Домой / Фауна региона / Владимирский собор в Севастополе: пантеон четырех адмиралов. Владимирский собор Владимирский Адмиральский собор в Севастополе заложил адмирал Лазарев

Владимирский собор в Севастополе: пантеон четырех адмиралов. Владимирский собор Владимирский Адмиральский собор в Севастополе заложил адмирал Лазарев

Нерушимый столп православия - так говорят о твердынях Вселенной, церквях, прочно стоящих на нашей земле и в то же время возносящихся над ней, уходя в бесконечность. На крымской земле таких твердынь, снискавших мировую известность, много. Одна из них - севастопольский Владимирский собор, отличительная особенность которого, делающая его уникальным - он служит ещё и усыпальницей достойнейших сынов Отечества.

Повелением императора

Владимирский собор был воздвигнут на центральном городском холме города русской славы более ста лет назад. Это один из немногих сохранившихся со второй половины XIX века храмов города. Началась его история с посещения Севастополя в октябре 1825 года Александром I. Император высказал пожелание увековечить знаменательный факт отечественной истории - крещение великого князя Владимира - возведением величественного храма. Был объявлен конкурс на создание проекта. «Храм предполагалось построить на добровольные пожертвования, поэтому был объявлен всероссийский сбор средств. Пожертвования шли от разных слоёв населения России», - рассказывает настоятель храма отец Алексий (Тупиков).

Первое место в конкурсе занял проект архитектора Константина Тона, знатока церковного зодчества, сторонника русско-византийского стиля. По его замыслу храм-памятник предполагалось построить на территории Херсонеса, на месте базилики, в которой принял крещение Владимир. Были утверждены план, фасад и профиль храма. Но в течение нескольких лет распоряжений о начале строительства не поступало. С мёртвой точки дело сдвинуло обращение командира Черноморского флота адмирала Михаила Лазарева в июне 1842 года к императору Николаю I, в котором он испрашивал позволения «воздвигнуть храм во имя святого Владимира не в Херсонесе, а в центре Севастополя, где он с пользой для жителей может быть, как драгоценный для каждого россиянина памятник, чаще посещаем, нежели за несколько вёрст от города». Через месяц было получено разрешение. Император сам указал на плане города место для строительства собора - на вершине Центрального городского холма.

«Адмирал Лазарев до кончины от тяжёлой болезни 11 апреля 1851 года уделял большое внимание строительству, - продолжает рассказ отец Алексий. - Он заказал в Италии иконостас, мраморные детали для отделки и иконы на медных досках. Вместе со святителем Иннокентием разработал порядок расположения икон. Многое из заказанного адмиралом было доставлено в Николаев при его жизни, но во время Крымской войны 1853-1856 годов оказалось утрачено. Адмирал скончался в Вене, было решено доставить тело в Севастополь для погребения в склепе на территории строящегося собора».

Собор-памятник

Первым захоронением в усыпальнице было погребение адмирала Лазарева. А 7 марта 1855 года на Камчатском люнете близ Малахова кургана был убит преданный ученик Лазарева контр-адмирал Владимир Истомин. Адмирал Павел Нахимов предложил похоронить его в склепе будущего собора. На панихиде сказал: «Есть место ещё для одного, лягу хоть в ногах у своих товарищей». А в письме брату Владимира Истомина Константину написал: «Три праха в склепе Владимирского собора будут служить святынею для всех настоящих и будущих моряков Черноморского флота». 28 июня 1855 года его положили в то место, где он стоял при погребении Истомина, им самим себе уготованного в предчувствии, что падёт за Севастополь. Так ещё не достроенный собор стал усыпальницей выдающихся адмиралов Российского флота, памятником героям обороны Севастополя 1854-1855 годов.

Позже в нижней церкви во имя святого Николая Чудотворца с 1869 по 1920 годы захоронили ещё девять адмиралов флота: П. Карпова, И. Шестакова, П. Перелешина, С. Тыртова, Г. Чухнина, В. Шмидта, И. Дефабра, И. Дикова и М. Саблина. И стал собор памятником.

Церковная служба в соборе всегда имела свои особенности. Вот как о них рассказывает отец Алексий:

Прихода в храме не было, поэтому все необходимые работы выполняли матросы. В соответствии с высочайше утверждённым регламентом, богослужения проводились только по воскресеньям, в дни церковных праздников, в дни рождения и дни тезоименитств императора и членов императорской семьи, а также в дни памятных событий, связанных с историей Крымской войны и обороны Севастополя 1854-1855 годов, в дни важнейших исторических дат в истории России. На богослужении присутствовали командование Черноморского флота и севастопольского гарнизона, офицеры флота и крепости, представители городского самоуправления и местной аристократии. На службу приходили и жители близлежащих кварталов центральной части города.

Едва не сравняли с землей

После революции Владимирский собор, как и тысячи других православных храмов, постигла трагическая судьба. Все они стали официально именоваться «культовыми учреждениями». Осуществлялся лозунг: «Церкви сравняем с землёй». В 1918 году, когда церковь была отделена от государства, главный адмиралтейский собор Севастополя из Морского ведомства перешёл в ведение Таврической епархии Московского патриархата. Военно-морское духовенство было ликвидировано, праздники отменены. Военное духовенство стало возрождаться с созданием Белой армии на контролируемых ею территориях. При штабе главкома Вооружённых сил Юга России генерала Антона Деникина «для обслуживания духовных потребностей в войсках армии и флота, поднятия в них религиозно-нравственного сознания и развития в защитниках Родины чувства патриотизма и преданности долгу» было образовано военно-церковное ведомство. Возобновились богослужения, которые сопровождались проповедями священника. Особой торжественностью отличалось служение во Владимирском соборе литургии 24 марта 1920 года - в день назначения главнокомандующим всеми вооружёнными силами на Юге России генерал-лейтенанта барона Петра Врангеля, который находился среди молящихся.

После установления в декабре 1920 года в Севастополе советской власти, которая проводила государственную политику воинствующего атеизма, начались кражи церковного имущества. А позднее по постановлению президиума ЦИК Крымской АССР от 4 мая 1932 года собор и вовсе был закрыт, а церковное имущество передано в Гохран.

Более трёх десятилетий шло возведение храма Святого Владимира, неповторимого по архитектуре и внутреннему убранству, и почти столько же времени - с 1932-го по 1965 год собор подвергался разрушению, - говорит отец Алексий. - В 1931 году, когда здание передавали Осоавиахиму, был вскрыт склеп и уничтожены останки адмиралов. В храме долгое время размещались мастерские авиационного спортивного общества, склад. В период обороны Севастополя 1941-1942 годов в соборе располагались госпиталь, бомбоубежище и даже корректировочный пост первого гвардейского отдельного артдивизиона, который корректировал огонь по позициям противника на Северной стороне. Храм очень пострадал во время бомбёжек и обстрелов города. К счастью, прямых попаданий бомб не было, но был разрушен северный фасад, изуродован купол - от него остался лишь металлический каркас, осколками иссечены стены и колонны, утрачена большая часть настенной росписи, повреждены мраморные плиты на стенах и утрачены тексты на них, полностью разрушен мозаичный пол и иконостасы верхнего и нижнего храмов.

Глумление над прахом адмиралов продолжалось и после войны. В 1950-е годы не раз поднимался вопрос о дальнейшей судьбе собора. Решали: взорвать его, превратить в музей или, сняв купол, открыть здесь церемониальный зал для вручения знамён, чествования отличившихся передовиков.

- К счастью, возобладал разум?

Да, специальным решением в январе 1965 года было решено собор восстановить. Что и было сделано в 1971 году.

Музей и храм

В 1973 году собор решением Севастопольского горисполкома был передан Музею героической обороны и освобождения Севастополя, стал его филиалом. С этого времени всеми научно-реставрационными работами занимался музей. Деньги собирали всем миром. В середине 1990 года офицеры Черноморского флота создали православную общину собора. Она была зарегистрирована решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов 1 октября 1991 года. А уже 20 октября верхний храм собора был вновь освящён.

При обследовании склепа среди мусора были обнаружены обломки костей адмиралов. 29 февраля 1992 года священному праху великих адмиралов были отданы воинские почести, и после торжественного молебна, который провел владыка Василий, епископ Симферопольский и Крымский, в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Владимировича Касатонова, ветеранов флота, тысяч севастопольцев, потомков славных адмиральских фамилий, они были перезахоронены во вновь оборудованной усыпальнице.

Одиннадцать захоронений в нижней церкви объединяет общее надгробие в виде большого креста из чёрного мрамора. На внутренних стенах храма записаны имена офицеров, особо отличившихся при обороне и удостоившихся ордена святого Георгия. Фрески Владимирского собора расписал известный художник академик А. Корнеев, орнаментальная роспись стен и свода выполнена швейцарским художником Р. Изелли, а мраморные работы (иконостас и клиросы, облицовка колонн) - В. Бонанни, скульптором из Италии.

Продолжаем беседу с настоятелем храма отцом Алексием.

- Восстановление храма продолжается до сих пор?

С Божьей помощью, при содействии руководства города. Используем собор совместно с музеем, вместе и восстанавливаем. Возрождаем традиции морского храма. Освящали кортики выпускников школы мичманов и прапорщиков, благословляли их на дальнейшую службу. 12 июня 1997 года были освящены Андреевские флаги и вымпелы кораблей Черноморского флота России. Каждый год в день рождения Черноморского флота в соборе в присутствии командующего Черноморского флота РФ и командующего ВМС Украины служится панихида по погибшим в оборонах Севастополя. В соборе отмечаются все скорбные даты.

Может ли быть иначе, ведь Владимирский собор-усыпальница неразрывно связан с героической историей легендарного Севастополя.

_________________

Владимирских соборов в Севастополе два. И чтобы избежать путаницы, тот, что располагается в самом центре города, на холме, именуют усыпальницей адмиралов. Действительно, в нем покоится прах героев Крымской войны. Этот храм, мыслившийся как памятник русским героям Крымской эпопеи, строился очень долго — тридцать с лишним лет.

Владимирский Адмиральский собор в Севастополе заложил адмирал Лазарев

Командуя Черноморским флотом и проживая в Севастополе задумался о большом и вместительном храме для города и подготовил соответствующий доклад на имя императора. Через месяц разрешение было получено. При этом Николай I сам обозначил на карте города место для строительства. А Лазарев лично заказал в Италии мраморный декор, иконостас и иконы на медных пластинах.

К сожалению, почти все из того, что заказывал Михаил Петрович в Италии, до Севастополя так и не довезли: украшения и иконы были доставлены в Николаев, где пропали во время Крымской войны.

Возведение Адмиральского собора началось со строительства склепа для основателя храма

11 апреля 1851 года адмирал Лазарев скончался в Вене, куда он поехал лечиться. Исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом адмирал М. Б. Берх рапортовал начальству, что тело покойного везут в Севастополь и что он будет погребен «в склепе на территории строящегося собора святого Владимира».

На возведение склепа в срочном порядке выделили 200 человек, и к 5 мая усыпальница была готова. Через два дня в церкви святых Петра и Павла отслужили панихиду, гроб на руках перенесли на городской холм, спустили по специальному ходу под землю, прочитали молитвы и замуровали склеп.

Как Владимирский собор стал усыпальницей адмиралов


Через два месяца, наконец, заложили сам собор. На церемонии присутствовал начальник штаба Черноморского флота и портов вице-адмирал В. А. Корнилов и командир Севастопольского порта вице-адмирал М. Н. Станюкович. Освятил закладку архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов).

До начала обороны Севастополя успели закончить подвальный этаж и возвести стены на метр. В первые дни Севастопольской эпопеи адмиралы и попросили в случае гибели похоронить их рядом с Лазаревым — как-никак почти всю жизнь они провели бок о бок с ним. Первым погиб Корнилов, спустя пять месяцев — .

Прошло еще три месяца, и в конце июня 1855 года смертельное ранение на Малаховом кургане получил Нахимов. К началу осени Севастополь пал, «пал с такой славою, что каждый русский, а в особенности каждый моряк, должен гордиться таким падением, которое стоит блестящих побед», — написал позже декабрист и близкий друг Нахимова М.А. Бестужев. Лучше не скажешь.

Долгострой

Во время Севастопольской обороны строительство храма замерло. Вернулись к возведению Владимирского собора только в 1862 году, поручив наблюдение за строительством известному архитектору А. А. Авдееву. Он в это время находился в Севастополе и строил Никольский храм на Братском кладбище на Северной стороне. Авдеев не любил тоновский стиль и решил переделать весь проект, основываясь на истинно византийской архитектурной традиции.

Нижняя церковь была готова к 1881 году, верхняя — семью годами позже. К этому моменту во исполнение высочайшего указа изготовили мемориальные плиты с именами офицеров, погибших во время войны.

5 октября 1888 года Владимирский собор освятили. Накануне церемонии весь город, все батареи, все корабли украсили флагами. После молебна дали салют. Дочь адмирала М. П. Лазарева подарила храму обшитое золотым галуном белое церковное облачение для пасхальной службы.


Саша Митрахович 12.12.2017 07:27


Собор во имя святого равноапостольного князя Владимира изначально мыслился храмом, прежде всего, для моряков. Они в этом храме молились, они принимали участие в его оформлении.

Например, в годовщину спасения царской семьи в страшной моряки собрали средства и заказали киот красного дерева; в нем находилась икона Спасителя, протягивающего руку помощи апостолу Петру на Генисаретском озере.

До революции во Владимирском соборе всегда было много военных в морской форме. В престольный праздник храма в нижней церкви венчали матросов. У собора не имелось своего прихода, и все работы по поддержанию храма в порядке выполняли моряки.


Службы совершались только по воскресеньям, в дни церковных праздников, в дни рождения и именины членов императорской семьи и, разумеется, в памятные дни, связанные с историей Крымской войны и обороной Севастополя... Молебны всегда проходили в присутствии представителей флотского командования и офицеров гарнизона. В храме регулярно служили панихиды по погибшим морякам, особенно чтили годовщину Цусимского сражения.

После революции

После революционного переворота жизнь страны и Церкви круто изменилась. Храмы превратились в «культовые учреждения», саму Церковь отделили от государства. Военноморское духовенство ликвидировали, все церковные праздники отменили. Во время Гражданской войны прежние традиции сохранялись только на территориях, подконтрольных Белой армии. Там от священников требовали ни в коем случае не пропускать воскресные и праздничнее богослужения и обязательно завершать их «краткими, но сильными» проповедями. Кстати, именно тогда праздник Казанской иконы Божией Матери, который приходится на 4 ноября, стал Днем возрождения России. А. В. Колчак, объявив себя Верховным правителем и Верховным главнокомандующим, распорядился по-прежнему отмечать день Георгия Победоносца как праздник всей русской армии. Другой главнокомандующий — барон П. Н. Врангель — лично присутствовал на особо торжественных службах во Владимирском соборе.

Смена власти

Но Белое движение потерпело поражение, и начались бесчинства.

В 1932 году Владимирский храм закрыли, передав здание Авиационному спортивному обществу. Потом в нем разместили склад, который с началом войны переоборудовали под госпиталь, бомбоубежище и даже корректировочный пункт артиллерийского дивизиона.

К счастью, ни один снаряд не попал в храм, но следы осколков на стенах можно увидеть до сих пор. Кроме того, сильно пострадал северный фасад церкви, осыпалась штукатурка, практически ничего не осталось от настенных росписей, напольной мозаики и иконостасов.

После войны мытарства собора продолжились... Во что только ни предлагали превратить Владимирский храм: в музей (с «добавлением» к нему дополнительного комплекса зданий), в «циркораму», в кинозал с синхронным показом семи кинофильмов о второй обороне Севастополя. Еще предлагалось, сняв купол, устраивать в бывшем соборе торжественные чествования тружеников производства и выдающихся горожан. К счастью, ни один из этих проектов не успели воплотить в жизнь. В 1965 году Госкомитет по делам строительства УССР принял специальное постановление о восстановлении архитектурного памятника. Через два года началась реставрация.

Надругательство над гробницей адмиралов

После того как русские войска во время Крымской войны эвакуировались на Северную сторону, в южной части города долго хозяйничали англичане и французы. Просвещенная Европа никогда не щадила чужих святынь. Завоеватели проломили свод склепа Владимирского собора, раскололи крышки гробов адмиралов, сорвали с мундиров эполеты, засыпали землей останки героев. Все это отражено в «Акте о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов».

В очередной раз на прах героев покушались в конце 1920-х годов. Но тогда вышестоящие власти заявили, что время для изъятия праха «приспешников» царизма еще не приспело. Однако уже в начале 1930-х склеп вскрыли, большую часть останков адмиралов уничтожили, а усыпальницу превратили в свалку мусора.

Шли годы. В 1974 году Владимирский собор передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя. В храме побывали ленинградские реставраторы. Склеп привели в порядок, а под грудой мусора нашли обломки одного из гробов и разбросанные останки адмиралов. В конце концов, прах адмиралов вернули на законное место.


Саша Митрахович 12.12.2017 07:44


С архитектурной точки зрения, Владимирский собор — типичный памятник так называемого «византийского стиля», бывшего весьма популярным в нашей стране в конце XIX века. Его можно считать прямым потомком официального — но с большим вниманием к «греческой» составляющей.

Трудно дать этому архитектурному направлению однозначную оценку. С одной стороны, возведение храмов, стилизованных «под Византию», в уже сложившихся городских ансамблях центральной и северной России, без сомнения, вносило определенный диссонанс в архитектурную среду. На фоне имеющейся застройки («русский» стиль плюс барокко плюс классицизм) эклектичный византийский стиль, призванный, вообще говоря, подчеркивать преемственность православных традиций, воспринимался как чужеродный. С другой стороны, храмы, возведенные в греческом вкусе, вполне гармонично смотрелись в южных краях — там и застройка была подходящая, и природные условия — соответствующие, и вообще в воздухе «что-то такое» веяло.

Владимирский собор полностью соответствует заявленной традиции. Характерны приземистый купол на широком барабане; разделенные колоннами ряды окон со скругленными завершениями; полукруглые конхи по углам здания; горизонтальная рустовка по всему фасаду. Среди необычных решений — круглые оконца-«иллюминаторы», вписанные по четыре в продолговатые оконные проемы барабана и конх. Можно предположить, что таким образом обыгрывался «морской» статус собора — адмиральской усыпальницы. Вход в храм с запада оформлен в виде пристройки-паперти, над ней вторым этажом расположена звонница, также выдержанная в византийском вкусе.


Саша Митрахович 12.12.2017 07:59


Интерьер Владимирского собора во многом подчинен идее сделать храм усыпальницей великих флотоводцев и памятником героям Севастопольской обороны. Соответственно, верхняя церковь — это и Дом Божий, и мемориал защитникам города; нижняя церковь — адмиральский склеп. Их оформление различно.

Верхний храм — торжественный и монументальный, подчеркнуто развитый по высоте. Система сводов и колонн, напоминающая классическую крестово-купольную, неусложненная полукруглыми арками ниш, словно погружает нас в хронотоп Византии. Ощущение усиливают характерный «греческий» живописный декор — геометрический орнамент в пастельных тонах — и совершенно оригинальное освещение: круглые окошки забраны разноцветными стеклами. В целом интерьер верхнего храма нельзя назвать богато освещенным, однако ощущения мрачности не возникает — скорее какой-то солидной «древности», несмотря на «молодой», по меркам архитектурного сооружения, возраст постройки.

Внутренние колонны, сгруппированные по четыре, образуют столпы, несущие подкупольные своды. Колонны эти облицованы каррарским мрамором, что добавляет величия собору. Иконостас (тоже мраморный) — небольшой, одноярусный — не заслоняет обширную алтарную нишу и дает возможность любоваться росписями. После долгих лет небрежения и нецелевого использования храма потребовалась полная реставрация и мраморных элементов, и стенописи... Восстанавливать пришлось и надписи на мемориальных досках в честь героев Севастопольской эпопеи — особо отличившихся офицеров, удостоенных ордена святого Георгия. Отметим, что таких мраморных плит в храме насчитывается восемьдесят одна, они расположены по всему периметру нижнего яруса стен, но надписи есть только на тридцати одной из них. Не наносили имен в алтарной части, закрытой иконостасом, а также, что интересно, на западной стене собора. Объяснялось это тем, что для их прочтения посетителям храма пришлось бы повернуться спиной к алтарю.

Нижняя церковь целиком соответствует своей функции усыпальницы великих сынов страны. Простые белые стены, широкие своды, несомые скупо оформленными, словно тесаными из цельного камня колоннами, простой иконостас — еще проще, чем в верхнем храме, большое Распятие, а посредине зала — захоронения четырех адмиралов: , Корнилова, Нахимова. Объединены они общим надгробием в виде большого черного мраморного креста.


Саша Митрахович 12.12.2017 08:07


После возвращения Владимирского Адмиралтейского собора верующим, в первую очередь позаботились о главной святыне храма — 29 февраля 1992 года в склепе Владимирского собора состоялось перезахоронение праха адмиралов , Корнилова, Нахимова и . В 2000 году восстановили все надписи на мемориальных досках собора, а через год его обнесли новой чугунной оградой — ее отлили специально для храма на Урале, в Екатеринбурге.

Уже в новом тысячелетии остро встал вопрос о капитальной реставрации. Ее взялось провести Министерство обороны России. Работы начались зимой 2012 года и длились больше года.

Специалисты начали с укрепления фундамента, купола и креста. Потом мастера из студии военных художников имени Митрофана Грекова принялись за настенные росписи. Привезли с собой все необходимые материалы и применили новую технологию, которая не позволяет расслаиваться и разрушаться живописному слою.

На следующем этапе предстояло восстановить плиты с именами русских адмиралов-героев.

8 мая 2014 года прошел торжественный чин освящения отреставрированного Владимирского Адмиралтейского собора, которое совершил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец).

К этому торжественному событию приурочили выставку, разместившуюся в нижнем храме собора. Среди прочих экспонатов публике продемонстрировали редкие архивные фотографии, а также интересные находки, сделанные во время капитальной реставрации.

Теперь Владимирский собор — вновь, как и десятилетия назад, главный «морской» храм Севастополя. Возвращаясь к старинным традициям морского военного духовенства, здесь совершают специальные богослужения в особые для русского флота дни. Молятся о живых, чтят память усопших. Так, 13 мая, в день Черноморского флота, в соборе служат панихиды по всем морякам, погибшим во время первой и второй оборон города; 9 февраля вспоминают героические экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».


Саша Митрахович 12.12.2017 08:13


Богослужения во Владимирском Адмиралтейском соборе Севастополя

Богослужения во Владимирском соборе совершаются по понедельникам, пятницам, субботам и воскресеньям. В понедельник, в 9:00, — молебен с акафистом перед иконами Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» или «Державная». В пятницу, в 16:00, — вечернее богослужение. В субботу: в 7:00 — Божественная Литургия, в 16:00 — вечернее богослужение. В воскресенье: в 7:00 — Божественная Литургия.

Престольный праздник храма — 15 (28) июля: день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Контакты

  • Адрес: г. Севастополь, ул. Суворова, 3
  • Сайт: www.sntvladimir.ru
  • E-mail: [email protected]

Как добраться самостоятельно к собору:

От пристани «Артбухта» — пешком вверх по Синопскому спуску.

От Графской пристани — пешком через площадь Нахимова; налево по лестнице на Матросский бульвар; с него по Советской улице мимо здания штаба Черноморского флота; направо на улицу Воронина и дальше мимо памятника Ленину.

От железнодорожного вокзала — автобусами №№29, 32,107,109 или троллейбусами №№1, 3, 7, 9 до остановки «Сквер Ленинского комсомола». Пройти вперед около двухсот метров, налево и вверх на улицу Марата («улица-лестница»), которая выведет вас к собору.

Расположение собора на карте Севастополя


Саша Митрахович 12.12.2017 08:18


Собор Святого Равноапостольного князя Владимира – усыпальница выдающихся флотоводцев-адмиралов, памятник истории и архитектуры XIX в., венчает архитектурный ансамбль центра города. Это действующий православный храм и экскурсионный объект Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Строительство собора связано с увековечением крещения великого князя Владимира в 988 в Херсонесе. В 1842 г. адмирал М.П. Лазарев обратился к императору Николаю I с просьбой разрешить воздвигнуть храм не в Херсонесе, а на вершине Городского холма Севастополя. Проект собора разработал архитектор К.А. Тон. В 1845 г. была учреждена Комиссия по строительству собора. Строился он на добровольные пожертвования, неоднократно объявлялись всероссийские подписки по сбору средств на его сооружение.

Работы начались в 1848 г., однако военные действия в 1854 г. остановили строительные работы.

История распорядилась так, что Собор Св. Равноапостольного князя Владимира стал местом захоронения адмиралов Черноморского флота. В 1851 г. на месте будущего храма в специально построенном склепе, похоронили адмирала М.П. Лазарева. Во время Крымской войны в этом же склепе были погребены ученики и сподвижники Лазарева – адмиралы В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя.

Строительство собора возобновилось в 1858 г. Архитектор А.А. Авдеев переработал проект К.А. Тона. Нижняя церковь во имя св. Николая была освящена 5/17 октября 1881 г., верхняя – во имя св. Владимира – 5/17 октября 1888 г., в годовщину первой бомбардировки Севастополя. Место захоронения адмиралов было обозначено надгробием в виде мраморного креста.

С 1869 по 1920 гг. в соборе похоронены еще 9 выдающихся военно-морских деятелей: контр-адмирал П.А. Карпов (1822 – 1869), адмирал П.А. Перелешин (1821 – 1901) адмирал И.А. Шестаков (1820 –1888), адмирал С.П. Тыртов (1839 –1903), вице-адмирал Г.П. Чухнин (1848-1906), адмирал В.П. Шмидт (1827-1909), вице – адмирал И.И. Дефабр (около 1825 – 1910), адмирал И.М. Диков (1833 – 1914), вице – адмирал М.П. Саблин (1869 – 1920).

Собор Св. Равноапостольного князя Владимира — усыпальница выдающихся флотоводцев-адмиралов закладывался как памятник крестителю Руси, но в ходе строительства стал и памятником героям Крымской войны 1853 – 1856 гг. и обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. На южном и северном фасадах храма установлены плиты с именами М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. В верхней церкви на мраморных плитах нанесены имена 72 морских офицеров, участников войны, кавалеров ордена св. Георгия.

Собор был закрыт в 1932 г., впоследствии в нем размещались мастерские, складские помещения.

Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал.

В 1965 г. было принято решение о восстановлении собора. В 1973 г. здание передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя, ставшему не только центром изучения его истории, но и организатором его возрождения.

20 октября 1991 г. собор вновь освящен епископом Симферопольским и Крымским Василием, возобновлено богослужение. Значительным событием стало перезахоронение праха адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова 29 февраля 1992 г. и восстановление крестообразного надгробия усыпальницы. В церемонии приняли участие моряки Черноморского флота, жители города, потомки прославленных адмиралов.

К комплексной реставрации Владимирского собора приступили в 2011 г. живописцы Студии военных художников имени М.Б. Грекова и военные строители. К жизни вернули сюжетные росписи, орнаменты стен и сводов, укрепили фундамент здания, восстановили кладку стен, очистили наружные колонны, отреставрировали крест над куполом храма, памятные доски с именами адмиралов. На звоннице собора были установлены 10 колоколов, отлитых в г. Тутаев Ярославской области. Один из них — прорезной колокол с барельефами 4-х адмиралов и памятными текстами о них.

Традиции морского храма продолжают жить. В Соборе Св. Равноапостольного князя Владимира — усыпальнице выдающихся флотоводцев-адмиралов были освящены Андреевские флаги и вымпелы кораблей, ежегодно 13 мая совершается молебен в честь основания Черноморского флота, проходят богослужения и панихиды по морякам, погибшим в годы первой (1854 – 1855) и второй (1941 – 1942) оборон Севастополя; в память о подвиге моряков крейсера «Варяг», по морякам подводной лодки «Курск».

Экспозиции

В нижней церкви экспонируется стационарная выставка: «Светит золотым сияньем крест над усыпальницей святой», созданная на основе фондовых коллекций Государственного музей героической обороны и освобождения Севастополя, Военно – исторического музея Черноморского флота, документов Российского государственного архива Военно-Морского Флота. На выставке представлены экспонаты, раскрывающие историю собора, жизнь и деятельность адмиралов, захороненных в нем, творчество архитекторов, художников, строителей, реставраторов.

Собор во имя святого Равноапостольного князя Владимира на Центральном городском холме г.Севастополя - один из немногих сохранившихся храмов города второй половины XIX в. - является памятником архитектуры и истории национального значения.

История собора ведет свое начало с посещения Севастополя Александром I в октябре 1825 г., когда император выразил пожелание увековечить знаменательный факт отечественной истории - крещение Великого князя Владимира. Как свидетельствует древнерусская летопись "Повесть временных лет", это событие произошло в Херсонесе в 988 г.

По указанию Главного командира Черноморского флота вице-адмирала А.С.Грейга в 1827 г. в Херсонесе провели раскопки, в ходе которых обнаружили три храма, один из них был признан местом крещения князя Владимира. А.С.Грейг представил императору доклад с предложением обозначить памятное место возведением "небольшой изящной архитектуры церкви...". Высочайше одобренный доклад был передан в Императорскую Академию художеств для обсуждения и рассмотрения предложения. 5 февраля 1829 г. объявлен конкурс на создание проекта памятника, а в июле этого же года началась Всероссийская подписка по сбору средств, так как предполагалось построить храм на добровольные пожертвования. Подписка продолжалась до 1832 г. и возобновлялась несколько раз. Пожертвования - от 1 коп. до крупных сумм - шли от разных слоев населения России.

Первое место в конкурсе занял проект архитектора К.А.Тона (1794 - 1881), большого знатока церковного зодчества, сторонника русско-византийского стиля в архитектуре. По замыслу К.А.Тона, памятник должен был представлять собой пятикупольный храм во имя святого Владимира, который предполагалось построить на территории Херсонеса, на месте базилики, в которой предположительно принял Крещение св. Владимир.

В июне 1842 г. Главный командир Черноморского флота адмирал М.П.Лазарев обратился к императору Николаю I с докладом, в котором "испрашивал позволения воздвигнуть храм во имя святого Владимира не в Херсонесе, а в самом Севастополе, где он с пользой для жителей может быть, как драгоценный для каждого россиянина памятник, чаще посещаем, нежели за несколько верст от города". Через месяц разрешение императора было получено, он сам указал на плане Севастополя место для строительства собора- на вершине Центрального городского холма". Адмирал М.П.Лазарев уделял большое внимание сооружению храма святого Владимира. Он заказал в Италии иконостас, мраморные детали для отделки храма и иконы на медных досках. Порядок расположения икон был также разработан адмиралом М.П.Лазаревым и св. Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим. Многое заказанное адмиралом было выполнено и доставлено в г. Николаев еще при его жизни, но с началом Крымской войны 1853 - 1856 гг. утрачено.

Адмирал Михаил Петрович Лазарев скончался от тяжелой болезни 11 апреля 1851 г. в Вене. В рапорте исполняющего обязанности Главного командира Черноморского флота адмирала М.Б. Берха начальнику Главного Морского штаба князю А.С. Меншикову сообщалось о том, что тело покойного будет доставлено в Севастополь для погребения в склепе на территории строящегося собора святого Владимира". На сооружении склепа днем и ночью работало около 200 человек, и к прибытию 5 мая 1851 г. в Севастополь парохода "Владимир" с телом адмирала М.П. Лазарева строительство было закончено.

7 мая 1851 г. в церкви святых Петра и Павла преосвященный Иннокентий отслужил панихиду, затем гроб на руках перенесли к склепу, расположенному в центре фундамента строящегося храма. Погребальная процессия спустилась по широкому ходу, ведущему глубоко под землю. Гроб поместили в склеп, накрытый каменным сводом, прочитали последние молитвы. Затем склеп замуровали. Грянули пушечные выстрелы со всех кораблей Черноморского флота, стоящих на рейде. 15 июля совершилась закладка собора святого Владимира в присутствии начальника штаба Черноморского флота и портов генерал-адьютанта вице-адмирала Корнилова и командира Севастопольского порта вице-адмирала Станюковича. Освящал закладку храма архиепископ Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов). До высадки войск противника в Крыму в сентябре 1854 г. успели построить подвальный этаж храма, стены которого поднялись над землей на 60 - 90 см. С началом обороны Севастополя возведение собора приостановилось, а все рабочие были переведены на сооружение сухопутных укреплений вокруг города.

В первые дни обороны Севастополя адмиралы В.А.Корнилов и П.С.Нахимов выразили пожелание, чтобы их похоронили возле М.П.Лазарева, так как склеп, где покоился его прах, мог вместить еще две могилы. Это пожелание адмиралов было не только известно, но и понятно всем. Еще в знаменитом Наваринском бою 1827 г. капитан 1-го ранга М.П.Лазарев, командовавший линейным кораблем "Азов", обратил внимание на своих незаурядных подчиненных лейтенанта П.Нахимова, мичмана В.Корнилова и гардемарина В.Истомина, которые впоследствии стали его преданными учениками и талантливыми продолжателями лучших традиций Российского военно-морского флота. 5 октября 1854 г. во время 1-й бомбардировки Севастополя вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане и через несколько часов скончался. Последние го слова: "Отстаивайте же Севастополь" стали лейтмотивом всей обороны города. За заслуги перед флотом, перед Россией В.А.Корнилову была казана честь - его похоронили в склепе строящеося собора, рядом с адмиралом М.П.Лазаревым.

7 марта 1855 г. на Камчатском люнете, близ Малахова кургана, был убит ядром в голову контр-адмирал Владимир Иванович Истомин. П.С.Нахимов предложил похоронить его в том же склепе, где уже покоились адмиралы Лазарев и Корнилов. Вместе с другими офицерами адмирал Нахимов нес на руках гроб с телом своего сподвижника и друга до самого склепа, не сменившись ни разу. Войска отдали последние почести - прогремел пушечный салют, гроб опустили на дно склепа. Нахимов сказал: "Есть место еще для одного, лягу хоть в ногах у своих товарищей". В письме брату В.И.Истомина Константину Нахимов писал: "По единственному желанию всех нас, бывших его сослуживцев, мы погребли его в почетной и священной могиле для черноморских моряков, в... склепе, где лежит прах незабвенного Михаила Петровича и Владимира Алексеевича. Я берег это место для себя, но решил уступить ему. Три праха в склепе Владимирского собора будут служить святынею для всех настоящих и будущих моряков Черноморского флота".

28 июня 1855 г. на Малаховом кургане был смертельно ранен Павел Степанович Нахимов: "Пуля прошла выше виска над левым глазом, пробила череп и тронула мозг. Адмирал произнес что-то невнятное и более не приходил в сознание", 30 июня в 11 час. 10 мин. он скончался. "Его положили в то место, где он стоял при погребении Истомина - около того, которое он сам себе готовил в твердой уверенности, что должен пасть за Севастополь".

Так в ходе Крымской войны еще недостроенный собор святого Владимира стал усыпальницей выдающихся адмиралов Российского флота, памятником героям обороны Севастополя 1854 - 1855 гг. Через два месяца после похорон Нахимова оборона Севастополя подошла к концу. Южная сторона города была оккупирована войсками неприятеля. "...Севастополь пал, но пал с такою славою, что каждый русский, а в особенности каждый моряк должен гордиться таким падением, которое стоит блестящих побед. К сожалению, подобная слава не покупается дешево. Россия потеряла трех героев; черноморские моряки - трех славных адмиралов...""" (из письма М.А.Бестужева к М.Ф.Рейнеке 1 января 1856 г.).

1 сентября 1881 г. командир Севастопольского порта контр-адмирал М.Н.Кумани сообщил в Морское министерство, что нижняя церковь "уже окончена постройкой, а 5 октября согласно приказу Его Императорского Высочества последует ее освящение". В назначенный день, как сообщала газета "Русский инвалид", севастопольцы "присутствовали при торжественном освящении нижнего придела во имя святого Николая Чудотворца храма Святого Равноапостольного князя Владимира, сооруженного над могилами адмиралов. На этом торжестве присутствовали Его Императорское Высочество Великий Князь Генерал-Адмирал Константин Николаевич, одесский генерал-губернатор генерал-адъютант князь Дондуков-Корсаков, все войска, находящиеся в Севастополе, многие из оставшихся в живых защитников Севастополя и масса народа". Освящение храма совершил архиепископ Херсонский и Одесский Платон. Защитники Севастополя, награжденные орденом Св. Георгия или золотым оружием, были приглашены принять участие в церемонии с правом проезда за казенный счет.

"Суда на рейде расцветились флагами, а город имел торжественный вид. Так ознаменовалась 27-я годовщина геройской защиты Севастополя, покрывшей неувядаемой славой русское воинство как сухопутное всех видов оружия, так и морское, защищавшее собой родное черноморское гнездо, которое несмотря на упорную и поистине геройскую одиннадцатимесячную защиту, было разорено и только теперь, с освящением нижнего придела храма начинается его возрождение, составляющее предмет самых горячих начинаний не только всех русских моряков, но и вообще каждого русского", - писала газета "Русский инвалид".

Уже в феврале 1883 г. последовал Высочайший указ Александра 111 об увековечении памяти героев севастопольской обороны: "1) в Севастополе, в храме Св. Владимира, иметь мраморные доски с именами и фамилиями Адмиралов, штаб- и Обер-офицеров Морского ведомства, убитых или умерших от ран во время войны 1853 - 1 856 годов, с обозначением, когда и где убит, 2) в том же храме иметь доски для умерших впоследствии Георгиевских кавалеров: Адмиралов, Генералов, штаб- и Обер-офицеров Морского ведомства, удостоившихся получить орден Св. Георгия за храбрость во время той же войны, и впредь вносить на эти доски имена и фамилии таких же кавалеров, по их кончине Первой на стене собора была помещена памятная доска с именем адмирала Г.И.Бутакова и надписью: "Взятие - "Перваз - Бахры" 5 ноября 1853 г. Защита Севастополя с 13 сентября 1854 по 27 августа 1855 г." Всего по периметру внутри верхней церкви на стенах разместили 81 мраморную плиту с 72 именами офицеров Морского ведомства согласно Высочайшего указа Александра. Надписи были выполнены свинцовыми буквами, покрытыми сусальным золотом. Но тексты имелись только на 31 плите. Не было надписей на плитах стен алтаря и клиросов, так как их не смогли бы видеть молящиеся; на слишком узких, чтобы делать надписи, боковых плитах; на вогнутых плитах апсид из-за сложности крепления букв; на западной стене, так как для прочтения надписей надо было бы повернуться спиной к алтарю, что недопустимо"".

5 октября 1888 г. состоялось освящение собора святого Владимира. Накануне Севастополь украсился флагами. С раннего утра к храму стекался народ. На церемонию освящения были приглашены Георгиевские кавалеры, жившие в городе. В 8 ч. 30 мин. прибыли участвующие в параде войска: по одному батальону со знаменами от Черноморского флотского экипажа, Брестского и Белостокского полков, 59-й Резервный батальон и взвод от крепостной артиллерии. Войска выстроились внутри соборной ограды. К 9 ч. собрались начальствующие лица военного, морского и гражданского ведомств. К 9 ч. 30 мин. в храм прибыл Великий Князь Константин Николаевич. Сразу после этого Преосвященный Мартиниан, епископ Таврический и Симферопольский в сослужении с архимандритом Херсонесского монастыря и местным духовенством совершил торжественное освящение храма, после чего были отслужены обедня и молебен с провозглашением многолетия Царствующему Дому и вечной памяти павшим адмиралам и всем воинам.

Береговые и полевые батареи на местах бастионов и на Малаховом кургане, военные суда, украшенные флагами, салютовали 31 выстрелом окончание молебна. Войска, участвовавшие в параде, прошли перед храмом церемониальным маршем. Дочь адмирала М.П.Лазарева Татьяна пожертвовала в храм церковное облачение из белой ткани, обшитое золотым галуном, для священника и дьякона с условием, чтобы в этом облачении они были на богослужении в первый день Пасхи. Впоследствии каждый год 5 октября, в годовщину первого бомбардирования Севастополя в 1854 г., по распоряжению командира Севастопольского порта в крипте храма святого Владимира служили панихиду по убитым адмиралам Корнилову, Истомину, Нахимову и всем воинам, павшим при защите Севастополя. После молебна с кораблей, стоящих на рейде, производили салют.

Собор святого князя Владимира закладывался как памятник Крещению святого князя Владимира, но в ходе строительства превратился в памятник героям Крымской войны, в усыпальницу адмиралов Черноморского флота. Это проявилось уже в самом освящении собора, на которое были приглашены ветераны обороны Севастополя и был дан салют на местах гибели адмиралов; в установлении диоритовых плит на южной и северной сторонах храма с именами М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова, похороненных в соборе; в размещении в верхней церкви мраморных плит с именами 72 морских офицеров - участников Крымской войны. Превращению собора в памятник способствовало и то, что позднее в его нижней церкви во имя святого Николая Чудотворца производились захоронения адмиралов флота. С 1869 по 1920 гг. здесь было похоронено еще девять адмиралов: контр-адмирал П.А.Карпов, последний командир Малахова кургана в дни обороны Севастополя 1854 - 1855 гг. (1869 г.); генерал-адъютант И.А.Шестаков, управляющий Морским министерством (1888 г.); генерал-адъютант, адмирал П.А. Перелешин, Георгиевский кавалер, герой севастопольской обороны, первый градоначальник Севастополя, почетный гражданин города (1901 г.); адмирал С.П.Тыртов, Главный командир Черноморского флота и портов (1903 г.); вице-адмирал Г.П.Чухнин, Главный командир Черноморского флота и портов (1906 г.); адмирал В.П.Шмидт, участник обороны Севастополя (1909 г.); вице-адмирал И.И. Дефабр, участник обороны Севастополя, девять лет состоявший старостой храма святого Владимира (1910 г.); адмирал И.М. Диков, участник обороны Севастополя, член Государственного Совета (1914 г.); вице-адмирал М.П.Саблин, командующий Черноморского флота (1920 г.). Всего в соборе святого Владимира было похоронено 13 адмиралов.

Храм святого Равноапостольного князя Владимира по своей архитектуре и изящной внутренней отделке был одним из красивейших и заметных сооружений Севастополя. "Монументальный собор господствует над городом", - сообщала о нем Лоция Черного и Азовского морей. Судьба главного морского храма Севастополя складывалась непросто, порой была трагичной и всегда определялась особенностями города-форпоста на южных рубежах Российской империи, политическими потрясениями, круто менявшими привычную жизнь государства. На самые разные по значимости события, отмечавшиеся на общегосударственном уровне, откликался и Севастополь при непременном участии своего главного морского храма.

Так, в годовщину спасения императорской семьи при крушении поезда на станции Борки близ Харькова в соборе не только был отслужен благодарственный молебен в память спасения царской семьи, но и на средства черноморских моряков и их семей сделали из красного дерева киот по проекту архитектора А.В.Кочетова и разместили его в верхнем храме. Икона изображала Спасителя, подающего руку помощи апостолу Петру на водах Генисаретского озера. Ежегодно, начиная с 1894 г., 14 мая в России отмечался "Высокоторжественный день Святейшего коронования Их Императорских Величеств". Севастополь праздновал этот день торжественно: всюду развевались флаги, в храме святого Владимира проходила литургия и благодарственный молебен, назначался парад войск, с военных судов, стоявших на рейде, производился салют.

В престольный праздник храма, по свидетельству севастопольских старожилов, в нижней церкви проводились венчания нижних чинов (матросов). Вообще церковная служба в соборе во имя святого Владимира имела свои особенности. Прихода в храме не было, поэтому все необходимые работы выполняли матросы. В соответствии с Высочайше утвержденным регламентом Богослужение проводилось только по воскресеньям, в дни церковных праздников, в дни Рождения и дни Тезоименитств императора и членов императорской семьи, в дни памятных событий, связанных с историей Крымской войны и обороны Севастополя 1854- 1855 гг., в дни важнейших исторических дат в истории России. На богослужении присутствовали командование Черноморского флота и севастопольского гарнизона, офицеры флота и крепости, представители городского самоуправления и местной аристократии. На службу приходили и жители близлежащих кварталов центральной части города.

В соборе святого Владимира постоянно служились панихиды по воинам, "за веру и Отечество живот свой положившим". В годовщину Цусимского боя (15 мая 1904 г.) ежегодно в храме служили панихиду по погибшим в этом бою, а также по погибшим за всю русско- японскую войну офицерам и нижним чинам. Ежегодно, 26 ноября, в день орденского праздника Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Тезоименитства Великого Князя Георгия Михайловича в храме святого Владимира служили литургию и молебен с провозглашением царского многолетия и окроплением знамен гарнизона.

Каждый год, 25 декабря, в первый день праздника Рождества Христова и воспоминания об избавлении от нашествия Наполеона в 1812 г. в храме проходил торжественный молебен с провозглашением царского многолетия. Собор не обходил своим вниманием ни одного значительного события современности или юбилейной даты. Так, 24 июля 1906 г. была отслужена панихида по погибшим во время восстания на Балтийском флоте. 19 февраля 1911 г. в день 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости в соборе святого Владимира прошли литургия и молебен. В своей проповеди настоятель храма священноисповедник протоиерей Роман (Медведь) говорил о празднуемом в этот день в России великом событии.

21 февраля 1913 г. в России отмечался 300-летний юбилей Дома Романовых. 20 февраля 1913 г., накануне юбилейных празднеств, в храме святого Владимира отслужили панихиду "по в Бозе почивающим Царям и Императорам Дома Романовых". 22 июля 1914 г. в день Тезоименитства вдовствующей Императрицы Марии Федоровны в храме святого Владимира настоятель собора протоиерей св. Роман (Медведь) в сослужении с соборным причтом и городским духовенством при участии портового хора певчих отслужили литургию. Затем отец Роман прочитал Высочайший Манифест о начале 1-й Мировой войны. А через месяц был отслужен молебен "за дарованную нашему народу победу над австрийцами при взятии Львова и Галича". После провозглашения царского многолетия была провозглашена "вечная память всем убиенным на поле брани". Среди переполнявших храм верующих находились представители штаба Черноморского флота, порта, адмиралтейства, военно-морского суда, городского общественного самоуправления, правительственных, гражданских ведомств, учебных заведений, общественных и благотворительных учреждений и представители иностранных консульств Великобритании, Франции, Греции. Последний российский император Николай II приезжал в Севастополь в 1909, 1914, 1915, 1916 гг., осматривал укрепления города, построенные броненосцы Черноморского флота, проводил смотры личного состава Севастопольского гарнизона, посещал госпитали и лазареты, знакомился с деятельностью Романовского института физических методов лечения и присутствовал на богослужении в храме святого Владимира дважды - 30 января 1915 г., 15 мая 1916 г. Октябрьская революция 1917 г. круто изменила жизнь общества, отношение к религии. Собор святого Владимира в Севастополе разделил трагическую судьбу тысяч других православных храмов, церквей, монастырей. Тогда все они стали официально именоваться "культовыми учреждениями". В 1918 г. церковь была отделена от государства. Главный адмиралтейский собор Севастополя из Морского ведомства перешел в ведение Таврической епархии Московского патриархата. Военно-морское духовенство было ликвидировано, праздники отменены, традиции прерваны. Однако с созданием Белой армии на контролируемых ею территориях военное духовенство возрождалось.

При штабе Главкома Вооруженных сил Юга России генерала А.И.Деникина "для обслуживания духовных потребностей в войсках армии и флота, для поднятия в них религиозно-нравственного сознания и развития в защитниках Родины чувства патриотизма и преданности долгу" было образовано военно-церковное ведомство, которое с мая 1919 г. возглавил бывший протопресвитер военного и морского духовенства старой армии о.Георгий Шавельский. Севастопольским архи- ереем был назначен преосвященный епископ Вениамин (Федченков). От военного духовенства требовалось неукоснительное совершение богослужений во все воскресные и праздничные дни, которые должны были сопровождаться "краткими, но сильными" проповедями священника.

Особое внимание уделялось возрождению традиционных праздников русской армии, которые, как правило, одновременно являлись большими церковными праздниками. Уже в 1918 г. празднование Казанской иконы Божьей Матери 22 октября (4 ноября) в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. торжественно отмечалось как день возрождения России. В Севастополе в соборе святого Владимира перед исторической иконой Казанской Божьей Матери Брестского полка служили торжественный молебен. Одним из своих первых приказов на посту Верховного правителя и Верховного главнокомандующего адмирал А.В.Колчак восстановил празднование памяти Святого Великомученика и Победоносца Георгия 26 ноября (9 декабря) как праздник всей русской армии. 24 марта 1920 г. Главнокомандующим всеми вооруженными силами на Юге России был назначен генерал-лейтенант барон П.Н.Врангель. Газета "Вечернее слово" подробно описала торжества в Севастополе, связанные со вступлением на пост Главнокомандующего барона Врангеля: "Особой торжественностью отличалось служение во Владимирском соборе, где среди молящихся находился и сам Главнокомандующий генерал П.Н.Врангель. Литургию совершал протопресвитер военно-морского духовенства протоиерей о. Г. Шавельский в сослужении с местными священниками. 14 сентября 1920 г. на пароходе "Георгий" в Севастополь была доставлена хранившаяся в Белграде Курская Чудотворная икона Знамения Божьей Матери, сопровождал Чудотворный образ епископ Феофан Курский. На площадь Нахимова со всех церквей Севастополя прибыло несколько крестных ходов. После краткого молебствия на площади крестный ход, возглавляемый епископом Феофаном, направился с Чудотворной иконой к собору святого Владимира, откуда, совершив молебствие, был доставлен в госпиталь, где епископ Феофан и епископ Вениамин обходили палаты, а больные прикладывались к образу. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября отмечался как день всеобщего покаяния и скорби. Особенно широкий характер это носило осенью 1920 г. в армии генерал-лейтенанта П.Н.Врангеля. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова), запомнились эти дни севастопольцам. Постановлением Синода всеобщее покаяние в грехах было назначено на 12 - 14 сентября. В течение трех суток днем и ночью в соборе святого Владимира шли богослужения и исповеди.

В декабре 1920 г. в Севастополе установилась Советская власть. Государственная политика воинствующего атеизма изменила отношение к религии и церкви. В соборе святого Владимира неоднократно в эти годы происходили кражи церковного имущества, случались драки, разбой и хулиганство. Так, в заявлении приходской общины от 4 сентября 1924 г. отмечалось, что "являющаяся в ограду и сквер собора для гуляния публика разрушает клумбы, ломает деревья, бьет в храме стекла, обдирает мраморную облицовку храма, разваливает каменные беседки". В заявлении от 24 апреля 1925 г. сообщалось: "Похищены чаша, дискос, звездица, 2 ковшика, сосуд для освящения хлебов, сосуд для елея, брачные венцы, сорван занавес с южных алтарных врат. Общая стоимость примерно 200 руб." Из заявления: "19 декабря 1925 г. была опять кража в нижнем храме. Похищены два покрывала с двух аналоев, 1 нижнее покрывало с престола и маленький крестик, выбиты стекла".

В это время представители Советской власти выступили с инициативой назначить комиссию с членами административного отдела, городского Совета и Военно-исторического музея, "на предмет осмотра и изъятия замурованных гробов (генералов) в полу Владимир ского собора", мотивируя и аргументируя свои намерения так: "Согласно инструкции НКЮ РСФСР от 24.08.1918 г. и НКЮ УССР от 10.06.1920 г. (ст. 49), местная Советская власть устраняет или обязывает соответствующих лиц устранить из храмов и других молитвенных домов, составляющих народное достояние, все предметы, оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс, как-то: мраморные доски, надписи на стенах и богослужебных предметах, произведенных в целях увековечения в памяти каких бы то ни было лиц, принадлежащих к членам низвергнутой народом династии и ее приспешников" Согласно Постановлению Президиума ЦИК Крымской АССР от 4 мая 1932 г. собор святого Владимира в Севастополе был закрыт, а церковное имущество передано в Госхран. Собор закрыли. Более трех десятилетий (1854 - 1888 гг.) шло возведение храма святого Владимира, неповторимого по архитектуре и внутреннему убранству, и почти столько же времени (1932 - 1965 гг.) собор подвергался разрушению или пребывал в полном забвении.

Известно, что могилы адмиралов, похороненных в соборе, не раз подвергались глумлениям и мародерству. Так было после окончания первой обороны, в середине Х1Х в., и позже, в 1930-е годы, когда собор был закрыт и передан Авиационному спортивному обществу под мастерские, а позже отведен под склад. В период обороны Севастополя 1941 - 1942 гг. в соборе размещались госпиталь, бомбоубежище и даже корректировочный пост 1-го гвардейского отдельного артдивизиона. По воспоминаниям бывшего помощника командира 35-й береговой батареи Л.Г.Репкова, с 20 июня 1942 г. этот пост корректировал огонь по позициям противника на Северной стороне. Находился пост на северной аркаде собора. Храм очень пострадал во время бомбежек и обстрелов города. К счастью, прямых попаданий бомб не было, но был разрушен северный фасад, изуродован купол (остался лишь металлический каркас), осколками избиты стены и колонны, обрушилась штукатурка, в алтарной стене появилась трещина, утрачена большая часть настенной росписи, повреждены мраморные плиты на стенах и утрачены тексты на них, полностью разрушены мозаичный пол и иконостасы верхнего и нижнего храмов.

После освобождения города в 1944 г. в храме еще долгое время хранилась литература Политуправления Черноморского флота, газетная бумага для типографии... В 1950-е годы не раз поднимался вопрос о дальнейшей судьбе собора. Предлагалось несколько вариантов: - восстановить собор в прежнем виде или взорвать; - пристроить к собору систему зданий и превратить его в музей; - передать собор под "Циркораму", разместить в здании 7 киноустановок и синхронно демонстрировать 7 киносюжетов из второй обороны Севастополя 1941 - 1942 гг. (предложение кинорежиссера Меркулова); - снять купол собора и превратить здание в церемониальный зал для вручения знамен, чествования отличившихся граждан города. Вопрос о восстановлении собора решился в 1965 г. после принятия специального Постановления Государственного Комитета по делам строительства УССР Госстроя УССР (1 - 66137 от 11.01.1965 г.). Но о возобновлении Богослужения тогда не могло быть и речи.

прот. Алексий Тупиков

г. Севастополь, ул. Суворова, 3

E-mail: info@ sntvladimir.ru


Расписание богослужений

Пятница
16-00 – вечернее богослужение

Суббота
7-00 – Литургия
16-00 – Всенощное бдение

Воскресенье
7-00 – Литургия

Каждый понедельник – молебен, после – панихида. Начало молебна – 10-00.
Молебен служится в верхнем храме собора, панихида – в крипте (нижем храме).

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10-00 до 18-00. В дни утренних богослужений – с 7-00.

Проведение богослужений разрешено властями г. Севастополя (здание собора официально является собственностью Музея героической обороны и освобождения Севастополя). Доступ к захоронению адмиралов в крипте собора осуществляется в сопровождении экскурсовода Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Святыни собора
Икона святого исповедника Романа с частицей мощей святого.
Икона святого блаженного Павла Таганрогского с частицей мощей святого.
Икона святого праведного воина Феодора Ушакова с частицей мощей святого.

Адрес: г. Севастополь, ул. Суворова, 3.
Телефон: 54-35-31, +7 978 942 58 19


История Владимирского собора

Владимирский собор на Центральном городском холме, известный также как усыпальница адмиралов, представляет собой архитектурный и исторический памятник национального значения. Это один из немногих сохранившихся храмов Севастополя, построенных во второй половине XIX в. Первоначально храм закладывался с целью увековечить Крещение святого князя Владимира, однако в ходе строительства превратился в усыпальницу выдающихся адмиралов флота Российского, в памятник героям, павшим в Крымской войне. На северной и южной сторонах храма размещены диоритовые плиты с именами адмиралов, прах которых покоится в соборе: М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова. Всего в соборе похоронено тринадцать адмиралов. В верхнем храме установлены мраморные плиты с именами семидесяти двух морских офицеров, участвовавших в Крымской войне. Возведение Князь-Владимирского собора продолжалось более тридцати лет, с 1854 по 1888 гг. Почти столько же, с 1932 по 1965 гг., длился период разрушения и забвения уникального по архитектуре и внутреннему убранству храма. Советские власти закрыли собор 4 мая 1932 г. Церковное имущество было передано в Госхран. Во время обороны Севастополя 1941 - 1942 гг. в здании собора сначала размещался госпиталь, затем – бомбоубежище, а после - корректировочный пост 1-го гвардейского отдельного артдивизиона. Во время бомбежек и обстрелов города здание храма сильно пострадало. В 1965 г.

Государственным Комитетом по делам строительства УССР Госстроя было принято специальное Постановление о восстановлении здания собора. Работы по реставрации начались в 1967 году. 23 июня 1973 г. решением Севастопольского горисполкома восстановленный собор святого Владимира был передан Музею героической обороны и освобождения Севастополя и стал одним из пяти его объектов. В середине 1990 г. офицеры Черноморского флота создали православную общину храма, в состав которой вошли десять человек. Настоятелем Владимирского собора стал иерей Сергий (Коробченко), участник обороны Севастополя 1941-1942 гг.. 20 октября 1991 г. был вновь освящен верхний храм собора. Божественную литургию в нем совершил епископ Симферопольский и Крымский Василий. С 21 ноября 1991 г. и по настоящее время настоятелем собора святого Владимира является протоиерей Алексий (Тупиков).

29 февраля 1992 произошло одно из главных событий в новейшей истории храма - перезахоронение праха адмиралов М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова и восстановление усыпальницы. 13 мая, в день основания Черноморского флота, в соборе в присутствии командующих двух флотов проходит панихида по морякам, погибшим во время первой и второй оборон Севастополя. 9 февраля традиционно проводится панихида по морякам крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". Каждый год 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, на панихиду по погибшим товарищам в храм приходят севастопольские "афганцы".

С 2001 г. совершаются панихиды в память экипажа атомной подводной лодки "Курск". Шестерых моряков из Севастополя, погибших на «Курске», отпевали в соборе. Сегодня собор святого Владимира посещают не только верующие, но и любители истории Отечества, города Севастополя, Черноморского флота. В храме регулярно проводятся богослужения, совершаются требы. Сотрудники Музея героической обороны и освобождения Севастополя в ходе экскурсий рассказывают посетителям об истории храма, города и флота. Величественный собор святого равноапостольного князя Владимира продолжает служить людям.