Домой / Досуг в Крыму / Задонск. Рождество-Богородицкий мужской монастырь

Задонск. Рождество-Богородицкий мужской монастырь

В первой половине 17-го столетия небольшой Троицкий скит, основанный несколькими годами ранее близ Каменной горы, расширился и стал мужским монастырем. Спустя полстолетия мужской монастырь был преобразован в женский. Способствовал этому тогдашний епископ Воронежский Митрофан.В годы екатерининских реформ Знаменский монастырь был официально закрыт, но несмотря на упразднение обители монахини не спешили её покидать. В 1769 году случилась трагедия: сильный пожар в Ельце уничтожил большую часть монастыря, погубив почти всех сестер. Только двум монахиням удалось выжить, но даже после этого они отказались покинуть обитель и жили на её руинах, проводя дни в молитвах.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

В первом десятилетии 17-го века два старца из Сретенского монастыря основали небольшую обитель в устье реки Тешевка. Кирилл и Герасим воздвигли деревянный храм, получивший при освещении имя Сретенья иконы Богоматери Владимирской. Все оставшиеся годы жизни старцы посвятили монастырю. Они были похоронены недалеко от места, где высился самый первый храм.Судьба монастыря складывалась непросто. Уже в 1692 году большинство деревянных зданий уничтожил пожар. Огонь не пощадил монашеское имущество и документы, но уцелела главная святыня, принесенная основателями храма.

Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь

К западу от Лебедяни в селе Сезёново, основанный по молитвам затворника и прозорливца Иоанна (Быкова) - Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь, где обретаются мощи затворника. Отсюда начинался подвижнический путь в Опти-ну пустынь учителя Липецкого духовного училища Александра Гренкова - знаменитого Оптин-ского старца Амвросия! Александр Гренков, прося наставлений и благословения, посетил затворника Иоанна, совершавшего молитвенный подвиг в селе Сезёново, но тот отправил его к более мудрому старцу Илариону в с. Троекурово. Путь лежал через город Лебедянь, и А. Гренков посетил Лебедянский Троицкий монастырь.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Менее чем в 10-и км от Задонска расположено одно из святых мест Липецкой области – женский Свято-Тихоновский монастырь Преображения Господня. Обитель расположена в живописном лесном уголке, который называл «земным раем» сам Тихон Задонский. Святой отец часто бывал в этих местах и собственноручно построил колодец на одном из источников, расположенных сегодня на территории монастыря. Основание обители произошло в 1873 году, хотя скит существовал на его месте уже в 1865 году.

Троекуровский монастырь

Основание Троекуровскому монастырю положено знаменитым затворником Иларионом (Фокиным), мощи которого обретаются в монастыре. Монастырские храмы, построенные в разное время, в разных архитектурных стилях составляют неповторимый и необычайно красивый комплекс на берегу Красивой Мечи. Достопримечательность и святыня обители - местночтимая икона Владимирской Божией Матери.

Троицкий монастырь

Монастырь стоит у северной окраины Лебедяни и не одну сотню лет привлекает не только богомольцев, но и любителей древней истории, а также знатоков архитектуры. Монастырские крепостные стены, имеющие три яруса бойниц, окружают самые древние на территории Верхнего Дона храмы. Троицкий собор (1642-1666 гг.), построенный в византийском стиле, необычная по архитектуре Успенская церковь с обширной трапезной и легендарная, бывшая когда-то надвратной, Ильинская, своим древним видом вызывают не только интерес и уважение: духовный трепет и благодать ощущаешь в их веками намоленных стенах! Монастырь окружён многочисленными легендами и преданиями.

Дата основания : 1867

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино

Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Дата основания : нач. XVII в.

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь

Дата основания : 1873

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, ур. Скит (7 км С г. Задонск)

Монастырь был устроен в 1873 попечением В. П. Воейкова в 7 верстах севернее Задонска, при открытом в 1865 новом кладбище Задонского монастыря. Первоначально мужской, в кон. XIX в. сооружены каменные собор, ограда, корпуса келий. Закрыт в нач. 1920-х, был занят детской колонией, позже госпиталем, с 1958 - психбольницей. Восстановлен в 1992 как женский.

Знаменский Елецкий женский монастырь

Дата основания : 1683

Архитектор : Шарлемань И. И.: (колокольня)

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., г. Елец, ул. Слободская, 2А

Женский монастырь создан в 1683 вместо скита мужского Троицкого монастыря в урочище "Каменная гора", где, по преданию, в XIV в. стоял город. В 1764 упразднен, в 1822 восстановлен. К нач. ХХ в. многолюден. Территорию окружала ограда с башнями (1820-е) и многоярусной колокольней (1840-е - 1861). После революции преобразован в артель, окончательно закрыт в 1929, строения заняты под жилье. В 1970-80-х постройки в основном заброшены. Восстановление начато в кон. 1990-х, вновь открыт в 2004.

Троекуровский Дмитриевский Илларионовский женский монастырь

Дата основания : 1871

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Лебедянский р-н, с. Троекурово

Женский монастырь. Возник у кельи, в которой с 1824 жил известный подвижник старец Илларион (И. М. Фомин, 1773/74-1853). Официально открыт как община в 1857, в 1871 получил статус монастыря. В кон. XIX в. полностью отстроен в камне (надвратная колокольня выстроена в 1907-1909), к нач. ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1923, окончательно ликвидирован в 1929-1930. Постройки переданы совхозу, частично сломаны. Вновь открыт в 2003.

Примечания : Деревянная келья старца Иллариона сохранялась в монастыре до советских лет.

Троицкий Елецкий мужской монастырь

Дата основания : 1836

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, 57

Мужской монастырь, открытый в 1836 на северо-западной окраине города, при строившейся как кладбищенская церкви. Назван в память Троицкого монастыря, уже в XVI в. существовавшего в городе и упраздненного в 1776. В течении XIX в. отстроен большой ансамбль построек, в монастыре проживали викарные епископы. Закрыт в 1919, постройки переданы коммуне, позже значительная их часть сломана, территория занята автобазой. Уцелели стены с башнями, колокольня (1830-е). Открыт в 2006 вновь на территории, примыкающей к старому монастырскому участку, рассматривается вопрос о возвращении монастырю старых построек.

Троицкий Лебедянский женский монастырь

История Успенского мужского монастыря началась в XVII столетии. Это единственный монастырь, существовавший на территории современного Липецка за всю историю города. Монастырь Паройская пустынь, при котором находился Успенский храм, был построен в XVII – начале XVIII вв. В отдельных случаях постройка Древне-Успенской церкви датируется 1730-м годом. В начале XVIII столетия неподалеку от обители располагались Липецкие железоделательные заводы, основанные Петром I. В царствование Екатерины II Паройская пустынь была закрыта в 1764 году. В этот период среди монастырских построек был каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая Чудотворца, деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», деревянная колокольня, настоятельская и братская кельи.

В 1804 году Успенский храм назвали приходским, он был приписан к Христо-Рождественскому храму города Липецка.

До осени 1936 года в Успенском храме продолжалась служба. В 1938 году по акту санитарной инспекции «во избежание загрязнения источников водоснабжения» храм был закрыт. После реставрации в конце 1980-х годов в храме размещался музей металла. С 1960 года храм является памятником истории и архитектуры всероссийского значения.

Свято-Успенская церковь необычна по архитектуре. Особенностью древнего храма является ориентация его длинной оси по линии северо-восток - юго-запад, то есть с отклонением на 45 градусов. Объемно-пространственная композиция храма состоит из восьмерика на высоком двусветном четверике, перекрытого высоким, с глухим барабаном куполом, и примыкающего к церкви с северо-запада низкого придела, соединенного с трапезной, расположенной с юго-западной стороны. Храм бесстолпный и бесколокольный, сооружен в стиле барокко. Верхняя часть четверика украшена угловыми рустованными пилястрами и карнизом с «сухариками», восьмерик - гладкими угловыми пилястрами и ступенчатым карнизом. Фасады четверика и полукруглой апсиды декорированы сложными барочными наличниками с высоким треугольным или полуциркульным (на восьмерике) очельем. Вход в трапезную украшают полуколонны и перспективная килевидная арка портала. Предполагается наличие прежде над входом, повторяющего форму арки щипца. Трапезная и придел украшены сложным ступенчатым карнизом из двух кирпичей на ребро с «сухариками». Оконные проемы трапезной и придела не имеют наличников, а края их для установки однопольных ставен оформлены по периметру в виде фасций.

В 1996 году храм был передан Русской Православной церкви и были начаты восстановительные работы. Накануне 2000 года в храме возобновились регулярные богослужения. В 2003 году решением Священного Синода принято решение об открытии Свято-Успенского мужского монастыря.

Первым наместником обители стал настоятель Древне-Успенского храма иеромонах (ныне – игумен) Митрофан (Шкурин).

На сегодняшний день в единственной православной обители Липецка после многовекового затишья возрождена монашеская жизнь, по монастырскому уставу ежедневно совершаются богослужения.

После восстановительных работ митрополитом Липецким и Задонским Никоном освящены храмовые престолы: 15 февраля 2004 года – придельный во имя св. Николая Чудотворца, 21 августа 2005 года – главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Возведен Духовно-просветительный центр с братским корпусом, крестильным храмом в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого (освящен митрополитом Никоном чином 24 сентября 2014 года), православной библиотекой.

В настоящее время продолжаются работы по восстановлению монастырского комплекса: подходит к завершению строительство водосвятной часовни с купелью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на прежнем месте.

С 2003 года в монастыре действует воскресная учебно-воспитательная группа Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря для детей от 8 до 13 лет, занятия проводятся по воскресеньям, по субботам работает творческий кружок по хоровому пению. По четвергам и пятницам проводятся катехизические занятия с готовящимися к Таинству крещения.

В Свято-Успенском храме обители ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. В вечер четверга богослужение сопровождается молебным пением с акафистом поочередно Успению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю.

Богослужения совершаются ежедневно.

Утром богослужение начинается в 8:00 утра, вечером в 17:00.

В двунадесятые и воскресные дни – в 6:30 и 8:30.

В воскресенье вечером читается акафист пред иконой Божией Матери «Живоносный Источник» с молебном об одержимых недугом пьянства, наркомании.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь считается мужским монастырем, расположился в Липецкой области в городе Задонск, где протекает река Дон.

Его основоположником стали Кирилл и Герасим, выходцы из Сретенского монастыря, которые принесли копию иконы Богоматери, которая известна как чудотворная. Первое название монастыря звучало как Задонский Тешевский Богородицкий монастырь.

В начале XX века был сооружен целый район, где располагалось 6 храмов, различные видом колокольни, дома, аптечные пункты, кирпичные заводы, больницы. В монастыре проживало около 300 человек.

Когда произошла революция монастырь превратился в "бордель", а в 1990 году его постройки перешли к Русской Православной Церкви, где вскоре 26 августа 1990 года прошло первое богослужение, этот день считался днем памяти святого Тихона Воронежского, Задонского чудотворца.

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

Одним из почитаемых мест в Задонске является построенная на развалинах старого мужского монастыря женская обитель. Много паломников приезжает сюда, чтобы, помолившись, окунуться в холодные воды святого источника и получить исцеление от душевных и телесных недугов.

Мужской монастырь на месте нынешней Свято-Тихоновской женской обители существовал с 1865 года. Святитель Тихон любил посещать это безлюдное место в лесной глуши для уединения и молитвы. На берегу речки Проходни святитель обустроил источник, который является теперь целебным. После революции 1917 года монастырь постигла участь большинства русских монастырей. Практически полностью разрушенный, оскверненный, он был возвращен церкви в 1991 году. С тех пор многое здесь изменилось. На территории монастыря величаво стоит возрожденный Троицкий собор - главный храм обители. Верхний придел освящен в честь Живоначальной Троицы, нижний - в честьУспения Пресвятой Богородицы. Рядом с ним высится стройная надвратная колокольня с Преображенской церковью.

В память о пребывании в скиту святителя Тихона в одной из башен монастыря устроили особую келью. В ней находится икона Тихона Задонского с его житием.

Недалеко от монастыря находится купальня над источником святителя Тихона. Вода здесь всегда +4 градуса. Нужно иметь большое мужество, чтобы окунуться. Но зимой и летом, в снег и в дождь возле источника собирается народ со всего света. Говорят, после купания в нем обретаешь стойкость духа и уверенность в свои силах.

«Монастыри - это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют
иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают
живительную и спасительную влагу
душам жаждущим».

Cвященномученик протоирей Иоанн Восторгов

Н а Руси всегда любили монастыри - духовные очаги Православия. Верующие стремились совершать паломничество в обители, освященные молитвами многих поколений иноков.
Монастыри, основанные великими преподобными отцами, являются поистине светильниками мира.
История российского монашества насчитывает более тысячи лет. Возникновение монастырей в русском государстве большинство учёных относят ко времени Крещения Руси князем Владимиром. Впервые монахи появились на её южных границах ещё раньше - на рубеже VIII и IX веков. В Древней Руси монастыри являлись центрами духовности, образования и учености. В те давние времена монастыри были в основном городские и только с ХIV века начали образовываться новые монашеские обители через отшельничество. В это время возникли многие обители, без которых невозможно представить историю России, среди них и монастыри Липецкого края.
Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания. Многие православные монастыри нашего края своей историей связаны с земной жизнью святых. Они своим опытом, своей мудростью подсказывают христианам достойный путь жизни.
Во многих обителях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери, святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются святые источники. В монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.
Здесь особенно строго выдерживается богослужебный канон, совершаются разрешенные в монастырях христианские таинства, выполняются все православные обряды. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу.
Смысл жизни иноков - стяжание Духа Святого, достижение святости, приобретение таких качеств души, как любовь, милосердие, сострадание, бесстрастие.
Жить в монастыре одновременно просто и крайне сложно.
Братия здесь трудится с раннего утра до позднего вечера. Одни из них работают по хозяйству, другие служат при церкви. Труд и молитва составляют жизнь иноков.

В наши дни сложно узнать об основании и истории липецких обителей. Существует множество преданий. Исследователи, историки монастырей буквально по «крупицам» собирают материалы. Одним из документальных источников при изучении истории монастырей нашего края стали «Писцовые книги»(1627-1630 гг.) Воронежской губернии.
За всю историю Липецкой области на её территории были 23 иноческие обители. Дата основания многих обителей не известна. По различным причинам часть из них прекратили свое существование уже в ХVII и ХVIII веках. Например, Знаменский мужской монастырь (сегодня село Знаменское Лев-Толстовского р-на) был закрыт в конце ХVII века. Даншина мужская пустынь на реке Дон была упразднена в 1699 году указом царя Петра I. В 1724 году был упразднен Успенский женский монастырь в городе Данкове и закрыт Красногорский Спасский мужской монастырь в Романове (село рядом с городом Липецк).
В 1764 году правительство Екатерины II провело секуляризацию церковных и монастырских земель. Многие иноческие обители на Липецкой земле были упразднены - Преображенский Красногорский женский монастырь в городе Лебедяни, Городецкая пустынь (село Преображенское Добровского района) и другие.
Две обители, упраздненные в эти годы стали вновь действующими: Свято-Успенский мужской монастырь (Паройская пустынь) в г. Липецке и Знаменский Богородицкий Каменогороский женский монастырь в г. Ельце. На начало двадцатого века в современных границах области действовало более десяти монастырей.
События 1917 года изменили жизнь монастырей: они были закрыты и разграблены. Многие иноческие обители в советские годы пришли в запустение и их храмы разрушены. В девяностые годы двадцатого века улучшилось отношение государства к Русской православной церкви. Кончился период атеистического лихолетья, стали возвращать храмы и монастыри верующим.
В Липецкой области один из первых был передан в ведение Русской православной церкви Рождество-Богородицкий монастырь, затем Свято-Тихоновский Преображенский и Богородице-Тихоновский (Тюнина) женские монастыри.
Это самые знаменитые и почитаемые иноческие обители в Липецком крае. Они являются, по выражению историка Воронежской епархии А. Правдина, памятниками святителю Тихону, епископу Воронежскому и Задонскому чудотворцу и исторически связаны с его именем.
Среди монастырей нашего края вместе с крупными и знаменитыми есть небольшие и совсем маленькие, но их религиозное служение людям остается важным и необходимым.
В 2013 году на липецкой земле образована Липецкая митрополия , в которую вошли две епархии Липецкая и Елецкая, в них: четыре мужские и шесть женских обителей.

Представляем монастыри ЛИПЕЦКОЙ ЕПАРХИИ

Мы сегодня стремимся в обители за «живой водой» веры, за духовной поддержкой, за наставлением, за разрешением своих сомнений, за обретением душевного спокойствия.

Посещая обители на нашей земле, вы сможете получить пользу для души, приобщиться к православию и прикоснуться к истории Липецкого края.

Библиография

Русские монастыри: южная часть Центрального региона России: Тамбовская и Мичуринская, Пензенская и Кузнецкая, Липецкая и Елецкая, Воронежская и Борисоглебская епархии. - Новомосковск: Очарованный странник, 2005. - 479 с.

Цепков, А. И. Книги окладные монастырям, церквям и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском в 1676 году. [Кн. 1] - 2004. - (Источники истории).

Низовский, А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России / А. Ю. Низовский. -
Москва: Вече, 2001. - 463 с. : ил. - (Самые знаменитые).

Добролюбов, Иоанн. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии / сост. И. Добролюбов. - Рязань, 1996. - С. 248-345.

Важинский, В. М. Монастыри в Липецком крае до начала ХХ века / В. М.Важинский // История-философия-культура: историко-философские чтения, посвященные 40-летию Липец. обл. (второй этап) : тезисы, сообщения, доклады. - Липецк, 1994. - С.118-136.

Липецкая и Елецкая епархия 2003-2008. Путем созидания: иллюстрированный альманах / гл. ред. Б. О. Архангельский. - Липецк: РПА Редпро, 2009. - 182 с.

Свято место: самые популярные паломнические места Липецкой области / подгот. О. Растегаева // Житье-бытье. - 2010. - 30 марта (№ 13). - С. 4.

Косякин, А. Иночество - глубина и тайна души / А. Косякин; фот. О. Власов // Липецкая газета. - 2009. - 22 июля. - С. 8.

Косякин, А. Драгоценное сердце России: [о монастырях и святых источниках г. Задонска] / А. Косякин; фот. Г. Колесникова // Липецкие епархиальные ведомости. - 2009. - С. 7.

Косякин, А. Поклон святым мощам: [о возрождении монастырей как дороге к возрождению духовности] // Липецкая газета. - 2009. - 17 февр.

Косякин, А. Иная жизнь [монастыри в Липецкой-Елецкой епархии] / А. Косякин; фот. И. Голобородько // Неоновый город L. - 2007. - №10. - С. 76.

Кружева родного дома: [краткий очерк об архитектурных памятниках Липец. обл., в том числе о монастырях] // Сельский строитель. - 2000. - №6. - С. 48.

Главный библиотекарь отдела абонемента

Харикова Л.И.,
фото Хариковой Л.И.