Домой / Хоста / Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии. Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии Кафедральный собор вены

Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии. Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии Кафедральный собор вены

Собор Святого Стефана является главным храмом австрийской столицы. Его изображения стали появляться на картинах с видами Вены еще в Средние века. Эта историческая была заложена епископом Пассау в начале XII века и освящена в 1147 году. Но еще долгие десятилетия спустя собор достраивался, перестраивался и подновлялся.

Собор Святого Стефана в Вене, история возведения

Первоначально храм представлял собой трехнефную базилику с сильно выступавшим трансептом, отделявшим от основной части здания узкую алтарную часть. После сильного пожара 1258 года собор фактически пришлось строить заново. От первоначальной постройки уцелел только западный фасад здания с монументальным порталом, носящим название «Исполинские врата». Два других портала, сооруженные позднее, также имеют свои названия: южный - «Певческие врата», северный - «Епископские врата».

В 1304-1340 годах была заново возведена алтарная часть собора и расширена основная часть здания. В 1359 году мастерами Микаэлем Кнабом, отцом и сыном Петером и Гансом фон Прахатицами была сооружена главная вертикаль собора - Южная башня высотой 137 м, на вершину которой ведет лестница в 312 ступеней. Жители Вены называют башню «Старый Стефан». Это одно из лучших произведений австрийской готики.

В середине XV века мастер Ганс Пукспаум, назначенный в 1440 году главным строителем собора, начал возводить Северную башню. Достраивали ее уже после его смерти, и она так и осталась незавершенной. Предание рассказывает, что для того чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против вмешательства в его сложившийся облик.

Окончательно строительство собора завершил знаменитый архитектор и скульптор Антон Пильграм, и произошло это только в начале XVI столетия. С XII века собор Святого Стефана является главным храмом Вены, а с 1469 года - епископской кафедрой (с 1723-го - архиепископской).

Венский собор Святого Стефана, архитектура и интерьер

Несмотря на затянувшееся на несколько веков строительство, собор Святого Стефана сохранил архитектурную целостность, и его облик в основном выдержан в готическом духе. Окруженный со всех сторон городской застройкой собор почти невозможно охватить взглядом в полной мере, а с близкого расстояния можно увидеть только его уходящую в небо громаду.

Стены собора подпирают мощные контрфорсы. Многочисленные готические детали подчеркивают устремленность ввысь тяжелого монументального здания. Крыша собора покрыта многоцветной черепицей, которой выложены, в частности, гербы Австрийской республики. Гладкие стены фасада выложены из крупных блоков тесаного камня и довольно скупо украшены резными масками и скульптурами.

Среди них выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

«Исполинские врата», главный вход в собор, в прежние времена открывались только во время торжественных церемоний, например когда собор посещали короли и императоры. В обычное время прихожане входили в собор через боковые входы - северные «Епископские врата», украшенные порталом XIV века, или через южный вход, называемый «Певческие врата». Певческие врата украшают каменные фигуры герцога Рудольфа IV и его супруги Катарины. Их окружают оруженосцы. В руках герцог держит модель собора Святого Стефана.

Интерьер храма украшают многочисленные скульптуры и алтари. Но, несмотря на это, внутреннее пространство собора не загромождено и выглядит просторным. Его длина составляет 108 м, ширина - 35 м, а высота - 28 м. Пять пар мощных столбов поддерживают теряющиеся в высоте своды главного нефа. Свет попадает из высоко расположенных боковых окон, и в пасмурный день в соборе царит полумрак.

До наших дней чудом сохранились цветные средневековые витражи на окнах храма. Алтарь собора - так называемый Винер-Нейштадтский алтарь - относится к XV веку и является одним из самых значительных памятников подобного рода в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Резной высокий алтарь выполнен мастером Якобом Поком.

В интерьере собора находится немало образцов скульптуры XIV-XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. Другую большую статую Мадонны, изваянную в 1320-1330-х годах (ее причисляют к лучшим образцам немецкой пластики), можно видеть около епископской кафедры.

Сама кафедра, выдающийся памятник средневекового искусства, изготовлена мастером Антоном Пильграмом около 1515 года. Помимо буйной готической резьбы ее украшают четыре потрясающие по реализму и мастерству исполнения фигуры Отцов Церкви, высеченные из камня. Пильграм является и автором подножия органа. Здесь, среди причудливой каменной резьбы, можно видеть автопортрет самого скульптора. Второй его автопортрет находится в нижней части епископской кафедры.

Со времен Средневековья собор служил местом погребения королей, императоров, епископов, знатных людей. Здесь погребено множество деятелей не только австрийской, но и мировой истории - например выдающийся полководец, генералиссимус принц Евгений Савойский. Многие надгробия выделяются искусной работой и являются произведениями искусства. Среди них выделяется саркофаг императора Фридриха III, изготовленный в 1467-1513 годах.

В апреле 1945 года во время ожесточенных боев в Вене собор был охвачен пожаром, длившимся трое суток. Обрушились верхние части здания, рухнул большой колокол, сильно пострадал интерьер собора. Жители города и советские солдаты потушили пожар, но многие детали собора безвозвратно погибли. Спустя семь лет после реставрационных работ собор был снова освящен, но восстановительные работы продолжались еще более десяти лет. Сегодня собор Святого Стефана полностью восстановлен.

Собор Святого Стефана — резиденция кардинала — архиепископа, величайшее культовое сооружение Вены. 137-метровая башня давно стала символом города.

Собор Святого Стефана (Stephansdom или короче Steffl) был освящен в 1147 г. Это резиденция кардинала — архиепископа, величайшее культовое сооружение Вены. 137-метровая башня давно стала символом города. От позднероманской постройки, начатой при Фридрихе II, остался западный фасад с Исполинскими воротами и языческими башнями.

При Рудольфе IV началось строительство готического продольного нефа (с 1259 г.), южная башня (башня св. Стефана) была завершена в 1433 г. Работу над Северной башней начал в 1511 г. Ганс Пуксбаум, а в 1556 г. была установлена колокольня. Пик реставрационных работ пришелся на XIX в. Однако вследствие ущерба, причиненного бомбардировками в 1945 г., потребовались серьезные восстановительные мероприятия, длившиеся до 1961 г., вклад в которые внесли все Федеральные земли Австрии.

Одним из наиболее значимых позднероманских произведений искусства в Австрии являются Исполинские ворота — арочные рупорные ворота с богатым скульптурным орнаментом (ок. 1240 г.).

Неизгладимое впечатление производят Готический трехчастный продольный неф и раннеготический хор, в средней части которого сохранились витражи 1340-1360 гг. и сетчатый свод, покоящийся на колоннах.

У колонн стоят по большей части барочные алтари. На одной из колонн зодчий собора Антон Пильграм установил четырехметровую Кафедру, главное произведение позднеготической резьбы по камню (1514-1515 гг.), украшенную бюстами четырех отцов церкви (Амброзия, Иеронима, Папы Григория и Августина). У подножия кафедры мастер поместил свой автопортрет, известный в народе как «Оконный зевака».

У кафедральной колонны также находится «Мадонна для прислуги», раннеготическая статуя Марии, относящаяся к 1320 г.

Особым почтением пользуется Пётчская мадонна, стоящая под балдахином в правом нефе рядом с Певческим порталом.

К выдающимся достопримечательностям относится и надгробие императора Фридриха III (умер в 1493 г.) — самый роскошный готический надгробный памятник работы Никласа Герхерта ван Лейдена. Верхняя часть представляет собой лежащую фигуру императора, высеченную из красного мрамора.

Из капеллы северной башни можно спуститься в катакомбы, разветвленную сеть туннелей и комнат, которая служила склепом, когда места на кладбище на Штефансплац стало не хватать. Иосиф II запретил такой способ похорон и приказал в 1872 г. очистить и замуровать катакомбы. В настоящее время доступна герцогская усыпальница, построенная по желанию Рудольфа IV Основателя. С XVII в. здесь в медных урнах хранятся внутренности всех Габсбургов

Оказавшись в Вене, я, конечно, захотела обойти все достопримечательности. Но в первую очередь направилась в собор Святого Стефана – один из самых ярких символов города. Здание высотой 136 метров выполнено в двух архитектурных стилях: позднероманскаом и готическом.

Собор, известный многим как Штефансдом (Stephansdom), расположен на площади Св. Стефана (Stephansplatz).

Он был возведен в 1137-1141 годах, но в настоящем облике существует с 1511 года.

  • Церковь несколько раз достраивалась:
    1. В 1147 году маркграф Леопольд IV заложил церковь в романском стиле.
    2. В начале XIII века территория церкви была расширена к западу. С тех пор сохранилась западная («романская») стена собора с порталом и двумя башнями, позже перестроенными в готическом стиле.
    3. В 1258 году церковь сгорела, но через несколько лет она была выстроена вновь в романском стиле.
    4. В первой половине XIV века к церкви были пристроены трехнефные Альбертовые хоры, которые и сегодня мы можем там увидеть;
    5. После этого архитектура церкви начала приобретать черты готики. Башни неоднократно сносились и переносились, но в 1511 году собор перестали изменять (что интересно, башни не были достроены). Именно таким его видят сегодня жители Вены и приезжающие туристы сегодня.
  • Долгое время церковь была не более чем приходским храмом, и только в 1469 году она стала кафедральным собором.
  • Собор не пострадал во время бомбардировок Второй Мировой войны и даже выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, но затем его разграбили и подожгли мародеры. К концу 1948 года собор был восстановлен группой добровольцев, однако реставрационные
    работы идут и в наши дни.
  • Под собором находятся катакомбы – подземное кладбище времен Карла VI, который запретил хоронить людей на старых кладбищах на территории города.
  • В еписковском склепе, находящемся в соборе, до сих пор хоронят высших иерархов. Последнее захоронениебыло проведено в 2014 году.

И действительно, дойдя до площади Святого Стефана, я увидела собор, в архитектуре которого преобладает готический стиль: острые башни, устремленные далеко в небо, высокие узкие окна и массивные двери – это первое что бросилось в глаза.

На крыше можно заметить черепицу, выложенную причудливым узором, а на одной из сторон герб, который является символом Австрии и Вены.

Забегая вперед, скажу, что со Стефансплатц открывается не самый лучший вид на панно. Гораздо лучше любоваться им с одной из башен.

Что посмотреть на Стефансплатц

Перед собором стоят:

  • кафедра Святого Иоанна Капистрана, с которой он призывал к крестовому походу на Турцию;
  • распятие с «зубной болью» (название появилось якобы ввиду выражения лица на лике Спасителя, но, честно говоря, я сама так и не поняла причину этого «прозвища»);
  • две железные меры, которые являлись средневековыми эталонами Венами;

  • солнечные часы.

Внутри Собора Святого Стефана

Собор хорош не только снаружи, но и внутри: это огромное, великолепно обставленное помещение! Как и в большинстве католических соборов на окнах витражи, изображающие сцены библейских сюжетов. Особо богатые узоры размещены над алтарем. Всего пять витражей XV века были сохранены. Остальные были переделаны.

Чтобы по-настоящему проникнуться красотой интерьеров, прочувствовать их, я рекомендую не торопиться к другим достопримечательностям, а тихонько пройтись по по собору.

На что стоит обратить внимание

Одна из святынь собора – чудотворная Печская икона Богоматери. Ее вы найдете юго-западной части Собора. Она появилась здесь благодаря венгру Ласло Шингли. Он заказал её в селенье Пёч в память об освобождении из турецкого плена, а затем Император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию.

Считается, что она способна исцелять любые недуги, если у неё попросить об этом. Также существует легенда, что 11 сентября 1697 года шла битва при Зенте у реки Тисы. Австрийцы во главе с принцем Евгением Савойским бились с турками. И все две недели из глаз Богоматери текли слезы.

Также Штефансдом славится тремя(!) великолепными органами. Они были установлены в разное время, но все три являются своеобразной «заменой» сгоревшего когда-то инструмента. Самый большой орган – это 4 ряда клавиатуры и 10 тысяч труб!На мессах, как правило, используют средний орган, имеющий 55 рядов труб и находящийся рядом с алтарем.

Действительно завораживает кафедра XV века. На ее перилах восседают мраморные жабы и ящерицы. Принято считать, что эти «твари» – аллегория добра и зла, где ящерицы несут добро, а жабы зло. Саму кафедру украшают горельефы первых учителей школы, существовавшей при этой церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Григория Великого. Если вы захотите посмотреть, кто был автором такой искусной тонкой работы, то загляните подлестницу – там вы обнаружите автопортрет Николауса Герхардта. Стоит заметить, что кафедра сделана из цельного камня.


Я не частый гость в сооружениях культа, вероятно поэтому меня поразили захоронения внутри собора, а не снаружи. Здесь покоятся строитель собора Рудольф IV, Фридрих II, принц Евгений Савойский и чуть меньше сотни членов династии Габсбургов. Но большинство могил символические, то есть в соборе мы увидим лишь надгробия (все они разные и выглядят довольно внушительно), а прах находится в коридорах под собором.

Что можно сказать о самих катакомбах? Мне не удалось туда спуститься, хотя вы сможете это сделать, вход для посетителей открыт. Но я узнала, что кладбище находится не под всей церковью, а только под ее восточной частью, а далее оно захватывает небольшую часть домов, прилегающих к собору с этой стороны. Мне стало даже как-то не по себе от мысли, что мы буквально ходим по кладбищу в центре Вены.

Вид сверху

О крыше

После хорошо подняться на башни храма, имеющие свои особенности. По устоявшимся правилам башнидолжны быть одинакового размера, но первую так и не достроили, остановившись на отметке 68 метров. Вторая же башня устремляется в небо на 136,5 метров – она почти в два раза выше!

Из обеих башен открывается прекрасный вид на город и красочные панно крыши собора. Здесь то их и нужно разглядывать! Два удивительных огромных изображения с орлами – два герба, и цифры – 1831 и 1950. Их смысл я узнала позже у одного из служителей церкви. На мозаике отмечали даты ее завершения. То есть получается, что строительство одной части крыши завершили в 1831 году, а второй – только к 1950 году.

У крыш собора есть еще одна менее очевидная, но существенная для сохранения панно особенность. Она заключается в крутом наклоне крыши (80 градусов), благодаря чему капли дождя, как и редкий снег, который иногда выпадает в городе, не задерживаются на покрытии, а сразу спадают вниз.

Но это еще не все! В Соборе Святого Стефана по-прежнему проходят службы и, конечно же, есть своя действующая колокольня, которая находится в северной башне.

Про колокола

В звоннице всего 23 колокола, но используются только 20 из них. У каждого колокола – своя роль. Самый большой колокол (второй в Европе после Кёльнского собора) – Новый Пуммерин (весом 21,4 тонны).

Звонит он одиннадцать раз в год и только по великим праздникам: в рождественскую ночь, в день интронизации папы и венского археипископа (а в день их кончины можно услышать самый длинный десятиминутный звон), на Пасху и т.д. Одиннадцать колоколов (весом от 35 до 57 кг), находящиеся в южной башне, звонят ежедневно во время службы.

Как добраться

Адрес: Штефансплатц, 3 (Stephansplatz, 3).

Лучше и проще всего добираться на метро до остановки Штефансплатц. Сама остановка находится в 100 м от собора.

Часы работы, экскурсии и билеты

Собор открыт ежедневно:

  • с 9.00 до 16.30 по будням;
  • с 13.00 до 16.30 по выходным.

Собор можно посетить как самостоятельно, так и воспользоваться услугами гида или взять аудиогид на различных языках (русский, английский, немецкий, итальянский, французский языки и так далее. Доступно около 10 различных языков). Эти услуги оплачиваются отдельно.

Цены на входные билеты:

  • посещение катакомб от 2 до 5,5 евро (здесь и далее цена зависит от поситителя: ребенок, школьник или взрослый);
  • подъем на Пуммерин – 0,5–5,5 евро;
  • осмотр южной башни от 1,5 до 2,5 евро.

Расценки на услуги гида:

  • экскурсия по собору от 2 до 5 евро;
  • вечерние экскурсии с прогулкой по крыше – 4 (для детей), 10 (для взрослых) евро за билет.

Так как я приходила в дни, когда в церкви не было никаких выступлений и концертов, на все билеты у меня ушло около 10 евро.

Собор Святого Стефана на площади Штефансплатц является символом Вены и одной из самых главных достопримечательностей всей Австрии.

История собора

Храм расположен в центре старого города на площади Святого Стефана (Штефансплатц). Первый собор на этом месте построен в 1137—1147 годах. В нынешних границах это культовое сооружение построено в XIII-XV веках и приобрело современный вид только к 1511 году.

Возведение и основание

Епископ Пассау Регинмар совместно с маркграфом Леопольдом IV в 1137 году заложили первую венскую церковь. Через десять лет постройка в романском стиле была завершена. В 1230—1245 годах ее расширили к западу, с тех самых пор сохранилась романская (западная) стена храма с порталом и двумя башнями. Позже их перестроили в готическом стиле. Эта церковь сгорела в 1258 году.

На ее месте в 1263 году была выстроена вторая венская церковь, использовался тот же романский стиль. 23 апреля совершилось освящение собора, это событие празднуется по сей день. При Альберте I и Альберте II в 1304—1340 годах были пристроены трехнефные Альбертовы хоры - они заняли весь трансепт. Деве Марии посвятили северный неф, святому Стефану и всем святым - средний неф, а двенадцати апостолам - южный.

На месте современной южной башни Рудольф IV в 1359 году заложил первый камень новой церкви, выполненной в готическом стиле. В планах архитекторов XIV столетия стены нового сооружения ставились снаружи от уже существующей церкви, и только после этого можно было разобрать стены старой. На перекрытие свода нового храма потребовалось почти тридцать лет. В 1450 году заложили Орлиную башню.

Ее строительство прекратилось в 1511 году, когда наступили трудные времена и финансирование оскудело. Так она и осталась недостроенной до сих пор. Ее высота в два раза меньше южной, и она едва превышает 68 метров.

Существует легенда, что когда-то башни были одинаковыми. Согласно этой сказке руководящий работами по строительству башни мастер продал душу дьяволу, чтобы тот поспособствовал быстрейшему завершению дела. Когда тот помог, строитель отказался выполнять свои обязательства и разозленный дьявол обрушил половину башни.


Историческая судьба

В течение трех столетий церковь Святого Стефана оставалась приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить епископскую кафедру в Вене, а епископы Пассау (духовные владыки Австрии на то время) всячески этому сопротивлялись. Только в 1469 году была учреждена Венская епархия под давлением императора Фридриха III. В ходе этих событий собор стал кафедральным. В 1476—1487 годах композитор и скульптор Вильгельм Роллингер установил уникальные резные хоры внутри церкви, а в 1513 году в храме был установлен орган.

Мало изменили сооружение наполненные религиозными и австро-турецкими войнами XVI-XVII века. В ту эпоху в Австрии главенствовала идеология Pietas Austriaca, барочная по форме и католическая по духу, и интерьеры храма переработали в стиле барокко. Работы начались в 1647 году с нового барочного алтаря. Его изготовили Йоганн Якоб и Тобиас Покк. Два образа Девы Марии датируются 1693 и 1697 годами, два боковых алтаря установлены в 1700. После изгнания турок из-под Вены в 1722 году статус собора и епархии был повышен до архиепископского.


Восстановление и реставрация

Во время Второй мировой войны здание не пострадало при бомбардировках и выдержало первые дни советской венской наступательной операции, начавшейся 2 апреля 1945 года. Генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии при отступлении из Вены уничтожить центр города.

Приказ выполнен не был, но собор все равно пострадал: местные мародеры по 11 апреля 1945 года подожгли разграбленные лавки, а уже от них огонь перекинулся на церковь Св. Стефана. Сохранились только кафедры и ценнейшие реликвии, так как они находились под защитой кирпичных саркофагов.

Повреждения, полученные в ходе пожара:

  • кровля рухнула от огня;
  • крупнейший колокол «Пуммерин» сорвался и обрушился внутрь башни, в результате чего разбился;
  • интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены;
  • сгорел большой романтический орган фирмы «Walcker».

На восстановление крыши организовывался сбор средств, в 1950 году ее облицевали керамической плиткой. Окончательно восстановительные работы завершились только в 1960. В восьмидесятые годы стартовал следующий этап реставрации, который продолжается и в наши дни.

Главной проблемой церкви Св. Стефана является разрушение стен и статуй. Мастера-реставраторы вынуждены постоянно заменять фрагменты камней. Усложняет процесс необходимость пользоваться оригинальными инструментами средневековья, хотя часть работ выполняют станки под управлением компьютера.


Современное положение

Сегодня это один из наиболее красивых готических храмов Европы, который жители Вены называют душой своего города. Возведенная в XII столетии, на сегодняшний день церковь является наиболее значительным и хорошо сохранившимся готическим сооружением в Австрии. Его южная башня в высоту достигает почти 137 метров - это третья по высоте башня центральной Европы. Венцы ласково прозвали ее Steffl.

Храм назван именем первого христианского св. Стефана - иерусалимского мученика, до смерти забитого камнями за веру. Храм стал символом многовековой стойкости. Церковь Св. Стефана в Вене расположена в историческом средневековом квартале и вмещает в себя уникальные распятия, витражи, скульптурные композиции и кафедру епископа. Вместе с тем храм известен своими катакомбами, где захоронены останки австрийских императоров.

Месторасположение церкви

Фактический адрес собора Святого Стефана: Австрия, Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

Места поблизости:

  • ресторан Do and Go;
  • Hotel Am Stephansplatz Vienna;
  • Дом Хааса;
  • Govienna City Apartments;
  • Wien;
  • Кертнерштрассе.

Как добраться

В Вену можно добраться на поезде или самолетом. В самом городе проложено множество маршрутов общественного транспорта, а также метро.

На нем добраться до собора нужно следующим образом: необходимо выйти на станции Stephansplatz на пересечении первой (красной) или третьей (оранжевой) линий.

Сам храм ни за что нельзя пропустить, так как он возвышается над остальными зданиями площади, и его башни видны отовсюду. На них ориентироваться можно и при пешей прогулке.


Архитектура и убранство сооружения

Романский костел, носивший имя Святого Штефана (Стефана), начали перестраивать в 1230 году. Планировалось возведение храма в позднероманском стиле. Когда случился пожар, большая часть постройки уже была закончена. Стиль храма остался готическим, но черты строения позднее менялись в ходе реконструкций. Только при Рудольфе IV Штефансдом приобрел вид, сохранившийся до нашего времени.

Внешний вид

Многовековая история отразилась на облике собора. К началу девятнадцатого столетия он настолько обветшал, что представлял собой жалкое зрелище. При восстановительно-реставрационных работах максимально старались сохранить его средневековый готический облик.

Размеры здания (в метрах):

  • высота южной башни - 136,44;
  • высота северной башни (еще строится) - 68,3;
  • высота стен боковых нефов - 60;
  • длина и ширина собора на уровне земли - 198,2×62;
  • высота сводов центрального нефа - 28.

Собор представляет собой квадратное сооружение, фасад которого состоит из ступенчатых контрфорсов и узких арочных окон. В Вене он является одним из наиболее показательных примеров позднеготической архитектуры, скульптурные оформления внутренних залов и фасада являются уникальными. Также архитектуру храма отличают узоры черепичной кровли - одна из самых ярких и запоминающихся частей храма.

История узорных крыш уходит корнями в средневековье. Узоры, надписи и даты украшали в основном главные строения Вены - соборы и ратуши. Подобная облицовка была делом дорогостоящим - многие дома в то время были покрыты и вовсе соломой.

Историки не могут назвать точную дату возникновения узоров, но уже к концу пятнадцатого столетия орнамент из разных оттенков красного покрывал крышу. Со временем в рисунки добавлялись новые узоры и цвета.

Полностью покрыть крышу пришлось после ее обрушения во время пожара 1945 года. Вместо деревянных стропил установили металлические, на новых скатах уложили черепицу. Дату окончания работ можно видеть тут же на панно с гербом - это цифры 1950. Лучше всего крышу разглядывать с башни собора.


Южная башня

Во времена Габсбургов ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни Св. Стефана - ее высота составляет 136 метров, на нее ведут 343 ступени. Она играла важную роль в жизни города.

При военной угрозе стражники на ней организовывали дежурство и отслеживали сверху передвижения противника, а в мирное время на ней совершалось дежурство другого рода - следили за возгораниями и начинавшимися пожарами. Раннее реагирование было особенно важным в средние века, когда весь город мог быть уничтожен от возгорания одного дома. Колокольный звон с башни оповещал о радостных событиях и несчастьях.


Северная башня

Знаменитый Ганс Пуксбаум, создатель северной башни, планировал повторить в ней формы южной, чуть больше вытягивая пропорции и меняя детали. Орлиная башня так и осталась незаконченной после его смерти. Г. Пуксбаум был также и талантливым художником: в строительной мастерской собора сохранилось около пятидесяти исполненных им рисунков. Внутри башни находится еще одна его работа - капелла Святой Барбары.

На западной стороне находится статуя Христа. Изображен он с таким выражением лица, что в народе скульптуру называют «Господь, страдающий от зубной боли». Однажды на нее пришли посмотреть несколько парней. Они стояли и посмеивались, как вдруг у всех так сильно разболелись зубы, что они не могли ни пить, ни есть, а облегчение наступило только после покаянной молитвы.

Существуют документы об отливке колоколов в XIII-XV веках. Они уничтожались пожаром, падали и раскалывались, но их снова отливали и ставили на место утраченных. К XIX веку все башни выступали колокольнями, у каждой имелся свой набор колоколов. Колокола имеют свои имена, отражающие их первоначальные функции. Самый известный - Пуммерин, символ свободы и борьбы за нее. Его отлили из трофейных пушек в 1711 году в честь избавления от турецкой осады.

Весил он двадцать одну тонну, звучал только несколько раз в году по особенным случаям. Пуммерин упал и разбился в результате разрушительного пожара 1945 года. Осколки собрали и добавили к ним еще металла - так и отлили копию. В 1952 году ее поместили на прежнее место. На текущий момент это второй по величине колокол Европы и седьмой - в мире. Он вступает в дело только несколько раз в году, как и раньше.


Исполинские ворота

Главный вход в венский собор и его портал являются самыми старыми и исторически интересными частями этого удивительного сооружения. В облике фасада сочетаются романский и готический архитектурные стили. Хоть его и перестраивали в XV столетии, в самом портале присутствуют стрельчатые и круглые арки.

Раньше главный вход открывали далеко не для всех, а только для королевских особ. Встречаются разные названия, такие как: «Большие врата», «Исполинские врата» или «Врата Гигантов», но у всех наименований один смысл - отразить огромный размер. Постройка проходила в период между 1230 и 1250 годами.


Внутреннее оформление

Здание венского собора украшают великолепные витражи. Особенно они роскошны внутри помещения. Сквозь них проникают солнечные лучи, отбрасывающие разноцветные блики. Оригинальные витражи были созданы в 1340 году, однако хранятся они в городском музее Вены, а здесь представлены туристам в виде копий.

Из оригиналов тут расположены пять витражей пятнадцатого столетия. На них изображены разнообразные сцены из Библии. Самые красивые картины располагаются непосредственно над соборным алтарем.


Скульптуры и алтари

Главный алтарь расположен в хорах, оформленных сиденьями в барочном стиле. Он сделан из черного мрамора Йоганном Якобом Поком. Над ним висят картины «Успение Марии» и «Святой Стефан, побиваемый камнями», написанные Тобиасом Поком. Другой алтарь, который называется Винер-Нойштадским, подарил император Фридрих Третий.

Скульптур в соборе очень много. В основном они относятся в XIV-XV векам. Особенно впечатляет статуя Мадонны, созданная в 1320 году. Она располагается рядом с колонной кафедры и называется «Мадонна для прислуги».


Ажурная кафедра

Является наиболее великолепным памятником позднеготического стиля Средневековья. Кафедру создал Николаус Герхардт в 1515 году. Она стоит на одной из колон, ее высота равняется четырем метрам. Мраморные перила лестницы украшают узоры из ящериц и жаб, олицетворяя символы борьбы добра со злом. Себя мастер увековечил в виде автопортрета «Оконный зевака» у подножья кафедры.

Кафедра оформлена и статуями церковных учителей:

  • Августина Блаженного;
  • Амвросия Медиоланского;
  • Иеронима Стридонского;
  • Григория Великого.


Органы

Три органа устанавливались в разные годы вместо изначального, сгоревшего в пожаре. Самый большой из них имеет четырехрядную клавиатуру и десять тысяч трубок. На службах чаще играет средний орган, расположенный около алтаря. Он имеет 55 трубочных рядов.

В венском соборе постоянно устраивают концерты классической или органной музыки, билеты на них можно купить на Площади Штефансплац или прямо в кассе собора. Чаще всего концерты идут в вечернее время, но приходить стоит за полчаса до начала мероприятия.


Усыпальницы

В отдельной комнате захоронены 72 члена семьи Габсбургов. С точки зрения оригинальности традиции погребения, члены этой монархической семьи «перещеголяли» даже фараонов Египта. Из тел фараонов тоже вынимали органы и помещали в отдельные урны, но хоронили все части тел правителей Египта в одной гробнице.

Габсбурги пошли дальше, их части тел хоронили в разных местах. Храм - традиционное место погребения внутренних органов членов монаршей семьи. Сердца и тела (без органов) хоронили в других монастырях и церквях Австрии. Собор является традиционным местом захоронения высших иерархов австрийской церкви, их тела и по сей день находят упокоение в соборе.

В самом соборе похоронены:

  1. Рудольф IV (князь, строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале - символическое, тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  2. Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта.
  3. Евгений Савойский (умер в 1736).
  4. 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» - символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела - в Капуцинской церкви, a сердца - в церкви Св. Августина.
  5. Настоятели собора.


Реликвии и святыни храма

Внутри собора находятся шесть отдельных капелл, среди них и реликварий Св. Валентина, где покоятся его мощи, черепа святых Космы и Дамиана, а также лоскут скатерти Тайной Вечери. Главная священная реликвия - Печская икона Девы Марии - является чудотворной.

Согласно легенде, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, которые происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в собор Св. Стефана в Вену, а в Печ оставил только копию.


Катакомбы собора

Площадь перед венской церковью в прямом смысле построена на костях. С древних времен вокруг храма велись захоронения. Считалось очень важным быть похороненным как можно ближе к собору, в самом здании хоронили только самых почитаемых. Первые упоминания о кладбище датируют серединой XII века. В XVI столетии погребения временно были прекращены. Причиной тому послужил ужасный запах, наполнявший храм, возникающий из-за разложения тел, закопанных на незначительную глубину.

Окончательно кладбище вокруг венского собора прекратило свое существование в 1732 году. Кости перенесли в подземные захоронения, так называемые новые катакомбы. Старые созданы еще в XIV веке прямо под храмом, в них хоронили королевских особ и высшее духовенство. Новые предназначались для простых людей: выкапывались отсеки на сотни тел, туда их складывали по 300-400. Когда отсек наполнялся, его засыпали и приступали к новому. Так за 60 лет было погребено 11 000 человек.

К таким простым людям относили и великих архитекторов: подобным образом был захоронен и Фон Хильдебрандт и Фон Эрлах. Моцарт, кстати, был тоже погребен в общей могиле на кладбище.

При строительных работах была открыта капелла «Виргилькапелле», относящаяся к XIII столетию. Когда-то она находилась в подземелье кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесенной в 1871 году.


Богослужения и другие возможности посещения

Воскресные мессы в Штефансдоме начинаются:

  • в 10:30 утра с сентября месяца по июнь;
  • в 9:30 - в июле-августе.

Посетить венский собор можно в любой день.

Для посетителей он открыт ежедневно:

  • с 6:00 до 22:00 в будни и субботу:
  • по воскресеньям и в праздничные дни - с 7:00 до 22:00.

Собор можно посетить в составе экскурсионной группы. Для осмотра и посещения открыты все достопримечательности на территории храма (сам собор, усыпальницы, обе башни, сокровищница). Возможно посещение с аудиогидом.

Или «Stephansdom» – одно из самых красивых сооружений культа и архиепископская резиденция, а еще, это один из самых известных туристам символов австрийской столицы. Величественное, сто тридцати шестиметровое сооружение в смешанном романско-готическом стиле – «Штефансдом» стоит на одноименной площади Святого Стефана, точнее «Stephansplatz», и является обязательной к посещению достопримечательностью, входящей в любую ознакомительную экскурсию по городу.

Этот чудесный собор имеет очень долгую историю. Первую романскую церковь начали строить еще в 1137 году по приказу маркграфа Леопольда Четвертого в честь австрийского небесного покровителя - Святого Стефана. Стефан Первомученик был самым первым страдальцем, убитым за христианскую веру. В тридцатые годы первого века он был приговорен судом к ужасной смерти - побитию камнями, за его проповедь, прочитанную в городе Иерусалиме. Здание возводили на протяжении десятилетия, и в 1147 году его торжественно освятили. Но собор простоял недолго, потому что в 1258 году выгорел в сильнейшем пожаре. Очень интересен тот факт, что до двухтысячного года считалось, что венский Собор Святого Стефана строился на пустом месте, и даже, вне городской черты, но, семнадцать лет назад, когда мастера вели работы по установке в здании новой отопительной системы, раскопав землю в подвале на глубину в два с половиной метра, они наткнулись на старинные захоронения, которые, после проведения радиоуглеродного анализа, датировали четвертым веком. Данное открытие позволило ученым предположить, что раньше здесь было не чистое поле, а стояло древнейшее культовое сооружение.

На выгоревших руинах церкви построили новое здание, его освящение прошло двадцать третьего апреля 1263 года. И об этом событии до сих жива память служителей собора, ведь каждый год, в эту дату происходит трехминутный перезвон соборных колоколов. В 1304 году, находившийся в то время у власти герцог Альберт, приказал увеличить размеры сооружения, расширив его с восточной части, исполнение его приказа продлилось вплоть до 1340 года.

А уже в 1359 году при следующем герцоге Рудольфе Четвертом началось строительство нового здания католического Собора Святого Стефана, но уже не в романском, а в готическом стиле. Южную сто тридцати шестиметровую башню строили целый век и завершили к 1433 году. Северную башню начали возводить в 1450 году: заложили ее фундамент, возвели постройку на высоту около семидесяти метров, но в 1511 году ее строительство остановили и больше не возобновляли. Разве что в 1556 году тут произвели установку колокольни. Длительное время эта церковь являлась обычным приходским храмом, но в 1469 году была признана «кафедральным собором», а в Вене появилась собственная епархия.

Венский кафедральный собор Святого Стефана благополучно простоял много веков, и даже пережил грозные годы Второй Мировой войны, выстоял во время начала наступательной операции, производимой советскими войсками, но пострадал от грабительских действий австрийских мародеров, которые не только украли из него бесценные украшения, предметы искусства и предметы оправления культа, но стали инициаторами умышленного поджога соседних магазинов на площади Штефансплац, огонь поглотил их, а затем перекинулся и на крышу древнего собора. Кровля была значительно повреждена, с Северной башни рухнул самый большой соборный колокол «Пумеринн», который был отлит в 1711 году, а металлом для него послужили сто восемьдесят турецких пушек, захваченных во время сражений с неприятелем. Были уничтожены красивейшие соборные хоры, старинный орган, деревянные декоративные элементы интерьера.

Храм начали восстанавливать сразу по завершению войны, причем, деньги на восстановление национального достояния передавали все земли Австрии, и благодаря их помощи, уже к концу 1948 года Собор Святого Стефана был частично открыт, там стали проводить богослужения. К 1952 году он был открыт полностью, правда, эпизодические реставрационные работы тут проводят и сейчас.

Катакомбы и гробницы Собора Святого Стефана в Вене

Многие туристы удивляются, когда узнают от гидов, что с самого начала существования данный собор окружало кладбище, причем, оно находилось тут со времен правления римлян. На нем хоронили представителей всех слоев общества, как аристократов, так и бедняков. Штефансплац являлась местным кладбищем вплоть до 1732 года, пока герцог Карл Шестой не запретил хоронить здесь людей из-за вспышки чумы в городе. Захоронения есть внутри собора. С его внешней стороны находятся несколько надгробных плит, правда, почти все они чисто символические, потому что тела погребены под землей в катакомбах. Тут находится место упокоения для семьи Габсбургов, в том числе строителя данного собора Рудольфа Четвертого, а еще герцога Фридриха Второго, принца Евгения Савойского. Совершенно удивительно и даже шокирующе, что под главной достопримечательностью Вены – Собором Святого Стефана, в самом центре города, располагается кладбище, которое занимает всю территорию под восточной частью здания и уходит под соседние дома рядом с храмом, расположенные на площади. В катакомбах Собора Святого Стефана на сегодняшний день упокоены останки одиннадцати тысяч человек.

Но, вернемся к герцогскому склепу Габсбургов. Он находится под алтарем, тут стоят семьдесят восемь контейнеров из бронзы, хранящие сердца и внутренние органы представителей династии Габсбургов. Склеп возвели в 1365 году, по указу герцога Рудольфа Четвертого, который задумался о месте своего будущего захоронения еще при жизни.

Особенно впечатляет туристов надгробие императора Фридриха Третьего, оно даже является некоей достопримечательностью собора. Этот правитель очень много сделал для своей страны, он сыграл важную роль в воссоединении соседних земель, создав основы возникновения империи Габсбургов. Такой выдающийся император, коронованный в Риме самолично Папой, был достоин самого великолепного надгробного памятника. Эту гробницу создавали в течении сорока пяти лет по проекту Никласа Герхерта ван Лейдена, причем, работа началась за двадцать пять лет до смерти Фридриха. Саркофаг сделан из красного мрамора, в верхней его части находится лежащая фигура императора Фридриха Третьего в регалиях для коронации, окруженный гербами австрийских домионов, кроме того, надгробие украшают двести сорок резных фигур.

Гробница австрийского принца Евгения Савойского располагается в часовне «Крест» при соборе. Этот человек стал не менее выдающейся личностью Австрии, он являлся талантливым военачальником, который дослужился высочайших государственных постов императорского двора Вены. Евгений Савойский сыграл важную роль в спасении империи Габсбургов от захвата французами, остановил натиск османов, освободив центральную часть Европа от ига турков. А еще, он был щедрым меценатом.

В подвальной части расположены епископские захоронения, и самое последнее погребение в этом отдельном склепе датируется 2014 годом, когда хоронили девяносто восьмилетнего кардинала Франца Кенига. Проректоров и прочие церковные чины хоронят на Центральном кладбище Венского пантеона – «Зентральфрифхофе».

В катакомбы собора есть специальная отдельная экскурсия, деньги за нее нужно отдавать лично в руки гиду на выходе из помещения катакомб. Экскурсии идут на немецком или английском языках, но для наших соотечественников на руки выдают информационные бланки, где, тоже самое написано на русском языке. Это довольно захватывающая и даже мистическая экскурсия.

На сегодняшний день венский Собор Святого Стефана – популярнейшее туристическое место, он привлекает гостей города своими гигантскими размерами и внешним великолепием. Сооружение в длине имеет почти двести метров, в ширине – чуть больше шестидесяти метров, в высоте – сто тридцать шесть метров и оборудовано двадцатью тремя колоколами. Его покрывает красивая кровля из разноцветной черепицы, где отчетливо просматривается узор – огромные гербы города Вены и Австрии. Стены собора выложены из грубого обтесанного камня, их украшают интересные скульптуры, в которых проработаны даже мельчайшие детали, а порталы покрывает сплошной изысканный узор, в виде растений, птиц, людей и даже чудовищ. Около Собора Святого Стефана, всегда стоят повозки, запряженные лошадьми, и здесь легко почувствовать себя жителем Вены семнадцатого века, а закрепить это ощущение, можно, совершив поездку в такой коляске по историческому центру города.

Произведения искусства Собора Святого Стефана в Вене

«Исполинские ворота» - одно из самых примечательных произведений искусства в позднероманском стиле. Ворота привлекают своим роскошным оформлением, выполненным в технике скульптурного узора. Их продольный неф украшают великолепные витражи, середины четырнадцатого века, в готическом стиле. Великолепен свод ворот в виде сетки, которая, опирается на колонны. Исполинские ворота были созданы в 1240 году.

Витражи Собора Святого Стефана – здание собора украшают великолепные витражи, особенно они роскошны, когда вы находитесь внутри помещения, а сквозь них проникают солнечные лучи, отбрасывающие разноцветные блики. Оригинальные витражи были созданы для этого собора в 1340 году, но они хранятся в городском музее Вены, а здесь представлены туристам в виде копий. Из оригиналов, тут есть пять витражей пятнадцатого века. На всех витражах изображены самые разные сцены из Библии. Самые красивые витражи располагаются непосредственно над соборным алтарем.

Алтари Собора Святого Стефана не менее прекрасны. Один – это главный алтарь. Он расположен в хорах, оформленных сиденьями в барочном стиле, и сделан из великолепного черного мрамора. Этот алтарь был создан выдающимся мастером Йоганном Якобом Поком, а на нем висят картины «Святой Стефан, побиваемый камнями» и «Успение Марии», которые написал Тобиас Пок. Другой резной алтарь в готическом стиле со створками, который называется Винер-Нойштадским, подарил Собору Святого Стефана император Фридрих Третий в 1447 году, он привез его из церкви «Нойклостеркирхе» города Нойштадта.

Скульптуры Собора Святого Стефана – их здесь очень много, в основном, данные произведения искусства относятся к четырнадцатому-пятнадцатому векам. Особо впечатляет прекрасная статуя Мадонны в готическом стиле, созданная в 1320 году, она стоит рядом с колонной кафедры и называется «Мадонна для прислуги». Если вы зайдете в залу, расположенную при северной башне, то увидите оригинальную скульптуру «Бог зубной боли», внешнюю часть соборных хоров украшает ее точная копия.

Кафедра Собора Святого Стефана – это наиболее великолепный памятник позднеготического стиля Средневековья. Ее, в 1515 году создал Николаус Герхардт. Кафедра стоит на одной из колонн, по высоте она равняется четырем метрам, это великолепный образчик искусной резьбы по камню начала шестнадцатого века. Кафедра оформлена статуями четырех церковных учителей: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Григория Великого. А себя мастер увековечил в виде автопортрета «Оконный зевака», прямо у подножия этой кафедры. Перила лестницы, поднимающейся на кафедру, украшает узор из жаб и ящериц из мрамора, которые чередуются, тем самым являются символом постоянной борьбы добра со злом.

Пёчская икона Девы Марии – главная священная реликвия Собора Святого Стефана в городе Вене. Она является чудотворной, а начало своей истории ведет с 1676 года. Эту икону заказал написать в честь своего освобождения из османского плена венгр Ласло Шигри, житель села Пёч. Икона была создана и помещена местной церквушки. Но с 1696 года у Пёчской иконы начали происходит различные чудеса исцеления. Экскурсоводы рассказывают, что согласно легенды, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, который происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в Собор Святого Стефана в Вену, а в Пёч оставил копию иконы, и тем не менее, даже список с нее является чудотворным, поэтому с давних пор в небольшое поселение, которое теперь называется Мариапёч, до сих пор приезжает много паломников. Икона с Пётчской Мадонной в Соборе Святого Стефана расположена в правом нефе около Певческого портала.

Колокола Собора Святого Стефана - это действующий собор, поэтому там имеется колокольня, расположенная внутри северной башни. В ее звоннице двадцать три колокола, но используются лишь двадцать, причем, каждый из них выполняет свою роль. Крупнейший колокол в Европе, который занимает второе место по размеру после колокола Кельнского собора, называется «Новый Пуммерин», он весит двадцать одну с половиной тонну и звонит одиннадцать раз за год, по самым большим праздникам: самый длинный его звон – десять минут. Одиннадцать колоколов собора располагаются внутри южной башни, и звонят каждый день во время проведения служб.

Орган Собора Святого Стефана – их три, и все они великолепны. Органы устанавливались в Штефансдоме в разные годы, вместо оригинального органа, сгоревшего в пожаре. Самый большой соборный орган имеет четырехрядную клавиатуру, десять тысяч трубок. Но на службах, чаще всего, играет средний орган, расположенный около алтаря. У него пятьдесят пять трубочных рядов. Кстати, в этом венском соборе постоянно проходят концерты классической или органной музыки, билеты на них можно купить на Площади Штефансплац или прямо в кассе собора. Чаще всего концерты идут в вечернее время, но приходить стоит за полчаса до начала мероприятия.

Адрес Собора Святого Стефана в Австрии: город Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

Как добраться до Собора Святого Стефана?

На метро: по линии U1, U3, доехать до остановки «Stephansplatz», расположенной в сотне метров от здания собора.

Часы работы Собора Святого Стефана: работает с шести утра до десяти вечера, с понедельника по субботу; - с семи утра до десяти вечера в воскресенье.

Собор туристы могут посещать самостоятельно или в экскурсионной группе с гидом. Если вы выбрали самостоятельное ознакомление с достопримечательностью, то в этом вам поможет аудиогид на русском языке.

Цена входных билетов и экскурсий в Собор Святого Стефана:

Экскурсия в катакомбы – получасовая, проводится с понедельника по субботу, с десяти утра до половины двенадцатого дня, затем с половины второго дня до половины пятого вечера; в воскресенье – с половины второго дня до половины пятого вечера. Цена взрослого билета в катакомбы Собора Святого Стефана – пять евро, для ребенка – два евро.

Экскурсия на Южную Башню собора и ее смотровую площадку - можно попасть с девяти утра до половины шестого вечера. Вход располагается снаружи справа. На смотровую площадку нужно подняться по триста сорока трем ступеням. Цена билета: для взрослого – четыре евро, для подростка от пятнадцати до восемнадцати лет – два евро, для ребенка от шести до четырнадцати лет – полтора евро.

Экскурсия на Северную башню Собора Святого Стефана с посещением смотровой площадки. Площадка работает с девяти утра до половины шестого вечера и с семи до половины десятого вечера. Цена взрослого билета- пять евро, детского – два евро. Вход на Северную башню находится внутри собора, в левой части. На Северную башню можно подняться на лифте.

Экскурсия с гидом по собору – с индивидуальным гидом экскурсию можно совершить с девяти утра до половины двенадцатого дня, с часу дня до половины пятого вечера, с понедельника по пятницу; - в субботу, воскресенье и по праздникам - с часу дня до половины пятого вечера. Если вы хотите присоединиться к постоянной экскурсии, которая проводится в соборе регулярно с понедельника по субботу, она проводится в течении получаса на английском языке, то приходите сюда к половине одиннадцатого, цена такой экскурсии – пять евро с каждого человека.

Вечерние экскурсии, совмещенные с прогулкой по крыше: детский билет – четыре евро, взрослый – десять евро.