Домой / Отдых в Керчи / Болвановка, гончарная слобода, швивая горка и многое другое. Болвановка, гончарная слобода, швивая горка и многое другое Солянка – Гончарная слобода – Таганская площадь

Болвановка, гончарная слобода, швивая горка и многое другое. Болвановка, гончарная слобода, швивая горка и многое другое Солянка – Гончарная слобода – Таганская площадь

Во время длинных новогодних выходных довелось оказаться на экскурсии по Заяузью XVII века: по пути от Таганки мы прошли немалое расстояние до Андроникова монастыря, который считается самым старшим из сохранившихся на территории Москвы храмом - XIV века.
За 2 с лишним часа мы узнали не только об истории этого славного московского района и о жизни стрельцов, но также о том, почему говорят "ломать шапку", "распоясался", "не по сеньке шапка" и многое другое, какая зарплата и льготы были у стрельцов и многое другое.
Спасский собор Андроникова монастыря, рядом с которым находится захоронение Андрея Рублева.


Завернув за угол от метро Таганская, мы увидели Храм Святителя Николая Чудотворца с нижней зимней церковью и верхней летней. Стиль "московское барокко". В храме есть редкая икона "Прибавление ума", про которую впервые услышала в Тутаеве - там тоже есть такая икона. По преданию икона была написана в XVII веке после видения иконописцем, страдавшим беспамятством и приступами безумия, Божией Матери и по Её указанию, - и автор исцелился. Отличие этой иконы от других к том, что Богородица и младенец запеленуты оба фелонью.

Рядом находится ещё одна красивая церковь с редкой иконой "Троеручица", у которой молятся, чтобы руки были здоровыми.
Поскольку на этом месте селились гончары - Гончарная слобода, - то и храм украшен красивым изразцами.

Гончарная улица, на которой было два красивых храма, разрушенных в годы советской власти.

Стрелец Фома Удальцов, он же наш гид по Заяузью, запасся гравюрами и планами прошлых веков, чтобы передать нам атмосферу того времени. Одет он "по-настоящему", с кушаком на поясе, шапка с меховой оторочкой по званию, а не по сеньке, - всё по правилам. Так и шли по Москве, привлекая внимание. За нами наблюдал и охранял нас ещё один "ряженый" - Алексашка меньшой.

Подворье Афонского монастыря. Приход храма великомученика Никиты известен с первой трети XVI в. Современное здание храма было построено в 1595 г. Иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского. Здесь принимаются сорокоусты о здравии, которые можно отправить на Афон. Кстати, цены - самые божеские в Москве.

Вид со Швивой горки (две версии происхождения названия предложил нам Фома на выбор) прежде

и сейчас:

Памятник Дмитрию Донскому, который недалеко от этого места разбил врага.

Памятник поставлен в 2014 году на деньги граждан России, перечень которых указан на торце основания памятника, весьма примечательный, кстати.

Усадьба Баташевых.

Храм Симеона Столпника. Стиль "классицизм".

Храм святителя Мартина Исповедника Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой Слободе. XVIII век.

Крошечный Коммунистический переулок, оставшийся от советского времени. Обе Коммунистические - Большую и Малую - улицы переименовали.

Улица Станиславского в Алексеевской слободе: тут находился завод Алексеевых, на котором крутились золотые галуны для военных, а позже стали изготавливать медные провода для армии. Станиславский "открестился" от своей фамилии, но остался представителем этой семьи, поэтому и улица не Алексеевская, а Станиславского.

Приблизились к храму Сергия Радонежского.


Вот мы и у Андроникова монастыря, возле памятника Андрею Рублеву.

После долгого утомительного пути (шли мы 2 часа 15 минут) Фома Уадльцов пригласил нас в "трапезную" - "Хлебный дом" на территории монастыря, где нам принесли чай и блины со сметаной. Мы передохнули и подкрепились. Это входит в стоимость экскурсии. Затем экскурсия продолжилась.

В стоимость включено:

Пешеходная экскурсия - 2-2,5 часа.

Описание:

"Гончарная слобода"

Место встречи: на выходе из метро Таганская (кольцевая).

Продолжительность экскурсии: 2,5 часа.

Окончание экскурсии : м. Таганская (кольцевая).

Гончарная слобода - одна из старейших слобод в Земляном городе, расположенная на левом берегу р. Яузы. На территории современного Таганского района в прошлом существовало множество ремесленных слобод, которые компактно проживали на Швивой горке, Таганском холме и Котельнической набережной. Активное освоение этой территории началось тогда, когда сюда переселили городских ремесленников, занимавшихся огнеопасными ремёслами – кузнецов, таганцев, котельников и гончаров.

Несмотря на строительный бум доходных домов в начале ХХ века, на территории Гончарной слободы оставались одно-, и двухэтажные дома.

Лишь позже, в советское время, на Таганском холме появилась одна из семи высоких сталинских «красавиц» - жилая высотка на Котельнической набережной.

Гончарная слобода сегодня - это территория, на которой можно прочувствовать перепады высот одного из многочисленных холмов Москвы-Таганского; окунуться в атмосферу прошлых лет, и представить себе уклад жизни ремесленников, и увидеть, как менялся архитектурный облик этой слободы на протяжении многих столетий.

Объекты:

  • · храм великомученика Никиты на Швивой горке в Заяузье (афонское подворье);
  • · храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (болгарское подворье);
  • · храм святителя Николая в Котельниках (православная церковь чешских земель и Словакии);
  • · дом наркомата обороны;
  • · высотка на Котельнической набережной;
  • · музей русской иконы;
  • · дом, где жила героиня картины Пукирева «Неравный брак»
  • и мн. др.

Вы узнаете:

  • · почему гончаров, обслуживающих царский двор, выселили на окраину?;
  • · почему Швивая горка получила такое название?;
  • · где проводились археологические раскопки и что было найдено?;
  • · на каком участке Швивой горки можно увидеть сразу 3 реки?;
  • · на каком перекрестке можно увидеть архитектуру 4 столетий?;
  • · в каком доме жил маршал К.Рокоссовский?;
  • · как сложилась судьба главной героини картины Пукирева «Неравный брак»?;
  • · в каком доме похищают русалок и подкидывают львов?
  • и мн. др.

Новое авторское путешествие по древнейшему поселению Москвы! Гончарная слобода - старейшая из слобод Земляного города, первые упоминания о которой датируются в летописях XII веком, а селились здесь, в основном, гончары. Давно исчезли и гончары, и сама слобода со временем застроилась дворянскими усадьбами и крепкими особняками купцов-старообрядцев, а название улицы, переулков и набережной - сохранилось. А еще сохранились здесь удивительные, ни с чем не сравнимые старинные храмы...

Каждый храм Гончарный слободы - особенный, со своей изюминкой. Мы увидим четыре храма и познакомимся с интереснейшей историей каждого. Начнется наша экскурсия с рассказа о церкви Николая Чудотворца на Болвановке . Мы узнаем, почему храм получил такое название, и как спорил с императором Петром I его архитектор Осип Старцев. Неподалеку от него находится изумительная церковь Успенья в Гончарах. Подобных храмов в Москве всего лишь несколько. Дело в том, что ее особенным украшением являются полихромные изразцы мастеров Государевой палаты под руководством Степана Полубеса. Декор изразцов очень пластичен. Это фигуры евангелистов, Птицы Феникс, цветочный орнамент. Современники мастера не могли поверить, что такое чудо сделал обыкновенный человек, поэтому Степану, по фамилии Иванов, дали прозвище Полубес. Мы увидим особо чтимую икону «Троеручица» - подарок от монахов Афона патриарху Никону в 17-м в. Затем мы полюбуемся церковью Николы в Котельниках, которую строил главный архитектор Москвы 19-го века Осип Бове по заказу князей Голицыных на землях их родственников - баронов и графов Строгановых. Этими землями они владели со времен Ивана Грозного. Храм Николы был родовой усыпальницей Строгановых. В настоящее время сохранилось несколько надгробий, которые мы увидим. Побываем и в самом храме. В 1999 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. Он является подворьем Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Вы увидите иконы мц. Людмилы Чешской, свв. Петра и Февронии Муромских. А вот подворье Русского Афонского монастыря - это следующий храм нашей экскурсии. Церковь Никиты была построена в 1595 г. Эта белокаменная церковь - редкость даже для Москвы. Строил ее таганский купец Савва Емельянов. На экскурсии вы узнаете, какие родственные связи у этого храма с соборами Московского Кремля. В церковной лавке подворья можно купить не только традиционные религиозные предметы, но и заказать молебен на Афоне.

Особым украшением нашей экскурсии станет посещение Музея русской иконы. Самый крупный в России частный музей восточно-христианского искусства. В музее более 4500 экспонатов, 900 икон. Экспонаты коллекции охватывают период - от XIV до начала XX века. Она включает произведения важнейших художественных центров восточнохристианского искусства, некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев.

Продолжительность экскурсии: ~3,5 часа (ориентировочно).

Место сбора - ст. м. "Таганская" (кольцевая линия, на улице у выхода к Театру на Таганке).

Сбор туристов в 10:45. Отправление в 11:00. Гид с табличкой "Название экскурсии".

Стоимость экскурсии на человека: 650 руб. взр./реб.

Полезная информация:
- Одевайтесь в удобную для прогулок одежду и обувь;
- В случае плохой погоды запаситесь плащами или зонтиками;
- Возьмите фотоаппарат.

Для дам обязательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки. Наличие для женщин таких предметов одежды, как брюки, не допускается.

Слобода образована в XVI веке, основную массу жителей составляли гончары и кузнецы, их сюда выселили потому что у них работа связана с огнем, чтобы пожара не устроили. Слобода находится на левом берегу реки Яуза, удобнее всего выйти на станции Таганская. Пройдемся сегодня по Гончарной улице. От её конца в начало до Вшивой (Швивой, кому как нравится) горки.

01 Гончарная улица, это её начало.


02. А это ближе к метро Таганская, отсюда и начнем путешествие. Два сталинских дома - это неосуществленный проект Генерального плана реконструкции Москвы 1935 г. Этот план предусматривал полный снос существовавшей застройки Таганки. Гончарная улица должна была стать первостепенной радиальной улицей, а к северу к неё должна была примыкать обширная треугольная площадь внутри Садового кольца. Этот план, за исключением сталинских двух домов реализован не был.

03. Если встать в центре 5-го Котельнического переулка, то по окажетесь между двумя соборами. Они выстроены примерно в одно время, но совершенно разные. Вот этот большой - это церковь Святого Николая. А на другом конце переулка - Успенская церковь.

04. Храм святителя Николая на Болвановке. (Болвановскими назывались нынешние Радищевские улицы, Верхняя и Нижняя). Построена в 1697-1712 гг. Выглядит красиво, но отреставрирована так скажем, не научным методом - достаточно заметить, что стены оштукатурены, что не могло быть в XVIII в.

05. А вот Успенская церковь, здесь все, как говорится, аутентично, около неё мы и остановимся.

Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно.

06. Фриз трапезной с изразцами Полубеса.


07


08

09. Треугольник под мраморной доской - это нивелирная марка 1877 года. Таких знаков на старинных зданиях в городе не мало, и что интересно, все они датированы именно этим годом. Почему?

В середине ХIХ века в Москве возникла острая проблема сооружения жизненно важного общегородского объекта — водоканализационной системы, что требовало, прежде всего, наличия крупномасштабной карты города с метрическим изображением рельефа. Подобной карты Москвы тогда еще не было. Московская городская управа, считая Константиновский межевой институт (ныне МИИГАиК) самым опытным и ответственным в городе геодезическим учреждением, подписала контракт на три года по съемке и нивелировке Москвы.

Цифры на марке говорят о высоте в саженях соответствующей марки над урезом воды реки Москвы у Данилова монастыря.

Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери Троеручица.

В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён список с этой чудотворной иконы.
10

11. Вид с Гончарной улицы в сторону Таганки.

12. Один из двух сталинских домов, построенных в начале Гончарной улицы - неосуществленный план по превращению этой улицы в широкую магистраль.

Жилой дом (№36-38). Строительство его по проекту Г.П. Воробьева, начатое в 1936 г., было завершено в 1946 году уже силами немецких военнопленных. Здание украшено колоннами, огромной проездной аркой и фигурами, символизирующими мирный труд.

Фигур изначально было четыре, но в 50-х годах они стали разрушаться, и осталось только две.

13. На автостоянке около дома. Два века автомобилей.

14. Фасад дома, обращенный к Москва-реке.

15. А вот, если посмотреть через Москва-реку, то на противоположном берегу - это бывшая усадьба - дворец Бирона. В середине XVIII в. она перешла к военному ведомству, построившему здесь Кригскомиссариат - учреждение, ведавшее снабжением армии.

В советское время - это штаб Московского военного округа. Да, да, в бункере, который находится во дворе этого здания, по официального версии и расстреляли Лаврентия Палыча.


16. А мы еще раз обойдем дом и окажемся во дворе. Здесь неожиданно примостился вот такой особняк XVII-XIX века. Это бывший дом купцов Девятовых.
Известен тем, что здесь 2 ноября 1848 года родилась Варвара Алексеевна Морозова (урожденная Хлудова) и прожила до 1850-х годов.


17

18. А мы тем временем выходим в 1-й Котельнический переулок. Впереди, на взгорке - ансамбль городской усадьбы Шапкиных - В.П.Щукина - М.Ф.Миайлова.

Главный дом с палатами.

Середина—конец XVII века, перестроен в 1860—80-е годы.

Гражданский инженер Н.Г. Фалеев.

19

20. Рядом по переулку - здание школы очень странной архитектуры.

21. Мало того что тут странная одинокая колонна, да и окна такие-же, мягко говоря, необычные. Хотя школа, говорят, престижная, сюда еще во времена Союза приводили на автомобилях детей из соседней сталинской высотки.

22. Выходим на Гончарную улицу.

В доме №18 расположена старинная усадьба купца С.С. Солодовникова, который прославился в столице как владелец Солодовниковского пассажа на углу Кузнецкого Моста и Петровки. Здание усадьбы было построено в первой половине XVIII века и за время своего существования было несколько раз перестроено в соответствии с архитектурными тенденциями нового времени.
Оригинальными сохранились только белокаменные ворота, отмечающие вход на территорию усадьбы.
Кованная ограда сохранилась с времен строительства главного усадебного дома.



24

25. По соседству - Усадьба Клаповской. Ворота и главный дом, стиль ампир, года постройки 1800-е.

Усадьба Т.И. Тутолмина, над обликом которой трудились такие известные архитекторы, как М.Ф. Казаков, В.И. Баженов и В.В. Шервуд. Построенная в 18-19 веках, усадьба была капитально перестроена в 20-м: два выходящих прямо на улицу 2-этажных флигеля сохранили свой облик, но главный усадебный дом был надстроен и очень сильно изменился.

На днях сюда перебрался институт философии.
26

"Правый берег Яузы при впадении ее в Москву-реку был низменным. А левый - крутым и обрывистым. На холме, на самой круче, возвышалась церковь Никиты "бесов мучителя". От этой церкви, что сейчас так хорошо реставрирована, позади высотного здания на Котельниках, по высокому гребню холма над берегом Москвы-реки от устья реки Яузы к Таганской площади идет улица Володарского. На левой ее стороне стоит другая древняя маленькая церквушка, поражающая яркими изразцами, вделанными в наружные стены, и целыми изразцовыми иконами. Когда-то вся она сплошь была облицована изразцами. До сих пор эта церковь носит название "Успенья в Гончарах". А раньше вся улица называлась Гончарной, да и теперь так называют часть набережной и несколько переулков в этом районе.
Древняя тихая улочка и окружающие ее переулки застраиваются громадными корпусами новых домов. При строительстве, при прокладке водопровода, газовых труб, буквально на каждом шагу попадаются следы керамического производства. То обнаруживается часть разрушенного гончарного горна, то обломки громадных тиглей, то изразцы, оплавившиеся при неудачном обжиге, или иной брак производства. При земляных работах во дворе одного из домов неожиданно открылся древний гончарный горн, доверху наполненный глиняными игрушками, которые мастер по какой-то причине не успел вынуть сотни лет назад.

Здесь была Гончарная слобода, центр гончарного производства Москвы. Поселение на вершине холма у Москвы-реки существовало по крайней мере с XV века. Основную часть его жителей составляли ремесленники, преимущественно гончары. Видимо, они выселялись тогда и несколько позже, в XVI веке, в эти окраинные районы Москвы.
Почему эти выселки (так называли постройки переселенцев) загнали за реку? Прежде всего потому, что производство гончаров связано с огнем, а огонь был, пожалуй, главной опасностью для деревянных русских городов. С другой стороны, гончарам для их производства нужны глина, песок и вода. На Великом посаде они брали глину, по-видимому восточной его стороны. Это урочище называлось Глинищем. И здесь, на новом месте, были нужные условия. Воды в реках Москве и Яузе вдоволь, песок брали тут же, из моренных отложений, глины тоже, видимо, было вначале достаточно
Позже, когда производство широко развернулось, московские гончары стали привозить глину даже из Гжели. Анализ найденных в Гончарной слободе керамических изделий показал, что они из гжельских глин.
В том дворе, где был найден горн с игрушками, при дальнейших раскопках под руководством Б. А. Рыбакова открыли не один, а целых три горна, принадлежавших одной довольно крупной мастерской.

Немного поодаль находилось, по-видимому, производственное помещение, где формовались и обрабатывались изделия.
В нескольких метрах от горна открыли две ямы, сплошь забитые черепками разнообразной посуды. Здесь были и целые сосуды, но они тоже либо треснули, либо покоробились. В ямы сбрасывали брак производства - сосуды, лопнувшие или покоробившиеся во время обжига. Днища сосудов с клеймами одной конфигурации, но восьми различных размеров - с восьми гончарных кругов показали, что в мастерской работало не меньше 8-10 человек.
Как далеко ушли такие мастерские от примитивного производства деревенского гончара!
И ассортимент их продукции был очень богат.
Прежде всего, конечно, посуда - кухонная, столовая, парадная: горшки и миски различных форм и размеров, сковороды с полой ручкой, в которую вставлялась еще деревянная рукоятка, большие и малые пузатые бутылки - "кубышки", кувшины и кумганы.
А для тех, кому нужно было много путешествовать, гончары придумали особый сосуд - круглую плоскую флягу с двумя ушками, чтобы подвешивать ее через плечо, и четырьмя маленькими выступами-ножками, чтобы было удобно их ставить. Глиняные рукомойники делали в виде стилизованной фигуры животного, чаще всего барана, из носа которого также лилась вода. Воспоминание о таких рукомойниках сохранилось до недавнего времени и в русской поговорке: "Встану рано, пойду к барану, к большому носу, к глиняной голове".
Гончары лепили и разные светильники - плошки, лампадки, подсвечники.

Совершенствовалась форма сосудов, менялась и манера отделки.
В XV-XVI веках стали специальной костяной палочкой, или галькой, заглаживать (лощить) наружную поверхность сосудов так, что они приобретали ровный металлический блеск. У богатых людей вошла в моду металлическая посуда, а для тех, кто победнее, московские гончары стали изготовлять посуду такого же вида, но подешевле.
После обжига лощеных сосудов в нормальных условиях они становились красными, блестящими, похожими на медные, а при недостаточном доступе кислорода поверхность посуды приобретала серебристо-черный оттенок, напоминавший олово или даже серебро.
Применяли и другие способы украшения посуды. Красный глиняный сосуд покрывали светлой массой - ангобом, тонко измельченной, затертой на воде глиной. Сначала ее накладывали округлыми пятнами, напоминавшими распространенный в наше время узор для ткани "горошек". Потом стали покрывать всю наружную поверхность сосуда тонким слоем ангоба и по этому светлому фону разрисовывать коричневой краской. Наконец, уже к концу XVII века сосуды стали покрывать поверх ангоба желтой или зеленой прозрачной поливой, сначала только внутреннюю поверхность, чтобы она не впитывала влагу, а потом и наружную. Так появился фаянс.

Когда в Москве развернулось грандиозное по тому времени строительство каменных сооружений, черную и красную плитку для пола, кровельную черепицу, кирпич делали и на больших казенных заводах, и в Гончарной слободе.
С конца XV века украшать фасады зданий стали не резным камнем, а рельефными изразцами. После обжига их белили, чтобы красная глина не выделялась на фоне белокаменной кладки стен, а сливалась с ним, имитируя резьбу. Сложенный из таких изразцов орнамент представлял собой обычно переплетение геометрических фигур, например кругов, или, чаще, растительные мотивы. Позже изразцами стали облицовывать порталы и наличники окон кирпичных зданий. А во внутренних помещениях изразцами украшали печи. Первоначально у каждого печного изразца был свой отдельный рисунок, заключенный даже в специальную рельефную рамку, отделявшую его от соседних изразцов. Такими изразцами любовались как картинами. Да и сюжеты их были зачастую заимствованы с лубочных картинок. Вот народный герой с саблей в руке. Вот чудовище с телом льва и птичьей головой. Птица с головой женщины. Стрельцы с ружьями и пиками в руках устремились на штурм крепости. Над ними развевается стрелецкое знамя, а сзади их поддерживает артиллерия. Тут же лучник натягивает свой тугой лук. Под фигурами пояснительные надписи: "Зверь лютый грив", "Сирин птица вещая", "Едет поляк". "Приступ пехоты", "Бова" и т. п. Все это перемежалось карнизами и перемычками, покрытыми растительным орнаментом. Позднее поверхность печи покрывали единым узором. Рамки исчезли, так как теперь каждый изразец был тесно связан с соседними. Сюжетные изображения постепенно вытесняются растительным орнаментом, покрывающим всю печь как бы ковром.

В XVI и в начале XVII века поверхность изразцов была натурального коричнево-красного цвета терракоты (обожженной глины). В середине XVII века изразцы стали ангобировать и покрывать сверху зеленой поливой. По сюжетам эти изразцы сначала не отличались от красных, но позднее на них изображали преимущественно птиц, фантастических зверей и растительный орнамент. Во второй половине XVII столетия части орнамента стали покрывать поливой различных ярких цветов - белого, желтого, зеленого, синего, коричневого и т. п. Эти переливавшиеся яркими красками изразцы называли ценинными.
Все виды изразцов делали в Гончарной слободе за Яузой. Здесь найдены и бракованные изразцы, покоробившиеся, затекшие при обжиге, и глиняные штампы для нанесения рельефного орнамента, и чашечки для поливы.
Многие здания Москвы до сих пор сохранили древний изразцовый наряд. Недалеко от Гончарной слободы над воротами бывшего Крутицкого подворья возвышается теремок с крутой шатровой кровлей из аспидной черепицы. Стены его сплошь покрыты многоцветными рельефными изразцами. Такие же и наличники окон. По сторонам окон - ажурные колонны с рельефным изображением виноградных лоз. В солнечный день теремок сверкает всеми цветами радуги. Это вдохновенное творение архитектора (или, как тогда называли, подмастерья каменных дел) Осипа Старцева украшали, разумеется, мастера Гончарной слободы.

На Большой Полянке стоит старая церковь Григория Неокесарийского Пояс ценных изразцов идет по ее фасаду, повторяя излюбленный орнамент конца XVII века - "павлиний глаз". Эти изразцы сделали в 1668 году московский мастер Степан Иванов "с товарищи" (известно прозвище этого мастера - Стенка Полубес). Труд, видимо, был немалый, так как заплачено за изразцы было по тому времени дорого - десять рублей за сотню (т. е. за один изразец платили почти столько, сколько за несколько пудов ржи).
Красивыми изразцами украшали гончары свои церкви - Никиты за Яузой, Успенья в Гончарах.
Игрушки работы московских гончаров поражают своим реализмом. Люди в одеждах того времени, в жизненных позах. Мужчина несет под мышкой какую-то птицу. Музыкант играет на дудке. Всадник едет на лошади. Лошади в упряжи, с седлом и уздечкой, собаки с загнутым баранкой хвостом, медведи в намордниках, и в носу дырочка, в которую маленький хозяин может продеть веревку и таскать медведя за собой. Есть и куклы-марионетки для народного театра.
Для самых маленьких множество погремушек - от разрисованных по красному полю белым ангобом полых шариков или барабанчиков до целых коней, внутри которых тоже перекатывается и гремит камешек. Свистульки обычно делались в виде птиц. Если в нее дуть, попеременно прижимая отверстия на крыльях, птица издает трель. Были и настоящие "соловьи" - кувшинчики с отрогом, в который можно было дуть. Налитая в кувшинчик вода позволяла давать длинные трели без всяких клапанов.
Игрушечную посуду, как и большую, лепили на гончарном круге. Но остальные игрушки изготовлялись, несомненно, вручную, и, может быть, именно этим объясняется та свобода лепки, которая придает им своеобразную прелесть.

В пору своего расцвета Гончарная слобода Москвы была центром производства, где работали лучшие мастера. Документы не один раз сообщают, например, о мастере Павле Буткееве и его учениках Кузьме Савельеве, Ермоле Семенове и других: "Кузьма Савельев, прозвище ему Стенка, учился гончарному делу в Гончарах у Павла Буткеева, а промысел его гончарное дело", "Ермол Семенов жил в учениках у Павла Буткеева 5 лет" и т. п.
На Руси, как и на Западе, существовал обычай посылать молодых людей на выучку в другой город, знаменитый каким-либо ремеслом. Вероятно, и у московских гончаров были такие ученики. Во всяком случае, здания, украшенные изразцами на московский манер, строились в XVII веке во многих русских городах. В Ярославле, например, до наших дней сохранились постройки с изразцами, сделанными точно по образцу московских. Видимо, в строительстве там участвовали и ученики московских мастеров."