Домой / Информация / Арена в древнем риме называется. Гладиаторы: быт бойцов Древнего Рима

Арена в древнем риме называется. Гладиаторы: быт бойцов Древнего Рима

Истории о гладиаторских боях приводили людей в восторг на протяжении многих тысячелетий. Эти воины с мечами и щитами были вынуждены бороться за свою жизнь; их образы неустанно вдохновляют создателей книг, картин, фильмов и телевизионных шоу. Тем не менее, когда бои стали более популярными, толпа жаждала больше зрелищ. Отныне меча и щита было недостаточно. Далее представлены десять типов гладиаторов, которые в боях использовали самое разнообразное оружие.

1. Бестиарии

В отличие от других гладиаторов, бестиарии боролись за свою жизнь с животными, а не себе подобными. Специально для этих боёв римские императоры и сенаторы привозили из Африки и Азии экзотических и сильных животных (например, львов, тигров, слонов и медведей). Они служили символом богатства, а также были участниками зрелищ, которые устраивали для толпы в Колизее и амфитеатрах. Некоторые виды животных (к примеру, слоны) были призваны шокировать и развлекать зрителей, которые прежде никогда их не видели. Другие животные должны были охотиться на людей, а также сами выступали в роли добычи.

Существовало два типа бестиариев: "damnatio ad bestias" (буквально с латинского «предание зверям»; отданные на растерзание диким животным) и "venatio" («охотники»). К первому типу относились те, кого приговорили к смертной казни. Они не считались гладиаторами и были, как правило, представителями низшего класса в Древнем Риме. Их смерть была развлечением для толпы. Иногда одно дикое животное за раз могло убить несколько сотен человек.

«Охотники» тренировались и охотились на животных. Это было неотъемлемой частью их выступлений. О "venatio" нам известно очень мало, поскольку историки и хронисты не любили их описывать. В отличие от других гладиаторов, «охотников» презирали в Древнем Риме. Самым известным "venatio" был Карпофорус, который, согласно истории, голыми руками убил свыше двадцати животных на арене Большого цирка. Карпофорус также тренировал животных, чтобы они могли убивать, охотиться и даже насиловать людей.

Некоторые императоры также демонстрировали своё мастерство в убийстве животных, однако вместо признания, они получали лишь презрение толпы. Нерон сражался с животными на арене, в то время как Коммод «героически» убивал травмированных и малоподвижных животных, находясь в безопасности на возвышенной платформе. Последнее вызвало крайнее неодобрение сената.

2. Ноксии

Ноксии были представителями самого низшего класса в римском обществе. Их даже не считали за людей. К ним относились христиане, евреи, дезертиры, убийцы и предатели. Ноксий не брали в школу гладиаторов, а их появление на аренах, где они умирали самыми ужасными способами, было, своего рода, наказанием за совершённые преступления. Ноксии могли быть убиты несколькими способами: первый – их разрывали на части дикие животные; второй – их до смерти мучили гладиаторы, которые завязывали глаза и получали инструкции от толпы; третий – они выступали в роли мишени, за которой охотились настоящие гладиаторы. Ноксии, как правило, были одеты в набедренную повязку и не имели брони. Оружием им служил простой гладиус (короткий меч) или палка. Римлянам доставляло удовольствие убивать ноксий. Это служило напоминанием о том, что каждый должен знать своё место в социальной иерархии.

3. Ретиарии

Что лучше: скорость или сила? Смерть от тысячи порезов или одного удара? В древнеримские времена ответ был однозначным: чем больше силы и брони, тем лучше. Именно поэтому к ретиариям изначально относились как к низшему типу гладиаторов. У них было очень мало брони, поэтому им приходилось бороться, используя ловкость, скорость и хитрость, а также сеть, трезубец и – в крайних случаях – небольшой клинок. Ретиарии тренировались отдельно от гладиаторов, у которых были мечи и щиты. Их считали женоподобными и часто высмеивали. Сатирик и поэт Децим Юний Ювенал поведал историю о мелком аристократе Гракхе, который не только вызвал всеобщую немилость, став гладиатором, но и опозорил общество, сражаясь в качестве ретиария. Однако через несколько столетий ретиарии приобрели милость и стали одними из главных на арене.

4. Секуторы

Гладиаторы, которые относились к типу секуторов, должны были преследовать и побеждать ретиариев. Секутор имел мощные доспехи: огромный щит, меч и круглый шлем, который закрывал всё его лицо и имел два крошечных отверстия для глаз. Типичный бой между секутором и ретиарием начинался с того, что последний отходил на безопасное расстояние или – в некоторых случаях – взбирался на возвышенную платформу над водой, где лежал заранее подготовленный запас камней. Секутор (лат. secutor – преследователь) преследовал ретиария и пытался не попасть в его сеть или под град камней. Также он боялся трезубца ретиария, который использовался для того, чтобы не подпустить секутора слишком близко. Секутор был хорошо вооружён, однако он быстро уставал под тяжестью своей брони.

Император Коммод сражался в качестве секутора во время игр; он имел отличные доспехи и оружие, что гарантировало ему победу. Ещё одного знаменитого секутора звали Фламмом, он был родом из Сирии и сражался на арене в одежде, характерной для жителей территории Галлии. Он принял участие в 34 боях и одержал победу в 21 из них. Удивительно, но ему четырежды предлагали свободу, однако он каждый раз отказывался.

5. Эквиты

Эквиты были похожи на римских кавалеристов, однако их не стоит путать. Римские кавалеристы были в основном представлены мелкими аристократами, которые занимали хорошие должности в сенате и могли даже стать императорами. В свою очередь, эквиты были прославленными организаторами публичных зрелищ. Представления в Колизее, как правило, начинались с боёв эквитов, чтобы оживить толпу при помощи ловкости и скорости, которые демонстрировали эти гладиаторы. Сидя верхом на лошадях, они атаковали друг друга при помощи копий, а затем соскакивали на землю и боролись на мечах. Они носили лёгкие доспехи, что способствовало большей ловкости и атлетичности.

6. Провокаторы

Как мы теперь знаем, в Древнем Риме сражаться друг с другом на арене могли различные типы гладиаторов. Провокаторы, тем не менее, вступали в бой только с провокаторами. Причина заключалась в том, что соперника для них не выбирали – они сами вызывали его на бой. Они сражались, чтобы уладить распри между гладиаторскими школами, которые соперничали друг с другом, или повысить свой статус, победив известного соперника. Каждый провокатор был вооружён как римский легионер: он имел прямоугольный щит, нагрудник и шлем.

7. Женщины-гладиаторы

Женщины-гладиаторы, как правило, носили очень мало брони, и у них почти всегда был оголён торс. В большинстве случаев они даже не надевали шлем, чтобы все знали, что на арене сражается женщина. Бои между женщинами-гладиаторами, которые, кстати сказать, были вооружены коротким мечом и щитом, были редкостью и воспринимались как новшество. Женщины могли сражаться не только между собой, но и с карликами, чтобы вызвать негодование и шок у толпы. В некоторых случаях в гладиаторских боях могли принимать участие женщины, имевшие высокий статус в обществе. Их появление на арене сопровождалось громкими скандалами. В конечном счёте, бои женщин-гладиаторов были запрещены в 200 году нашей эры.

8. Галл / Мурмиллон

Галлы были одними из первых гладиаторов, которые произошли от галльского племени, проживавшего в Центральной и Западной Европе. Большинство из них были пленными, которые были вынуждены выйти на арену, чтобы сражаться. Галлы были хорошо вооружены и выглядели как типичные гладиаторы: они имели длинный меч, щит и шлем, однако носили традиционную галльскую одежду. Галлы были менее проворными, нежели другие гладиаторы, поэтому полагались на свою силу, атакуя противников. Они часто сражались с пленными из вражеских племён.

После того как галлы заключили мир и вошли в состав Римской империи, их стали относить к другому типу гладиаторов, которых называли мурмиллонами. Мурмиллоны по-прежнему использовали тяжёлый меч и щит, однако одевались как римские солдаты и сражались с другими мурмиллонами, гладиаторами из вражеских регионов и ретиариями.

Одного из самых знаменитых мурмиллонов звали Маркусом Аттилиусом, который во время своего первого боя победил гладиатора из личного войска Нерона, Хиларуса, и Луция Феликса. У обоих на счету было более десятка побед.

9. Самниты

Самниты также являются одними из первых гладиаторов, и они имеют много чего общего с галлами. Они также были военнопленными, однако их родиной считался регион Самний (юг Италии). После того как римляне одержали победу над самнитами, они заставили их участвовать в насмешливых церемониальных боях, которые впоследствии превратились в гладиаторские соревнования. Самниты носили традиционную военную одежду и сражались при помощи меча и прямоугольного щита. Их противниками, как правило, были попавшие в плен солдаты из враждующих с Римом племён.

Когда Самний стал одной из провинций Римской империи, самниты перестали относиться к отдельной категории. Они присоединились к гопломахам или мурмиллонам, которые носили такую же одежду и имели похожее оружие.

10. Фракийцы

Самым популярным и хорошо известным гладиатором является Спартак. Он был военнопленным из фракийского племени, проживавшего на территории Юго-Восточной Европы. Он восстал против своих поработителей, которые вынуждали его сражаться на гладиаторской арене. В конечном счёте, Спартак был побеждён, однако легенда о нём живёт по сей день.

Фракийцы, которые имели круглый щит, изогнутый клинок и широкий шлем с эмблемой грифона, были, пожалуй, самыми популярными из первых гладиаторов. Они часто сражались с галлами и самнитами.

Так же, как мы сегодня болеем за разные спортивные команды, императоры и сенаторы имели своих любимчиков среди гладиаторов. Калигула, в частности поддерживал фракийцев и даже убил гладиатора, который победил его любимого фракийского воина. Другой император, Домициан, питал такое презрение к фракийцам, что однажды бросил одного из зрителей на растерзание собакам. Что сделал этот бедняга? Он выдвинул предположение о том, что фракиец, скорее всего, выиграет гладиаторский бой.

На одной стене в Помпеях можно прочитать слова: «Целадус Фракиец – герой девушек, заставляющий биться сердца». Эти слова, дошедшие до нас через столетия, – немые свидетели того очарования, что до сих пор приковывает наше воображение. Послеполуденное солнце освещает арену амфитеатра, на которой сражается фракиец Целадус и другие гладиаторы. Они сражаются не с грозными легионерами и не с варварскими ордами. Они убивают друг друга для удовольствия публики.

В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы Древнего Рима позволяли им участвовать в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Но не все гладиаторы были рабами или преступниками. Среди них встречались и добровольцы, желавшие рисковать своей жизнью ради острых ощущений или славы. Их имена писали на стенах, о них вели разговоры почтенные граждане. В течение почти 600 лет арена была одним из популярнейших развлечений римского мира. Почти никто не выступал против этого зрелища. Все, от цезаря до последнего плебея, желали видеть кровопролитие.

Распространена мысль о том, что гладиаторские поединки были вызваны этрусскими похоронными ритуалами. Тем не менее известно, что на похоронах Брута Пера в 264 году до н.э. прошли три поединка гладиаторов. Это случай зафиксирован греко-сирийским историком Николаем из Дамаска, жившим в период императора Августа. В течение ста последующих лет обычай устраивать на похоронах сражения между рабами распространился. В 174 г. до н.э. Тит Фламинин провел мунеру – трехдневные бои, в ходе которых состоялись поединки 74 гладиаторов.

Мунеру старались проводить в декабре, одновременно с сатурналиями. Как известно, Сатурн был божеством, «отвечавшим» за самопожертвование. При этом мунеры были не просто номером в программе поминок. Практиковались также бои с животными – венационы. Различные дикие звери, доставленные со всех концов империи, умерщвлялись специально подготовленными бойцами – венаторами. Венация служила символом подчинения диких животных римской властью. Бои с участием львов, тигров и других опасных хищников показывали, что власть Рима охватывает не только людей, но и животных. Любая культура, не входящая в состав Рима, объявлялась варварской, единственное предназначение которой было ждать, пока ее не покорит Рим.

По мере того, как все больше и больше состоятельных людей убеждалось с то, что гладиаторские бои служат отличным способом увековечить память покойного, они все чаще и чаще включали в завещание требование провести такой бой на своих поминках. Вскоре простой бой нескольких пар гладиаторов приелся публике. Чтобы поразить впечатление людей, приходилось устраивать грандиозные зрелища по числу бойцов или по способу боя. Постепенно мунера стала более зрелищной и дорогостоящей. Бойцов стали оснащать доспехами, при этом доспехи по стилю часто копировали стиль какого-либо из покоренных Римом народов. Таким образом, мунера стала демонстрацией могущества Рима.

Со временем мунера настолько вошла в обычай, что человек, не завещавший устроить после своей смерти сражение, рисковал опорочить свое имя после смерти как скряга. Многие устраивали игры в честь своих покойных предков. Публика ожидала очередного боя после смерти кого-либо из состоятельных граждан. Светоний описывал случай, что в Полленции (современный Полленцо, недалеко от Турина) публика не давала похоронить одного бывшего центуриона, пока наследники не организовали сражение. Причем это был не простой беспорядок в городе, а самый настоящий мятеж, заставивший Тиберия ввести в город войска. Один покойник в своем завещании приказал устроить бой между своими бывшими гомосексуальными любовниками. Поскольку все любовники были молодыми мальчиками, было решено аннулировать это пункт завещания. Мунера в конечном счете превратилась в настоящие гладиаторские бои, обычно проводившиеся на специально построенных аренах. Первые арены строились в виде амфитеатров вокруг Форума Романума. Трибуны были деревянные, а сама арена засыпана песком. Песок на латыни будет гарена, отсюда и пошло название всего сооружения.

Построенный Флавием амфитеатр, получивший известность как Колизей, был первой каменной постройкой подобного рода. Пол арены сначала был песчаный, но затем его перестроили, организовав под ним сеть подземных ходов – гипогеев. В ходах располагались различные механические приспособления, облегчавшие быструю смену декораций на арене. С помощью этих ходов на сцену также выпускались звери и гладиаторы.

Войдя в амфитеатр, зрители могли приобрести различны сувениры. В качестве входных билетов служили костяные или глиняные пластинки-тессеры. Тессеры распространялись бесплатно за несколько недель до начала боев. Рассаживали публику по местам особые служители – локарии.

Для состоятельных граждан имелись сидячие трибуны. Для плебса имелись стоячие трибуны. В Колизее имелась и галерка, где собирались самые бедные зрители. Занять надлежащее своему статусу место было делом чести.

В туннелях, ведущих на трибуны, хозяйничали различные «предприниматели» от торговцев съестным до проституток. По мере продвижения программы возбуждение публики росло. Классические писатели описывают рев возбужденной толпы как «рев шторма». Среди зрителей на трибунах также толклись торговцы, предлагавшие еду, флаги и списки гладиаторов. По этим спискам заключались пари. Овидий говорит, что попросить почитать программку у соседки считалось благовидным предлогом для знакомства с девушкой. Впрочем, при Августе для женщин выделили отдельные места. Передние ряды занимали сенаторы, солдаты, женатые мужчины, а также ученики с учителями. Женщин отсадили на верхние ряды.

Форма амфитеатра отражала тепло внутрь и звук наружу. Любой звук, изданный гладиатором, отчетливо слышался на трибунах, даже на самых верхних рядах. Отсюда возникало правило, что гладиаторы не должны издавать лишних криков и молчать даже в случае ранения. Даже на самых плохих местах зрители отлично видели арену.

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Часто они сами были бывшими гладиаторами. Социальный статус ланист был низкий, их презирали за то, что они делают деньги на смерти других людей, сами оставаясь в полной безопасности. Если гладиаторов сравнивали с проститутками, то ланистов можно сравнить с сутенерами. Чтобы придать себе немного респектабельности, ланисты называли себя «негоциатор фамилие гладиаторе», что на современный язык можно перевести как «коммерческий директор гладиаторской труппы». Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

Выходя на ринг гладиаторы должны были провозглашать: Ave Ceasar, morituri te salutant! – Идущие на смерь приветствуют тебя, Цезарь! По традиции до начала боя бойцов-гладиаторов разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio, его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным, движения больше напоминали танец, нежели бой сопровождались аккомпанементом лютни или флейты. По окончанию «лирического вступления» взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой. Передумавших сражаться гладиаторов избивали, а иногда даже убивали плетьми.

Младшие гладиаторы вступали в бой парами, определенными по жребию. Публике демонстрировалось оружие гладиаторов, чтобы убедить всех в том, что оно боевое. Определившиеся пары расходились по арене под звуки труб и начинался бой. На арене кроме бойцов присутствовали доктора, которые отдавали команды бойцам, руководя ходом боев. Кроме того, наготове стояли рабы с плетками и палками, призванные «подбодрить» того из гладиаторов, кто почему-то отказывался сражаться в полную силу. После поединка неопытных гладиаторов на арену выходили лучшие бойцы.

Если какой-либо из гладиаторов получал тяжелую рану и не мог продолжать поединок, он поднимал руку, показывая капитуляцию. С этого момента его судьба зависела от мнения зрителей. Побежденного могли пощадить как достойного бойца, а могли обречь на смерть как труса и неумеху. До последнего времени считалось, что зрители высказывали свое отношение к побежденному с помощью большого пальца. Если палец направлен вверх – пощадить, если вниз – добить. Последние исследования показали, что все обстояло с точностью наоборот. Поднятый вверх палец означал «насади его на клинок», а опущенный – «оружие в землю». Учитывая тот факт, что первыми выступали не слишком умелые гладиаторы, судьба побежденных была предрешена. Трупы гладиаторов убирали с арены с помощью колесных тележек. Рабы снимали с убитых доспехи. У этих рабов был свой небольшой неофициальный «бизнес». Они собирали кровь убитых гладиаторов и продавали ее эпилептикам, как лучшее средство от их болезни. После поединка неопытных гладиаторов на арену выходили лучшие бойцы.

В зрелищных боях, когда люди дрались с зверями, поединок считался законченным только в случае убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком.

Гладиаторы находились на самой нижней ступени социальной лестницы, а после восстания Спартака отношение к гладиаторам стало особенно настороженным. Солдаты и охранники следили за гладиаторами, пресекая попытки неповиновения или самоубийства. Военнопленные, отправленные в гладиаторскую школу, носили рабские ошейники и кандалы, сковывавшие движения. Добровольцы в отличие от рабов цепей не носили. Свободные люди, в отличие от рабов, угрозу обществу не представляли. Вольноотпущенные рабы по своему статусу приближались к свободным гражданам. Петроний Арбитр в своем «Сатириконе» превозносит добродетели путешествующей группы гладиаторов, говоря: «Трехдневное представление – лучшее, что когда-либо я видел. Это были не простые рубаки, а в большинстве своем свободные люди».

Иногда на арену попадали и отпрыски благородных семейств. Петроний Арбитр упоминает женщину из сенаторской семьи, которая стала женщиной-гладиатором. Лукиан Самосатский, ненавидевший гладиаторские бои, рассказывает о Сисинние – мужчине, который решил вступить в гладиаторы, чтобы выиграть 10 000 драхм и заплатить выкуп за своего друга.

Некоторые люди шли в гладиаторы из желания получить острые ощущения. На эту приманку клевали даже императоры. Император Коммод (180-192 гг. н.э.) был любителем гладиаторских боев еще с детства. Это дало возможность политически противникам его отца – Марка Аврелия – говорить, что жена императора прижила юного наследника от гладиатора. Так или иначе, Коммод почти все свое время проводил с гладиаторами. Став взрослым, он стал участвовать в боях в качестве секутора. К моменту своей гибели Коммод сумел выиграть более 700 поединков, но современник Коммода Виктор отмечает, что противники императора были вооружены свинцовым оружием.

Основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Хаотический звон металла навевал тоску на зрителей, поэтому инструкторы обучали гладиаторов вести бой не только эффектно, но и эффективно. В римской армии было принято, чтобы новички упражнялись на деревянных столбах-палюсах высотой 1,7 м. В гладиаторских школах предпочитали использовать набитые соломой чучела, которые давали более наглядное представление о противнике. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. Когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. Гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. Гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с публикой, были жесты. Вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. Если боец чувствовал, что умирает, он должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, чтобы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. Выходя на арену, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов было модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

Ловцы животных трудились, не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.

Все эти животные были жертвами гладиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ.

И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине.

Побить этот рекорд удалось только вышеуказанному императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.

Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча - рудиса - в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками гладиаторских зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.

Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит Флавий на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину арены и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.


Принято считать, что в кровавых гладиаторских сражениях древнего Рима участвовали только рабы. Но это не так. Самые громкие имена, донесенные до нас историей, принадлежали обычным добровольцам, для которых арена стала хорошим способом заработать.
Их популярность была велика, по теперешним меркам она сравнима разве только с популярностью голливудских звезд. К сожалению, их слава при жизни была не долгой.
Колизей - самое известное произведение древнеримской архитектуры и самый большой амфитеатр города. Именно здесь в древние времена собирались состоятельные горожане, чтобы посмотреть на самые яркие и жестокие развлечения из всех, что предлагал Рим - бои гладиаторов.
Это люди разных национальностей, попавшие в рабство, но ставшие среди десятков тысяч римских рабов настоящей элитой. Это те, кто постоянно оттачивал свое фехтовальное мастерство, только затем, чтобы сразиться насмерть на потеху публике.
Из истории римской империи известно, что на бой выставлялись бойцы разных классов, они отличались техникой боя и амуницией. Так, к примеру, вид гладиатора — Мурмиллон (морская рыба), был защищен закрытым тяжелым шлемом, так же его предплечье рука и ноги были защищены доспехами, а вооружался он щитом и 40 сантиметровым мечем Гладиусом.
Против такого бойца обычно сражался Ретиарий (рыбак), кроме одной металлической платины на плече, его тело больше ничем не защищено, но зато его оружие было куда экзотичнее - в правой руке длинный трезубец, а в левой рыболовная сеть.
Задача Ретиария заключалась в том, чтобы сетью захватить противника и повалить его в песок, а трезубцем можно было либо выхватить Гладиус, либо сделать подсечку. Но иногда одна только сеть в руках Ретиария становилась смертоносным оружием. Она была утяжелена по периметру, и ее можно было использовать как цепь.
Классификация гладиаторовБои Мурмиллонов с Ретиариями — это классическая комбинация гладиаторских поединков на аренах древнего Рима. Но мало кому известно, что всего видов и классификаций гладиаторов существовало больше 20. Все они наносили друг другу совершенно разные повреждения.
К примеру, Скиссор был хорошо защищен и кроме Гладиуса был вооружен коротким ножом с двумя лезвиями и одной рукояткой. Им, не нанося глубоких ран, было удобно резать артерии врага. Демахер сражался только 2 кинжалами. Существовал и вид гладиаторов, противником которому на арене были не люди, а дикие животные , их называли Венаторами.
Это были гладиаторы, которые были приговорены к бою со львами за какое-либо преступление. Шансов выжить у них было немного. В боях, гладиаторы часто использовали дротики или копья. В широком замахе таким копьем можно было перерезать горло или метнуть с нескольких метров. Но кроме разного вооружения, защиты и техники гладиаторы различались между собой и по весовым характеристикам, ведь кто-то двигался гораздо медленней, а кто-то быстрее.
Но драться на песке под жарким солнцем было нелегко при любом весе. Поэтому металлическими доспехами чаще всего защищалась только рука, держащая оружие и одна нога, та, что чаще всего выставлялась вперед. Щит, если он был, выполнял двойную функцию для защиты и толчка.
Гладиаторский поединок для римлян был одновременно драматическим спектаклем, цирковым представлением и боксерским матчем. Эти действа организовывались специальными людьми - эдиторами. Они готовили площадку для боя, занимались рекламой и распространяли билеты. Каждый желающий мог поставить на одного из бойцов любую сумму.
Тренировались гладиаторы в специальных школах, которыми руководил Ланиста. В особо перспективных бойцов вкладывались немалые деньги. Им давали навыки, необходимые для того чтобы сражаться и умереть.
Ланиста смотрел за тем, чтобы его гладиаторы хорошо питались и не болели. Они считались собственностью гладиаторской школы и приносили невиданный доход. Но некоторые гладиаторы не были рабами, а шли на риск только ради денег, славы или острых ощущений.
Парадокс заключался в том, что гладиаторы, вышедшие из многих боев победителями становились невероятно популярны в обществе. Они зарабатывали за один бой больше, чем римский солдат за целый год. Имели собственное жилище, но при этом все же оставались рабами.
А профессия Ланиста в Риме считалась постыдной, ведь он, как и сутенер, торговал телами, то есть гладиаторское ремесло многими приравнивалось к проституции. В школу гладиаторов попадали рабы разного возраста и национальностей, но до зрелости доживали не многие.
Жизнь гладиатораЖизнь раненого на арене гладиатора чаще всего зависела от публики. Если по каким-либо причинам у большинства он вызывал симпатию, то зрители голосовали за жизнь, показывая кулак со спрятанным большим пальцем.
Когда выбирали смерть, то большой палец вытягивали в сторону. Победивший выполнял волю толпы лишь для того, чтобы в следующем бою, возможно, погибнуть самому. Бои гладиаторов, как и гладиаторские школы, запретили только в правлении императора Константина, принявшего христианство. Но народ все равно требовал зрелищ.
Известен момент, когда монах одного из христианских

Гладиаторами звали бойцов в Древнем Риме, которые на потеху публике сражались между собой. Специально для таких зрелищ даже создавали арены. Причиной появления такого жестокого развлечения стала территориальное расширение Древнего Рима. Оказалось, что пленных попросту некуда было девать. Просто убивать их было бессмысленно, вот и заставили на потеху публике мужчин сражаться друг с другом. Выживал только сильнейший. Публичным зрелищем гладиаторские игры стали считаться со 106 года до н.э.

В самом Риме и во всей стране это становится самым любимым зрелищем. Именно поэтому появились школы гладиаторов. А в 63 году Нерон разрешил участвовать в таких боях и женщинам. Официально запретили игры гладиаторов в 404 году, с приходом в Рим христианства. Эти смелые бойцы стали символом храбрости и отваги, а восстание бойцов под предводительством Спартака вообще стало важной частью древней истории. Имена же самых лучших гладиаторов мы помним и поныне.

Спартак. Кто является самым известным гладиатором в истории, гадать долго не стоит. Это Спартак, чьим именем называют детей, корабли и футбольные команды. Хотя личность эта очень знаменитая, до сих пор непонятно, кем же он был на самом деле в части своего происхождения. Классической считается версия, что Спартак был фракийцем, взятым римлянами в плен. Но есть предположения, что знаменитый гладиатор был все же римлянином, поднявшим мятеж и сбежавшим из своего легиона. Как раз в те годы Рим вел ожесточенные войны с Фракией и Македонией, так что Спартак вполне мог попасть в плен. Приписка Спартаку фракийского происхождения объяснима, ведь в те времена всех гладиаторов делили с учетом типа ведения боя как раз на галлов и фракийцев, вне зависимости от того, откуда бойцы вообще были родом. А судя по грамматике латинского языка, имя Спартак означает, что он имел отношение к Спарте. Историки раскопали, что гладиатор обучался в школе Лентула Батиата, где и изучал философию Гая Блоссия. В ней есть немало любопытных моментов, один из лозунгов вообще гласит: «Последние станут первыми и наоборот». В 73 году до н.э. случилось известное в истории Рима событие - гладиатор Спартак восстал вместе со своими 70 товарищами. Сначала это была просто группа беглых рабов с четырьмя сильными лидерами - помимо Спартака это еще Крикс, Каст и Гай Ганник, бунтари просто ограбили собственную школу и с оружием в руках бежали в предместья Неаполя. Восставшие стали промышлять грабежами и убийствами, их армия росла за счет других беглых рабов. Через пару лет компания составляла уже более 120 тысяч человек, которые спокойно перемещались по стране. В стране существовал рабовладельческий строй, и такое восстание поставило под угрозу существование государство. Именно поэтому на усмирение Спартака и его товарищей были посланы лучшие военные силы. Постепенно силы рабов были разбиты, сам Спартак погиб предположительно около реки Силари. Последние остатки могучего войска восставших пытались бежать на север, но были разбиты Помпеем. Именно он и получил лавры главного усмирителя бунта.

Коммод. Кто сказал, что гладиатором непременно должен был быть раб? Многие вольные люди выбирали себе эту профессию. Есть исторический факт, что существовал гладиатор и императорского происхождения. Коммод, уже начиная с раннего возраста, обладал отличными ораторскими способностями, научившись произносить яркие речи. Но чем старше он становился, тем менее интересными были для него государственные дела и забота о подданных. Коммода куда больше интересовали развлечения, в том числе и сексуальные. Император стал проявлять жестокость - время его правления отмечалось многочисленными казнями и убийствами. Неслучайно Коммода сравнивают по этому показателю с самим Нероном. Ведь ему Коммод не уступал ни в жестокости, ни в своей развратности. У молодого императора был свой гарем, в котором было более сотни молодых наложниц, а мальчиков так и того больше. Сам же император обожал носить женские одежды и заигрывал с подчиненными, разыгрывая разные роли. В числе любимых игр Коммода было и препарирование живых людей. И именно Коммод стал первым императором, вышедшим на поле боя в роли гладиатора. А ведь для особы царской крови это считалось неимоверным позором. Современники вспоминали, что Коммод был вообще-то отличным бойцом - он искусно убивал опасных животных. При этом он нисколько не стеснялся своего не подобающего сану развлечения, а даже обожал демонстрировать свои боевые навыки подчиненным. Коммод прославился еще и своей педантичностью - повсюду за ним ходил писарь, который фиксировал все действия и речи императора. Зато благодаря этому нам сегодня известно, что император-гладиатор принял участие в 735 сражениях. Также Коммод известен своей верой в разные жестокие языческие культы, порой он даже перевоплощался в одежды бога Анубиса. Император требовал от своих подданных обожествлять себя, идеализировать, а за неповиновение просто убивал. Смерть тирана была классической - его убили в результате заговора недовольные сограждане.

Спикул. По мнению историков Спикул относился к такому виду гладиаторов, как мурмиллоны. Их еще называли мирмиллонами. Основой вооружения таких бойцов был полуметровый прямоугольный щит, гладиус. Голову же гладиатора защищал беотийский шлем в виде рыбы и с волнообразным гребнем. Правая рука Спикула была защищена манникой. Перед началом боя этот знаменитый гладиатор всегда надевал повязку на свое бедро и перевязывался поясом. Верхняя часть его ступней было обмотана толстыми обмотками. Классический мурмиллон оснащался еще и короткими латами. В историю Спикул вошел, как любимчик Нерона. Недаром после одного из своих боев гладиатор даже получил от всесильного императора в подарок дворец, несколько домов и земельный надел неподалеку от Рима. Сам Нерон неоднократно упоминал о том, что в его армии гладиаторов именно Спикул устраняет своих соперников наиболее искусным образом. Историки говорят, что любимец императора был к тому же и самым опытным бойцом. Скорее всего, он обучал и новичков искусству боя. Существуют легенды о том, что Спикул снискал славу еще и великого любовника. В его компании даже сам Нерон часто посещал бордели и другие подобные увеселительные заведения. А умер легендарный гладиатор примерно в одно время со своим покровителем. Говорят, что в последние минуты своей жизни Нерон даже хотел, чтобы его убил именно Спикул. Вот только того, как назло, во дворце в тот момент не оказалось. А после смерти деспота его приближенных стали нещадно преследовать. В июне 68 года Спикула бросили под статуи Нерона, которые люди тащили по форуму. Так что не Нерон погиб от рук своего любимца, а, скорее, наоборот.

Тумелик. Считается, что этот гладиатор родом из знатной семьи. Его отцом был знаменитый германский вождь Арминий. А прославился он тем, что в глубинах Тевтобургского леса сумел победить сразу три римских легиона. Ими командовал наместник Вар. А матерью Тумелика стала Туснельда. То поражение стало настолько унизительным, что Римская империя не могла оставить это без внимания. Вскоре император Тиберий отдал приказ своему племяннику Германику выступить в поход и победить строптивых германцев. Трижды римляне вступали на земли восточнее Рейна. Они уничтожили укрепления племен, освободили город Сегест, осажденный Арминием. Но самое важное - была взята в плен Туснельда с ее маленьким сыном Тумеликом. Германик вот-вот готов был уже пленить и самого Арминия, но тут Тиберий призвал его обратно в Рим. Во время празднования триумфа в честь победы над германцами перед колесницей Германика шли главные свидетели его успеха - Туснельда и Тумелик. Даже отец Туснельды видел это, находясь рядом с Германиком. Так мать молодого пленника и его дед и доживали свою жизнь на чужбине. Туснельда стала служанкой в одном из богатых домов, она могла даже пережить своего сына. Сам же Тумелик попал в школу гладиаторов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, новым императором стал сын Германики - Калигула. Сегодня все признают, что он был попросту безумным правителем. Так, он приказал вывести Тумелика на бой. Храбрый германец надел железную маску, на которой был изображен его непокоренный отец Арминий. В руках у гладиатора был меч. Но против него Калигула решил не выставлять других бойцов, а приказал выпустить голодных львов. О возрасте Тумелика сложно судить, по некоторым источником ему вообще было на тот момент пятнадцать-шестнадцать лет.

Эномай. Этот гладиатор вошел в историю, как один из лидеров восстания Спартака, его правой рукой. А командовал Эномай рабами. Попал он в плен римлянам во времена завоевания империей Галлии. Эномай входил в число тех гладиаторов, которые обучались в знаменитой школе Лентула Батиата. Это заведение находилось в Капуе. Есть свидетельства того, что в этой школе были невыносимые условия для тренировок и проживания. Именно поэтому Эномай без раздумий выступил в поддержку своего земляка Крикса и Спартака, родившегося, как говорили во Фракии. Эти гладиаторы и встали во главе восстания. Но из всей троицы именно Эномаю было суждено погибнуть первым. Историки склоняются к мнению, что он погиб между 73 и 72 годами до нашей эры. А погиб гладиатор не на арене и даже не на поле боя, а во время грабежа одного из городков Южной Италии. Историки считают, что Эномай занимался ремеслом гладиатора более десяти лет. Такая длинная карьера состоялась благодаря огромной силе бойца и его буквально нечеловеческой выносливости. Сообщается, что в одном из боев Эномаю повредили нос. Он сросся не очень удачно, из-за чего искривился. На переносице же образовался небольшая горбинка. Но хотя у гладиатора и был грозный вид, нрав его оставался спокойным. У Эномая была даже возлюбленная по имени Эмболария. Есть свидетельства того, что Эномай было все же не настоящее имя гладиатора, а его прозвище, которое он получил для выступлений на арене. Ведь Эномаем звали сына бога Ареса, который отличался воинственным и жестоким нравом. В те времена часто имена гладиаторов становились частью их «сценического» образа. Собственные же, «варварские» имена, римляне даже слышать не хотели, считая их попросту некрасивыми.

Батиата. Имя этого гладиатора мы уже неоднократно упоминали в связи с его школой. А ведь первоначально и он выступал на арене. После окончания активной карьеру Лентул Батиата основал собственную школу, которая стала самой большой в стране. Есть основания предполагать, что именно Батиата и был наставником самого Спартака. А открытая в Капуе школа стала образцом для заведения такого типа, которые вскоре стали появляться во всей Римской империи. А проживал Корнелий Лентул Батиата в Риме. Его взгляды были основаны на материалистических убеждениях. И хотя своих подопечных-гладиаторов он называл не иначе, как монстрами, делал это Батиата все же в шутливой и ласковой форме. Сам основатель школы заявлял, что она является по сути фермой, где и выращиваются подопытные существа. Такие радикальные жизнь вполне имели право на жизнь, гладиаторы из Капуи действительно пользовались популярностью. Посмотреть на их сражения приезжали жители из самых отдаленных мест империи. Работать же Батиате с гладиаторами было непросто. К тому же достаточно было организовать всего пару-тройку неинтересных для публики боев, как школу Батиата конкуренты отстранили бы от выступлений в Колизее. Сам бывший гладиатор отлично осознавал, как растет конкуренция со стороны других школ. Чтобы повысить мотивацию своих бойцов Батиата ввел интересную систему мотивации. Хозяин внушал своим гладиаторам, что жизнь на самом деле является обычным сном, который приходит к человеку по воле богов. Всего же в школе обучалось более двухсот бойцов. Большинство - это пленные из Фракии и Галлии. Историки полагают, что именно жестокое отношение хозяина к своим гладиаторам и вылилось в итоге в мятеж.

Гай Ганик. Точно неизвестно, когда родился и умер этот гладиатор. Некоторые энциклопедисты полагают, что Гай Ганик умер в 71 году до н.э. А вошел в историю этот человек, как соратник Спартака. Он руководил большим отрядом восставших в ту пору рабов. Родом Гай Ганник был из Галлии. Но в одном из жизнеописаний Спартака встречается информация о том, что его соратник принадлежал к древнему народу Италии, самнитам. Говорили также, что гладиатор имел кельтские корни. Скорее всего, Гай Ганник попал в Рим, будучи плененным в ходе завоеваний Галлии. Вместе со Спартаком Гай Ганник обучался гладиаторскому мастерству в капуйской школе Лентула Батитата. В Капуе многие считали, что именно он на самом деле и являлся лучшим гладиатором. Во время восстания Спартака бывший гладиатор стал командующий, одерживая победы над регулярными частями римлян. В 71 году до н.э. Спартак вместе с Гаем Ганником решили провести восставших в Галлию и Фракию. Но в последней фазе восстания, после того, как Спартак решил захватить город Брундизий, от основных сил откололось войско в двенадцать тысяч человек. Его возглавили Гай Ганик и Каст. Но противостоять обученным и превосходящим войскам римлян гладиаторы на этот раз не сумели. В последнем бою же Гай Ганик был храбр, как это и подобает настоящему гладиатору. Погиб легендарный воин неподалеку от города Регия, что находится на юре современной Италии. В своем «Сравнительном жизнеописании» Плутарх нашел место и для Гая Ганника, которого историк назвал Гаем Канницием.

Крикс. Этот гладиатор являлся галлом и несколько лет находился в рабстве. В неволю Крикс попал, сражаясь с римлянами на стороне аллоборгов. Крикс, как и Спартак, являлся гладиатором в школе Лентала Батиата, что была в Капуе. В 73 году до н.э. Крикс вместе с другими беглецами из этой школы стал грабить окрестности Неаполя и собирать других беглых рабов. Крикс был одним из самых главных помощников Спартака. Но после первых военных успехов Крикс отделился от своего вождя, оставшись в Южной Италии. Основные же силы рабов двинулись на север. Плутарх рассказал, что причиной такого отделения стала заносчивость и высокомерия Крикса. В его армии остались галлы и германцы, соплеменники лидера. Весной 72 года до н.э. римский консул Публикула начал активно сражаться с армией Крикса. Около горы Гарган в Апулии состоялась решающая битва. В ходе ее Крикс и был убит. Он сражался с большой отвагой, убив не менее десяти легионеров и центурионов. Но в итоге Крикса закололи копьем и обезглавили. 30-тысячная же армия же рабов была разгромлена. Память своих соратников Спартак почтил, устроив игры гладиаторов, как это было заведено в Риме. Только на этот раз в таких мероприятиях заставили принять участие более трехсот знатных римских военнопленных.

Герардеска Манутиус. Говоря о величайших гладиаторах, стоит упомянуть и самую известную женщину, которая освоила эту профессию. Герардеска Манутиус является, возможно, самой величайшей воительницей в истории. Она убила на арене более двухсот противников разного пола, встретив смерть свою в бою. Это была красавица, с черными смоляными волосами и идеальным телом. Римские болельщики обожали ее. А попала Манутиус на арену всего за год до своей смерти. За такой короткий промежуток она успела стать знаменитостью. Беглой рабыне было 28 лет, когда она попала в группу из тех десятков тысяч рабов, объединившихся под началом Спартака. В армии повстанцев женщина сперва исполняла незавидную роль проститутки. Со Спартаком она прошла всю Италию, в свободное время женщина брала уроки работы с мечом. Это позволило ей стать отличным рукопашным бойцом, имеющим опыт в единоборствах. В битве при Лукании в 71 году до н.э., когда Спартак был убит, Герардеску захватил в плен Марк Люциний Красс. Недолго думая, он приказал распять женщину вместе с другими шесть тысячами беглыми рабами. Но уже в момент, когда амазонку приковывали к кресту, римлянин вдруг изменил свое решение. Прекрасная Герардеска понравилась своей бронзовой кожей и провела ночь в палатке Красса. На следующий день военачальник отправил женщину в Капую, в школу гладиаторского мастерства. Он надеялся, что это ремесло поможет ей однажды стать свободной. Основы гладиаторского боя давались Герардеске без особого труда. Уже через несколько недель состоялся первый бой амазонки. Ажиотаж объяснялся тем, что на арену вышла протеже самого Красса. Но всего пять минут потребовалось женщине-гладиатору, что покончить с мускулистым и татуированным греком Трасианом. Публика с наслаждением наблюдала, как два обнаженных до пояса тела, потные от солнца, двигались в попытке убить друг друга. В итоге меч вошел в пах грека, а гром аплодисментов потряс амфитеатр. Победитель использовал обманный прием. Но кровавая карьера не могла продлиться долго. Целых 11 месяцев Герардеска уничтожала всех своих соперников, в том числе и прославленных уже бойцов. А погибла гладиатор в бою с двумя карликами. Во время поединка одному из них удалось прокрасться женщине за спину и воткнуть трезубец прямо в почки. Бывшая любимица публики вдруг лишилась разом всех симпатий, которые перешли к карликам. Весь Колизей направил пальцы вниз, вынося приговор Герардеске. Согласно правилам раненая женщина легка на спину, мучаясь от боли. Она подняла палец левой руки и в этот момент карлики вогнали свои трезубцы ей в живот и грудь, окончив бой. Израненное тело гладиаторши унесли с арены и просто бросили на груду других жертв боев. Так кумир Рима, знаменитая женщина-боец и не получила последних достойных почестей.

Гладиатором Древнего Рима был профессиональный боец, который специализировался на конкретном оружии и сражался перед публикой на больших, специально построенных аренах. Такие арены строились по всей Римской империи.

Гладиаторские бои взяли свое начало со 105 года до н. э. и имели статус официальных соревнований до 404 года н. э. Бои продолжались, как правило, до смерти одного из гладиаторов. Именно по этому продолжительность жизни таких бойцов была коротка. И хотя быть гладиатором считалось престижно, большинство бойцов являлись рабами, освобожденными рабами или осужденными. Без сомнения гладиаторские бои были одним из самых популярных форм развлечений в Древнем Риме.

Римляне во многих отношениях верили приметам и традициям своих итальянских предков, этрусков. Например, использовались жертвоприношения животных, для предсказания будущего, использовались символические фасции и организовывались гладиаторские бои. Этруски связывали состязания такого рода с проведением обрядов смерти, поэтому гладиаторские бои имели для них определенное религиозное значение. Хотя, первые частные гладиаторские состязания проходили в 264 году до н. э. и организовывались в память о смерти отца, позднее для организации официальных боев данная причина не бралась во внимание. Однако, следы религиозного происхождения оставила традиция добивать побежденных гладиаторов. В данном случае помощник должен был нанести удар в лоб пострадавшему гладиатору. Дежурный помощник должен был носить костюм, представляющий собой костюм бога Гермеса, который сопровождал души в загробный мир или «Charun». Присутствие божьего посланника и императора, в сопровождении жрецов и весталок, показывали некое псевдорелигиозное веяние на боях.

Римские гладиаторские бои давали возможность императорам и богатым аристократам продемонстрировать свое богатство населению. Бои устраивались в честь военных побед, визитов важных чиновников, в честь празднования дня рождения или просто для того, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем. В глазах общественности это было что-то вроде развлечений, которые становились буквально вопросом жизни и смерти. Эти чрезвычайно популярные мероприятия проходили на всех массовых аренах Римской империи. Колизей (амфитеатр Флавиев) был крупнейшим из них. От 30 до 50 тысяч зрителей из всех слоев римского общества стекались сюда для развлечения кровавыми зрелищами, где устраивалась охота на диких и экзотических животных, проводились казни заключенных, религиозных мучеников бросали в клетки со львами, устраивались звездные шоу, которые являлись символами Римской добродетели, чести и мужества.

Использовали все свои боевые навыки, сражаясь под девизом «убей или будь убит». Популярным заблуждением является утверждение, что гладиаторы приветствовали своего императора вначале каждого боя строками: «Да здравствует император! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!». Однако, в реальности эти слова произносились в честь заключенных и убитых в инициированных морских сражениях (Naumachia), которые также проходили на закрытых аренах по особым случаям.

Наиболее часто гладиаторами являлись рабы или преступники , также многие военнопленные были вынуждены выступать на аренах. Были случаи, когда, по причине банкротства, аристократам приходилось зарабатывать на жизнь мечем, например, Симпроний (Sempronius), потомок могущественного клана Гракхов. Необходимо отметить, что до принятия закона Septimius Severus (Септимий Север) в 200 году н. э., женщинам было разрешено сражаться в роли гладиаторов.

По всей империи были созданы специальные гладиаторские школы . В самом Риме располагались три таких казармы. Капуя - одна из казарм, которая особо славилась своими гладиаторами. По всей Риской империи агенты производили поиск потенциальных гладиаторов, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос и заполнять школы, которые должны были иметь огромной оборот бойцов. Условия в школах были похожи на тюрьму - небольшие клетки и кандалы, тем не менее, еда была лучше (например, проросший ячмень), а также учащиеся получали возможность оказания им лучшей медицинской помощи, так как являлись для школы дорогой инвестицией.

Победители гладиаторских сражений становились любимцами толпы и были особенно популярны среди женщин.

Термин «Гладиатор » происходит от латинского gladiators , по названию их главного оружия gladius или короткий меч. Однако, существовал широкий спектр других видов оружия, используемого в гладиаторских боях. Также, гладиаторы носили доспехи и шлемы, которые, в частности, являлись образцами великого мастерства, были богато украшены декоративным орнаментом, а гребни украшались перьями страусов и павлинов. Вид оружия и доспехов зависел от того, к какому виду принадлежал гладиатор.

Виды гладиаторов

В Древнем Риме существовало четыре основных вида гладиаторов:

  • вид Самнит , был назван в честь великих воинов самнитов, которые воевали за Рим в первые годы империи. Интересно, что римляне употребляли слова «гладиатор» и «самнит» как синонимы. Одним из лучших вооружений самнита были меч или копье, большой квадратный щит и защитные доспехи на правой руке и левой ноге;
  • Фракийский гладиатор (Фракиец) имел короткий изогнутый меч (сика) и очень маленький квадратный или круглый щит (парма), который подставлялся для отклонения ударов противника;
  • гладиатор Мурмиллон , также известный как «Fishman», был снаряжен в образе рыбы - на шлеме устанавливался гребень. Как и у Самнита у него был короткий меч и щит, но из доспехов были только накладки на руке и ноге;
  • у гладиатора Ретиарий не было ни шлема, ни доспехов, кроме мягких плечевых накладок. В качестве оружия у него была сеть и трезубец. Он пытался запутать своего противника сетью, а потом наносил удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в определенных комбинациях. Как правило, для контраста подбирали пары, которые состояли из медленного и хорошо защищенного тяжелыми доспехами гладиатора (Мурмиллон) против быстрого и менее защищенного гладиатора (Ретиарий).

Были известны и другие менее распространенные виды гладиаторов с разными комбинациями оружия и доспехов, названия которых менялись с течением времени. Например, «Самнит» и «Галл» стал политически не корректным, когда эти страны стали союзниками. Другие виды гладиаторов включали лучников, боксеров и Бестиарий (вооружённые дротиком или кинжалом), которые сражались с дикими животными.

Тех, кому не хватало храбрости в поединке, заставляли сражаться, используя кожаные кнуты и раскаленные металлические прутья. Однако, под возмущенный рев толпы (от 40 тыс. зрителей) и безжалостной атаки своего противника, многие боролись до конца. Были случаи и отказа от борьбы. Одним из наиболее известных случаев был гладиаторский поединок, организованный Квинтом Аврелием Симмахом в 401 году н. э., когда германские заключенные, которые должны были драться на играх, вместо этого они повесились в своих камерах, тем самым, оставив римское население без зрелища.

Если проигравший гладиатор не был убит на месте, то он обращался за помилованием, опуская оружие и щит и поднимая палец. Противник мог проявить снисхождение, хотя тогда существовал риск повторной встречи на арене, но это считалось хорошей профессиональной практикой. Если на боях присутствовал император, тогда решение принимал он, хотя толпа пыталась влиять на его суждения, размахивая тряпками и жестами рук, - поднимали палец вверх и кричали «mitte!», что означало «дай ему уйти»; большой палец вниз и кричали «iugula!», что означало «казнить его».

Победители поединков, особенно многократные, становились любимцами толпы и в честь них создавались изображения на римских зданиях, а также они были популярны среди женской половины населения Древнего Рима.

Граффити Помпеи дают уникальную возможность узнать о том, на сколько гладиаторы были признаны общественностью. На них изображены гладиаторы и количество их побед, например Северу 55. Однако, среднее число побед было значительно ниже. Иногда проводились бои, когда победители одного боя сражались с победителями других, до тех пор, пока не оставался в живых только один. Победителей награждали материальными призами, которые включали престижную пальмовую ветвь победы и серебряное блюдо с деньгами. После многолетних побед гладиатору даровали свободу.

Пожалуй, одним из самых знаменитых гладиаторов был Спартак, который возглавил восстание гладиаторов и рабов в 73 году до н. э.