Домой / Информация / Серпухов. Кафедральный собор Николы Белого

Серпухов. Кафедральный собор Николы Белого

Древний город Серпухов, первое упоминание о котором находится в духовной грамоте Ивана Калиты 1339 года, славен своей историей. Расположенный в 99 километрах к югу от столицы и возникший как крепость на окских рубежах, Серпухов долгое время оставался надежным форпостом Московского княжества.
Глубоко почитают серпуховичи своих земляков — преподобных Афанасия Старшего, первого игумена Высоцкого монастыря и Варлаама, строителя Владычного монастыря. С историей города связаны и имена славных воинов-братьев: великого князя Димитрия Донского и Серпуховского князя Владимира Андреевича. Князь Владимир принес Серпухову особую честь: он со своей дружиной принял участие в Куликовской битве, и, командуя засадным полком, обеспечил успешный исход сражения. За этот ратный подвиг князь был удостоен прозвища Храбрый. Тела погибших земляков князь Владимир захоронил в подклете Зачатьевского собора Серпуховского Высоцкого монастыря.

В 2004 году Высокопреосвященнейшим Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был освящен памятный крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле. В основание креста, установленного на Соборной горе, заложена капсула с землей, привезенной с Куликова поля.
Храм Николы Белого занимает в Серпухове среди других приходских церквей бесспорно первое место, как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению – он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки. Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную историю.
Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI - начала XVII вв. Уже к началу 1550-х годов тот отрезок дороги, шедшей из Москвы на Калугу по левому берегу реки Нары, который проходил мимо этой церкви официально именовался Никольской улицей. Здесь, поблизости от храма Николая Чудотворца, располагался ряд дворовладений, хозяева которых были причислены к серпуховскому посаду. Многие жители Никольской улицы упоминаются в Сотной 1552 г., составленной Ф.С.Фуниковым. К числу прихожан этого же храма принадлежали и обитатели близлежащей Ключничьей (Подключничьей) слободки с 16 дворами, располагавшейся чуть ниже, у самого берега р. Нары.
Во второй четверти XVII в. вместо деревянной Никольской церкви возвели каменную. Во всяком случае, уже как существующая и действующая, она упоминается в «Строельной книге г. Серпухова» 1649 г.
Это была первая каменная церковь не только на посаде, но и во всем городе. Вторую подобную церковь построили в сельце в честь Жен-Мироносиц, затем в 1696 г. третьим каменным храмом стал Троицкий собор. Сложенная из тесаных блоков местного известняка, Никольская церковь получила у серпуховичей название, закрепившееся за ней с тех пор — Никола Белый.
В это время к Никольскому приходу относились дворы не только тех же посадских людей, но и некоторых лиц более высокого социального статуса – пушкарей, площадного подьячего, Гостиной сотни торгового человека, помещика Серпуховского уезда.
Вероятно, в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Это предположение основано на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.
Храм представлял собой тогда увенчанный одной большой главой четверик с алтарной пристройкой-апсидой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Гладкие пилястры создавали трехчастное членение фасадов основного объема здания по всей их высоте. Мощный барабан главы прорезали щелевидные оконца, выше которых размещались орнаментальные пояса. Так же были оформлены барабаны под гранеными шатрами. В основании шатров имелся ряд декоративных кокошников.
В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв. В 1833 г. Серпуховское духовное правление вынесло решение о перестройке церкви «за ветхостию, к чему в то же время и преступили». С тех времен сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: «Архитектор Таманский» и «Архитектор Шестаков». Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными «каменных дел мастерами», которые известны историкам русской архитектуры.
В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX вв. работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. При ближайшем знакомстве с их биографиями удалось выяснить, что поставить свои подписи под чертежами могли в 1831 г. только двое из них: Федор Михайлович Шестаков (1787-1836 гг.) – академик Императорской Академии Художеств, спроектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и других городов; и Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.) – ученик М.Ф. Казакова, работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии. Автором проекта был Ф.М. Шестаков, Таманский же выступал в роли должностного лица, согласующего проект.
Федор Михайлович Шестаков был выдающимся мастером эпохи позднего классицизма. Им была спроектирована такая знаменитая церковь, как храм Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве, храм Архангела Михаила в Коломне. Но наиболее близким аналогом ныне существующего Никольского храма в Серпухове является именно Большое Вознесение в Москве, спроектированное в том же самом году.
Во время перестройки по новому проекту сначала полностью были разобраны трапезная нижней церкви с приделом и колокольней, и на их месте была возведена теплая церковь с двумя престолами, освященная в 1835 г.
Постройка колокольни была закончена в 1843 г., а в 1850 г. окончательно разобрали ветхий холодный 2-х этажный храм и на его месте построили в связи с теплой церковью по новому плану новый, который был освящен в 1854 г.
Новопостроенный собор Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная, и многоярусная колокольня, претерпели в ходе их строительства некоторые изменения по сравнению с проектом — изменилось частично оформление их завершения.
Вместе с главным престолом в Никольской церкви были устроены два дополнительных в боковых нефах трапезной – святителя Алексия, Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского
После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном в начале июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова. В 1929 г. собор закрыли. По рассказам старожилов иконы из него были снесены на р. Нару и сожжены на ее льду.
Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудотворца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.
В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны был утрачен белокаменный декор, в самом соборе устроены прачечные. В последнее время перед открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под химический склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью - избежать сноса храма, а такие предложения были.
В канун 1000-летия крещения Руси о соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. - приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви символические ключи от храма.
В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского - святителя Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 - пудовый благовестник.
С 2002 года восстанавливать собор стала Группа компаний СУ-155. В 2003 году уроженцем города Серпухова - благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.
Примечательно, что специальный подъемный кран для подъема шпиля колокольни и колоколов предоставили в день тезоиментства Высокопреосвященнейшего Ювеналия 15 июля 2003 г. Многое сдела-но по благоустрой¬ству территории храма. Разбиты клумбы, устроен фонтан, площадь вокруг храма вымо-щена брусчаткой, ограждение выполне¬но из чугунного литья. В ночное время собор словно облит светом, струящим¬ся по стенам и ок¬нам, и, как зажженная свеча светит всему городу.
«На всяком месте – прах отец и братий наших». Эти слова из акафиста о усопших в полной мере подтвердились на Никольском приходе. При освобождении территории храма от построек советского времени (гаражей, сараев и т. д.), были обнаружены многочисленные останки. Существовавшие у стен собора древние захоронения были уничтожены. В 2003 году в Димитриевскую родительскую субботу останки были захоронены. Установлен памятный крест: «Покой, Господи, души усопших раб Твоих, их же имена Ты Сам веси».
В Соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, иконы Божией Матери «Поможение родам», и в память о новомучениках — жителях Серпухова.
Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце - Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святители и благоверные князья, воины и монахи и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись - это Библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Величественные царские врата главного алтаря увенчаны арочной сенью, на которой расположены иконы Страстной седмицы: Вход Господень в Иерусалим, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, Распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.
Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две Воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный Институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи.
В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.
Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.
12 июля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение кафедрального собора Николы Белого. Дорожка к собору, на которую ступил Владыка Ювеналий, представляла собой сплошной цветочный ковер. В 9 часов утра соборный колокол возвестил собравшимся о начале Великого освящения собора. Древний Серпухов, именуемый в летописях «Свят градом», не припомнит такого события. Освящались сразу пять престолов! Главный — Никольский, и четыре придельных: во имя иконы Матери Божией «Поможение родам», святителя Алексия, Митрополита Московского, преподобного Кирилла Белоезерского и новомучеников и исповедников Серпуховских. Сослужили Владыке Митрополиту архиепископ Можайский Григорий, епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, епископ Видновский Тихон, настоятели монастырей и благочинные Московской Епархии.
Владыка Ювеналий передал собравшимся приветствие Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, и поблагодарил настоятеля собора протоиерея Владимира Андреева и прихожан собора за понесенные труды. Владыка благословил Главу города Павла Жданова иконой Николая Чудотворца и выразил благодарность за заботу о нуждах верующих серпуховичей и восстановление собора.
К этому времени собралось все духовенство серпуховского благочиния и верующие, молившиеся на своих приходах в день апостолов Петра и Павла. По Советской улице с хоругвями и иконами, принесенными из храмов и монастырей Серпухова, совершился крестный ход. Он завершился официальной церемонией присвоения главной площади города имени серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, героя Куликовской битвы, сподвижника св. князя Димитрия Донского. Владыка Митрополит и Глава города при многочисленном стечении серпуховичей и гостей города сняли покрывало с увенчанного крестом памятного знака «В честь празднования 625-летия победы русских войск в Куликовской битве». В речи Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, обращенной к собравшимся на площади, прозвучали слова, радостные для каждого, кто любит Серпухов: «Город неузнаваем, он обновлен и помолодел в последние годы».
Через несколько дней, 28 июля - в день памяти князя Серпуховского Владимира Храброго в Серпухове продолжились грандиозные торжества, посвященные 625-летию победы на Куликовом поле. В этот день в соборе Николы Белого состоялось Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Алексию II сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Люблинский и Холмский Авель, Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископы Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Илиан (Востряков), Видновский Тихон, представители духовенства. По окончании торжественного богослужения Святейший Патриарх Алексий обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и вручил церковные награды (ордена Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени) настоятелю серпуховского собора Николы Белого протоиерею Владимиру Андрееву и главе города Серпухова П. В. Жданову.
Затем состоялся торжественный крестный ход по центральным улицам города на Соборную гору, к Высоцкому мужскому монастырю. В обители Патриарх отслужил заупокойную литию в память о погибших воинах и освятил знамя военно-патриотического клуба имени Владимира Храброго. Во второй половине дня Алексий II посетил Введенский Владычний женский монастырь, где поклонился мощам основателя обители преподобного Варлаама и обратился со словами приветствия к насельницам монастыря.
Вечером состоялась встреча Его Святейшества с общественностью города на стадионе «Труд». Прибывших на встречу Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Ювеналия встречал губернатор Московской области Борис Громов. С особым словом к собравшимся обратился Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который отметил, что для него большая радость вновь посетить Серпухов. «Ваш древний град занимает особое место в праздновании победы на Куликовом поле - этого выдающегося события в русской истории», - сказал Его Святейшество. Патриарх отметил, что князь Серпуховский Владимир Храбрый известен не только как воин, но и как молитвенник, строивший храмы и монастыри. «В Серпухове много православных святынь, и это является для нас свидетельством того, что на протяжении веков люди жили верой православной, черпали из нее силы, когда шли на защиту Отечества, - подчеркнул Алексий II, - и сегодня народ возвращается к вере своих отцов, а с верой возвращается надежда и любовь».

Кафедральный Никольский собор Серпухова прозвали храм Николы Белого, когда выстроили в камне и оштукатурили. Исполнителем проекта и строителем был ученик Матвея Казакова Иван Таманский вместе с Федором Шестаковым. Здание – показательный образец московского ампира, господствовавшего в архитектуре первой половины XIX века. Чистота линий и цельность композиции, полное соответствие канонам православия снаружи и внутри, использование многочисленных росписей и почитаемые иконы отличают храм Николы Белого.

Полностью оправдывающий название своей расцветкой, собор окружен столь же белоснежной оградой. Оформление прилегающей территории достойно отдельного рассказа, особенно восхищает обилие хвойных деревьев и цветов. Высокая многоярусная колокольня видна отовсюду в городе, необычно и завершен храм Николы Белого. Цилиндрический световой барабан, издали похожий на ротонду с куполом, увенчан своей миниатюрной копией.

Основной храмовый объем и колокольня с входной группой соединены приземистой трапезной, тоже с небольшой главой. Главный четверик обстроен со всех сторон и сверху. Юг и север заняты портиками боковых приделов, восток – апсидой, наверху барабан максимально возможного диаметра. Портики аналогичной конструкции, но меньших габаритов пристроены и к колокольне, это еще два придела.

Оформление боковых приделов – одно из наиболее заметных архитектурных элементов, отличающих храм Николы Белого. Колоннады из шести стволов с ионическими капителями, характерными завитками волют, держат треугольные фронтоны. Карнизы фронтонов оторочены простыми консолями, скорее декоративного назначения. Других украшающих элементов архитекторы не использовали.

Своеобразие завершения трапезной состоит в конструкции главы, венчающей ее крышу. Невысокий цилиндр надстройки продолжен вторым, меньшего размера и усеченным. Четыре оконных проема полукруглой формы ориентированы по сторонам света. Каждая из составляющих храм Николы Белого частей имеет свои особенности, каждая своеобразна и красива. Безусловно привлекателен и весь ансамбль.

Как и обещано, церковный двор

Территория внутри ограды, окружающей храм Николы Белого, отличается красотой оформления и хорошим уровнем благоустройства. Качественное плиточное мощение всей площади, четкие линии бордюров дополняются настоящими шедеврами ландшафтного дизайна. Различные породы хвойных деревьев, красивые сами, служат отличным фоном для цветущих растений. Они в отличном состоянии, виден хороший уход.

Кроме разнообразной растительности, церковный двор содержит нетипичные для таких мест сооружения. Осталось неясным предназначение небольшой парковой беседки – синей крыши пирамидальной формы на тонких стойках. Мраморное подобие водонапорной колонки на самом деле – оформленный святой источник, издавна здесь существовавший. Он похож на фонтан с высоко расположенным краном для пуска воды.

Монумент репрессированным

Траурный монумент — памятник жертвам политических репрессий большевистского периода — не достопримечательность храмового двора, а реальное мемориальное надгробие. Оно перенесено на подворье с согласия родственников невинно убиенных, с соблюдением ритуала перезахоронения.

Памятник состоит из плиты черного камня с крупными буквами текста посвящения и женской фигуры из белого мрамора. Образ скорбящей напоминает о множественных потерях, понесенных народом в дополнение к жертвам гражданской и Великой Отечественной. Заботливо выращенные кусты роз и соседство с храмом делает монумент не столь живописным, сколько особо торжественным и значимым.

Мозаичные образы на стенах

Несколько мозаичных святых образов были видны на заглавной фотографии обзора, будут они и на заключительной. Выше всех размещено изображение Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых христианских святых. Из образов нижнего яруса крупно покажем Петра и Февронию, считающихся покровителями супружеской верности и семейного союза. Фигуры в нимбах стоят под сенью изображения Христа, их благословляющего.

Персонажи религиозной истории канонизированы православной церковью и популярны в народе. Сейчас модным стало ставить памятники Петру и Февронии, они появились во многих городах, став местами притяжения для свадебных кортежей. Муромский князь Петр, взявший в жены Февронию, вылечившую его от проказы простолюдинку, готов был отдать престол, но не предавать супругу.

Храм Николы Белого – внутреннее убранство

Роскошь и торжественность оформления алтарной преграды соответствует высокому статусу кафедрального, который носит храм Николы Белого. Четырехъярусный иконостас не составлен из разрозненных окладов с образами, он имеет единую композицию. Декор состоит из колонн и перемычек, украшенных затейливой резьбой и покрытых позолотой. Необычна арка над Святыми вратами с круглыми окладами икон.

Солея и амвон обнесены позолоченной металлической решеткой с ажурным воздушным узором. Перед ней установлено несколько аналоев для праздничных и особо почитаемых святых образов. Крайняя справа в нижнем ярусе иконостаса – особо чтимая чудотворная икона Богородицы – Поможение родам. Множество отзывов подтверждают, что образ помогает и забеременеть, и выносить ребенка, и благополучно родить.

Верхняя часть алтарного иконостаса оформлена как классический портик, напоминая, как выглядит снаружи храм Николы Белого. При таком ярусе фотосьемки доступно рассмотрение второго великолепного элемента декора, стенных росписей. Говорят, что здешняя религиозная живопись содержит все главные библейские сюжеты, размещенные на стенах и куполе. Образа помещены и между окнами барабана.

Основание цилиндрического барабана – ротонды опоясано изнутри балконной решеткой, вернее, ее живописной имитацией. В сочетании с многочисленными оконными проемами создается впечатление круговой галереи, опоясывающей алтарь и прилегающую территорию. Вызывает огромное сожаление, что почти столетие храм Николы Белого пребывал в забвении, несколько поколений сменилось, лишенные этой прелести.

Двенадцать оконных проемов, все апостолы Христа в промежутках между ними впечатляют. Они хорошо видны, если не слишком слепит солнце. Выбранный фотографом ракурс позволяет рассмотреть конструкцию потолочного светильника со множеством бронзовых рожков, но закрывает росписи. Читателям ничего не остается, кроме как доверить описанию содержащихся в них сюжетов обозревателем.

Именно большой купол цилиндрического барабана, венчающего храм Николы Белого, содержит основные моменты библейских сказаний. Росписи изображают и совет Святой Троицы перед сотворением мира, и другие ключевые моменты истории человечества в интерпретации евангелистов. Изображены пророки и патриархи Ветхого Завета, более поздние основатели христианского вероучения, русские святые.

Некоторые детали храмового убранства

Предлагаемая читателям подборка фотографий, объединенных в слайдер, демонстрирует фрагменты убранства. Здесь и художественная роспись купола одного из приделов, и один из образов. Представлены и отдельные предметы церковной утвари и обихода, чтобы вблизи их рассмотреть в деталях. Не комментируя каждое фото, обозреватель опирается на предыдущий читательский опыт.

Не нуждаются в толкованиях ни живописный образ Христа, изображенного среди последователей, ни аналой с праздничной иконой. Каждому знакома лампада, которые зажигают в храмах перед особо чтимыми святыми образами. Упомянем прямоугольный панихидный столик с распятием Христовым, оборудованный множеством гнезд для постановки зажженных свечей. Сюда следует ставить только заупокойные свечи, поминая усопших.

Последнее фото – храм Николы Белого

Даже не совсем правильно выбранная позиция для фотографирования полностью не портит сделанный кадр. Однако храм Николы Белого вышел бы ярче, отойди снимающий на другую сторону апсиды. Не это ли советует жестом женщина, что в правом нижнем углу финального фото? Именно оттуда сделано заглавное фото обзора, и оно выглядит гораздо более достойно и качественно.

Однако никакие огрехи фотосьемки не способны испортить впечатление от поездки в храм Николы Белого. Классический архитектурный облик белоснежного собора запомнится надолго, как и его богатое позолотой внутреннее убранство. Поэтому путешествуйте и фотографируйте, невзирая на придирчивых критиков. Свою порцию впечатлений вы непременно получите.

Собор Николая Чудотворца Белого в г. Серпухове

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).

Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). "Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым... Это была первая каменная церковь в городе и на посаде.

Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.

В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свт. Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы г. Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: "...и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину". В том же году храм освятили.

Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма — Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.

В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.

После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.

Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудотворца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.

В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.

За последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери "Поможение родам". Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.

Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце — Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святителей и благоверных князей, воинов и монахов и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись — это библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Величественные царские врата главного алтаря увенчиваются арочной сенью, на которой расположены иконы страстной седмицы: Вербное воскресение, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.

В память о семерых новомучениках — жителях Серпухова в соборе освящен один из приделов. Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи...

В соборе находится чудотворный образ Божией Матери "Поможение родам", пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.

12 июля 2005 года митрополит Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение собора Николы Белого.

Серпуховский собор свт. Николая Чудотворца, 6 августа 2014 Собор во имя Николая Чудотворца ("Николы Белого") в Серпухове (Серпуховское благочиние Московской епархии)

Постройка колокольни была закончена в году, а в году окончательно разобрали ветхий холодный двухэтажный храм и на его месте построили в связи с теплой церковью по новому плану новый, который был освящен в году.

В году храм посетил патриарх Тихон (Беллавин) , который присвоил храму статус кафедрального собора. После закрытия Владычнего женского монастыря , почитаемый в городе образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша " находился в храме Николы Белого.

В году, во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе.

В году храм закрыли. По рассказам старожилов, иконы собора сожгли на льду реки Нары. Колокольню частично разрушили, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам, но всякий раз на следующее утро обновлялся.

Некоторое время в храме находилась городская макаронная фабрика. Во время войны здесь устроили прачечные. Перед тем, как храм открыли, помещение использовал штаб гражданской обороны под склад, который размещался в соборе с главной целью - избежать сноса храма.

В году храм возвратили верующим как подворье Высоцкого монастыря , с года он стал приходским.

В году на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ святителя Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300-пудовый благовестник. В году уроженцем города Серпухова Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом пять тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.

С года восстанавливать собор стала Группа компаний СУ-155.

Имеется библиотека, действуют детская и взрослая воскресные школы. Духовенство собора опекает Серпуховский военный институт, следственный изолятор, детские приют и интернат.

Архитектура

Собор Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная, и многоярусная колокольня, претерпели в ходе их строительства некоторые изменения по сравнению с проектом – изменилось частично оформление их завершения.

Вместе с главным престолом в Никольской церкви были устроены два дополнительных в боковых нефах трапезной – святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Кирилла Белоезерского

Храм Святителя Николая (Никольский собор, Храм Николы Белого) - православный кафедральный храм Серпуховского благочиния Московской епархии. Расположен в историческом центре города на пересечении Калужской улицы с Советской (Калужская, 26/12).

Белая - из местного известняка - Никольская церковь стояла на окраине сплошь деревянного города еще в XVII веке. Но не это начало истории Кафедрального собора - еще раньше здесь стоял деревянный храм в честь того же святого.

В 30-х годах XIX века по инициативе Михаила Попова - подьячего Земской избы - началась перестройка храма в стиле московского ампира.

Архитекторы Федор Шестаков и Иван Таманский - мастера школы великого Матвея Казакова - создали одно из самых органичных монументальных зданий. В условиях тогдашнего Серпухова храм был просто огромным. Его колокольня стала городской доминантой.

В 1924 году Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, посетил собор и присвоил ему статус Кафедрального. А потом началось время забвения. Колокольня была частично разрушена.

В храме разместилась макаронная фабрика. Потом - прачечные. А последние годы, по настоянию председателя горисполкома Сергея Кудрякова,- химический склад. Все это спасло храм от сноса.

В 1995 году собор Николы Белого был возвращен верующим, хотя мог быть отдан под концертный зал. Тогда же город вручил ключи от собора Святейшему Патриарху Алексию II и началось восстановление.

Появились даже новые колокола. Трехсотпудовый благовестник, потом - пятитонный, отлитый специально для Николы Белого.

Он был отлит в Ярославской области из сплава бронзы, серебра и меди. По церковным правилам таким гигантам обязательно дают собственное имя, которое пока не придумано.

Один из пределов собора был освящен в память о шестерых новомучениках - жителях Серпухова.

Появились и чудотворные иконы.

В 1993 году протоиерею Владимиру Андрееву - настоятелю собора - пожилая женщина передала икону Богородицы «Поможение родам». Отец Владимир сам составил акафист для этой иконы, который теперь каждую неделю читается в Николе Белом.

С ней связано много чудес. Вот отрывок из рассказа настоятеля: «Однажды пришла в слезах женщина; ее дочери в это время должны были делать операцию. Врачи сказали ей, что для сохранения жизни матери-роженице предстоит внутриутробное иссечение (убийство) плода, причем срок беременности был достаточно большим. Мы с ней читали акафист пред святою иконой и, к моей радости, вечером она вновь пришла сияющая счастьем - удалось спасти мать и младенца».

А еще в соборе хранится список богородичной иконы «Взыскание погибших», которая в 1871 и 1892 годах спасла Серпухов от холеры. Каждый год с 23 июля по 23 августа с этим списком, тоже прославленном чудесами, по храмам и монастырям города совершаются Крестные ходы.

30 октября 2012года во дворе собора Николы Белого открылся мемориал в память обо всех серпуховичах, замученных в застенках НКВД, расстрелянных без суда и следствия, в том числе и на территории самого храма

Памятник сделан по эскизу скульптора Дмитрия Пономарькова.