Домой / Краснодарский край / Руанский собор (Руан, Франция): описание, история, интересные факты. Руанский собор в искусстве

Руанский собор (Руан, Франция): описание, история, интересные факты. Руанский собор в искусстве

Основные моменты

Католический храм поднимается на 151 метр и в настоящее время является четвертой по высоте церковью планеты, уступая лишь Ульмскому (161,5 м) и Кельнскому (157,4 м) соборам в Германии, а также собору Норт-Дам-де-ла-Пэ в Кот-д’Ивуаре (158 м). Кроме того, Руанский собор – один из самых древних христианских храмов Европы. Его история началась еще в IV веке. Сохранившийся до наших дней готический храм начали возводить в 1145 году, и его строительство продлилось до 1506 года.

На долю Руанского собора выпадали различные бедствия. Он неоднократно горел в пламени пожаров. В XVIII веке храм пострадал от мощного урагана. Изрядно разрушили собор и бомбежки Второй мировой войны. Кварталы Руана испытали множество воздушных налетов. Из-за взрывов бомб и последовавших за ними возгораний были значительно повреждены неф, башня Сен-Ромен и капеллы. В конце 1999 года по северным регионам Франции прошел ураган, и мощные порывы ветра разрушили одну из четырех башенок на высоком шпиле Руанского собора.

Сегодня Нотр-Дам в Руане прекрасно отреставрирован и очень популярен у туристов. Сюда приезжают, чтобы полюбоваться высоким металлическим шпилем, правильными готическими пропорциями и торжественным декором интерьеров. Путешественники приходят в этот храм ради цветных средневековых витражей и надгробных памятников над захоронениями знаменитостей.

Ежегодно на фасадах Руанского собора организуют зрелищные лазерные шоу. В темное время суток башни и стены католического храма становятся фоном, где высвечивают фрагменты знаменитых полотен французского художника Клода Моне, прославившего Руанский собор серией своих картин.

Летом 2010 года перед зданием городской ратуши провели любопытный перфоманс. На площадь вышли 1250 человек, державших увеличенный фрагмент картины Клода Моне. Они образовали большой прямоугольник, который сверху был похож на одно из полотен известного импрессиониста из серии «Руанский собор». Массовую акцию засняли с вертолета и включили в Книгу рекордов Гиннесса.

История Руанского собора

Первые документы, в которых упоминается епископ Руана, датируются 314 годом, а первую христианскую базилику в городе построили в конце IV века. Когда археологи провели здесь раскопки, они установили, что в древний в соборный комплекс входило два храма, посвященных Деве Марии и Святому Стефану.

В 841 году викинги вторглись в Руан и полностью разрушили обе церкви. Положение города, как и региона в целом, оставалось неопределенным, поэтому было принято решение не восстанавливать утраченные христианские святыни. В начале X века король Франции решил уступить викингам и сделал Руан столицей герцогства Нормандия.

Чтобы умилостивить завоевателей, он отдал свою дочь за их предводителя – Роллона, которого называли «Пешеходом». Такое прозвище викинг получил за высокий рост и могущее телосложение. По преданию, Роллон был настолько тяжел, что лошади не выдерживали его вес, поэтому герцогу приходилось много ходить пешком. Возведение в сан герцога происходило в простой базилике, и Роллон получил имя Роберта I. Предводитель Нормандии стал основоположником знаменитой Нормандской династии, правившей на территории Нормандии и Англии до первой половины XII века.

Большой по размерам Руанский собор строили и реконструировали в течение нескольких веков. Первый храм в романском стиле возвели в 1020 году. Эта церковь имела обходную галерею и капеллы, расходящиеся вокруг алтаря. Однако, до наших дней от первоначальных романских построек сохранилась только крипта. Остальной храм строили по той же планировочной схеме, но уже в традициях готики.

Самая древняя часть Руанского собора расположена с северной стороны башни Сен-Ромен (1145 год). Северную башню ждала трагическая судьба. Во время Второй мировой войны Руан интенсивно бомбили, и после пожаров летом 1944 года Сен-Ромен выгорел почти целиком, за исключением прочных каменных стен. Неф Руанского собора возвели в 1200 году после того, как из-за пожара рухнул неф более старого романского храма. Высота готического нефа составляет 28 м, ширина – 11,3 м, а длина – 60 м.

Башню с южной стороны принято называть Масляной (75 м). Она появилась позже других частей Руанского собора, в 80-е годы XV века. Строительство башни заняло 20 лет. По преданию, на него были потрачены деньги, собранные за церковные индульгенции. Больше всего индульгенций священники продавали тем, кто нарушал постные дни и, несмотря на запрет, ел сливочное масло, поэтому южную башню собора назвали Масляной.

Архитектурные особенности

Соборный комплекс включает сам храм и архиепископский дворец. Несмотря на то, что Руанский собор возводился несколько веков, все его части выглядят как гармоничный архитектурный ансамбль. Здание французского собора так велико, что находясь рядом с ним, невозможно окинуть храм одним взглядом. Он не помещается в поле зрения целиком.

Первоначально готический собор имел три портала, но два из них были сильно разрушены в XVI веке. До наших дней сохранился единственный портал с северной стороны, посвященный Иоанну Богослову. Над ним можно увидеть резной барельеф со сценами крещения Иисуса Христа. Начиная с 1760-х годов, эту часть Руанского собора неоднократно реставрировали.

Высокий центральный шпиль построили в 1557 году. В те времена он был сделан из дерева и покрыт оловянными пластинами. Но в 1822 году в результате попадания молнии деревянный шпиль сгорел. Тогда городские власти приняли решение построить новый шпиль из металла в стиле средневековой готики. Возведение нового шпиля продолжалось с 1829 по 1876 год. В течение 4 лет собор в Руане считался самым высоким в мире, пока в 1880 году пальма первенства не перешла Кельнскому собору.

За счет темного цвета металлический шпиль заметно выделяется над светлыми фасадами. Он продолжает оставаться самым высоким соборным шпилем на территории Франции. Массивная конструкция весит 1200 т, а чтобы подняться к ее вершине, нужно преодолеть 813 ступеней.

Уроженец Руана писатель Гюстав Флобер имел возможность наблюдать за возведением шпиля и с иронией называл его «капризом взбесившегося строителя паровых котлов». Если присмотреться к шпилю с близкого расстояния, он действительно выглядит чересчур «техногенно».

Обилие декоративных элементов и скульптур на фасадах появилось в период, который принято называть «пламенеющей готикой». Под резными тимпанами Руанского собора установлены фигуры христианских святых. А над ажурным порталом расположено типичное для готической архитектуры круглое окно-роза.

Интерьер Руанского собора

Внутреннее оформление Руанского собора поражает не меньше его стен и башен. Просторный алтарь окружает колоннада. В центре, под шпилем своды поднимаются на максимальную высоту – 51 м. В интерьерах нет того многоцветья, которое бывает в барочных церквях. Цветовая гамма выдержана в приглушенных, строгих тонах, и общее впечатление гармонично дополняют монохромные скульптуры и светлые своды.

Готические окна украшены старинными витражами XIII века, которые имеют голубой цвет. Характерный оттенок принято называть «шартрским голубым», так как технология изготовления готических витражей впервые была применена в католическом храме города Шартр. Красота ярких витражей Руанского собора подробно описана в романе Гюстава Флобера «Мадам Бовари». Интересно, что некоторые витражи подписаны именами сделавших их мастеров. Восемьсот лет назад технология литья цветного стекла только развивалась, поэтому витражная работа считалась высоким искусством.

В Руанском соборе находится несколько почитаемых гробниц. Здесь нашли свой последний приют первый герцог Нормандии Роллон Пешеход и его сын. В соборе стоит саркофаг, где лежит сердце другого герцога Нормандии и английского короля Ричарда I Львиное Сердце, правившего с 1189 по 1199 год.

В одной из капелл можно увидеть статую Жанны д’Арк. Скульптура французской героини с памятной надписью от англичан появилась здесь не случайно. На территории Руанского собора проходил суд над Жанной д’Арк, и ей был вынесен смертный приговор. В 1431 году девушку обвинили в ереси и казнили, но спустя 25 лет эти обвинения были сняты. Об исторических событиях свидетельствуют таблички, установленные на улице Сен-Ромен.

Руанский собор на картинах художников

Строгий и одновременно изящный готический облик Руанского собора вдохновлял многих художников. В конце XIX века французский импрессионист Клод Моне написал более 30 полотен с видами готического собора. Он изобразил старинный храм с трех точек при разном естественном освещении и с изумительной точность передал изменчивость света. Над живописной серией Моне работал около двух лет, неоднократно приезжая в Руан и снимая комнату напротив собора.

Часть картин и эскизов художник создавал на месте, а над некоторыми заканчивал работу в своей мастерской в местечке Живерни. Полотна были связаны единым сюжетом и органично дополняли друг друга, показывая изменения, происходящие в природе от рассвета до заката. Искусствоведы считают картины с Руанским собором одной из вершин импрессионизма.

Известно, что серию полотен о Руанском соборе художник поначалу скрывал даже от своих друзей. Только в 1895 году большая часть из 30 картин была выставлена в галерее Дюнар-Рюэля, и проведенная выставка вызвала ажиотаж публики. Однако, Клоду Моне не удалось продать серию целиком, поэтому картины разошлись по одной в разные страны мира. Сегодня они находятся в частных коллекциях и в галереях России, Франции и США.

В 1969 году живописец Рой Фокс Лихтенштейн создан триптих, посвященный Руанскому собору. Американский мастер работал в стиле поп-арт и также изобразил фасад готического храма. За основу Лихтенштейн взял работы Клода Моне, наложив на них типографский растр.

Часы работы

Для туристов Руанский собор открыт без выходных. Со вторника по субботу в него можно попасть с 9.00 до 19.00, по воскресеньям – с 8.00 до 18.00, а по понедельникам – с 14.00 до 18.00.

Как добраться

Руанский собор расположен в исторической части города. Он возвышается на правобережье Сены, на улице Сен-Ромен, 3, названной в честь покровителя Руана – Святого Романа.

В Руан удобно добираться из Парижа. За 1,5 часа до города можно доехать на поездах, отправляющихся с парижского вокзала Сен-Лазар. За 2.40 ч из Парижа в Руан приезжают рейсовые автобусы. Кроме того, Руан связан железнодорожным сообщением с Цюрихом, Ниццей, Страсбургом и Марселем. А на автобусах в этот город можно попасть из Лондона, Лиссабона и Мадрида.

В историческом центре столицы Нормандии Руана, носящего выразительный титул города ста шпилей, находится великолепное здание готической архитектуры, главная достопримечательность региона. Это кафедральный собор Руанской Богоматери, чаще именуемый Руанским собором, резиденция архиепископа Руана и самый высокий храм Франции. Собор – одна из самых известных достопримечательностей страны, благодаря своей неповторимой архитектуре, историческим реликвиям и, не в последнюю очередь, серии картин великого художника-импрессиониста Клода Моне.

История постройки

Первая христианская базилика на месте современного собора была построена ещё в римский период и датируется концом IV века. После распада империи Карла Великого в IX веке Франция подвергается опустошительным набегам викингов-норманнов. Особенно уязвимой в силу своего географического положения была приморская часть Нейстрии, как называлась тогда северо-западная Франция. В 841 году викинги захватили Руан, и базилика была сожжена. В условиях постоянной норманнской угрозы и хаоса в стране восстанавливать храм не стали.

Новое строительство по иронии судьбы начали те, кто сжёг базилику – викинги. В 911 году один из вождей викингов Роллон получил Нормандию в лен с титулом герцога от короля Карла Простоватого при условии перехода в христианство. Церковь восстановили, а в 1020 году началось возведение нового собора в романском стиле.

Строительство велось очень долго, поскольку осуществлялось в основном на пожертвования прихожан. Этим объясняется эклектичность архитектуры здания. В XII веке входит в моду готический стиль, и достраивался собор уже в соответствии с новыми веяниями.

















Первой готической частью здания стала северная башня Сен-Ромэн, возведение которой завершилось в 1145 году. Во время пожара 1200 года обрушился неф храма, поэтому потребовалась радикальная перестройка всего здания. В 1202 году были начаты масштабные работы на фундаменте Романского собора, и новое здание было выполнено уже в готическом стиле. От романской постройки до нашего времени дошла лишь крипта.

В период зрелой (высокой) готики был отстроен трансепт собора (начало работ в 1280 г.). Вторая южная башня была сооружена значительно позднее, в 1485 году, когда господствовала поздняя, «пламенеющая» готика. Этим объясняется значительная стилистическая разница между разными частями храма. Известняк для новой башни везли из Уэльса, поэтому она отличается по цвету от остальных частей собора отчётливым жёлтым оттенком. По самой популярной версии, именно это обстоятельство послужило причиной того, что башня получила название «Масляной».

Есть и другое объяснение. По некоторым данным, на постройку башни ушли деньги, уплаченные состоятельными горожанами в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста, что и породило это ироничное прозвище.

Центральная башня собора была сооружена в 1514 году. В 1557 году к ней добавили шпиль, изготовленный из дерева и покрытый оловом. В 1822 году шпиль сгорел от удара молнии. Было решено соорудить новый, но с полным соблюдением канонов XII века. В 1825 году утвердили проект, однако его реализация растянулась на пять десятилетий. Наконец, в 1876 году шпиль был готов. Масса его превысила 1200 тонн, а высота собора вместе со шпилем составила 151 м. Это сделало Руанский собор самым высоким зданием в мире, каковым он оставался до 1880 года, когда на первое место вышел Кёльнский собор.

Последние масштабные работы в соборе проводились после Второй мировой войны. В ходе высадки союзных войск в Нормандии в 1944 году британские и американские пилоты, среди которых были потомки спаливших первую базилику викингов, обрушили град бомб на Руан. Собору был нанесён огромный ущерб. Особенно пострадали неф и капеллы, а от башни Сен-Ромэн остались лишь внешние стены. Несмотря на серьёзные повреждения, собор был быстро восстановлен благодаря значительной финансовой помощи англичан, для которых по историческим причинам Нормандия имеет особое значение.

В послевоенный период собор не страдал от серьёзных катаклизмов и периодически нуждался разве что в косметическом ремонте. Исключением стал ураган 1999 года, снёсший одну из башенок, окружающих центральный шпиль.

Памятник пяти столетий

Руанский собор является уникальным памятником архитектуры, на примере которого можно проследить эволюцию развития готического стиля, от ранней готики (башня Сен-Ромэн) до поздней «пламенеющей» (центральная и Масляная башни). Это величественный и вместе с тем изящный храм, доминирующий над всем городом.

Размеры собора впечатляют. Длина его составляет 137 м, ширина по фасаду 61,6 м, высота потолка под главной башней 51 м. Высота обеих фасадных башен изначально составляла 75 метров, однако после надстройки колокольни над башней Сен-Ромэн её высота возросла до 82 метров.

Знакомство с собором начинается с фасада. Это типично готическое сооружение, украшенное ажурной резьбой и многочисленными устремленными ввысь арками. Обращают на себя внимание великолепные порталы, украшенные статуями и рельефами. Центральный портал посвящён Деве Марии, левый представляет сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя, правый возведён в честь Стефана Первомученика. Из трёх порталов лишь портал Иоанна Богослова сохраняет первозданный вид с первых лет существования собора. Остальные два сильно пострадали в ходе религиозных войн XVI века и были радикально перестроены.

Интересный контраст представляют две башни фасада. Помимо бросающегося в глаза различия в цвете, они созданы в разных архитектурных манерах. Сен-Ромэн выполнена в строгом лаконичном стиле ранней готики. Масляная башня создавалась в соответствии с требованиями «пламенеющей» готики и отличается вычурностью, обилием узоров и орнаментов, сильно удлинёнными арками и фронтонами.

Древнейшая часть собора, романская крипта, расположена под башней Сен-Ромэн. План нынешнего собора полностью повторяет своего романского предшественника, поскольку строился на его фундаменте. Центральный неф отделён от боковых проходов арочными перегородками. Углы поперечного нефа, трансепта, украшены наружными башнями. Это черта типично нормандской архитектуры. Обширное алтарное пространство окружено колоннами, что является наследием романского стиля, развившегося на основе римских традиций.

Руанский собор всегда славился своими витражами. Многие из них чудом сохранились с XIII века, когда стекло из Нормандии считалось одним из лучших в Европе. Витражи отличаются чудесным лазурным цветом, благодаря которому нормандское стекло и получило признание. Искусствоведы называют этот оттенок «шартрским голубым». Сюжеты витражей посвящены жизненному пути и подвигам почитаемых святых.

Вообще, интерьер собора не отличается многоцветьем. Многогранные колонны, арки, светлые своды почти не украшены и характеризуются классической готической сдержанностью.

Достопримечательности собора

Главной реликвией Руанского собора считается саркофаг короля Англии Ричарда I Львиное Сердце, бывшего также герцогом Нормандии. По сообщениям хроник, король завещал похоронить своё тело в Анжу, мозг в Пуату, а сердце в Руане. Любопытно, что саму Англию Ричард обделил.

Свинцовая шкатулка с сердцем Ричарда была привезена в Руан и помещена в саркофаг, где и пролежала семь веков. Во время послевоенной реставрации учёные решились вскрыть шкатулку, в которой не обнаружили ничего, кроме горстки пыли. Сейчас шкатулка находится в одном из подземных хранилищ собора, а саркофаг пуст.

В соборе похоронены предки Ричарда - первый герцог Нормандии Роллон и его сын, герцог Вильгельм I Длинный Меч. Саркофаги этих трёх властителей Нормандии украшены великолепными фигурами самих погребенных и привлекают множество любителей истории. В храме также похоронены потомки Роллона, архиепископы Руана из рода Амбуаз и другие выдающиеся личности.

Главные иконы собора выставлены в удивительной по красоте часовне Девы Марии. Льющийся через узкие витражные окна голубой свет, узорчатые своды, резные панели и скамейки вселяют умиротворение и покой.

В одной из капелл храма установлена статуя Жанны д’Арк. Изваяние создано по заказу Англии, и это неслучайно. Это своего рода извинение перед Францией – ведь именно в Руане легендарная дочь Франции была сожжена англичанами на костре 30 мая 1431 года.

Руанский собор входит в список памятников национального наследия Франции. Взглянуть на великолепный храм приезжает множество туристов, посещающих Францию. Красноречивым свидетельством неизгладимого впечатления, производимого собором на зрителя, служит серия замечательных живописных полотен знаменитого Клода Моне, которого собор вдохновил на создание 30-ти картин. Здание запечатлено в разные сезоны, разное время суток и с разных сторон, таким образом, цикл создаёт неповторимую галерею видов этого символа столицы Нормандии.

Вспоминая Моне, нельзя не упомянуть об акции, прошедшей 6 июня 2010 года на площади перед ратушей. Более 1000 местных жителей и туристов одновременно подняли над головой увеличенные фрагменты одной из картин Моне цикла «Руанский собор». Всё действо было заснято с вертолёта, после чего было включено в Книгу рекордов Гиннеса как самое масштабное живое изображение картины.

Руанский собор или Собор Руанской Богоматери — кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Этот великолепный готический собор является памятником национального наследия Франции. Начало строительства относится к 1202 г. Длина собора - 135 м при ширине 32 м; Это католический действующий собор города Руан, но с 10 до 16 часов, каждый час гиды предлагают туристам экскурсии по собору , который ни кого не оставляет равнодушным . Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара. Центральный шпиль пристроен позже всех в середине XIX века.

Его высота 151 метр. После его сооружения с 1876 по 1880 год собор был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив затем этот титул Кёльнскому собору. Весит шпиль 1200 тонн и до сих пор считается самым высоким во всей Франции...

В конце IV века на месте современного собора была сооружена христианская базилика. В 841 году при набеге викингов она была уничтожена. Около 1020 года началось строительство нового собора в романском стиле. От него в сейчас сохранилась лишь крипта которую видим на фото внизу. Позднее началось возведение собора в готическом стиле.

В 1145 году архиепископ города захотел создать каменный собор и заложили современный собор. Собор неоднократно страдал. В частности в 1944 году в собор попало 7 бомб и 6 из них разорвались и сильно повредили собор.

Но большое последнее разрушение было 26 декабря 1999 года, когда на второй день Католического рождества пронеслась сильная буря и сорвала одну башеньку собора. Падая, она пробила крышу и упала в сам собор и переломал внутри много что.

Даже внутри собора ощущается огромная высота сводов. Высота от пола до потолка 51 метр, что соответствует 20 этажному дому.

В соборе есть барельеф увековечивший память о строительстве собора, а так же статую Руанской Богородицы спасшей от чумы город в начале 17 века.

Новый алтарь в соборе сделан очень недавно, в 1960 году.

Собор знаменит своими витражами. Некоторые окна собора до сих пор украшены витражами XIII века, ставшими знаменитыми благодаря специфическому голубому цвету, известному как «шартрский голубой». С XIII века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе. Витражи датируются началом 13 века..

В соборе находится много захоронений. Самое известное захоронение, это гробница Короля Англии Ричарда Львиное Сердце.

Однако сам Король похоронен в Англии, а здесь в соборе Руана находится похороненым сердце короля .

В Руанском соборе находится подлинный саркофаг, в который много веков назад поместили сердце великого рыцаря - Ричарда Львиное Сердце . Великий воин, король Англии умер в своей постели на руках у матери Алиеноры Аквитанской, которая его пережила. Согласно своего завещания, Ричард Львиное Сердце был похоронен в трех местах: тело в провинции Анжу, мозг в Пуату, а свое сердце в саркофаге в Руанском соборе.

Сердце Ричарда изначально находилось в небольшой свинцовой коробке. В ходе реставрации собора в послевоенный период коробочку решили открыть. Вместо сердца великого воителя ученые обнаружили лишь горстку пыли.

Назад в саркофаг коробочку класть не стали. Она хранится где-то в служебных помещениях собора. Так что руанская могила Ричарда Львиное Сердце пуста.


Здесь же в 13 веке похоронен младший брат Британского короля Ричарда, Генри.


Захоронение 14 века, Нормандского короля Роллона.


А это захоронение в соборе самое старое. Оно датировано 12 веком и сделано оно было ещё до строительство собора. Это могила городского епископа.

А это более поздние захоронения датируются 16 веком и здесь покоятся кардиналы.


Орган в соборе находится с 14 века. Современный орган в собор был подарен в 1760 году и последний раз капитально отремонтирован в 1956 году.

Древнейшей частью Руанского собора является северная башня Сен-Ромен, возведенная в 1145 году. Башня сильно пострадала во время бомбардировок в июне 1944 года.

Южная башня зовется Масляной и была построена в 1485 году.

Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется пламенеющей готикой . Обе башни имеют мало общего между собой в плане внешнего вида. Южная башня имеет более желтый цвет. По какой-то причине её строили не из местного известняка, а из более желтого камня, который везли аж из Уэльса. За свой более желтый цвет башню и прозвали Масляной.
Но есть ещё легенда, что Масленую башню построили в своё покояние грешники, которые в Великий пост ели пищу с маслом и в знак покояния построили масленую башню. .

Сам город Руан истории известен вовсе даже не этим собором, а последними годами жизни Жанны Дарк и именно с её жизнью связаны места города.

Башня "Могучий донжон" был частью городского замка, сооруженного в 1204 году во время правления Филиппа II Августа. Остальная часть замка была разрушена в конце XVI века в эпоху религиозных войн. Башня знаменита тем, что в ней, согласно легенде, содержалась в заключении Жанна д"Арк во время судебного процесса, проходившего в городе в 1430-1431 годах.

От бенедиктинского аббатства, функционировавшего с VIII века, до нашего времени сохранилась церковь, постройка которой из-за Столетней войны растянулась на несколько веков — с XIV по XVI. В результате появился великолепный храм, сочетающий черты как высокой, так и пылающей готики. Церковь знаменита также и своими витражами, выполненными почти одновременно, в XIV-XV веках. Здание монастырского дортуара со времен Французской революции используется как городская ратуша.

В церкви находится один из лучших во Франции органов, созданный в 1890 году.

Астрономические часы с механизмом XIV века и циферблатом XVI века расположены в павильоне башни, над ренессансной аркой, образующей ворота одной из самых оживленных улиц города. Символ богатства города и одни из первых часов такого рода в Европе, они являются не только символом Руана, но и самым, пожалуй, фотографируемым туристическим объектом города. Внутри готической башни находится небольшой музей, посвященный истории Руана.

Улица является первой во Франции, получившей статус пешеходной — в 1971 году. Маятник часов был создан в 1389 году, и в том же году часы были установлены.

В 1920 году Жанна была канонизирована церковью и назначена французским парламентом на вакантное место главной национальной героини. В 1979 году на площади Старого рынка, где в 1431 году пылал костер, по планам Аретша возвели комплекс из современной церкви, рынка и мемориала, которые с помпой открыли в присутствии президента республики. Интерьер храма украшен витражами XVI века, перенесенными сюда из разрушенной в 1944 году церкви Сен-Винсен.

Старая рыночная площадь, расположенная за пределами старинных городских укреплений, уже с XI века служила в качестве рынка и места экзекуций. В XVIII веке было запланировано ее полностью перестроить, снести церковь Святого Спасителя и соорудить на новой «королевской» площади великолепную ратушу — уже стартовавшему проекту помешала Французская революция. Площадь, окруженная фахверковыми домами XV-XVI веков, знаменита прежде всего как место казни Жанны д"Арк, с огромным крестом на месте костра. С 1797 по 1808 год на площади было казнено более 300 человек .

Церковь Сен-Маклу, которую начали строить в 1437 году, является шедевром поздней готической архитектуры. Пять деревянных ренессансных дверей ее порталов покрыты резными сюжетами на темы крещения Христа, доброго пастыря и Девы Марии. Храм, лишенный поперечного трансепта, располагает, тем не менее, типичной для нормандской готики центральной башней, реставрацию которой завершили всего несколько лет назад. Несмотря на попадание в 1944 году двух авиабомб, в церкви сохранилась часть оригинальных витражей XV века.

Слева от западного портала находится фонтан «Писающие дети».


Самое необычное и удивительное место в городе.
Атриум Сен-Маклу представляет из себя двор «нового» кладбища одноименной церкви. С приходом в Европу первой эпидемии чумы в середине XIV века старое церковное кладбище перестало вмещать всех желающих покоиться на нем. В качестве нового был выделен участок неподалеку — сегодня это двор, огороженный с трех сторон старинными фахверковыми домами с галереями постройки 1526-1533 годов. Дома украшены деревянной резьбой с символикой смерти, напоминающей о бренности существования: это черепа, кости, гробы, ...
Указом парламента Нормандии кладбище было закрыто в 1781 году, после чего его корпуса использовались в основном в качестве школ, сначала для мальчиков, а позже — для девочек.



Дворец Правосудия

История руанских вокзалов началась в 1841 году с постройкой железнодорожной линии Париж-Руан. Первый поезд преодолел расстояние от столицы всего за 5 часов. Перед Первой мировой войной по проекту Дерво начали сооружать современный вокзал, который закончили лишь к 1924 году, а открыли в присутствии президента республики в 1928 году. Здание в стиле ар-нуво с 30-метровой часовой башней стало одним из последних сооружений этого замечательного архитектурного направления.

Вокзал.

Памятник Наполеону

Сегодня в городе живёт около 112.000 человек и по городу ходят вот такие скоростные трамваи практически заменяя метро.
Руанский трамвай работает с 5.00 утра до 23.30. В воскресенье открывается на час позже, в 6.00 утра.
В часы пик интревалы составляют по 2-3 минуты, вне пиковое время — по 15-20 минут.
Также на официальном сайте транспорта Руана размещено расписание поездов скоростного трамвая.
Одноразовый билет на вход в трамвай стоит около 1,5 евро. Билет действителен в течение одного часа. Есть и другие виды проездных билетов — магнитные карточки на 10 поездок..

Руан, красивый старинный город, с высокими фахверковыми домами и соборами в стиле пламенеющей готики. В отличие от Гавра, практически снесенного с лица земли и отстроенного заново после Второй мировой войны, Руан не так сильно пострадал от бомбежек и сохранил свой облик средневекового города с вкраплением более ранних эпох.

Cтолица Нормандии стоит на Сене, между Парижем и Гавром (до Гавра – 86 км, до Парижа – 132 км). Из Парижа до Руана легко добраться на электричке. Поезда в Руан отправляются с парижского вокзала Сен-Лазар, время в пути – чуть больше часа.

Старый город Руана находится на правом берегу Сены, там, где его когда-то заложили кельты и обустроили римские легионеры. С течением времени римское поселение Ротомагус превратилось в главный город Нормандского княжества – норманны неоднократно поднимались на своих судах по Сене до Ротомагуса: сначала город грабили и сжигали, потом обосновались в нем как хозяева и сделали своей столицей.

Руан разрастался, отодвигал крепостные стены все дальше, прирастал церквями, монастырями, замками.

Итак: фахверк и пламенеющая готика. Фахверк – потому что берега Сены были покрыты лесом, и в древесине недостатка не было, а вот каменные здания могли себе построить только богатые горожане. Улицы города узкие, фахверковые дома – до пяти-шести этажей, площади, как правило, небольшие. Много цветов, и на площадях, и под окнами.

Прогулку мы начали от набережной Сены, от театра, перед которым стоит памятник драматургу Пьеру Корнелю, уроженцу Руана, основоположнику французской трагедии. В Руане он прожил 56 лет, в городе есть музей Корнеля.

Памятник Пьеру Корнелю перед театром в Руане

Основная ось старого Руана тянется параллельно Сене: от церкви Сан-Маклу — до площади Старого Рынка с церковью Святой Жанны д’Арк (на этой площади она была сожжена).
Достопримечательности Руана на карте

На этой оси, ближе к Сан-Маклу, располагается кафедральный собор, известный по многочисленным картинам Клода Моне. Художник рисовал его многократно, улавливая и запечатлевая нюансы световых переходов и преображения собора в зависимости от угла падения солнечных лучей. За два года получилась большая серия картин Моне, посвященных Руанскому собору.

Клод Моне. Руанский собор в полдень

Прямо напротив собора находится информационный центр, в котором есть карты и буклеты на русском языке. На карте обозначены два маршрута обхода исторического центра Руана: коричневый и фиолетовый. Желательно следовать этим маршрутам – они проходят по самым замечательным, показательным улочкам Руана.

Информационный центр расположился на первом этаже бывшего здания Бюро Финансов, исторического здания 16 века, обильно украшенного каменной резьбой. Клод Моне рисовал собор со второго этажа этого здания.

Бюро Финансов — слева

Медальоны на фасаде Бюро Финансов

Летними вечерами на соборной площади происходит эффектное световое представление, два часовых бесплатных сеанса Cathedrale de Lumiere (Собор Света) – на фасад собора проектируются различные изображения.

Фасад Руанского собора уникален — не зря он так привлек внимание Клода Моне. На протяжении веков фасад многократно переделывался. Его левая башня Сен-Ромен (12 века) венчается шпилем, правая башня Бёр (15 века) завершается террасой. Сен-Ромен является покровителем Руана, поэтому его имя прочно и многократно вошло в топонимику Руана.

Башня Бёр переводится как «Масляная», выстроена она на деньги горожан, которым было разрешено во время поста есть масло – за это послабление они давали деньги на возведение башни. Кроме того, башня Бёр построена из желтоватого камня, привезенного с Уэльса. Сам же собор – белокаменный.

Барельефы

В фасаде прорезаны три портала: Сен-Жан-Батиста, Сен-Ромена и Сен-Этьенна. Над средокрестием вознесена колокольная башня с чугунным шпилем.

Руанский собор внутри: центральный неф

Святые: Андрей, Петр, Роман, Николай

Если выйти из собора из правого бокового портала, то в глубине улицы, на площади Высокой Старой башни, можно увидеть здание с необычным пьедесталом с башенкой-беседкой. Построено оно было в 1524 году. На этом пьедестале завершался ежегодный крестный ход с мощами Святого Романа.

Здание с постаментом

От собора к церкви Сан-Маклу ведет улица Сен-Ромен, даже скорее, улочка с фахверковыми фасадами. Среди фахверков затесалось венское кафе. Встречаются магазинчики, продающие керамику – Руан славится своей керамикой, в городе даже есть Музей керамики.

Венская кофейня на улице Сен-Ромен

Церковь Сен-Маклу вызывает ощущение легкости, изящества, полета. Яркий образец пламенеющей готики.

Церковь Сен-Маклу

Фрагмент дверей

Церковь окружена фахверковыми домами.

Влево уходит узкая улочка Дамьет, по которой можно дойти до аббатства Сент-Уан.

С левой стороны фасада устроен фонтан с питьевой водой. И здесь пристроились писающие мальчики, только выглядят они не так лучезарно, как их собрат в Брюсселе.

Фонтан с писающим мальчиком, вода питьевая

Если идти от фонтана вдоль церкви Сен-Маклу по rue Martainville, то с левой стороны обнаружится арка, ведущая в Атриум Сен-Маклу. Пройдя под аркой, оказываешься в узком дворике, где просто обдает дыханием веков, такое в нем ощущение стародавности и застывшего времени.

Дворик перед атриумом Сен-Маклу

Проход под второй аркой выводит в замкнутый двор – бывшее кладбище, окруженное деревянными галереями. Это изолированное кладбище при церкви – атриум Сен-Маклу – возникло во время эпидемии чумы. На деревянных стенах вырезаны черепа и скелеты, кое-где встроены погребальные памятники. Место тихое и жутковатое. Хотя сейчас там устроена региональная школа изящных искусств, а летними вечерами в этом замкнутом дворе проходят представления.

Атриум Сен-Маклу — чумное кладбище

С другой стороны кафедрального собора Руана, от его фасада, начинается пешеходная улица Больших Часов, праздная, оживленная, заполненная гуляющим людом. Большие Часы водружены на арке с металлической крышей с коньком. Под аркой – барельефы.

башня Сен-Ромен Руанского собора

А вот, собственно, и башня с Большими Часами

… и барельефы под ней

За аркой, с левой стороны – фонтан-барельеф.

Фонтан- барельеф за башней Больших Часов

На улице продаются местные «макароны» — разноцветные миндальные печенья.

Продолжение улицы Больших Часов

И – снова шеренга фахверковых домов, и мы выходим на площадь Старого Рынка. Впрочем, рынок существует и по сей день: цивилизованный крытый рынок: овощи, фрукты, сыры.

Минуем рынок и оказываемся возле чуднОго здания: изрезанного куба с витражами под странной крышей: над кубом она взмывает вверх двумя языками, а с куба сползает долгим узким днищем перевернутого корабля. Это сооружение построено на месте снесенной в 1944 году церкви Сен-Венсен и называется церковь Святой Жанны д’Арк.

Церковь Жанны Д’Арк

Справа от церкви находятся остатки фундамента разрушенной церкви.

Площадь Старого Рынка. Фундамент разрушенной церкви

С другой стороны, за низкой деревянной оградкой, — место сожжения Жанны д’Арк.

В церкви размещены восстановленные витражи церкви Сен-Венсен.

Церковь Жанны д ‘Арк внутри

Если от церкви Жанны д’Арк пройти по направлению к Сене по улице Старого Дворца (rue du Vieux Palais) и на первом перекрестке свернуть налево, то вы окажетесь на площади Мартина Лютера Кинга, возле реформатской церкви Сен-Элуа. Площадь Лютера Кинга соединяется с прелестнейшей маленькой площадью Пюссель(Девственницы) (Place de la Pucelle).

Площадь Пюссель

Сторож на подоконнике

На стыке площадей находится примечательное здание – отель Бургтерульда. Особняк Бургтерульда был построен в начале 16 века для влиятельной семьи Ле Ру. Выстроен из желтого камня, украшен барельефами и угловой башенкой.

Отель Бургтерульд

Портал отеля Бургтерульд

Пройдя площадь Пюссель насквозь, можно выйти к башне Сент-Андре – это все, что осталось от церкви Сент-Андре после бомбардировок союзников. А от башни по улице Жанны д’Арк подняться до Дворца Правосудия, или Парламента Нормандии.

Вот это уж, действительно, дворец так дворец. Все та же пламенеющая готика, каменная кружевная шаль, накинутая на здание.

Дворец Правосудия

Детали декора

Прежде это место принадлежало еврейской общине. После изгнания евреев из Руана некоторое время эта земля была ничейной, потом здесь располагался рынок трав. В конце 15 века было решено построить Нормандский феодальный суд, и возникло здание, не уступавшее красотой и изысканностью декора многим дворцам.

От прежних владельцев этого места сохранился т.н. «Чудный домик», найденный в восточном крыле Парламента в 1076 году. Предположительно, это фрагмент древнееврейского университета. Попасть туда можно только по предварительной записи.

По улице Иудеев (rue aux Juifs) надо пройти до широкой улицы Карм (rue de Carmes), свернуть налево и на втором перекрестке свернуть направо. На маленькой площади Карм среди деревьев стоит памятник Флоберу. А на соседней площади Сент-Арман (скорей, не площади, а треугольном скверике) установлен памятник Клоду Моне.

Отсюда уже совсем близко до аббатства Сент-Уан (по улице Республики пройти налево). Все та же пламенеющая готика, три вдавленных портала. Церковь Сент-Уан славится своими витражами, но мы внутрь не попали, церковь была закрыта.

Порталы церкви Сент-Уан

Слева от церкви тянется длинная галерея, за ней – зеленый сквер и длинное желтое здание мэрии. Перед мэрией – конная статуя Наполеона.

Галерея вдоль церкви Сен-Уэн — место собрания местной молодежи

Напротив Наполеона начинается улица Жана Леканюе, отправившись по которой, мы попадаем на площадь Вердель, в местный «квартал музеев». Самый значительный из них – Музей изящных искусств. Рядом с ним – Музей кузнечного дела Сек де Турней и Музей керамики. С Музеем изящных искусств соседствует церковь Сен-Годар. А чуть северней Музея керамики находится башня Жанны д’Арк, в которой она некоторое время находилась. Башня-донжон – то немногое, что осталась от замка короля Филиппа 2-го Августа.

От башни Жанны д’Арк совсем близко до железнодорожного вокзала Руана.

Есть в Руане и природная достопримечательность – холм Святой Екатерины. Находится он на восточной окраине города, в получасе ходьбы от центра города. Сам холм считается памятником природы, здесь встречаются редкие виды животных и растений, в том числе руанская фиалка, итальянские сверчки, овцы Солони. С вершины открывается панорамный вид на Руан и Сену с мостами.

Необходимое время для полноценного осмотра Руана – два дня.

Что посмотреть в Руане за один день: в первую очередь шедевры пламенеющей готики Руанский собор, церковь Сен-Маклу (и Атриум при ней), аббатство Сент-Уан и Дворец Правосудия. Помимо них — церковь Жанны д’Арк и отель Бургтерульд. Ну, и попутно – связывающие их улицы и площади, застроенные фахверковыми домами. На второй день оставить музеи и холм Святой Катерины.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Адрес: Франция, город Руан, Соборная площадь
Начало строительства: 1145 год
Окончание строительства: 1506 год
Высота: 151 м.
Основные достопримечательности: надгробные памятники известных людей (Ричарда Львиное Сердце, короля Генриха II, епископа Амбуаза), витражы
Координаты: 49°26′25″N,1°5′41″E

Содержание:

Краткое описание

Руанский собор во Франции или, как его еще называют, Собор Руанской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Rouen), располагается в одноименном французском городе и является национальным памятником наследия страны.

Руанский кафедральный собор считается самым высоким храмом во всей Франции и представляет собой настоящий шедевр готического архитектурного стиля, слава о котором распространилась во всех уголках мира. Интересно будет узнать, что город Руан называют «Городом ста Шпилей», из-за огромного количества высоких и красивых зданий с многочисленными шпилями, которые возвышаются в этом городе. Однако самым высоким собором Франции, который увековечен в картинах известнейшего художника Клода Моне, признан именно Руанский кафедральный собор высотой в 151 метр.

Вид на северо-западный фасад собора

Стоит заметить, что согласно историческим документам, на месте современного Руанского собора еще за 1000 лет до основания его самой древнейшей части, существовали христианские храмы . Археологам в результате кропотливых исследований удалось найти остатки некогда возвышавшейся здесь базилики. По их предположениям, дата возведения древнейшего храма относится к IV веку. Как считают историки, по всей вероятности, строительство древнейшего храма происходило в то время, когда первый руанский епископ Меллон пришел в эти края (260-е года) и стал проповедовать христианство.

Руанский Кафедральный собор: строительство

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения. Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет. В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Вид на южный портал Руанского собора и шпиль

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу , что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством. А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана Пешехода и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан Пешеход не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

Входной портал собора

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль. Самой древнейшей башней Раунского кафедрального собора считалась башня Сан-Ромен. Построенная в 1145-м году она простояла в первозданном виде практически 800 лет. Однако в 1944-м году, когда весь мир был вовлечен во Второю Мировую войну, в результате бомбардировок войск антигитлеровской коалиции, эта башня была уничтожена.

Руанский кафедральный собор: непростая история

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы. Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.

Южная (Масляная) башня собора

Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни. В настоящее время каждый прихожанин Руанского кафедрального собора и каждый гость страны может полюбоваться этим величественным старинным храмом со 151-метровым шпилем в готическом стиле, с устремленными ввысь Северными и Масляными башнями, удивительными яркими витражами, созданными еще в XIII столетии.

Уникальный собор как будто бы сплетен из тончайшего каменного кружева, а благодаря высоте шпиля он был признан самым высоким зданием во всем мире с 1876-го по 1880-й год. Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

Вид на северную (Сан-Ромен) и южную (Масляная) башни собора

Величественный и великолепный храм, история которого уходит своими корнями в IV столетие, возводился в течение нескольких сот лет. Неф, хоры, трансепт, первый этаж и фонарная башня, иными словами, основная часть Руанского собора, были созданы в период, когда в мире господствовала высокая готика. Центральный портал и последний этаж башни Святого Ромена построили в эпоху поздней готики. Масляная башня возводилась в XVI веке. Интересно, что о Масляной башне сохранилось предание, согласно которому в те далеки времена в период поста, все прихожанам запрещалось употреблять в пищу масло. Для тех же, кто не желал отказывать себе в этом удовольствие, необходимо было заплатить каждому священнику 6 денье, покупая себе, таким образом, специальное разрешение.

Рекорд города Руан

В заключение хотелось бы добавить, что Руанский кафедральный собор возводился в течение многих веков и в периоды господства в мире различных архитектурных стилей. Именно поэтому он представляет собой единое и гармоничное произведение искусства.

Центральный неф Руанского собора

Об этом свидетельствует не только количество современных путешественников, посещающих Раунский кафедральный собор, но и то, что величайший художник Клод Моне запечатлел эту непередаваемую словами красоту более чем на 50 своих полотнах. Наши современники в 2010-м году решили еще раз увековечить этот поистине величественный собор. На площади перед ратушей в Руане собралось более 1000 человек. У каждого из них в руках был увеличенный фрагмент картины великого французского живописца Клода Моне «Руанский собор». «Живая картина» была запечатлена фотографами, которые находились в этот момент в вертолете. Кроме этого была снята видеозапись, представленная для внесения в Книгу рекордов Гиннеса.