Домой / Отдых в Керчи / В германии началась депопуляция еврейских общин. Пример состоявшейся интеграции Почему же решились на эмиграцию

В германии началась депопуляция еврейских общин. Пример состоявшейся интеграции Почему же решились на эмиграцию

53.565278 , 10.001389 53°33′55″ с. ш. 10°00′05″ в. д.  /  53.565278° с. ш. 10.001389° в. д. (G) (O) Численность населения 1.746 млн Год переписи 2013 Дата основания 825 Прежние названия Hammaburg

Основные сведения о городе

Гамбург находится на северо-западе Германии. Это один из крупнейших портов на Северном море. Он имеет статус самостоятельной федеральной земли и до сих пор сохраняет титул вольного и ганзейского города.

Гамбург стоит в устье реки Эльбы, примерно в 100 км от моря. Входящие в него в качестве районов Альтона и Вандсбек до 20 века были отдельными городами со своими портами. Климат города мягкий, приморский.

Площадь города 755.3 км². Население в конце 2013 года составляло 1,746,342 человек, в том числе в районе Альтона 254,354 и в Вандсбеке 409,176.

Первый замок под названием Гаммабург был построен в 825 году на мысу при впадении в Эльбу её притока Альстер. В 834 году там забазировался архепископ, посылавший миссионеров на север. В 845 году город сожгли викинги, Гамбург был восстановлен и снова сожжён восемь раз в следующих 300 лет.

В 1120-1140 гг. некоторые торговые компании завели свои дела в городе. После основания Любека на Балтийском море Гамбург стал его аванпортом на Северном море, что определило его экономическое развитие. В 1188 году гольштейнский граф приказал компании гамбургских предпринимателей построить новый город рядом со старым, с гаванью на река Альстер и с удобствами для использования Эльбы в качестве внешнего рейда. Этот приказ подтвердил император Фридрих I Барбаросса, предоставив специальные торговые и навигационные права и налоговые льготы.

Гамбург и Любек. Грузы возили по системе рек вместо того, чтобы везти по морю вокруг Дании.

В 13-м веке экономическое значение Гамбурга выросло в связи с развитием Ганзейского союза, в котором роль Гамбурга была второй после Любека. Он был основным перевалочный для торговли между Россией и Фландрией . Гамбург контролировал торговые пути в низовьях Эльбы. В 1459 году умер последний гольштейнский граф, и Гамбург формально перешёл под суверенитет короля Дании .

К 1550 году Гамбург превзошел Любек в экономическом значении. Биржа была основана в 1558 году, и Банк Гамбурга в 1619 году. Система морских конвоев для грузовых судов был открыта в 1662 году; купцы Гамбурга были первыми, кого сопровождали в открытом море военные корабли. Примерно в то же время там было введено морское страхование - впервые в Германии.

В 1770 году по договору с Данией Гамбург перешёл в непосредственное подчинение германскому императору (стал вольным имперским городом) и получил дополнительные территории. При Наполеоне Гамбург был оккупирован французской армией и в 1810 присоединён к французской империи. После падения Наполеона (1814-15), Гамбург стал членом немецкой Конфедерации, с обозначением «Свободный и Ганзейский город Гамбург» с 1819 г. При этом Альтона оставалась под датской юрисдикцией до 1864 года.

Город процветал на международной морской торговле. Даже пожар 1842 года, уничтоживший четверть города, не повлиял на развитие бизнеса. В 1880 году был построен новый порт. Город сильно расширился территориально, сливаясь с пригородами. В начале 20 века там было 700,000 человек населения.

Среди них были финансисты, кораблестроители, коммерсанты-импортеры (особенно сахара, кофе и табака из испанских и португальских колоний), ткачи и ювелиры. Некоторые еврейские финансисты приняли участие в учреждении Гамбургского банка в 1619 г.

XVII-XVIII вв.

Не позже 1611 года в Гамбурге было три синагоги . В 1612 году евреи Гамбурга выплачивается ежегодный налог в 1000 марок, а в 1617 году эта сумма была больше в два раза. Королевства Швеция , Польша и Португалия назначили евреев своими послами в Гамбурге.

Тринадцать португальских семей из Гамбурга поселились в Альтоне в 1703 году, увеличив уже существовавшую небольшую португальскую колонию. Они организовали общину, известную как Бейт Яаков hа-Катан (позже Неве Шалом ). Синагога была построена в 1770 году. Но эта община осталась отделением общины в Гамбурге.

Среди выдающихся раввинов объединенной конгрегации Альтоны, Гамбурга и Вандсбека были Й. Эйбеншюц (занимал эту должность с 1750 года), Иехезкель Каценеленбоген (?-1749), Рафаэль Коhен (1722-1803) и Цви Гирш Замош (1740-1807). В Альтоне жил также раввин , ученый и общественный деятель Я. Эмден , ведший полемику с Эйбеншюцем. Раввин Рафаэль бен Йекутиэль Коэн, который служил общине в течение 23 лет, был одним из самых яростных противников мендельсоновского перевода Пятикнижия (1783).

В Гамбурге жили врач и писатель Родриго де Кастро (1550-1627), раввин и ученый Йосеф Шломо Дельмедиго (в 1622-25 гг.), врач и энциклопедист Беньямин Мусафия (1609-1672), Исаак Ѓалеви - автор «Дорот hа-ришоним», грамматик и писатель Моисей Гидеон Aбудиенте (1602-1688), раввин и писатель Авраам де Фонсека (ум. 1651), поэты Шалом бен Яаков hа-Коhен и Йосеф Царфати (ум. 1680), мемуаристка Гликель из Хамельна , купец и меценат Соломон Гейне (дядя Генриха Гейне), Моисей Мендельсон . Там родился великий композитор Ф. Мендельсон-Бартольди .

Евреи в Альтоне занимались коммерцией, некоторые из них были акционерами судов, занятых в южноамериканской торговле и, особенно, в 18-м веке, китобойным промыслом. Особые экономические привилегии были предоставлены им датскими королями. Гамбургские евреи часто помогали финансировать эти предприятия.

Книгопечатание

Старая синагога «Храм» в Гамбурге, построенная в 1818 году (не сохранилась).

Велика роль Гамбурга и Альтоны в истории книгопечатания на иврите . С 1586 года еврейские книги, особенно книги Библии , издавались в Гамбурге христианскими печатниками, в основном с помощью еврейского персонала.

В 1732 году богатый Эфраим Хекшер открыл типографию, которая год спустя перешла в руки его помощника Аарона бен Илия hа-Коhена по прозвищу Аарон Сетцер («сеттер», легавый пёс). Он продолжал печатать, а в 1743 году стал начальником типографии Якова Эмдена , где позднее были напечатаны многие из полемических сочинений Эмдена против Йонатана Эйбеншюца . В 1752 году они расстались, а Аарон перешёл на сторону Эйбеншюца.

Другой помощник в типографии Эмдена Моисей Бонн открыл свою собственную типографию в 1765 году, и эта фирма, известная как «Братья Бонн», работала до конца 19 века под руководством его сыновей и внуков.

До конца 18 в. выходцы из Испании и Португалии пользовались испанским и португальским языками; в 1618-1756 гг. в Гамбурге на этих языках было издано пятнадцать еврейских книг. Почти 400 еврейских книг были напечатаны в Гамбурге в 17-19 вв. В 19 веке еврейский полиграфисты издавали в основном богослужебные книги, Пятикнижие , книги по мистическим знаниям и популярную литературу.

XIX в.

Синагога с ритуальным залом на кладбище Ольсдорф в Гамбурге, открытая в 1883 году. Фото Клауса-Йоахима Дикова.

Около 1800 года примерно 6300 ашкеназских и 130 португальских евреев жили в Гамбурге, составляя примерно 6% населения.

Объединенная «конгрегация трех городов» просуществовала до 1811 г., когда Наполеон I включил Гамбург в состав французской империи, и евреям трёх городов было приказано создать единую консисторию, объединяющую и сефардов , и ашкеназов . Во время французской оккупации (1811-14), евреи официально пользовались полным равноправием, но сильно пострадали от устроенного маршалом Даву террора.

После изгнания французов и отмены равноправия евреев в 1814 году многие из них уехали из Гамбурга в Альтону, оставшуюся датской. Там до 1864 года оставался объединённый раввинат Альтоны и Вандбека.

Управляющая делами Еврейской общины Любека Зоя Канушин заняла кресло депутата от ХДС в городском парламенте Любека, став, таким образом, пожалуй, первым еврейским иммигрантом из России, попавшим в городской парламент...

Управляющая делами Еврейской общины Любека Зоя Канушин заняла кресло депутата от ХДС в городском парламенте Любека, став, таким образом, пожалуй, первым еврейским иммигрантом из России, попавшим в городской парламент.

В правление городской организации ХДС Зоя Канушин входит с 2005 г. Кроме того, она является заместителем председателя демократов. «Вообще-то ничего необычного в этом быть не должно, но пока это всё же редкость, – говорит пресс-секретарь городской парламентской фракции ХДС Оливер Фрэдрих. - Мы также надеемся, что с Зоей Канушин Еврейская община станет ближе к любекской общественности».

За плечами этой 65-летней женщины более чем десятилетний опыт работы в Германии в качестве социального работника, поэтому в городском парламенте Зоя Канушин хотела бы заниматься прежде всего проблемами малообеспеченных еврейских иммигрантов и вопросами культуры.

Разве это не противоречие: «русская» еврейка и Христианско-демократический союз? Канушин так не считает и говорит, что во время внутрипартийной предвыборной кампании за место в любекском парламенте она получила поддержку со всех сторон. А как относятся члены Еврейской общины к политической карьере Зои Канушин в партии христианских демократов? «Ничего особенного в этом нет, – считает один из членов общины Эдуард

Стельмах. – Моя дочь, живущая в Эстонии, тоже член партии с христианским уклоном». Но не все из 780 членов Еврейской общины относятся к этому подобным образом: некоторые из них недовольны тем, что управделами общины примкнула к партии, в названии которой есть слово «христианская». Правда, сама Зоя Канушин говорит, что ей в лицо подобную критику никто не высказывал.

Зоя Канушин – пример состоявшейся интеграции русскоязычных евреев в немецкое общество. Она находится в самом центре этого общества. Это стало возможным, прежде всего, благодаря хорошему владению немецким языком, который Зоя, будучи переводчиком с английского и итальянского, выучила самостоятельно. Ну и, конечно, благодаря опыту работы в Германии. Вскоре после того, как семья в 1990 г. приехала в Росток по еврейской линии, Зоя Канушин нашла работу – стала заниматься социальным обеспечением своих земляков. В то время ее семья жила вместе с другими еврейскими иммигрантами в

общежитии в Гельбензанде – деревне с населением 2000 человек в 15 км от Ростока. В 1992 г. правоэкстремистски настроенная молодежь совершила нападение на общежитие в находящемся неподалеку Лихтенхагене. Но эта вспышка ненависти к иностранцам не смогла поколебать уверенности Зои в том, что, приехав сюда, они поступили правильно. «Антисемитизм есть не только в Германии, – говорит Канушин, – он присутствует и в

В Любек Зоя Канушин переехала вместе с мужем и сыном в 1993 г. Незадолго до этого она получила место социального работника при Еврейской общине Гамбурга, но непосредственным местом ее работы был Любек. Там Зою ожидала куча работы. Было время,

когда она занималась социальными нуждами всех контингентных беженцев земли Шлезвиг-Гольштейн. В 50 лет она сдала на права и стала колесить по всей федеральной земле, улаживая проблемы своих подопечных.

В процессе «возрождения» Еврейской общины Любека в 2005 г. она стала управляющей делами общины и одной из ее двух штатных сотрудниц. При этом Зоя – человек не религиозный. В Любеке она впервые в жизни переступила порог синагоги. Когда люди из

общины спрашивали у нее совета по тем или иным религиозным вопросам – что в первые годы, пока Любек еще не имел своего постоянного раввина, случалось часто, – помочь им она не могла. Представление об иудаизме Зоя Канушин получила лишь благодаря гамбургскому раввину Барзилаю, которому она переводила в Любеке.

В ХДС Канушин вступила в 2003 г. Свое решение она обосновывает так: «После опыта с социализмом и коммунизмом, полученного в Советском Союзе, я с левыми партиями покончила». В родной Москве Зоя более 20 лет проработала переводчицей в

«Интуристе». От сотрудников этой государственной туристической компании, имевших постоянный контакт с иностранцами, требовали почему другие члены Еврейской общины сторонятся муниципальной политики, Канушин отвечает, что многие предпочитают оставаться в тени. Да и языковой барьер играет свою роль – ведь община состоит большей частью из пожилых людей, которые стесняются говорить по-немецки. Но вообще-то, по ее мнению, желания вести диалог не хватает обеим сторонам – как приезжим, так и

коренными жителям Любека. Зоя Канушин – исключение, и не только в своей общине. «Как жительница этого прекрасного города, я считаю своим долгом работать на благо всех жителей Любека», – заявляет она с гордостью, подчеркивая, что намерена выступать в защиту не только еврейских иммигрантов.

М. Бильц-Леонхардт, М. Фрид, "Еврейская газета"

Особенно трудно приходится в Европе небогатым пожилым людям. Фото Владимира Плетинского

Нынешний Песах для еврейской общины Европы не слишком радостный

Александр МЕЛАМЕД

Если евреи Португалии отчаянно борются с нуждой, то в Германии вспоминают круглую дату первых после Второй мировой войны забрасыванием коктейлей Молотова в окна синагоги, а во Франции и в Венгрии собирают чемоданы. В Великобритании, где усиливается мусульманское давление, эксперты держат совет, как противостоять растущему антисемитизму на континенте.

ГОРЬКИЕ ТРАВЫ ПЕСАХА

Нищета распределилась по Европе неравномерно. Сильнее всего она затронула фланги: на западе Португалию и на востоке Венгрию. Примечательно, что виновниками хозяйственных бед объявлены евреи, хотя они, без сомнения, такие же страдальцы, как и остальные этнические группы.

В Лиссабоне это не сразу понятно. Во всяком случае, на площади Россио, которую обливает лучами щедрое солнце, а в рассыпанных по ней кафе полно народу, царит благостное настроение. Но это — картинка для туристов.

Чуть в стороне, на остановке автобуса, ситуация иная. Лица, мягко говоря, невеселые. Это — молодые люди, которые спешат на биржу труда. Пять лет экономического кризиса молотом ударили по жителям Португалии. Уровень безработицы среди молодежи до 25 лет катастрофический, почти 40 процентов.

Даниэль — за рамками этого возрастного ценза, ему 28. Он сидит в еврейском общинном центре, расположенном в кривом переулке неподалеку от площади Россио, и внимательно читает газету.

После окончания университета ему повезло. Он сразу нашел работу в юридической фирме, но счастье продолжалось недолго. Фирму закрыли. Сейчас Даниэль в поисках нового места работы. Это продолжается уже два года. "Одна надежда — на общину, которая помогает мне с информацией, контактами. Но я понимаю: выйти из ситуации не так просто", — говорит Даниэль.

Эстер Мучник, вице-президент общины, политический комментатор газеты O Publico, тоже далека от оптимизма:

"Кризис в стране далек от завершения". Не дожидаясь лучших времен, молодые португальские евреи уезжают за счастьем за рубеж. В 2013 году страну покинули более 100 тыс. молодых людей. Португальские евреи вспомнили о своей далекой, некогда оставленной родине, — Бразилии. В еврейской общине, которая еще десяток лет назад насчитывала несколько тысяч человек, осталось всего 800.

О каком развитии еврейской жизни можно говорить, если людям порой просто нечего есть?!

Основанный в 1865 году еврейский благотворительный фонд Somej-Nophlim старается поддерживать неимущих, прежде всего бедных и одиноких пожилых людей. Помощь скромная. Шестеро добровольцев из Somej-Nophlim заботятся о 20 нуждающихся. На самом деле таковых более 400. На большее не хватает средств.

"Собираем одежду, деньги, продукты питания из супермаркетов, которые выделяют просроченную еду", — рассказывает Мириам, одна из помощниц.

Но есть и духовная поддержка, которую оказывает Элиэзер ди Мартино, раввин итальянского происхождения. В своих проповедях он старается осовременить древние библейские сюжеты, чтобы дать заряд надежды. Однако мотив Исхода евреев из Египта звучит против его воли угрожающе актуально. Особенно строка из "Молитвы о росе", которую прочитали в первый день Песаха: "Даруй нам обилие хлеба и винограда".

Самое печальное, что пожилым людям не на что надеяться: силы уже не те, чтобы перебираться в другую страну, а молодежь — читай: налогоплательщик — уезжает. "Мы не должны отчаиваться, надо смотреть вперед, а не жаловаться на невзгоды" — напутствие раввина члены общины воспринимают со смешанными чувствами.

Все, как и Даниэль, читают газеты и знают: в июне помощь Международного валютного фонда и Европейского центрального банка иссякнет. И без того полное обнищание, а теперь еще и неизвестность по части следующей финансовой подпитки…

Впору воспринимать горькие травы на пасхальном столе, напоминающие о слезах евреев, вышедших из египетского плена, не как символ давних страданий предков, а собственную жуткую реальность.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

В канун нынешнего Песаха иудеи ФРГ отметили печальную дату в жизни еврейского сообщества — 20-летие нападения на синагогу в Любеке.

В ночь с 24 на 25 марта 1994 года, тоже в канун Песаха, впервые после разгрома национал-социализма в Б-жий дом на улице Святой Анны полетели бутылки с зажигательной смесью. Германия была потрясена вандализмом четверых антисемитов.

Синагога Любека, единственная уцелевшая в годы фашизма в земле Шлезвиг-Гольштейн и полностью сохранившая фасад с 1880 года, в 1994-м была еще и местом обитания нескольких еврейских семей. Они жили на верхних этажах. А сам Б-жий дом располагался на первом этаже. Но именно благодаря жителям, которые вовремя подняли тревогу, удалось избежать грандиозного пожара. Но огонь не пощадил, к сожалению, многие ценные документы.

Известие о случившемся охватило Любек, и 200 членов общины, будто по команде, собрались в синагоге. На следующий день по призыву церквей, союзов и других организаций горожане собрались на Ратушной площади. 4 тыс. жителей города продемонстрировали единство в борьбе с антисемитами.

Между тем, полиция довольно скоро отыскала поджигателей. В ордере указывалось, что они подозреваются в покушении на убийство и попытке пяти поджогов: в вестибюле синагоги были найдены, кроме осколков коктейлей Молотова, несколько неразорвавшихся зажигательных устройств. Тогда же были названы имена правоэкстремистов — Стефан В., Борис Х.-М., Нико Т. и Дирк Б. от 20 до 25 лет. Мотивы нападения: антисемитизм на фоне начала еврейской эмиграции в ФРГ.

Любопытный факт: некоторые из обвиняемых не знали, что нападают на синагогу, они думали, что речь идет о жилом доме; другие обвиняемые, напротив, знали, что это просто синагога. Во всяком случае, так было заявлено. Почему разнобой? За покушение на убийство срок меньший, чем за порчу имущества. Обвиняемые и получили от 2,5 до 4,5 лет тюремного заключения.

На заседании суда некоторые из них утверждали, что испытывали нечто вроде спортивного азарта. Старожилы Любека, выступившие в суде, напомнили, что после Хрустальной ночи 1938 года еврейский молельный дом в мавританском стиле был уничтожен внутри. Само же здание, построенное из жаропрочного кирпича, осталось нетронутым пламенем. Фашисты отремонтировали его и превратили синагогу в тренажерный зал. Вот вам истоки спортивного азарта отморозков — потомков нацистов от спорта.

Первая служба после окончания эпохи нацизма собрала 250 евреев Любека 1 июня 1945 года. Должно было пройти еще почти полвека, прежде чем прибывшие из экс-СССР евреи вдохнули в синагогу на улице Святой Анны новую жизнь. Сегодня 700 ее членов получают возможность отмечать здесь памятные даты. В их числе и уже упомянутое 20-летие правоэкстремистской атаки на синагогу.

Случай в Любеке, конечно, вопиющий. Но на бытовом уровне проявления антисемитизма происходят сплошь и рядом. Причина та же, что и 20 лет назад: молодое поколение почти ничего не знает о нацистских временах или знает, но весьма искаженно.

Глава Центрального совета еврейских общин Германии Дитер Грауман выражает обеспокоенность по поводу возможности нового усиления антисемитских настроений в ФРГ. "Меня волнует, прежде всего, то, что в немецких школах слово "еврей" ныне используется как ругательство, и это, очевидно, никого особенно не трогает", — сказал он в интервью газете Rheinische Post.

Грауман отметил: его тревожит и то, что в Германии вновь появились районы, где евреям советуют либо не появляться вообще, либо не демонстрировать символы иудаизма, такие как кипа или звезда Давида. Глава Центрального совета подчеркнул, что еврейская община, конечно, никогда не позволит запугать себя, однако важно, чтобы никто в Германии не считал подобную ситуацию приемлемой.

БЕЗ НАДЕЖДЫ НА СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Незадолго до Песаха в Париже действовала выставка алии, организованная Jewish Agency и министерством иммиграции Израиля. Сотни евреев, прибывшие в столицу со всей Франции, имели возможность напрямую говорить с представителями израильских учреждений, получили информацию о программах и возможностях Израиля по интеграции молодых людей, прежде всего, по вопросам образования и о рынке труда.

Чиновники из Иерусалима даже не задавали вопрос, с чем связан вспыхнувший интерес к Израилю. Ответ во Франции повсюду. Резкий всплеск антисемитизма. Ухудшение экономической ситуации ввиду непродуманной политики социалистов. Рост популярности правых сил.

Даже 4,7 процента голосов, которые французы на фоне неудач социалистов недавно отдали за националистов, оказалось достаточно, чтобы опередить двух других партийных конкурентов и занять крепкие позиции в 600 из более чем 36 тыс. городов и коммун страны. Правые лидеры пообещали снизить местные налоги, пересмотреть политику предоставления ПМЖ для страждущих из Северной Африки и, разумеется, вспомнить о том, кто же виноват в национальных бедах. Прогнозы для Франции неутешительны: правые и ультраправые, в чьи программы более или менее четко входит весь слегка подретушированный нацистский набор, собираются покончить "с европейским единством и еврейским засильем".

Арьер Бенсемо, председатель еврейской общины Тулузы, где в марте 2012 года были убиты евреи — раввин и трое детей, после поминальной службы по ним призвал молодых эмигрировать в Израиль: "У вас во Франции не будет светлого будущего".

Еврейские общины потрясены успехом Национального фронта (НФ) на местных выборах во Франции. "Мы не без оснований боимся дальнейшего ухудшения климата для евреев", — заявил сказал Роджер Цукерман, президент Еврейской организации CRIF. — Все произошло с точностью наоборот. Мы призывали избирателей голосовать за умеренные партии и держаться подальше от Национального фронта, но правые одолели".

Есть реакция на итоги выборов со стороны Союза еврейских студентов Франции и организации SOS-Расизм. Они призвали французов бороться против "ядовитых идей" НФ. Но голоса еврейских активистов явно не будут услышаны в том же Марселе, втором по величине городе в стране, где националисты победили с впечатляющим результатом 23 процента. Лидер НФ Марин Ле Пен делает все возможное, чтобы скрыть антисемитские тенденции. Они не вписываются в современный образ. Пока.

Выдавливание евреев из страны нарастает. Израиль воспринимается как наиболее предпочтительный маршрут. По данным Jewish Agency, только в январе и феврале 2014 года 854 новых репатриантов из Франции приехали в Израиль, в те же месяцы 2013 года их было 274. В 2013 году из Франции уехали в полтора раза больше евреев, чем в 2012-м. Это отражает общую тенденцию: активизация антисемитов привела к тому, что счет евреям, которые собираются покинуть Францию, идет на тысячи.

АНТИСЕМИТЫ ВЕНГРИИ: 130 ЛЕТ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

В Венгрии дела обстоят не лучше. Ведущие политики страны выступили с инициативой провести перепись еврейского населения. С формулировкой — "в целях национальной безопасности".

Пугающе схожий почерк чиновничьего распоряжения времен нацизма в Германии. При том, что власти Венгрии считают, что "нацистским государством" следует считать Израиль.

В стране есть свой Национальный фронт — националистическое антисемитской направленности движение Jobbik. Теоретически оно готово озвучить идею окончательного решения еврейского вопроса. Но нужна массовая промывка мозгов. К чему и приступили. Jobbik уже озвучил версию под названием "Кровавый навет" — обвинение евреев в том, что они убивают христианских младенцев и используют их кровь в ритуальных целях.

"Антисемитизм — неизлечимая болезнь", — констатирует раввин из Объединенной венгерской еврейской общины (EMIH) Сломо Кевес. Не обойтись без соответствующих законов, которые душили бы проявления антисемитизма.

В Венгрии националисты организуют чуть ли не паломничество в глухую деревушку Тисаэслар, где, по местной легенде, в 1882 году евреи были обвинены в убийстве 14-летней христианской девочки Эстер Шоймоши.

Обвинены изначально, без расследования. Говорили так: убийство ритуальное, поскольку речь шла о кануне Песаха, когда, по мнению антисемитов, евреи ищут жертву, чтобы кровь ее использовать для приготовления пасхальных блюд. В данном случае — кровь Эстер. Иначе куда же пропала она 1 апреля 1882 года, когда была послана с поручением. Ее не нашли. Был пущен слух: девочка стала жертвой еврейских фанатиков.

Интересный момент. Особенно старались раздуть истерию функционеры венгерского парламента, основавшие антисемитскую партию — организатора серии еврейских погромов. Для них, как и сегодняшних их преемников из Jobbik, было неважно, что обвиненные были полностью оправданы. Мерзкая легенда оказалась живуча и востребована в нынешних реалиях.

Националисты всегда и всюду действуют одними методами. Как и во Франции, в Венгрии подняли на щит другую бредовую идею — "колонизацию", которую осуществляют евреи. Не пощадили даже памятник Раулю Валленбергу в Будапеште. На плечи шведского дипломата, спасшего тысячи венгерских евреев во время Холокоста, водрузили окровавленные ноги свиньи.

С подобных акций начинался 80 лет назад фашизм в Германии. В одном из писем группенфюреру СС Эрнсту Кальтенбруннеру рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер указал, что "вопрос о ритуальных убийствах в целом должен быть расследован экспертами в Румынии, Венгрии и Болгарии. Я думаю, что затем мы сделаем эти случаи достоянием прессы, чтобы тем самым облегчить изъятие евреев из этих стран".

История повторяется. 63 % венгров поддерживают антисемитские настроения. Венгерские евреи бегут от греха подальше. То есть поближе. Австрия-то под боком… Ежегодно из страны, где насчитывается 90 тыс. евреев, на ПМЖ в Австрию въезжают в среднем 150 еврейских семей.

ЕСТЬ ЛИ ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ НЕНАВИСТИ?

В палате общин в Лондоне состоялся большой совет специалистов по антисемитизму в Европе. Группа национальных и международных экспертов, политиков, ученых, сотрудников служб безопасности и полиции обсудила "Опыт европейских евреев: от дискриминации до преступлений на почве ненависти" — исследование, опубликованное в ноябре 2013 года Агентством Европейского союза по основным правам (FRA).

Представитель FRA Иоаннис Димитракопулос прокомментировал фон и главные результаты исследования. Они печальны. Большинство из 6000 опрошенных европейских евреев указали: последние пять лет они ощущают рост антисемитизма. Димитракопулос отметил, что сделаны политические выводы по результатам исследования: Европейский совет юстиции и Совет внутренним делам приняли документы по борьбе с преступлениями на почве ненависти.

Одна из главных мер — усиление осведомленности о подобного рода деяниях. При этом подчеркивалось, что не религия является причиной для антисемитизма, а весьма живучие и далекие от европейских стереотипы. Среди них — обычная зависть по отношению к еврейскому меньшинству, которое характерно для любой страны Европы. Димитракопулос также объявил, что Совет Европы будет продолжать разрабатывать рекомендации для европейских правительств в связи с исследованием, о чем будет сообщено в конце нынешнего апреля.

Существуют ли надежные лекарства против тупости, невежества, зависти? Эту проблему евреи пробуют разгадать веками. Получается, но не всегда. Лучше всего пока отвечает анекдот с бородой.

Сидит на скамейке старый еврей, листает антисемитские газеты. Подходит Изя.

— Что это вы такую гадость чтёте?

— А что же мне чёсть, Изя?

— Ну так наши газеты и чтите.

— Э- э, в наших газетах только и есть про бардак в Израиле да про гойский гнет. А вот возьмешь антисемитскую литературу, так и узнаешь, как мы весь мир захватили. Душа поет!

В Германии началась депопуляция еврейских общин
(На полях свежих статистических данных)

Павел Полян - специально для Демоскопа

Не так давно Центральная благотворительная организация евреев в Германии (ЦБОЕГ) выпустила статистический справочник о немецком общинном еврействе в 2006 году . Ничего особенного, ежегодное рутинное дело.

Особенен тут разве что сам 2006 год – последний год положительного сальдо 17-летней еврейской иммиграции из бывшего СССР в Германию. Это сальдо, как будет показано ниже, было бы отрицательным уже сейчас, но роль статистической палочки-выручалочки сыграли не кто-нибудь, а 1912 членов дюжины либеральных общин Германии, объединенные в два земельных союза (Шлезвиг-Гольштейна и Нижней Саксонии), принятых в 2006 году в не слишком к ним дружественное лоно Центрального совета евреев в Германии (ЦСЕГ).

И это глубоко символично, поскольку вступление либералов под зонтик про-ортодоксального Центрального Совета евреев в Германии, бесспорно, стало центральным событием в еврейском общинном строительстве в 2006 году. Этим событием, обреченным на продолжение, завершилась еще одна многолетняя «внутренняя еврейская война» в этой стране – борьба Союза прогрессивного еврейства за «выход из тени» и официальное признание на родине еврейского либерализма.

Несколько слов о самих либеральных общинах. Прежде всего, бросается в глаза их малый размер – в среднем 159 человек на общину (против 1126 человек в «консервативных» ). Но дело, скорее всего, не в их многократно меньшей популярности на местах, а в их, так сказать, большей адекватности: члены либеральных общин действительно к ним конфессионально относятся, тогда как подавляющее большинство членов в остальных 94 общинах, с точки зрения конфессиональной, фиктивны и существуют только на бумаге.

Статистический баланс 2006 года – это ложка масла и бочка дегтя. С одной стороны, в еврейских общинах Германии насчитывается 107794 человек, или на 177 новых членов больше, но с другой: когда бы не упомянутые 1912 либеральные евреи, вышедшие из статистической тени (часть из них, возможно, состояла на учете дважды) – сальдо было бы отрицательным и составило бы «-1740» человек. Напомним, что, начиная с 1991 года, сальдо было только положительным и практически не опускалось ниже отметки в 2 тысячи человек (и то в 2005 году).

Сама по себе динамика численности немецкого еврейства складывается из трех составляющих. Первая – сугубо демографическая (естественное движение населения), вторая – миграционная (механическое движение) и третья - духовная (религиозная притягательность иудаизма):

Что касается демографии, то на 205 рождений в 2006 году пришлось 1302 смерти. Это пока самое большое отрицательное сальдо (1097 человек) за все годы иммиграции из б. СССР (общее число членов общин, умерших за 1990-2006 годы, составило 13518 человек против 2277 родившихся).

Миграционная составляющая, связанная с переездами членов общин или через границу, или внутри Германии, в свою очередь, состоит из трех различных потоков. Первый поток, - и на протяжении последних 16 лет наиболее массовый, определяющий динамику численности общин в целом, - это прибытие контингентных беженцев (или, начиная с 2005 года, еврейских иммигрантов) из бывшего СССР. И тут мы впервые утыкаемся в явный дефект декларируемых данных.

Если все остальные цифры из франкфуртской статистики мы обязаны брать на веру, поскольку альтернативных источников статистического учета попросту нет, то тут ситуация иная. Число новых членов общин - выходцев из б. СССР, равное, согласно статистике, 1971 человеку, никак не может соответствовать действительности. Дело в том, что число лиц, прибывших в Германию по еврейской линии (из числа тех, кто был еще правомочен воспользоваться старым регламентом иммиграции), составило в 2007 году всего лишь1079 человек – так же рекордно низкую величину. Анализ пообщинных данных приводит к выводу, что среди задекларированных 1971 человек большинство явно составляют лица из числа иммигрантов 2005 года, – а именно те, чьи дела, согласно установленному регламенту, находились на проверке в той же ЦБОЕГ на предмет чистоты их принадлежности к еврейству . Таким образом, мы сталкиваемся еще с одним артефактом – искусственно «задержанной», или статистически «отложенной» иммиграцией. Она и стала вторым фиговым листком «позитивного» баланса еврейской иммиграции в 2006 году.

Второй международный поток охватывает все остальные страны мира, кроме стран бывшего СССР. В 2006 году из них в Германию приехало и встало на учет в общинах 229 галахических евреев, в обратном же направлении убыло 282 чел. Баланс отрицательный, хотя и небольшой - 53 человек. Что касается внутренней миграции, связанной, казалось бы, всего лишь с переменой общин при переезде, то масштабы здесь совершенно другие: 701 человек прибыло в еврейские общины и 2411 человек убыло, налицо колоссальная разница – в 1710 человек. В 2005 году, например, соответствующие цифры составляли всего лишь 496, 924 и 428 человек . Более чем троекратный скачок отрицательного баланса едва ли может быть вызван случайными, второстепенными факторами.

В еще большей степени это справедливо для третьей составляющей динамики численности – соотношения вхождений в иудаизм и выходов из него. Число совершивших гиюр за год несколько уменьшилось: 46 человек - против 61 в 2005 году. А вот число конфессиональных ренегатов составило в 2006 году 1084 человека, тогда как в 2005 году их было всего 308 человек. И снова – более чем троекратный рост!

К интерпретации самих этих явлений мы еще вернемся, но пока сформулируем тот главный вывод, к которому пришли.

В 2006 году в Германии фактически начался процесс еврейской депопуляции. И либеральное пополнение, и «отложенная иммиграция из бывшего СССР», перекинутая с 2005 на 2006 год, являются для нее не более чем двумя одноразовыми факторами, несколько смягчившими удары. Анализ структуры реальной динамики не оставляет уже никаких сомнений: если раньше еще можно было говорить о торможении или о временной приостановке еврейской иммиграции из б. СССР, то сейчас налицо ее ускоренное сворачивание.

Сама по себе депопуляция, конечно же, не повсеместна, а избирательна . При этом география положительной динамики численности еврейских общин, если отвлечься от 12 новопризнанных либеральной общин, достаточно выразительна – это, в основном, южные и восточные земли (без Мекленбурга - Новой Померании и Саксонии-Анхальта ). Это связано, во-первых, с политикой преимущественного направления новых иммигрантов по их приезде на восток, а также с особой притягательностью Баден-Вюртемберга и Баварии и тенденциями вторичного межобщинного перераспределения иммигрантов. Максимальный прирост зафиксирован в Бранденбурге (+13,8%), далее следуют Вюртемберг (+9,8) и Тюрингия (+8,9), затем Саксония (+5,6), Баден (+4,6 %), а также Бавария и Мюнхен (0,7-0,9 %).

На уровне отдельных общин в Бадене, например, довольно динамичны общины Баден-Бадена и Эммендингена, тогда как единственная община с отрицательным балансом – во Фрайбурге, где 23 ее бывших члена, или 3,1%, вышли из нее. В Баварии продолжился рост в крупнейших из ее общин – в Мюнхене, Нюрнберге и Аугсбурге (некоторое сокращение отмечено в Амберге). Остановился рост и самой крупной общины в стране – берлинской, но ее привлекательность для внутригерманских перемещений осталась без изменения.

К числу регионов, где общинное население сократилось, относятся, в основном, северные и северо-западные земли – Гамбург, Кельн (-2,7%) и общины Вестфалии (-1,4%). В остальных регионах численность членов колебалась в рамках средних, в целом стагнирующих, величин.

Я намеренно не привел цифру, характеризующую динамику членов Гамбургской общины. Не привел, потому что она поистине феноменальна и неправдоподобно велика! Если в начале 2006 года в ней еще значилось 5125 человек, то в конце – 3086 человек, или на 2039 человек меньше! За один год численность одной из крупнейшей в Германии общин сократилась на 39,8%, или на две пятых! Это 40 –процентное проседание Гамбурга - едва ли не главная статистическая сенсация года (хотя, по сути, тоже не что иное как статистический артефакт!).

Львиная доля убыли пришлась на два фактора – переход в другие общины (1253 человека) и выход из иудаизма (677 человек). Разыскать эти «другие» общины с помощью статистики за 2006 год нельзя, а вот с помощью статистики за 2005 год – можно. Именно в 2005 году после многолетней борьбы от городской общины Гамбурга отпочковался целый земельный союз - еврейских общин Шлезвига-Гольштейна. В две из трех составивших его в том году общин – Любека и Киля – оказались враз приписанными 1153 человека неизвестного происхождения : однако для того, кто знает, откуда отпочковались эти общины, их происхождение загадки не представляет.

Гораздо серьезнее этого житейского недоразумения вторая составляющая той 2000-ой течи, которую дала Гамбургская община. Эти 677 человек, в течение одного года вышедшие из одной общины, - вот самая настоящая сенсация года, и притом крайне тревожная. Конечно, можно предположить, что за этой статистикой скрываются члены либеральных общин того же Шлезвиг-Гольштейна да и самого Гамбурга, ранее (хотя бы частично) входившие в картотеку Гамбургской общины. Но почему же тогда они не попали в наиболее подходящую для этого рубрику – перешедших в другие общины?

Если довериться статистике как таковой, то на один Гамбург пришлось около двух третей общего количества конфессиональных «ренегатов», покинувших иудаизм в 2006 году. Конечно, и в Гамбурге, и в Германии есть среди них и подлинные ренегаты, или конвертиты, перешедшие в другие конфессии или секты по принципиальным духовным соображениям (особенно тут активны и нередко успешны миссионеры-баптисты и из движения «Евреи за Христа»). Это их выбор, и их право. Есть и такие, кто, расставаясь с еврейской конфессиональностью, порывают не с религией и уж тем более не с народом, а с конкретными общинами по месту проживания. Те обиды, скандалы и прочие прелести, с которыми многим из них за годы членства пришлось столкнуться (а подавляющее большинство общин на это совершенно не скупились), отодвинули их на определенную дистанцию от собственно общинной еврейской жизни. Если же к этой атмосфере добавляются еще и индивидуальные обиды и несправедливости, которые общины вольно или невольно наносили или наносят, то естественной реакцией является выход из такой общины, что, при отсутствии факта переезда в другой город или землю, по сути, и означает выход из иудаизма. Есть среди галахических евреев и «сверхосторожные» люди, опасающиеся даже конвертов с магендовидами и другой еврейской символикой в своих почтовых ящиках.

Новая же сторона зафиксированного статистикой процесса, думается, все же в ином – в сугубо материальном аспекте, вернее, в его интенсивности. Прочь из общин потянулись те их новоприехавшие члены, что были согласны в них состоять и даже поддерживать их, но только на минимальном и финансово не обременительном для себя уровне. И если умеренный общинный сбор, устанавливаемый самими общинами, они еще были согласны платить (рассматривая его как свою материальную дань еврейству и интуитивно полагая, что большего их пассивное членство и не стоит), то немецкий церковный налог в кассы земельных министерств по делам религий – уже нет. Это было бы для них чересчур - как психологически, так и экономически, тем более что законные требования его оплатить могут включать и недоимки за несколько лет. Самостоятельные, но далеко не состоятельные люди, часто балансирующие на грани работы и безработицы, они не настолько набожны и не настолько прочно стоят на своих ногах, чтобы не задуматься о роли этого налога в своем бюджете. Многие, кстати, впервые узнали об этом из бюллетеней своих общин, в которых в строгой форме указывалось на необходимость членам общин уплатить причитающийся с них церковный налог, - до этого никто впрямую этого не требовал, так что многие о нем и вовсе никогда не слышали.

Но и часть из тех, кому церковный налог никак не грозит (пожилые, безработные и социальщики) тоже, похоже, голосует ногами: для этого они снимаются с учета в общинах в видах переезда (действительного или фиктивного), но после этого уже ни в какие еврейские общины больше не вступают (не исключено, что даже скромные общинные сборы – при отсутствии обратной связи – для них все же накладны). Напомним, что именно эта течь, - с негативным сальдо в 1710 человек! – была в 2006 году наибольшей.

Похоже, что статистически мы столкнулись с феноменом «прорвавшейся трубы», который в будущем сможет оказать на еврейское общинное строительство в Германии влияние, быть может, не менее значительное и не менее отрицательное, чем катастрофический баланс рождений и смертей.

Симптоматично, что в бракоразводный процесс с общинами вступают как раз наиболее активные и самостоятельные, экономически активные (на фоне остающихся в них, разумеется) их члены. Они пополняют собой ту самую, и без того бóльшую часть постсоветского еврейства, которая с самого начала к общинам не причалила и которую как в Берлине (Центральный Совет евреев в Германии), так и во Франкфурте-на-Майне (ЦБОЕГ) в упор не видели, не видят и видеть не хотят.

Mitgliederstatistik der einzelnen Jüdischen Gemeinden und Landesverbände in Deutschland per 1. Januar 2006. / Hrsg. von Zentralwohlfahrtstelle in Deutschland e.V.Frankfurt am Main, 2007.
Правильнее на сегодняшний день было бы говорить об условно консервативных, или единых, общинах
Официальные данные Федерального Ведомства по делам мигрантов и беженцев. Это больше, чем еврейских иммигрантов в США (612 чел.), но значительно меньше, чем число репатриантов в Израиль (7470 чел.).
Априори же казалось, что соответствующая статистика должна была бы ориентироваться на дату приезда в Германию или хотя бы обращения в общину, а не на дату завершения проверки во Франкфурте. Так что это случайно выявившееся обстоятельство следует учитывать и при анализе всех аналогичных ретроспективных данных, начиная с 1993 года. Никак не влияя на итоговый ретроспективный показатель, равный, кстати, 48,2 % для периода с 1990 по 2006 гг., оно искажает погодичные его значения.
Mitgliederstatistik der einzelnen Jüdischen Gemeinden und Landesverbände in Deutschland per 1. Januar 2006. / Hrsg. von Zentralwohlfahrtstelle in Deutschland e.V.Frankfurt am Main, 2006. S.5.
По характеру динамики своего развития все еврейские объединения 1-го уровня (земельные союзы и обособленные общины) можно разбить на три группы: а) с положительной динамикой (прирост более 0,3 %), б) стагнирующие (прирост от -0,3 до +0,3) и в) с отрицательной динамикой (сокращение более 0,3 %).
В первом случае положение практически не меняется, во втором отмечается даже заметный отрицательный рост (-4,0 %). Это последнюю величину мы здесь оставляем без последствий, поскольку данные по общинам Дессау и Магдебург (в последней уже три года комиссарит С.Крамер) следует признать дефектными: в них учтены только по одной категории учета – или прибывшие из б.СССР (Дессау), или одни убытия (в случае Магдебурга; здесь, вероятно, результат сверки списков).
Mitgliederstatistik der einzelnen Jüdischen Gemeinden und Landesverbände in Deutschland per 1. Januar 2006. / Hrsg. von Zentralwohlfahrtstelle in Deutschland e.V.Frankfurt am Main, 2006. S.67.
А он составляет солидную квоту в 8 % от подоходного налога в Баден-Вюртемберге и Баварии и в 9 % в остальных западных федеральных землях (в восточных землях представители иудейского вероисповедания от уплаты церковного налога освобождены).
Такого рода письма были разосланы в 2005-2006 гг. как минимум в двух общинах - Дюссельдорфской и Гамбургской.
Что именно послужило тут «детонатором» еще предстоит выяснить: не исключаю, что людей к этому подталкивает реформа рынка труда: получение работы, пусть и низкооплачиваемой, гораздо жестче, чем раньше, пристегнуто к фискальной ее стороне. Возможно, свой посильный вклад внесли ужесточившиеся фискальная и иммиграционная политика, предъявляющие к въезжающим более серьезные и часто неадекватные экономические критерии.

Имперский вольный город в Германии, недалеко от Балтийского моря, составлял вместе с окрестностью особое государство. В 1350 г. городской совет просил герцога Оттона Брауншвейг-Люнебургского истребить всех евреев, живших в пределах герцогства, утверждая, что чума прекратится лишь с уничтожением последних. Из того, что совет не указывает, какими мерами привести это в исполнение в самом городе, можно заключить, что евреев в городе тогда еще не жило. Летописец Reimer Kock (1495) удостоверяет положительно, что "в Л. нет евреев, ибо в них нет там нужды". Тридцатилетняя война, а, может быть, и резня во времена Хмельницкого направила многих беглецов в Л. Цех золотых дел мастеров жалуется в 1658 году, что многие евреи и другие подозрительные (!) личности пробираются ежедневно в город для ювелирных работ. По постановлению сената от 15 апр. 1677 г. еврею разрешалось оставаться на ночь лишь по специальному сенатскому разрешению, каковое, впрочем, давалось только в редких случаях. В 1680 г. упоминаются два Schutzjuden сената: Самуил Франк и Натан Симсенс, но когда сенат признал своим "Schutzj ude" и зятя Симсенса - Гольдшмита, это возбудило сильное неудовольствие горожан. Цехи настояли на изгнании евреев (1699). Несмотря на это, евреи продолжали посещать город, и уже в 1701 г. сенат признал одного еврея Schutzjud"oм. Последний выплачивал ежегодный взнос в 300 марок. Многие польские беглецы поселились в соседней деревушке Мойслинг (1701), на датской территории, и в качестве датских подданных пользовались, хотя и ограниченным, правом въезда в Л., несмотря на протесты цехов. Желая взять в свои руки евреев Мойслинга, Л. приобрел в 1765 г. это поместье, владелец которого пользовался феодальными правами над жителями. - В 1806 г. Дания уступила Л. всю область, включая Мойслинг, и евреи подпали под власть города. С присоединением Л. к Франции (1 янв. 1811 г.) были уничтожены специальные налоги, тяготевшие над "Schutzjuden", и евреи Мойслинга и других мест направились в Л. Число их быстро возросло, в особенности во время осады Гамбурга. Как только пало владычество французов, сенат стал задумываться над ограничениями евреев; цехи потребовали изгнания их из города (1815). Евреи апеллировали к Венскому конгрессу вместе с евреями других вольных городов. Их интересы защищал адвокат Август Бухгольц. Город не уступал, несмотря на старания прусского канцлера, князя Гарденберга, и австрийского канцлера, кн. Меттерниха. В конце концов Венский конгресс принял 16 параграф Bundesakt"a, предоставлявший всем евреям Германии те права, которые они получили "от различных государств", а не "в" различных государствах, как гласила первоначальная редакция (8 июня 1815). Л. воспользовался немедленно своим правом, и 6 марта 1816 г. было предписано всем евреям оставить город в течение 4 недель. Евреи вынуждены были выселится в Мойслинг, сохраняя права гражданства Л., конечно, с известными ограничениями. В 1824 г. все евреи, за исключением немногих "подзащитных", оставили город. Сенат предоставил раввину дом в Мойслинге и выстроил новую синагогу, за которую община уплачивала умеренную ежегодную сумму. С 1831 г. евреи стали служить в армии, в 1837 г. была открыта общественная школа, субсидируемая городом, а в 1839 г. сенат предписал цехам регистрировать евреев-подмастерьев. Закон 9 окт. 1848 г. уничтожил все ограничения. В 1850 г. была приобретена новая синагога. В 1859 г. раввин переселился из Мойслинга в Л.; тут же была открыта и общинная школа. Закон 1862 г. (12 авг.) изменил евр. присягу (more judaico), новая форма оставалась в силе до 1879 г., когда она была уничтожена законом, урегулировавшим гражданское судопроизводство Германии. Община Л. имеет 3-классную школу, а обучение закона Божия в общих школах стало обязательным по закону 17 окт. 1885 г. Община получает от города определенную ежегодную субсидию и располагает целым рядом воспитательных, общественных и религиозных организаций. В 1905 г. в Л. 631 евр. (0,60% всего населения). - Ср.: Jost, Neuere Gesch. d. Israeliten, I, 32 и сл.; Grätz, Gesch., XI,

324 и сл.; Carlebach, Gesch. d. Juden in Lübeck und Moisling, Любек, 1898. .