Домой / Информация / Катапульта да винчи. Мини-катапульта по чертежам леонардо да винчи

Катапульта да винчи. Мини-катапульта по чертежам леонардо да винчи

Италия подарила миру Леонардо да Винчи – талантливого ученого, художника, изобретателя, писателя. Трудно перечислить все его таланты. Итальянцы гордятся им, и открывают во многих городах музеи, посвященные его деятельности. Один из них находится в Риме.

В небольшом музее представлено около 50 механизмов, созданных по чертежам легендарного изобретателя. Интересная экскурсия позволит окунуться в мир технических чудес прошлых веков и раскрыть новые грани таланта ученого. Несмотря на свою скромность, музей Леонардо да Винчи в Риме знает, чем удивить туристов.

Военные изобретения

Леонардо да Винчи был гуманистом. Еще он не употреблял мяса и покупал птиц, чтобы выпускать их на свободу. Но это не мешало ему быть военным инженером, создавая чертежи жестоких машин. Да, талантливые люди часто себе противоречат.

Танк

Это один из самых удивительных чертежей Леонардо да Винчи. Круглый танк-черепаха должен был наводить на врагов ужас и наносить им колоссальных потерь. Да Винчи полагал, что управлять оружием должны восемь человек. Они двигают рукоятки, и колеса приводятся в движение. Для усиления разрушительного эффекта по бокам танка должны располагаться пушки.

Катапульта

Катапульта Леонардо представляет собой две деревянные дуги, соединенные веревкой. При помощи рукоятки усиливается натяжение. Когда рукоятку отпускают, катапульта метает камень. Причем это оружие могло бы метать камни на очень большое расстояние.

Пулемет

В те времена перезаряжать оружие нужно было после каждого выстрела. А на это тратилось много времени. Изобретатель нашел решение проблемы: он придумал многоствольное оружие. Оно имело 3 платформы по 11 малокалиберных пушек на каждой. После выстрела одна платформа заменялась другой – и можно делать второй выстрел.

Машина-коса

Даже уменьшенная модель машины выглядит жутковато. Орудие представляло собой колесницу с вращающимися длинными ножами, которые должны были врезаться во вражеские ряды. Судя по комментариям к чертежам, длина каждой косы должна была составлять 5 метров. Колесницу тянула лошадь (да, Леонардо любил лошадей). Пожалуй, это самый ужасный чертеж итальянского изобретателя.

Штурмовая лестница

Благодаря этому огромному сооружению на колесах можно преодолеть ров с водой и попасть на защитную стену замка. Воины поднимаются по высокой лестнице (около 6 метров) и через закрытую остроконечную крышу попадают во вражескую крепость. Ширина крыши должна была составлять примерно 7,5 метров. Судя по чертежам, механизм должен приводиться в действие буйволами.

Покорение воздуха и моря

Ученый создал много чертежей, опередивших свое время. Удивительно, но он сам зашифровывал свои творения, отдавая другим лавры «первооткрывателей». Ради этих изобретений стоит посетить музей Леонардо да Винчи в Риме.

Парашют

Леонардо да Винчи верил, что человек может летать, и некоторые его эскизы посвящены теме покорения неба. Считается, что ему принадлежит идея создания парашюта. Суть идеи достаточно проста: чем больше ширина груза, тем медленнее он будет спускаться в воздухе. Конструкция парашюта представляет собой деревянную основу в форме пирамиды, на которую натянута льняная ткань, пропитанная смолой.

Маховое крыло

У кого учиться летать, как не у птиц? Эта идея легла в основу эскиза махового крыла: если человек оттолкнется от земли и замашет руками, искусственные крылья помогут ему лететь. Конечно, мышечной силы человека для этого недостаточно. Но изобретатель хотел решить проблему с помощью вспомогательных механизмов.

Дельтаплан

Или, как назвал свое изобретение сам да Винчи, – «Перышко». Этот экспонат заслуживает особого внимания посетителей. Чертеж был несправедливо забыт потомками, но испытания показали, что такой дельтаплан может летать.

Акваланг

Воздух подается через бамбуковые трубочки. Благодаря клапану и мешочку с песком можно регулировать глубину погружения. Медная пластинка защищает грудную клетку от давления. Есть сведения, что это изобретение применялось как минимум один раз, правда, в военных целях. Любовь Леонардо к морю проявилась и в других изобретениях: водные лыжи и ласты для рук.

Другие изобретения

Ученый стремился создать комфорт для людей. Среди его работ есть чертежи изобретений для повседневной жизни. Конечно, это обычные вещи для нас, но настоящий прорыв для XV столетия.

Подшипник

Роликовый подшипник был придуман еще в древности. Но да Винчи заменил его на шариковый, благодаря чему трение практически свелось на нет. Сегодня эта технология применяется повсеместно, но ведь изобретатель жил в XV веке. Первый шариковый подшипник создали только через несколько столетий после его смерти.

Велосипед

Еще одна загадка «Атлантического кодекса». На эскизе изображено транспортное средство с рулем, колесами, гибкой цепью, звездами и педалями. Туристов всегда впечатляет эта модель, поскольку она выглядит почти как современный велосипед. В древнем эскизе уже присутствовала идея передачи движения между колесами при помощи цепи.

Прожектор

Известный гуманист служил при дворах влиятельных людей, а в то время любимым развлечением был театр. Это натолкнуло изобретателя на создание прожектора. Конечно, конструкция была намного проще, чем у современных моделей. Он представлял собой ящик, внутри которого зажигали свечу. На одной из стенок было установлено увеличительное стекло.

Идеальный город

Посетителям будет интересно познакомится с главной амбициозной идеей Леонардо да Винчи. Это макет идеального города, который он мечтал воплотить в жизнь. Виджевано мог стать таким городом, если бы герцог Лодовико Сфорца согласился оплатить проект. А идея действительно была гениальной.

После эпидемии чумы изобретатель серьезно задумался о том, чтобы предотвратить подобные несчастья в будущем. И он разработал проект трехуровневого города, яруса которого соединялись лестницами. Он хотел избавиться от типичной средневековой картины – узких улочек и антисанитарии. Ученый планировал расширить улицы и дороги, провести воду к каждому зданию . Это снизило бы риск заразиться болезнью. Город напоминал бы современный мегаполис – прогрессивные идеи для того времени! Но это требовало больших затрат, и, разумеется, все осталось только на бумагах.

Чем еще удивит музей? На стенах висят анатомические рисунки да Винчи. Они настолько детальные, что опередили время на 300 лет. Любителям анатомии и медицины это будет интересно. Работники музея не забыли и о творчестве ученого. Здесь представлены репродукции некоторых картин.

Туристам на заметку

  • Экскурсия займет около часа. Не обязательно хорошо владеть итальянским или английским, чтобы посетить музей. Описание экспонатов доступно и на русском языке.
  • Музей работает с 10.00 до 19.00 каждый день.
  • Стоимость билетов составляет 10 €. Купить билеты можно на официальном сайте https://www.museodavinci.it
  • Посетителям разрешается бесплатно делать фотографии. Не каждый музей предоставляет такую возможность.
  • Музей находится по адресу Piazza del Popolo, 12 (Народная площадь). Если добираться на метро, нужно выйти на станции Flaminio.

Вам также может понравиться:

В мы поговорили об изобретениях Леонардо да Винчи в области воздухоплавания, строительства, архитектуры, а также рассмотрели различные водные механизмы и приспособления. В этой части мы поговорим об оружии, которое было изобретено гением, а также различных боевых механизмах, способах штурма стен и обороны замков.

Читайте также:

  • Изобретения Леонардо да Винчи — часть 2

БОЕВАЯ ТЕХНИКА И ОРУЖИЕ

Леонардо да Винчи изобрёл массу простых и эффективных устройств, которые позволяли вести как наступление, так и обороняться, сидя за крепостными стенами. Его новаторские машины не имели равных в своей разрушительной силе и для своего времени были поистине передовыми. Не все его разработки и концепты оказались достаточно удачными, но ряд изобретений явно превзошёл своё время и произвёл небольшую революцию в военном деле.

Подводная мина

Судна противника предполагалось уничтожать при помощи подводной мины, которую необходимо было ввинтить в дно корабля. Мину мог ввинтить либо водолаз, либо экипаж подводной лодки. Подобные мины позже использовались во времена войны в Соединённых Штатах Америки в 1960-е годы, а вот подводные диверсанты появились только в эпоху Второй мировой войны.

Бомбарда и бомбы с картечью

Бомбарда во времена Леонардо была уже известным боевым средством. Наиболее интересные аспекты данного проекта — это качество рисунка, на котором чётко представлены бомбарды в действии, а также изображение осколочных снарядов. Во всём остальном рисунок бомбарды не содержит каких-либо новаций или изменений. Бомбарда имела широкое и прочное основание, способное выдерживать сильную отдачу, возникающую при производстве выстрела. Вполне вероятно, что бомбарда дополнительно крепилась к земле при помощи кольев и верёвок.

Бомбарда имела только одну степень свободы, и наводчик мог осуществлять наведение орудия только по углу места. Направление стрельбы целиком зависело от положения основания, поскольку последнее обязательно крепилось к земле. Соответственно, наведение по азимуту было сильно затруднено. Видимо, в предполагаемом бою должно было устанавливаться несколько бомбард для расширения зоны обстрела.

Установка угла места могла быть значительно ускорена за счёт использования рукоятки. При вращении рукоятки наводчик имел возможность наводить орудие с большой точностью. Рукоятка воздействовала на шток, снабжённый червячным винтом, червяк входил в зацепление с зубьями полукруглого сектора и перемещал бомбарду вверх или вниз. Точность выполнения этой операции имела первостепенно значение, ведь короткий ствол большого диаметра сам по себе не мог обеспечить высокую точность стрельбы, поэтому ошибка в несколько градусов приводила к значительным отклонениям по дальности.

Изображение содержимого разрывного ядра: помимо мелких ядер с пороховым зарядом, внутрь помещались и железные детали, которые за счёт формы скрепляли мелкие ядра внутри большого ядра. Способ упаковки, предложенный Леонардо, не самый оптимальный, но в ту эпохе при отсутствии инструментов, используемых при проектировании, было трудно представить и изобразить другие решения.

После сборки внутренних элементов выполнялось сшивание ядер путём соединения краёв отдельных элементов при помощи характерного «выпуклого» шва.

Сшивание ядер являлось работой, требующей внимание и точности. Конечная операция заключалась в надёжном закреплении элементов, находящихся в двух противоположных точках ядра.

После этого ядро можно было заряжать в ствол бомбарды.

Выстрел бомбарды. По этому изображению можно оценить сложность конструкции орудия и уяснить некоторые особенности работы её частей, например червячного винта, непосредственно связанного с механизмом изменения угла места, приводимым в действие при помощи рукоятки.

Перед выстрелом снаряд поджигался, после чего заталкивался в мортиру и выстреливался в сторону вражеских войск. После этого снаряд приземлялся на землю и дальше вступала в действие его конструкция. В центре снаряда был порох, который при взрыве поджигал маленькие бомбы, вспыхивающие мгновенно, так как они были обёрнуты в бумагу, вымоченную в сере. Порой эффект от взрывов был скорее психологический и даже превосходил смертоносный эффект, ведь армия противника отступала в панике.

Пушка «Арбалет» с казенником

Это революционный подход в создании артиллерийского оружия. Здесь есть отдельный элемент, в который вставляется ядро, и насыпается порох. Он сообщает основную мощь снаряду и необходим для запала. В те времена такого ещё никто не делал.

Всё своё оружие Леонардо старался сделать наиболее эффективным и разрушительным. Достаточно взглянуть на дуло пушки, на её съёмную часть и удлинённый ствол, чтобы понять, что эта пушка стреляла бы куда дальше, чем любая другая пушка в то время. Эффективность этой пушки также проявляется в том, что она имеет большие колёса. Представьте, что вы на поле боя и сражение почти проиграно, а вам дают команду отступать. Оставлять свою пушку на поле боя нельзя, поэтому Леонардо хотел сделать орудие лёгким и манёвренным, чтобы, отступая, можно было забрать его с собой.



Ствол пушки лежит на лафете, сделанном из дерева. Особенность данной пушки также в поворотной и подъёмной дугах, поэтому пушку можно не только вращать, изменяя горизонтальный диапазон стрельбы, но и увеличивать или уменьшать дальность стрельбы, перемещая её ствол вдоль вертикали. Также интересной модификацией было то, что снаряд в пушку помещался с тыльной стороны, поэтому исчезала проблема с загрузкой снаряд через жерло пушки.

На видео ниже вы можете посмотреть, как группа из четырёх изобретателей пробует повторить пушку Леонардо. Сумела ли эта пушка выстрелить, вы скоро узнаете.

Паровая пушка

Леонардо искал замену для пороха. Здесь он также обратился к разработкам предыдущего великого изобретателя — Архимеду. Он изучил и скопировал его концепт паровой пушки, которую он позже назовёт“architronito ”, так как её выстрел будет похож на удары грома.

Принцип действия оружия был следующий. Пушка была выплавлена из меди (так как у меди была хорошая теплопроводность), которую сильно нагревали в печи. В в саму пушку закладывался снаряд, но между ним и задним концом пушки была резервуар, куда подавалась вода. Позже в раскалённую пушку заливали воду, которая тут же начинала испаряться и производить огромные объёмы пара, причём с характерным звуком. В результате чего в пушке возникало огромное давление и пушка выстреливала.

Интересно, что в 4-м сезоне 12-й серии научно-популярной передачи «Разрушители легенд» происходит попытка сделать большую паровую пушку. Правда она терпит крах в силу конструктивных и технологических проблем.

На видео ниже вы можете посмотреть, как стреляет паровая пушка. Правда в видео пушка почти крошечных размеров:

Центрифуга из пращ

А это ещё одно интересное изобретение, которое представляет из себя что-то вроде скорострельной пращи. Основной принцип, используемый в механизме — это центробежная сила, которая появляется при раскрутке лебёдке на оси винта. По мере раскручивания всего механизма, пращи переходят в горизонтальное положение, после чего происходит выстрел.

Скорострельный огневой арбалет

Арбалет в эпоху Леонардо был традиционным дистанционным оружием наравне с луком, но пользоваться им было проще, чем луком. Леонардо решил улучшить силу и скорострельность арбалета, для чего он придумал огромный механизм в виде колеса, осуществляющий при вращении автоматическую перезарядку. В центре колеса находился арбалетчик, которому необходимо было лишь прицеливаться и стрелять. Колесо вращалось за счёт мускульной силы ног двух человек. По задумке Леонардо это делало арбалет более разрушительным оружием.

Но реальность оказалась не столь радужной. Современники решили построить машину Леонардо и проверить её в деле. Итог оказался не очень впечатляющим, так как скорострельность хоть и повысилась, но в целом она была не выше, чем те же три арбалетчика, стреляющие из арбалета, а именно три человека приводили в движение машину да Винчи. Также её размеры вряд ли являлись преимуществом на поле боя.

Гигантский арбалет

Этот механизм вряд ли можно назвать арбалетом, это скорее огромное орудие, ведь на картинке видно, что оно значительно превосходит размеры обычного человека. Ставка в этом оружии сделана на огромную убойную силу, способную пробивать целые ряды пехоты противников. Ширина этого арбалета достигала примерно 24-х метров, а длина порядка 20-ти метров. При стрельбе возникала большая отдача, поэтому колёса на тележке, на которой размещался арбалет, крепились под углом, чтобы тележка была более устойчива. Слева на эскизе изображён спусковой механизм. Тетиву на таком арбалете натягивали при помощи специального устройства, изображённого в правом нижнем углу.

Нет достоверных сведений, что арбалет был построен в эпоху Леонардо.

Недалеко от города Портсмут в Англии есть музей, где располагается построенная по чертежам Леонардо копия гигантского арбалета.

Режущие лопасти для поражения нападающих

Данное оружие помогало обороняющимся сбрасывать со стены нападавших, если они на неё залезли. Это были огромные лопасти, которые рубили в капусту, попадавших под них людей. Сами лопасти приводились в движение мускульной силой четырёх человек.

Улучшение катапульты

История катапульты исчисляется веками и даже тысячелетиями, она восходит ко временам Древней Греции и Древнего Рима. Казалось бы, что , то катапульта должна была потерять актуальность, но тем не менее переходный период длился весьма долго. В 15-м веке, когда жил Леонардо, по-прежнему была потребность в таком устройстве.

Леонардо сделал концепты двух принципиально разных механизмов катапульт. Одна катапульта была с одной дугой, а вторая с двумя дугами. Принцип действия у обоих катапульт был похож.

Катапульта с одной дугой состояла из гибкого плеча, которое натягивалось при помощи лебёдки и зубчатого колеса. Камень для броска клался в ковш, а затем зубчатое колесо освобождалось от тормоза (планка-замок) и загнутая дуга расправлялась, запуская снаряд в цель.

Катапульта с двумя дугами имеет несколько иной принцип действия. Обе дуги натягиваются также при помощи зубчатого колеса. Поворот зубчатого колеса осуществляется при помощи специальной рукояти, которая изображена в верхнем правом углу и видна на эскизе катапульты с двумя дугами слева вверху.

На видео показана модель-игрушка с двумя дугами, но принцип в ней хорошо показаны принципы работы катапульты с двумя дугами:

Уже известные нам естествоиспытатели попытались повторить в своём шоу конструкцию катапульты с двумя дугами. В целом конструкция оказалась рабочей. Основными слабыми местами были плечо и чаша, которые сломались. После замены плеча на более короткое и обклеивания чаши скотчем, ситуация изменилась в лучшую сторону. Катапульта хоть и не была дальнобойной (это ведь прототип), но работала хорошо. Видео о том, как они конструировали катапульту, можете посмотреть ниже:

Двухзарядная катапульта

Леонардо сделал этот набросок в 80-х годах 15-го века и наделил эту катапульту особым свойством — она умеет выстреливать за раз сразу два снаряда.

Высота катапульты примерно в три человеческих роста, то есть где-то от 5.5 до 6 метров с отведённым назад плечом. Справа изображена лестница, чтобы люди могли поднимать и класть камни. Один камень кладётся в чашу, а другой в ремень.

Ниже представлено очередное видео, где энтузиасты из Америки пытаются повторить двухзарядную катапульту Леонардо. Эта постройка вышла очень большой. При конструировании они опять столкнулись с тем, что плечо катапульты сломалось. Видимо, на поле боя поломки плеча были достаточно частой проблемой, поэтому изобретатели древности придумывали всё таким образом, чтобы плечо можно было быстро заменить во время сражения.

К сожалению, так как изобретатели были ограничены во времени, то они не успели отладить всю машину как надо и плечо при испытаниях снова сломалось. В результате эту попытку реконструирования можно считать провальной.

Многоствольные орудия (органы)

Эскизы многоствольных орудий

Леонардо старался исключить человеческий фактор из зарядки оружия, поэтому он уделял много внимания созданию автоматическим многоствольным орудиям. Данные многоствольные орудия были названы позже «органами» в связи со своим сходством с данным музыкальным инструментом. Органы были эффективны при обороне. Установленные перед наступающей армией, либо установленные на стены крепостей, либо передвижных военных фортов (вагенбургов), они наносили врагу существенный урон. А если добавить к этому то, что Леонардо изобрёл модифицированные боеприпасы, стабилизирующие пули в полёте, а также разрывные снаряды, то такое оружие оказывалось по-настоящему смертельным, ведь дальность стрельбы увеличивалась.

Общий вес таких конструкций мог достигать 300 килограмм. Сами орудия имели по бокам (см. рисунок вверху) оси для колёс. В целом для его передвижения необходима была мускульная сила 3-4 человек. либо лошадь. Наклон орудия по вертикали регулировался при помощи специального винта, установленного в деревянном основании данной многоствольной пушки. Стволы располагались по типу веера, что увеличивало радиус поражения.

Ниже изображён эскиз оружия, которое по ошибке называют пулемётом Леонардо да Винчи . Конечно, никаким пулемётом эта конструкция не является, но некоторые принципы пулемёта она действительно предвосхитила. Сам Леонардо называл эту систему многостовльных ружей «органным мушкетом».

Леонардо старался сделать так, чтобы всю работу выполняли механизмы, так как это уменьшало вероятность человеческой ошибки. Леонардо решил, что для увеличения точности необходимо сконструировать общую систему наведения, которая резко увеличивала точность (аж в 10 раз). В те времени при стрельбе из пищалей и ружей лишь 1 из 15 выстрелов попадал в противника. Так как Леонардо был ограничен в технологиях того времени, он не сумел сделать данный многоствольный орган (прообраз пулемёта) действительно скорострельным, поэтому как и в случае с предыдущими орудиями, но всё-таки три последовательных залпа эта пушка делала. Ниже можете посмотреть видео, как это происходило:

Данное смертоносное оружие состояло из 11 стволов, располагавшихся на специальной треугольной основе, образующей три стойки из ружей. Стойки последовательно вращались, производя залпы. Первая стойка, выстрелив, опускалась вниз и остывала, пока стреляла вторая. После выстрела второй стойки, первая обращалась дулами к артиллеристам, и они могли перезарядить оружие, а остывала уже вторая. Затем стреляла третья и отправлялась остывать, а неё место возвращалась первая стойка. И так до тех пор, пока все враги не падут ниц перед мощью гениального изобретения. Теоретически, батарея таких «пулемётов» могла обеспечивать непрерывный обстрел наступавших противников, что создавало не только огромную разрушительную силу, но и психологический эффект. У орудия также был специальный винт, позволявший регулировать стрельбу оружия по вертикали.

Основным недостатком такого пулемёта оставалась сложная система перезарядки, которая осложнялась боевыми условиями.

А ниже очередное видео, где уже известные вам энтузиасты постараются реализовать пулемёт Леонардо по его чертежам и эскизам. Итог потрясающий, рекомендуется к просмотру!

Килевидные пушечные ядра

Леонардо изучал аэродинамику снарядов и пришёл к выводу, что шарообразный снаряд не самая лучшая форма. Он решил, что воздушные потоки оказывают негативное влияние на траекторию ядра и делают её менее равномерной. Поэтому он изобрёл снаряды с хорошей аэродинамикой и стабилизатором на его конце, позволяющем стрелять более точно, на дальние дистанции, а также приобретать бо льшую скорость, а следовательно и разрушительную силу.

Эта машина самая настоящая передвижная мясорубка для пехоты. Выглядит она крайне смертоносно и способна резать всё живое, что её попадается на пути. Предназначение такой колесницы смерти понятно, что не оборонительное, а наступательное. Данный эскиз колесницы с косами присутствует в его «Трактате о войне».

Казалось бы, что такое в голову может прийти только настоящему маньяку, но Леонардо не был маньяком. Известно, что он был вегетарианцем и был против убийства животных. Он был настолько миролюбив, что покупал в магазинах птиц и выпускал их на волю. Да, он изобретал смертоносные машины для убийств, но это скорее проявление многогранности его личности, нежели какая-то склонность к убийству людей. К тому же выжить в Средние века на мирных изобретениях было не так-то просто, а на военных приспособлениях себе всегда можно было заработать на жизнь.

Впереди размещены косы, похожие на лопасти вертолёта. Они должны были прорезать себе путь через вражескую пехоту. Нижние косы должны были подрезать сухожилия лошадей врага и пехоты. Внутри самой колесницы имеется колесо, выступающее в роли коробки передач. Именно оно и приводит в движение передние косы-лопасти. Сзади ещё две косы, которые также вращаются за счёт внутреннего колеса.

Леонардо оставил над эскизом небольшое описание:

Система с восемью плечами и длинною примерно 5 метров. также надо быть уверенным в том, что лошади не поранят сами себя.

Известно, что похожими колесницами с косами пользовались в древности, но вряд ли у них были вращающиеся детали, ведь машина Леонардо — это самый настоящий автомобиль с косами.

Основным недостатком всей конструкции были, как вы уже догадались, лошади, которые боялись вращающихся перед ними острых лезвий.

Энтузиасты из Америки снова пробуют повторить изобретения Леонардо. Единственным отличием было то, что они не использовали лошадей, заменив их электродвигателем с колёсами. В итоге они достигли успеха. Обязательно посмотрите в конце, как работает эта машина смерти.

Танк Леонардо да Винчи

Это один из самых удивительных чертежей Леонардо, ведь он опередил своё время на 5 столетий! Только во время Первой Мировой войны будет изобретён танк.

Сама по себе идея защищённого передвижного вагона-платформы, которая бы могла использоваться для атаки вражеских позиций и ведения обороны, возникла в эпоху Леонардо и многие изобретатели старались создать такие вагоны и улучшить их. Была принципиальная проблема с тем, как приводить такой вагон в движение: кто-то предлагал использовать паруса, но Леонардо решил, что внутри просто должны находиться люди и заставлять танк двигаться.

Основным препятствием на пути реализации этого амбициозного проекта была труднорешаемая проблема, связанная со способностью танка передвигаться по полю боя. Сам Леонардо писал:

Я сделаю защищённые повозки, надёжные и неприступные, которые, пронзив ряды противника огнём своей артиллерии, уничтожат его, каким бы огромным ни было число его солдат. Вслед за танками может следовать пехота, не неся больших потерь и не встречая какого-либо сопротивления.

Целью проекта, по-видимому, было желание явить чудо и удивить, а не обеспечить эффективность боевых действий. Машина предположительно должна перемещаться силами восьми человек, которые, находясь внутри, должны двигать танк и заряжать пушки.

Нам неизвестно, построил ли Леонардо свой танк, но то, что он о нём мечтал это факт.

Движение танка осуществлялось при помощи рукояток и зубчатых шестерён, но усилие, необходимое для перемещения всей конструкции, значительно превышало человеческие возможности. По этой причине рассматривался способ размещения внутри танка лошадей или быков, но присутствие этих животных в замкнутом и ограниченном пространстве танка представляется невозможным.

Способ передвижения танка был очень прост. Члены экипажа вращали расположенные в центре ручки; вслед за этим начинали вращаться и колёса. Тронувшись с места, танк, предназначенный для использования на абсолютно ровном местности, ускорял своё движение. Основной трудность, без сомнения, было сдвинуть машину с места: недоставало силы тяги, также имело место несоответствие между конструкцией и весом всей машины, который должен быть довольно значительным. Танк был таким высоким. что для влезания в верхнюю башню внутри должны были устанавливаться лестницы. Башня предназначалась для наблюдения, осуществления манёвра и управления огнём. Установленные пушки гарантировали обстрел на 360 градусов.

Хотя в целом танк и был из дерева, но у него имелось и множество металлических частей. Высота танка достигала порядка 5-ти метров, а наверху есть небольшая смотровая башня. Общее количество пушек может варьироваться от 30 до 40 в разных конструкциях.

Интересный факт . Если попытаться повторить слепо конструкцию Леонардо, то кажется, что она не будет ехать, так как внутри неё неправильно размещены зубчатые передачи. Если начать крутить рукояти, то танк не сдвинется с места, так как колёса будут тянуть его в разные стороны. Вряд ли такой гений как Леонардо мог допустить такую примитивную ошибку. Скорее всего это был своеобразный способ защитить своё изобретение от воров (во времена Леонардо не было патентного бюро) и просто от людей, в чьи руки оно не должно было попасть.

Ниже вы можете также посмотреть видео, где показано устройство и работа танка в виде 3-d модели:

Энтузиасты из Америки снова бросают вызов Леонардо, стремясь воплотить его изобретение в жизнь. Так как деревянная конструкция может не выдержать всего веса танка, то они решают использовать стальной каркас. Также они использовали современные металлические подшипники.

В ходе эксперимента был выявлен также значительный недостаток танка — это уровень шума при стрельбе, который достигал почти 120 децибел, то есть мог сделать вас глухим, если бы во время стрельбы вы находились внутри этого танка.

В целом конструкция танка оказалась успешной, ведь танк двигался, стрелял и защищал солдат внутри танка.

Военный барабан

Леонардо был не только изобретателем, но ещё живописцем и музыкантом. Известно, что он овладел лютней и играл на ней.

Музыка нужна были и на войне. Леонардо придумал автоматическую систему барабанов, которая бы позволяла отбивать ритм в такт движущейся оси повозки.


Крытая тележка для атаки вражеских укреплений

Леонардо очень сильно интересовался военно-инженерным делом — это было одним из главных его занятий. Он работал с разными военачальниками. Когда один из них хотел атаковать замок или крепость, но было трудно перейти крепостной ров и войти в соприкосновение с силами противника, то военачальник обращался к Леонардо, и тот делал ему военные штурмовые лестницы.

Эта штурмовая лестница, которую можно было использовать для подъёма на стену крепости и доставить людей внутрь замка. Это фактически мобильная пирамида с большим опускаемым мостиком.

Видно, что это хитроумное сооружение на колёсах, которое можно подкатить прямо к краю крепостного рва с водой, который войны хотят пересечь. Они пройдут по лестнице и пройдут под остроконечной крышей, которая будет защищать их от лучников и копий врага.

Леонардо понимал, что для движения крайне большой машины нужна сила животного, чтобы механизм заработал, поэтому внутри располагались буйволы, которые помогали двигать аппарат изнутри. Высота башни могла быть разной, но на эскизе Леонардо она высотой примерно 6-7 метров. Длина же перекидного моста примерно 7.5-9.5 метров. Сам мост находится в вертикальном положении, а когда башня подъедет к крепостной стене, то мост падает прямо на стену. Вес всей конструкции доходил до 2-3 тонн.

Американские энтузиасты не перестают нас удивлять и решаются повторить и этот проект Леонардо. У них вышла поистине гигантская военная машина и всё прошло успешно. Как всегда в конце они пробуют машину в деле.

Лестницы для штурма

В Средневековье при осаде лестницы использовались для штурма крепостных стен. При помощи лестниц штурмующие старались забраться на стену, а затем пытались открыть ворота, чтобы основная часть войска могла зайти в осаждённый замок или город. Теоретически это всё, конечно, звучит легко, но в реальности всё было куда менее оптимистично, ведь осаждаемые не сидели сложа руки и старались предпринять различные меры, чтобы помешать штурмующим даже просто установить лестницы около своих стен. Самое простое, что в такой ситуации делали люди, готовящие укрепления — увеличивали высоту стен. Следовательно штурмующим приходилось делать слишком длинные лестницы, которые увеличивались в своей массе, становились менее устойчивыми. Такую лестницу было достаточно легко столкнуть со стены, если вовремя обнаружить её.

Леонардо разработал концепты различных лестниц для штурма, которые позволяли осаждающим легко начать штурм стен, взобравшись по ним. Вариант его лестницы имел большую высоту, при этом сохраняя свою устойчивость и прочность, и могла нести сразу несколько штурмующих одновременно.

Интересно, что Леонардо предполагал установку верёвочной лестницы при помощи скалолаза . Он придумал специальный винт, который по принципу самореза вкручивался в стену, после чего скалолаз прикреплялся к нему и вставлял второй винт, а затем прикреплялся к нему, отсоединяясь от первого, а первый винт освобождался. И так скалолаз постепенно взбирался на стену, подтягивая вслед за собой верёвку с верёвочной лестницей. Забравшись на самый верх стены, он закреплял верёвочную лестницу, а по ней уже могли забраться остальные войска.

А на эскизе выше показано, как крепилась верёвочная лестница, если у стен был широкий ров. Одну её часть скалолаз закреплял на стене, а второй конец крепился на земле при помощи специальных штырей, после чего войска могли взобраться на стену.

Также в работах Леонардо можно найти выдвижную лестницу. Такие лестницы сейчас активно используются пожарными. Её можно было легко перекинуть с одного места на другое и собрать, ведь её длина регулировалась.

Раз Леонардо понимал, как штурмом брать стены, то он, соответственно, понимал, как эти стены от штурма защитить. Достаточно незамысловатое устройство Леонардо придумал для отталкивания штурмовых лестниц.

Вдоль стен размещались балки, которые могли выталкиваться наружу стены посредством усилия двух человек, которые выдвигали их посредством рычага. В общем-то здесь из рисунка становится ясно, как они работают.

Талант Леонардо да Винчи проявился в большинстве отраслей науки и искусства того времени. И не смотря на то, что его считают приверженцем гуманизма, работа его была связана с военной инженерией. С помощью гениального ума изобретателя было создано множество военных приспособлений, начиная с пулемета и заканчивая танком. К сожалению, большинство устройств дошли до нашего времени лишь в виде чертежей. Несколько изобретений ваятеля, родившегося 15 апреля 1492 года мы представим вам в этой статье.

Штопорная торпеда

Одно из основных военных изобретений да Винчи в современном мире используется отнюдь не в военной промышленности, а в жизненном обиходе как обыкновенный штопор. Эта торпеда по замыслу творца ввинчивалась в покрытие корабля и рвала его. Такая процедура была исключительно подводной. Бытует мнение, что параллельно с этим он конструировал специальные устройства, которые могли бы позволить человеку длительное время находиться незамеченным под водой — архетип современного акваланга и подводной лодки.

Подводная лодка

В 1502 году Леонардо создал чертеж, который изыскатели считают схемой подводной лодки. Тайна появления субмарин через два века после появления чертежей кроется в человеколюбии Леонардо. К чертежу прилагается комментарий автора: “С помощью этих устройств у людей появится возможность находиться под водой в течении некоторого времени… Я не издаю и не оглашаю свои методы из-за злой натуры людей, которые применяли бы их во вред им же, топя суда и убивая их экипажи”.

1. Бронированный фургон (танк)
Танк эпохи Возрождения, который считался основным прототипом современных танков, должен сооружаться из деревянных (корпус) и металлических частей. Механизм, с помощью которого осуществлялось движение, состоял из колёс, зубчатых шестерён и рукояток. Предполагалось, что танк должен перемещаться посредством мускульной силы экипажа из восьми человек, при помощи рукояток приводящих колёса в движение. По периметру конструкции располагаются пушки. Высота танка достигает пяти метров. Наверху находится смотровая башня.



2.

3.

4.Гигантский арбалет
По рисунку Леонардохорошо виден масштаб конструкции (в соотношении с человеком)


5. Бомбарда
Орудие предназначалось для поражения движущихся целей. Разрывные снаряды, состоящие из множества маленьких бомб, обладали мультипликативным эффектом, тем самым повышая мощность и увеличивая зону поражения.

6. Катапульты
Катапульта - это метательная машина, применявшаяся при осаде крепостей с древнейших времён. В эпоху Возрождения катапульты утрачивают своё значение в войнах, поэтому Леонардо работал над улучшением их характеристик и проектирует несколько видов катапульт.

Катапульта с одной дугой . Принцип работы: штырь (лежит на полу за конструкцией) вставляется в отверстие (видно за зубчатым колесом) и натягивает "руку", одновременно, под зубчатое колесо устанавливается планка-замок (на фото в нижней части слева). После подготовки снаряда, планка отдёргивается с помощью привязанной верёвки и снаряд улетает по своим чёрным делам:)

На видео показана моделька с двумя дугами, но принцип используется тот же, что и в модели на фото выше

7. Катапульта с двумя дугами. Здесь принцип работы несколько иной: плечо ("рука") поднимается с помощью червячной передачи (зубчатое колесо + рукоятка с пружиной (схема ниже), на фото, к сожалению, не видно). Я так и не поняла, где находится спусковой механизм на выставочной модели, поэтому, для наглядности привожу ниже видео с демонстрацией двухдужной катапульты в действии (в натуральную величину)


Показательные моменты: 1.50-4.30; 36.30-до конца

8. Многоствольные орудия
Из интернета . Большое внимание Леонардо уделял проектированию автоматического огнестрельного оружия. В рисунках многоствольных пушек, эффективных (в отличие от обычных, медленно заряжавшихся орудий того времени) при обстреле наступающей пехоты, он оснастил обычную пушку подъемным блоком, позволявшим корректировать угол стрельбы и повысить точность поражения. В сочетании с боеприпасами, разработанными Леонардо (продолговатыми снарядами, имеющими хвостовые стабилизаторы, а также разрывными снарядами, повторно изобретенными лишь в начале 19 века), эти пушки были бы способны поражать большие отряды вражеских солдат на значительном расстоянии.


9. Пулемёт
Из интернета. Исследователи да Винчи говорят, что основным его инженерным кредо было уменьшение роли человеческого фактора во время боя. Чем больше операций выполняет механизм, тем меньше вероятность ошибки. Именно Леонардо пришла мысль сконструировать систему наведения, что, по словам исследователя Касса Этьена, увеличило точность попадания в 10 раз. До той поры, во время стрельбы из пятнадцати выстрелов лишь один достигал цели. Чтобы навсегда избавиться от принципа «стрелять пушками по воробьям» Леонардо создал машину, напоминающую по функционалу современный пулемет. Техника того времени не доросла еще до быстрой пальбы из одного ствола, поэтому, скорость заменялась количеством. Пулемет Леонардо да Винчи мог произвести три выстрела , состоящие из одиннадцати снарядов. Сам Леонардо называл это устройство "мушкетом в форме органной трубы". На телеге устанавливались три стойки по 11 стволов на каждой. Установка вращалась. Когда одна стойка стреляла, то вторая перезаряжалась, а третья остывала. Мощность огня при этом повышалась и создавалась непрерывность обстрела. Орудие снабжалось винтовым механизмом, регулирующим подъемник.


10.

11. Пушки с подъёмной дугой
Создание новых видов вооружений было одним из основных занятий Леонардо. Его новаторские проекты артиллерийских орудий не имели себе равных. Леонардо принадлежит идея изготавливать ядра вытянутой формы и устанавливать на них стабилизаторы полёта, что существенно повышало точность стрельбы. Леонардо отдает предпочтение легкому оружию с регулируемой (при помощи подъемной дуги) траекторией полета снаряда. В его времена все орудия заряжались с передней стороны ствола. Для этого заряжающему, во время боя, приходилось выходить из укрытия и подставляться под перекрёсный огонь противника. Пушки Леонардо заряжались с тыльной стороны, что устраняло проблемы их загрузки через жерло. Подъёмная дуга позволяла регулировать повороты ствола как по вертикали, так и по горизонтали, что также значительно повышало точность и эффективность орудия.


12. Штурмовая лестница
В средние века штурмовая лестница являлась важным боевым средством при осаде защищённых объектов. Лестницы применялись следующим образом: нападающие с помощью лестницы взбирались на стену замка или укрепления, расчищали себе путь к главным воротам и открывали их изнутри. После чего основная часть нападающих войск попадала внутрь. В теории всё выглядело просто, но на практике это было нелегко. Защитники атакуемых укреплений принимали различные меры безопасности. Стены становились выше. Штурмовые лестницы удлинялись и из-за этого становились более тяжёлыми и шаткими. Если нападющие, взбирающиеся на стену, обнаруживали себя, было достаточно просто столкнуть лестницу вместе с ними в сторону.

Леонардо да Винчи предложил конструкцию защищённой штурмовой лестницы. Она имела большую длину, но была очень устойчива, могла нести несколько солдат одновременно. Лестница имела колёса, что позволяло ей быстро перемещаться на боевые позиции. Приблизившись к стене на соответствующее расстояние, при помощи веревок можно было опустить мостик (закрытый остроконечной крышей) именно в то место крепостной стены, откуда солдаты могли безопасно проникнуть на вражеские оборонительные позиции.

13.Устройство для отталкивания приставных лестниц противника.
На рисунке Леонардо очень наглядно показан принцип работы этого устройства. При попытке поставить вдоль стен приставные лестницы врагом, они отталкивались с помощью длинной балки, замаскированной в стене и выдвигающейся наружу с помощью рычагов.

14.

15. Поворотный мост
Основной характеристикой этого моста является скорость его установки и демонтажа, что позволяло сдерживать наступление противника. По замыслу Леонардо, этот мост, состоящий из одного пролёта, закреплялся на берегу при помощи вертикального шарнира, обеспечивающего его вращение. Перекидывание моста на другой берег осуществляется за счёт верёвок, лебёдок, колёс и металлических валиков, обеспечивающих его скольжение. Кроме того, для него предусмотрен кессон, являющийся противовесом при балансировке и маневрировании подвешенного в воздухе моста в процессе его опускания на противоположный берег.


16. Подвесной мост
Идея для этого моста возникла у Леонардо во время изучений конструкций временных военных мостов, методом крепления деревянных стволов верёвками. Леонардо описывает, как стволы должны быть перевязаны друг с другом. Он также упоминает материалы, которые должны использоваться и технические уловки. Этот и другие типы мостов были частью военных проектов Леонардо во время его службы инженером у Чезаре Борджия.


17.

18. Колесницы-косилки
Приспобление, не требующее описания (итак всё понятно: режет всё, что попадается на пути).


Леонардо да Винчи – великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» .


Знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.


Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян


Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.


“Я буду делать закрытые колесницы, которые безопасны, и на них нельзя нападать; автомобиль, который не боится нападения большой численности врага при нарушении его строя и его артиллерии. Позади колесницы, должны следовать пехотинцы, без опасности ущерба или других препятствий” Идея Леонардо относительно сеяния паники и разрушения среди вражеских отрядов была воплощена в его проекте имеющую форму автомобиля черепаха, с укрепленными на ней металлическими пластинами, с внутренней башенкой и имеющей вооружение. Автомобиль должны были эксплуатировать 8 человек, чтобы приводить в движения колеса.

5. Лёгкие переносные мосты для армии.
Такой тип мостов, придуманный Леонардо да Винчи, мог быть полезным военным того времени. Состоящий из одного пролета, мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Преимущества такого устройства – оперативность в развертывании.


Машину из дерева по чертежам Леонардо построили в 2004 году. Ученые одного из музеев Италии воплотили задумку гения в жизнь, к всеобщему удивлению, механизм заработал в точности так, как предполагал Да Винчи.


Из рисунков Леонардо да Винчи видно, что представление о нейтральной плоскости возникло у него и при изучении действия арбалета. Примером является его рисунок гигантской катапульты для стрельбы камнями. Сгибание дуги этого оружия производилось с помощью винтового ворота; камень вылетал из кармана, расположенного в центре сдвоенной тетивы. Как ворот, так и карман для камня нарисованы (в увеличенном масштабе) такими же, как и на рисунках арбалета.


Робот Леонардо - человекоподобный механизм, технология которого была разработана Леонардо да Винчи приблизительно в 1495 году. Чертежи робота были найдены в документах Леонардо, обнаруженных в 1950-х годах. Неизвестно, была ли разработка осуществлена. На каркас робота была надета германо-итальянская рыцарская броня, он был запрограммирован имитировать человеческие движения (приподниматься и садиться, двигать руками и шеей) и имел анатомически правильное строение челюсти. Технология частично основывалась на исследованиях Леонардо в анатомии, в частности Витрувианском человеке.


Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. Нынешние ученые авторитетно утверждают, что эта конструкция не сможет взлететь. Однако, это изобретение Леонардо до сих пор остается одной из самых известных. Конструкция должна была приводиться в движение физической силой четырех человек.


Оригинальный дизайн парашюта был начерчен да Винчи в его записной книге в 1483 году и сопровождался записью о безопасности прыжка человека с любой высоты при использовании такого устройства. Изобретение Леонардо да Винчи получило практическое подтверждение через 500 лет после того, как он сделал наброски первого в мире парашюта. Британец Адриан Николас прыгнул с воздушного шара с высоты 3000 метров над землей, игнорируя предположение экспертов о том, что хитроумное приспособление из парусины и дерева не будет летать. Николас успешно приземлился на просторной открытой территории Мпумаланги в Южной Африке, рассказывая, что полет был мягче, чем при помощи современных парашютов. И очень впечатляющим. Очевидцев заворожила его красота. Однако восторг сменялся страхом: никто не знал наверняка, приземлится ли Адриан, ступит ли он на землю.