Домой / Краснодарский край / Суздальский покровский монастырь. Свято-покровский суздальский женский монастырь епархиальный женский монастырь Третьяковская галерея иконы и суздальского покровского монастыря

Суздальский покровский монастырь. Свято-покровский суздальский женский монастырь епархиальный женский монастырь Третьяковская галерея иконы и суздальского покровского монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь - мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменка, на севере города Суздаля. Его основание датируется 1352 годом, основателем был нижегородский князь Борис Константинович.

Первоначально монастырь строился как крепость. Она предназначалась для защиты города как от внешних, так и от внутренних врагов. Тогда монастырь назывался просто Спасским - Спасо-Евфимиевым стал называться позже, в честь первого игумена монастыря, преподобного Евфимия Суздальского.

До наших дней первые деревянные постройки монастыря, к сожалению, не дошли. Нынешний вид монастырь приобрёл в XVI-XVII веках. Постройки того времени были построены на деньги княжеско-боярской знати. Монастырь со всеми постройками занесён в список культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь находится в городе Суздаль, считается православным действующим монастырем. Его постройка началась в XIII веке, он имеет форму кубовидную, и в нем практически нет декораций, лишь только украшенные ворота.

Красивый вид монастырю добавляет блеск чистоты стен и позолоченный купол.

Изначально были построены ворота для обороны, после чего уже в 1662-1669 годах построен главный собор монастыря Васильевский. Собор расположился на месте старой церкви, где князь Владимир проводил крещение местных жителей.

Если взойти на вершину, вы увидите смотровую площадку. Стретенская церковь и старинная ограда со Святыми воротами сохранена в Васильевском монастыре, так же около него находится кладбище, на котором расположена могила Христа ради юродивой Евдокии.

В 1995 году на 31 января вновь возобновлен монастырь как мужской, и передан в правление русской православной церкви.

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь является одним из самых древних монастырей Руси, просуществовавших до наших дней. Он был основан в 1207 году и расположился в северной части города Суздаля. Недалеко от него протекает река Каменка и стоит старый кремль. В XVI веке в монастыре появились первые каменные постройки, но ни одно из наиболее старых зданий до наших дней не сохранились. В древности монастырь находился вне городской защиты, за пределами укреплений и насыпей.

Любителям красивой архитектуры, помимо зданий, обязательно приглянутся Святые ворота. Они имеют две арки разной величины, каждая из которых украшена каменной резьбой с изразцами.

Покровский монастырь (Суздаль)

В северной части города Суздаля, на правом берегу реки Каменки находится Покровский женский монастырь. Он был основан в 1364 году князем Дмитрием Константиновичем.

Вид ансамбля монастыря, который дошёл до наших дней, был придан ему в XVI веке. В те времена в монастырь отсылали в заточения представительниц аристократических фамилий, постриженных в монахини. Многие известные женщины, каждая из которых вложила свой вклад в развитие истории России, приняли постриг и были переведены в Покровский монастырь.

Сейчас он является действующим. Богатое оформление и старинные постройки привлекают большое количество туристов, желающих полюбоваться красотой монастыря.

Александровский монастырь (Суздаль)

Александровский монастырь - это женский монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменка в Суздале. В исторических летописях сказано, что этот монастырь был построен по приказу Александра Невского в 1240 году.

Первоначальные многозначительные памятники архитектуры до наших дней, к сожалению, не сохранились. В 1695 году на территории монастыря возвели церковь с колокольней Вознесения Господня. Она была построена на деньги матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны. Особый интерес представляет именно эта церковь. Её окна украшают резные наличники, с простыми колонками в первом ярусе, и с фигурными колонками во втором. Высокие барабаны украшены такими же резными колонками. Монастырь окружён невысокой оградой, которую сделали в первой половине XVIII века.


Достопримечательности Суздаля

О которых я уже рассказывала, привольно раскинулись монастыри и бывшие ремесленные слободы.

Когда-то Суздаль был окружен кольцом монастырей. Некоторые из них не пережили Смутное время, другие упразднили в 1764 году во время секуляризационной реформы Екатерины Великой. Не обошли стороной Суздаль и бурные советские годы, когда были утрачены многие памятники архитектуры. На сегодняшний день в Суздале осталось только пять монастырей: Ризположенский, Александровский, Васильевский, Покровский и Спасо-Евфимиевский. Четыре из них переданы Русской Православной церкви, а Спасо-Евфимиевский является музеем в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Самым древним монастырем Суздаля был Дмитриевский , основанный в XI веке монахами Киево-Печерского монастыря. В 1764 году он был упразднен, его храмы стали приходскими, а в 1930-е годы были разобраны. Сейчас на его месте расположен (ул.Западная, 27).

В 1207 году к северу от Суздальского посада был основан девичий (ул. Ленина). Здесь особо почитается Евфросиния Суздальская, молитвами которой монастырь был спасен от Батыева нашествия в 1238 году. Под этим именем была пострижена в монастырь Феодулия, дочь князя Михаила Черниговского. Она готовилась стать женой суздальского боярина Мины, но перед самой свадьбой жених неожиданно умер. В XVI веке было составлено «Житие преподобной Евфросинии Суздальской».

От домонгольских построек монастыря ничего не сохранилось. Существующие ныне датируются XVI-XIX веками. Самым древним является трехглавый Ризположенский собор, построенный в XVI веке. Другая интересная постройка монастыря — двухшатровые Святые ворота 1688 года, украшенные нишами-ширинками с цветными изразцами.

Часть монастырской территории еще не отреставрирована

Главная высотная доминанта Ризположенского монастыря и всего Суздаля — 72-метровая Преподобенская колокольня . Она была построена в 1812-1824 годах на месте старой шатровой колокольни, серьезно пострадавшей в пожаре 1769 года. Проект, по всей видимости, был выполнен губернским архитектором Евграфом Петровым, учеником Матвея Казакова. Создание колокольни связывают с желанием жителей Суздаля увековечить славу русского оружия в войне с Наполеоном.

На стрелке между Слободской улицей и улицей Крупской расположена небольшая часовня . Она была установлена в 1999 году на месте, где прежде находились две церкви — летняя Похвалынская, построенная около 1725 года и зимняя Варваринская 1737 года. Обе они были разрушены в 1937 году.

Недалеко от Ризположенского монастыря находится , основанный, по преданию, Александром Невским в 1240 году. Вскоре он стал именоваться лаврой, ему покровительствовали московские князья Иван Калита и его сын Иван Красный. В 1695 году на средства царицы Натальи Нарышкиной и её сына Петра была построена каменная Вознесенская церковь. В начале XVIII века возвели Святые ворота и ограду. В 1764 году монастырь был упразднен, храм обращен в приходскую церковь.

Свято-Покровский женский монастырь (Покровская ул., 76) был основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем. Сюда была сослана бездетная царица Соломония Сабурова, супруга царя Василия III. Вскоре в монастырь начали насильно постригать и других знатных женщин, ставших жертвами политических интриг и борьбы за власть. В Покровском монастыре провела долгих 19 лет Евдокия Лопухина, первая жена царя Петра I.

Сохранились памятники архитектуры XVI-XVIII веков: Покровский собор (1510-1518), Святые врата с надвратной Благовещенской церковью, колокольня XVI-XVII веков, трапезная Зачатьевская церковь (1551), Приказная изба XVIII века, в которой размещается экспозиция «История Покровского монастыря. Интерьер Приказной избы».

(ул.Ленина) находится на северной границе Суздаля. По своему богатству и насыщенной экспозиции он поспорит с Суздальским кремлем. Монастырь был основан в 1352 году, его первым игуменом стал преподобный Евфимий, сподвижник Сергия Радонежского. Сохранился величественный ансамбль памятников XVI-XIX веков. Главная постройка — Спасо-Преображенский собор, построенный в XVI веке, в котором сохранились росписи костромской артели мастеров под руководством Гурия Никитина. У стен Спасо-Преображенского собора похоронен князь Дмитрий Пожарский. Другие постройки — шатровая трапезная Успенская церковь XVI века, «церковь под колоколы» Рождества Иоанна Предтечи со звонницей, надвратная Благовещенская церковь, Никольская церковь, настоятельские покои, келейный корпус.

При Екатерине Великой в монастыре была создана тюрьма для «безумствующих колодников», преобразованная после революции в политический изолятор ОГПУ-НКВД, затем — в лагерь для военнопленных, после войны — в детскую колонию. Сейчас в Спасо-Евфимиевском монастыре расположен музей, одно из подразделений Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Рядом со Спасо-Евфимиевым монастырем находилась Скучилова слобода , или «Скучилиха», где жили владеющие мастерством крестьяне из монастырских вотчин. Здесь сохранился небольшой каменный посадский дом (ул. Ленина, 148). Он состоит из двух клетей под высокими двухскатными крышами, наподобие деревянных домов. Посадский дом был построен в XVII веке и принадлежал портному Костьке Добрынке, отцу раскольника Никиты Пустосвята. В 1682 году Никита Добрынин участвовал в споре о вере, который проходил в Грановитой палате в Московском Кремле, в присутствии царевны Софии Алексеевны.

Рядом с посадским домом, напротив монастыря, стоят две церкви (ул. Ленина, 148а). Первая — церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери , с колокольней, построенная в 1696-1707 годах. За ней — маленькая «теплая» церковь Симеона Столпника 1749 года.

На самом севере города, за Спасо-Евфимиевым монастырем находится ансамбль церкви Воздвижения Креста Господня и церкви Косьмы и Дамиана в Коровниках (Спасская ул., 41а-б). Летняя церковь Косьмы и Дамиана была построена в стиле барокко около 1750 года. Зимняя Крестовоздвиженская церковь, с традиционной шатровой колокольней, датируется 1696 годом. В настоящее время они принадлежат общине Русской Православной старообрядческой Церкви.

На восточной окраине города, на дороге, ведущей на , стоит Свято-Васильевский мужской монастырь (ул.Васильевская). Он был основан в XIII веке. Сохранился собор 1662-1669 годов постройки, Сретенская трапезная церковь XVII века, колокольня. Монастырский ансамбль окружен невысокой стеной.

Рядом с Васильевским монастырем расположен ресторан «Трактир» (Васильевская ул., 34в), от которого открывается великолепный вид на излучину реки Каменки и храмовый комплекс в Михали .

Сейчас Михали — часть Суздаля. Храмовый ансамбль включает летнюю церковь Михаила Архангела 1769 года постройки, зимнюю церковь Флора и Лавра , построенную между 1800 и 1825 годами и церковь Александра Невского , построенную между 1875 и 1900 годами. Рядом на территории находится большой учебный корпус, дом священника и другие постройки. Сейчас комплекс передан Суздальскому православному лицею . Отсюда открывается великолепная панорама Суздаля.

Один из самых красивых храмов Суздаля — Козьмодемьянская церковь на Яруновой горе (ул.Ярунова гора). Она расположена близ Острожного земляного вала. По преданиям, в глубокой древности здесь находилось языческое капище бога Яруна, или Ярилы. В XII веке на этом месте был основан Козьмодемьянский монастырь, где окончил свои дни епископ Иоанн. Существующая ныне церковь была построена в 1725 году, сменив старый деревянный храм.

На Заречной стороне находится ансамбль Ризположенской церкви с колокольней и Знаменской церквей на Мжаре (улица Ленина, 22). В прошлом здесь находился Введенский монастырь.

Еще один интересный храм в Суздале — церковь Бориса и Глеба в Заречной стороне (ул. Борисовская Сторона) конца XVII — середины XVIII века. До начала XVII века здесь находился Борисоглебский монастырь, который был сожжен поляками в Смутное время. Это летний храм, немного севернее него находилась зимняя Никольская церковь XVIII века, снесенная в советские годы.

Одно из самых красивых мест Суздаля — . На холме над рекой Каменкой стоит Ильинская церковь (ул.Иванова гора) 1744 года постройки. Место это очень древнее: горка, на которой построен храм, называется Ивановой. Первый суздальский историк, автор «Исторического собрания о Богоспасаемом граде Суждале» (1754 год) Ананий Федоров пишет, что прежде здесь было языческое капище, посвященное Ивану Купале.

Ильинский луг — место заповедное. Другое его название — Лебяжий луг. Он имеет статус Особо охраняемой природной территории регионального значения. Здесь гнездятся различные виды птиц, обитает колония чаек. По преданию, на этом месте состоялась битва между Евпатием Коловратом и монголами.

Рядом с Ильинским лугом, на улице Шмидта, расположены еще несколько церквей: Тихвинская и Богоявленская с Предтеченской. , построенная конце XVII века, дошла до нашего времени без трапезной и колокольни. Прежде на её месте находился Андреевский монастырь, сожженный в Смутное время.

Летняя Богоявленская церковь 1781 года и зимняя церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченская) 1739 года составляют единый гармоничный ансамбль. В прошлом вокруг них селились кожевники, поэтому такое же название — Кожевники, — получила и слобода.

Богоявленская церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченская)

В конце XVIII века Суздаль превращается в тихий уездный город. В 1788 году был составлен «прожектированный» план города. Предполагалось, что будет введена регулярная застройка, расширены старые площади.

Впрочем, сделано было немногое, и город сохранил свою традиционную застройку и планировку. Въезд в город обозначен парными стелами. Улицы города застроены старинными деревянными и каменными домами XVIII-XIX веков. Есть и более поздние, современные, но хорошо вписанные в исторический ландшафт.

На улице Ленина, 106 обратите внимание на красивый дворец с церковью. Это бывшая богадельня , построенная в 1834 году на средства уроженца Суздаля, московского купца 1-й гильдии Василия Максимовича Блохина. После революции здесь размещались в разное время различные организации: Владимирская областная колхозная школа (ВОКША), затем — училище механизации сельского хозяйства, преобразованное в СПТУ № 8, художественно-реставрационное училище. Сейчас в этом здании находится Суздальский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры».

Необыкновенно красивы суздальские старинные деревянные дома. Многие из них украшены богатой резьбой. До революции они принадлежали купцам и мещанам.

На улице Ленина среди деревянной застройки выделяется большой каменный дом с многочисленными постройками. Это жилой дом купца Шишкина, построенный в середине XIX века. В фильме «Женитьба Бальзаминова» он выступает как усадьба Пижоновых.

Композиция с телегой и цветами на фоне жилого дома купца Шишкина

Еще одно интересное место, до которого мы, увы, не доехали — Музей живой истории «Щурово Городище» , расположенный на территории отеля HELIOPARK Suzdal. Это реконструкция поселения древних славян, основой для которого стали декорации фильма Павла Лунгина «Царь».

Разумеется, мы посмотрели не все достопримечательности Суздаля. Оказалось, что три дня (не считая однодневных поездок в прошлом) — это так мало!

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.


Всего 44 фото

В Суздале за всю его историю было основано 15 монастырей. Для такого небольшого нынешнего городка в 10 000 жителей это довольно значительное количество. Однако, вспомним, что именно Суздаль являлся с XII в. столицей Ростово-Суздальского, с XIII - Суздальского, а с первой половины XIV в. - Суздальско-Новгородского княжеств, а в конце XIV века вошел в состав Великого Княжества Московского и стал одним из основных религиозных центров на Руси. С XVI в. в Суздале велось масштабное строительство монастырей, расширялись старые, возводились новые. К XVI -му веку в Суздале уже действовало 11 монастырей. Однако с 1796 г. Суздаль становится уездным городом Владимирской области и со второй половины 19-го века - провинциальным, что, и явилось главной причиной сохранности здесь значительного количества замечательных памятников древнего русского зодчества.

Свято-Покровский женский монастырь, куда мы с Вами направляемся, является одним из самых интересных архитектурных ансамблей Суздаля. Основанный в 1364 году при суздальском князе Дмитрии Константиновиче он был одним из наиболее крупнейших и известных на Руси в 16-х-17-х веках, ведь именно сюда ссылали опальных и неугодных цариц, княгинь и прочих особ знатного происхождения. Далее под катом, любопытная история монастыря, рассказ о его пленницах, чудесах и моих ощущениях, которые резко отличаются от других подобных мест Суздаля и мест силы вообще.

02.

Основан этот монастырь в 1365 году, но от его деревянных построек совершенно ничего не сохранилось. В 1510 году Иван III инициировал масштабное каменное строительство Покровского монастыря. Существует легенда о появлении этого монастыря в Суздале. Великий нижегородско-суздальский князь Андрей Константинович в 1365 году, за год до своей смерти, изъявил желание основать и построить монастырь для инокинь в связи со своим обетом данным Богу построить храм имени Пресвятой Богородицы, при страшном шторме на Волге в который он попал по пути в Великий Новгород. Жизнь его была спасена, так как сразу же после данного им обета великое волнение как по мановению руки стихло. Место для монастыря, на правом берегу реки Каменки, указал и выделил землю местный святой, сподвижник Сергия Радонежского блаженный Ефимий Суздальский.
03.

XVI век стал для монастыря временем великого духовного процветания, так как именно в это время здесь становится святой Софией Соломония Сабурова, жена Великого Московского князя Василия III , которая после двадцатилетнего супружества была пострижена в черные монахини под именем София в Московском Рождественском монастыре и сослана сюда, в Свято-Покровский монастырь, возможно, под надуманным предлогом «ее бесплодия». Василий III же впоследствии женился на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного.
04.

София отличалась глубокой набожностью и святостью еще при жизни. В 1542 году она умерла и была погребена в усыпальнице Покровского собора. Практически сразу же на ее могиле в некрополе Покровского собора начались многочисленные чудеса и исцеления и в середине XVII века она была причислена к лику святых. Житие святой Софии привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов. Тогда же на обитель обратили особое внимание представители и царских фамилий. И, так, до XVIII века монастырь стал местом пострига в монахини значительного количества женских царственных особ, таких как супруга Ивана Грозного - царица Анна, супруга Василия Шуйского - царица Екатерина, супруга Петра I - Евдокия Федоровна Лопухина и многих, многих других.
05.

Кстати, существует легенда, что у Софии был сын Георгий, родившийся сразу после пострига, и чтобы скрыть его существование и избежать преследования, София, якобы инсценировала смерть сына во младенчестве и его захоронение в соборном некрополе. Этот слух частично подтвердился, когда в 1935 году А.Д. Варганов, занимавшийся историческими исследованиями и восстановлением Покровского монастыря, обнаружил, вскрыв детскую могилу в усыпальнице Покровского собора, под могильной белокаменной плитой, детский долбленый деревянный гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Однако, ничего более доказать не удалось и судьба сына Софьи до сих пор является нераскрытой тайной. Иван Грозный впоследствии сильно интересовался судьбой своего сводного брата и неоднократно приезжал в Покровский монастырь расследовать это дело, но ему также ничего не удалось найти…
06.

Ну, а теперь, отправимся исследовать Свято-Покровский монастырь. Туристов сюда водят не часто, поэтому монастырь не сильно людный, что уже здОрово. Кроме того, монастырь действующий, и нам категорически запретили фотографировать монахинь, снимать в храме и не ходить по монастырю кроме как по главной дорожке от Святых врат до Зачатьевской церкви, погрозив в противном случае о досрочном удалении с территории обители. Ограничения, конечно, обескуражили, но мне все же удалось сделать некоторые кадры из «запретных» мест монастыря)
07.

Пройдя через святые врата с надвратной церковью Благовещения, к истории создания которой мы еще вернемся, я оказался на территории Свято-Покровского женского монастыря. Во всем ощущалось необычайное спокойствие и умиротворение, как будто ты окунулся в благостное гармоничное расслабленное состояние. И это не описать словами…

Прямо передо мной правее возвышалась громада Покровского собора, первого каменного храма на территории монастыря, построенного в 1510-1518 гг. на месте древнего деревянного собора.
08.

Архитектура храма очень необычна. Собор Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой величественный двухэтажный храм-усыпальницу, увенчанный тремя главами и окруженный с трех сторон открытой галереей. С востока к нему примыкают три полукруглых апсиды, украшенных в верхней части скромным резным пояском. Свет в алтарную часть проникал через довольно узкие вытянутые окна (три на центральной апсиде и по одному на боковых) с полукруглым завершением и «глубоким» обрамлением. Декоративное убранство самого собора довольно сдержано. Стены, разделенные лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Им отвечают кокошники той же формы в основании барабана чуть приподнятой центральной главы. Такие же кокошники завершают и арочные проемы галереи. Сквозь эти проемы видны резные порталы, обрамляющие входы. Гладь стен нарушает только вытянутый аркатурно-колончатый пояс, напоминающий владимиро-суздальскую архитектуру эпохи домонгольской Руси. Храм был закрыт, поэтому пришлось довольствоваться только внешним обликом древней святыни.
09.

Покровский собор кажется величественным и строгим, и это не случайно. Василий III, делая заказ на строительство собора, уже изначально учитывал пожизненные сроки ссылки в монастырь и распорядился устроить под собором полуподвальный обширный склеп для погребения умерших знатных монахинь...
10.

И собор стал не только главным храмом монастыря, но и торжественным мавзолеем. В мрачном «подцерковье», за толстыми стенами, нашли свое пристанище опальные царицы, княгини, боярыни. Здесь покоятся: дочь Ивана III и его племянница Анна Бельская, носившая в иночестве имя Александра, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова и многие другие представительницы знатных аристократических русских родов: Скопиных-Шуйских, Горбатых, Нагих, Бельских.
11.

С южной стороны от собора располагается шатровая колокольня. Нижняя ее часть столпообразная церковь с престолом «Происхождения честных древ» - построена в 1515 году. Однако, в соседстве с большим собором скрадывались ее размеры, поэтому в XVII веке ее надстраивают ярусом арок и завершают очень острым шатром с тремя рядами окон-слухов. На колокольне сохраняется колокол, подаренный местным служилым - дворянином Демидом Черемисиным в 1589 году. Напрямую из собора можно попасть в колокольню - между двумя зданиями существует деревянный переход, построенный в XVIII веке. Монастырь обнесен невысокими белоснежными каменными стенами с девятью башнями. Главный, южный вход обращен лицом к Москве, на старинную московскую дорогу «Стромынку».
12.


13.

В 1922 году монастырь был разорен, здесь размещалась в то время биохимическая лаборатория. В 1950-х - 60-х годах монастырь реставрировался, а в 1980-е здесь открыли туристический гостиничный комплекс на 90 мест с бассейном и баром, ну а в соборе был концертный зал. Ну, надо же!?!(

Именно тогда построили эти любопытные избы-кельи, которые служили туристическими гостиничными номерами. В 1992 году монастырь вернули церкви и в этих кельях, наконец, стали селиться реальные монахини Свято-Покровского монастыря. Эти кельи располагаются практически по всей территории монастыря тяготея к его крепостным стенам.
14.


15.


16.


17.

Шатровая башня монастырской ограды. Первая каменная ограда монастыря появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована А. Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.
18.


Осмотрев Покровский собор я отправился к Зачатьевской трапезной церкви.
20.

Зачатьевская церковь, построенная в 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного, заменила старую деревянную церковь XIV века. К трапезной примыкает построенная в XV -м веке оригинальная звонница. Церковь совершенно необычна по своей архитектуре, и больше напоминает в основном своем объеме польский костел, чем православный храм.
21.

К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой. Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. С западной стороны пристроена шестигранная часовая звонница, шатёр которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон.
22.

Одну фотку внутри Зачатьевской церкви, все же, удалось сделать)
23.


24.


25.


26.

Вокруг Трапезной церкви когда-то находился ряд подсобных помещений. Одно из них - использовавшаяся для приготовления пищи - одноэтажная поварня конца XVII века было восстановлено и являет редкий образец монастырской архитектуры.
27.

Раз уж мы упомянули поляков, то есть одно чудное предание о святой Софии. При нашествии польских интервентов в 1609 году Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, и он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя». И факт остается фактом - только Покровский монастырь в Суздале уцелел тогда от полного разорения.
28.

Одна из любопытных страниц истории монастыря связана с многолетним пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, в иночестве Елены. Она прибыла в Покровскую обитель в 1698 году. С западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои. Напротив Святых врат обители в 1712 году она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея. Мы еще вернемся к истории этой любопытной церкви.
29.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре ее сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая «исследовать дело». «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, - пишет историк М.И. Семевский, - все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок…, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумению Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамну, монахиню Капитолину и несколько других монахинь невинно осудили и казнили на Красной площади в Москве в марте 1718 года.

Это вид на территорию монастыря от называемой Поварни. Заходить с этой стороны не разрешали, но я воспользовался отсутствием соглядатаев и постарался разнообразить ракурсы. Как я уже и упоминал, обойти монастырь вокруг не удалось.
30.

Монастырь выглядит живым и наполнен тихой радостью, это чувствуется. Жаль, конечно, что не удалось побывать в усыпальнице под Покровским собором, но стояла ранняя весна и он был еще закрыт для посещения.
31.

Еще несколько ракурсов величественного и строгого Покровского собора.
32.


33.


34.

В юго-западной части монастыря сохранился ещё один памятник русской гражданской архитектуры — Приказная изба с воссозданным в 1970 году интерьером начала XVIII века. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.
37.

Приказная изба - центр управления монастырским хозяйством. В ведении приказной избы находились также судные дела. В здании три помещения с отдельными входами: архив, канцелярия и «каменный мешок». В помещении канцелярии воссоздана обстановка конца XVII - начала XVIII века. В красном углу - иконы. На стене - портрет Петра I. На столе, покрытом сукном,- книги и папки для бумаг, грамоты и столбцы, чернильницы и гусиные перья. Конец XVII - начало XVIII века. Здание реставрировалось в 1950 - 1970-е, 2001 - 2002-е годы.
38.


Немного о надвратной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святые ворота уникальны - они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью. Трёхглавый храм располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проёмами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.
39.

Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула этому замечательному памятнику его первоначальный вид.
40.

Последний взгляд на эту величественную и одновременно необычайно кроткую обитель.
41.

Петропавловская церковь, построенная в 1694 году относится к слободскому типу. Она находится около Покровского монастыря и построена на Никольской слободе, принадлежавшей Покровскому монастырю. Здание весьма обширное, двусветное, просторное. Большой массив основного клуба имеет с западной стороны паперть, а с северной — придел. Фасады декорированы оконными наличниками с арочками, заостренными в центре, красивыми перспективными порталами и карнизом, состоящим, из полукруглых кокошников с поребриком. Кровельное покрытие церкви на четыре ската. Она завершена пятью главами с куполами луковичной формы. Внутреннее помещение имело лепные барочные рамы, как на стенах, так и на сводах, с расписанными внутри них картинами из священного сюжета. Часть этих украшений сохраняется в настоящее время.

К северо-западному углу основного здания церкви когда то примыкала колокольня. Нижняя ее часть имела в основании куб, с большим круглым столбом в углу, от которого на стены паперти были перекинуты арки. На них находился четверик — куб и восьмигранник со звонами вверху. Восьмерик завершался прямолинейным широким шатром. Эта монументальная и грузная форма колокольни несколько отходит от тех изящных и стройных колоколенок, которые мы видим сейчас на посаде. Колокольня была разрушена в лихие годы советской власти.
42.

С южной стороны Петропавловской церкви (правее от нее) находится небольшая каменная церковь - Никольская, с престолом Алексия, Человека божия. Это зимняя церковь. Основная ее клеть несколько подвышена против западной и алтарной. Покрытие четырехскатное, завершенное одной небольшой главкой. Здание построено в 1712 году ссыльной царицей Евдокией Лопухиной, матерью Алексея Петровича, сына Петра I. Один из приделов Никольской церкви как раз и освящен в честь Святого Алексия. Этот факт связан с пребыванием в монастыре Евдокии Лопухиной, бывшей жены Петра I и памятью о казненном царевиче Алексее. Храм имел пристроенную к паперти колокольню, которая также не сохранилась. Церковь эта была значительно перестроена и искажена. В 1954 году она восстановлена в своем начальном виде.
43.


44.


Покровский монастырь вызвал очень теплые и тонкие трогательные чувства. Ощущается тихое возрождение обители как шепот и журчание ручейка неуклонно пробивающегося к полноводной реке. Несмотря на ограниченное время пребывания, мне удалось почувствовать тихую скорбь и принятое смирение, что явно чувствуется на этой святой и многострадальной земле. Специфика этих ощущений в этой практически женской тюрьме и скорбном престижном женском некрополе была особой и позволяла прочувствовать страдания и примирение все новых верениц именитых монахинь со своей незавидной судьбиной. Недаром же бывшая опальная жена Петра I Евдокия Лопухина, умирая в Новодевичьем монастыре, сказала, что «…Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Эти слова удивляют и как нельзя лучше говорят о примирении, принятии своей судьбы, обретении душевного покоя мятежными и неугодными царственными женскими особами, что прошли через свое былое величие приняв венец страдания, стяжая бесконечное терпение, находясь в этом символичном месте упокоения монахинь с такой же похожей и тяжелой судьбой.

Источники и дополнительная информация:

Путеводитель по Суздалю. http://www.vidania.ru/bookpokrovsky2.html
Интернет-портал об истории и генеалогии - о Покровском монастыре: http://family-history.ru/temples/temples_6.html
Покровский женский монастырь в Суздале со схемой монастыря: http://nataturka.ru/usadiba/pokrov_mon_suzdal.html
Достопримечательности Суздаля - Никольская церковь

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Покровская
Дата основания: 1364 год
Основные достопримечательности: Покровский собор, Шатровая колокольня, Святые ворота и надвратная Благовещенская церковь, Зачатьевская трапезная церковь, Приказная изба
Координаты: 56°25"45.9"N 40°26"13.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Своему появлению Покровский монастырь обязан чудом. По преданию, суздальско-нижегородский князь Андрей Константинович плыл из Нижнего Новгорода в Суздаль, и на его ладью обрушилась страшная буря.

Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Андрей Константинович сдержал обещание: в 1364 году в низине правого берега реки Каменки был заложен Покровский женский монастырь . Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. Нынешний ансамбль сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения опальных жён русских царей.

Одной из его первых узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Великий князь женился на Соломонии в 1505 году, выбрав её на смотринах из 500 невест, представленных ко двору с этой целью. В мире и согласии супруги прожили 20 лет, но Сабурова так и не родила наследника престола. Обвинив жену в бесплодии, Василий III решил развенчаться (то есть развестись) и заключить новый брак с литовской красавицей Еленой Глинской. В 1525 году по велению Василия III Соломонию насильно постригли в монахи под именем старицы Софии и сослали в Суздальский Покровский монастырь. Соломония сопротивлялась, плакала и кричала, а когда ей поднесли монашеский куколь, то она начала топтать его ногами. Один из бояр даже ударил княгиню плетью, воскликнув: «Да как ты смеешь противиться воле государя!». Сабурова ответила, что не желает пострижения, и что Бог всё видит и отомстит её гонителю. Все вселенские патриархи осудили расторжение брака великого князя. Прогневавшись, Василий III лишил митрополита Варлаама духовного сана, что случилось впервые в русской истории. А патриарх Иерусалимский Марк предсказал князю, что если тот женится во второй раз, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью. Предсказание сбылось: от брака Василия III и Елены Глинской родился Иван Грозный. Прошло несколько месяцев, и вдруг по Руси поползли слухи, что Соломония во время пострижения была уже беременная и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. По легенде, мальчик тайно воспитывался в лесных скитах, и, возмужав, стал знаменитым разбойником Кудеяром. Соломония, опасаясь убийц, которых могла подослать вторая жена Василия, объявила, что новорождённый скончался, и инсценировала похороны. Спустя 400 лет, в 1934 году при реконструкции Покровского монастыря было обнаружено надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, одетая в расшитую жемчугом рубашку .

Покровский женский монастырь

Сегодня эта находка хранится в исторической экспозиции суздальского музея. По мнению некоторых исследователей, распашонка является косвенным свидетельством того, что ребёнок у Сабуровой всё-таки был. Но о настоящей судьбе старшего брата Ивана Грозного, законного престолонаследника, ничего неизвестно. Сабурова, в иночестве сестра София, через 17 лет после принятия пострига умерла и была похоронена в подклете Покровского собора. Сам Иван Грозный якобы возложил на гроб Софии пелену, сшитую его супругой Анастасией. Уже при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, Софию почитали как святую. И по сей день в Покровский монастырь съезжаются паломники, чтобы поклониться мощам Софии Суздальской, прося святую об исцелении и даровании детей. Последовав примеру Василия III, князья и бояре также ссылали своих жён в Покровскую обитель. В усыпальнице Покровского собора обрели вечный покой супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена князя Владимира Андреевича Старицкого и другие знатные женщины.

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря

1. Покровский собор

Панорама главного храма Покровского монастыря предстаёт перед зрителем во всей красе с противоположного левого берега реки Каменки. Сооружение каменного собора в честь Покрова Богоматери началось в 1510 году по велению Василия III на месте более древнего деревянного храма.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор)

К 1518 году среди низких монастырских келий вознёсся новый собор, стоящий на высоком подклетном этаже. Монументальный, четырёхстолпный храм с трёх сторон окружён двухэтажной открытой галереей, на которую с северо-запада и юго-запада ведут два крыльца. С востока к зданию примыкает трёхапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами-прорезями. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и опоясаны резным карнизом с мелким рисунком. Стены собора, украшенные аркатурно-колончатым поясом, завершены килевидными закомарами, из которых вырастают три мощных барабана, увенчанных шлемовидными позолоченными главками. Внутреннее убранство Покровского собора изначально отличалось аскетизмом отделки: белые стены, не имевшие росписей, создавали поразительный контраст с полом, вымощенным чёрными керамическими плитками.

Украшением интерьера служили иконы и произведения художественного шитья, выполненные монахинями. Внизу стен оборудованы небольшие ниши, предназначенные для складирования церковных книг, икон и прочих предметов церковного культа. В настоящее время особо ценные иконы Покровского собора хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

2. Шатровая колокольня

Шатровая колокольня

Шатровая колокольня, примыкающая с юго-запада к Покровскому собору, соединена с ним крытой галереей. Нижняя пластичная, мощная часть колокольни с широкими угловыми лопатками построена в 1515 году. Этот широкий восьмигранный столб, некогда увенчанный главкой, использовался в качестве церкви во имя «Происхождения честных древ креста». В XVII веке над храмом были надстроены арочный ярус звона и стройный шатёр, завершённый тремя рядами слуховых отверстий. Крытая галерея, связывающая звонницу и собор, пышно декорирована рустом и окнами с изящными наличниками. В звоннице сохранился колокол 1589 года, пожалованный дворянином Демидом Черемисиным Покровскому монастырю .

3. Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью

В южной стене ограды располагался парадный вход в Покровский монастырь - Святые ворота с Благовещенской церковью над ними, построенные около 1515 года по приказу Василия III. Святые ворота сочетают в себе элементы крепостного и культового зодчества. Нижняя часть строения, выполненная в виде башни, имеет проездную арку. Верхнюю часть массивного четверика занимает трёхглавая церковь, по декору напоминающая Покровский собор.

Надвратная Благовещенская церковь

Её фасады покрыты узором, состоящим из валиков, поребриков и ширинок разных размеров. Центральная глава церкви опирается на массивный барабан, поднятый на ярусе кокошников. По углам храма помещены два миниатюрных придела, увенчанных барабанами со шлемовидными куполами. По преданию, в юго-восточном приделе находилась молельня великой княгини Сабуровой. Своим главным фасадом церковь обращена на «Стромынку» - главную московскую дорогу. По этой дороге в Суздальский Покровский монастырь приезжали высокопоставленные гости из Москвы, в том числе Иван Грозный, привозивший в обитель ценные дары.

4. Зачатьевская трапезная церковь

К северу от Покровского собора находится Зачатьевская трапезная церковь, первоначально освящённая во имя зачатия святой Анны. В 1551 году на месте деревянной церкви Иван Грозный воздвиг каменный храм в память о своей умершей дочери Анне .

Зачатьевская трапезная церковь

Зачатьевская церковь напоминает гражданское здание: её основу составляет прямоугольный трапезный зал, перекрытый двускатной кровлей. С юго-запада к трапезным палатам примыкает шестигранная часовая звонница, а с востока - собственно объём церкви, обозначенный небольшой главкой. Здание украшено ромбовидным орнаментом из мелкого кирпича, характерного скорее для польской, чем для русской архитектуры. Возможно, зодчим Зачатьевской церкви был польский мастер, приглашённый Еленой Глинской. На втором этаже здания размещается просторный трапезный зал с мощными сводами, опирающимися на единый столп. Нижний этаж занимают хлебопекарня, поварня и другие подсобные помещения.

5. Приказная изба, или судный дом

Приказная изба, или судный дом

В юго-западной части Суздальского Покровского монастыря находится приказная изба. Вытянутое прямоугольное здание состояло из трёх помещений: северное занимал архив, центральное - вотчинная канцелярия, а в крайнем южном помещении проводились допросы провинившихся монахинь и крестьян, привезенных сюда за недоимки. Вотчинную канцелярию возглавлял дьяк, управляющий монастырским хозяйством. Сегодня в здании открыта экспозиция, воссоздающая интерьер приказной избы конца XVII века . Под приказной избой располагается подвал - тюремный «мешок» размером 2х4 метра, где содержались узницы.

В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский. Благодаря высокому примеру его жизни и его наставлениям Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о монастыре святым подвижником: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизались преподобная Елена (впоследствии первая игумения Московского Новодевичьего монастыря) и преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III. Их подвижническая жизнь привлекла в монастырь представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы.

О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Честных Древ Креста Господня. В 1518 году закончилось строительство главного монастырского собора в честь Покрова Богоматери. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Грамотой от 6 ноября 1551 года царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки.

Старинное монастырское предание говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в 1552 году шел через Суздаль походом на Казань. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563 году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария, а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в монастырь на престольный праздник. В 1682 году обитель посетили царь Федор Алексеевич с царевнами Софьей, Марией и Феодосией.

При нашествии поляков Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Это было в 1609 году. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».

Одна из страниц истории монастыря связана с пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Она отправлена была сюда Петром в 1698 году. С западной стороны Благовещенской надвратной церкви для царицы устроили особые кельи. Она ежедневно ходила к богослужениям, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. В 1712 году у южной стены монастыря она выстроила небольшой Никольский храм с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М. И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумения Покровского монастыря Марфа была сослана в Александровский Успенский монастырь. С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. Прожив здесь четыре года, царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.

Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую обитель посетил император Николай II с великими княжнами. Особое внимание государя было уделено монастырской ризнице, хранившей старинные вклады именитых особ.

Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 года. Со стороны новой власти начались вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.

Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 года. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их принимали к себе местные жители.

После выселения сестер все здания монастыря были переданы в ведение местного музея. Храмы стояли опечатанными, монастырские дома стали сдавать под жилье, ветхие хозяйственные и жилые строения продавались на слом. Особая комиссия в июне 1923 года произвела в храмах изъятие ценностей. В 1931 году монастырь был передан в распоря­жение политизолятора и закрыт для посторонних лиц. Сюда въехала организация под названием БОН – База осо­бого назначения. Монастырские здания были приспособлены для размещения на­учных лабораторий и мастерских. Когда в 1933 году обрушилась юго-восточная часть ограды, для ее восста­новления в фундамент новой стены положили старинные плиты монастырского некрополя. После того, как БОН выехала из монастыря, ее место занял детский дом, затем военная часть. Разорение обители в тот период шло очень быстро: в храмах выламывали полы и окна, снимали кровлю, пробивали своды, была разобрана северная часть ограды, монастырские строения разбирались для добычи кирпича.

Но Промыслом Божиим обитель Покрова не была разорена до конца. Еще во время Великой Отечественной войны древний Суздаль привлек к себе внимание крупных специалистов-реставраторов. В I944 году в присутствии П. Д. Барановского было произведено обследование Покровского монастыря. В победоносном 1945 году его включили в список объектов, подлежавших реставрации. Она велась в 1950-1960-е годы по проектам архитекторов Е. А. Архипова и И. А. Столетова. По завершении восстановительных работ в монастырских зданиях разместились экспозиции музея и гостиница «Покровская».

Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 году. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба. Покровский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале.

Возрождение монастыря вернуло к вопросу о возобновлении почитания преподобной Софии Суздальской. 14 августа 1995 года в усыпальнице Покровского собора было совершено обретение ее мощей.

Первые годы были наполнены трудами по восстановлению обители. Ремонтировался переданный в 1993 году Покровский собор. Его освящение было торжественно совершено владыкой Владимирским и Суздальским Евлогием 24 апреля 1994 года. С того времени в обители богослужения стали проходить ежедневно. Открылась воскресная школа для детей. Одной из сторон социального служения обители стала помощь городскому дому-интернату для престарелых и инвалидов. В монастыре с первых лет обустроены швейная и иконописная мастерские. Для нового четырехъярусного иконостаса Покровского собора сестры сами написали иконы. В 1996 году в селе Менчаково Суздальского района строится монастырское подворье.

В январе 2005 года обители был передан зимний храм Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы. Деревянные дома, расположенные по периметру монастыря, в которых размещались номера гостиницы "Покровская", были переданы обители в 2008 году, что способствовало расширению ее социального и духовно-просветительского служения.

Возрожденная сегодня обитель Покрова Богоматери – одно из мест православного паломничества, поклониться ее святыням приезжают многочисленные паломники из разных городов. В 2014 году обитель отметила большой исторический юбилей - 650 лет со времени основания. В 2017 году было отмечено 25-летие со времени возрождения.