Домой / Юг России / Боги таиланда и их значение. Легенды и мифы таиланда

Боги таиланда и их значение. Легенды и мифы таиланда

Тайская традиционная культура имеет очень древние корни. Но особенно бурное развитие она получила в XI-XII веках с проникновением на территорию современного Тайланда буддизма в его тхеравадийском варианте. Связано это с тем, что до XI века эти территории управлялись частично кхмерской империей, частично лаосским королевством Чампассак, частично монской империей бирманцев. Тайские племена воприняли религию от этих народов в том виде, в каком она сформировлась у них. И здесь влияние в первую очередь кхмеров было огромным. До X-XI веков на территории кхмерской империи господствующей религией был индуизм, воспринятый и южно-лаосскими племенами. А вот монская империя бирманцев распространяла буддизм. Так и возник особый конгломерат религиозного учения Тхеравады. Именно поэтому в материальной культуре современного Тайланда присутствует такой сильный элемент брахманистской религиозной культуры, что выражается в многочисленных живописных и скульптурных изображениях мифологических существ, пришедших из ведических преданий индуизма.

Повсюду в Тайланде, как и в соседних с ним странах (Лаосе, Камбодже, Мьянме) можно увидеть множество скульптурных воплощений мифологических существ, которым поклоняются буддисты Тхеравады. Большое количество таких памятников можно встретить при входе или на территории буддистских монастырей, на площадях городов.

Ираван (Эраван, Айраватта). Многоголовый слон (изображается обычно как трёхголовый), на котором восседал индуистский бог Индра. Слон в индуизме символизирует 33 небесные сферы, поэтому фактически он считается не 3-х головым, а 33-х головым. Можно встретить также изображения этого слона с восседающими на нём божествами Индрой или Ганешей. Иногда у Иравана можно увидеть не по два бивня у каждой головы, а по четыре или даже по шесть. Ираван входит часто в состав геральдических изображений. Ранее он изображался в гербе Сиама, до революции 1975 года его изображение являлось королевским гербом Лаоса. В провинции Тайланда Самут-Пракан построен целый индуистский комплекс, увенчанный гигантским скульптурным изображением Иравана.

Ганеша (по-тайски Пра Пиканесавора или Пра Канет). Божество, изображающееся с человеческим туловищем и головой слона, у которого один из бивней сломан. По легенде он был сыном Парвати, созданным из кожи, смешанной с маслом и водой из реки Ганга. В порыве гнева бог Шива обезглавил Ганешу, пообещав вернуть ему голову, и он вернул ему голову, но не человеческую, а голову слонёнка. Бивень же Ганеша сломал в гневе, метнув его в луну за то, что она рассмеялась, увидев его. Ганеша считается покровителем искусств, бизнеса. Особенно он помогает в новых коммерческих предприятиях. Поэтому нередко его скульптурные изображения можно встретить на центральных улицах городов, в офисных кварталах. Также встречается изображение Ганеши, восседающего на спине трёхголового слона Ираван. Культ поклонения Ганеше является одним из древнейших в буддизме Тхеравады. Археологические находки на территории древних тайских, кхмерских и лаосских городов с очевидностью доказывают это. В те времена также считалось, что Ганеша покровительствует мудрым и справедливым правителям, поэтому драгоценные скульптурки Ганеши почти всегда находят в раскопках дворцовых комплексов.

Торани (Мэ Пра Торани). Одно из наиболее часто встречающихся в Тайланде и в Лаосе скульптурных и барельефных изображений, представляющих божество Земли. Во время, когда демон Мара пытался всячески помешать просветлению Будды, Торани помогала Будде, изливая на него воду из своих волос и спасая его от жажды, а также разгоняя демонов сторон света. Также Торани являлась первым свидетелем действительного просветления Будды. Живописные изображения Торани присутствуют во всех буддистских храмах, скульптурные изображения часто можно встретить на улицах и площадях городов. Демократическая партия Тайланда избрала изображение Торани в качестве своего герба.

Индра (Пра Интра). Ведический бог небесных сфер Таватимса. Он входит в триаду главных богов вместе с Шивой и Вишну. Также бог войны, погоды, первый среди богов. Его изображение всегда представляет его лицо и тело в зелёном цвете. В традиционных представлениях театра Рамаяны, распространённого в некоторых провинциях Тайланда и почти повсеместно в Лаосе, он непременный персонаж - его маска всегда зелёного цвета. В руке он держит трезубец или топор. Иногда вместе с трезубцем или топором он держит также метательный диск, являвшийся холодным оружием. Встречаются его изображения сидя верхом на слоне Ираван. Скульптурных изображений его не так много, в основном их можно встретить на территории монастырей, мультиконфессиональных комплексов или же в парках.

Киннари (Кинарин). Мифическое существо получеловек-полуптица (но не Гаруда). Они бывают как женского пола (тогда их называют киннари), так и мужского (их название киннабурут). Голова их увенчана особым драгоценным головным убором - чада, по образцу которого монархи юго-восточной Азии имели свои королевские короны. Иногда встречается изваяние киннари, одна нога которой обвита хвостом змея Наги, с которым киннари, так же, как и Гаруда, сражалась. Наиболее крупная фигура киннари находится в главной Бангкокской буддистской святыне на территории комплекса Дусит.

Нага (Нагарай). Мифологический змей (кобра), с которым связаны десятки легенд, как общебуддистского и индуистского культа, так и многочисленные местные легенды, культивировавшиеся среди населения бассейна реки Меконг. Правда, современные жители берегов реки на вопрос о легендах, связанных с Нагой, в ответ только скептически улыбаются и говорят, что уже их отцы не помнят появления здесь даже простой анаконды. Признаюсь, меня это даже несколько разочаровало. Тем не менее, фестиваль, посвящённый Наге (по-тайски он называется บั้งไฟพญานาค - бангфай пайянак) празднуется и сегодня в провинции Тайланда Нонг Кхай и в Лаосе. Живописное изображение Наги можно встретить практически повсюду в монастырях, а его скульптурное изваяние вообще встречается в юго-восточной Азии чуть ли не на каждом шагу. Во всяком случае, традиции буддистского искусства давно уже применяют изваяние Наги как украшение лестниц, ведущих внутрь храмов. Есть и другой мифологический змей по имени Ананта. Но в мифовой культуре современности эти два персонажа давно слились воедино. В тайской художественной традиции существует изображение змея, называющегося Анантанагарай. Так же называется одна из королевских яхт, носовая корма которой представляет собой семиголового змея. В Лаосе изображения этого существа также широко распространены, позолоченный погребальный королевский катафалк также выполнен в форме Нагарая. Как правило, змей изображается с тремя или семью головами на одном змеином туловище. Змей либо накрывает своим раскрытым шейным парашютом как зонтиком медитирующего Будду, либо сражается с Гарудой или Киннари, либо оберегает сон бога Нарая под золотым лотосом, на котором восседает Брахма, либо просто охраняет вход в святыню. Кстати, согласно индуистской мифологии, именно Нага первым выслушал поучения Будды.

Хонгсе (Ханг Хонг). Ещё одно мифологическое существо с головой птицы-дракона, длинным туловищем и хвостом с большими гребнями, давно вошедшее в обиход художественной культуры. Иногда этот змей изображается с короткими ногами. Изображения этого существа распространены не только в странах юго-восточной Азии, но и в Китае, на Корейском полуострове. Многие навершия буддистских пагод выполнены в виде головы этого мифологического существа. Такая стилистика орнаментации храмов получила название бай рака. Одна из королевских яхт тайского короля называется Суфаннахонгсе, её корпус выполнен полностью в виде этого существа.


Йак . Особенно распространены его скульптурные изображения в Тайланде. Это мифологический персонаж, который охраняет сокровища богов и пожирает алчных людей, жаждущих завладеть этими богатствами. Эти существа, если они женского пола, называются Йакши. В традиционной художественной культуре изваяния часто можно встретить при входе в буддистские монастыри, а также в парках, на больших площадях городов. Из-за некоторого внешнего сходства Йака иногда путают с Раху. Однако Раху - безногий мифологический персонаж и потому отличить его нетрудно. Кроме того, Раху изображается чаще всего держащим в руках и рассматривающим солнечный или лунный шар соответственно красного или жёлтого цвета, тогда как Йак всегда вооружён длинным мечом. Наиболее древние изображения Раху датируются III веком до н.э. Это особенно интересно с той позиции, что индуисты задолго до европейцев знали о том, какова действительная геометрическая форма планет.

Тримурти (Пра Тримурти). Такие или подобные изваяния трёхликих существ также нередко встречаются в Тайланде, а также в Камбодже и Бирме. Первоначально ведический культ предусматривал, что три лика - есть три аспекта Агни, Индры и Сурия. Позднее в индуизме произошла семантическая трансформация этого изображения, которое стало символизировать триединство Вишну, Брахмы и Шивы. В Тайланде часто встречаются открытые часовни с такими скульптурами, называемыми ตรีมูรติ - Пра Тримурти. Конечно же, это далеко не полное описание индуистских и тхеравадийских мифологических существ, часто воплощаемых в произведениях садово-паркового, храмового и городского прикладного изобразительного искусства. На самом деле можно повстречать ещё много изваяний, так или иначе представляющих мифологию и религию, а также народные поверья и легенды.

Лак Мыанг . Священные колонны города (หลักเมือง). Более высокая колонна духов Бангкока относится ко временам первого короля династии Чакрин - Раме I. Другая - ко временам правления короля Монгкута. Согласно древнему поверью тайцев в таких колоннах заключается священный дух города, охраняющий его от всевозможных нашествий врагов и эпидемий. Практически в каждом городе Тайланда есть такие Лак Мыанги. Традиция установления таких кологг существовала и задолго до основания столицы в Раттанакосине (Бангкоке), но именно с воцарением династии Чакрин (Чакри) она получила наиболее широкое распространение. Уже в XVIII веке такие колонны стоились при въезде в наиболее крупные города, что должно было подчеркнуть принадлежность данной территории королю и его суверенитет над городом. Когда в 1944 году диктатор Пибупсонгкрам задумал перенести столицу государства из Бангкока в Петчабун, он приказал построить там гигантскую Лак Мыанг. Однако, его планам по переносу столицы так и не суждено было сбыться. В 1992 году специальный закон разрешил всем столицам провинций строить при въезде подобные колонны. Со временем формы таких Лак Мыангов стали вариироваться. Многие города строили Лак Мыанг в традиционном китайском стиле арок-ворот с пагодообразным навершием. В 2007 году гигантский современный Лак Мыанг также в китайском стиле был воздвигнут и в Бангкоке.

Вдоль стены идет галерея, а внутри эта бесконечно огромная фреска. Какая-то особенная техника нанесения изображения. Отдельные небольшие участки стены реставрируются, и художники, не обращая внимания на народ, подготавливают поверхность, а потом наносят на нее однотонную краску слой за слоем. То есть вначале, допустим, красятся все коричневые элементы, потом все красные, потом зеленые и так далее. Полутона рисуются напоследок. В основе сюжета лежит индийский эпос Рамайяна. Тайцы перепели его на свой лад и назвали Рамакиен. Я спрашивал экскурсовода (я взял, как обычно, индивидуальный тур - стоит сущие копейки, а толку намного больше) при чем тут Рама - храм-то буддийский? Она сказала, что сама не очень в курсе. Тайцы вроде как впитывают любую религию, Рама, Вишну, Будда - нет разницы, был бы человек хороший. Как я уже писал, король демонов Равана похитил невесту бога Рамы по имени Сита. Рама все триста метров фрески пытается вернуть ее назад не мытьем так катаньем. Он то дружит с демонами, то воюет с ними. Перипетии этой истории вплоть до счастливого конца, когда демоны гибнут во главе с Раваной, отражены в мельчайших подробностях. В войне Раме помогают обезьяны. По тайской мифологии обезьяны и демоны суть одна малина, но обезьяны все-таки ближе к человеку. При этом под обезьянами подразумеваются не резус-макаки, а какое-то злобное воинственное мифическое племя. Там сам черт ногу сломит. Я еще спросил, почему демоны-яки охраняют входы в храм. Вроде бы это нелогично, они же враги рода человеческого. Экскурсоводша ответила, что тайцы не возражают против нечистой силы, если использовать ее с умом к своей выгоде. Яки типа ручные, пусть стоят и охраняют, раз уж так у них сложилось.

Не ослабевает интерес у российских граждан к удивительному и прекрасному Таиланду. Как и многие другие, эта азиатская страна обладает увлекательной историей, которую местные жители дополнили различными легендами и мифами.
Экзотическая, буйная и сочная растительность породила красивую и поучительную легенду, согласно которой этот уголок рая появился после падения топора демона Вритра. Мифический герой необдуманно вступил в бой с богом Индра, который в честном поединке вышел победителем. Увесистый боевой топор демона Вритра упал на каменистую почву, тут же покрывшуюся густой растительностью. Тогда бог тайского народа Куньлуня Юйхуан призвал людей заселить эту землю и пользоваться ее прекрасными дарами.

Рядом с городом Чианг Саен располагается одноименное озеро, на берегах которого часто отдыхают не только тайцы, но и гости, прибывшие из других стран.
Возникновение этого озера окутано тайной. Когда-то на его месте был большой город, окруженный болотами. Чтобы осушить и облагородить заболоченную землю, жители выпустили на территорию множество гусей и уток. Но загадочное существо – белый угорь-альбинос – стало поедать птиц, по одной в день. Тогда губернатор города придумал хитроумный план по поимке угря. Жители города сплели сеть из хлопчатобумажных ниток и привязали ее к лапкам гусей, которых выпустили на болото. Угорь вцепился в очередную жертву, запутался в сети, и его удалось вытащить вместе с птицей на берег. Столь радостное событие ознаменовалось разделкой альбиноса на куски и приготовлением из него праздничного угощения.
На следующий день в город явился Ангел и постучался в скромный домишко на окраине. На вопрос гостя о странном запахе в городе, престарелая хозяйка дома поведала о вчерашнем пире. Ангел очень расстроился и поинтересовался, пробовала ли собеседница блюдо из угря. Получив отрицательный ответ, гость настоятельно посоветовал в течение ближайшей ночи не выходить во двор.
Всю ночь в городе дул сильный ветер. Старушка сидела в домике, кутаясь в шаль, с тревогой прислушиваясь к завывающим звукам за окном.

Утром она вышла на улицу и не узнала окрестностей. Откуда взялось это прекрасное озеро с зеркальной гладью? Тогда бабушка поняла, что угорь был божьим даром.
Есть в Бангкоке необычная местность с очень скудной растительностью. Она резко диссонирует с «буйством природы» на остальной территории столицы. Находится местечко на противоположном берегу самой крупной реки Таиланда – Чаупхрая, неподалеку от пристани Тхатиен. Тайцы рассказывают легенду о двух великанах-друзьях, которые жили на разных берегах реки.
Однажды у одного из них закончились деньги, и он попросил необходимую сумму у друга, который, естественно, согласился. Но пришло время возвращать долг, а в карманах – пусто. Кредитор не захотел ждать. Он переплыл речку и потребовал немедленно рассчитаться. Завязалась борьба, в ходе которой была измята вся зелень на берегу и потревожен покой богов и природы.
Такие действия не понравились богу Пхра Исуан, который обратил драчунов в каменные статуи и поместил их в храмы на разных берегах реки. А на месте потасовки и по сей день растет лишь неказистая травка на немногочисленных зеленых островках.

Официальной религией Таиланда, начиная с 13 века, считается буддизм. Построено внушительное количество храмов, посвященных Будде. О многих из них сложены легенды. Так, во время к удивительному храму Ват Прахат Дой Сутхеп, гиды обязательно их рассказывают.

Вот первая из них. Белый слон указал на место строительства будущего храма необычным образом. К спине его был прикреплен маленький кусочек кости Будды. Животное-великан долго бродило по джунглям, а затем навсегда остановилось на вершине этой горы. С тех пор статуя слона во весь рост установлена в храме.
Другая легенда гласит о самом известном монахе в этих краях, которому во сне явился Будда и, взяв за руку, повел по дороге к храму. Утром монах с 20-ю собратьями начал рубить заросли джунглей. Они продвигались достаточно быстро, к тому же местное население во всем помогало первопроходцам.
Так дорога, содержащая 309 ступеней, была достроена за 5 месяцев и 22 дня. В благодарность жители установили памятник монаху у подножия горы.
В домах практически всех тайцев есть фигурка Будды с большим животом. Подобные статуэтки создаются в многочисленных мастерских народных ремесел, которыми славится Таиланд. Согласно верованиям народов Азии, живот – вместилище души. Следовательно, чем больше у человека живот, тем радостнее и беззаботнее ему живется.
По легенде, в древние времена жил веселый и добродушный монах, который бродил по стране с мешком за спиной. На вопросы о содержимом он с широкой улыбкой отвечал, что в котомке у него – весь мир. Кое-кто был уверен, что мешок набит золотом и драгоценностями, но большинство все-таки сошлось на том, что в нем – все горести и страдания мира, которые монах собирает во время своего путешествия. Желая притянуть немного счастья и радости, люди гладили путника по большому животу. Монах не возражал, а лишь смеялся в ответ.

Среди тайцев оказывается есть много явных и неявных индуистов. Чтобы в этом убедиться достаточно посетить Музей Ганеши в сорока километрах от Чианг Мая . И вы увидите тайцев, распевающих мантры слоноголового бога .

Ганеша. Буддистский монастырь около Чианг Дао,

В свое время в этих краях, пришедший на смену брахманизму буддизм задушил индуизм в своих дружеских объятиях. Буддисты не стали огнем и железом (как кое-где это бывало) искоренять прежние верования. Они включили все индуистские божества в свой пантеон, выделив им место в не самом худшем из миров. И ныне практически в любом буддистском храме можно встретить статуи индуистских божеств.

Ганеша. Буддистский храм Мэ Сай.

Это, как правило, боги Тримурти: Шива, Вишну, Брахма (последний, кстати, в самой Индии не сильно популярен). Часто (намного чаще, чем в той же Индии) встречаются статуи и изображения бога Индры.

Лорд Шива. Недалеко от Канчанабури.

Что уж говорить о вахане (ездовое животное) бога Вишну птице Гаруде, чье изображение используется в государственной символике Таиланда?

Бог Вишну верхом на Гаруде.

Но самый популярный во всей Азии индуистский бог — это слоноголовый бог Ганеша (в Таиланде — Ганеш или Пхра Пиканет ). Причин такой популярности несколько. Во-первых, Ганеш помогает в устранении препятствий тем, кто его почитает. Во-вторых, Пхра Пиканет — бог мудрости, что также достойно почтения. В-третьих, симпатичная внешность и внутренняя доброта слоноголового бога (кроме воинственных ипостасей) также способствует появлению новых и новых почитателей.

Ганеша. Буддистский монастырь около Канчанабури.

В моих планах подготовить подробный материал о всех версиях рождения Ганеши (их много), появления у него головы слона (версий этого события также много), его атрибутах и функциях. Кому интересно, следите за новостями на сайте .