Домой / Отдых в Керчи / Свято-Успенский Кафедральный собор, Смоленск (12 фото). Успенский собор в смоленске На грани исчезновения

Свято-Успенский Кафедральный собор, Смоленск (12 фото). Успенский собор в смоленске На грани исчезновения

Свято-Успенский кафедральный собор (также известный как Собор Успения Пресвятой Богородицы) — главная религиозная достопримечательность Смоленска, находится в его центре, на Соборной горе, откуда открывается панорамный вид на город. Собор является объектом культурного наследия федерального значения.

Успенский собор был возведен в 1677 году на месте одноименного собора 12 века.

Высота Свято-Успенского кафедрального собора — 69 метров.

В архитектурный ансамбль входит также колокольня, палаты и каретные корпуса.

Сам собор выполнен в стиле барокко, внутри находится иконостас высотой более 30 метров.

Расписание богослужений в Успенском соборе Смоленска

Богослужения проходят по традиционному расписанию: по будням в 09:00 — Божественная литургия, в 18:00 — всенощное бдение. В выходные и праздники: 07:00 — ранняя литургия, в 10:00 — поздняя, в 18:00 — всенощное бдение. В дни православных праздников режим может меняться, за более детальной информацией обращайтесь по телефону.

История Успенского собора

Изначальный собор был основан еще в 1101 году князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который приказ заложить на этом месте каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (одновременно с заложением одноименного собора в Суздале).

Этот собор из камня еще почти полвека оставался единственной каменной церковной постройкой города. После освящение собора Владимир Мономах перевез в нее икону Божией Матери Одигитрии, которая досталась ему от его родителей по наследству.

В 1127 году с приходом к власти внука Владимира Мономаха князя Ростислава Мстиславовича Смоленское княжество стало расцветать, а в 1136-1137 годах была учреждена особая Смоленская епархии РПЦ, а Успенский собор (достроенный к тому времени окончательно) стал главным кафедральным собором.

Трагическое событие разрушения Успенского собора произошло в 1611 году — тогда были взорваны запасы взрывчатки, которые хранились рядом с соборным холмом. В результате взрыва рухнула и часть собора.

В 1674-75 гг после освобождения Смоленска от польско-литовской оккупации старое здание Успенского собора было окончательно разобрано. Через два года было принято решения соорудить новое здание собора, увеличив его в размерах. Архитектором стал Алексей Корольков. Но он не смог закончить строительство, работы были приостановлены до 1712. Окончательно же храм достроился лишь в 1740 году и имел 7 куполов. Спустя 20 лет произошло обрушение двух глав. Перестраивал храм архитектор Обухов, который и придал собору традиционный вид с 5 куполами.

Собор практически не пострадал при Отечественной войне 1812 года. Французский император Наполеон был поражен красотой собора и приказал его охранять.

Выстоял собор и во время немецко-фашистской оккупации. Тогда из нее пропал первообраз Смоленской иконы Божией Матери, само здание осталось невредимым.

В период советской власти, во времена религиозных гонений, в церкви размещался антирелигиозный музей.

В конце концов Успенский собор передали обратно РПЦ, и теперь это одна из главных туристических достопримечательностей города.

Иконы Успенского собора в Смоленске

В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии («Путеводительница»), который по преданию был написан святым евангелистом Лукой.

Среди других святынь стоит отметить железные сандалии заступника Смоленска Святого Меркурия, который почитается в лике мучеников. Он защитил Смоленск от нападения хана Батыя в 1239 году, приняв мученическую смерть. Тело его было погребено в Успенском соборе.

Искусно выполненный пятиярусный иконостас высотой более 30 метров предположительно относится к 1730-40-х гг.

Как добраться

До Успенского собора в Смоленске несложно добраться общественным транспортом.

Ближайшая остановка городского наземного транспорта — «Улица Соболева ».

Вам подойдут следующие маршруты:

  • автобусы № № 3, 7, 9, 10, 19, 22, 22ш, 23, 27, 31, 33, 38, 113, 164
  • маршрутные такси № № 2н, 9н, 13н, 16н, 27н, 38н, 41н, 46н, 52н, 55н, 56н и 119.

От улицы Соболева вам нужно будет свернуть на улицу Соборная гора, на которой и находится Успенский собор. Дорога пешком от остановки займет у вас 10 минут.

От железнодорожного вокзала города можно дойти пешком за полчаса: дорога пройдет по улице 12 лет Октября, затем по улице Кашена и вниз по улице Беляева по мосту через Днепр на улицу Соболева.

Для заказа автомобиля вы можете использовать приложения местных служб такси: в Смоленске действует Gett и сеть такси «Везёт».

Вход в Успенский собор на Google панорамах:

Видео об Успенском соборе в Смоленске:

Свято-Успенский кафедральный собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Свято-Успенский кафедральный собор - крупнейший храм Омска. Он включен в каталог мировой храмовой культуры и считается уникальным памятником российской архитектуры.

Первый камень в основу будущего храма закладывал Николай II, будучи еще не императором, а только цесаревичем. Когда Омск станет столицей Белой России, Свято-Успенский кафедральный собор окажется главным храмом для белогвардейского движения.

При строительстве Свято-Успенского храма за основу был взят проект Храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Архитектор Виррих не стал делать точную копию столичной церкви, а творчески переработал исходный вариант проекта. В итоге появилось уникальное здание.

После революции Свято-Успенский кафедральный собор в Омске постигла печальная участь. Сначала храм предполагалось переделать под оперный театр, но акустика оказалась недостаточной, и здание взорвали в 1935 году, а церковные колокола передали на переплавку. На расчищенном месте был разбит Сад пионеров, где ежегодно проводилась городская елка. Только в 2005 году власти Омска приняли решение о восстановлении святилища. Храм воссоздавали как точную копию разрушенного. Освящение Свято-Успенского кафедрального храма произошло в 2007 году, в этом же году зазвенели новые колокола.

В 2009 году в соборе установили раку с мощами архиепископа Сильвестра, расстрелянного в Омске незадолго до разрушения храма. Поклониться мощам мученика может любой желающий.

После освящения храма площадь вокруг него переименовали в Соборную. Сейчас здесь проходят все главные городские праздники.

Если есть возможность, прогуляйтесь вокруг храма в вечернее время. С наступлением темноты здание подсвечивают с помощью большого числа светильников, благодаря чему Свято-Успенский кафедральный собор выглядит особенно величественно.

Адрес: г. Омск, Интернациональная, 12.

В древнем русском городе Туле, столь славном своими искусными оружейниками, самоварами и пряниками, стоит замечательный храм, главный придел которого освящён в честь великого праздника - Успения Пресвятой Богородицы. Громкую славу принесла ему не древность постройки (возведён он был немногим более века назад) и не громкие имена исторических личностей, побывавших в его стенах, а замечательная архитектура, поставившая его в один ряд с лучшими памятниками храмового зодчества России.

Забота матушки-императрицы

В 1791 году благочестивая императрица Екатерина II повелела выделить деньги на перестройку весьма обветшавшей к тому времени одноименного женского монастыря славного города Тулы. Эти средства поступили как нельзя кстати, поскольку старое здание, невесть когда и построенное (документов о том не сохранилось), пришло в полную негодность. За многие года стены этого двухэтажного здания осели в землю настолько, что в дождливые осенние и весенние дни первый этаж нещадно заливало водой.

В 1792 году её разобрали и на том же месте возвели новую, тоже каменную, но одноэтажную и трёхпридельную. Руководил работами тульский гражданский губернатор Андрей Иванович Лопухин. Прослужила она людям и Богу до 1857 года, пока также не стала проявлять признаки обветшания, несколько странные для каменного сооружения, не простоявшего и семидесяти лет. Однако меры приняли: здание укрепили и расширили, отчего оно, как явствует из документов, пришло в ещё худшее состояние. Обычное дело - хотели как лучше, а вышло…

Собор - краса и диво

Однако, унывать не стали, а подождали ещё сорок лет и, благословясь, разобрали храм до основания. В начале же следующего века, а точнее в 1902 году, на его месте возвели новую постройку. На этот раз получился действительно прекрасный храм, известный сегодня как Успенский кафедральный собор (Тула). Весьма удачно найдено сочетание стен, выложенных из красного кирпича, и чёрных куполов, увенчанных золотыми крестами и полумесяцами. Двухэтажный, построенный в псевдорусском стиле и богато декорированный, он стал настоящим украшением, которым по праву гордится Тула.

Кафедральный Успенский собор славен и своей росписью внутренних помещений. Она в точности воспроизводит фрески, выполненные Виктором Васнецовым при оформлении им знаменитого Владимирского собора в Киеве. Уровень исполнения настолько высок, что позволяет предположить участие в их создании мастеров, прежде занятых в росписи киевского собора. Работа над ними была завершена в 1909 году, о чём свидетельствует сохранившаяся до наших дней надпись на одной из стен.

Эпоха разрушения

Большевики, захватившие власть в 1917 году, упразднили монастырь, его жителей разогнали, а Успенский кафедральный собор (Тула) закрыли. Поскольку первоочередной задачей было всё созданное прежде разрушить, причём, как сказано в их гимне, «до основанья», то крушили, не задумываясь. Безвозвратно гибли в те годы сотни шедевров русского храмового зодчества, но наперекор их злой воле выстоял Успенский кафедральный собор (Тула).

В тридцатые годы его неоднократно пытались взорвать, но покрывшиеся пороховой копотью стены упорно не желали сдаваться. Это было тем более удивительно, что две постройки, прежде возведённые на этом месте, преждевременно обветшали и грозили развалиться без всяких взрывов. Остаётся только гадать: усердие ли строителей этого «третьего храма» придало его стенам такую небывалую прочность или не попустил Господь свершиться чёрному делу и благодаря Ему не рассталась со своей святыней древняя Тула.

Кафедральный Успенский собор выстоял, и, не сумев его разрушить, городские власти решили использовать здание в своих сугубо мирских целях - разместили в его стенах архив. Но поскольку советское учреждение не могло находиться под сенью куполов и крестов, являвшихся, как тогда говорили, пережитком прошлого, то их снесли, безнадёжно нарушив гармонию всей архитектурной композиции.

Трудный процесс возрождения святыни

Успенский кафедральный фото которого представлены в статье, в результате новых веяний, принесённых с собой перестройкой, был возвращён верующим, но этот процесс оказался длительным и сложным. В конце восьмидесятых удалось провести реконструкцию фасада здания, и, несмотря на то что в нём по-прежнему находился архив, установить на кровле разрушенные в тридцатые годы купола и кресты. Внешний облик здания во многом стал походить на тот, каким он был накануне катастрофы 1917 года.

Лишь в сентябре 2006 года, когда были улажены все формальности, вновь обрела свою святыню древняя Тула. Кафедральный Успенский собор после долгих десятилетий вновь стал достоянием церкви. В январе следующего года епархиальный владыка митрополит Алексий совершил освящение его нижнего тёплого храма, а в мае был освящён и верхний храм. Это событие принято считать днём завершения реставрационных работ и началом новой эпохи в жизни собора.

Храм в наши дни

Сегодня этот великолепный памятник храмового зодчества начала XX века ежедневно посещается прихожанами храма и многочисленными туристами, которых во множестве принимает гостеприимная Тула. Кафедральный Успенский собор привлекает их не только своей удивительной архитектурой, но тем значением, которое он приобрёл в духовной жизни края.

Среди его святынь находятся частицы мощей многих святых, жизнью своей и смертью прославивших Господа. Здесь же можно поклониться и образу Успения Пресвятой Богородицы, снискавшему славу многими чудесами, явленными по молитвам перед ним, а также многим другим святым образам, которыми славен Успенский кафедральный собор в Туле. Расписание служб, проводимых в нём, можно видеть и на дверях храма, и на принадлежащих ему интернет-сайтах.

Часы работы храма

В будние дни Божественная литургия совершается в 8:00, а вечерние службы начинаются в 17:00. В праздничные же и выходные дни расписание несколько меняется. Ранняя обедня совершается в 7:00, а поздняя - в 10:00. Вечерние же богослужения начинаются так же, как и в обычные дни - в 17:00. Дополнительная информация для всех, кто желает посетить Успенский кафедральный собор (Тула) - адрес: ул. Менделеева, 13 (литер Л).

Главной православной достопримечательностью города Омска по праву считается Успенский кафедральный собор, построенный в честь Пресвятой Богородицы. Несмотря на сложную историю, храм действует по сей день и собирает в своих стенах тысячи прихожан.

Как строился Успенский собор

Архитектор Эрнест Виррих, известный проектированием главных улиц Санкт-Петербурга, заложил первый камень в основание будущего храма летом 1891 года. До этого на протяжении долгих 13 лет велись подготовительные работы. Изначально Успенский кафедральный собор (Омск) строился на деньги с пожертвований и фонда муниципального православного союза. Именно поэтому процесс затянулся на многие годы.

В основе проекта сооружения стоял - знаменитый Спас-на-Крови. Тем не менее, Успенский собор в Омске не стал простой копией, а получил собственный переработанный облик. При строительстве было использовано более 30 видов кирпича, поэтому сооружение было во многом уникальным.

Успенский кафедральный собор (Омск) представлял собой совокупность лучших идей традиционного народного и Именно так зодчие того времени видели главные молитвенные сооружения страны. Из византийской архитектуры Виррих взял луковичные главы, а из русской - шатровые крыльца, обрамление арок и наличников, дыньки, декоративные кокошнички и прочее.

Открылся храм в 1898 году, а уже спустя несколько лет на прилегающей территории появились многочисленные детские площадки, приходская школа и целых два училища.

На грани исчезновения

После революции Успенский собор в Омске переживал сложные времена. В 1920 году храм вместе со всей территорией был отдан во владение обновленцам, которым не по силам было его содержать. Постепенно прихожане стали отворачиваться от божьего дома.

К середине 1920-х Успенский собор в Омске полностью опустел. Именно по этой причине местными властями было принято решение начать снос сооружения. Первым делом от расхищения пострадал иконостас Успенского собора. Вслед за ним были сняты главы и колокола. К 1934 году от храма остались только стены и крыша. Спустя некоторое время здание переоборудовали под оперный театр для работников обкома партии.

В феврале 1935 года муниципальный исполком принял решение снести сооружение во благо будущего омского наркома. Процедура много времени не заняла. К концу года на месте храма образовались руины, а архиерейский сад для детей прихожан стал местом для заседаний пионеров. От собора осталась лишь часть алтарной стены. В середине 1990-х на месте руин властями города был сделан декоративный фонтан.

Воскрешение из пепла

Летом 2005 года по постановлению правительства области началось воссоздание храма, результатом чего стал нынешний Успенский собор в Омске. Стоит отметить, что при раскопках были обнаружены целые захоронения. Археологи нашли в фундаменте, на котором находился Успенский собор в Омске, мощи архиепископа Сильвестра. Также в гробнице были обнаружены старинные иконы и притвор Николая Чудотворца.

Первый камень в основание нового храма заложил митрополит Феодосий. Также отец Омский и Тарский поместил в фундамент ковчежец вместе с мощами священного мученика Сильвестра. В январе 2006 года началось активное возведение стен, а к августу на территории собора были освящены новые недавно вылитые колокола (13 штук).

Через несколько месяцев подняли купола, общий вес которых составлял 15 тонн. В апреле 2007 года установили крест, а в мае начались керамические и расписные работы. Так к середине лета, 15 июля, собор был полностью возведен с нуля и освящен.

Архитектура и интерьер

Площадь храма составляет более 1500 кв. метров. Высота колокольни вместе с крестом - 47 м. Диаметр главного купола равен 15 метрам. Свято-успенский собор (Омск) представляет собой величественное пятиглавое сооружение. Купола выполнены в шлемовидной форме. В их основании располагаются мощные цилиндрические башни с арочными окнами.

Над главным куполом установлен 8-гранный фонарь с пилястрами. Аналогичный стиль был использован и при строительстве колокольни с верхним перехватом. Кресты на главах - восьмиконечные. Стоит отметить, что колокольня выполнена из трех ярусов с вытянутыми проемами. Такой зодческий ход используется достаточно редко, но архитекторы отталкивались от первоначальных проектов Эрнеста Вирриха.

Интерьер собора состоит из главного и среднего залов, а также притвора с колокольней и трапезной. Над алтарем располагается 5-гранная конха. Что касается кровли трапезной, то она классическая двускатная. В цокольной части храма применен такой вид облицовки, как рустика. Каждый зал украшен удивительными росписями теплых тонов, декоративными нишами, лопатками и многоярусными карнизами. Окна собора оформлены резными наличниками.

Святыни и иконы

Самой важной составляющей храма времен 19 века был образ святой княгини, известной горожанам как В основании рамки были частицы мощей благоверной.

Иконы Успенского собора того времени требуют отдельного внимания. В начале 1910-х годов епископ Андроник привез с собой целый ряд чудотворных образов из Новгорода. Это были иконы Божьей матери, Преподобной Евфросинии, и прочие. Каждая из них содержала мощи святых.

В настоящее время главной святыней собора является рака с частицами тела и одежды архиепископа Сильвестра. Мощи в 2009 году были перенесены в пещерную церковь (нижний ярус храма). Также в иконостас собора входит образ Божьей матери Казанской с личной подписью Патриарха Алексея II.

Духовенство храма

В конце 19 века в штат Успенского собора входило 11 персон: кафедральный протоиерей, 2 священника, ключарь, 2 псаломщика и 5 диаконов. Первым руководителем храма был настоятель Недосеков. Именно он в начале 20 века основал вместе с ключарем Скальским Омское церковное училище. С 1911 года протоиереем был настоятель Соловьев, который за свою верную службу получил Орден наивысшей степени.

В настоящее время собором руководит митрополит Владимир. В его подчинении 6 иереев и 5 диаконов. Главным среди священнослужителей считается клирик Олег. Протоиереем храма является Валерий Желтовский.

Адреса и службы

Свято-успенский кафедральный собор (Омск) располагается в здании № 12 по улице Интернациональная. Его купола и колокольня видны издалека, поэтому найти храм не составит большого труда. Также рядом с ним курсирует общественный транспорт.

Сегодня Успенский собор, служба в котором проходит по вечерам в будни и выходные, открыт ежедневно до поздней ночи для всех желающих. В праздники прихожане имеют возможность подняться на колокольню.

К кафедральному храму приписаны также следующие соборы Омска: Воскресенский, Павла Комельского и Иверской.

Полезно знать

Для первоначального строительства храма в конце 19 века необходимые средства собирались не только городскими властями и святейшим Синодом, но и прихожанами со всей империи. Внутреннюю отделку на себя взяло Государственное казначейство, а иконостас был ввезен за личные деньги Николая II. Всего на строительство и украшение ушло более 125 тысяч рублей.

В апреле 2005 года в Омской области стартовал грандиозный выставочный проект, посвященный Успенскому собору конца 19 века. В экспозицию входили редчайшие экспонаты древнерусского зодчества, церковное облачение, книги и первые фотографии храма.

Сегодня на прилегающей к собору площади ежегодно проводятся различные праздничные мероприятия городского и государственного значения, например, парад к 9 мая. Также с недавних мер главная дорога к храму по указу правительства области стала основным местом для проведения спортивных состязаний.

Свято-Успенский кафедральный собор города Тулы

Настоятель

Благочинный церквей города Тулы протоиерей Сергий Резухин

Главный престол храма, другие приделы

Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно

Главные события года

Престольные праздники
Архиерейские богослужения

АРХИТЕКТУРА ХРАМА

«По своей архитектуре не представляет художественного интереса...» - именно так оценивалась Успенская церковь, например, в путеводителе по Туле, изданном в 1973 году. В той книге ей уделено всего три строчки. Откуда взялась такая оценка, и какова же на самом деле архитектурная и художественная ценность храма?

В советское время государственная идеология эпохи Николая I в целом и уваровская триада в частности считались однозначно «реакционными». Большинство советских искусствоведов по чисто идеологическим соображениям отказывались признавать памятниками архитектуры храмы, возведенные в русском и византийском стилях.

Говоря об этих стилях, советское искусствоведение прибавляло к словам «русский» и «византийский» уничижительные приставки «псевдо-» и «ложно-». Такая «научная» оценка была очень удобна для многих. Не памятник - значит, не надо охранять и можно сносить. Успенский храм избежал сей участи только потому, что стал хранилищем архивных документов.

В книге В. Уклеина «Тула - каменная летопись» (1984 г.) читаем: «От ее архитектуры веет официозным холодом, окостеневшей догмой, схоластической застылостью и академической скукой. Каких только мотивов древнерусского зодчества не увидишь в декоре церковных фасадов. Здесь и колонки с «перехватами» и «кубастыми» капителями, и гирьки-«висяги» над главным западным порталом, целые ряды ширинок, арка с килевидным завершением.

Говоря словами известного художественного критика В. В. Стасова, здесь «целый пуд русского» и, скажем мы, ни золотника теплоты, непосредственности, чарующей композиционной свободы, живописности и ненавязчивой красоты, свойственных подлинно древнерусскому искусству.

Но церковь бывшего девичьего монастыря таит в себе и нечто чрезвычайно ценное, в особенности для местных строителей. Ни одно тульское здание не может даже отдаленно сравняться с Успенской церковью по прекрасному качеству кирпича и по виртуозности кирпичной кладки».

На взгляд современных специалистов в области искусствоведения и архитектуры, храмы, возводившиеся в русском и византийском стиле во второй половине XIX - начале XX века - удачная попытка возродить национальную архитектуру в новых исторических условиях, с учетом требований времени. Да и можно ли было в конце XIX века применять пространственно-композиционные решения зданий трехсот-пятисотлетней давности? (А разве здания в стиле русского классицизма - точная копия древнегреческого Акрополя?) Вот и брали от древнерусской архитектуры в основном декоративные элементы.

Храмы в византийском и русском стиле - гораздо более русские, чем шедевры барокко и классицизма, строившиеся в нашей стране в XVIII - начале XIX столетия.


АРХрамы бывшего Успенского женского монастыря, расположенные рядом с Тульским кремлем, визуально знает каждый туляк. Первый - белый, с колоннами, в классическом стиле. Второй - из красного кирпича, в стиле русском. Две церкви и небольшой кирпичный дом вблизи них - всё, что осталось от тульского Успенского женского монастыря.

<...>

<...>

Успенская церковь была возведена в русском стиле. Интересно, что сохранился ее первоначальный, неосуществленный проект. Он близок к построенному храму, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы.

Так, при утверждении проекта и в процессе строительства отказались от готических элементов декора - например, стрельчатых обрамлений окон на барабанах. Не стали делать и горизонтальное трехчастное деление фасадов окнами - в случае такого деления здание казалось бы трехэтажным.

Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. На стене верхнего храма сохранилась надпись: «В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом». Эта живопись, по утверждению P.P. Лозинского, - копии с фресок Владимирского собора в Киеве, расписанного в 1885-1890 гг. Виктором Васнецовым.

С середины XIX столетия российские архитекторы всё чаще обращались к культурному наследию Византии и Древней Руси. Это объяснялось поисками национального стиля в архитектуре. Идеологическим обоснованием таких поисков была знаменитая триада графа Уварова: «Православие, самодержавие, народность».

Обратимся к оценкам, которые давались Успенской церкви тульскими архитекторами.

Заслуженный архитектор России В. В. Куликов в 1987 г. в газете «Коммунар» отмечает насыщенность фасадов храма элементами из белого камня и профилированного кирпича, высокий уровень строительных работ, «весьма удачное акустическое решение и освещение интерьера за счет окон и потока света, проникающего через центральный барабан, что создает впечатление зрительного увеличения пространства». Он тоже относит храм к псевдорусской архитектуре.

А можно посмотреть на Успенскую церковь и «предвзято» - с позиции необходимости сохранения русской национальной культуры. Храмы, возводившиеся в русском и византийском стиле во второй половине XIX - начале XX века, на мой взгляд, - удачная попытка возродить национальную архитектуру в новых исторических условиях, с учетом требований времени. Да и можно ли было в конце XIX века применять пространственно-композиционные решения зданий трехсот-пятисотлетней давности? (А разве здания в стиле русского классицизма - точная копия древнегреческого Акрополя?) Вот и брали от древнерусской архитектуры в основном декоративные элементы. Храмы в византийском и русском стиле - гораздо более русские, чем шедевры барокко и классицизма, строившиеся в нашей стране в XVIII - начале XIX столетия.

ИСТОРИЯ ПРИХОДА

Женская обитель: от намерения до воплощения

Храмы бывшего Успенского женского монастыря, расположенные рядом с Тульским кремлем, визуально знает каждый туляк. Первый - белый, с колоннами, в классическом стиле. Второй - из красного кирпича, в русском стиле. Две церкви и небольшой кирпичный дом вблизи них - всё, что осталось от тульского Успенского женского монастыря.

Идея основания в Туле женского монастыря принадлежала царю Федору Иоанновичу, сыну Иоанна Грозного. В писцовой книге по городу Туле за 1587-1589 годы говорится, что «по Государеву Цареву и великаго Князя Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Иван Олексеевич Жеребцов да диак Иван Мешаев Старое городище, что усть рчк (т. е. против устья речки) Тулицы, отмерели под новый девичь монастырь» участок 70 на 30 саженей (в переводе на метрическую систему -150 на 64 м). Старое городище - это место, на котором сегодня расположен Тульский оружейный завод.

Однако строительство в ближайшее время так и не начали. А в 1598 году скончался царь Федор. Потом было не до возведения монастырей: Смутное время, междуцарствие. Обитель возникла значительно позже - при царе Алексее Михайловиче.

В писцовой книге князя Вадбольского (1685 г.) при описании «деревянного города» в Туле (территория между кремлем и современной улицей Советской) упомянут «монастырь девичий Успения Пречистой Богородицы, строенье Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и Белыя России Самодержца».

Точного указания, когда именно был построен Успенский монастырь, не обнаружено. Однако в «Выписи с строенных Тульских книг» стольника Трофима Хрущова, строившего тульский посад, об этой обители несколько раз упоминается под 1649 годом.

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году. Если в 1649-м монастырь уже существовал, значит, основан он был между этими двумя датами.

Главный монастырский храм

Время строительства первого, главного храма монастыря точно не установлено. Из документов XVIII века ясно, что это было каменное двухэтажное здание. В верхнем этаже был престол во имя Успения Пресвятой Богородицы и придел во имя преподобного Александра Свирского, в нижнем - престол в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и придел Николая Чудотворца.

Со временем здание обветшало, начало уходить в землю, весной и в дождливые дни первый этаж заливался водой. Церковь разобрали и в 1791-1792 гг. построили новую, каменную, одноэтажную - на деньги, выделенные из казны Екатериной II, попечением тульского гражданского губернатора Андрея Ивановича Лопухина.

Главный престол освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел был посвящен иконе «Неопалимая Купина», северный - Александру Свирскому.

В 1857 году храм, пришедший уже в довольно ветхое состояние, был расширен, что не пошло ему на пользу: обветшание ускорилось.

В 1899 году приступили к разборке этой церкви; к 1902 году на ее месте воздвигли новое двухэтажное здание, которое и дошло до наших дней.

Собор, дошедший до наших дней

Нижний теплый храм с одним престолом во имя равноапостольной Марии Магдалины и великомученика и целителя Пантелеймона освятили 24 октября 1902 года; верхний, с главным престолом Успения, был освящен 28 июня 1904 года, а приделы верхнего храма - во имя иконы «Неопалимая Купина» и во имя святого Александра Свирского – соответственно, 11 июля 1910 года и 3 июля 1911 года.

В Государственном архиве Тульской области хранится «Дело о построении каменного храма при Тульском Успенском женском монастыре», начатое 26 января 1899 г., оконченное 3 октября 1907 г. «Дело...» содержит рапорты и прошения настоятельницы монастыря игуменьи Магдалины, адресованные архиепископу Тульскому и Белевскому Питириму и в духовную консисторию, а также соответствующие резолюции. Как и при любом строительстве, возникали проблемы финансовые, снабженческие, а также вопросы этического порядка.

Из рапорта игуменьи Магдалины от 23 февраля 1899 года (это было время подготовки к возведению нового храма): «В указе Святейшего Синода от 17-го июля 1866 года изображено, что с разрешения <...> архиерея для сбора добровольных пожертвований в церквах, а равно в часовнях на столбах могут быть устраиваемы кружки.

Принимая во внимание, что предпринимаемая мною постройка в монастыре нового храма требует очень значительных средств, каковых в наличии имеется недостаточное количество, и надеясь привлечь к участию в пожертвовании на построение храма и таких любителей благолепия дома Божия, которые стесняются открыто подавать свои незначительные пожертвования, покорнейше прошу Ваше Преосвященство разрешить мне устроить на монастырской ограде близ Святых врат кружку для сбора добровольных пожертвований на построение храма <...>.

Наблюдение над целостию и неприкосновенностию кружки и собираемых в нее приношений принимаю на свою ответственность, для чего обязуюсь каждый вечер, перед наступлением ночного времени, кружку сию снимать, а по окончании каждого месяца высыпать содержащиеся в ней пожертвования и своевременно вносить их в приходно-расходные книги». Как видно из дальнейших документов, кружечный сбор оказался довольно значительным.

В рапорте игуменьи Магдалины от апреля 1899 года говорится, что ров для фундамента нового храма пройдет через старые могилы, «числом пять». А далее - об отношении к «отеческим гробам», имевшем место в XIX веке и, к сожалению, утраченном в веке XX.

Настоятельница пишет архиепископу Питириму: «Хотя могилы эти содержат останки давно умерших покойников, тем не менее, может случиться, что при разрытии их могут оказаться не совершенно еще истлевшими кости и части гробов; почему принимаю на себя смелость смиреннейшим образом просить Ваше Преосвященство:

А) разрешить мне произвести раскопку находящихся на месте фундамента будущей церкви могил;

б) собранные в них смертные останки сложить в общий гроб и, по совершении над ними панихиды, закопать на середине будущей церкви;

в) имеющиеся на некоторых могилах памятники заложить в стену нижнего этажа нового храма так, чтобы надпись о звании похороненных была видна изнутри храма».

А вот краткий «финансовый отчет» - выдержки из рапорта игуменьи Магдалины от 6 сентября 1907 года: «На построение нового храма употреблено средств, специально собранных на этот предмет, 57 тысяч, пожертвований от тульского купца Димитрия Яковлевича Ваныкина 25 тысяч, во время построения поступило от разных благотворителей 32 тысячи, собрано по подписным листам, сборным кружкам, за надгробное чтение псалтири и за отведенные места для могил в ограде монастыря 19 тысяч».

Немало сделали для нового храма тульские благотворители. Так, его мраморный иконостас явился пожертвованием Надежды Угренович. Два серебряных креста и священные сосуды в храм передали люди, пожелавшие остаться неизвестными. Любовь Ивановна Трухина (урожденная Ломова) пожертвовала паникадило, повешенное в центре храма.

Подготовлено с использованием материалов книги Наталии Кириленко «Храмы города Тулы» (Тула, 2010).


ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Храмы бывшего Успенского женского монастыря, расположенные рядом с Тульским кремлем, визуально знает каждый туляк. Первый - белый, с колоннами, в классическом стиле. Второй - из красного кирпича, в стиле русском. Две церкви и небольшой кирпичный дом вблизи них - всё, что осталось от тульского Успенского женского монастыря.

Идея основания в Туле женского монастыря принадлежала царю Федору Иоанновичу, сыну Иоанна Грозного. В писцовой книге по городу Туле за 1587-1589 годы говорится, что «по Государеву Цареву и великаго Князя Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Иван Олексеевич Жеребцов да диак Иван Мешаев Старое городище, что усть рчк (т. е. против устья речки. - Н.К.) Тулицы, отмерели под новый девичь монастырь» участок 70 на 30 саженей. В переводе на метрическую систему -150 на 64 м. Старое городище - это место, на котором сегодня расположен Тульский оружейный завод.

Однако строительство в ближайшее время так и не начали. А в 1598 году скончался царь Федор. Потом было не до возведения монастырей: Смутное время, междуцарствие. Обитель возникла значительно позже - при царе Алексее Михайловиче.

В писцовой книге князя Вадбольского (1685 г.) при описании «деревянного города» в Туле (территория между кремлем и современной улицей Советской. - Н.К.) упомянут «монастырь девичей Успения Пречистой Богородицы, строенье Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и Белыя России Самодержца».

Точного указания, когда именно был построен Успенский монастырь, не обнаружено. Однако в «Выписи с строенных Тульских книг» стольника Трофима Хрущова, строившего тульский посад, об этой обители несколько раз упоминается под 1649 годом.

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году. Если в 1649-м монастырь уже существовал, значит, основан он был между этими двумя датами.

Время строительства первого, главного храма монастыря точно не установлено. Из документов XVIII века ясно, что это было каменное двухэтажное здание. В верхнем этаже был престол во имя Успения Пресвятой Богородицы и придел во имя преподобного Александра Свирского, в нижнем - престол в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и придел Николая Чудотворца.

Со временем здание обветшало, начало уходить в землю, весной и в дождливые дни первый этаж заливался водой. Церковь разобрали и в 1791-1792 гг. построили новую - каменную, одноэтажную - на деньги, выделенные из казны Екатериной II, попечением тульского гражданского губернатора Андрея Ивановича Лопухина. Главный престол освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел был посвящен иконе «Неопалимая Купина», северный - Александру Свирскому.

В 1857 году храм, пришедший уже в довольно ветхое состояние, был расширен, что не пошло ему на пользу: обветшание ускорилось.

В 1899 году приступили к разборке этой церкви; к 1902 году на ее месте воздвигли новое двухэтажное здание, которое и дошло до наших дней.

Нижний теплый храм с одним престолом во имя равноапостольной Марии Магдалины и великомученика Пантелеймона целителя освятили 24 октября 1902 года. Верхний, с главным престолом Успения - 28 июня 1904 года, а приделы верхнего храма - во имя иконы «Неопалимая Купина» и во имя Александра Свирского – соответственно 11 июля 1910 года и 3 июля 1911 года.

В Государственном архиве Тульской области хранится «Дело о построении каменного храма при Тульском Успенском женском монастыре», начатое 26 января 1899 г., оконченное 3 октября 1907 г. «Дело...» содержит рапорты и прошения настоятельницы монастыря игуменьи Магдалины, адресованные архиепископу Тульскому и Белевскому Питириму и в духовную консисторию, а также соответствующие резолюции. Как и при любом строительстве, возникали проблемы финансовые, снабженческие, а также вопросы этического порядка.

Из рапорта игуменьи Магдалины от 23 февраля 1899 года (это было время подготовки к возведению нового храма): «В указе Святейшего синода от 17-го июля 1866 года изображено, что с разрешения <...> архиерея для сбора добровольных пожертвований в церквах, а равно в часовнях на столбах могут быть устраиваемы кружки.

Принимая во внимание, что предпринимаемая мною постройка в монастыре нового храма требует очень значительных средств, каковых в наличии имеется недостаточное количество, и надеясь привлечь к участию в пожертвовании на построение храма и таких любителей благолепия дома Божия, которые стесняются открыто подавать свои незначительные пожертвования, покорнейше прошу Ваше Преосвященство разрешить мне устроить на монастырской ограде близ святых врат кружку для сбора добровольных пожертвований на построение храма <...>. Наблюдение над целостию и неприкосновенностию кружки и собираемых в нее приношений принимаю на свою ответственность, для чего обязуюсь каждый вечер, перед наступлением ночного времени, кружку сию снимать, а по окончании каждого месяца высыпать содержащиеся в ней пожертвования и своевременно вносить их в приходно-расходные книги». Как видно из дальнейших документов, кружечный сбор оказался довольно значительным.

В рапорте игуменьи Магдалины от апреля 1899 года говорится, что ров для фундамента нового храма пройдет через старые могилы, «числом пять». А далее - об отношении к «отеческим гробам», имевшем место в XIX веке и, к сожалению, утраченном в веке XX. Настоятельница пишет архиепископу Питириму: «Хотя могилы эти содержат останки давно умерших покойников, тем не менее, может случиться, что при разрытии их могут оказаться не совершенно еще истлевшими кости и части гробов; почему принимаю на себя смелость смиреннейшим образом просить Ваше Преосвященство а) разрешить мне произвести раскопку находящихся на месте фундамента будущей церкви могил; б) собранные в них смертные останки сложить в общий гроб и, по совершении над ними панихиды, закопать на середине будущей церкви; и в) имеющиеся на некоторых могилах памятники заложить в стену нижнего этажа нового храма так, чтобы надпись о звании похороненных была видна изнутри храма».

А вот краткий «финансовый отчет» - выдержки из рапорта игуменьи Магдалины от б сентября 1907 года: «На построение нового храма употреблено средств, специально собранных на этот предмет, 57 тысяч, пожертвований от тульского купца Димитрия Яковлевича Ваныкина 25 тысяч, во время построения поступило от разных благотворителей 32 тысячи, собрано по подписным листам, сборным кружкам, за надгробное чтение псалтири и за отведенные места для могил в ограде монастыря 19 тысяч».

Немало сделали для нового храма тульские благотворители. Так, его мраморный иконостас явился пожертвованием Надежды Угренович. Два серебряных креста и священные сосуды в храм передали люди, пожелавшие остаться неизвестными. Любовь Ивановна Трухина (урожденная Ломова) пожертвовала паникадило, повешенное в центре храма.

Успенская церковь была возведена в русском стиле. Интересно, что сохранился ее первоначальный, неосуществленный проект. Он близок к построенному храму, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы.

Так, при утверждении проекта и в процессе строительства отказались от готических элементов декора - например, стрельчатых обрамлений окон на барабанах. Не стали делать и горизонтальное трехчастное деление фасадов окнами - в случае такого деления здание казалось бы трехэтажным.

Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. На стене верхнего храма сохранилась надпись: «В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом». Эта живопись, по утверждению P.P. Лозинского, - копии с фресок Владимирского собора в Киеве, расписанного в 1885-1890 гг. Виктором Васнецовым.

«По своей архитектуре не представляет художественного интереса...» - именно так оценивалась Успенская церковь, например, в путеводителе по Туле, изданном в 1973 году. В той книге ей уделено всего три строчки. Попробуем разобраться, откуда взялась такая оценка, и какова же на самом деле архитектурная и художественная ценность храма.

С середины XIX столетия российские архитекторы всё чаще обращались к культурному наследию Византии и Древней Руси. Это объяснялось поисками национального стиля в архитектуре. Идеологическим обоснованием таких поисков была знаменитая триада графа Уварова: «Православие, самодержавие, народность».

В советское время государственная идеология эпохи Николая I в целом и уваровская триада в частности считались однозначно «реакционными». Большинство советских искусствоведов по чисто идеологическим соображениям отказывались признавать памятниками архитектуры храмы, возведенные в русском и византийском стилях. Говоря об этих стилях, советское искусствоведение прибавляло к словам «русский» и «византийский» уничижительные приставки «псевдо-» и «ложно-». Такая «научная» оценка была очень удобна для многих. Не памятник - значит, не надо охранять и можно сносить. И сносили - десятками, сотнями. Успенский храм избежал сей участи только потому, что стал хранилищем архивных документов. Но об этом - чуть позже.

Обратимся к оценкам, которые давались Успенской церкви тульскими архитекторами.

В книге В. Уклеина «Тула - каменная летопись» (1984 г.) читаем: «От ее архитектуры веет официозным холодом, окостеневшей догмой, схоластической застылостью и академической скукой. Каких только мотивов древнерусского зодчества не увидишь в декоре церковных фасадов. Здесь и колонки с «перехватами» и «кубастыми» капителями, и гирьки-«висяги» над главным западным порталом, целые ряды ширинок, арка с килевидным завершением. Говоря словами известного художественного критика В. В. Стасова, здесь «целый пуд русского» и, скажем мы, ни золотника теплоты, непосредственности, чарующей композиционной свободы, живописности и ненавязчивой красоты, свойственных подлинно древнерусскому искусству. Но церковь бывшего девичьего монастыря таит в себе и нечто чрезвычайно ценное, в особенности для местных строителей. Ни одно тульское здание не может даже отдаленно сравняться с Успенской церковью по прекрасному качеству кирпича и по виртуозности кирпичной кладки».

Заслуженный архитектор России В. В. Куликов в 1987 г. в газете «Коммунар» отмечает насыщенность фасадов храма элементами из белого камня и профилированного кирпича, высокий уровень строительных работ, «весьма удачное акустическое решение и освещение интерьера за счет окон и потока света, проникающего через центральный барабан, что создает впечатление зрительного увеличения пространства». Он тоже относит храм к псевдорусской архитектуре.

Давайте, уважаемые читатели, посмотрим на Успенскую церковь непредвзято. На вас веет от нее «холодом, догмой и скукой»? А может быть, вы видите просто красивое, старинное, искусно выстроенное здание?

А можно посмотреть на Успенскую церковь и «предвзято» - с позиции необходимости сохранения русской национальной культуры. Храмы, возводившиеся в русском и византийском стиле во второй половине XIX - начале XX века, на мой взгляд, - удачная попытка возродить национальную архитектуру в новых исторических условиях, с учетом требований времени. Да и можно ли было в конце XIX века применять пространственно-композиционные решения зданий трехсот-пятисотлетней давности? (А разве здания в стиле русского классицизма - точная копия древнегреческого Акрополя?) Вот и брали от древнерусской архитектуры в основном декоративные элементы. Храмы в византийском и русском стиле - гораздо более русские, чем шедевры барокко и классицизма, строившиеся в нашей стране в XVIII - начале XIX столетия .