Домой / Краснодарский край / Как называлась двойная корона египетских. Двойная корона фараона

Как называлась двойная корона египетских. Двойная корона фараона

Искусство и мода Древнего Египта лично меня всегда трогали, тем, как они невероятно изящно и утонченно переносили из глубин тысячелетий, из века в век, из эпохи в эпоху, от каменного века к веку железа свои традиции, аккуратно вплетая первобытные верования и обычаи в новые реалии жизни.

Одним из таких интересных явлений, которые прошагали через всю историю Древнего Египта, являются головные уборы и короны цариц и царевен. Впрочем, царские инсигнии являются наиболее консервативной частью того, что выше я назвала искусством и модой, и тем интереснее проследить именно их историю.

Всем известную двойную красно-белую корону Пшент - «Две сильных», которая символизировала власть над объединенным Египтом и была символом власти Царей-Богов, египетские царицы, судя по изображениям, не носили. Были, конечно, исключения, вроде царицы Хатшепсут, но она взошла на трон страны, как фараон-мужчина.

Я же хочу проследить историю именно царских головных уборов, которые носили женщины, занимающие место царицы, то есть матери царя или его супруги (и не много про дочек).

И самый главный вопрос, который меня озадачил, когда я разбирала эту тему, а были ли они?



Одним из самых характерных ранних головных уборов, который венчал головы царственных женщин и богинь был Нерет - чепец в виде самки грифа. И именно этот головной убор лег в основу царственной короны в более поздние время, модификации, которой носила и Клеопатра, та самая последняя царица Египта, которая была возлюбленной Цезаря и Марка Антония.

Сам чепец плотно прилегал к голове, а шея и голова Грифа выступали надо лбом царицы, в когтях птица сжимала знак вечности Шен.

Почему именно грифа возложили на прекрасные головки египетских цариц? Или точнее, его вид Сип Белоголовый - Gyps fulvus.

Тем, кто хоть не много знаком с египетской мифологией известно, что существовала такая богиня Нехбет, которая покровительствовала Верхнему Египту и почиталась в городе Нехебе. И изображалась она в виде самки Грифа, а позднее в виде женщины, на голове которой был чепец-Нерет.


Украшение Золото, сердолик, бирюза, стекло Национальный музей Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса

«Белый сип (стервятник) был самой большой летающей птицей, которая обитала в Египте… К стервятникам египтяне относились с уважением: эти огромные птицы легко воспаряли высоко в небо, и были близки к богу Ра, про которого говорили, что он живет выше небес. А размах крыльев стервятника обеспечивал надежную защиту птенцам, так что для роли защитника всего Египта сложно было найти кого-то более подходящего. В то же время жителям Древнего Египта было прекрасно известно, что питаются стервятники трупами погибших в пустыне, отнюдь не брезгуя человеческим мясом . Таким образом, птицы внушали одновременно страх и надежду на защиту. Аналогично относились и к богине Нехбет: ее гнева боялись, но ее защиты искали». (В.А.Большаков «Головной убор египетских богинь и царственных женщин в виде грифа: история происхождения и символика») .
Вместе с другой богиней - Уаджит, которая покровительствовала Нижнему Египту, и изображалась в виде кобры, Нехбет составляла двуединый образ, который назывался «Обе владычицы». Это был важный символ царской власти. К примеру, одна из частей титулатуры фараона было его «имя по Небти», которое отождествляло его с «Обеими владычицами».

(Так оно изображалось в иероглифах.) Таким образом, подчеркивалось, что фараон отождествляет собой всю мощь и полноту власти в объединенном Египте.

(Примерно, 3100 году до н.э. произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта, парное изображение Уаджит и Нехбет символизировало власть над обеими частями страны).


Изображение Нехбет в виде коршуна с белой короной Верхнего Египта и Уаджит в красной короне Нижнего Египта

Изображение богини Уаджит в своей змеиной форме, прикрепленное ко лбу головного убора фараона, называлось Урей. И нередко рядом с Уаджит была Нехбет.


Уаджит, в виде урея, вместе с Нехбет на лбу маски Тутанхамона. Полосатый платок фараона назывался Немес.

Уаджит в женской форме сама носила на своей божественной голове чепец Нерет.


Фараон Птолемей I X в короне пшент между богинями Уаджит и Нехбет. Храм Гора в Эдфу. На обеих богиня Нерет с головой Грифа

Уаджит в красной короне дешрет Нижнего Египта и Нехбет в короне Верхнего Египта хеджет, с посохами, увитыми змеями в соответствующих коронах. В центре Исида с младенцем Гором среди тросника. Храм в Дендере

К правлению фараона Ниусерра (V династия) относится одно из ранних изображений модификации Нерет, имеющего во фронтальной части не голову грифа, а урей, что объясняется тем, что в конкретном случае в антропоморфном облике изображена не Нехбет, а богиня-змея Уаджит.

Рельефы из припирамидного комплекса царя Пепи II (VI династия) также показывают богинь Уаджит и Нехбет в антропоморфном облике и в головном уборе Нерет, надетом поверх классического трехчастного парика. Основным визуальным отличием обеих богинь друг от друга (кроме имен, начертанных над ними) служит единственный элемент их головного убора: у Нехбет на лбу помещена голова грифа, а у Уаджит - змея-урей.

Изображения чепца Нерет на головках богинь, который они носят поверх трехчастного парика, появляются довольно рано, уже во времена

IV династии. Это

2639—2506 гг. до н. э. (К слову, та самая династия, к которой относились знаменитые фараоны пирамидостроители Хуфу, Хафра и Менкаура). И привилегия ношения его принадлежала, в основном, богиням. Царственные женщины эпохи Древнего царства на изображениях отличаются от других аристократок лишь титулатурой. Уже в это время Нерет не является атрибутом лишь богиней Нехбет. Его примеряют на себя Уаджет, Мерет и другие богини.

Нехбет кормит фараона Сахура из V династии. Каир, Египетский музей. Из поминального храма Сахура в Абидосе. Одно из ранних изображение богини в чепце Нерет.

По свидетельству Гораполлона (4 век до н.э.), « род грифов… является только женского пола. Поэтому египтяне помещают грифа в качестве короны на все женские изображения, и, следовательно, египтяне употребляют этот знак для всех богинь ».
Одним из аспектов, который выражала богиня-гриф Нехбет, был материнство. Грифы очень заботливые родители. В иероглифической письменности Египта знак-определитель «Нерет» - «Гриф», так же был идеограммой для слова «Мут» - «Мать». И им же писали имя Мут - великой богини-матери, супруги верховного бога-творца в фиванской космогонии - Амона, покровительница материнства (соответственно, имя Мут переводится, как «Мать»).
Мут не изображали в виде грифа, её основным обликом был человеческий, и иногда с львиной головой.

Но на своей голове она, не редко, носила убор в виде самки грифа - Нерет, поверх, которого помещалась корона Пшент.


Мут, кормящая царя Сети I. Рельеф из заупокойного храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. фото - Виктор Солкин.

Кроме того, что Нехбет была богиней-матерью, она так же устрашала врагов фараона. Слово «Нерет» - «Гриф», считают производным от глагола «Нери» - «устрашать». Голова грифа (или просто гриф) использовалась как знак определитель для существительного «Неру» - «устрашение», «ужас».

Нерет не только устрашала врагов фараона, но и защищала его.

В Текстах Пирамид Нехбет призывают для защиты фараона: « Да живет царь N этот благодаря отцу своему Атуму! Да защитишь ты его, Нехбет! Ибо защитила уже ты его, Нехбет, царя N, пребывающая в Доме Знатного, находящегося в Иуну ».

То, что Нехбет изображалась в виде грифа или женщины с головным убором Нерет, поверх которого была надета белая корона Верхнего Египта - Хенжент, может служить в пользу того, что эта богиня являлась своеобразной женской параллелью богу-соколу Гору, земным воплощением которого считался сам фараон. В её священном городе Нехене супругом Нехбет считался Гор Нехенский. По легенде, она была воплощением его невидимого глаза. И по аналогии с тем, как Гор обхватывал голову фараона, Нехбет поместили на голову царицы


Статуя фараона Хефрена ок. 2500 с Гором

Исходя из всего сказанного, основными функциями Нехбет были защита своего сына-фараона, взращивать его, а так же быть грозной устрашительницей его врагов.

Самые древние свидетельства того, что головной убор Нерет носили и царицы можно отыскать на фрагменте скульптурного портрета матери (возможно) царя Хафра и рельеф с изображением царской супруги Хамерернебти II (IV династия). Однако на рельефах в гробнице Мересанх III, супруги Хафра, этот головной убор в ее иконографии не встречается. Не встречается Нерет и на других изображениях царственных женщин этой эпохи.

Еще более показательный пример известен по рельефам погребального комплекса «матери царя» Хенткаус II в Абусире (V династия). В конце надписи с титулатурой и именем Хенткаус помещен знак-определитель в виде фигуры царицы, сидящей на кубообразном троне богов и царей.

На одном рельефе царица показана в длинном парике и чепце Нерет,

На другом - в простом парике, но с уреем на лбу.

Урей на головном уборе Хенткаус II является первым, достоверно установленным свидетельством, использования этого важного атрибута в иконографии царственных женщин. По мнению С. Рот, уникальные изображения Хенткаус II - единственное свидетельство эпохи Древнего царства столь полного уподобления женщины царского рода ее божественным прообразам (то есть богиням-покровительницам Нехбет и Уаджит).

Начиная с V династии, убор в виде грифа может рассматриваться, как характерная принадлежность матери правящего царя, или матери наследника престола. Лучше всего данное наблюдение иллюстрирует миниатюрная алебастровая статуэтка царицы-матери Анхесенмерира (Анхесенпепи) II в чепце Нерет, держащей на коленях царя-ребенка Пепи II ок. 2288-2224 или 2194 до н.э. VI династия


Царица Анхнесмерира II и ее сын, фараон Пиопи II

На ней полосатой парик и головной убор в форме царского грифа с распростёртыми крыльями; голова птицы, ныне утерянная, была сделана отдельно из металла (возможно, золота) или камня и вставлялась в отверстие на лобной части статуи. В царствование Пепи II ношение головного убора в виде грифа, вероятно, сначала являвшегося исключительной привилегией царицы-матери, распространилось и на царских жен в целом.

Ясное доказательство того, что головной убор в виде грифа стал атрибутом как правящей, так и будущей царской матери не позднее эпохи Древнего царства, предоставляет стела царя Себекхотепа III (XIII династия). На стеле мать царя Иуахетибу и его супруга Сенебхенас показаны в головных уборах в виде грифа, в то время как изображенные в нижнем регистре царевны носят урей.

С начала эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) головной убор в виде самки грифа становится основным типом головного убора матерей и супруг царя.

Ну, а уже с середины XVIII династии (XIV в. до н.э.), идущее из Древнего царства, сочетание трехчастного парика и чепца Нерет заметно усложняется. Отныне трехчастный парик синего цвета, покрывает чеканный Нерет, голову грифа на чепце либо заменяет урей, либо обрамляют два урея, а сам чепец дополняется короной с солнечным диском и двумя стилизованными перьями сокола или страуса - так называемая корона Шути. Изготовлялись они, скорее всего из металла (меди или золота).

В Древнем Египте на протяжении нескольких тысячелетий правили фараоны. Они считались воплощением верховного бога на земле. Египтяне были убеждены, что фараон рождался от высшего божества, который имел воплощение в правящем монархе и царице-матери. Фараон регулировал жизнь египетского общества и участвовал в религиозных обрядах. С его смертью рушился весь жизненный уклад общества, нарушался порядок и покой граждан, потому как без него нет Египта.

Какую жизнь вели фараоны? Каковы были атрибуты власти? Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Ответы на эти вопросы содержатся в статье.

Две части Египта

Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Единство. Первые династии правителей восходят еще к эпохе Раннего царства. История рассказывает, что этот период характеризуется двуединством Египта, который состоял из Верхнего и Нижнего царств. Непрочным было это единство. При восшествии на трон нового правителя земли Египта соединялись, но такое объединение носило насильственный характер. Борьба территориальных частей проходит красной нитью через весь период истории, однако главой государства был царь. Столетиями династии сменяли друг друга, менялось государство, но власть фараона оставалась неприкосновенной.

Фараон есть Бог

Фараонами мы называем владык древнего Египта. Возникновение слова связано с эпохой Нового царства и не служило официальным названием. Просто данное слово было короче и позволяло избежать упоминания длинного царского имени и всех его титулов. Этот термин позаимствовали греки из Библии. Переводя его с египетского, получаем "великий дом". Скорей всего, название произошло от дворца, где жил египетский король.

Ближайшее окружение фараона не могло называть повелителя по имени. Его называли "Он", "Гор", "Его величество", Бог". Часто правителя величали "обеими владычицами", ведь в его лице соединялись богини обеих половин царства. Обычным обозначением фараона, объединяющего обе части Египта, стало выражение " принадлежащий к Тростинке и Пчеле". Тростинка обозначала Верхний Египет, пчела - Нижний.

Вся царская власть обожествлялась, существовал культ фараона. Если он считался воплощением бога в облике человека, то, значит, имел двойную природу. Фараон появлялся на свет в результате брака бога в обличие правящего фараона и матери будущего правителя. Первоначально богом-отцом считался Ра, позднее - Амон-Ра. Фараон был воплощением на земле при жизни, а после смерти - воплощением Осириса.

Двойная корона

В чем ее история? Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Как она выглядела?

Одним из главных атрибутов власти был головной убор под названием "пшент", имевший значение короны. Он состоял из двух корон, которые были разных цветов. Красная принадлежала Нижнему Египту, белая - Верхнему. Их слияние означало приобретение власти над обеими землями. Эти короны надевались вместе.

Еще что символизировала двойная корона египетских фараонов? Кому она принадлежала?

У обеих частей египетской земли были свои покровительницы - богини. Нижнеегипетская богиня Уаджет почиталась в образе кобры, верхнеегипетская, Нехбет, изображалась стервятником. Их изображения прикалывались к передней части короны. Таким образом, двойная корона египетских фараонов символизировала власть над объединенными землями Египта.

Платок

Для будничного ношения был приспособлен платок. Его носили повсеместно. У фараона он состоял из большого куска ткани в полоску, ленты и диадемы со змеем. Такой платок носил название "клафт". Как он надевался? На лоб накладывался в горизонтальном положении, затем повязывалась лента, сверху она закреплялась диадемой. Сзади материю собирали и закрепляли концами ленты. Иногда на клафт надевалась корона.

Другие атрибуты

Древнейшим атрибутом власти является посох, он был памятью о временах скотоводства, ведь тогда оно играло значительную роль в жизни людей. На протяжении нескольких тысячелетий посох сохранялся в числе символов власти фараонов, но на фресках фараон часто изображался без него.

Еще одним символом власти являлась хека. Она представляла собой короткий жезл, верхний конец которого был закруглен. Этот символ не был индивидуальным, таким жезлом пользовались как боги, так и чиновники высшего круга. Также был еще один жезл, только в виде длинной трости с раздвоенным концом снизу. Сверху он украшался головой шакала. Эти атрибуты изображались с плетью. В качестве атрибута царского достоинства цари носили накладную бороду из золота.

Деятельность фараона

В Египте было 30 правящих династий. Несмотря на божественное происхождение, фараоны вели трудную и даже изнурительную жизнь. Они принимали в жизни страны самое активное участие. Ни один хозяйственный отчет не обходился без тщательного изучения, фараонам приходилось вникать во все сферы жизни государства и принимать решения относительно войны и мира.

Фараон для египтян - это гарант стабильности, справедливости и порядка. Любой мог обратиться за милостью к повелителю. Поэтому его смерть была трагедией, а восшествие на престол - праздником.

Кадр из х/ф "Фараон" (1966г. Режиссёр Ежи Кавалерович)

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тросника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедерной повязки.



Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н.э.), властитель каждого из них имел свою корону. Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен , возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером . Мен с большим войском двинулся на север и захватил дельту Нила. Так образовалось единое египетское царство, простиравшееся с севера на юг примерно на 1000 км, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории, однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные предлагают этот период называть Ранним царством ). Корона Верхнего Египта – белая , в виде кегли, корона Нижнего Египта – цилиндрическая красная , с высоким закруглённым выступом сзади. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент (па-схемти) . Атеф - белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет , которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш ) . Хемхемет (также известна как «тройная корона атеф») - ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».


Роскошь, которую позволяла себе знать – ничто по сравнению с пышностью, которой окружали себя царственные особы. Фараон считался сыном самого бога солнца Ра, его особа обожествлялась. На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика - обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти. Золотая змея-уреус обвивала царственный лоб так, что голова страшной змеи находилась в центре. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями.


Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» - атрибут культа бога Амона - и также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» - скульптурное изображение кобры, хранительницы власти на земле и небе. Поперечную сторону ткани накладывали на лоб горизонтально, укрепляя лентой, сверху надевали диадему со скульптурным изображением раздувшей капюшон змеи. Материю, свисающую сзади, на спине, собирали и туго обвивали шнуром, создавая подобие косы. Боковые части клафта округляли, чтобы спереди на плечах прямые куски ткани подали чётко прямо. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных действий, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке – хепреш. Немес – специальный царский платок, был достаточно велик, чтобы срыть небольшой круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. Немес, как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили зарание. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на немес устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещёнными на рога барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамлённый двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками.


К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки власти относился также полосатый воротник-ожерелье , скроенный по кругу – солярный знак. Знаковую роль выполняли также цвета полос : жёлтый - у светских сановников, синий - у жрецов, красный - у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Помимо урея – главного символа царской власти, фараону принадлежали трёххвостая плеть и скипетр с загнутой крючком верхней частью. Скипетр тоже было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.

Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции. Этот передник был полностью из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обех сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весили несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.





Фараон и его жена носили сандалии с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сами сандалии крепили к ноге длинными пёстрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приёмах нельзя было появляться не обутым. Но поскольку это был знак привилегированного положения, их очень берегли. Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Вообще, Египет единственная цивилизация Древнего Востока, о которой мы знаем достаточно много. В силу своей закрытости от соседних государств, за три тысячелетия своего существования, был создан разнообразный мир правил, традиций и предпочтений. Особо жёсткими правилами этикета был связан фараон. Ни он, ни его подданные не могли ни на йоту отойти от раз и навсегда определённой роли в общем «государственном спектакле». Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.


Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды, который своими крыльями укрывал её головку, а в когтях держал перстень с печатью. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с небольшим, похожим на колпачёк, выступом, к которому крепили цветок лотоса. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.



Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Царский трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Сам стул был обит золотыми листами, сидение расписано разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение фараона. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона.
Не менее роскошно украшались тронные носилки , в которых восседал фараон во время торжественных процессий. Носилки несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота, они были украшены символической фигурой ястреба – эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной – эмблемой владычества над обоими мирами, льва – эмблемы мужества и силы, уреями и т.д. Над сидением устанавливали опахало, которое заменяло балдахин.


Кадр из х/ф "Фараон" (1966г. Режиссёр Ежи Кавалерович)

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тросника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедерной повязки.

Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н.э.), властитель каждого из них имел свою корону. Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен , возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером

Мен с большим войском двинулся на север и захватил дельту Нила. Так образовалось единое египетское царство, простиравшееся с севера на юг примерно на 1000 км, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории, однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные предлагают этот период называть Ранним царством ). Корона Верхнего Египта – белая

В виде кегли, корона Нижнего Египта – цилиндрическая красная

С высоким закруглённым выступом сзади. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент (па-схемти)

. Атеф

Белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет , которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш )

. Хемхемет

(также известна как «тройная корона атеф») - ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».

Роскошь, которую позволяла себе знать – ничто по сравнению с пышностью, которой окружали себя царственные особы. Фараон считался сыном самого бога солнца Ра, его особа обожествлялась. На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика - обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти. Золотая змея-уреус обвивала царственный лоб так, что голова страшной змеи находилась в центре. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями.

Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» - атрибут культа бога Амона - и также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» - скульптурное изображение кобры, хранительницы власти на земле и небе. Поперечную сторону ткани накладывали на лоб горизонтально, укрепляя лентой, сверху надевали диадему со скульптурным изображением раздувшей капюшон змеи. Материю, свисающую сзади, на спине, собирали и туго обвивали шнуром, создавая подобие косы. Боковые части клафта округляли, чтобы спереди на плечах прямые куски ткани подали чётко прямо. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных действий, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке – хепреш. Немес

– специальный царский платок, был достаточно велик, чтобы срыть небольшой круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. Немес, как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили зарание. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на немес устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещёнными на рога барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамлённый двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками.

К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки власти относился также полосатый воротник-ожерелье , скроенный по кругу – солярный знак. Знаковую роль выполняли также цвета полос : жёлтый - у светских сановников, синий - у жрецов, красный - у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Помимо урея – главного символа царской власти, фараону принадлежали трёххвостая плеть и скипетр с загнутой крючком верхней частью. Скипетр тоже было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.

Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции. Этот передник был полностью из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обех сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весили несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.

Фараон и его жена носили сандалии

с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сами сандалии крепили к ноге длинными пёстрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приёмах нельзя было появляться не обутым. Но поскольку это был знак привилегированного положения, их очень берегли. Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Вообще, Египет единственная цивилизация Древнего Востока, о которой мы знаем достаточно много. В силу своей закрытости от соседних государств, за три тысячелетия своего существования, был создан разнообразный мир правил, традиций и предпочтений. Особо жёсткими правилами этикета был связан фараон. Ни он, ни его подданные не могли ни на йоту отойти от раз и навсегда определённой роли в общем «государственном спектакле». Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.

Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды, который своими крыльями укрывал её головку, а в когтях держал перстень с печатью. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с небольшим, похожим на колпачёк, выступом, к которому крепили цветок лотоса. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.

Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Царский трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Сам стул был обит золотыми листами, сидение расписано разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение фараона. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона.
Не менее роскошно украшались тронные носилки , в которых восседал фараон во время торжественных процессий. Носилки несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота, они были украшены символической фигурой ястреба – эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной – эмблемой владычества над обоими мирами, льва – эмблемы мужества и силы, уреями и т.д. Над сидением устанавливали опахало, которое заменяло балдахин.

Древний Египет таит в себе много тайн и загадок. Он оставил после себя великолепные памятники, фрески, скульптуры, предметы утвари, украшения, многочисленные папирусы… Казалось бы, что для изучения истории Древнего Египта есть всё! Однако почему-то так получается, что новые находки, как в прочем и исследование старых, порождают в основном вопросы, нежели дают ответы. Не зря Египет будоражит умы уже не одного поколения историков, археологов, да и просто любителей старины.

Пожалуй, одними из самых загадочных и, если можно так сказать, мистических древнеегипетских фигур являются фараоны. Их жизнь описана в многочисленных папирусных свитках, их изображения практически везде, их смерть до сих пор на виду. Но сколько еще ответов предстоит найти исследователям! Ведь даже в самом простом – во внешнем виде фараонов, и то нет определенностей.

Здесь мы хотим рассказать о головных уборах древних правителей Египта. Однако стоит отметить, что ни одной сохранившейся короны, известной нам по древнеегипетским фрескам и скульптурам, к настоящему времени не найдено! Так что все работы, которые затрагивают эту тему – результат изображений и описаний в древнеегипетских текстах, а не реального существования.

Фараон

Уже с первого взгляда на него понятно – это не просто человек, не просто правитель – это сын богов! О его божественной сущности должна кричать буквально каждая мелочь, каждая деталь гардероба должна содержать религиозные символы и обереги. Поэтому в отношении правителей был выработан своеобразный дресс-код, нарушать который они не имели права.

Одним из основных правил было следующее: фараон не мог выйти на люди с непокрытой головой. Поэтому для правителей существовала целая служба, которая создавала им различные головные уборы – от простого платка и парика до величественной . И, надо сказать, работала эта служба на славу!

В гардеробе египетского царя были многочисленные , как для повседневной носки, так и для различных торжеств. Были среди них и самые простые – короткие парики с гладкой прической и парики с косичками, парики, завитые самым немыслимым образом и украшенные различными подвесками… В общем, искусство создания париков в Египте находилось на высоком уровне.

В особо жаркие дни (или же в дни религиозных праздников, или же в какие – то особые дни – догадываться можно до бесконечности) фараоны надевали на голову немес – полосатый платок. Полоски окрашивались в два цвета – синий и золотой (по крайней мере, на большинстве изображений, фараонов украшает платок именно такой расцветки). Немес надевали так, чтобы он покрывал всю голову, оставляя открытыми уши. Сзади его заплетали в косичку, а по бокам на плечи спускали вырезанные полукругом концы. Чтобы немес лучше держался на голове, его закрепляли золотой лентой или золотым обручем. Кстати, большой сфинкс тоже носит немес…

Корон у египетских фараонов было несколько.

Во-первых, это пшент – двойной венец египетских фараонов. Первоначально в долине Нила существовало два государства, сейчас их принято называть Верхним и Нижним Египтом. Правители Нижнего Египта надевали дешрет – красную корону, которая имела цилиндрическую форму с большим выступом сзади. Цари Верхнего Египта носили белую корону – хеджет , изготавливающуюся в виде высокого конуса. Считалось, что хеджет связана с луной и лунными божествами – Осирисом и Тотом. Эта корона была своеобразным проводником между предками и потомками, она помогала в загробном мире обрести просветление, присоединиться к сомну божеств, обрести новую жизнь среди звезд. С объединением Египта дешрет и хеджет стали единой короной – пшентом.

Во-вторых, это атеф или корона Гора – венец, которую, как считается, надевали фараоны с особые дни религиозных праздников. Ее изготовляли в виде высокого белого колпака. По бокам располагали перья (они символизировали две истины – жизнь и смерть), а у основания – рога барана. Иногда в центре помещали и солнечный диск.

Пшент и атеф – венцы достаточно громоздкие, поэтому скорей всего использовались тогда, когда фараон только сидел, причем сидеть он должен был абсолютно неподвижно. Эх, нелегка фараонская доля, зато и осанка – всем на зависть.

Более удобным венцом являлся хепреш – синяя корона, украшенная золотыми бляшками. Этот головной убор еще называют короной войны, т.к. долгое время считалось, что правители носили ее во время военных походов и смотров.

Из каких материалов изготавливались царские венцы до сих пор неизвестно. Считается, что белую корону и атеф делали из тростника, красную и синюю короны – из кожи. Однако тут же некоторые египтологи замечают, что кожу египтяне не любили, рассматривая ее как нечистый материал, и даже обувь для аристократии отливалась из золота. Так что остается надеяться, что рано или поздно хоть один венец будет найден, и эта находка хоть как-то внесет определенность в этот вопрос.

Но самым главным атрибутом царской власти была даже не корона, а лишь небольшое налобное украшение – урей – поднявшаяся кобра с раздутым воротником. Его изготавливали из золота или серебра, помещали на середину лба фараона, прикрепляя к ленте, обручу или . Урей надевали абсолютно с любым головным убором – будь то парик, немес или корона. Именно урей был для фараона тем, «что делает его великим». Согласно «Книге мертвых» этот символ служил защитой царю – в случае опасности змея должна плеваться огнем и испепелить врагов правителя. Урей также символизировал мудрость фараона, его величие – он стоял на страже законов мироздания.

После объединения Египта рядом с уреем стали помещать и голову коршуна – защитника правителей Нижнего Египта. Такое единство символов делало фараонов владыками объединенной страны, воплощениями Гора на земле и Осириса после смерти. Именно эти символы украшают одну из великолепных образов древнеегипетского ювелирного искусства – диадему «сешед», найденную в гробнице Тутанхомона.