Домой / Юг России / Художественная фотосъёмка горных пейзажей. Практические советы по съемке в горах Резкая смена погоды

Художественная фотосъёмка горных пейзажей. Практические советы по съемке в горах Резкая смена погоды

Горные пейзажи очаровывают и захватывают дух и не только потому, что удивительно красивы, но и ввиду сложности их создания. Съемка гор - это жанр, ориентированный на физически выносливых и сильных духом людей, которых не страшат технические трудности и сложности, связанные с работой в труднодоступных местах. Как снимать в горах, чтобы получить качественные снимки? В этой статье мы дадим практические рекомендации начинающим фотографам и подскажем, какие параметры лучше всего использовать при настройке камеры, чтобы получить кадры с естественной цветопередачей.

Главной сложностью при съемке горных пейзажей является проблема цветопередачи. Яркие краски, которые видит невооруженный глаз, на фото преображаются в тусклые и неприглядные тона, пагубно влияющие на качество снимка. Этот феномен связан с особенностями горного воздуха и большим расстоянием между фотографируемыми объектами. Чтобы получить кадры с естественными цветами, нужно побеспокоиться о хорошем оборудовании, правильной регулировке светочувствительности, выдержки и диафрагмы.

Оборудование, которое потребуется для съемки в горах

Собираясь поработать на свежем воздухе и сделать красивые пейзажи, побеспокойтесь о наличии:

  • широкоугольного объектива, который даст возможность создавать панорамные снимки;
  • штатива, он позволит работать на ветру и делать длинные выдержки;
  • фотофильтров, которые помогут справиться с избытком ультрафиолетового излучения при подъеме, защитить матрицу фотоаппарата и убрать ненужные блики;
  • запасных аккумуляторов для камеры, так как на холоде они разряжаются довольно быстро;
  • удобного рюкзака, дождевика, запасной обуви и одежды, телефона, аптечки, продуктов питания и карты.

Настройка основных параметров камеры при работе в горах


Чтобы получить качественные снимки, нужно правильно настроить фотокамеру.

  • Настройка светочувствительности

Значение ISO при съемке в горах рекомендуется устанавливать в диапазоне от 100 до 400 единиц. Высокие значения ISO оправданы при недостатке света, при съемке движущегося объекта и при отсутствии возможности неподвижно установить камеру. Если же стоит задача подчеркнуть динамичность, например, при фотографировании лыжников или других перемещающихся объектов, стоит установить минимальное значение ISO.

  • Настройка выдержки

Чем выше скорость движения объекта, тем меньшую выдержку следует устанавливать. Для съемки лыжников рекомендуется выбирать значение не больше 1/1000. Более длинная выдержка приведет к появлению смазанного следа. Важно учитывать и расстояние до фотографируемого объекта: чем ближе он находится, тем короче должна быть выдержка. Это позволит добиться высокой четкости. И еще один момент: при съемке сбоку выдержку обычно выбирают короче, чем при фотографировании объекта, движущегося на камеру.

  • Настройка диафрагмы

Как известно, уровень открытия диафрагмы оказывает влияние на резкость снимка: малое открытие обеспечивает большую зону резкости, большое - размывает все объекты на снимке, кроме того, который находится в фокусе. Регулируя уровень открытия диафрагмы, можно достичь желаемого эффекта. Напомним, что этот показатель выражается в виде дроби. Чем больше знаменатель дроби, тем меньше открытие диафрагмы.

Регулируя эти параметры совместно, можно добиться идеальной экспозиции и цветопередачи. Но помните, что для увеличения света, рекомендуется не открывать диафрагму, нарушая резкость и фокусировку, а увеличивать время выдержки. Изменять значение диафрагмы целесообразно для регулировки глубины резкости.

Пожалуй, съёмка в горах - одна из самых тяжёлых. Атмосферная обстановка здесь меняется очень быстро. В такой ситуации от вас потребуется высокая оперативность, умение быстро реагировать на изменения окружающей среды и, прежде всего, освещённости.

Снято на Nikon D700 и NIKKOR 24-120 f4

Съёмочный период непродолжителен и приходится на полуденные, наименее благоприятные для этого часы, когда освещение наиболее контрастно. Различие в яркости освещения и теневых участков в горах заметно больше, чем на равнине. Иногда снизить контрастность можно выбрав для съёмки такие участки, где тени подсвечиваются отражённым светом от больших поверхностей, покрытых снегом.

Горный воздух более прозрачен, что связано с малым содержанием в нём пыли и влаги. Атмосферная дымка в горах проявляется слабо, пространство на снимках передаётся плохо. Несколько улучшается передача пространства, когда в кадре на переднем плане есть тёмные предметы. Самые лучшие условия съёмок в горах бывают после дождя или утром при лёгком тумане, когда воздух насыщен влагой.

Какую технику лучше всего брать с собой?

Необходимая техника

Лучшей для съёмок в горах является малоформатная однообъективная зеркальная камера.

Желательно также иметь несколько разнофокусных объективов. Вам обязательно понадобится широкоугольный объектив, например, AF-S Zoom-Nikkor 17-35mm f/2.8D IF-ED или AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED . Оптимальным набором можно считать объективы с фокусным расстоянием 28, как AF-S NIKKOR 28 мм f/1,8G , AF Nikkor 28mm f/2.8D , и с фокусным расстоянием 50, как AF-S NIKKOR 50 мм f/1,8G или AF Nikkor 50mm f/1.8D . Телеобъективы используются несколько реже, однако их наличие поможет сделать впечатляющие снимки горных массивов. Лучше всего, если у вас будет возможность использовать телеобъективы типа 70-200, к примеру, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II или AF-S NIKKOR 70-200mm f/4G ED VR .

Вам непременно понадобится штатив, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожания рук. И, кстати, применение противосолнечных бленд в горах обязательно. Будет полезно захватить с собой набор фильтров, таких как ультрафиолетовый фильтр, PL-фильтр и другие. Однако стоит учитывать, что при съёмке гор контрастные цветные фильтры хотя и прорабатывают облака, но делают небо неестественно тёмным и увеличивают и без того высокий контраст предметов.

Технические детали

Определение экспозиции при съёмке в горах имеет ряд особенностей, и для предотвращения существенных ошибок лучше всего делать экспозиционные дубли одного и того же сюжета. Когда в кадре есть тёмные предметы, съёмка с экспозицией, достаточной для проработки деталей этих предметов, приводит к некоторому переэкспонированию далей, что благоприятно сказывается на конечном результате.

Необходимо помнить о том, что компенсация экспозиции может подчеркнуть белизну облаков и снега. Попробуйте менять значение экспозиции при съёмке утренней зари и вечернего заката.

Композиция

Строя композицию горного пейзажа, необходимо заранее подумать о том, что вы хотите передать в кадре. Имейте в виду, что в горном пейзаже почти не используется низкий горизонт, поскольку отдельные вершины и небо не могут передать нужного впечатления от окружающей картины. Снимки же, сделанные общим планом, могут быть перегружены мелкими деталями и восприниматься излишне пёстрыми, маловыразительными.

Съёмка в горах в большинстве случаев ракурсная, очень часто камеру приходится наклонять вверх, или вниз, чтобы включить в кадр необходимый элемент, но при этом возникают перспективные искажения, с которыми необходимо считаться.

Особенности горного пейзажа на снимках передаются значительно лучше при съёмке снизу вверх, а не наоборот. При построении композиции можно оживлять кадр, включая в него фигуры людей, животных, различные постройки. Высокогорные растения также являются замечательным объектом для съёмки.

Помните, есть два способа снимать горные цветы. Один из них - это зафиксировать их скопления, например, поляну с цветами. Другой способ состоит в использовании возможностей макрообъективов. Если вам в горах попались животные, постарайтесь построить кадр так, чтобы составить композицию, в которой будет задействован окружающий пейзаж.

Также следует учитывать, что у каждого вида горного пейзажа свои особенности.

Виды горных пейзажей

С равнины . При съёмке «снизу-вверх» теряется масштаб, и горы получаются фоном. Здесь обязательно нужен интересный передний план.

Низкие горы , высотой до 2 километров. Деревья чаще всего закрывают сцену, но правильно подобранная композиция может дать интересные результаты. Включите в кадр одиночные растения, небольшие группы деревьев на фоне гор.

Средние горы , высотой 2-3,5 километра. Отличная видимость до горизонта в сочетании с лёгкой доступностью этих высот.

Высокие горы , выше 3,5 километров. Обычно здесь снег и лёд никогда не тают, так что фотосъёмка на этих высотах - довольно непростое занятие.

Ущелья . В этих случаях следует выбирать участки с более светлыми скальными породами, хотя и при этом съёмка здесь зачастую возможна только в течение очень короткого промежутка времени при наиболее выгодном положении солнца на небосводе. Косые, скользящие лучи солнечного света, проникающие в ущелье, создают иногда необычные световые эффекты, но, в то же время, существенно повышают интервал яркостей снимаемой сцены. Глубина пространства на снимках передаётся лучше, если дальние планы освещены сильнее ближних.

В следующей части мы расскажем об ошибках, которые часто совершают фотографы при съёмке в горах.
Благодарим за предоставленные иллюстрации

(по материалам интервью журналу Foto&Video-www.FOTO -VIDEO .ru).

Перед тем, как снимать – Думай!

Лучше меньше, да лучше! (пардон – не я сказал). При иллюзии легкости и совершенства современной цифровой фото идиллии, очень скоро супер-мега-гига- байты сметут Вас и завалят ящиками отснятых DVD болванок, если только вы вовремя не перейдете от Количества к Качеству!

Думай и снимай горизонтально , как люди видят горы. Если снимаешь что-то, сделай пару кадров слева и пару справа с теми же установками экспозиции - в идеале получишь панораму, но если и нет, не будешь жалеть о том, что снимку, на который потрачено столько сил, не хватает пространства по горизонтали.

Могущество Мечты в его Величии, над которым даже у времени нет Власти...
Про маленькие домики, одиноко стоящие перед бескрайним хребтом Кавказских гор...
Панорама Кавказа с севера со стороны Малки. Сшивка из 14-ти кадров. Раннее утро. Справа - Эльбрус.
Просто специально приехал, встал пораньше и снял со штатива...

Слушать Слайд 35 мм.

Думай и снимай градиентно - глаз легко приспосабливается к перепаду яркостей, но пленка и уж подавно цифра не передаст большой контраст - градиентный фильтр или вилка экспозиции с последующей мультиэкспозицией при пост обработке обязательны.

Думай и снимай сегментарно - мы смотрим на гору издали, потом подходим и рассматриваем детали. Снимок телевиком издали не создаст того впечатления, как несколько склеенных вместе кадров, сделанных «нормальным» объективом без искажений с близкого расстояния. Штатник и ноги лучше телевика. Конечно, это трудоемко, но лучше сделать одну хорошую фотографию, чем сотню банальных.


Про белую Птицу с бескрайними крыльями, обнимающими голубое Небо...
Эльбрус от озера у станции Новый Кругозор... Много-много вертикальных кадров...
Цифра. Canon 40D

Мысли в двух пространствах - цветном и черно-белом. Невыразительная цветная фотография под пасмурным небом в ч/б может быть просто шедевром. Облачность и даже пасмурность - есть качественная равномерная засветка. Кстати в последнем Фотошопе CS 3 есть специальная функция по более корректному переводу изображения из Цвета в Ч.Б. Возможно, большая половина представленных здесь кадров в черно-белом цвете тоже будет смотреться очень Величественно.

Just do it Now !!! Now ! Снимай, если есть возможность, - сейчас! Не откладывай на потом, не думай, что через секунду или пять минут сюжет станет лучше. Самое дешевое в горах - пленка и мегабайты.

Используйте контровый свет. Горные сюжеты бывают «жесткие» - контровый свет и силуэты хорошо передают это чувство. Причем зачастую подсветка лиц лишь ухудшает впечатление.


Пару слов о Луне… Люди привыкли в своем сознании и воображении к большой луне на небе. Мое зрительное восприятие рисует ее такой всегда. Однако, штатный или широкоугольный объектив регистрирует вместо Лунной красавицы маленькую белую размытую точку. Мульти экспозиция с луной для меня не будет обманом - это единственный способ показать в кадре то, как мы «по-человечески» видим луну на небе. Ну а уж если я просидел целую ночь высоко в горах и видел ту самую луну, она обязательно найдет свое место в моем сознании и в моем кадре… как сказал один мой знакомый - уважаемый Художник и Звездочет – своеобразным Брендом…

В фотографии нет слабых звеньев - хорошо снять, на хорошую камеру, на хорошую пленку, хорошо проявить, хорошо отсканировать, качественно склеить (если речь идет о панорамах), качественно обработать, сделать цветокоррекцию и напечатать, сделав предварительно несколько фотопроб. Ни одно звено нельзя «упустить».

Несколько слов про аппаратуру. Хорошая аппаратура та, которую вы можете купить, изучить и использовать на сто процентов. Для супер кадров не надо ждать супер камер. Можно иметь дорогущие камеры, и не снимать ничего путного и, наоборот, довольно простенькой камерой можно снимать Шедевры… При выборе – что купить - камеру или новый объектив, сделайте предпочтение в пользу Хорошей оптики…

Про скорострельность фотокамер. Скорости срабатывания затвора, скажем, у Canon 40D – 4,5 кадров в секунду достаточно, чтобы обеспечить 2-3-х секундный пролет лыжника или сноубордиста на рампе огромного трамплина… И если вы сознательно выбираете камеру по принципу скорострельности, не плохо было бы еще уметь сшивать из нескольких десятков различных кадров одну красивую панорамную раскадровку и “набить руку” на плавности движения во время проводки объективом при съемке подобных трюков.





Готовься к съемке быстротекущих событий заранее. Будь то прыжок на сноуборде, катание с вертолетом, БЭЙС и многое другое… Будь готов к молниеносному экстриму, успей правильно заранее сформировать кадр, навести резкость, нажать на клавишу спуск, “растрелять” всю гашетку много-мегабайтных кадров в секунду, а потом все это еще “сшить” и обработать… Порой от этих 2-3-х секунд зависит Успех целой многодневной экспедиции, труд многих людей, и именно эти кадры для Зрителя и оправдывают риск Главного Актера того или другого экшн проекта…

Съемка людей и экстрима - нечто обратное отдыху и спорту. Модели должны работать на фотографа, а не наоборот, иначе никому, кроме самих себя на фото, они не будут интересны. Если хочешь конкурировать с мастерами, не «щелкай своего крутого пацана». Человек должен висеть, прыгать, находится там, где ты скажешь, и столько, сколько тебе надо, а не там, где ему удобно. Не беда, что за день ты сделаешь всего лишь один хороший кадр. Потом все будут стараться его повторить, но у них ничего не выйдет. Потому что они будут пытаться снять, как он катается, а не он будет кататься так, как надо тебе для съемки.

Особенно интересно снимать “горную архитектуру”, то есть различные строения на фоне гор, будь то старинные башни или современные постройки, особенно в сумерках, когда вся эта “Цивилизация” светится в темноте электрическим светом…



Приют Кара-Баши у подножия Эльбруса на восходе солнца.
Cлайд 6х9


Не снимайте в угоду кому-то , пока этот мифический кто-то не станет конкретным клиентом или заказчиком данной съемки. Снимайте для себя и именно Вы являетесь первым зрителем и конечным судьей каждого вашего кадра. И если он (то есть кадр) вам не нравится, то, возможно и другие от него будут не в восторге…

У вас есть не более минуты чужого внимания… Используйте свой шанс на все 100%! Помните, что у людей нет времени, чтобы смотреть фотографии. Человеку, для которого горы чужие, уже на десятом кадре они будут казаться все на одно лицо. Нужно привлечь его внимание абсурдом. Абсурд или, вернее, неожиданность заставляет человека выделить этот кадр из массы других и смотреть на него секунд на пять дольше. Именно за эти 5 сек у вас есть шанс вложить в его уши то, что вы хотели бы… Абсурд не может создать хороший кадр, но может привлечь внимание. Самое сложное - это вырвать человека из его рутинного времени. И только потом он заметит, как же красиво то, что служит фоном этому абсурду и как мастерски все это снято.


Про пиво и сакс на фоне Ушбы... Или еще одно Свидание с Великой Горой.
Мой друг пьет настоящий Miller. На Немецкие ночевки мы притащили целый
ящик. На Ушбинское плато - пару бутылок.
Я играю на саксе - "Призрачно все..." И Ушба всем своим 2-х километровым склоном
Северных стен отражает звук саксафона, как бы подпевая мне.
И я физически слышу звук ее пения низкочастотной вибрацие от горного эхо...
На Ноже Ушбы, перед самым выходом на Северный гребень с огромными карнизами по классике 4А лезут 2 человека.
На оригинальном фото их хорошо видно.
При звуке моего саксофона они затормозили, остановились и начали спускаться...
И в этот момент с Северного гребня, со всего маршрута шарахнула огромная лавина, вызванная падением карниза...
Возможно, это звук моего саксафона спровоцировал его сход.
И уж тем более, если бы эта парочка полезла бы туда - она бы точно "ушла" с этим карнизом вниз...
На плато мы повстречались. Обменялись мнениями. Они пощупали меня, глядя на сакс - наверно проверяя, не Ангел ли я?
Мы предложили им пива... Они отказались...
Слушать
Слайд 6х9 см.

10478 Повышаем мастерство 0

Очередной урок в нашей фотошколе, урок-интервью, на этот раз любезно предоставленный компанией Nikon.. Итак, какие же особенности ожидают фотографа при съемке зимой в горах?

Съёмка в заснеженных горах по праву считается одной из самых тяжёлых, ведь погода здесь меняется очень быстро, а условия не самые лучше, если не сказать экстремальные. Помочь разобраться c особенностями съёмки мы попросили Кирилла Умрихина – фотографа, специализирующегося на путешествиях и экстремальных видах спорта. Специально для пользователей Nikon Кирилл дал ещё и несколько полезных «лайфхаков» для создания фотографий со сноубордистами и горнолыжниками в движении!

Кирилл, какое время суток ты считаешь самым оптимальным для съёмки в заснеженных горах?

Я очень люблю красивый свет, причём, он может быть в любое время дня. В горах погода меняется молниеносно. Иногда кажется, что съёмки не будет, всё затянуто и, вдруг, среди облаков появляются лучи, ты успеваешь сделать несколько кадров, и опять всё затягивает облаками. Горы есть горы, но, безусловно, самый красивый свет во время заката и рассвета.


На фото: Иван Малахов

В прошлом году мне удалось организовать съёмку, которую я планировал два года. Мы снимали на рассвете в Красной Поляне. Для этого нам пришлось остаться ночевать на горе в домике работников лавинной службы. Проснулись мы ещё затемно и спускались к станции подъёмника с фонариками.

Первые лучи солнца мы застали наверху. Я ждал, пока все райдеры выйдут к месту, откуда начнут свой спуск. Всё прошло успешно, и мне удалось сделать несколько удачных кадров.


На фото: Дмитрий Кольцов

Какие особенности необходимо учитывать при съёмке на склоне?

При съемке на подготовленных склонах прежде всего, нужно думать о безопасности.

  • Не стойте на трассе, ведь это мешает кататься другим.
  • Заранее просчитывайте траекторию движения сноубордиста или лыжника.
  • Всегда обращайте внимание на то, где расположено солнце. Снимки против света в снегу чаще всего более выигрышны, чем кадры «по свету».


На фото: Сергей Зузук

Есть ли оптимальные настройки камеры для съёмки движущихся объектов в темноте?

Прежде всего, вам нужно думать о выдержке. Если вы снимаете без вспышек, то самая критичная выдержка- 1/200 секунды. Всё, что длиннее, уже будет смазано.

При съёмке со вспышками выдержка не может быть более 1/250 секунды.

Используйте вспышки и другой свет, который есть вокруг вас. Вспышки можно использовать накамерные или внешние и подключать их с помощью радиосинхронизаторов.


На фото: Кирилл Умрихин и Артем Шелдовицкий

Иногда я использую две, три, и более вспышек, но съёмка с таким количеством света очень трудная как технически, так и с точки зрения выставления света.


На фото: Константин Кокорев
Использовано три внешние вспышки


На фото: Артем Шелдовицкий
Использована одна внешняя вспышка

Кирилл, как ты выбираешь ракурсы: специально или полагаешься на случай?

Я считаю, что правильная композиция - это гораздо важнее, чем любые настройки в камере (экспозиция). Грамотно построить кадр - умение, которому обучаешься всё время. Естественно, в голове есть некие идеи, но всё ты понимаешь только тогда, когда попадаешь на место. У тебя есть площадка - мир вокруг тебя, у тебя есть средства - камера и набор оптики и, конечно же, у тебя есть знания. Когда ты грамотно используешь эти вещи, у тебя получается хороший кадр. Иногда можно сделать хорошую фотографию, полагаясь на удачу. Иногда ты снимаешь из одной точки, а потом делаешь шаг в сторону и находишь ту самую позицию. В экстремальном спорте всё немного тяжелее, чем, скажем, в пейзажной фотографии. Трюк длится секунды, и зачастую его делают один раз. В этом смысле, «экспериментировать» возможности нет. Ты должен чётко представлять, что ты хочешь получить и применять эти знания на месте. Более того, зачастую ты просто не можешь ходить и искать нужный ракурс, гулять в мягком снегу, утопая по шею просто невозможно.

Порой на снег проблематично поставить штатив. Как в таких условиях снимать ночью на длинной выдержке?

Чтобы снять подобную фотографию, вам нужна зеркальная камера, штатив, пульт управления камерой и терпение.

Если говорить о штативе, то лучше использовать более тяжёлый и устойчивый. Ночью часто дует сильный ветер, и самое неприятное - это потерять резкость из-за тряски камеры. Ноги у штатива должны быть прочными и вам не нужно сильно разгибать их, а лучше просто глубоко воткнуть в снег и примять. Ещё лучше- найти утрамбованную площадку. У пульта должна быть возможность управления выдержкой. На данной фотографии она приблизительно равна часу. В центре - Полярная звезда. Если вы хорошо разбираетесь в звёздном небе, то её не так трудно найти. Остальным советую пользоваться прекрасной программой для Iphone «Star Walk». К примеру, вы будете всегда в курсе, когда и где заходит Луна. Это очень важно - снимать в новолуние, так как во время полнолуния небо очень сильно «засвечено» отражённым светом Луны.

На что бы ты посоветовал фотографам обращать внимание при выборе вспышки?

Если вы снимаете с внешней накамерной вспышкой, то я советую использовать её того же производителя, что и камера. Надёжней и лучше перестраховаться, чем иметь проблемы позже.

Если вы хотите снимать со вспышками, которые будут находиться вне камеры, вам нужно выбрать способ их запуска - ИК или радиоканалы.


На фото: Павел Харитонов

ИК - инфракрасные лучи, способ связи между вспышками. Основной его недостаток - небольшой радиус действия. Это оптимальный вариант для студии или городского спорта, но в горах он не подойдёт.

Радио-синхронизаторы (трансмиттеры) – устройства, которые соединяют вспышку с камерой по радиоканалу и работают на расстоянии более 100 метров. Удобны в использовании в горах и вообще на открытом воздухе.

Какая будет вспышка при съёмке, значения не имеет. Для меня важно только несколько параметров - её устойчивость к плохим погодным условиям, длительность работы аккумуляторов, длина импульса, мощность и вес.


На фото: Артем Шелдовицкий

Надеемся, с особенностями съёмки в ночное время наши читатели разобрались. Давай поговорим о съёмке днем: как избежать солнечных бликов от снега и льда?

Я бы советовал использовать все возможности, которые нам даёт природа. Если есть блики, их нужно использовать! Они, как и капли на объективе, могут давать очень красивый рисунок!

Я так же советую снимать с поляризационным фильтром. В горах очень ярко, и это даст вам не только основные возможности «полярника» - более глубокое и синее небо. Вы также сможете снимать с открытой диафрагмой, управляя глубиной резкости.


На фото: Андрей Москвин

Подводя итоги нашего интервью, какие основные советы ты дал бы фотографу, отправляющемуся снимать зимой в горы?

  • Прежде всего я бы советовал тепло одеться. Нет ничего хуже, чем замерзнуть на съемке или думать не о фотографии, а о том, где можно погреться
  • Берите запасные аккумуляторы и флешки
  • Легкий снег техника хорошо переносит, но во время сильного снегопада лучше накрыть камеру чехлом
  • Советую снимать в Raw. У вас всегда будет шанс поправить настройки, если вы забыли поменять параметры или торопились и не выставили нужную экспозицию
  • Во время облачной погоды советую повышать контраст снимков во время пост обработки. Например, вы можете сделать это в Nikon Capture
  • Всегда используйте специальные фоторюкзаки, защищенные от влаги
  • Запаситесь тряпочками для протирки оптики и камеры
  • Используйте бленду
  • Лайфхак: «Шапочка для душа, которую можно найти в ванной комнате вашего отеля - идеальное средство для съемки в плохую погоду»
  • После мороза не спешите доставать камеру из рюкзака или кофра. Дайте ей постепенно нагреться, иначе она покроется конденсатом и влага может попасть внутрь, что приведет к поломке

На земле немного мест, где столько живописных и ярких картин природы, как в горах. Ослепительно белый снег и голубые массивы ледников соседствуют с разноц-ветьем и разнотравьем альпийских лугов, а в поразительных по чистоте горных озерах отражаются облака, пихты, заснеженные горные пики... Но, как говорится, лучше один раз увидеть! И хочется передать свои впечатления близким и друзьям, поэтому редкий турист идет в горы без фотокамеры.

Пример использования погодных условий при съемке. Фотограф: Карпин Антон.

Съемка в горах имеет ряд особенностей, о которых и пойдет речь.

Снаряжение и подготовка к фотосъемке в горах.

Переходы в горной местности трудны сами по себе - идти приходится с грузом жизне-обеспечения весом 15-20 килограммов. Фотоаппаратура - это дополнительный вес, следовательно, брать с собой надо только самое необходимое, но достаточное для решения творческих задач оборудова-ние. Многие предпочитают «цифромыльницы», они, конечно, легки, но серьезные творческие задачи – им не по плечу.

В горах далеко не всегда можно выбрать по желанию точку съемки, переме-щаясь вместе с фотокамерой. Невозможно, например, снять крупным планом удален-ную вершину: даже если удастся прибли-зиться к ней, она может быть закрыта дру-гими горами или оказаться в совершенно другом ракурсе. Весьма непросто и сфото-графировать высокогорное озеро, окружен-ное со всех сторон крутыми скалами. Поэтому целесообразно иметь зеркальную камеру с небольшим набором сменных объ-ективов или хорошим зумом, ее больший вес компенсируется более комфортной работой и универсальностью. Как альтернативу – можно рассмотреть фотокамеру – «ультразум», она гораздо легче, а ведь если устанете - фотографировать уже не захочется.

Серьезной проблемой в походах явля-ется переноска аппаратуры . Если носить камеру на коротком ремне, это вызывает постоянное напряжение шейных мышц и быструю усталость. Не очень удобен и наплечный кофр. Лучше всего купить специальный пояс с ячейками для объективов, различных принадлежностей и карманом для фотока-меры. Также в комплекте, например, с объективами «Сигма» - чехлы с возможностью подвесить их к поясу - уже предоставлены совершенно бесплатно. Ячейки/чехлы должны предохра-нять аппаратуру от легких ударов и желательно - обеспе-чивать изоляцию от дождя.

Из принадлежностей нужны бленды , особенно при съемке на снежниках и лед-никах , а также при контровом освещении.

Применение ультрафиолетового свето-фильтра оправдано только при выходе на высоту 3000 метров. На меньших высотах этот светофильтр, если он не имеет многослойного просветления, «отре-зает» и некоторую часть фиолетового участка спектра, из-за чего исчезает впе-чатление чистоты, прозрачности и харак-терного для гор фиолетового оттенка неба. Впрочем, сейчас сложно найти простое защитное стеклышко – без функции ультрафиолетового фильтра, но просветлены они – хорошо.

Экспонирование.

Определение экспо-зиции при фотосъемке в горах не обходится без ошибок. Это не случайно. Горы сами по себе очень контрастны, особенно при ярком солнечном освещении. Если в поле зрения объектива попадает снежный участок, вода горной реки или небо, то экспонометр дает завышенные показания и в результате получается темный кадр. Экспонирование лучше производить по какой-либо поверх-ности средней яркости, например по травя-нистому склону, по скальному участку. Исключительно живописная картина в горах - закаты и рассветы. Сфотографи-ровать солнце так, чтобы не «погасить» абсолютно все остальные детали снимка, гораздо сложнее. В этом случае измерение экспозиции лучше всего произвести по участку неба приблизительно на 20° выше солнечного диска. Исходя из опыта, можно посоветовать иной способ - измерить экс-позицию с заходящим солнцем в кадре и затем увеличить ее при съемке в 3-4 раза.

Сменная оптика.

Наибольшее примене-ние находят широкоугольники , так как сни-мать чаще всего приходится в ущельях, по которым проходят горные тропы, из точек, откуда охватить всю панораму горных мас-сивов без применения короткофокусных объективов невозможно.

Фокусное расстояние - 10 мм. Видны - и горная речка, и сами скалы. Фотограф - Карпин Антон.

Могу порекомендовать объектив Сигма 10-20 – весьма актуальный для зеркалок с кроп-матрицей. Необходимо помнить, что сверхширокоугольный объектив сильно удаляет задний план, искажает изображаемое простран-ство, особенно, если ось объектива накло-нена под углом к горизонтали, горные мас-сивы кажутся ниже и меньше. Применение «сверширокоугольников» типа той же Сигмы с фокусным расстоянием в 10мм. порой дает интересные художе-ственные эффекты: если в кадре есть облака, они станут как бы «разлетающими-ся» из одной удаленной точки. Длиннофо-кусные объективы, наоборот, приближают задний план. Такая оптика позволяет сни-мать отдаленные вершины, совмещать в одном кадре разноудаленные объекты.


Как фотографировать горы... Фотография сделана не далеко от Сочи. Фотограф: Карпин Антон.

Исключительный интерес представ-ляют растущие в высокогорье цветы. При-менение для фотографирования цветов удлинительных колец неудобно, потому что для их установки приходится снимать объ-ектив. Поэтому один из Ваших объективов - обязательно должен обладать функцией съемки макро !


Съемка цветов в горах. Фотограф: Карпин Антон

Несколько слов об условиях освещенно-сти при фотосъемке в горах . Наиболее интересные кадры получаются, когда солнце проходит полуденную зону, длина теней минимальна, достаточно хорошо освещены как вершины гор, так и их скло-ны. Хорошо прорабатывается глубина про-странства и снимок сохраняет объемность. Это проявляется в пору золотой осени, когда в лесах, растущих на склонах, играют все краски лета и осени - от темно-зеле-ного до ярко-золотого.


Склон горы освещен под острым углом, поэтому очень здорово "играет красками". Фотограф: Карпин Антон.

Горы прекрасны всегда - в любое время года, при любой погоде и в любое время суток. Даже через несколько лет после съемки, если Вы вновь решите посмотреть свои фотографии, перед Вами снова заблестит бирюзовая гладь горного озера, заискрятся хрустальные капли водопада, вы услышите шум горного ветра, почувству-ете запах снега и альпийских цветов. Гово-рят, что жить стоит ради воспоминаний, поэтому фотографируйте горы - может быть, это будут самые яркие и красивые воспоминания в вашей жизни.

В заключение - завораживающее видео с гор Казахстана, сделанное с помощью нескольких зеркальных фотоаппаратов:

Статья подготовлена по материалам журнала «Фотография».