Домой / Курорты Сочи / Как красиво снимать водопады и горные реки. Как фотографировать водопады и прочие сюжеты с водой

Как красиво снимать водопады и горные реки. Как фотографировать водопады и прочие сюжеты с водой

Есть разные способы, как можно взглянуть на воду, например, как на увлекательный фон из голливудских фильмов, мечтательный лесной ручей... или, может быть, как на элемент, полный движения. Узнайте, как фотографировать воду и каким законам фотографии она подчиняется. Пусть наши шесть советов для фотографирования воды помогут совершенствовать ваш творческий путь

Преимущество аквафото заключается в том, что водные пейзажи - вокруг нас. И практически каждая форма воды может хорошо выглядеть на снимках. Можно даже найти отличные места для съемки непосредственно возле своего дома. И если вдруг вам покажется, что "чего-то" недостает, можно отправиться дальше по воде…

Фотосъемка "Большой" воды

Большие поверхности воды, такие как пруды, озера и моря, могут выглядеть очень впечатляюще в кадре. Посмотрите на водную гладь на закате, вас удивит увиденное.


Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35 / 2.8 III, 1/13 S, F / 18, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм

Полученное изображение напрямую зависит от экспозиции. В верхнем примере выдержка составляет 1/13 с, но картина резко изменится когда изменится экспозиция. Поэтому, если вы планируете использовать градиентный фильтр, или ND-фильтр, сильно зажимаете диафрагму для получения большей глубины резкости, вам придется использовать , чтобы минимизировать содрогание камеры и иметь возможность снять воду при большой выдержке. Обратите внимание, что движение воды будет размываться, и картина будет иметь более сказочный вид.


То же самое место. Снято Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35 / 2.8 III, 2,5 S, F / 22, ISO 100, фокусное расстояние 24 мм

Водная фотография - не повод снимать только на закате. Вы также можете фотографировать в течение всего дня. А еще можете снимать большие водные просторы, например, море. Чтобы ваша фотография не получилась скучной включите в пейзаж береговую линию.


Canon 5D Mark II, Canon EF 16-35 / 2.8 II, 1/80 S, F / 7,1, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм

Как фотографировать поверхностные отражения

Интересно смотрятся на поверхности воды береговые линии. Деревья, постройки, вершины гор - все, что отражается в воде, добавляет снимку своеобразную историю.


Canon 5D Mark III, Canon EF 16-35 / 2.8 II, 1/60 S, F / 11, ISO 100, фокусное расстояние 35 мм

Обратите внимание, что делать такие снимки можно только при очень спокойной воде. Изучите "поведение погоды" в конкретной местности. Фотография выше была сделана ранним утром, весь остальной день дул сильный ветер и вершина горы Маттерхорн была видна только однажды.

Проще получить хорошее изображение, если объекты съемки находятся очень близко к небольшой водяной поверхности, где не бывает больших волн, например. Лучшими кандидатами для создания водной фотографии являются маленькие садовые бассейны или небольшие парковые озера.


Canon 5D Mark II, Canon EF 16-35 / 2.8 II 1/320 сек, F / 5.6, ISO 100, фокусное расстояние 20 мм

Еще один нюанс о котором нужно помнить при съемке отражений: в то время как для пейзажной фотографии рекомендуется размещать линию горизонта довольно высоко или наоборот низко, при фотографировании с поверхностью воды лучше всего располагать горизонт посередине. Таким образом, за счет симметрии, получится передать величественность и фотография действительно засияет. Но вам не обязательно придерживаться этой рекомендации любой ценой; с достаточно спокойной поверхностью воды можно даже сделать замечательные снимки, как показано ниже.


Canon 350D, Macro-Revuenon 24/4, 1/40 s, probably f/8, ISO 100, фокусное расстояние 24 mm

Как снимать воду против света

Фотографии в контражуре требуют специальных навыков съемки. Если вам повезет, то свет не будет слишком интенсивным, и ваша камера сможет захватить картину в полном динамическом диапазоне. В крайнем случае, солнце будет слишком "огненным" на картинке. И поскольку оно также отражается от зеркальной водяной поверхности, большая часть изображения будет слишком яркой.

Если эта проблема будет критичной, есть действенный способ решить ее. Сделайте несколько одинаковых снимков с различными настройками экспозиции. Для этого будет полезна встроенная функция фотокамеры под названием "Exposure bracketing " (или аналогичная). Когда вы ее активируете, то камера сделает серию снимков с разными показателями при нажатии кнопки спуска затвора. Далее совместите результат в одну фотографию при постобработке.


Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35 / 2.8 III, от 1/160 до 1/1250 S, F / 11, ISO 100, фокусное расстояние 23 мм

Фотографирование воды с помощью поляризационного фильтра

Вы также можете использовать другой трюк для съемки отражений - использовать . Поворачивайте его до тех пор, пока исчезнут все ненужные отражения и вы не получите идеальную водную поверхность. Чтобы получить представление о различии снимков с использованием поляризационного фильтра и без него, посмотрите на пару фотографий ниже.


Без поляризационного фильтра. Canon 5D Mark IV, Canon EF 24-70 / 2.8 II, 1/80 с, F / 8, ISO 400, фокусное расстояние 25 мм


С помощью поляризационного фильтра. Canon 5D Mark IV, Canon EF 24-70 / 2.8 II, 1/80 с, F / 8, ISO 400, фокусное расстояние 25 мм

Между тем, не стоит стремиться всегда полностью избавляться от отражений. В конце концов, они делают воду... водой.

Как фотографировать воду в фонтанах

Вода в городе довольно фотогенична. Поскольку фонтаны обычно маленького размера, их можно легко обойти и сфотографировать под разными углами. Так можно сделать много разных изображений всего за несколько секунд.


Canon 40D, Canon EF-S 10-22 / 3.5-4.5, 1/30 S, F / 8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм


Canon 40D, Canon EF-S 10-22 / 3.5-4.5, 1/160 S, F / 8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм

Если фонтан украшен скульптурами, можно подобрать угол съемки, когда они отражаются в воде. Это даст еще несколько вариантов композиции.

Canon 40D, Canon EF-S 10-22 / 3.5-4.5, 1/80 S, F / 8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм

Эксперименты со скоростью срабатывания затвора помогают оживить композицию снимка. Обратите внимание, что невысокая скорость затвора не заморозит движения воды, капли будут размытыми. Если вы действительно хотите остановить поток в кадре, используйте очень короткие выдержки.


Струя воды крупным планом. Canon 5D Mark II, Canon EF 24-105 / 4, 1/640 S, F / 4, ISO 200, фокусное расстояние 105 мм

Фонтаны, сфотографированные в ночное время - еще один особый случай. Снять достойно красоту воды в данном случае вам поможет использование штатива и длинные выдержки срабатывания затвора камеры. Это, к тому же, отличный способ получить кадр без туристов. Длительная выдержка срабатывает, как "антипипл-фильтр".


Canon 350D, Canon EF-S 18-55 / 3.5-5.6, 10,0 S, F / 22, ISO 100, фокусное расстояние 18 мм

Фотографирование воды в потоках и реках

Текущая вода может служить прекрасной возможность оживить изображение при съемке ландшафта. Большую часть кадра может занимать сам пейзаж, а ручей внести динамику в композицию.

Обратите внимание на форму водотока. Когда это просто прямая линия, вы можете получить хороший кадр, но он не будет привлекательным, если, конечно, прямая как стрела вода не служит динамическим указателем и не ведет взгляд зрителя к важным объектам съемки. Ищите повороты и вписывайте их в изображение. Одним из распространенных примеров являются ручьи в лесу, которые образуют S-образную кривую.

Canon 5D Mark III, Canon EF 16-35 / 2.8 II, 2.0 S, F / 22, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм

Пробуйте

Возьмите фотографии из этой за основу. Отправляйтесь к ближайшему водоему и снимайте. Местность, которая находится рядом с вами, может быть очень перспективной в плане получения интересных фотографий с водной поверхностью. Пробуйте!

Canon 5D Mark III, Canon EF 70-200 / 2.8 IS II, 1,0 с, F / 16, ISO 100, фокусное расстояние 200 мм

Водопад – это один из самых красивейших объектов для фотокартины, представляющий собой вызов мастерству каждого фотографа. Постоянно меняющаяся среда водной стихии позволяет получить потрясающие фотографии, в которых воде можно придать аморфное состояние струящегося дыма или тумана, густого молока или стремительность брызг расплавленного стекла.

Требования к фототехнике. Для полноценной съёмки водопадов лучше всего использовать фотоаппарат с ручным управлением выдержкой, поскольку именно вариации с выдержкой позволяют получить самые красивые эффекты.

Кроме камеры, у вас должен быть штатив, хотя можно снимать и без него, а также поляризационный или нейтральный фильтр.

Техника съёмки водопадов, как уже говорилось, упирается в выдержку. Чем длиннее выдержка - тем оригинальней будет выглядеть водный поток. Начиная с 1/30 секунды, вода начинает приобретать специфический вид «жидкого» газа.

Замечено, что наиболее красивые кадры получаются с выдержкой в диапазоне 1/30 - 1/2 секунды.

С выдержками в 1 или 2 секунды можно получить ещё более непривычный вид водной стихии. При длинных выдержках вода будет похожа на соляной столб, «застывший» каменный поток или нечто, мало напоминающее воду.

Используя длинные выдержки нужно контролировать статичность камеры, для того чтобы эффект размытия касался лишь воды, без смазывания окружающего пейзажа, и штатив в данном случае послужит хорошую службу.

Не имея эту полезную треногу, камеру можно зафиксировать на любой твёрдой и неподвижной поверхности, или же пойти старым проверенным способом - упереться руками в грудь и снимать на выдохе (или вдохе, кому больше по душе).

Используя короткие выдержки, например 1/60 - 1/125 секунды, фотография водопада не будет отличаться от обычной картины, а установив ещё более короткую выдержку, вроде 1/250 - 1/500, фотоаппарат сумеет запечатлеть отдельные брызги, придав им своеобразный «стеклянный» вид. Если повезло с солнечной погодой, то вам удастся передать неповторимую игру бликов на каплях.

Просим обратить внимание на то, что вышеприведённые значения выдержки - ориентировочны, поскольку в каждом конкретном случае нужно учитывать скорость воды, точку съёмки и другие условия.

Вот мы и подошли к освещению. Как это не парадоксально, но излишняя освещённость во время съёмки быстрой воды больше вредит, чем дополняет. Объяснение: чем больше выдержка, тем больше света фиксируется матрицей в то время, пока открыт затвор фотоаппарата, а это уже нехорошо - пересвеченное белое небо и блики на воде и т. д.

Во избежание пересветов, значение чувствительности необходимо установить в пределах ISO 100 или ISO 80, что также минимизирует появление цифровых шумов.

Самые хорошие результаты можно получить, снимая в облачный день, рано утром и перед закатом.


Если снимок всё равно получается слишком ярким, установите режим приоритета диафрагмы и максимально закройте ее (до f/22, f/36). Также, попробуйте ограничить силу света с помощью поляризационного или нейтрального фильтра.

Учтите, что автоматическим замерам экспозиции трудно сориентироваться на таком динамичном объекте как водопад, что чревато ошибками настроек. Не стесняйтесь использовать брекетинг, т. е. режим, в котором камера делает дублирующие снимки с разной экспозицией.

При построении композиции и кадра, главный совет - не жалейте кадров, постоянно экспериментируйте в поисках оптимального отображения водопада. Используйте разные углы, пробуйте заполнять водопадом большую или меньшую площадь кадра. Снимайте крупные планы, ищите интересные объекты для него - выступающие валуны, стволы деревьев, плавающий лист дерева и т. д. Наибольшего эффекта можно достичь, если вам удастся контрастно соединить неподвижный объект и потоки воды. Старайтесь подчёркивать игру света и радугу.


Ну а если у вас получится «поймать» отражение солнца в водном потоке на рассвете или закате, то это будет гарантированно волшебная картинка.

Водопады для меня, как маяки, - всегда хочется немедленно бежать и фотографировать их. Но если с маяком все более-менее понятно, где главное найти красивый ракурс и поймать нужное время, то в фотосъемке водопадов есть один небольшой секрет - это выдержка, которую вы используете. Ниже - небольшой урок по тому, как красиво сфотографировать водопад или, например, горную речку.

Прежде всего, обсудим технику. Вам понадобится камера, способная снимать в ручном режиме. Если это зеркалка - хорошо, если полноформатная камера, как Nikon D800, - ещё лучше, поскольку для меня - это эталонная камера в съемке пейзажей. Объектив подойдет практически любой: от широкоугольника до телевика - все зависит от того, как близко вы можете подойти к водопаду и какого он сам размера.

На фото ниже - стандартный зум-объектив NIKKOR 24-70 mm f/2.8 - одна из самых востребованных мной линз в любой съемке. Главное условие к объективу - возможность использования светофильтров.

Третья необходимая вещь - светофильтр. Подойдет нейтрально-серый с затемнением выше двух ступеней, можно использовать и полярик - он тоже поможет, но в солнечный день уже не спасет всю ситуацию. У меня циркулярный нейтральный фотофильтр, один из самых дешевых, тем не менее именно он всегда помогает снимать с долгой выдержкой там, где без него будет сплошной пересвет.

Четвертое - штатив. Подойдет любой, вплоть до маленького гориллопода, если нет сил и желания брать большой (у меня всегда так, кроме поездок на водопады). Если нет штатива - ищите камень, бревно, дерево, перила или любую горизонтальную площадь, где можно надежно разместить камеру.

Лучше всего снимать водопады не днем, когда солнце в зените и свет падает сверху, а утром или вечером. Закатные краски в воде выглядят еще красивее, и вода будет не просто белой или серой, а может проявиться розовый, фиолетовый или сиреневый оттенки. Для каждого конкретного места свое удачное время и порой приходится возвращаться на точку съемки не один раз.

Итак, мы на месте. Достаем камеру и делаем снимок. Получаем с виду обычный кадр, где вода вышла обычно, практически резко. Если нужны резкие капли, то нужно добавить ISO, так как в тени деревьев все-таки темно. Но мы сюда пришли за другим - зачем нам кадр, каких миллионы?


Ставим камеру в режим приоритета диафрагмы (самый простой вариант) или ручной режим и начинаем увеличивать выдержку. Тут понадобится штатив, так как снимать с рук на 1/20 секунды уже не так легко.
Остальные настройки: f/5.6, ISO100.
Уже видно, как вода начинает смазываться, но ещё не так, как нам надо.

Закрываем диафрагму, f/7.1. Выдержка, соответственно увеличивается до 1/13 секунды. ISO здесь и далее не меняется – оставляем 100. Уже водопад похож на реальное падение воды, но нам нужно больше.

1/8 секунды, диафрагма закрыта на 9. Четких капель уже нет, и линии воды превратились в резкие струи, словно волосы. В некоторых местах отчетливо видны брызги, отлетающие от камней. Так лучше?

1/5 секунды, закрываем диафрагму на 11. Струйки воды постепенно сливаются в сплошные потоки.

0,4 секунды, практически половина. Диафрагма 14. Начинает размываться и вода на переднем плане.

0,6 секунды, диафрагма 18. После такой выдержки уже нет единичных брызг, а все слито в один сплошной поток.

Если вы нашли водопад не в глухих джунглях, а это популярная туристическая достопримечательность, то лучше выбрать не самое активное время наплыва публики. Нет ничего хуже, чем нажать на кнопку и увидеть, как кто-то вбегает в ваш кадр. С одной стороны, длинная выдержка тут может помочь и смазать незваного гостя, с другой, он может остаться выбивающимся из сюжета пятном на снимке.

1 секунда и максимальная диафрагма 22. Я считаю, что подобной выдержки вполне достаточно для того, чтобы красиво снять горную реку или водопад. Но поставить её днем без темного фильтра, даже находясь в тени деревьев, практически невозможно - все будет пересвечено.

Я решил провести эксперимент и попробовать продолжать увеличивать выдержку за счет того, что затемнял свой циркулярный нейтральный фильтр. Его особенность такова, что он состоит из двух поляризационных фильтров, и если его крутить, то в какой-то момент он становится полностью непрозрачным.
Выдержка 2,5 секунды, диафрагма 22.

Будьте внимательны, чтобы брызги от водопада не попадали на камеру и оптику. Если на длинной выдержке на объективе появятся капли, то это может отразиться на кадре. А вот если вы ненароком утопите камеру - последствия будут гораздо печальнее. Одно я сказать могу точно - сломать камеру тем, что на неё попали брызги, не так просто. Для этого необходимо будет встать прямо под водопад, чего я, конечно же, делать не советую, но иногда ради ракурса можно забыть обо всем. И да, используйте удобную обувь: камни около воды всегда скользкие, будьте аккуратны и внимательны, смотрите, куда наступаете.

Выдержка 8 секунд. Что-либо поменялось?

И вот финальный кадр: выдержка 15 секунд, диафрагма 22, ISO100. Вода превратилась в облачный поток, свисающий с камней, часть которых красиво проявилась сквозь брызги. Из-за того, что в водопаде множество порогов, получились красивые перепады с камня на камень, вода снизу тоже размылась и получилась красивая картинка, достойная быть напечатанной в статье про путешествие. Интересный контровой теплый свет, небольшой блик и главное - все-таки вода, красиво парящая на водопаде. И, конечно же, финальный штрих: мой опыт мне подсказывает, что как бы редко ты ни менял объективы и постоянно ни чистил матрицу, при закрытой на 22 диафрагме пыль и грязь все равно вылезают. Если присмотритесь на фотографиях выше, ее немного заметно, хоть эта камера была тщательно вычищена перед этой поездкой, а пользовался я ей только под водой в боксе. Но не стоит бояться этих пятен- Lightroom убирает их очень легко с помощью лечебной кисти.
Вуаля, один из самых красивых на мой взгляд водопадов- Родчестер, остров Маврикий.

Диафрагма –– f/22
Выдержка –– 15 с
ISO -- 100
Фокусное расстояние –– 50 mm
Камера –– Nikon D800
Объектив –– NIKKOR 24-70 mm f/2.8

Нейтрально-серый циркулярный светофильтр

Водопады - одно из самых красивых природных явлений, которые вы можете сфотографировать. Но хотя они могут выглядеть просто потрясающе, снимать их не просто. Как сделать так, чтобы кадры были не слишком темными? Как справиться с быстрым движением воды? Как выстроить композицию фотографий, чтобы зафиксировать подлинную красоту сцены?

В данной статье эксперт по пейзажной фотографии Стив Берарди (Steve Berardi) поделится своими лучшими приемами по съемке водопадов.

Фотографировать их не так трудно, если пользоваться некоторыми приемами и техниками. Этот урок будет посвящен тому, как получить эффект шелковой воды и как подобрать сбалансированное освещение, которое поможет подчеркнуть контраст в окрестностях водопадов.

Ключевой момент для получения эффекта шелковой воды состоит в использовании длинных выдержек, так что большинство техник, описанных ниже, будут вращаться вокруг этой простой идеи.

Шаг 1: Подберите правильное оборудование


Необходимое:

  • широкоугольный зум-объектив
  • поляризационный фильтр
  • штатив
  • нейтрально-серый фильтр (на 2 шага)
  • пульт дистанционного управления
  • телеобъектив с переменным фокусным расстоянием

Водопады обычно расположены в тесных ущельях, так что большую часть времени широкоугольный зум-объектив будет вам необходим. Поляризационный фильтр полезен по трем причинам: он нивелирует отражения на воде/камнях, усиливает насыщенность зелени вокруг водопада и ограничивает количество света, проходящего через ваш объектив. Однако наиболее важно иметь при себе штатив, чтобы придать устойчивость камере для проведения долгого экспонирования.

Хотя это и не обязательно, но ND фильтр (на 2 шага) тоже может помочь вам использовать длинные выдержки (что полезно в условиях яркого освещения). Пульт дистанционного управления позволит получить более четкие изображения, предотвращая возможность дрожания камеры во время нажатия кнопки спуска затвора. И наконец, телеобъектив с переменным фокусным расстоянием пригодится, когда вам нужно приблизить определенную часть водопада.

Шаг 2: Найдите водопады для съемки

Вне зависимости от того, где вы живете, есть шанс найти водопад где-нибудь поблизости. Может, в округе их и не сотни (если только вы живете не в штате Орегон, США), но если вы хорошенько поищите, то наверняка найдется, по крайней мере, один!

Итак, где искать? Я с большим успехом использовал несколько методов:

  • Просто поищите в Google (например, «иллинойс водопады»)
  • Просмотрите фото на Flickr
  • Найдите путеводитель по водопадам в вашей области
  • Пойдите в центр для посетителей любого городского парка, и спросите там.

Мой любимый метод состоит в поиске на Flickr , потому что так вы можете понять, как выглядит тот или иной водопад, а если там есть достаточно снимков определенного водопада, это поможет вам исследовать новые композиционные решения.

Шаг 3: Посещайте водопад в правильное время

В зависимости от источника воды в водопаде, его внешний вид может радикально меняться от одного сезона к другому. Например, водопады, которые питаются талым снегом, зачастую пересыхают или сильно скудеют к концу лета. Их обычно лучше всего посещать поздней весной или ранним летом (ранней весной они могут быть чересчур бурными). Итак, в отношении разведки водопадов, хорошо бы найти их источник и посещать их, когда воды в нем достаточно.

Важно также приходить на водопад, когда условия освещения хорошие. Сбалансированный и рассеянный свет отлично подходит для съемки водопадов, потому что помогает показать детали в тенях и усилить контраст. Лучшее рассеянное освещение появляется в пасмурные дни (облака действуют как естественные рассеиватели), но если вы не можете ждать облачного дня, посетите водопад на рассвете или закате (пока весь он находится в тени).

Худшее время для съемки водопада - это когда одна его половина находится в тени, а вторая - на солнце. Ваша камера не сможет обработать такой контраст.

Шаг 4: Скомпонуйте изображение

Когда вы прибудете на водопад, не нужно сразу устанавливать штатив! Погуляйте вокруг, посмотрите через видоискатель в поиске разных углов и позиций камеры. Вот несколько советов для компоновки вашего изображения:

  • Снимайте под углом, а не прямо перед водопадом
  • Приблизьте телевиком и снимите одну маленькую область, вместо того, чтобы пытаться фотографировать весь водопад с прилегающей территорией.
  • Включите элементы переднего плана (например, камни, цветы и т.д.)

В качестве примера для первого совета, привожу две фотографии одного и того же водопада (одна была снята прямо перед ним, другая - со стороны).

Замечаете существенные отличия?

Шаг 5: Настройте поляризационный фильтр

Когда вы выстроили хорошую композицию, настало время тщательно настроить ваш поляризационный фильтр, чтобы максимизировать его эффект. В то время как вы смотрите через видоискатель, вращайте фильтр и смотрите, когда исчезнут отражения (в этот же момент зелень станет гораздо более насыщенной).

Возможно, вам придется прокрутить его полностью несколько раз, чтобы удостовериться, что вы нашли наилучшую позицию.

Шаг 6: Настройте камеру

Для того, чтобы получить эффект шелковой воды, который вы видели на снимках водопадов, вам нужна длинная выдержка. Итак, здесь приводится несколько рекомендуемых настроек, с которых можно начать:

Переведите камеру в режим ручного управления (M ). Когда я только начинал фотографировать водопады, я снимал в режиме приоритета выдержки, но быстро перешел на ручной, потому что камера не всегда выбирала диафрагму, которая мне была нужна для получения правильной глубины резкости. Если вы никогда раньше не фотографировали в режиме ручного управления, не беспокойтесь. В случае с водопадами, снимать в нем особенно просто.

Используйте узкую диафрагму. Это необходимо по двум причинам: это позволит вам использовать более длинную выдержку и все будет в фокусе. Я рекомендую начинать с f/16, и уменьшать дальше, если это значение не может обеспечить вам достаточно большую выдержку. Некоторые фотографы посоветуют вам всегда использовать самую узкую диафрагму из тех, что есть на вашем объективе, но я стараюсь избегать этого, потому что объективы обычно теряют резкость на своих наименьших (и наибольших) диафрагмах.

Используйте самое низкое значение ISO на вашей камере. Это также поможет вам снимать на более длинных выдержках, но у этого есть и другое преимущество: на низких ISO изображения получаются менее «шумными» и с более широким динамическим диапазоном. Пока вы будете работать на длинных выдержках, ваш кадр будет гораздо более чувствителен к шуму, так что низкие ISO позволят вам его отчасти нивелировать.

Начните с выдержки в несколько секунд. Когда вы снимаете водопады, поиск правильной выдержки требует экспериментирования, но обычно неплохо начинать с 2 секунд. Будьте готовы использовать выдержки в диапазоне от 1 до 30 секунд.

Ну ладно, хватит о настройках, давайте уже начинать снимать!

После того, как вы сделаете снимок, посмотрите его на своем LCD-дисплее, включив гистограмму. Изучите края гистограммы, чтобы определить, потеряли ли вы детали в тенях/светах. Для примера взгляните на изображение ниже и соответствующую ему гистограмму справа:


Отметьте, как гистограмма показывает, что изображение сильно недоэкспонировано: почти все пиксели черные.

Если вы теряете детали в тенях, попробуйте увеличить выдержку и сделать другой кадр. А если утеряны детали в светах, можно, напротив, уменьшить выдержку.

Этот этап проходится методом проб и ошибок. Возможно, вам придется менять настройки камеры между кадрами, чтобы получить то совершенное изображение, к которому вы стремитесь.

Если выбранная вами выдержка слишком коротка для получения эффекта шелковой воды, и вы уже пытались сузить диафрагму, тогда вы можете попробовать накрутить на объектив нейтрально-серый фильтр, который позволит вам увеличить выдержку.

Шаг 8: Как убрать пересветы в Photoshop


Наиболее распространенная проблема, с которой вы столкнетесь при съемке водопадов, это пересветы. Даже в случае со сбалансированным и рассеянным светом, вы, вероятно, все равно получите небольшую пересвеченную область где-нибудь на воде: она выглядит как огромная белая клякса в середине вашего красивого водопада - фу!

К счастью, есть простой способ избавления от этой штуки и придания ей текстуры, такой же, как и на всех остальных частях водопада. Вот как это сделать:


Выберите инструмент «Затемнитель» («Burn», смотрите выше) и установите диаметр около 100 пикселей, жесткость 15%, диапазон на «света», и экспозицию примерно 8%. Далее просто нажимайте на кнопку мыши и «рисуйте» на зоне пересветов.

Постарайтесь не проходить по одной и той же точке дважды, иначе эффект затемнения удвоится (обычно в результате вы получите темно-серую воду).

Если вода получается слишком темной, вернитесь назад и попробуйте другие настройки (наиболее сильный эффект оказывает изменение параметра «экспозиция»).

Вот пример того, что получилось, когда я применил данную технику к фотографии выше:


Заключение

Этот урок не претендует на звание полного руководства по съемке водопадов, но это неплохое начало. Так что, ищите водопады и снимайте!

Водопады, горные потоки, реки и озера – это прекрасные объекты для осуществления фотосъемки. Огромные массы воды находятся в постоянном движении, что создает очень красивую, неповторимую картину. Однако при съемке водопадов и текущей воды фотограф неизбежно сталкивается с существенными трудностями. В обычной ситуации фотографирование предполагает простую фиксацию объекта съемки в определенной точке времени и пространства. Но в случае с изменчивой и очень динамичной водной стихией задача фотографа состоит в том, чтобы правильно передать на снимках движение текущей воды, ее динамику. Сделать это можно только посредством определенных фотографических приемов и знаний, о которых и пойдет речь в этой статье.

Как фотографировать текущую воду?

Когда фотограф находит великолепное место для съемки, где присутствует, например, водопад с его стремительными потоками воды, которые проносятся между камней и разбиваются, вызывая кучи мелких брызг, то перед ним всегда встает один очень сложный вопрос. Как снимать воду, чтобы запечатлеть на фотографиях динамику движения воды? Вообще, в практике фотографии при съемке движущихся объектов существует два основных приема, основанных на изменении времени выдержки.

Съемка водопада (короткая выдержка)

Первый прием заключается в том, чтобы полностью «заморозить» движение с помощью короткой выдержки. Тогда при кратковременном открытии затвора камеры Вы сможете словно остановить во времени огромный поток воды или отдельные маленькие капли, разлетающиеся в разные стороны. На фотографии капли воды будут выглядеть так, как будто они повисли в воздухе. Этот эффект «замораживания» движения бывает довольно интересным, но при этом теряется ощущение динамичности течения воды.

Что делать, если Вы хотите передать на фотографии ту самую динамику движения воды, которая так зачаровывает зрителя? Здесь можно воспользоваться вторым приемом. Он заключается в использовании длинной выдержки, благодаря чему вода на фотографиях немного размывается. Вода на снимках может превратиться в белое клубящееся облако тумана или дыма, либо в мягкие хлопья ваты. Все зависит лишь от той выдержки, которую Вы установите на камере.


Съемка водопада (длинная выдержка)

Не существует какого-либо универсального рецепта при съемке водопадов или горных рек. Условия съемки зачастую существенно различаются, поэтому фотограф может использовать во время съемки воды как короткие, так и длинные выдержки. Тем не менее, если Вы хотите запечатлеть на снимках именно движение воды, то, конечно, нужно пользоваться удлиненными выдержками. Это позволит отобразить на фотографиях потоки воды примерно такими же, какими мы их видим в реальной жизни. Ведь глядя на реку или водопад, мы видим не застывшую картинку, а стремительное движение. Однако и о коротких выдержках не следует забывать при съемке воды. Например, когда речь идет о фотографировании бурлящих водопадов с разлетающимися в разные стороны, мелкими брызгами.

Снимаем водопад и стремительные водные потоки

При фотографировании водопада и других водных объектов, характеризующихся постоянным движением, Вам стоит обратить свое внимание на следующие аспекты:

— Использование широкоугольного объектива

Отправляясь на съемку водопада или стремительных горных рек, имеет смысл взять с собой широкоугольный объектив. Благодаря широкоугольному объективу Вы можете получить довольно эффектные кадры с изгибами русла и поворотами реки. Для полнокадровых фотоаппаратов можно использовать объективы с фокусным расстоянием 18 – 20, а для камер с урезанной матрицей (кроп) — 12 – 21 мм объективы.

— Выдержка

Как мы уже отметили, значение выдержки играет определяющую роль при съемке движущихся объектов и, в частности, воды. Поэтому для качественной съемки воды необходимо устанавливать выдержку в ручном режиме. Постоянные эксперименты со значениями выдержки позволят Вам, в конечном счете, получить наиболее интересные кадры. Здесь только одно общее правило — чем длиннее выдержка, тем более необычный, размытый вид будут принимать движущиеся потоки воды. Как правило, наиболее эффектные кадры получаются в диапазоне выдержек от 1/30 до 1/2 секунды.

Длинными выдержками злоупотреблять сильно не стоит, особенно если в кадре присутствуют различные предметы, кроме воды. Например, ветки деревьев или листва, уносимые потоками воды. Оптимальное значение выдержки зависит от конкретных условий съемки, в частности, от примерной скорости течения воды. Зачастую лучше всего сделать серию снимков с различной выдержкой и диафрагмой, чтобы затем выбрать из них наиболее удачные.

— Штатив

Если Вы будете использовать длинные выдержки для того, чтобы запечатлеть на снимках динамичность движения воды, то Вам просто не обойтись без штатива. Ведь длинные выдержки потребуют абсолютной неподвижности камеры, добиться этого можно только посредством штатива. Причем штатив должен быть устойчивым и не самым легким, поскольку Вам, возможно, придется размещать его прямо в воде для поиска нужного ракурса.

— Композиция и ракурс

Безусловно, водопад сам по себе является очень красивым творением природы. Однако все водопады выглядят на фотографиях довольно похожими друг на друга. Чтобы сделать фотографию водопада оригинальной и более привлекательной для зрителя, необходимо уделить внимание построению композиции и нахождению интересных ракурсов. Водопад можно снимать под самыми разными углами и с разных точек таким образом, чтобы водная стихия на снимке занимала либо большую, либо меньшую площадь. Рекомендуется строить кадр вокруг какого-то интересного объекта, вроде торчащего из воды камня, листвы, плывущей по воде или сваленного дерева.

Если Вы снимаете стремительную горную речку, то акцентируйте внимание камеры на валунах, разрезающих потоки воды на части. При съемке водопада можно поместить в центр кадра выступы, которые принимают на себя мощные потоки воды. Контраст между динамичной водной стихией и неподвижными объектами добавляет кадрам эффектности и выразительности. Можно поймать в кадре отражение солнца или радуги в воде. Эти новые элементы, делающие сцену более интересной, желательно поместить на первый план. Также при съемке воды стоит делать побольше общих планов с пейзажем на заднем фоне. Снимая водопад, лучше всего выбирать нижнюю точку для съемки. Это добавит водопаду на снимке величественности, а самому кадру- драматизма.

— Значение ISO и диафрагма

При съемке водопадов выбирайте самое минимальное значение ISO, чтобы снизить светочувствительность матрицы камеры. Это позволит затвору фотоаппарата дольше оставаться открытым, а также уменьшит вероятность проявления различных шумов и зернистости. Удлинить время экспонирования помогает и установка наименьшего значения диафрагмы. Использование закрытой диафрагмы, плюс ко всему, позволяет повысить глубину резкости, благодаря чему большая часть сцены будет оставаться в фокусе.

— Использование фильтров

Удлинить выдержку и ограничить попадание света в камеру можно не только изменением настроек, но и использованием различных фильтров. В частности, при съемке воды довольно часто применяется нейтральный серый фильтр, который снижает количество света, проходящего через объектив, и в тоже время не воздействует при этом на цветопередачу. Также можно использовать поляризационный фильтр. Он не только ограничивает попадание ненужного света, но еще и помогает улучшить снимки, повышая цветовую насыщенность, уменьшая блики и отражения.

Можно сказать, что поляризационный и нейтрально-серый фильтр работают как солнцезащитные очки. При их использовании во время съемки Вы получите более четкие и «чистые» кадры, что избавит Вас от необходимости тщательной компьютерной обработки отснятых кадров впоследствии. Играя с плотностью фильтра и значениями выдержки, Вы можете получить самые разнообразные результаты.

— Контрольные снимки

Хорошей идеей будет начинать съемку водопада или реки с нескольких тестовых снимков в автоматическом режиме или с различными значениями выдержки. Тогда быстро сравнив отснятые кадры на дисплее Вашей камеры, Вы сможете правильно определиться с выдержкой и другими настройками для достижения желаемого уровня размытия водного потока.

— Время съемки

При съемке движущихся потоков воды важную роль играет погода и условия освещения. Например, в безоблачную погоду в полдень, когда ярко светит солнце, наблюдается интенсивное освещение сцены, вследствие чего тени на снимках становятся слишком жесткими. Кроме того, на воде и мокрых поверхностях появляются неприятные блики. В этой связи лучшее время для съемок водопада, реки и других водных объектов – это вечерние сумерки или первые часы после восхода солнца, когда сцена озаряется мягким, рассеянным светом. Также подходящими условия для съемки являются пасмурные и облачные дни, когда более рассеянное освещение позволит Вам использовать длинные выдержки.

В таких условиях освещения не возникнет никаких трудностей с выбором правильной экспозиции. Выбрав для съемки воды подходящее время дня, Вы существенно увеличите свои шансы для получения качественных и интересных снимков движущихся потоков воды. Снимать в солнечный день, конечно, тоже можно, однако тогда Вам придется обязательно использовать поляризационный или нейтральный фильтр, а также серьезно поработать над настройками, чтобы сократить количество поступающего на матрицу фотоаппарата света.

Фотографирование бурных и стремительных потоков воды, безусловно, представляет собой довольно непростую задачу. Здесь от Вас потребуется соответствующий опыт, терпение и творческий подход к процессу съемки. Для того, чтобы водопад или река получились на фотографиях ярко и динамично, не стоит стремиться к максимально точной передаче всего происходящего. За счет экспериментов с настройками камеры и использования фильтров нужно добиться того, чтоб потоки воды смотрелись на снимках очень естественно. Они должны дарить зрителю ощущение постоянного движения и динамики.