Домой / Курорты Сочи / Церковь власия на козьем болоте - наводы. Церковь власия, епископа севастийского, что в старой конюшенной слободе Фото и описание

Церковь власия на козьем болоте - наводы. Церковь власия, епископа севастийского, что в старой конюшенной слободе Фото и описание

Храм Власия, епископа Севастийского, что в Старой Конюшенной слободе June 5th, 2012

Сегодня рассказ из цикла "История в деталях" пойдёт о храме Власия, епископа Севастийского, что в Старой Конюшенной слободе. Находится храм в Гагаринском переулке в Москве, его строительство относится к 1644 году.

В письменных источниках храм впервые упоминается в 1625 году, в котором он именуется как церковь Власия на Козьем болоте, однако многие исследователи приходят к выводу, что церковь существовала за долго до этой даты, предположительно с XVI века.

В 1644 году было выдано разрешение на пристройку к храму 4 приделов: во имя Преображения Господня, во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя Власия Севастийского и во имя Николая чудотворца. Хотя в 1735 году Никольский придел был снесён и в 1755 году на его месте возведён новый, во имя Иоана Воина.

В 1812-1815 годах церковь, пострадавшая при нашествии Наполеона, бездействовала, заново её освятили 2 февраля 1815 года.


С 1866 по 1872 год вместо старой трапезной (XVII век) была выстроена новая, на средства Федора Куманина, он же оплатил покупку осеребренных царских врат в иконостасе. В 1880 году иконостас опять обновили, его проект подготовил архитектор Александр Каминский.


Первый найденный снимок храма датируется 1881 годом. Фотография была сделана со стороны Большого Власьевского переулка.

На пересечении Гагаринского и Большого Власьевского переулков в 1914 году был сделан следующий снимок. Здест видны только купола и кресты храма, но, что интересно, все здания по Гагаринскому переулку, кроме того, что на переднем плане, сохранились и простояли до наших дней.

В 1921 году в правой пристройке был организован предел во имя Серафима Саровского.

А это храм уже в 1931 году - в сложные для него годы. Через несколько лет он будет закрыт.

Храм закрылся в 1939 году и в нём некоторое время размещались школьные мастерские. К 1966 году храм сильно обветшал, были снесены главы, а крыша была покрыта не полностью. В 1976 году началась реставрация храма, которая должна была завершится в 1980 году, но она продолжалась до 1983 года, после чего работы были свернуты, так и не доведенные до конца. В 1981 году одну часть построек церкви формально приписали к Художественному фонду РСФСР, вторую к Росконцерту. Росконцерт разместил в здании русский народный ансамбль "Баян", участники которого помогали при проведении реставрационных работ, они же обратились к московской общественности с просьбой о помощи в восстановления храма и после чего, к реставрации присоединилось много добровольных помощников.

Храм в 1987 году уже предстаёт перед нами после реставрации:

Храм был возвращен Русской православной церкви в 1991 году.

1996 год - ограды вокруг храма ещё нет:

Регулярные богослужения начали проводиться с 7 ноября 1997 года.

Расположен храм Власия, епископа Севастийского, что в Старой Конюшенной слободе по адресу: Гагаринский переулок, д.20, корп.2. Ближайшие станции метро: "Смоленская" либо "Кропоткинская".

При написании статьи кроме моих собственных фотографий были использованы снимки старой Москвы с сайта

Священномученик ВЛАСИЙ, епископ Севастийский (†ок.316)

Во времена Диоклетиана в городе Севастии Малой Армении жил врач по имени Власий (по-армянски - Влас). С детства он отличался он благочестием. Горожане хорошо знали его и любили и поэтому, когда пришло время, единодушно избрали его епископом родного города. Однако принять сан в те времена жестоких гонений на христиан было не столько почетно, сколько опасно. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников. Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Ситуация обострилась настолько, что Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере.

Там в уединении он на некоторое время обрел мир и спокойствие. Однажды у входа в пещеру он увидел волка, у зверя в боку зияла большая рана, вся шерсть была бурой от запекшейся крови. Волк посмотрел на святого и упал без сил у его ног. Святой Власий промыл рану и закрыл ее повязкой. Затем он удалился на молитву. На следующий день он увидел, что волк поднялся на ноги и как будто ждет его. Сняв повязку, святой Власий увидел, что рана затянулась. Волк положил голову на колени спасшего его человека, постоял немного, а потом встрепенулся и убежал. После этого разные звери стали каждый день приходить к убежищу святого Власия, и он всех лечил. Они кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан.

Когда епископ увидел воинов, пришедших за ним, он не удивился. Накануне ночью он услышал слова Господа, который предупредил о том, что святому предстоит ценой своей жизни отстоять веру. Поэтому он без лишних слов последовал за воинами.

По дороге в город они нагнали повозку, в ней лежал мальчик, который отчаянно кашлял и плакал. «Что случилось?» - спросил епископ. Мать ребенка ответила, что ее сын подавился рыбьей костью. Тогда святой Власий наклонился над мальчиком, прочитал молитву и извлек из его горла кость.

Также на пути к нему пришла бедная вдова, у которой волк утащил единственного поросенка. Святой успокоил ее, сказав, что с её поросенком все будет хорошо, велел идти домой. Она вернулась домой, и через некоторое время волк в зубах принес живого поросенка обратно к вдове.

Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.

В это время святой Власий сидел в темнице. Он был избит, но не сломлен. Правитель предложил ему перейти в языческую веру и получил отказ. Об этом узнали все в городе, люди были поражены мужеством своего епископа. Женщина, повстречавшая его на дороге, заколола поросенка и приготовила угощение, которое передала заключенному. Святой Власий благословил ее и сказал, что с этого дня в ее доме всегда будет изобилие, да и любого человека, поминающего его, тоже ждет благополучие.

Агриколай велел привязать святого к дереву и строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти, однако Власий остался верен Христу. Видя страдания святого, семь благочестивых жен последовали за Власием, собирали капли его крови, помазывались ими. Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.

Через некоторое время правитель Севастии снова попытался склонить святого к язычеству, а когда Власий отказался, то пригрозил бросить его в Севастийское озеро, но святой ответил, что Христос избавит его и явит Свою силу. Перекрестив воду, Власий сошёл на озеро и стал ходить по воде. Сев посередине озера, он предложил слугам правителя, призвав своих богов, сделать то же. Язычники сошли в озеро и сразу утонули.

Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы.

Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов, а также о даровании помощи всем, кто будет поминать Власия. В этот момент, согласно житию, на него сошло светлое облако, из которого послышался голос: «Все прошения твои исполню, возлюбленный мой подвижник».

По преданию, тело святого Власия погребла с почестями благочестивая женщина по имени Елисса на месте казни святого. От гроба святого, по преданию, происходили исцеления верующих. Святой Власий Севастийский принял мученическую смерть около 316 года .

В день памяти святого благочестивые люди стали приносить в церковь свечи и ладан, раздавать милостыню. Этот обычай укоренился в память поступка блаженной вдовы, которая принесла святому Власию пищу в темницу.

Мощи св.Власия


Запечатанная дарохранительница с частицей длани св.Власия

Долгое время мощи святого находились в Севастии. Во время крестовых походов их вывезли в Европу. В 732 году они попали в Итальянский город Маратею, жители которого считают святого Власия своим покровителем. В других городах Европы в разных храмах хранятся частички мощей святого, в том числе и в Соборе Успения Богородицы в Лондоне (Сурожская епархия). Особо почитается святой Власий в хорватском Дубровнике , здесь в честь него сооружён храм, где находится глава святого .


Церковь св. Власия в Дубровнике (Хорватия)

По преданию, святой в 971 году явился жителями города и предупредил их о нападении врагов.

Почитание

Согласно преданию, он обладает особой благодатью Божией при врачевании болезней горла, предупреждении подавления . Также Власий считается покровителем домашних и диких животных , так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.

На Руси св. Власий считался покровителем домашнего скота , который нередко от имени этого угодника назывался «родом Власиевским», особенно коровы - часто попросту назывались власиевками. В старину во имя св. Власия, покровителя скота, устраивали приделы и часовни. В Киевской Руси первый храм, посвященный святому Власию, был заложен князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле. В нем находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей. В Новгороде существовал храм, куда в день памяти этого угодника хозяева приносили коровье масло и клали его пред образом этого святого. По замечанию очевидцев, на старинных иконах св. Власий изображался сидящим на коне, вокруг него представлялись лошади, а вдали зеленые поля. В одной древней церкви в Новгороде на иконе св. Власий был представлен сидящим на скале, окруженным скотом; там же одна из городских улиц называется Власьевою.

В Москве на Арбате в XVII веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе .


Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе, Москва, Гагаринский пер., 20 (м.«Кропоткинская»)

В Ярославле в 1714 году была освящена церковь во имя св. Власия Севастийского, позже запечатленная на картине Н. К. Рериха.


Ярославль, церкви Власьевского прихода (слева направо): Толгская (Власьевская) церковь, Иверская часовня и Троицкая церковь с колокольней.
Начало ХХ века

В «Сказании о святых» св. Власию назначается особая молитва от скотского падежа. Крестьяне в день памяти св. Власия служили молебствия, прося у него защиты для домашнего скота. В некоторых существовал обычай сгонять коров к церквам, где они окроплялись св. водой, особенно это наблюдалось во время болезней и падежа скота.

Почитание св. Власия как покровителя домашнего скота возникло на основе древнего ритуала языческого божества Велеса (Волоса), «скотского бога», который считался вторым по значению богом в языческом пантеоне. Замена языческого божества св. Власием была тем удобна, что житие этого святого свидетельствовало о его покровительстве животным. Более того, в древнеславянском языке имена Велес (Волос) и Власий были тождественны и часто взаимозаменялись.

В этот день крестьяне не работали на скотинке, не утруждали Велесов род, не ездили на лошадях, холили и лелеяли скотинку, угощали выпечкой обрядовой (специальной сдобой) - коровок, лошадок, овечек.

Тропарь, глас 4:
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Власие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:
Божественное прозябение, цвет неувядаемый, лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие, верою чтущия память твою веселия твоего исполни, моляся непрестанно о всех нас.

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

На широком открытом участке перед зданием Новгородской Администрацией, среди газона Власьевской улицы стоит церковь Святого Власия , видный памятник древнерусской архитектуры времен Новгородской самостоятельности.


В современном виде храм был создан в 1407 году и является типичным памятником новгородской архитектуры своего времени: одноапсидный, одноглавый, четырехстолпный с трехлопастным завершением фасадов и художественном орнаментом вокруг барабана.


Согласно Младшему изводу Новгородской I летописи, в тот год «Поставаша церковь камену святыи Власеи в Людине конце» . Правда, по сравнению с другими новгородскими храмами того времени она кажется несколько приземистой. Кроме того, к ее северному и западному фасаду примыкают нетипичные для новгородского зодчества плоскостные порталы со стрельчатым завершением. Вероятно, это заимствовано из средневековой северо-европейской архитектуры ганзейских городов, с которыми древнерусский Новгород был в тесной торговой связи.


Ныне Новгород нередко называют членом Ганзейского союза, однако, он был лишь его торговым партнером. При этом Новгород входил в состав Руси, сохраняя в себе княжеский стол и связь с церковью. Конечно, постоянные взаимоотношения с Ганзой порой приводили к заимствованием отдельных архитектурных элементов с претворением их в новгородском строительстве, в том числе и в церковном зодчестве.


Без сомнения, весьма обширный по тем временам каменный храм создавался как важная доминанта всей Власьевской (в то время Волосовой ) улицы. Судя по своим размерам, он был общеуличанским , то есть рассчитан на всю уличную паству. Если это так, то, по-видимому подле него собирались уличанские вечевые сходы . (В Новгороде горожане собирались как на главные городские сходы, так и на районные собрания городских районов- концов и даже отдельных городских улиц.)


До постройки нынешней церкви на том месте несколько ее одноименных деревянных предшественниц.


Так, под 6692 (1184 ) годом Новгородская I летопись сообщает, что «Въ то же лето сърубиша церковь нову святого Власия» . Значит, не только в 1184 году, но даже еще в более ранние времена на этом месте находилась одноименная «старая» церковь. В составленном в середине XV века при новгородском владыке Ефимии II житие архиепископа Иоанна есть упоминание о том, что тот до своего вступления в должность в 1166 году был просвитером в храме Святого Власия. А поскольку этот храм был еще до 1184 года, то возможно, что речь идет об интересующем нас месте. Правда, житие было составлено поздно, в качестве единого произведения, поэтому слишком доверять его информации не стоит.


Иногда предполагается, что первая деревянная церковь Святого Влавсия возникла на месте древнего славянского капища языческого бога Велеса . В доказательство приводят старое название улицы — Волосова, отождествляя это имя с Велесом. Однако, Волос является просторечной разговорной формой имени Власий, еще до недавнего времени сохранявшейся в деревнях. А в средневековых русских городах, где подобные обороты легко проникали даже в официальные документы, она вполне могла бытовать (вроде упомянутого в новгородских актах тысяцкого Кодрата, летописных новгородца Олексы Сбыславича, князя Михалки, бирича Мирошкии Несдинича, посадников Остафьи и Иванки Павловича... Кроме того, составленная новгородской археологической экспедицией карта городских культурных напластований локализует ближайшее древнейшее городское ядро к юго-востоку от церкви Святого Власия, ближе к реке Волхову, в районе Троицкого раскопа на Троицкой улице . Значит, до XI века на нынешней Власьевской никто не жил. А в то время Русь уже была крещена. Языческие пережитки долго не уходили, в Галичине, допустим, даже под видными галицким пригородом Звенигородом, до Батыева нашествия сохранялось капище. Но ни там и нигде в другом месте обширной Русской земли после крещения новых капищ не возникало. Так что связь с капищем достаточно спорна.


В Годы Великой Отечественной войны храм пострадал и был практически разрушен. В ходе послевоенной реставрации его фасадам вернули исторический облик

Фото: Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе

Фото и описание

Церковь священномученика Власия – единственная в Москве, которая носит имя этого святого. Один из ее приделов был освящен в честь Власия Севастийского, жившего в III столетии, почитавшегося как покровителя домашних животных. В прошлые века конюхи и ямщики в день почитания святого Власия приводили к церкви разукрашенных лошадей и трижды обходили с ними храм. Священник окроплял животных святой водой и читал молебен.

Храм, называемый его именем, расположен в Староконюшенной слободе, на углу переулков Гагаринский и Большой Власьевский. Первая церковь на этом месте была построена в XVI столетии и именовалась Власьевской на Козьем болоте. Ближе к середине XVII века она уже была каменной и к ней были пристроены четыре придела. Главный престол церкви был освящен в честь праздника Преображения Господня, но церковь все продолжали называть Власьевской, хотя имя Власия Севастийского носил только один из приделов.

Во время вторжения Наполеона в столицу в 1812 году церковь Власия, как и многие другие церкви Москвы, была разграблена и осквернена. В течение последующих трех лет она пустовала до нового освящения в феврале 1815 года. До начала ХХ столетия в церкви были проведены несколько переустройств – в частности, была построена новая трапезная, обновлен иконостас.

Уже в годы советской власти один из приделов церкви был освящен именем Серафима Саровского. В 30-е годы храм оказался занят «обновленцами» (священниками, принявшими идеи новой власти). Однако «обновленцы» подверглись со стороны Советов гонениям, и в 1939 году церковь была закрыта, здание было лишено атрибутов церкви и переоборудовано под школьные мастерские.

Во второй половине прошлого века к проблеме восстановления здания храма привлекли внимание музыканты, ее временные владельцы – члены музыкального коллектива «Боян», который размещался в одной из построек с начала 80-х, когда церковь принадлежала Росконцерту. Здание было возвращено РПЦ в 1993 году, а ближе к концу столетия в ней снова стали проводить богослужения. Здание было признано памятником архитектуры.

Всё больше убеждаюсь, что случайностей не бывает. Вот и в этот раз - выпал снежок, и в Старой Конюшенной слободе в сумерках - совсем другое настроение. Здесь в Гагаринском переулке стоит древний храм, известный с 1625 года как церковь Власия, что на Козьем болоте , а 24 февраля считается днём памяти этого святого, принявшего мученическую смерть во времена императора Диоклетиана - гонителя христиан.

В славянской народной традиции Власий - покровитель скота . Согласно житию, во время гонения христиан Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. У славян поэтому святого Власия звали "коровьим богом", а день его памяти - "коровьим праздником". В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу, и в Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота.

1. Поэтому церковь святого Власия была построена тут не случайно, и название местности появилось не просто так. Место, где находилась эта церковь, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. С ростом Москвы конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой.

2. В 1644 году старую деревянную церквушку заменили каменным четырехпрестольным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящён в приделе, но церковь в народе по прежнему называли - Власия, что в Старой Конюшенной.
В течение более чем трех столетий своего существования храм Власия в Старой Конюшенной слободе много раз перестраивался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей - от московского барокко до позднего ампира, но в целом он всё же сохранил архитектурные традиции XVII века и считается памятником допетровских времен.

3. Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее уже в XVIII веке была возведена колокольня.

4. Еще более поздними считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящён в 1815 году, но к середине XIX века простого ремонта было уже недостаточно.

5. Поэтому в 1868-1872 годах на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

6. В 1936 году в храме священномученика Власия обосновались раскольники-обновленцы, но уже в 1939 году храм закрыли совсем. Здание стало приходить в упадок. В 1976 году его решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль "Баян". Участники коллектива заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 году. Лишь в 1997 году в храме Власия в Старой Конюшенной слободе была проведена первая Божественная Литургия. На сегодняшний день в храме три престола: главный - Спаса Преображения, придельные - священномученика Власия и Казанской иконы.