта. Кроме того, его территория славится наличием необычной архитектуры, так как некоторые компании, чьи склады и офисы расположены в этом месте, создавали целые проекты по созданию уникальных зданий с широким функционалом. В порту также есть небольшой Морской музей.



Морской музей

Занимательный факт! Морской порт Роттердама называют королём голландской архитектуры.

Порт Роттердама – место, в котором не бывает ночей. Он открыт 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году. В год сюда приплывают более 135 000 суден и более 4 млн туристов, желающих лично побывать в главной гавани Европы.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы


Экскурсии в Роттердаме

Увидеть самый большой порт Европы изнутри – мечта многих путешественников. Чтобы её осуществить, компания Spido, чей главный офис находится рядом с мостом Эразма, ежедневно проводит более 5 экскурсий по водным артериям Роттердама.



Увлекательная прогулка на скоростном корабле Спидо позволит вам побывать там, куда не привезёт такси и не доведут ноги. Вы своими глазами увидите все особенности работы этого огромного механизма: туристический катер проходит по реке Маас через основные части порта, доки и верфи, он проплывает мимо морских суден, обслуживающих буксиров и заправщиков, показывает путешественникам самые интересные здания Роттердама.



Экскурсия по морскому порту будет интересна как маленьким, так и взрослым. Она длится 1,5 или 2,5 часа и сопровождается информацией на голландском, английском, французском и немецком. Отправление происходит практически каждый час из-под моста Эразма.

Совет! Еда и напитки на корабле стоят очень дорого, поэтому лучше купить их заранее. Компания не запрещает проносить на борт сэндвичи, фрукты и даже вино.

Полезная информация


  • Стоимость круиза – 12 евро. Обладатели карты HollandPass имеют право на скидку, о чём обязательно нужно напоминать кассиру;
  • Компания работает ежедневно с 9 утра до 17 вечера. Узнать точное время отправления судна можно только на месте, так как график корабля Спидо зависит от его загруженности;
  • Рядом с билетными кассами компании находится одна из лучших сувенирных лавок Роттердама. Здесь можно купить много интересных подарков, преимущественно морской тематики;
  • Если вы хотите наслаждаться экскурсией с верхней палубы, заранее попросите плед и не забудьте шарф – корабль движется с высокой скоростью и пассажиров постоянно обдувает ветер.

Порт Роттердама – уникальный механизм, поражающий своими масштабами. Посмотрите на его мощь и силу своими глазами! Удачного путешествия!

Похожие записи:

Порт Роттердам — один из крупнейших в мире и самый большой в Европе. Находится в Нидерландах и по данным за 2011 год является десятым в мире по количеству контейнеров, обрабатываемых в нем. Порт находится в дельте Рейна в 33 километрах от Северного моря, с которым Роттердам соединен глубоководным каналом, доступным для прохода крупных океанских лайнеров.

Порт Роттердам объединяет 50 бассейнов, в которых одновременно могут находиться 300 морских судов. Длина причального фронта составляет около 57 километров и имеет глубину, доходящую до 22 метров.

Порт Роттердам пропускает более 50% внешнеторгового оборота Нидерландов и 75% всех перевозок грузов по Рейну.

Нефть составляет около 70% оборота порта и является главной статьей оборотов. Поэтому здесь 5 нефтегаваней с 68 причалами, из которых 14 способны принимать танкеры грузоподъемностью до 280 тысяч тонн.

Порт Роттердам ежегодно пропускает более 30000 морских и 250000 речных судов. Однако нельзя сказать, что порт является только грузовым. Большое место в нем занимают и пассажирские перевозки. Отсюда в Халл отправляется паром, который в пути проводит 12 часов. Также через порт Роттердам проходит огромное количество круизных лайнеров, делая в нем остановку.

Такси, трансфер до порта Роттердам

Трансфер от KiwiTaxi (индивидуальный, групповой) — комфортный способ добраться до порта Роттердам, заранее спланировав поездку.

Поиск трансферов в Порт Роттердам

Показать трансферы из Порт Роттердам


Откуда Куда Стоимость
Порт Роттердам Роттердам от 3631 p. показать
Порт Роттердам от 3631 p. показать
Порт Роттердам Аэропорт Роттердама и Гааги от 5955 p. показать
Порт Роттердам Лиссе от 10021 p. показать
Порт Роттердам Аэропорт Схипхол от 10312 p. показать
Порт Роттердам Амстердам от 10893 p. показать
Порт Роттердам ЖД-станция Амстел от 10893 p. показать
Порт Роттердам Катшовел от 13652 p. показать
Порт Роттердам Аэропорт Эйндховена от 15395 p. показать
Откуда Куда Стоимость
Роттердам Порт Роттердам от 3631 p. показать
Роттердам Железнодорожный Вокзал Порт Роттердам от 3631 p. показать
Аэропорт Роттердама и Гааги Порт Роттердам от 5955 p. показать
Лиссе Порт Роттердам от 10021 p. показать
Аэропорт Схипхол Порт Роттердам от 10312 p. показать
Амстердам Порт Роттердам от 10893 p. показать
ЖД-станция Амстел Порт Роттердам от 10893 p. показать
Катшовел Порт Роттердам от 13652 p. показать
Аэропорт Эйндховена Порт Роттердам от 15395 p. показать

Наличие городов-портов на территории какой-либо страны улучшает ее экономику. В Нидерландах расположен крупнейший порт мира - Роттердам. О нем читайте в статье.

Описание

Описывая этот порт, нельзя не сказать, что его площадь измеряется десятью тысячами гектаров. Его совокупная протяженность составляет около сорока тысяч метров, или 40 километров. Место его расположения - дельта трех рек, сообщающихся с Северным морем. Он также связан с рекой под названием Нивье-Маас. Посетить его можно в любой день недели. Он открыт каждую минуту. Всего здесь швартуется в год более тридцати тысяч судов - настолько он огромный.

Порт Роттердам состоит из множества гаваней. Каждая из них носит свое название и номер, так что спутать их невозможно. Кроме того, он имеет сообщение со всей страной и другими государствами через железную дорогу.

Постоянное количество людей, проживающих на территории данного города, составляет около 617 тысяч, поэтому он является одним из крупнейших городов Нидерландов, уступая в численности населения лишь Амстердаму.

У порта есть даже девиз, который звучит так: «Окреп в борьбе».

История

Этот порт зародился в эпоху Средневековья. Именно в это время там впервые появились гавани. Однако к девятнадцатому столетию реки, соединявшие его с морскими путями, были заилены, в результате чего порт Роттердам стал труднодоступен. Поскольку именно в 19 веке промышленность в Рурской области стала интенсивно развиваться, порт стал востребованным. Так что в 1830 году он получил специальный канал.

Вскоре увеличилось количество проходящих здесь судов, и в 1872 году второй канал связал порт непосредственно с морем. Появились новые гавани, располагающиеся на острове под названием Эйсселмонд. В девятнадцатом и двадцатом столетиях образовывалось все больше и больше гаваней, так как порт становился крупнее. В 1958 году в роттердамском порту появился индустриальный нефтехимический комплекс, один из ведущих в мире. После этого сюда могли попасть даже самые большие корабли.

До сих пор порт Роттердам развивается. Так, в 1970-х годах здесь появились новые гавани, а количество грузов, ввозимых на его территорию, все сильнее увеличивается по сей день. В период с 1962 года по 2004 он был крупнейшим во всем мире, однако в последнее время это звание носит порт Шанхая. Несмотря на это он остается ведущим в Европе.

Деятельность в порту

В настоящее время такой крупный порт, как Роттердам, является одним из самых важных в мире. Грузопотоки, перерабатываемые здесь, по большей части состоят из таких полезных ископаемых, как руда и уголь. Кроме того, нефтепродукты и нефть в чистом виде также попадают сюда. Всего в порту работает пять гаваней для приема черного золота, в состав которых входит 68 причалов.

Многие люди, интересующиеся корабельным делом, посещают Нидерланды. Порт Роттердам - место, в котором кипит жизнь. Здесь работают паромы, ремонтируются судна, а также располагаются кораблестроительные верфи. Если назвать точные числа, то можно насчитать 8 предприятий, предназначенных для судоремонта.

Роттердам - не только морской порт. Ежегодно в его пристанях пришвартовывается более двухсот тысяч речных судов, точнее, 250. Он является частью широко разветвленной железнодорожной системы. Кроме того, здесь находится один из крупнейших Исторические факты свидетельствуют о том, что именно в этом городе было открыто первое в Нидерландах метро.

Интересно, что во времена одной из крупнейших войн, а именно Первой мировой, в порту велась активная деятельность шпионов.

Экскурсии

Порт Роттердам является не только лидером среди мировых портов. Этот город пользуется большой популярностью у туристов. Люди организовывают как самостоятельные поездки, так и групповые экскурсии. Так, можно выбрать среди нескольких вариантов длительность подобной прогулки. Она может занять как 75 минут, так и два с половиной часа. Летом принять участие в экскурсии можно хоть несколько раз в сутки, даже ночью.

Программа экскурсий рассчитана таким образом, что все желающие смогут рассмотреть все самое интересное. К примеру, не останутся без внимания причалы, доки, склады, контейнеры, привезенные со всех стран мира. Ночью туристы имеют возможность увидеть романтичный Роттердам - город-порт, освещенный тысячами фонарей и прожекторов.

Достопримечательности

Морской порт Роттердам является городом, который по праву считается королем голландской архитектуры. Здесь расположено большое количество зданий, которые в разное время были рекордсменами, например, по высоте. Так, одно из сооружений, построенных в начале двадцатого века, на протяжении нескольких лет считалось самым высоким в Нидерландах. Оно возвышалось над землей на 45 метров.

Конечно, посещая порт, нельзя не заинтересоваться местными достопримечательностями. К ним относятся, в частности:

  • Кубические дома, которые считаются ярким примером современной архитектуры.
  • Евромачта, возвышающаяся над землей на многие метры.
  • Белый дом - один из самых красивых во всем городе.

  • Мост Эразма, или же мост-лебедь. Крупнейший разводной мост мира, строительство которого обошлось стране в 110 миллионов долларов.
  • Морской музей, посетив который, люди могут расширить знания об истории судостроения.

Ежегодно туристы посещают достопримечательности Роттердама. Всего насчитывается около четырех миллионов людей, которые приезжают в порт.

Роттердам — второй город Голландии и с 1968 г. самый большой порт в мире. Этого достаточно, чтобы понять, как быстро мог развиться город, основанный на месте, где небольшая река Ротте впадает в Маас; дамба на реке Ротте впервые упоминается в документе 1283 г.

В 1340 г. за Роттердамом были закреплены права и привилегии города, и 10 лет спустя его жители получили от графов Голландских разрешение на строительство канала, ведущего в и специально для перевозки английской шерсти, спрос на которую постоянно рос. Именно с этого времени начинается развитие Роттердама как торгового порта.

Несмотря на войны и стихийные бедствия, нарушавшие в прошлом экономический рост города (как, например, осада Максимилианом Австрийским в 1489 г., пожар 1563 г. или разграбление испанцами в 1572 г.), Роттердам продолжал развивать активную торговлю, особенно с французскими портами на Ла-Манше и на Средиземном море. Туда везли продукты рыболовства и сельского хозяйства, оттуда привозили соль, вино, фрукты.

Интенсивное движение вынудило Роттердам после 1600 г. построить большой порт с 10 новыми широкими причалами.

После 1870 г. прокладывается новый морской путь, Ниуве Ватервех — канал длиной 18 км, обеспечивший более короткий и прямой выход к морю. С этого времени Роттердам стал портом мирового значения, и график его перевозок становился все более интенсивным.

Поэтому в период с 1870 по 1940 гг. были построены 20 новых причалов, часть из них громадных размеров (чтобы построить Ваалхавен — самый большой в мире искусственный порт — были пожертвованы 300 га польдеров).

Роттердамский порт, в котором ежегодно швартуются более 30 000 морских судов, сегодня самый большой в мире: он протянулся больше, чем на 30 км в сердце города, вдоль берегов реки Маас и Ниуве Ва-тервех, «старого» канала 1870 г., который стал началом будущего города. В последи десятилетия в устье канала построен Европорт — грандиозная платфор ма в море для швартовки больших океанских судов, которым осадка позволяет войти в город. Вся жизнь Роттердама тесно связана с море в нем есть знаменитый Морской музей принца Хендрика, в котором пре ставлено 650 моделей кораблей, 2000 проектов конструкций, морск карты, атласы, документы.

Роттердам - крупнейший порт Старого Света - постоянно развивается: его владельцы и менеджмент внедряют новшества, способные существенно поднять и без того высокую эффективность предприятия

Расположенный на территории Нидерландов порт Роттердам в шутку называют самым большим портом Германии. Впрочем, эти слова могут быть отнесены не только к Германии, но и к целому ряду других стран, например, Австрии, Швейцарии: наибольшая часть грузов, доставляемых в эти государства, проходит через самые главные «ворота в Европу». Впрочем, и сам Роттердам уже с трудом можно называть голландским: порт теряет свою национальность - сегодня здесь на каждом шагу можно встретить торговых представителей едва ли не из всех стран мира, работников логистических комплексов глобальных корпораций, китайских моряков, российских бункеровщиков…

В последние годы крупнейший в Европе перегрузочно-логистический комплекс Роттердама столкнулся с целым рядом системных вызовов. Ответив на эти вызовы, порт сможет перейти на новый технологический уровень, определяемый в первую очередь иным представлением о качестве услуг и в целом о принципах работы транспорта и логистики.

Расположенный на реке Рейна порт обладает одним важным преимуществом перед своими конкурентами - стивидорными компаниями, находящимися на европейском побережье между Гамбургом и Гавром: непосредственной близостью перегрузочных терминалов к Северному морю. Конкурентам же, прежде чем добраться до причала, необходимо пройти большое расстояние по реке или каналу в глубь континента.

Уникальность местоположения порта, предопределившая его успех, состоит и в том, что реки, текущие по территориям разных стран, великолепно подходят для транспортировки грузов в центральную и западную часть Европы. А ландшафт местности сделал возможным интенсивное автомобильное и железнодорожное движение, что крайне важно при высоком грузообороте. К примеру, в России ни один из первой десятки портов не имеет прямого выхода на федеральную автотрассу, что сдерживает рост объемов перевалки.

Среди портов мира Роттердам по грузообороту третий после Шанхая и Сингапура. В 2005 году через него было перевалено 370 млн тонн грузов, а это лишь немногим меньше, чем общий показатель всех российских портов (скажем, порт Санкт-Петербурга перевалил лишь около 58 млн тонн). Более 100 тыс. речных судов ежегодно загружаются и разгружаются на берегах Рейна.

До недавнего времени порт Роттердам принадлежал городу и был под управлением муниципалитета, как единственного акционера. Но теперь в состав собственников вошло и федеральное правительство Нидерландов, что, однако, не изменило общую схему: муниципалитет и государственные власти делегируют часть своих полномочий управляющей компании Port of Rotterdam, которая разрабатывает стратегию и осуществляет оперативный менеджмент. При этом компания работает в непосредственном контакте с профильными структурными подразделениями сената города Роттердам. Все проекты, будь то строительство новых терминалов или же намыв территории, согласовываются с муниципалитетом, но в то же время управляющая компания обладает значительной самостоятельностью (показательно, что в 2005 году подобную модель управления перенял и один из основных конкурентов Роттердама - порт Гамбург).

Роттердамский порт получил естественное продолжение не только в виде речных путей, автомобильных и железных дорог (которые уже можно считать такой же портовой инфраструктурой, как подходные каналы и причальные стенки); его коммерческие представительства разбросаны по всему миру, есть постоянные представители и в столице Евросоюза Брюсселе. Задача этих представителей заключается в отстаивании интересов компании при развитии законодательства ЕС в области портового хозяйства, а также в помощи европейским чиновникам - например, в предоставлении информации о таком специфическом виде бизнеса, как перевалка грузов и логистика.

В ближайшие несколько лет роттердамскому порту предстоит справиться с рядом задач. Например, решить, как вести себя в ситуации, когда стремительно увеличивается давление на внутриевропейские водные пути. Дело в том, что почти все товарные потоки растут быстрее, чем ожидалось ранее. Всего за пять ближайших лет общий грузооборот достигнет 400 млн тонн, а это на 7% выше, чем прогнозировалось еще совсем недавно.

Интенсификация грузооборота требует решений, направленных на более эффективное использование имеющихся ресурсов, а не на экстенсивный путь развития. Порт Роттердама принял не оригинальное, но логичное и рациональное решение - внедрять в работу высокие технологии. Введение в 2004 году Международной морской организацией новых правил охраны судов и портовых сооружений потребовало от администрации порта работы с большим массивом информации. Так, каждый из 141 морского терминала обязали принять определенные меры для обеспечения безопасности, а администрации остается информировать об этих мерах, а также проверять их выполнение. Для простоты обмена информацией руководство порта внедрило интерактивную софтверную программу, которая доступна через интернет.

В ближайшем будущем на всей территории порта будет создана беспроводная телекоммуникационная система, которая позволит его работникам и представленным в порту компаниям получать доступ к информации из любой точки порта, без привязки к стационарным компьютерам. Предполагается, что эта мера повысит мобильность всех операций, что в итоге приведет к более быстрому и слаженному проходу судов.

Среди других мер, отвечающих требованиям современности, - активное вмешательство в перераспределение грузов между видами транспорта. Казалось бы, дело портовиков - предоставить грузовладельцу качественный сервис по перегрузке и ряду других операций, а уж чем доставлять свой товар до места назначения, клиенту решать самому. Но так было прежде. Сегодня порт Роттердам поставил перед собой конкретную задачу снизить нагрузку на автомобильные дороги, которые не только в Нидерландах, но и вообще в Европе задыхаются от избыточного трафика - в первую очередь грузового, и перебросить часть потоков на железную дорогу.

Разумеется, административными методами этой цели не достичь, но улучшением сервиса (и этому хорошо бы поучиться у голландцев нашим транспортным чиновникам) - вполне возможно. В частности, с этой целью в 2007 году на 160?километровом участке между Роттердамом и немецким городком Эммерих начнет действовать регулярное железнодорожное сообщение мощностью 240 пар поездов в сутки, предназначенное исключительно для перевозки грузов. При этом Министерство транспорта, общественных работ и водного управления Нидерландов выделило 35 млн евро на компенсацию операционных убытков линии в первые три-пять лет ее эксплуатации и еще 12 млн,
чтобы оборудовать локомотивы в соответствии со стандартами безопасности.

Экстенсивный же путь развития предполагает намыв нового портового района, Maasvlakte-2, территория которого будет занимать 2 тыс. га, то есть примерно одну пятую от ныне существующей площади порта. Он будет непосредственно граничить с акваторией Северного моря. Стоимость проекта - 3 млрд евро, начало строительства планируется на 2008 год, а первые судозаходы - уже на 2012?й.

Основной номенклатурой создаваемого комплекса станут контейнеры и нефтехимия. Выбор контейнеров объясним: тенденция перевозить в них грузы приобретает все более выраженный характер. Сегодня именно в контейнерах, которые легко складировать, грузить и перевозить на различных видах транспорта, транспортируются и легковые автомобили, и бытовая техника, и металлоизделия, и даже нефть.

Согласно прогнозу порта Роттердам к 2010 году контейнеропоток здесь вырастет до 12 млн TEU (twenty equivalent utility - эквивалент двадцатифутового контейнера, принятая в индустрии единица измерения), хотя, согласно прежним расчетам, к этому сроку ожидалось несколько меньше - 10,5 млн. Тенденция столь отчетлива, а мощностей для перевалки в Европе настолько остро не хватает, что о своем желании побороться за возможность возвести в Maasvlakte-2 свой терминал уже объявили все глобальные портовые и шиппинговые компании.

Еще одним новшеством, которое порт планирует внедрить, станет переход на 24?часовой режим работы. Сейчас в режиме нон-стоп трудится в основном химический комплекс - в силу специфики. Однако маркетологи в Роттердаме надеются добиться того, чтобы круглосуточно работали все стивидоры, а также специалисты по логистике и другие службы. Только так можно добиться максимальной отдачи от ограниченного в пространстве ресурса. Очевидно, российским портовикам имеет смысл перенять не только опыт Роттердама в логистике и оптимальном государственном управлении, но и присмотреться к принципиально иным подходам в менеджменте.

Но Роттердам — также город искусства и культуры, именно здесь в 1469 г. родился Дезидерий — всемирно извес ный Эразм Роттердамский. Статуя великого гуманиста в задумчивой по: выполненная Хендриком де Кейсером в 1622 г., установлена на перекрестке улиц Блаак и Колсингел — большого проспекта в центре, где можно видеть свидетельства реконструкции города: статую Наума Габ, здания Марселя Брюера, целые кварталы Бакема и Ван ден Брука. Здесь же на проспекте Колсингел находится Статхаус — самая большая рат ша Нидерландов, построенная в 1914-1920 гг. в стиле фламандского ренессанса.

Прекрасная панорама города, разрушенного и возрожденного, открывается со 104-метровой высоты Евромачты (Euromast) — башни построенной в 1960 г., название которой подчеркивает связь Роттердама с остальным миром: действительно слово «mast» имеет в 13 язык одно и то же значение — «мачта». Именно с ее высоты можно увидел новую ткань города, созданную по новейшим проектам с помощью с временной передовой технологии. С её вращающейся обзорной площадки в ясную погоду видны подъёмные краны огромного Европейского порта, побережье Северного моря и пятисоттысячный город. Его центральная часть застроена всё возрастающими по высоте зданиями и напоминает силуэт огромной птицы, распростёршей свои крылья и готовой взлететь к небу. Знаменит и очень красивый подвесной мост Erasmusbrugge .

В стороне от современного функционального центра простирается старый Роттердам с домами из красно; кирпича с белой отделкой, где живет разноплеменный народ (eвpoпeйцы, африканцы, азиаты). Роттердам, действительно, как ни один друге город, сумел приютить людей разных национальностей, которые живут здесь в мире и согласии.

Заметили ли Вы, что названия многих городов вызывают привычные образы: Нью Йорк — это небоскрёбы, Венеция — каналы и гондольеры, Кёльн — знаменитый кафедральный Собор. Роттердам же — город прекрасной современной архитектуры.

14 мая 1940 г. руководители Роттердама отвергли гитлеровский ультиматум о сдаче города, на что тут же последовала реакция нацистского командования. В результате варварской бомбардировки были уничтожены 24 тысячи домов, 2500 магазинов, 1200 фабрик, 70 школ и 21 церковь. Мир, ещё не видевший развалин Ковентри и Сталинграда, содрогнулся. А когда в 1945 году фашисты покидали город, то довершили содеянное, взорвав сохранившиеся портовые сооружения.
После войны жители Роттердама совершили беспрецедентный гражданский подвиг:возродили свой город из руин, а знаменитый Роттердамский порт не только достиг своего прежнего товарооборота, но и стал крупнейшим морским портом мира.В Нидерландах бытует шутка, что в тратят деньги, а Роттердаме их зарабатывают. В этой шутке немало правды, ведь ежегодно у причалов Роттердамского порта швартуются более 32 тысяч океанских и 180 тысяч речных судов. Город уходит ко сну с полуночными гудками портовых тягачей-тепловозов, а просыпается с первыми ударами склянок, когда оживают 400 кранов, начиная свою нелёгкую каждодневную работу по переработке грузов из всех стран мира.
Но мы говорим о Роттердаме, чтобы познакомиться прежде всего с городом, с его чудом сохранившейся старой частью и поражающей смелыми архитектурными решениями новыми районами. Лучше всего начать нашу экскурсию по городу с осмотра кварталов так называемого исторического Дельфтского порта, который вопреки времени и войнам сохранил свою красоту и колорит. Здесь и ветрянная мельница, и узенькие улочки вдоль каналов, и старинные складские помещения с консольными балками и крюками для подъёма грузов, и фронтоны домов, словно сошедшие с картин голландских художников. В далёком 1620-м от причалов Дельфтского порта отплывали в Америку легендарные отцы-пилигриммы, основавшие там Новую Голландию.Из этого старинного района отправимся и мы на встречу с современной частью Роттердама. Здесь, в центре города у Морского музея на фоне разместившихся в бухте старинных кораблей, возвышается всемирно известная скульптура Осипа Цадкина „Опустошённый город».
Фигура человека, сваренная из покорёженного металла, с простёртыми к небу руками и рванным отверстием на груди, символизирует уничтоженное фашистами сердце города. Невдалеке от памятника разрушенному Роттердаму талантливыми архитекторами страны был возведен город из стекла и алюминия, бетона и стали — новый Роттердам.
Любуясь ансамблями и отдельными зданиями, трудно поверить в то, что этот суперсовременный город имеет 660-летнюю историю. В те далёкие времена рыбаки построили дамбу на берегу реки Ротт, чтобы защитить от наводнений своё поселение, названное Роттердамом. Об истории и прошлом города рассказывают экспонаты музейного комплекса. Этот комплекс включает архитектурный и природоведческий музеи, прекрасные художественные музеи. Интересен Кunsthal, творение зодчего Рэма Колхаса — здесь проводятся выставки работ мастеров 19-20 веков, и Museum Boljmans, где представлены в основном работы старых мастеров. В этом музее
хранится знаменитая работа П.Брейгеля „Вавилонская башня».От музейного комплекса направимся к старому порту, где в уютной гавани дремлют рыбацкие шхуны. Украшением порта является первый высотный дом Европы — 45-и метровый Het Witte Huis. Ему более ста лет, ведь он возведен ещё в 1898 году. От него открывается великолепный вид на набережную Мааса, символический якорь на его берегу, а также на старый порт. Теперь бухту окружает современная застройка, множество ресторанчиков и кафе, выходящих прямо к воде.
Конечно же, самым интересным сооружением района является „Blaakse Bos», жилое здание, состоящее из кубиков-квартир и кубиков-коттеджей.
Эти кубики опираются не на плоскость, а на свой угол и связаны с другими кубиками, расположенными справа и слева, только в одной точке. Вместе это огромный жилой дом, занимающий целый квартал, и совокупность почти не соприкасающихся друг с другом необычных трёхэтажных коттеджей. Можно посетить один из кубиков, осмотреть трёхуровневую со всеми удобствами квартиру. Из её окон открывается вид на центральный городской собор St. Laurenskerk — интересное позднеготическое сооружение, возведенное ещё в начале 16-го столетия. Перед собором установлен памятник легендарному просветителю и философу 15-го столетия Эразму Роттердамскому, родившемуся в этом городе. Теперь его имя носит городской университет.
Отсюда совсем недалеко до великолепного здания городской ратуши, завершённой в 1920 г. и являющейся самой большой в стране. Рядом расположены не менее интересные сооружения Почты и Биржи. Их фасады выходят на главную городскую магистраль Coolsingel, завершающуюся кольцевой развязкой. За ней начинается Weena — улица, ведущая к вокзалу. Её окаймляют величественные устремлённые ввысь небоскрёбы, в которых размещаются банки, страховые компании и офисы. Все эти здания строились после войны, и девизом архитекторов были слова: „только небо — для нас предел». Вокзальный комплекс расположен рядом с пешеходными торговыми улицами, в любое время дня заполненными горожанами и гостями города.

Рис. 2.5.

Роттердам - крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги); морской (на Северном море) и речной (река Маас) порты; аэропорт.

Порт Роттердама является самым большим в Европе, а с 1962 по 2004 он являлся самым крупным в мире (он уступил это звание Шанхаю и Сингапуру). В 2006 году Роттердам был шестым по величине контейнерным портом в мире по обработке единиц TEU (двадцатифутовый эквивалент).

Рис.2.6. Схема расположения терминалов Роттердама: Маасвлакта, Европорт, Ботлек

Европорт -- морской терминал в Роттердаме (рис. 2.6., 2.7.). Расположен в устьях рек Рейн и Маас, по которым он соединяется с внутренними регионами Европы в Бельгии, Германии, Франции и Нидерландах. Основное направление деятельности порта -- обслуживание нефтеперерабатывающих заводов, а также предприятий угольной и металлургической промышленности. Кроме того, в порту есть автомобильные и контейнерные терминалы.

Рис.2.7.

Компания «EUROPEAN BULK SERVICES (E.B.S.) B.V.» осуществляет свою деятельность на двух терминалах, размещенных в стратегически важных зонах порта Роттердам, а именно на терминале «E.B.S. Europoort», где производится погрузка-разгрузка импортной/экспортной сельскохозяйственной продукции и угля (у причалов крупнотоннажных судов), и «E.B.S. St. Laurenshaven», терминале для контейнеровозов Panamax, где в основном выполняются операции по погрузке-разгрузке руды, угля, лома, биомасс и сельскохозяйственной продукции. Эти два крупных терминала оснащены отличным погрузочно-разгрузочным оборудованием и складскими помещениями. Все терминалы оптимальным образом соединены с глубоководными судоходными путями, внутренними водами, железными дорогами и автомагистралями. Доступ в терминалы осуществляется без прохождения однокамерного шлюза. Эти терминалы могут принимать любые типы судов от крупнотоннажных сухогрузов до речных барж.

От терминала «Europoort» до лоцманской станции можно добраться за 1,5 часа, а от терминала «St. Laurenshaven» -- за 3 часа.

Площадь порта в Роттердаме составляет 105 квадратных километров, в длину он вытянут на 40 километров. Порт расположен по берегам Каландканал, продолжении рек Ньиве-Маас, Ньиве-Ватервег и Схёур, а также на насыпном терминале Maasvlakte, выходящем в Северное море.

Порт Роттердама состоит из исторической портовой зоны в центре города, включающей в себя Делфсхавен; комплекса Маасхавен / Рейнхавен /Фейеноорд; гаваней вокруг Ньив-Матенессе; Ваалхавен; Вонделингенплат; Эмхавен; Ботлек; Европорт.

Порт Роттердам соединён регулярными морскими линиями более, чем со 110 портами Европы. Фидерные суда и другие виды транспорта позволяют доставлять по схеме «от двери до двери» грузы, прибывающие в Роттердам на океанских судах. Портовая инфраструктура и оборудование порта Роттердам, 2008 год: общая площадь - 10 556 га; акватория и инфраструктура - 5 999 га; длина порта - 40 км; длина причальной линии - 89 км; контейнерные перегружатели - 103; контейнерные краны - 12; краны многоцелевые - 162.

Терминалы: контейнерные терминалы для океанских судов, судов европейского каботажа и речных судов - 9; многоцелевые терминалы - 17; специализированные терминалы для Ро-Ро, наливных, навалочных и т.д. грузов - 67. Прочее оборудование: буксиры - 29; лоцманские катера - 6: молы, дамбы - 122; сухие доки - 6; плавдоки - 7. Современным контейнерные терминалы Роттердама, обслуживающие суда в кратчайшие сроки, делают порт наиболее востребованным в Европе узловым центром для фидерных перевозок.