Домой / Информация / Велотуризм от а до я. Велотуризм - его виды и маршруты для путешествия

Велотуризм от а до я. Велотуризм - его виды и маршруты для путешествия

Передвигаясь на машине, вы не успеваете рассмотреть красивые здания, пешие прогулки могут быть слишком утомительны, да и на своих двоих далеко не уйдешь, а вот велосипеды - совсем другое дело! Кроме того, сейчас во всех странах мира проводится активная социальная политика по развитию велосипедной культуры, так число идеальных для велотуристов городов год от года будет только расти.

Мы решили вспомнить несколько точек на карте, которые уже сейчас носят гордое звание bike-friendly.

Ни один другой город планеты не мог открывать этот список: бесспорная велосипедная столица мира - это Амстердам . Он словно создан для того, чтобы передвигаться по нему на двух колесах. Это невероятно, но 40% всего городского трафика составляют здесь именно велосипедисты, для которых в столице Нидерландов созданы все необходимые условия: выделенные полосы для движения, светофоры, специальные охраняемые парковки, навесы для защиты железных коней от непогоды и, конечно, самые живописные маршруты вдоль многочисленных набережных.

Почти половина жителей Копенгагена добирается до работы или учебы на велосипеде. В этом городе зарегистрировано велосипедов больше, чем количество проживающих здесь человек. Кроме того, в Дании существует Велосипедное посольство. Нужны ли еще аргументы в пользу того, что Копенгаген заслуживает право называться одним из самых bike-friendly городов мира? А они есть - ежегодно королевство тратит от 20 до 30 миллионов долларов на развитие велосипедной инфраструктуры - новых дорожек, парковок, светофоров. Кроме того, туристы в Копенгагене могут взять общественные велосипеды абсолютно бесплатно, для этого лишь нужно оставить залог, который вам вернут после окончания велопрогулки.

Еще один город, который непременно стоит исследовать, передвигаясь по нему на велосипеде, - Сан-Франциско . В одном из самых густонаселенных городов Калифорнии загруженность транспорта растет невероятными темпами, поэтому переход на велосипеды стал отличным выходом из сложившейся ситуации. Местные власти активно поддерживают предложения, которые упрощают жизнь велосипедистов: в Сан-Франциско появляется все больше живописных маршрутов, а автобусы оборудуются специальными креплениями и площадками для перевозки велосипедов.

В Берлине около 13% местных жителей называют велосипед своим основным средством передвижения. По сравнению с Нидерландами и Данией эти цифры кажутся скромными, но впечатляют темпы роста - за 10 лет число владельцев велосипедами выросло вдвое. Учитывая то, что в Германии довольно холодные и долгие зимы и велосезон открыт лишь в теплое время года, это не может не радовать. Как и широкие улицы, специальные дорожки и парковки, а также приложение для мобильных телефонов BBBike, которое помогает определить лучший велосипедный маршрут в городе от точки А до точки Б.

В 2007 году городской совет Барселоны провозгласил курс на развитие велосипедной культуры, и за прошедшие с того момента годы добился выдающихся результатов. Главным достижением стала постройка более 100 велосипедных станций по всему городу: взять велосипед можно на любой из них,вернуть тоже. Совет работает не покладая руль, расширяя сеть велосипедных дорог и строя подземные парковки. Кроме того, в сентябре в Барселоне проходит день без автомобилей, когда все жители пересаживаются на двухколесный транспорт, а в мае организовывается целая Bike Week!

Базель - тихий и живописный швейцарский городок, окруженный красивейшими полями, виноградниками и пастбищами крупного рогатого скота. Здесь велосипедисты не столько добираются на своем транспорте до пункта назначения, сколько любуются пейзажами, медленно маневрируя по улочкам. Но при этом здесь, естественно, созданы все условия для наездников - выделенные полосы, светофоры, карты самых впечатляющих маршрутов и многие другие приятные сердцу любого велосипедиста опции.

Североамериканские города не могут похвастаться развитой системой поддержки велосипедного транспорта, поэтому Монреаль особенно выгодно выделяется на их фоне. Велосипедные дорожки здесь стали строить в середине 1980-х и к сегодняшнему дню они плотной паутиной окутали уже весь город и близлежащие окрестности. Велосезон здесь, в отличие от большинства европейских городов, не круглогодичный, но когда позволяет погода, прогулки превращаются в увлекательное путешествие. Если верить социологическим опросам, почти половина местных жителей крутит педали хотя бы раз в неделю.

Возможно, попадание в рейтинг этого динамичного мегаполиса с многомиллионным населением и перегруженной транспортной системой покажется кому-то странным, но здесь нет ничего удивительного: в центральных районах Токио жизнь гораздо размереннее, чем в деловых кварталах и идеально подходит для любителей велосипедных прогулок. Здесь райдеры не затянуты в лайкру, как велосипедисты из Лондона или Нью-Йорка, и не стремятся сжечь максимум калорий, крутя педали своего новомодного агрегата. Японцы предпочитают ездить спокойно, никуда не торопясь, а их транспорт зачастую украшают очаровательные корзинки для продуктов.

22.05.2017

Анастасия Баженова, ведущая телеграм-канала @travelclever , рассказывает, как не слажать в первой самостоятельной велопоездке по Европе.

Велопутешествие - отличный способ провести отпуск. Во-первых, отдыхая, вы занимаетесь спортом. Во-вторых, эко-путешествия с каждым годом становятся более популярными. Многие европейские веломаршруты были специально разработаны таким образом, чтобы велотуристы увидели как можно больше культурных и природных достопримечательностей.

Многие путешественники отказываются от многодневных велопоездок, так как думают, что преодолеть все эти километры им не под силу. Каждый раз когда я выкладываю фотографии из своих поездок или пишу отчеты, я получаю комментарии приблизительно одинакового содержания: “Ого, вот вы спортсмены!”, “Я бы точно никогда не смог!”, “Вы, наверное, долго к этому готовились?” На самом деле велотуры доступны каждому здоровому человеку, нужно просто соблюдать некоторые правила.

Велотуризмом в Европе занимаются от мала до велика. Пол, возраст и даже уровень физической подготовки не имеют никакого значения. Во время поездок легко можно встретить как веселую компанию пенсионеров, так и семью с детьми.

Как готовиться к своему первому велопутешествию?

Если последний раз вы садились на велосипед в 6 лет (и это была “Кама”), то лучше всего взять велик напрокат и освежить навыки. Нельзя разучиться кататься, но можно не знать, как переключаются передачи или работает тормоз в современных моделях. Пары дней вполне хватит, чтобы чувствовать себя в седле достаточно уверенно для велопоездки.

При наличии времени и желания начните кататься несколько раз в неделю. Лучше всего делать это где-нибудь в парке, чтобы не докучать прохожим на тротуаре. Не выезжайте на дорогу, если только сели на велосипед после долгого перерыва! Кататься лучше медленно, не устраивая гонки. Любые другие кардиотренировки помогут подготовиться к поездке.

На чем кататься в поездке?

На велосипеде, конечно! Вопрос только в том, везти ли свой велосипед или воспользоваться велопрокатом по приезду. Если брать велосипед с собой, то нужно уточнить правила провоза спортивного багажа в авиакомпании. Я лично предпочитаю прокаты, так как мой велик не настолько крут и уникален, чтобы его тащить с собой. К тому же это влечет за собой определенные неудобства: где-то за велосипед надо платить, авиакомпанию нужно предупреждать о таком багаже, велик надо разбирать и упаковывать.

На качество прокатных велосипедов многие ругаются, но, во-первых, выбирать надо тщательнее, а, во-вторых, еще ни один прокатный велосипед не помешал мне проехать мои 1000 километров за поездку.

Как выбрать прокат?

Велопрокат нужно обязательно выбирать заранее. Посмотрите сайт проката или напишите туда, чтобы узнать ассортимент и забронировать велосипеды. Помимо этого выясните, что еще входит в стоимость. Одни прокаты дают только велосипед (иногда даже без фонариков), а другие предлагают еще и шлемы, багажные сумки, ремонтный набор, запасные покрышки, корзины. Есть прокаты, в которых можно купить страховку в том случае, если вы повредите велосипед или его у вас украдут.

Для длительных велопоездок подойдет универсальный велосипед гибрид, который сочетает в себе качества шоссейного и горного велосипеда. Гибрид едет по дорогам медленнее шоссейника, но зато на нем не страшно ехать по лесным тропинкам. Гибриды есть во всех прокатах, предлагающих велосипеды на длительный срок. Если вы сомневаетесь в своем выборе, то просто напишите в прокат план своей поездки, и работающие там специалисты помогут подобрать нужный велосипед.

Когда вы будете забирать свой велосипед из проката, покатайтесь на нем несколько минут. Этого времени хватит, чтобы проверить работу тормозов (хорошее ли торможение, не трется ли тормоз об обод колеса) и переключение передач.

Стоимость проката зависит от типа выбранного велосипеда и количества дней. В среднем в день за велосипед придется отдавать от 7 до 13-15 евро, если вы планируете поездку на неделю. Многие владельцы прокатов дают скидки компаниям от трех человек.

Что взять с собой в поездку?

Есть вещи, без которых в велопоездке не обойтись. Мой личный список необходимого выглядит так:

  • Ремонтный набор . Редко какое путешествие обходится без подкрутить, поднять, накачать шины, опустить, ослабить, закрепить. Ну и без проколотых шин, конечно, чего уж греха таить.
  • Велоперчатки . Снижают нагрузки, защищают при падении и предотвращают появление мозолей на руках.
  • Питьевая система . Велосипедисту нужно много пить! Желательно часто и понемногу, а не раз в час по литру. Даже если вам не жарко и пить вроде как не хочется, все равно делать это нужно. Можно, конечно, пить и из бутылки, но зачем, когда уже давно придуманы питьевые системы? Они маленькие, помещаются в специальный рюкзак, трубка всегда рядом, так что можно прикладываться к системе так часто, как это необходимо.
  • Темные очки . Или светлые очки. Лишь бы защищали ваши глаза, так как будет казаться, что все мошки мира только и мечтают о встрече с вашими глазами. Поверьте, очень неприятно, когда эти фанаты застревают на слизистой. Лучше пусть врезаются в стекла очков.
  • Защита от дождя (для себя и багажа). По опыту могу сказать, что дождь может пойти даже в Провансе в июле. И пусть длится он будет всего час-два (или день, как было в моем случае), этого достаточно, чтобы промокла вся одежда и обувь.
  • Непромокаемый чехол для крепления телефона на велосипед. Несмотря на то, что практически все велодороги в Европе хорошо маркированы, без трека маршрута все равно никак. Каждый раз останавливаться, доставать телефон и смотреть карту неудобно, поэтому проще всего прикрепить смартфон на велосипед.


Проблемы в поездке и способы их решения.

Проколотая камера - самая распространенная проблема в поездке. Бояться проколов не надо, ведь заменить камеру можно и самим. В Youtube есть огромное количество обучающих видео, мне лично нравится краткое, но при этом подробное объяснение от сети веломастерских Велострана.

Запасные покрышки обязательно нужно возить с собой и радоваться, если они не пригодились. Их можно взять в прокате или купить (часто в том же прокате или в спортивном магазине).

Слетевшая цепь также относится к проблемам, которые можно решить без помощи мастера. Все советы по надеванию цепи сводятся к одному: «Просто возьмите и наденьте цепь обратно». Для этого не нужны ни видео, ни описания, и это не займет много времени даже у того, кто надевает цепь первый раз в жизни.

Если с велосипедом случается что-то более серьезное, то лучше обратиться в веломастерские. Я советую при подготовке к поездке составить список мастерских на вашем маршруте. Они есть иногда и в крупных спортивных магазинах, например, в Декатлоне. Также помощь могут оказать в прокатах.

Как спланировать маршрут?

От планирования своего первого маршрута зависит, станете ли вы ярым поклонником велопутешествий или возненавидите их навсегда.

Если вы не спортсмен, то для первой поездки выбирайте велодорожки легкого уровня без значительных перепадов высоты (или вообще без перепадов высоты - такие тоже есть). Обычно если дорога маркирована легким или семейным уровнем, это значит не только то, что она ровная, но и то, что она практически вся проходит либо по выделенной полосе, либо по тихим улочкам, где редко ездят машины.

Не гонитесь за километрами . Цель не в том, чтобы проехать от точки А до точки Б, а в том, чтобы максимально насладиться дорогой между этими пунктами. Посмотрите, какие достопримечательности по дороге вы хотели бы посетить, представьте, сколько времени это может занять, и уже в зависимости от этого расписывайте километраж. В свою первую поездку я проезжала в среднем 50 километров в день (максимум был 70). Времени вполне хватало на осмотр всего запланированного по пути, бесконечные остановки на фотографии, обеды по дороге и вообще расслабленный режим. Это было много лет назад, сейчас езжу по 80-100, иногда по 120 километров. Цели ездить больше я перед собой не ставлю: это не спортивное мероприятие, а поездка в удовольствие.

Увеличивайте километраж постепенно . В первый день можно проехать совсем немного, просто, чтобы войти в ритм. Достаточно 20-30 километров. На следующий день накиньте еще 10. Вы сами почувствуете, что с каждым днем крутить педали становится все легче.

Есть и второй вариант. Многие фирмы в Европе организуют велотуры, причем ехать можно как в составе группы с гидом, так и самостоятельно. Во втором случае в организацию будет входить бронь всех отелей по дороге, перевозка вашего багажа, поддержка механика в случае необходимости, прокат велосипеда (и его настройка), а также карты и подробная информация о маршруте.

Лучшие европейские веломаршруты для новичков

Евровело 15, Эльзас, Франция, 180 км.

Маршрут в Эльзасе - часть Евровело 15, одной из самых известных европейских велодорог. Протяженность всего трека более 1200 километров, на французскую часть приходится 180. Дорога по Эльзасу проходит вдоль Рейна и его каналов через многочисленные виноградники региона. Главные города на французском маршруте - Страсбург и Кольмар. На их посещение стоит обязательно запланировать дополнительные дни (на Кольмар хватит половины или целого дня, а вот Страсбург потребует хотя бы дня-двух).

Сайт : rhinecycleroute.eu
Facebook : facebook.com/EuroVelo15
Маршрут :

Скачать gpx-треки французской части маршрута : раз , два , три , четыре .

Чтобы открыть GPX-трек на телефоне воспользуйтесь любым приложением вроде GPX Viewer .

Прага - Дрезден, велодорога вдоль Влтавы и Эльбы, Чехия-Германия, 220 км.

Немцы и иностранные велотуристы настолько любят маршрут вдоль Эльбы, что он становится самым популярным в Германии уже 13-ый раз подряд. По пути велотуристов ждет Прага, город Мельник (где сливаются Влтава и Эльба), Чешско-Саксонская Швейцария, знаменитый курорт Бад Шандау, крепость Кенигштайн и, наконец, Дрезден.

Сайт : elbe-cycle-route.com
Приложение для iPhone : itunes.apple.com/de/app/elberadweg+/id567212604?l=de&ls=1&mt=8
Приложение для Android :

Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов!

Велотуризм – это спорт или отдых?

Велотуризм – это один из видов туризма. Главная особенность велотуризма в том, что турист передвигается по местности на велосипеде. Велотуризм относят как к виду активного отдыха, так и к спортивному туризму. Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде туристических и экскурсионных маршрутов.

Сложность велопоходов может быть различной. Большой плюс велотуризма в том, что велосипед дает возможность пройти маршрут быстро. То есть, за короткое время Вы проедете намного больше километров, чем, если бы Вы шли пешком. Это позволяет за короткое время осмотреть больше туристических объектов. Главное предназначение велотуризма как активного отдыха – это путешествия для души.

Велотуризм как отдых также подразделяется на две подкатегории: велотуры и велопоходы. Велотур более лёгкий вариант. В этом случае любой человек без подготовки к походным условиям, может отправиться в путь. Все участники велотура едут без багажа и рюкзаков, которые находятся в сопровождающей их машине. Питание и ночёвки организованы в гостиницах или коттеджах с кафе и ресторанами. Более экстремальный вид велотуризма – велопоход. В этом случае физическая нагрузка на участников возрастает, а комфорт, в бытовом смысле, уменьшается. Но при этом велотуристы могут попасть в такие места, куда никакой автомобиль не проедет. Только в велопоходе можно испытать ощущение приключений, посидеть у костра, испытать себя.

Спортивный велотуризм нацелен на получение спортивных разрядов и званий, участие в соревнованиях. В спортивном велотуризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория - самая простая, шестая - самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

Таким образом, велотуризм можно смело отнести как к спорту, так и отдыху.

Велотуризм – популярный вид отдыха

Велосипед как средство передвижения появился более 150 лет назад. С изобретением велосипеда у любителей путешествий стало намного больше возможностей. Первые упоминания о велотуристах относятся к началу ХХ века. В нашей стране велотуризм стал активно развиваться в 20-30-е годы.

На сегодняшний день велотуризм является одним из самых популярных видов активного отдыха. За 150 лет велосипеды стали намного комфортнее, легче и надежнее. А преимущества велосипеда в туризме, за полтора века, остались неизменными. На велосипеде можно охватить намного больше достопримечательностей, будь то природа или какие-то исторические памятники. Для велотуризма не обязательно наличие асфальтированных дорог, да вообще дорог.

В последние годы огромная популярность велотуризма возвращается. Для любителей катания на велосипеде предлагается множество интереснейших маршрутов, которые можно покорить как самостоятельно, так и через туристическую компанию.

Ну, а производители велосипедов и снаряжения заметно облегчают жизнь велотуристам, делают велопутешествия комфортнее и приятнее. В магазинах можно купить новые модели велосипедов, одежды, велообуви, велорюкзаков и других аксессуаров, которые сделают Ваше путешествие незабываемым!

Велотуризм – самый, самый, самый…

Велотуризм является очень уникальным видом активного туризма. Он таит в себе массу преимуществ, которые не имеют другие виды отдыха.

Во-первых, велосипед – это самый экологически чистый вид транспорта. Велосипед не нуждается в топливе, соответственно, не загрязняет окружающую среду опасными для природы газами. Во-вторых, велосипед – самое экономичное средство передвижения. В-третьих, он является высокопроходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. В четвертых, в случае необходимости велосипед можно провести на автомобиле, автобусе, в метро и на электричке. В-пятых, при езде на велосипеде Вы тратите меньше сил и не так устаете. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие и драйв. В-шестых, велотуризм «снимает» такое неудобство как таскание тяжелого рюкзака на спине. И в-седьмых, что может быть приятнее, чем езда на современном велосипеде, который легко набирает скорость и быстро тормозит.

Как Вы уже убедились, у велотуризма есть множество плюсов: отсутствия вреда природе, недорогая стоимость путешествия, возможность объехать труднодоступные места за короткое время и удовольствие от катания на велосипеде.

Велосипед как основа основ велотуризма

Правильный выбор велосипеда в велотуризме – это залог успеха всего путешествия. Велосипед должен быть удобным и надежным. Удобным он должен быть потому, чтобы Вам было комфортно преодолевать на нем большие расстояния. Ваш активный отдых не должен превратиться в борьбу с болью и дискомфортом.

Перед велопутешествием обязательно подберите велосипед, который подходит именно Вам. Покатайтесь на велосипеде несколько километров, чтобы убедится в верности своего выбора. Обратите внимание на размер рамы. Она должна соответствовать Вашему росту. Кто не знает, уточним. У каждого велосипеда есть своя «ростовка», то есть, размер рамы. И для определенного роста идет свой размер рамы.

Обычно в велотуризме используют хромомолибденовые или алюминиевые рамы. Для коротких велопутешествий подойдут алюминиевые рамы. Они легки и прочны. Для серьезных велопоходов берут велосипеде с хромомолибденовыми рамами, которые можно без проблем отремонтировать собственными силами.

На раме обязательно должны быть крепления для багажника. Существует 2 вида креплений: боковые (расположенные в задних перьях рамы) и центральное (расположенное в перемычке, соединяющей эти перья).

После рамы обратите внимание на сиденье. Его геометрия должна удовлетворять анатомическим особенностям вашего тела. Сиденье может быть дешевым и очень дорогим, главное, чтобы Вам было на нем удобно. Помните, Ваша пятая точка не простит Вам неудобного сиденья!!!

Перед велопутешествием отрегулируйте высоту подседельного штыря и положение самого седла. Ваша вытянутая нога должна пяткой доставать до педали.

Также специалисты советуют обращать внимание на вынос. Его нужно подбирать по длине, чтобы не испытывать боли в спине и руках при длительных поездках. Самые распространенные величины выноса от 90 до 130 мм по длине.

Надежность велосипеда играет первостепенную роль. Вы можете оказаться в таком месте, где нет мастерских. Поэтому ремонтировать велосипед придется самостоятельно. Обязательно возьмите с собой в велопутешествие стандартный ремонтный набор для велосипеда и минимальное количество инструментов.

Особенности рюкзаков в велотуризме

Как Вы уже догадались, рюкзаки в велотуризме особенные. Их даже называют велорюкзаки. Велорюкзаки делятся на заплечные и багажные.

Заплечные велорюкзаки имеют небольшой объем от 5 до 35 литров и предназначены для перевозки минимума вещей. Обычно велорюкзаки имеют яркую окраску, крепления для шлема и сужаются к верху.

Багажные велорюкзаки (“велоштаны”) крепятся на багажник велосипеда, при этом части рюкзака, как правило, свешиваются по обе стороны колеса. По количеству отделений велорюкзаки бывают однообъёмные, двуобъемные и многообъемные. К однообъемному велорюкзаку легко крепить топоры и насосы. Большой плюс многообъемного рюкзака в том, что туда можно как аккуратно сложить вещи, так и достать оттуда.

Наиболее популярны трёхсекционные велорюкзаки. Каждую секцию можно использовать по отдельности. Недостаток заключается в том, что в полном сборе такой рюкзак сложно закрепить на велосипеде, и в переноске на себе он неудобен и тяжёл. В импортном исполнении бывают даже пятисекционные велорюкзаки.

Популярные места велотуризма

Среди наиболее популярных и интересных мест для велотуризма выделяют Крым (степной и горный), Карелию, Республику Башкортостан, Южный Урал, Краснодарский край, Кавказ. На самом деле в каждом регионе России можно найти места для велотуризма.

Особенно идеален для активного отдыха и велотуризма Крым. Здесь можно совместить несколько видов отдыха. Во время Вашего велопутешествия Вы можете отдохнуть на побережье Черного моря, объездить достопримечательности от Ласточкиного гнезда до генуэзских крепостей, затем отправиться в горы, доехать до Чуфут-Кале или Бахчисарая, посетить Крымский природный заповедник, Ялтинский горно-лесной природный заповедник, природный заповедник мыс Мартьян, Карадагский природный заповедник, Казантипский природный заповедник и др. Еще с советских времен по территории Крым проходят несколько туристических маршрутов, в том числе и с «велосипедным» уклоном.

Будут интересны велотуристам Южный Урал и Башкирия. Невысокие уральские горы, покрытые пушистой тайгой, ласковые горные речки, красноватые скалы и пещеры, а также множество озер покорят Вас с первого путешествия. История этого края богата и загадочна. Урал полон легендами и преданиями. Где-то здесь Хозяйка Медной Горы спрятала свои сокровища…

Кавказ и Краснодарский край – это вообще отдельная тема в разделе велотуризм. Эти места предназначены для того, чтобы удивляться, познавать и открывать!

Будут интересны для велотуристов и страны Европы: Италия, Франция, Греция, остров Крит, Бельгия, Польша, Германия, Швейцария, Каталония. Велосипед в Европе – один из популярных видов не только отдыха, но и передвижения. Отсюда инфраструктура городов и дороги идеальны для велотуризма. Ну, а посмотреть здесь можно великое множество памятников, замков древних рыцарей, старых крепостей, а также восхититься Альпами и Пиренеями.

Велотуризм – это здоровье!

Катание на велосипеде – это отличный способ поддерживать себя в спортивной форме. Ведь многие из нас, работая в офисах, страдают гиподинамией.

Гиподинамия – это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Гиподинамия является следствием того, что человек освободил себя от физического труда, её ещё иногда называют «болезнью цивилизации». Особенно влияет гиподинамия на сердечно-сосудистую систему - ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров, кровь становится «жирной» и лениво течёт по сосудам, - снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз.

Основной профилактикой гиподинамии является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни. Что и дарит нам езда на велосипеде!!!

Кроме того, катание на велосипеде дает возможность познакомиться с окрестностями, окружающей природой, получить массу положительных эмоций. Езда на велосипеде успокаивает нервы, поднимает тонус. Ну а для тех, кто мечтает похудеть, то помните, что велотуризм будет этому способствовать.

Так что выбирайте себе маршрут и отправляйтесь в путь! Ну, а жителям Южного Урала рекомендуем велотур «Озерный край». Звоните: 8-951-488-3565.

Когда группа передвигается по заранее проложенному маршруту, отмечая прохождение контрольных точек, или сплав по реке, когда большую часть пути, группа передвигается на плавательных средствах. Заслуженной популярностью среди туристов пользуется и велотуризм . Неудивительно, ведь велопоходы сочетают в себе простоту и большое количество полученных впечатлений.

Для того. чтобы покрывать более-менее приличные расстояния, необходимо обладать хотя бы минимальной подготовкой. Зато так Вы можете посетить гораздо больше интересный мест, чем если бы передвигались пешком. И не нужно думать, что с велосипедом Вы потеряете в мобильности. Его можно перенести через ручей, или через обрывистый склон и осыпь. Если попалась река – то погрузить на лодку и переправить на противоположный берег. Всегда можно найти выход из ситуации и да, преодоление проблемных участков будет занимать больше времени, чем в пешем туризме. Зато на остальном протяжении маршрута, Вы будете передвигаться с гораздо более высокой скоростью. Велосипед – вообще, штука поразительно эффективная. Поскольку требует тех же энергетических затрат, как и при ходьбе, но при этом дает возможность двигаться со скоростью в два-три раза выше. Разберем же, что такое велотуризм и что нужно знать начинающему велотуристу.

Можно задаться вопросом: «Почему велотуризм обрел такую популярность, в чем секрет?». На самом деле, ничего сверхъестественного нет в том, что все больше людей пересаживаются на байки и начинают выезжать за город. Тем не менее, причины этого все же стоит рассмотреть. Итак, чем хорош велотуризм:

  • Единение с природой . Да, избитое выражение, однако, достаточно емко описывающее суть. Вы передвигаетесь по местности, можете рукой дотянуться до окружающих предметов, и нет никаких барьеров. Свежий воздух, вокруг птички поют, можно почувствовать запах леса. Вот как это назвать, если не единение с природой? Оно и есть.
  • Свобода передвижения . Можно проложить свой путь где угодно, главное выбрать байк полегче да покрепче. Как уже говорилось, любые препятствия преодолимы, если подойти к делу с умом. Поэтому, смело гоните прочь сомнения о том, что выбор двухколесного средства передвижения как-то ограничит Вас в выборе маршрута.
  • Укрепление здоровья . По понятным причинам. Во-первых, езда, особенно, по пересеченной местности – это отличная . Ну, а во-вторых, окружение – природа, свежий воздух, покой и умиротворение, придает тонус и позволяет отдохнуть морально и снять стресс.
  • Доступность . Для того, чтобы отправиться в велопоход, Вам не обязательно обвешиваться дорогим снаряжением. Для небольшого импровизированного похода подойдет обычный школьный рюкзак да отцовский велосипед.

Разновидности велотуризма

Велотуризм, условно, можно разделить на три категории:

  • Классический , когда группа передвигается по заранее запланированному маршруту. С ночевками на природе, бывает, что не один день и не два. Со всеми прелестями походной жизни – посиделками у костра и отсутствием и горячей воды. Также иногда проявляется и в крайних формах. Например, когда энтузиасты тащат свои байки на горы, прут их через болота и реки на пути к заветной цели.
  • Цивилизованный . Это западные веяния для любителей покататься и при этом не способных в полной мере оценить прелести жизни в походе. В этом случае, группа также движется по запланированному заранее маршруту. Однако, ночевки проходят в более-менее цивилизованных местах – кемпингах или отелях. Едят в местных кафе, а с собой продукты берут из магазинов. В нашей стране, пока особого распространения не получил, несмотря на ряд преимуществ. Например, в такой поход можно взять гораздо меньше груза, и, соответственно, передвигаться налегке на большие расстояния. Возможно, низкая популярность, как их называют, «европейских» походов связана с тем, что мы ценим в походах не пройденное расстояние, а то, как мы его проходим.

  • Спортивный . Хардкор во всей красе. Сюда относятся шоссейные покатушки ребят в спандексе и дорогущем оборудовании и велотуристические многоборья – соревнования по дико сложной пересеченной местности. Главный акцент в этих соревнованиях делается на сложность трассы.
  • Приключенческий . Организованный турфирмами, с продуманным маршрутом, включающем в себя местные достопримечательности и красоты. Как правило, на протяжении всего пути, группу сопровождает машина поддержки, для подстраховки.
  • Познавательный . По сути своей, просто продолжительная велопрогулка по местам, которые Вы давно хотели посетить. Или, например, по окрестным достопримечательностям. Может включать в себя ночевку, однако, обычно обходятся без нее.


Как выбрать велосипед для похода?

Какой же велотуризм без велосипеда? К выбору байка следует отнестись серьезно, ведь в походе редко можно встретить ремонтную мастерскую. Если Ваш железный конь Вас подведет, то и ремонтировать его придется лично, с минимумом оборудования и вдали от людей. Поэтому, самая важная черта туристического велосипеда – это его надежность . Это абсолютная истина, которую никто не оспаривает, в отличие от другого свойства туристического байка – велосипед должен подходить для передвижения по пересеченной местности.

Вот тут почва для споров благодатная. Одна философская школа гласит о том, что скоростей должно быть по-максимуму. Чтобы преодолевать различные препятствия и подъемы с минимальными затратами энергии. Забывая при этом, что система скоростей состоит из большого числа деталей, а, значит, более уязвима по определению. Если на простом велосипеде достаточно лишь знать, как цепь на место ставить и уметь ее подтягивать, то перед путешествием на скоростных, необходимо как следует проштудировать матчасть и захватить с собой порядочно запчастей. Вопрос выбора – тема спорная, поскольку дискуссии ведутся даже на тему выбора крыльев. С одной стороны, модные пластиковые, благодаря которым вся Ваша спина будет забрызгана грязью. А с другой – хардкорные металлические, которые накапливают грязь, после чего, велосипед просто отказывается ехать. В общем, выбор исключительно индивидуален для каждого. Кто-то катает на навороченных новомодных байках с бортовыми компьютерами. А кого-то устраивает дедовская «Десна».

По опыту, можно сказать, что туристический велосипед должен обладать, как уже говорилось, надежностью, а также быть крепким , особенно это касается рамы и передней вилки, легким , чтобы его было проще носить, иметь удобное седло , чтобы комфортно передвигаться на большие расстояния. Необязательно, но желательно, широкие шины , в разумных пределах, чтобы не застревать в песке и легче идти по грязи. Естественно, необходимо заранее позаботиться о размещении на нем рюкзака, как правило, используют классическую схему, которая позволяет сместить центр тяжести вниз, при этом, перевозимый вес, кроме самого велосипедиста, может достигать 25 кг.

Виды туристических велосипедов

Ходить в походы можно на следующих байках:

Шоссейные

Дорогие, очень дорогие, предназначены для поездок по идеальному асфальту или по треку. Имеют узкие шины, поэтому, по бездорожью покататься не получится. Позволяют разогнать самую высокую скорость, однако, отличаются низкой маневренностью, используются, в основном, бывалыми туристами.


Туристические (туринги)

Пожалуй, еще более дорогие велосипеды, сочетают в себе все плюсы шоссейника и при этом прочнее их, хорошо ходят по грунту и шоссе, имеют большую грузоподъемность, однако, при этом, такие же неманевренные, в связи с чем, для агрессивной экстремальной езды, не годятся.


Горные

Самый моднявый вид велосипедов, поскольку он, с одной стороны, доступен в цене, а с другой – имеет агрессивный внешний вид. Плюс внедорожная рама, ага, куда же без нее. А еще передние амортизаторы и куча скоростей.

Вот, если честно, горные велосипеды – это просто эталон . Сверхпрочная рама, которой гордятся производители этого барахла, по факту является неподъемным куском чугуна, который по трудным отрезкам в походе приходится таскать на собственном горбу. А еще передние и задние амортизаторы, которых может быть и больше двух (чем больше амортизаторов – тем круче!), съедают львиную долю прилагаемых усилий. Добавьте к этому неподъемный вес и ненадежный скоростной механизм, и Вы придете к выводу, что такой байк проще катить рядом, чем ехать на нем. Это относится к подавляющему большинству горных велосипедов, однако, есть и исключения. Бывают действительно легкие и супер проходимые образцы, однако, стоят они заоблачно и простому обывателю недоступны.


Гибриды

Запретный плод порочной любви туринга и горного велосипеда. Симбиоз симбиоза, горный велосипед с шоссейной рамой, рулем и огромным числом передач. Большое колесо, чтобы доминировать на дороге и передние амортизаторы, чтобы не споткнуться. По задумке, должны сочетать в себе приличную скорость и проходимость, по факту, не могут обеспечить ни того, ни другого. Еще больший хлам, чем горные байки.


Дорожные

Классические велосипеды, прообраз которых стоит у Вас в гараже. Современные образцы изготавливаются из сплавов алюминия, что обеспечивает им легкость, с одной стороны и прочность – с другой. Те, что побогаче, и вовсе производятся с использованием композитных материалов. Есть скоростные, есть не скоростные, каждый найдет тот вариант, то придется ему по душе. Да, они не такие стильные, зато практичные, доступные и у них нормальное седло. Поверьте, в дальнем путешествии это далеко не последний критерий.


Какое снаряжение взять в велопоход?

Обязательно следует собрать все, что может пригодиться во время пути:

Велосипедное снаряжение в поход

  • Насос. Это то, что следует взять в первую очередь, потому что проколы колес случаются достаточно часто. Обычно их выпускают с удобной системой для крепления, устанавливаемой на раму.
  • Инструменты. Если вдруг во время пути у велосипеда что-то поломается, то без инструментов здесь просто не обойтись. Обязательно в набор должны входить: шестигранники, запасные гайки, ключ для спиц, плоскогубцы, гаечные ключи, выжимка для цепи, клей, наждачка, подготовленные заплатки и запасная камера.
  • Бутылка для воды с креплением. Специальная бутылка для воды очень пригодится. Если у нее есть крепление, то ее можно спокойно доставать даже во время движения, чтобы не терять лишний раз время и не останавливаться, чтобы попить.
  • Фонарик. Фонарик понадобится обязательно, даже если поездку планируете закончить до наступления темноты. Но случаи бывают разные.
  • Багажник. Велобагажник просто незаменим. Если он есть, то можно вообще обойтись без рюкзака или же положить в него только самое необходимое.

Снаряжение туриста для велопохода

  • Перчатки. Если Вы дорожите своими нежными ладошками, то без перчаток не обойтись, можно запросто натереть множество мозолей. Подойдут без пальцев, в них и жарко не будет, мозоли не натрутся и Вы будете иметь очень даже серьезный и профессиональный вид.
  • Одежда. Можно, конечно, приобрести специальную патентованную одежду для поездок на велосипеде, но это необязательно, Вы запросто сможете обойтись простой легкой одеждой, которая будет Вам удобна. Понятно, что джинсы или юбка в данном случае будут неуместны. Если жарко, то можно остановить свой выбор на шортах с футболкой. Если же тепло, но при этом ветрено, тогда лучше надевать что-нибудь поплотнее.
  • Очень важны очки , чтобы глаза не слезились и в них ничего не попадало. Обувь должна дышать, идеально подходят кроссовки, но можно одеть и кеды, главное, чтобы они не скользили по педалям.
  • Рюкзак. Сумку или рюкзак, чтобы складывать все необходимое, его можно закреплять на багажнике, потому что на спине с ним ехать будет неудобно. Там могут быть различные мелкие вещи, спички, аптечка, документы и прочее. , я писал в отдельной статье.
  • Аптечка. Обязательно, аптечку нужно брать в любой поход, а уж тем более, в велосипедный. В нее следует положить такой минимальный набор: антисептик – йод или зеленку, вату, бинты, жгут, пластырь, нашатырь, марганцовку, таблетки от головной боли и желудка, а также обезболивающие.

Это основные вещи, которые следует взять с собой. Также, в зависимости от сложности маршрута и продолжительности похода, Вам может понадобиться спальник или палатка .


Ну, и наконец, прежде чем отправляться в поход, составьте и продумайте до мелочей маршрут. Отметьте места ночевок и стоянок. Избегайте передвижения по оживленным магистралям, если Вы не хотите всю дорогу дышать выхлопными газами.

Для современного жителя велосипед является настоящим подарком: это самое надежное транспортное средство, когда-либо изобретенное человеком. Всего лишь на 20-25% увеличивая вес тела человека, он позволяет увеличить скорость передвижения как минимум вдвое в таком же спокойном темпе.

Велосипед позволяет поддерживать физическую форму, он мобилен и при случае байк можно вручную переносить через ручьи, его можно положить в надувную резиновую лодку и перевезти через реку, а потом лодку положить в рюкзак и снова путешествовать по суше. Кроме того, велосипед можно даже навьючить себе на спину и преодолеть обрывистый склон и каменистую осыпь. Все эти преимущества способствовали тому, что велосипедный туризм стал не только средством отдыха, но для некоторых стал и образом жизни.

Велосипедный туризм настолько демократичный вид здорового времяпрепровождения, что можно выбрать как семейный маршрут выходного дня в городском парке, так и настоящий многодневный поход, после прохождения которого можно получить настоящую категорию.

Каким бывает велосипедный туризм

Российская Федерация во многом уступает экономически развитым государствам. Но в чем ей нет равных во всем мире, так это красота природных богатств, которые сосредоточены на одной седьмой части всей суши. В России одновременно может существовать и знойный день под пальмами и магнолиями и одновременно – снежная ночная вьюга за Полярным кругом. Поэтому к такому явлению, как велосипедный туризм, должно быть проявлено особое внимание, поскольку существуют разные виды этого увлечения.

С него лучше всего начинать. Это, как правило, неторопливая поездка в дружеской компании куда-нибудь за город, на природу, на шашлыки у костра, с палатками, как правило, на 2-3 дня, не больше. Смело можно считать такой маршрут удвоенным или утроенным походом выходного дня с ночёвкой на природе.

Не так страшен чёрт, как его малюют. Слово «экстремальный» здесь применяется в значении «побывать в не слишком заезженных местах». Для такого продвинутого туризма можно использовать горные велосипеды, например, Merida и GT. Иногда целью подобного занятия является борьба с препятствиями, и, изрядно выпачкавшись в грязи, затратив массу сил, но очень довольные, байкеры-экстремалы спокойно останавливаются на ночь в комфортабельной гостинице. Вторая часть туристов желает полностью «слиться» с природой, в таком случае место ночлега обычно бывает очень похоже на самые красивые и желанные обои для рабочего стола.

Этот вид туризма хорош тем, что для участия в нём можно легко пригласить понравившуюся девушку. Как известно, большинство девушек с не очень большим энтузиазмом узнают о том, что в походе придется обойтись без душа, если только не встретится по пути речка. При цивилизованном туризме перерывы для ночлега запланированы в гостиницах, а средний пробег за сутки не превосходит 50-60 км.

Плюсы очевидны: не нужно таскать палатку, топорик или ножовку, чтобы заготовить дрова, котелок, коврик. Поклажа существенно уменьшается. Запас пищи тоже не очень большой. Кроме того, каждый вечер – свежая постель, хороший ужин, который в «цивилизованном месте» кажется еще вкуснее.

Минусами является постоянная неуверенность в наличии свободных мест в гостинице с разработкой «запасного варианта», а иногда и двух, и, конечно, большая затратность по сравнению со «спартанскими условиями», когда ночуют в палатке.

Серьезный туризм: покоряем «категории сложности»

Для тех, кто решил, что велотуризм – это серьезно, тоже нет никаких преград. Современная система категорирования велосипедных маршрутов достаточно гибкая и демократичная. Существуют 6 категорий сложности, которые подразделяются по суточному и суммарному пробегу, набору высоты за сутки, количеству дней пути, а также по преодолению особых препятствий: водных преград, каменистых осыпей, участков бурелома и прочих.

Для прохождения маршрута первой категории сложности не требуется специальных допусков: могут присутствовать все желающие. Велосипеды для туризма тоже никак не регламентируются: катайтесь, на чём хотите. Для прохождения маршрута достаточно в течение одной недели делать по 50 км в день, возможно, даже по шоссе без всяких препятствий. Один день (чаще в середине недели) дается на отдых и на совершение радиальных маршрутов всеми желающими.

Что касается высших категорий сложности, то за поход нужно набрать не менее 800 км пробега, но количество километров в день даже меньше: 40. Другое дело, что из этого количества 500 км должно пролагаться по труднопроходимой местности, где твердая тропинка – большая удача.

Как выбрать байк для туризма

Велосипед для туризма выбрать совсем не просто. Если кто-то рекомендует дорожный байк, то нужно иметь в виду, что в таком случае придется дышать выхлопом на обочинах шоссе по той причине, что дорожные велосипеды созданы для поездок с прямой спиной и отсутствием распределения веса на руки. Это значит, что вне дорог с гравийным покрытием и на пересеченной местности при езде под уклон он уязвим. Кроме того, как правило, именно потому, что дорожный велосипед используется для прогулки по парку и для поездки на дачу за молоком, он или не имеет вообще передач, или имеет их недостаточное количество, как в случае с Ашан-байками.

Велосипед для велотуризма должен обладать следующими качествами:

  • Быть надежным, при техобслуживании узлов должен подходить универсальный инструмент, сталь, которая идет для гаек и болтов должна быть настоящей, инструментальной, твердой, а не китайской, мягкой. В противном случае можно посреди природы оказаться в ситуации, когда руль торчит не «рогами вверх», а «рогами вниз». А закрепить его в кронштейне никак невозможно, так как гайка из шестигранника превратилась в цилиндр. Прежде чем выбирать себе и друзьям велосипеды для туризма, поищите о производителе отзывы на сайтах.
  • Иметь крепкую и легкую раму, желательно алюминиевую, идеальный вариант – с пожизненной гарантией, как у велосипедов GT, которая позволяет поднять достаточный вес, кроме хозяина байка.
  • Однозначно нельзя сказать, каков должен быть лучший велосипед. Ясно, что он должен обладать значительной грузоподъемностью и иметь места для помещения объемного велосипедного рюкзака, лучше по классической схеме компоновки, при которой максимальная масса находится сзади и внизу. Она может достигать 20 – 25 кг.
  • Такой байк должен иметь сильную переднюю вилку с воздушным и гидравлическим амортизатором.

Существует понятие «экспедиционного велосипеда». Это гибрид между дорожным байком и горным велосипедом , который имеет более широкие покрышки, грузоподъемность, и при этом хорошую проходимость горного велосипеда. Выбрать велосипед такого класса в нашей стране почти невозможно. Они производятся в основном в Европе и США небольшими партиями.

Необходимый минимум снаряжения и экипировка

Все велосипеды для туризма могут поднять столько вещей, сколько могут потянуть его владельцы. В конце концов, источником байка является мускульная сила велосипедиста. Классическое снаряжение для велотуризма (предполагается полная автономная ночевка на открытой местности при передвижении в одиночку) включает набор следующих предметов:

Именно наличие палатки придает уверенность при наступлении сумерек: как-никак, свой дом всегда рядом. Старайтесь приобрести лёгкую, непромокаемую и прочно крепящуюся палатку.

Несколько квадратных метров полиэтиленовой ткани с уголками, подшитыми «кармашками». В случае сильного дождя сверху можно накрыть палатку, положив в уголки камни, чтобы импровизированный тент не унесло. Если у вас куплена легкая палатка, то это нужно сделать обязательно. Она может быстрее промокнуть.

Спальник . Хороший спальный мешок обязательно имеет маркировку нижней температуры, которая различается для мужчин и женщин в силу разного строения репродуктивной системы.

Пенка, или каремат. Представляет собой мягкий полиуретановый коврик из вспененной пластмассы, который сохраняет тепло. Его используют в качестве матраса под спальным мешком. Но некоторые очень любят возить с собой легкий надувной матрас, на котором с большим комфортом можно выспаться. Кроме того, если палатка для велотуризма по ошибке установлена в низине, то сон на возвышенном надувном коврике может помочь проснуться сухим, если в палатку попала вода.

Герметичный мешок. В нем нужно хранить примус, деньги, документы, средства связи и смену теплого белья, а также спички.

В том случае, если вы забрались очень далеко, то всегда имейте бумажную карту местности, компас и механические или кварцевые часы. В этом случае гораздо легче найти правильное направление, а велотуризм предоставляет лучшие скоростные возможности.

Медицинская аптечка. В ней всегда должны быть нитроглицерин для купирования сердечной боли, средства от диареи, стерильный бинт и антисептики при травмах, жгут, препараты от гриппа и лихорадки. Можно добавить капли альбуцида (конъюнктивит при попадании пыли в глаза), йодантипирин при укусе клеща (средство профилактики энцефалита), спазмолитики (Но-Шпа).

Важно иметь средства от аллергии (Супрастин, Диазолин), трубчатый бинт и стерильные салфетки. Можно иметь кровоостанавливающую гемостатическую губку, а также порошок стрептоцида для присыпки ран. Велотуризм иногда чреват падениями.

Не лишней будет упаковка активированного угля на случай отравления, а также упаковка регидрона (в случае потери электролитов при развитии рвоты и поноса при отравлении). В довершение всего можно положить назальный спрей для купирования насморка, а также сосательные леденцы при боли в горле. Из средств гигиены очень нужна детская присыпка или тальк для потертостей, крем от солнца, гигиеническая помада для губ. Можно иметь влажные салфетки для умывания и жидкий шампунь.

В этот перечень не вошли всегда возимые с собой в обязательном порядке насос, камера, ремонтный набор (монтажки, велоаптечка, ключи, средство для смазывания цепи и другие «мелочи»).

Особняком стоит светодиодный налобный фонарь, примитивный сотовый телефон без наворотов, который держит заряд не менее недели. Хорошие аппараты становятся бесполезными, если три дня нет доступа к розетке. В том случае, если посчастливится поставить динамо-колесо, источник зарядки будет всегда у вас на руле в виде USB-разъема. Такие велосипеды для туризма не продаются, но можно их модифицировать.

Также нужна туалетная бумага и рулон пакетов для мусора. Нужно помнить, что люди не свиньи.

Одежда и обувь

Велосипеды для туризма, кроме вышеперечисленного, как правило, везут на себе запас одежды. Одежда и обувь, в зависимости от сезона, планируется следующая:

  • Кроссовки , лучше из натуральной кожи, шлепанцы, шерстяные носки и две пары хлопчатобумажных.
  • и подшлемник приветствуются любителями довольно агрессивной езды, а также при наличии затяжных спусков на пересеченной местности. Степенным и пожилым велотуристам шлем и подшлемник, как правило, не требуется. Велосипеды для туризма в этой возрастной категории, как правило, не предназначены для прыжков.
  • Велоперчатки с гелевыми вставками очень желательны.
  • Пара термобелья, дождевик. Велотуризм в сыром виде – не очень приятное занятие.
  • Хорошо иметь легкую вязаную шапочку – «менингитку». Даже летом рано утром в горах могут мерзнуть уши, а при затяжных спусках можно «доездиться» до отита и даже менингита.
  • Куртка. Главная одежда. Выбирайте куртку, которая хорошо впитывает пот, является легкой, теплой и хорошо заметной водителям транспорта. Хорошо нашить на нее узор из светоотражающей ленты.

Из кухонных принадлежностей всегда имейте КЛМН: кружка, ложка, миска, нож. Нож лучше иметь в чехле, а кружку для удобства взять с двойными стенками. Они хорошо сохраняют тепло.

Если путешествуете в группе, может потребоваться газовая горелка, так как не везде разрешается разводить костры. В России лучше иметь ножовку или топорик, котелок и спички. Спички нужно обмакнуть в расплавленный парафин, и они никогда не отсыреют. Для верности хорошего розжига можно взять несколько таблеток сухого горючего.

Моток алюминиевой проволоки. Может понадобиться где угодно, но чаще всего – для подвешивания котелка над костром.

Не забудьте емкость для воды (5-литровую пластиковую бутылку), а также ухватку для горячего котелка и консервный нож.

В том случае, если остаются вскрытые консервные банки, то прежде, чем их закопать, нужно бросить их в костер. Слой олова выгорает, это помогает банкам очень быстро разложиться в земле.

Мы охватили в этом обзоре почти все необходимые вещи, которые должны нести на себе велосипеды для туризма, кроме самих байкеров.