Порт Роттердама – самый большой в Европе. Его площадь достигает 105 км2, а длина береговой линии – 40 км. Порт разделён на 5 районов и 3 отгрузочных зоны, здесь обслуживаются более 40 000 000 потребителей и ежегодно транспортируется более 400 миллионов тонн различных товаров.
Из-за своего удачного расположения Роттердам стал главным морским портом Европы. Он находится в устье рек Рейн и Маас (Южная Голландия), через которые можно быстро и безопасно транспортировать груз из Нидерландов на территорию Бельгии, Франции и Германии. Именно через Роттердам большая часть товаров, приплывающих с Азии или Америки, поступает вглубь континентальной Европы.
Какую ценность представляет морской порт Роттердама для туристов и можно ли приехать сюда на экскурсию? Что находится на его территории и как туда попасть? Ответы на самые важные для путешественников вопросы – в этой статье.
История
Первые воспоминания о порте Роттердама датируются концом 13 века, когда в небольшой рыбацкой деревне была построена плотина на устье реки Рейн. Немногим позже, в 1340 году, на этом месте выкопали канал, известный под названием «Rotterdam Schie», ставший в последствии главный портом провинции и предвестником Роттердама.
Следующий значительный этап в истории порта наступил в эпоху Великих географических открытий. После того, как был обнаружен короткий морской путь в Индию, голландская торговля и судоходство начали своё стремительное развитие, превратив Роттердам во второй торговый город страны. В 1873 году порт был расширен и получил выход в Северное море, сюда стали приплывать не только обычные товарные судна, но и более крупные океанские пароходы.
Первая и Вторая мировые войны уничтожили более трети объектов порта, чья важность только возрастала в связи с развитие промышленности в Рурском регионе. Во второй половине 20-го века Роттердам буквально «восстал из пепла», оставшегося после многочисленных бомбардировок. На его месте был построен совершенно новый город с практичной и необычной архитектурой, морской порт стал воплощением смелых инновационных проектов, которые вызывают восхищение не только с туристической, но и с профессиональной точки зрения.
Интересно знать! В период с 1926 до 1986 года Роттердам являлся крупнейшим портом мира.
Современный порт
Сегодня Роттердам называют главными «воротами Европы». Он является одним из самых больших портов в мире по грузообороту – ежегодно через его причалы и склады проходит более 440 000 000 тонн товаров. Через Роттердам транспортируют в основном нефтяные продукты, руды, песок, уголь и контейнерные грузы.
Ландшафт местности вокруг Роттердама позволил наладить здесь автомобильное и железнодорожное сообщение, что стало ещё одним достоинством порта. Кроме того, его территория славится наличием необычной архитектуры, так как некоторые компании, чьи склады и офисы расположены в этом месте, создавали целые проекты по созданию уникальных зданий с широким функционалом. В порту также есть небольшой Морской музей.
Морской музей
Занимательный факт! Морской порт Роттердама называют королём голландской архитектуры.
Порт Роттердама – место, в котором не бывает ночей. Он открыт 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году. В год сюда приплывают более 135 000 суден и более 4 млн туристов, желающих лично побывать в главной гавани Европы.
Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы
Экскурсии в Роттердаме
Увидеть самый большой порт Европы изнутри – мечта многих путешественников. Чтобы её осуществить, компания Spido, чей главный офис находится рядом с мостом Эразма, ежедневно проводит более 5 экскурсий по водным артериям Роттердама.
Увлекательная прогулка на скоростном корабле Спидо позволит вам побывать там, куда не привезёт такси и не доведут ноги. Вы своими глазами увидите все особенности работы этого огромного механизма: туристический катер проходит по реке Маас через основные части порта, доки и верфи, он проплывает мимо морских суден, обслуживающих буксиров и заправщиков, показывает путешественникам самые интересные здания Роттердама.
Экскурсия по морскому порту будет интересна как маленьким, так и взрослым. Она длится 1,5 или 2,5 часа и сопровождается информацией на голландском, английском, французском и немецком. Отправление происходит практически каждый час из-под моста Эразма.
Совет! Еда и напитки на корабле стоят очень дорого, поэтому лучше купить их заранее. Компания не запрещает проносить на борт сэндвичи, фрукты и даже вино.
Полезная информация
- Стоимость круиза – 12 евро. Обладатели карты HollandPass имеют право на скидку, о чём обязательно нужно напоминать кассиру;
- Компания работает ежедневно с 9 утра до 17 вечера. Узнать точное время отправления судна можно только на месте, так как график корабля Спидо зависит от его загруженности;
- Рядом с билетными кассами компании находится одна из лучших сувенирных лавок Роттердама. Здесь можно купить много интересных подарков, преимущественно морской тематики;
- Если вы хотите наслаждаться экскурсией с верхней палубы, заранее попросите плед и не забудьте шарф – корабль движется с высокой скоростью и пассажиров постоянно обдувает ветер.
Порт Роттердама – уникальный механизм, поражающий своими масштабами. Посмотрите на его мощь и силу своими глазами! Удачного путешествия!
Похожие записи:
Порт Роттердам — один из крупнейших в мире и самый большой в Европе. Находится в Нидерландах и по данным за 2011 год является десятым в мире по количеству контейнеров, обрабатываемых в нем. Порт находится в дельте Рейна в 33 километрах от Северного моря, с которым Роттердам соединен глубоководным каналом, доступным для прохода крупных океанских лайнеров.
Порт Роттердам объединяет 50 бассейнов, в которых одновременно могут находиться 300 морских судов. Длина причального фронта составляет около 57 километров и имеет глубину, доходящую до 22 метров.
Порт Роттердам пропускает более 50% внешнеторгового оборота Нидерландов и 75% всех перевозок грузов по Рейну.
Нефть составляет около 70% оборота порта и является главной статьей оборотов. Поэтому здесь 5 нефтегаваней с 68 причалами, из которых 14 способны принимать танкеры грузоподъемностью до 280 тысяч тонн.
Порт Роттердам ежегодно пропускает более 30000 морских и 250000 речных судов. Однако нельзя сказать, что порт является только грузовым. Большое место в нем занимают и пассажирские перевозки. Отсюда в Халл отправляется паром, который в пути проводит 12 часов. Также через порт Роттердам проходит огромное количество круизных лайнеров, делая в нем остановку.
Такси, трансфер до порта Роттердам
Трансфер от KiwiTaxi (индивидуальный, групповой) — комфортный способ добраться до порта Роттердам, заранее спланировав поездку.
Поиск трансферов в Порт Роттердам
Показать трансферы из Порт Роттердам
Откуда | Куда | Стоимость | ||
Порт Роттердам | Роттердам | от 3631 p. | показать | |
Порт Роттердам | от 3631 p. | показать | ||
Порт Роттердам | Аэропорт Роттердама и Гааги | от 5955 p. | показать | |
Порт Роттердам | Лиссе | от 10021 p. | показать | |
Порт Роттердам | Аэропорт Схипхол | от 10312 p. | показать | |
Порт Роттердам | Амстердам | от 10893 p. | показать | |
Порт Роттердам | ЖД-станция Амстел | от 10893 p. | показать | |
Порт Роттердам | Катшовел | от 13652 p. | показать | |
Порт Роттердам | Аэропорт Эйндховена | от 15395 p. | показать | |
Откуда | Куда | Стоимость | ||
Роттердам | Порт Роттердам | от 3631 p. | показать | |
Роттердам Железнодорожный Вокзал | Порт Роттердам | от 3631 p. | показать | |
Аэропорт Роттердама и Гааги | Порт Роттердам | от 5955 p. | показать | |
Лиссе | Порт Роттердам | от 10021 p. | показать | |
Аэропорт Схипхол | Порт Роттердам | от 10312 p. | показать | |
Амстердам | Порт Роттердам | от 10893 p. | показать | |
ЖД-станция Амстел | Порт Роттердам | от 10893 p. | показать | |
Катшовел | Порт Роттердам | от 13652 p. | показать | |
Аэропорт Эйндховена | Порт Роттердам | от 15395 p. | показать | |
Наличие городов-портов на территории какой-либо страны улучшает ее экономику. В Нидерландах расположен крупнейший порт мира - Роттердам. О нем читайте в статье.
Описание
Описывая этот порт, нельзя не сказать, что его площадь измеряется десятью тысячами гектаров. Его совокупная протяженность составляет около сорока тысяч метров, или 40 километров. Место его расположения - дельта трех рек, сообщающихся с Северным морем. Он также связан с рекой под названием Нивье-Маас. Посетить его можно в любой день недели. Он открыт каждую минуту. Всего здесь швартуется в год более тридцати тысяч судов - настолько он огромный.
Порт Роттердам состоит из множества гаваней. Каждая из них носит свое название и номер, так что спутать их невозможно. Кроме того, он имеет сообщение со всей страной и другими государствами через железную дорогу.
Постоянное количество людей, проживающих на территории данного города, составляет около 617 тысяч, поэтому он является одним из крупнейших городов Нидерландов, уступая в численности населения лишь Амстердаму.
У порта есть даже девиз, который звучит так: «Окреп в борьбе».
История
Этот порт зародился в эпоху Средневековья. Именно в это время там впервые появились гавани. Однако к девятнадцатому столетию реки, соединявшие его с морскими путями, были заилены, в результате чего порт Роттердам стал труднодоступен. Поскольку именно в 19 веке промышленность в Рурской области стала интенсивно развиваться, порт стал востребованным. Так что в 1830 году он получил специальный канал.
Вскоре увеличилось количество проходящих здесь судов, и в 1872 году второй канал связал порт непосредственно с морем. Появились новые гавани, располагающиеся на острове под названием Эйсселмонд. В девятнадцатом и двадцатом столетиях образовывалось все больше и больше гаваней, так как порт становился крупнее. В 1958 году в роттердамском порту появился индустриальный нефтехимический комплекс, один из ведущих в мире. После этого сюда могли попасть даже самые большие корабли.
До сих пор порт Роттердам развивается. Так, в 1970-х годах здесь появились новые гавани, а количество грузов, ввозимых на его территорию, все сильнее увеличивается по сей день. В период с 1962 года по 2004 он был крупнейшим во всем мире, однако в последнее время это звание носит порт Шанхая. Несмотря на это он остается ведущим в Европе.
Деятельность в порту
В настоящее время такой крупный порт, как Роттердам, является одним из самых важных в мире. Грузопотоки, перерабатываемые здесь, по большей части состоят из таких полезных ископаемых, как руда и уголь. Кроме того, нефтепродукты и нефть в чистом виде также попадают сюда. Всего в порту работает пять гаваней для приема черного золота, в состав которых входит 68 причалов.
Многие люди, интересующиеся корабельным делом, посещают Нидерланды. Порт Роттердам - место, в котором кипит жизнь. Здесь работают паромы, ремонтируются судна, а также располагаются кораблестроительные верфи. Если назвать точные числа, то можно насчитать 8 предприятий, предназначенных для судоремонта.
Роттердам - не только морской порт. Ежегодно в его пристанях пришвартовывается более двухсот тысяч речных судов, точнее, 250. Он является частью широко разветвленной железнодорожной системы. Кроме того, здесь находится один из крупнейших Исторические факты свидетельствуют о том, что именно в этом городе было открыто первое в Нидерландах метро.
Интересно, что во времена одной из крупнейших войн, а именно Первой мировой, в порту велась активная деятельность шпионов.
Экскурсии
Порт Роттердам является не только лидером среди мировых портов. Этот город пользуется большой популярностью у туристов. Люди организовывают как самостоятельные поездки, так и групповые экскурсии. Так, можно выбрать среди нескольких вариантов длительность подобной прогулки. Она может занять как 75 минут, так и два с половиной часа. Летом принять участие в экскурсии можно хоть несколько раз в сутки, даже ночью.
Программа экскурсий рассчитана таким образом, что все желающие смогут рассмотреть все самое интересное. К примеру, не останутся без внимания причалы, доки, склады, контейнеры, привезенные со всех стран мира. Ночью туристы имеют возможность увидеть романтичный Роттердам - город-порт, освещенный тысячами фонарей и прожекторов.
Достопримечательности
Морской порт Роттердам является городом, который по праву считается королем голландской архитектуры. Здесь расположено большое количество зданий, которые в разное время были рекордсменами, например, по высоте. Так, одно из сооружений, построенных в начале двадцатого века, на протяжении нескольких лет считалось самым высоким в Нидерландах. Оно возвышалось над землей на 45 метров.
Конечно, посещая порт, нельзя не заинтересоваться местными достопримечательностями. К ним относятся, в частности:
- Кубические дома, которые считаются ярким примером современной архитектуры.
- Евромачта, возвышающаяся над землей на многие метры.
- Белый дом - один из самых красивых во всем городе.
- Мост Эразма, или же мост-лебедь. Крупнейший разводной мост мира, строительство которого обошлось стране в 110 миллионов долларов.
- Морской музей, посетив который, люди могут расширить знания об истории судостроения.
Ежегодно туристы посещают достопримечательности Роттердама. Всего насчитывается около четырех миллионов людей, которые приезжают в порт.
Роттердам — второй город Голландии и с 1968 г. самый большой порт в мире. Этого достаточно, чтобы понять, как быстро мог развиться город, основанный на месте, где небольшая река Ротте впадает в Маас; дамба на реке Ротте впервые упоминается в документе 1283 г.
В 1340 г. за Роттердамом были закреплены права и привилегии города, и 10 лет спустя его жители получили от графов Голландских разрешение на строительство канала, ведущего в и специально для перевозки английской шерсти, спрос на которую постоянно рос. Именно с этого времени начинается развитие Роттердама как торгового порта.
Несмотря на войны и стихийные бедствия, нарушавшие в прошлом экономический рост города (как, например, осада Максимилианом Австрийским в 1489 г., пожар 1563 г. или разграбление испанцами в 1572 г.), Роттердам продолжал развивать активную торговлю, особенно с французскими портами на Ла-Манше и на Средиземном море. Туда везли продукты рыболовства и сельского хозяйства, оттуда привозили соль, вино, фрукты.
Интенсивное движение вынудило Роттердам после 1600 г. построить большой порт с 10 новыми широкими причалами.
После 1870 г. прокладывается новый морской путь, Ниуве Ватервех — канал длиной 18 км, обеспечивший более короткий и прямой выход к морю. С этого времени Роттердам стал портом мирового значения, и график его перевозок становился все более интенсивным.
Поэтому в период с 1870 по 1940 гг. были построены 20 новых причалов, часть из них громадных размеров (чтобы построить Ваалхавен — самый большой в мире искусственный порт — были пожертвованы 300 га польдеров).
Роттердамский порт, в котором ежегодно швартуются более 30 000 морских судов, сегодня самый большой в мире: он протянулся больше, чем на 30 км в сердце города, вдоль берегов реки Маас и Ниуве Ва-тервех, «старого» канала 1870 г., который стал началом будущего города. В последи десятилетия в устье канала построен Европорт — грандиозная платфор ма в море для швартовки больших океанских судов, которым осадка позволяет войти в город. Вся жизнь Роттердама тесно связана с море в нем есть знаменитый Морской музей принца Хендрика, в котором пре ставлено 650 моделей кораблей, 2000 проектов конструкций, морск карты, атласы, документы.
Роттердам - крупнейший порт Старого Света - постоянно развивается: его владельцы и менеджмент внедряют новшества, способные существенно поднять и без того высокую эффективность предприятия
Расположенный на территории Нидерландов порт Роттердам в шутку называют самым большим портом Германии. Впрочем, эти слова могут быть отнесены не только к Германии, но и к целому ряду других стран, например, Австрии, Швейцарии: наибольшая часть грузов, доставляемых в эти государства, проходит через самые главные «ворота в Европу». Впрочем, и сам Роттердам уже с трудом можно называть голландским: порт теряет свою национальность - сегодня здесь на каждом шагу можно встретить торговых представителей едва ли не из всех стран мира, работников логистических комплексов глобальных корпораций, китайских моряков, российских бункеровщиков…
В последние годы крупнейший в Европе перегрузочно-логистический комплекс Роттердама столкнулся с целым рядом системных вызовов. Ответив на эти вызовы, порт сможет перейти на новый технологический уровень, определяемый в первую очередь иным представлением о качестве услуг и в целом о принципах работы транспорта и логистики.
Расположенный на реке Рейна порт обладает одним важным преимуществом перед своими конкурентами - стивидорными компаниями, находящимися на европейском побережье между Гамбургом и Гавром: непосредственной близостью перегрузочных терминалов к Северному морю. Конкурентам же, прежде чем добраться до причала, необходимо пройти большое расстояние по реке или каналу в глубь континента.
Уникальность местоположения порта, предопределившая его успех, состоит и в том, что реки, текущие по территориям разных стран, великолепно подходят для транспортировки грузов в центральную и западную часть Европы. А ландшафт местности сделал возможным интенсивное автомобильное и железнодорожное движение, что крайне важно при высоком грузообороте. К примеру, в России ни один из первой десятки портов не имеет прямого выхода на федеральную автотрассу, что сдерживает рост объемов перевалки.
Среди портов мира Роттердам по грузообороту третий после Шанхая и Сингапура. В 2005 году через него было перевалено 370 млн тонн грузов, а это лишь немногим меньше, чем общий показатель всех российских портов (скажем, порт Санкт-Петербурга перевалил лишь около 58 млн тонн). Более 100 тыс. речных судов ежегодно загружаются и разгружаются на берегах Рейна.
До недавнего времени порт Роттердам принадлежал городу и был под управлением муниципалитета, как единственного акционера. Но теперь в состав собственников вошло и федеральное правительство Нидерландов, что, однако, не изменило общую схему: муниципалитет и государственные власти делегируют часть своих полномочий управляющей компании Port of Rotterdam, которая разрабатывает стратегию и осуществляет оперативный менеджмент. При этом компания работает в непосредственном контакте с профильными структурными подразделениями сената города Роттердам. Все проекты, будь то строительство новых терминалов или же намыв территории, согласовываются с муниципалитетом, но в то же время управляющая компания обладает значительной самостоятельностью (показательно, что в 2005 году подобную модель управления перенял и один из основных конкурентов Роттердама - порт Гамбург).
Роттердамский порт получил естественное продолжение не только в виде речных путей, автомобильных и железных дорог (которые уже можно считать такой же портовой инфраструктурой, как подходные каналы и причальные стенки); его коммерческие представительства разбросаны по всему миру, есть постоянные представители и в столице Евросоюза Брюсселе. Задача этих представителей заключается в отстаивании интересов компании при развитии законодательства ЕС в области портового хозяйства, а также в помощи европейским чиновникам - например, в предоставлении информации о таком специфическом виде бизнеса, как перевалка грузов и логистика.
В ближайшие несколько лет роттердамскому порту предстоит справиться с рядом задач. Например, решить, как вести себя в ситуации, когда стремительно увеличивается давление на внутриевропейские водные пути. Дело в том, что почти все товарные потоки растут быстрее, чем ожидалось ранее. Всего за пять ближайших лет общий грузооборот достигнет 400 млн тонн, а это на 7% выше, чем прогнозировалось еще совсем недавно.
Интенсификация грузооборота требует решений, направленных на более эффективное использование имеющихся ресурсов, а не на экстенсивный путь развития. Порт Роттердама принял не оригинальное, но логичное и рациональное решение - внедрять в работу высокие технологии. Введение в 2004 году Международной морской организацией новых правил охраны судов и портовых сооружений потребовало от администрации порта работы с большим массивом информации. Так, каждый из 141 морского терминала обязали принять определенные меры для обеспечения безопасности, а администрации остается информировать об этих мерах, а также проверять их выполнение. Для простоты обмена информацией руководство порта внедрило интерактивную софтверную программу, которая доступна через интернет.
В ближайшем будущем на всей территории порта будет создана беспроводная телекоммуникационная система, которая позволит его работникам и представленным в порту компаниям получать доступ к информации из любой точки порта, без привязки к стационарным компьютерам. Предполагается, что эта мера повысит мобильность всех операций, что в итоге приведет к более быстрому и слаженному проходу судов.
Среди других мер, отвечающих требованиям современности, - активное вмешательство в перераспределение грузов между видами транспорта. Казалось бы, дело портовиков - предоставить грузовладельцу качественный сервис по перегрузке и ряду других операций, а уж чем доставлять свой товар до места назначения, клиенту решать самому. Но так было прежде. Сегодня порт Роттердам поставил перед собой конкретную задачу снизить нагрузку на автомобильные дороги, которые не только в Нидерландах, но и вообще в Европе задыхаются от избыточного трафика - в первую очередь грузового, и перебросить часть потоков на железную дорогу.
Разумеется, административными методами этой цели не достичь, но улучшением сервиса (и этому хорошо бы поучиться у голландцев нашим транспортным чиновникам) - вполне возможно. В частности, с этой целью в 2007 году на 160?километровом участке между Роттердамом и немецким городком Эммерих начнет действовать регулярное железнодорожное сообщение мощностью 240 пар поездов в сутки, предназначенное исключительно для перевозки грузов. При этом Министерство транспорта, общественных работ и водного управления Нидерландов выделило 35 млн евро на компенсацию операционных убытков линии в первые три-пять лет ее эксплуатации и еще 12 млн,
чтобы оборудовать локомотивы в соответствии со стандартами безопасности.
Экстенсивный же путь развития предполагает намыв нового портового района, Maasvlakte-2, территория которого будет занимать 2 тыс. га, то есть примерно одну пятую от ныне существующей площади порта. Он будет непосредственно граничить с акваторией Северного моря. Стоимость проекта - 3 млрд евро, начало строительства планируется на 2008 год, а первые судозаходы - уже на 2012?й.
Основной номенклатурой создаваемого комплекса станут контейнеры и нефтехимия. Выбор контейнеров объясним: тенденция перевозить в них грузы приобретает все более выраженный характер. Сегодня именно в контейнерах, которые легко складировать, грузить и перевозить на различных видах транспорта, транспортируются и легковые автомобили, и бытовая техника, и металлоизделия, и даже нефть.
Согласно прогнозу порта Роттердам к 2010 году контейнеропоток здесь вырастет до 12 млн TEU (twenty equivalent utility - эквивалент двадцатифутового контейнера, принятая в индустрии единица измерения), хотя, согласно прежним расчетам, к этому сроку ожидалось несколько меньше - 10,5 млн. Тенденция столь отчетлива, а мощностей для перевалки в Европе настолько остро не хватает, что о своем желании побороться за возможность возвести в Maasvlakte-2 свой терминал уже объявили все глобальные портовые и шиппинговые компании.
Еще одним новшеством, которое порт планирует внедрить, станет переход на 24?часовой режим работы. Сейчас в режиме нон-стоп трудится в основном химический комплекс - в силу специфики. Однако маркетологи в Роттердаме надеются добиться того, чтобы круглосуточно работали все стивидоры, а также специалисты по логистике и другие службы. Только так можно добиться максимальной отдачи от ограниченного в пространстве ресурса. Очевидно, российским портовикам имеет смысл перенять не только опыт Роттердама в логистике и оптимальном государственном управлении, но и присмотреться к принципиально иным подходам в менеджменте.
Но Роттердам — также город искусства и культуры, именно здесь в 1469 г. родился Дезидерий — всемирно извес ный Эразм Роттердамский. Статуя великого гуманиста в задумчивой по: выполненная Хендриком де Кейсером в 1622 г., установлена на перекрестке улиц Блаак и Колсингел — большого проспекта в центре, где можно видеть свидетельства реконструкции города: статую Наума Габ, здания Марселя Брюера, целые кварталы Бакема и Ван ден Брука. Здесь же на проспекте Колсингел находится Статхаус — самая большая рат ша Нидерландов, построенная в 1914-1920 гг. в стиле фламандского ренессанса.
Прекрасная панорама города, разрушенного и возрожденного, открывается со 104-метровой высоты Евромачты (Euromast) — башни построенной в 1960 г., название которой подчеркивает связь Роттердама с остальным миром: действительно слово «mast» имеет в 13 язык одно и то же значение — «мачта». Именно с ее высоты можно увидел новую ткань города, созданную по новейшим проектам с помощью с временной передовой технологии. С её вращающейся обзорной площадки в ясную погоду видны подъёмные краны огромного Европейского порта, побережье Северного моря и пятисоттысячный город. Его центральная часть застроена всё возрастающими по высоте зданиями и напоминает силуэт огромной птицы, распростёршей свои крылья и готовой взлететь к небу. Знаменит и очень красивый подвесной мост Erasmusbrugge .
В стороне от современного функционального центра простирается старый Роттердам с домами из красно; кирпича с белой отделкой, где живет разноплеменный народ (eвpoпeйцы, африканцы, азиаты). Роттердам, действительно, как ни один друге город, сумел приютить людей разных национальностей, которые живут здесь в мире и согласии.
Заметили ли Вы, что названия многих городов вызывают привычные образы: Нью Йорк — это небоскрёбы, Венеция — каналы и гондольеры, Кёльн — знаменитый кафедральный Собор. Роттердам же — город прекрасной современной архитектуры.
14 мая 1940 г. руководители Роттердама отвергли гитлеровский ультиматум о сдаче города, на что тут же последовала реакция нацистского командования. В результате варварской бомбардировки были уничтожены 24 тысячи домов, 2500 магазинов, 1200 фабрик, 70 школ и 21 церковь. Мир, ещё не видевший развалин Ковентри и Сталинграда, содрогнулся. А когда в 1945 году фашисты покидали город, то довершили содеянное, взорвав сохранившиеся портовые сооружения.
После войны жители Роттердама совершили беспрецедентный гражданский подвиг:возродили свой город из руин, а знаменитый Роттердамский порт не только достиг своего прежнего товарооборота, но и стал крупнейшим морским портом мира.В Нидерландах бытует шутка, что в тратят деньги, а Роттердаме их зарабатывают. В этой шутке немало правды, ведь ежегодно у причалов Роттердамского порта швартуются более 32 тысяч океанских и 180 тысяч речных судов. Город уходит ко сну с полуночными гудками портовых тягачей-тепловозов, а просыпается с первыми ударами склянок, когда оживают 400 кранов, начиная свою нелёгкую каждодневную работу по переработке грузов из всех стран мира.
Но мы говорим о Роттердаме, чтобы познакомиться прежде всего с городом, с его чудом сохранившейся старой частью и поражающей смелыми архитектурными решениями новыми районами. Лучше всего начать нашу экскурсию по городу с осмотра кварталов так называемого исторического Дельфтского порта, который вопреки времени и войнам сохранил свою красоту и колорит. Здесь и ветрянная мельница, и узенькие улочки вдоль каналов, и старинные складские помещения с консольными балками и крюками для подъёма грузов, и фронтоны домов, словно сошедшие с картин голландских художников. В далёком 1620-м от причалов Дельфтского порта отплывали в Америку легендарные отцы-пилигриммы, основавшие там Новую Голландию.Из этого старинного района отправимся и мы на встречу с современной частью Роттердама. Здесь, в центре города у Морского музея на фоне разместившихся в бухте старинных кораблей, возвышается всемирно известная скульптура Осипа Цадкина „Опустошённый город».
Фигура человека, сваренная из покорёженного металла, с простёртыми к небу руками и рванным отверстием на груди, символизирует уничтоженное фашистами сердце города. Невдалеке от памятника разрушенному Роттердаму талантливыми архитекторами страны был возведен город из стекла и алюминия, бетона и стали — новый Роттердам.
Любуясь ансамблями и отдельными зданиями, трудно поверить в то, что этот суперсовременный город имеет 660-летнюю историю. В те далёкие времена рыбаки построили дамбу на берегу реки Ротт, чтобы защитить от наводнений своё поселение, названное Роттердамом. Об истории и прошлом города рассказывают экспонаты музейного комплекса. Этот комплекс включает архитектурный и природоведческий музеи, прекрасные художественные музеи. Интересен Кunsthal, творение зодчего Рэма Колхаса — здесь проводятся выставки работ мастеров 19-20 веков, и Museum Boljmans, где представлены в основном работы старых мастеров. В этом музее
хранится знаменитая работа П.Брейгеля „Вавилонская башня».От музейного комплекса направимся к старому порту, где в уютной гавани дремлют рыбацкие шхуны. Украшением порта является первый высотный дом Европы — 45-и метровый Het Witte Huis. Ему более ста лет, ведь он возведен ещё в 1898 году. От него открывается великолепный вид на набережную Мааса, символический якорь на его берегу, а также на старый порт. Теперь бухту окружает современная застройка, множество ресторанчиков и кафе, выходящих прямо к воде.
Конечно же, самым интересным сооружением района является „Blaakse Bos», жилое здание, состоящее из кубиков-квартир и кубиков-коттеджей.
Эти кубики опираются не на плоскость, а на свой угол и связаны с другими кубиками, расположенными справа и слева, только в одной точке. Вместе это огромный жилой дом, занимающий целый квартал, и совокупность почти не соприкасающихся друг с другом необычных трёхэтажных коттеджей. Можно посетить один из кубиков, осмотреть трёхуровневую со всеми удобствами квартиру. Из её окон открывается вид на центральный городской собор St. Laurenskerk — интересное позднеготическое сооружение, возведенное ещё в начале 16-го столетия. Перед собором установлен памятник легендарному просветителю и философу 15-го столетия Эразму Роттердамскому, родившемуся в этом городе. Теперь его имя носит городской университет.
Отсюда совсем недалеко до великолепного здания городской ратуши, завершённой в 1920 г. и являющейся самой большой в стране. Рядом расположены не менее интересные сооружения Почты и Биржи. Их фасады выходят на главную городскую магистраль Coolsingel, завершающуюся кольцевой развязкой. За ней начинается Weena — улица, ведущая к вокзалу. Её окаймляют величественные устремлённые ввысь небоскрёбы, в которых размещаются банки, страховые компании и офисы. Все эти здания строились после войны, и девизом архитекторов были слова: „только небо — для нас предел». Вокзальный комплекс расположен рядом с пешеходными торговыми улицами, в любое время дня заполненными горожанами и гостями города.
Рис. 2.5.
Роттердам - крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги); морской (на Северном море) и речной (река Маас) порты; аэропорт.
Порт Роттердама является самым большим в Европе, а с 1962 по 2004 он являлся самым крупным в мире (он уступил это звание Шанхаю и Сингапуру). В 2006 году Роттердам был шестым по величине контейнерным портом в мире по обработке единиц TEU (двадцатифутовый эквивалент).
Рис.2.6. Схема расположения терминалов Роттердама: Маасвлакта, Европорт, Ботлек
Европорт -- морской терминал в Роттердаме (рис. 2.6., 2.7.). Расположен в устьях рек Рейн и Маас, по которым он соединяется с внутренними регионами Европы в Бельгии, Германии, Франции и Нидерландах. Основное направление деятельности порта -- обслуживание нефтеперерабатывающих заводов, а также предприятий угольной и металлургической промышленности. Кроме того, в порту есть автомобильные и контейнерные терминалы.
Рис.2.7.
Компания «EUROPEAN BULK SERVICES (E.B.S.) B.V.» осуществляет свою деятельность на двух терминалах, размещенных в стратегически важных зонах порта Роттердам, а именно на терминале «E.B.S. Europoort», где производится погрузка-разгрузка импортной/экспортной сельскохозяйственной продукции и угля (у причалов крупнотоннажных судов), и «E.B.S. St. Laurenshaven», терминале для контейнеровозов Panamax, где в основном выполняются операции по погрузке-разгрузке руды, угля, лома, биомасс и сельскохозяйственной продукции. Эти два крупных терминала оснащены отличным погрузочно-разгрузочным оборудованием и складскими помещениями. Все терминалы оптимальным образом соединены с глубоководными судоходными путями, внутренними водами, железными дорогами и автомагистралями. Доступ в терминалы осуществляется без прохождения однокамерного шлюза. Эти терминалы могут принимать любые типы судов от крупнотоннажных сухогрузов до речных барж.
От терминала «Europoort» до лоцманской станции можно добраться за 1,5 часа, а от терминала «St. Laurenshaven» -- за 3 часа.
Площадь порта в Роттердаме составляет 105 квадратных километров, в длину он вытянут на 40 километров. Порт расположен по берегам Каландканал, продолжении рек Ньиве-Маас, Ньиве-Ватервег и Схёур, а также на насыпном терминале Maasvlakte, выходящем в Северное море.
Порт Роттердама состоит из исторической портовой зоны в центре города, включающей в себя Делфсхавен; комплекса Маасхавен / Рейнхавен /Фейеноорд; гаваней вокруг Ньив-Матенессе; Ваалхавен; Вонделингенплат; Эмхавен; Ботлек; Европорт.
Порт Роттердам соединён регулярными морскими линиями более, чем со 110 портами Европы. Фидерные суда и другие виды транспорта позволяют доставлять по схеме «от двери до двери» грузы, прибывающие в Роттердам на океанских судах. Портовая инфраструктура и оборудование порта Роттердам, 2008 год: общая площадь - 10 556 га; акватория и инфраструктура - 5 999 га; длина порта - 40 км; длина причальной линии - 89 км; контейнерные перегружатели - 103; контейнерные краны - 12; краны многоцелевые - 162.
Терминалы: контейнерные терминалы для океанских судов, судов европейского каботажа и речных судов - 9; многоцелевые терминалы - 17; специализированные терминалы для Ро-Ро, наливных, навалочных и т.д. грузов - 67. Прочее оборудование: буксиры - 29; лоцманские катера - 6: молы, дамбы - 122; сухие доки - 6; плавдоки - 7. Современным контейнерные терминалы Роттердама, обслуживающие суда в кратчайшие сроки, делают порт наиболее востребованным в Европе узловым центром для фидерных перевозок.