Домой / Отдых в Дагомысе / Сант-иво алла сапиенца. Пантеон в Риме – Храм всех Богов Православные церкви Рима

Сант-иво алла сапиенца. Пантеон в Риме – Храм всех Богов Православные церкви Рима

ЗАДАНИЕ № 84

Решите кроссворд "Вспомним историю Древнего Рима".

По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы "Энеида". 4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона. 6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей. 7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара. 8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме. 9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени. 12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях. 14. Последняя царица Египта. 18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки. 20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году. 21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона. 23. Речка, перейдя которую Цезарь произнёс: "Жребий брошен!" 24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн. 25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц. 26. По словам римлян, "лучший из императоров", прекративший казни по ложным доносам. 29. Последний император Западной Римской империи. 30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака. 31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров. 32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту земледельцев Италии.

По вертикали: 1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь. 2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев. 3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики. 4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии. 5. Главный герой поэмы Вергилия. 8. Сооружение для конных состязаний. 9. Римская провинция, завоеванная Цезарем. 10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве. 11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством. 13. Римские бани. 14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться. 15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций. 16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть. 17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5-го века и подвергшее его страшному опустошению. 18. Город, где началось восстание Спартака. 19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян. 21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали. 22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн. 25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь. 27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году. 28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом.

Соборы и церкви являются одним из главных достояний Венеции: в городе насчитывается около 250 освящённых храмов, каждый из которых смело заслуживает звание произведения искусства. В стенах многих из них хранятся полотна великих живописцев и скульпторов, так что посещение храмов может быть интересно не только верующим, но и всем поклонникам искусств.

Многие церкви Венеции открыты для бесплатного посещения в течение дня. Но даже в тех случаях, когда за вход взимается плата, сумма, которую вам придётся отдать за возможность увидеть Тициана или Джордано в оригинале, может считаться вполне символической.

16 главных церквей города входят в ассоциацию Венецианского патриархата, так называемую Chorus Venezia. Именно здесь в первую очередь следует искать шедевры итальянских живописцев эпохи Ренессанса.

Существует единый Chorus Pass за €12, который позволит посетить любую церковь из списка Chorus или все сразу. Но немало сокровищ таится и в стенах базилик, не попавших в заветный список.

BlogoItaliano решил составить свой Топ 10 самых примечательных соборов и церквей Венеции , в который вошли как представители Chorus Venezia, так и храмы, о которых туристам известно в меньшей степени.

Собор Святого Марка (Basilica di San Marco)

Самый известный Собор Венеции и один из самых красивых соборов мира поражает своим великолепием даже самого искушённого посетителя. Неслучайно Собор Святого Марка входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди его бесчисленных сокровищ - золотой алтарь Pala d’Oro, иконы-мозаики, древние бронзовые скульптуры коней и, конечно, мощи Святого Марка Евангелиста.

Собор св.Марка входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕС

Строительство нового святилища, которое должно было выразить и утвердить мощь Венецианской республики, началось в IX веке. Собор торжественно освятили в 1094 году, но его оформление продолжалось еще на протяжении нескольких столетий.

Образцом для венецианского собора стала не сохранившаяся до наших дней церковь Двенадцати апостолов в Константинополе. Здание венчают пять куполов, изнутри украшенных мозаиками на сюжеты Ветхого завета.

Многочисленные мозаики покрывают и стены собора – и даже иконы, изображающие жизнеописание Святого Марка, выполнены в виде мозаики.

Главной ценностью Собора Святого Марка является золотой алтарь Pala D`Oro, состоящий из 80 икон и инкрустированный 2000 драгоценных камней.

Часы работы:

  • С ноября по апрель: Пн-сб: 9:45-17:00; воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00
  • С апреля по ноябрь: Пн-сб: 9:45-17:00; воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00

Билеты: Вход свободный (билет к золотому алтарю Pala d’oro – €2, в сокровищницу - €3, в музей – €5).

Базилика Девы Марии Исцеляющей (Basilica di Santa Maria della Salute)

Строительство Базилики Девы Марии Исцеляющей началось в 1630-1631 годах и продолжалось полстолетия. Освящение собора происходило уже после смерти архитектора Балтазара Лонгена.

Возведение храма было задумано как восхваление Мадонны за спасение города от чумы. Мессу в благодарность за избавление от чумы в церкви служат до сих пор.

Церковь стоит на миллионе деревянных свай, вбитых в мягкую грязь лагуны

Церковь имеет форму восьмигранника и стоит на миллионе деревянных свай, вбитых в мягкую грязь лагуны. Необычный вход выполнен в виде триумфальной арки, а мозаичный пол выложен концентрическими кругами. Купол этой красивой церкви запечатлён в полотнах Каналетто, Тернера и Сарджента.

Просторный холл собора украшен разноцветным мрамором, скульптурами и мозаиками. Алтарные образы принадлежат кисти Луки Джордано, не меньшую ценность представляют хранящиеся здесь произведения Тинторетто и Тициана.

Часы работы: Пн-вс 9:30-12:00 и 15:00-17:30

Стоимость билета: €4

Церковь Святого Пантелеймона (La chiesa di San Pantalon)

Эта невзрачная на первый взгляд церковь таит в своих стенах (а точнее сказать, под потолком) настоящее сокровище: самое большое художественное полотно в мире работы Джованни Антонио Фумиани.

Эта невзрачная церковь таит в своих стенах настоящее сокровище

Потолочная роспись-обманка «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона» занимает площадь более 700 м2. На создание фрески ушло 24 года. Говорят, что художник погиб, сорвавшись с лесов во время работы над ней.

Помимо своих размеров, картина примечательна тем, что на низком плоском потолке создаётся ощущение глубокого свода, усиленное отсутствием привычного обрамления и плавным переходом картины с потолка на стены.

Алтарь Церкви Святого Пантелеймона украшает ещё один шедевр кисти Паоло Веронезе – картина «Чудо Святого Пантелеймона», ставшая последней работой мастера. Здесь также можно увидеть полотна Антонио Виварини, Джованни д’Алеманья и Паоло Венециано.

Потолочная фреска «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона»

Свой нынешний облик здание обрело в 1668-1686 году, до этого на протяжении шести веков церковь неоднократно перестраивалось.

Часы работы:

  • Пн-сб: 10:00-12:30 и 15:30-18:00
  • Вс: 9.30-12.30; 15.30-18.00

Билеты: Вход свободный

Собор Успения Девы Марии (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari)

Собор Успения Девы Марии - тот нередкий для Венеции случай, когда церковь не уступает музею по количеству собранных в ней богатств. Шедевры Тициана и Донателло впечатляют ещё больше на фоне характерной простоты францисканских церквей.

На возведение собора, выполненного в стиле итальянской готики, ушло примерно столетие: его строили с 1338 года до середины XV века. Внешние стены собора, построенного в форме латинского креста, украшают капители и пилястры, а также кирпичный фриз и белокаменные статуи.

Рядом с собором на 70 метров вознеслась колокольня - второе по высоте здание Венеции. При желании можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться Венецией с высоты птичьего полёта.

В Соборе хранятся скульптуры и живописные полотна великих мастеров

Ещё больше поражает внутреннее убранство церкви, где над алтарём возвышается «Вознесение Марии» кисти Тициана, а ризницу украшает «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини.

Единственная в Венеции работа Донателло тоже хранится здесь - это деревянная статуя Иоанна Баптиста. Выдающийся пример резьбы по дереву являют собой хоры с рельефами святых на каждом из 124 кресел.

В Соборе Успения Девы Марии нашли свой покой несколько дожей Венеции, а также художник Тициан и скульптор Антонио Канова, чьи пышные надгробия поражают не меньше живописных полотен великих мастеров.

Часы работы:

  • Пн-сб: 9:00-18:00
  • Вс: 13:00-18:00

Стоимость билета: €3

Собор Сан-Джорджо-Маджоре (Cattedrale di San Giorgio Maggiore)

Собор Сан-Джорджо-Маджоре расположен на одноимённом острове. Здесь короновался Пий VII, а спустя восемь лет Наполеон Бонапарт превратил монастырь в казармы, до неузнаваемости изменив облик зданий.

Собор был заново отреставрирован уже во второй половине XX века по инициативе нового владельца - графа Витторио Чини. Строительство храма относят к 1566-1610 годам, архитектор Андреа Палладио умер ещё до окончания работ, а завершал начатое мастером дело его ученик Винченцо Скамоцци.

Собор Сан-Джорджо-Маджоре расположен на одноимённом острове

У алтаря, выполненного скульптором Джироламо Кампаньей, установлена фигура Христа, который стоит на золотом шаре, поддерживаемом четырьмя евангелистами. В соборе много современных скульптур и картин, но среди них можно отыскать и такие шедевры позднего Ренессанса, как «Тайная вечеря» и «Падение Манна» Тинторетто.

Особой популярностью среди туристов пользуется смотровая площадка на вершине квадратной кирпичной колокольни, построенной в 1791 году вместо рухнувшей звонницы рядом с собором. Не так давно башня обзавелась лифтом, так что добраться к вершине, чтобы охватить единым взором всю Венецию, теперь стало ещё легче и быстрее.

Часы работы:

  • С апреля по октябрь: пн-вс 09:00-19:00
  • С ноября по март: пн-вс: 08:30-18:00

Вход в собор ограничен во время проведения воскресной службы с 10:40 до 12:00.

Билеты: Вход свободный (билет на башню – €6).

Церковь Святой Марии Чудотворной (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli)

По преданию разноцветный мрамор, из которого выполнена резьба и мозаика, украшающие фасад и интерьер Церкви Святой Марии Чудотворной, остался от строительства Собора Святого Марка. Церковь, похожая на резную шкатулку, сегодня является популярным местом для венчания.

Строительство церкви по плану Пьетро Ломбардо и его сына Туллио Ломбардо продолжалось 8 лет и было завершено в 1489 году. Здесь хранится чудотворный образ Девы Марии Николо ди Пьетро.

Santa Maria dei Miracoli сегодня - популярное место для венчания

Купол церкви, увенчанный портретами пророков и святых работы Пьера Мария Пенакки, был построен позже, в 1589 году. По задумке архитектора, традиционные для церквей Венеции фрески и статуи на фасадах были заменены мрамором, кропотливо окрашенным кругами, восьмиугольниками и крестами.

Внутри церкви игра форм и красок продолжается: золотой цвет куполообразного потолка контрастирует с холодными оттенками мраморных стен. Говорят, что Уинстон Черчилль был настолько впечатлен этой церковью, что назвал ее самым красивым чудом, увиденным в жизни.

Часы работы: Пн-сб: 10:30-16:30

Стоимость билета: €3

Собор великомучеников Иоанна и Павла (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo)

Собор Святых Иоанна и Павла Латеранских стал местом упокоения 18 венецианских дожей и ещё нескольких десятков знаменитых венецианцев. Это один из самых больших соборов города. Из-за огромного количества полотен, скульптур и витражей он даже больше похож на музей.

Скульптуры и надгробия - то немногое, что уцелело во время пожара, случившегося в церкви в 1867 году и уничтожившего в том числе фрески Тициана.

Собор великомучеников Иоанна и Павла один из самых больших соборов города

Из картин тогда удалось спасти лишь несколько работ Веронезе, Виварини и Беллини. Сегодня здесь находится целая коллекция произведений искусства XV века в обрамлении расписных плафонов и шахматных полов.

Строительство собора в его нынешнем облике завершилось в 1430 году. Здание из красного кирпича выполнено в готическом стиле, внутри высокие своды подпирают изящные колонны. Собор посвящён не библейским апостолам, как можно было бы подумать, а двум раннехристианским мученикам.

Часы работы:

  • Пн-сб: 7:30-12:30 и 15:30-19:00
  • Вс: 15:00-18:00

Стоимость билета: €3,5

Церковь Санта-Мария дель Джиль (Chiesa di Santa Maria del Giglio)

Церковь Санта-Мария дель Джильо удивляет гостей города необычным фасадом: вместо фигур святых Джузеппе Сарди украсил его очертаниями городов. Так архитектор увековечил память о своём друге адмирале Антонио Барбаро. Фигура адмирала увековечивает композицию, в которой запечатлены города, где служил венецианский военный: Рим, Падуя, Корфу, Задар, Кандия и Сплит.

Santa Maria del Giglio удивляет гостей города необычным фасадом

Церкви есть чем удивить и тех, кто заглянет внутрь: здесь можно увидеть картину «Святое семейство» (предполагают, что она принадлежит кисти Рубенса) и полотна Тинторетто.

Часы работы: Пн-сб: 10:30-16:30

Церковь Святой Марии Милосердной (Santa Maria della Pietá)

Церковь Святой Марии Милосердной - это та самая церковь, где в начале XVIII века дирижировал Антонио Вивальди. Здесь выступали воспитанницы сиротского дома для девочек, в котором великий композитор преподавал с 1704 по 1740 годы. Музыка Вивальди звучит под сводами церкви и сегодня.

Именно здесь в начале XVIII века работал великий Антонио Вивальди

Своё название церковь, построенная при Приюте Милосердия для больных сирот, получила неслучайно: pieta с итальянского и переводится как «милосердие». Потолок церкви украшает фреска Тьеполо «Триумф Веры».

В церкви часто проходят концерты, как платные, так и бесплатные. Стоимость билетов на концерты может варьироваться. Билеты на них можно купить на месте.

Часы работы:

  • Вт-Пт: 10:15-12:00 и 15:00-17:00
  • Сб-Вс: 10:15-13:00 и 14:00-17:00

Стоимость билета для осмотра церкви: €3

Церковь Джезуити (Chiesa di Gesuiti)

Барочная церковь, при освящении получившая название Церковь Санта-Мария Ассунта, вызывает противоречивые ощущения: богатое внутреннее убранство многие находят аляповатым, но, всё же, нельзя отказать ему в оригинальности.

Едва ли можно догадаться о том, что скрывается за белым блестящим фасадом с традиционными статуями святых. Между тем внутри вас ждёт сложная мраморная инкрустрация, создающая ощущение бархатного занавеса, накинутого на пол, стены и алтарь.

Мраморная драпировка белого и зелёного цветов в какой-то степени даже затмевает картину Тициана «Мученичество Святого Лаврентия».

При освящении базилика получила название - Церковь Санта-Мария Ассунта

Церковь была построена в 1715-1729 годах по проекту архитектора Доменико Росси. В 1807 году церковь была отдана под армейские казармы и вернула свою первоначальную функцию лишь в 1844 году.

Часы работы: Пн-вс: 10:00-12:00 и 16:00-18:00

Билеты: Вход свободный

Photos by: pixabay.com, Ricardo André Frantz, Steven Gerner, Didier Descouens, Graeme Churchard, Wknight94, Gary Ullah, Dimitris Kamaras, Didier Descouens, Moonik, Alison Pope.

Как известно, церквей в Риме больше, чем в любом городе мира - их количество здесь превышает девять сотен! Посмотреть их все вряд ли удастся, но можно начать знакомство с ними, посетив самые удивительные.

1. Собор святого Петра (San Pietro), piazza San Pietro

Да, эта базилика есть во всех путеводителях, сюда вас приведет каждый гид, и чтобы попасть внутрь придется выстоять длиннющую очередь из туристов на улице. И все-таки наш перечень самых удивительных церквей Рима мы не могли начать с другого храма. Крупнейшая христианская церковь в Риме, главное сооружение Ватикана, центр притяжения миллионов католиков и миллионов же туристов и любителей искусства и истории со всего мира. Собор создавался веками, и когда вы войдете внутрь - вы увидите, почему потребовалось столько времени. От красоты и величия сооружения захватывает дух! Когда устанете, поднимитесь на купол, чтобы насладиться видом с обзорной площадки - весь город как на ладони! Приятный бонус - с высоты можно разглядеть примыкающие к стенам базилики сады Ватикана.

Самые интересные экскурсии в Ватикан

2. Пантеон (Pantheon), Piazza della Rotonda


В эпоху древнего Рима это был храм языческих римских божеств, а в VII веке он стал христианской базиликой. Уникальность архитектуры сооружения в том, что оно вписывается в идеальную сферу - и в самом деле, диаметр и высота купола соответствуют друг другу. Еще одна любопытная деталь - это отверстие в центре купола. Именно там, где обычно купол смыкается, обеспечивая устойчивость конструкции, здесь - круглая дыра... По легенде именно через нее из храма вылетали языческие боги. В это нам остается либо верить, либо нет. А вот достоверность другой легенды каждый турист вполне может проверить лично. Она гласит, что во время дождя через отверстие в куполе в храм, как это ни парадоксально, не попадает ни капли дождя. Если вы окажетесь рядом с площадью Rotonda в дождливый день, загляните в Пантеон, чтобы увидеть, есть ли характерная лужа на полу в центре.

3, 4. Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli), Piazza del Popolo

Похожих церквей в мире найдется немало. Но церкви-близнецы, которые еще и стоят одна рядом с другой - такое вы увидите только в Риме. Приходите на пьяцца дель Пополо, встаньте в центре площади, лицом к виа дель Корсо - и можете начинать играть в игру "найди 10 отличий". Как и настоящие близнецы, эти базилики не совершенно одинаковы, но разглядеть, чем же они непохожи, потребует от вас времени и внимания. Внутри каждой из двух церквей вас ждет немало интересного. Например, в главном алтаре Санта Мария деи Мираколи находится чудотворная икона Девы Марии (в честь нее и названа церковь, от ит. miracolo - чудо).

5. Базилика Святой Евпраксии (Santa Prassede), via de Santa Prassede, 9/a

Нечастый пример византийской церкви в Риме, расположенная недалеко от Санта Мария Маджоре - базилика Святой Евпраксии - удивляет своей великолепной мозаикой на золотом фоне. В этой церкви, которая русским туристам покажется особенно "родной" - из-за более привычного для православных церквей декора, особого внимания заслуживает капелла святого Зенона. За ее исключительную красоту, последнюю называют "райским садом". Именно здесь хранится одно из орудий Страстей Христовых - столб, к которому Спаситель был привязан во время бичевания.

6. Санта Мария сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva), piazza della Minerva


В городе, где царствует барокко, не так-то просто отыскать хотя бы один пример готической архитектуры. Тем приятнее набрести во время римских прогулок на церковь Санта Мария сопра Минерва. Сводчатый синий потолок с золотыми звездами — это, увы, реставрация (XIX век). Зато боковые капеллы бережно хранят сплошные подлинники, да в таких количествах, что хватит на небольшой музей. «Воскресший Христос» Микеланджело, фрески Перуджино и скульптуры Бернини - далеко не полный перечень шедевров, которые здесь можно увидеть. В монастыре, пристроенном к этой церкви, когда-то заседал трибунал святой инквизиции, так что еретиков, которых заставляли публично отрекаться от своих убеждений, приводили именно в Санта Мария сопра Минерва.

7. Церковь Милосердного Бога отца (Dio Padre Misericordioso), Largo Terzo Millenio

Если уж говорить об удивительных церквях Рима, то не упомянуть об этой - просто невозможно. Творение известного архитектора Ричарда Майера увидеть не так-то просто - храм находится довольно далеко от исторического центра города, в одном из периферийных районов, который называется Тор Тре Тесте. Те же, кто найдет время и силы, чтобы до нее добраться, будут вознаграждены - железобетонная постройка так мало похожа на церковь в традиционном понимании, что Рим - последнее место, где ожидаешь увидеть сооружение подобного рода. Храм построен в 1996-2003 гг. из специального цемента, который содержит диоксид титана. Благодаря ему стены самоочищаются и всегда остаются белыми, а еще чистится от загрязнений и воздух внутри здания.

8. Мавзолей Святой Констанции (Mausoleo di Santa Costanza), via Nomentana, 349


Одна из древнейших церквей города, редкий пример христианского сооружения, которое на плане совершенно круглое. Это сокровищница, хранящая в своих стенах самые ранние образцы христианского искусства и архитектуры в Риме. Круглое здание диаметром 29 метров, построенное для упокоения дочерей Константина Великого, Елены и Констанции, в начале IV в. Впоследствии Констанция была причислена к лику святых и мавзолей стал базиликой ее имени, а теперь является одним из главных памятников слияния стиля древнехристианских базилик с римским сводчатым стилем. Саркофаги, которые находятся в церкви - всего лишь копии. Оригиналы были вывезены, саркофаг Елены - в музеи Ватикана, а Констанции - в базилику Святого Петра.

9. Санта Мария ин Космедин (Santa Maria in Cosmedin), piazza della Bocca della Verita"

Ежедневно толпы туристов всех национальностей устремляются сюда и даже стоят в длинной очереди, чтобы увидеть... вовсе не эту церковь. Зевак со всего мира притягивает странный артефакт IV века до н.э. - мраморный диск, установленный сбоку от входа в базилику. Знаменитые Уста истины (Bocca della Verita") - не что иное, как крышка древнего канализационного люка, украшенная рельефной маской с открытым ртом. Оставьте желающих сфотографироваться на фоне этой "реликвии", вложив руку в рот языческого божества, стоять в очереди, и войдите внутрь. Церковь стоит здесь со второго века до нашей эры, когда на этом месте был римский храм. Потом его перестроили под свои нужды христиане. Большинство украшений интерьера относится к XII веку, а находящаяся под землей крипта была сооружена в VIII веке. Здесь сохранились окна из кусочков слюды, фреска с древом жизни и главное - мозаика 8 века, спрятанная позади сувенирной лавки. Сюрприз для романтиков - именно в этой базилике находится ниша с главой покровителя всех влюбленных, святого Валентина.

10. Капелла Капуцинов (Cappella dei Cappuccini), via Vittorio Veneto, 27

Слабонервным лучше обойти эту достопримечательность стороной. Те же, у кого любопытство перевешивает страх, могут отправиться в церковь Санта Мария дела Кончецьоне, расположенную недалеко от Палаццо Барберини и фонтана Тритона. Именно под этим зданием находится вход в Капеллу Капуцинов, все убранство которой сделано... из человеческих костей. Арки из черепов, скелеты, облаченные в коричневые плащи с остроконечными капюшонами, рамы для картин, пилястры, светильники, узоры на стенах - все это кости монахов, принадлежавших к ордену капуцинов и умерших между 1528 и 1870 годами. О бренности всего сущего вам "расскажут" шесть помещений капеллы, где таким странным образом "покоятся" около четырех тысяч монахов.

Популярные экскурсии "Христианский Рим"

September 17th, 2014 , 04:20 pm

Про Рим можно говорить не останавливаясь очень долго. И уже столько всего сказано, что добавить что новое крайне сложно.
Но я попробую - просто из вредности:)))
Как говорят итальянцы - Во всём мире картины хранятся в музеях, и только в Италии в церквях.
Так давай де же погуляем по этим самым церквям и храмам и посмотрим...


1. Санта Мария ди Лорето (Santa Maria di Loreto)
Сооружение базилики Санта Мария ди Лорето считатеся превосходным результатом совместной работы талантливых архитекторов Антонио да Сангалло Младшего и Браманте. Основной алтарь базилики был построен в 1628 году, под руководством не менее великолепного архитектора Гаспара Векхи. Некотрое время спустя, базилика Санта Мария ди Лорета была снова реконструирована в 1867 году Лукой Карнини. Интерьер церкви – это уникальное сочетание античности. В капеллах можно увидеть уникальные мозаичные работы Паоло Розетти, датируемые 1594 годом. Найти базилику достаточно просто, она находится в античной части города.

2. Пантеон (Pantheon)
Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой - зятем императора Октавиана Августа - в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций. Римский Пантеон ИталияОколо 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 125 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего.

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба.

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов - Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна.

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году.

3. Санта Мария ди Монтесанто (Santa Maria di Montesanto) (слева) и Санта Мария дей Мираколи (Santa Maria dei Miracoli) (справа)
Санта Мария дей Мираколи и Санта Мария ди Монтесанто – две барочные церкви в Риме, расположенные на площади Пьяцца дель Пополо и обращенные в сторону северных ворот Стен Аврелиана. Церкви часто называют близнецами за их внешнее сходство, но на самом деле в их плане и деталях есть немало различий.
Происхождение церквей уходит своими корнями в 17-й век, когда были отреставрированы строения, служившие главным входом в Рим эпохи Средних веков и периода Возрождения. Папа Римский Александр II поручил архитектору Карло Райнальди создать монументальный вход на улицу Виа дель Корсо. Строительство обеих церквей профинансировал кардинал Джироламо Гастальди, чей герб можно увидеть на обоих храмах.

Санта Мария ди Монтесанто была возведена на месте одноименной церкви и какое-то время принадлежала ордену кармелитов. Само название Монтесанто – Святая Гора – отсылает к горе Кармель в Израиле. Строительство церкви началось в 1662 и завершилось в 1675 году (некоторые элементы были добавлены в 1679 году).

4.Сан Джакомо ин Аугуста (San Giacomo in Augusta)
Сооружение церкви было начато в 1592 году по проекту архитектора Francesco Capriani da Volterra и было продолжено в 1598 году Carlo Maderno.
Первая церковь на этом месте была построена в 14-м веке рядом с госпиталем для неизлечимо больных (Incurabili) – она получила название Сан Джакомо дельи Инкурабили. А приставка «ин Аугуста» была добавлена позднее, из-за Мавзолея Августа, расположенного неподалеку.

Интерьер церкви примечателен барельефами и лепниной французского скульптора Пьера Ле Гро Младшего, картинами Джузеппе Пассери, работой художника-маньериста Кристофоро Ронкалли и другими произведениями искусства.

5. Сан Карло аль Корсо(San Carlo al Сorso)
Церковь Святых Амвросия и Карла - титулярная церковь (с 7 июня 1967 года), посвященная святым епископам Милана Амвросию и Карло Борромео в Риме. Построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году. Строительство проходило под руководством архитектора Онорио Лонги (англ.)русск. в 1612-1619 годах, затем 1616-1627 годах при его сыне Мартино. В 1668 году был возведен купол (работы Пьетро да Картона), в 1684 году закончено оформление фасада. Внутри церковь богато украшена позолотой и фресками Г. Бранди, алтарь работы Карло Маратта.

6.Сан Лоренцо ин Лючина (San Lorenzo in Lucina)
Сан-Лоренцо ин Лучина – это самая древнейшая из христианских базилик Рима. По мнению ученых, базилика была возведена на месте, где ранее находился священный колодец Юноны. В 12 столетие базилика была реконструирована. Перед входом в Сан-Лоренцо соорудили великолепный портик из колонн античных времен, к которым в последствие были добавлены капители эпохи Средневековья. Фронтон базилики был выполнен в форме треугольника, а стены декорированы мраморной мозаикой. В середине 19 столетия фасад базилики опять перестроили. Основная ценность базилики - это Капелла Фонсека, спроектированная Бернини и “Распятье”, находящееся над основным алтарем, работы Рени.

7.Санта Мария Маддалена (Santa Maria Maddalena)
В этом месте в Риме начиная с 1586 годы была церковь Ордена Saint Camillus de Lellis. В 17 веке началось строительство нынешней церкви, которая была завершена в 1699 году.

8. Св. Юлиана из фламандцев (Chiesa di San Giuliano dei Fiamminghi)
Это римско-католическая церковь Святого Юлиана. Исторически сложилось, что церковь была национальной церковью Южных Нидерландов в Риме, в 1830 году, стала национальным церковью Бельгия.

9.Санта Мария ди Монсеррато (Santa Maria di Monserrato)
Храм был возведён по проекту Антонио да Сангалло мл. для арагонцев и каталонцев. В 1582-84 годах по планам Франческо да Вольтерры была выполнена нижняя часть фасада, около 1673-75 года церковь была окончательно закончена. С 1807 года - это национальная церковь испанцев в Риме.

В церкви находятся надгробия пап из рода Борджа - Каллиста III (Alfonso de Borja) и Александра VI (Rodrigo Borgia).

10. Санта Мария ин Трастевере (Santa Maria in Trastevere)
Титулярная базилика в районе Трастевере, возможно, одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице.

На этом месте уже в III веке при Папе Каликсте I была построена первая церковь, в IV веке при Папе Юлии I возникла большая базилика, а в XII веке при Папе Иннокентии II возведено новое здание с кампанилой.

В каждой церкви присутствует орган (есть и расписания концертов), не стала исключением и эта.

11. Церковь святого Иоанна Кущника(Chiesa di San Giovanni Calibita)
Церковь построена в 14 веке. Но вполне вероятно, церковь была основана на месте храма Юпитеру.
Церковь была реконструирована в 1640 году, фасад завершили в 1711 году, богатая внутренняя отделка завершена в 1742.

В первой капелле справа находится чудотворная икона Божией Матери /Madonna della Lampada/ XIII века, изображение которой есть и на фасаде церкви. В главном престоле почивают мощи святого Иоанна Кущника, святых мучеников персидских Марина, Марфы и их сыновей Авдифакса, Аввакума и священномученика Ипполита. Все церкви действующие.

12. Санта Мария Маджоре(Basilica di S.Maria Maggiore)
церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь

13. и в заврешении - собор Святого Петра в Ватикане.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По традиции карта моих перемещений (честно признаюсь - тут не один день)

Не возможно объять необъятное и зайти в каждую церковь в Риме - их очень и очень много и каждая прекрасная по своему.
Побывав в Израиле я примерно понял с чего начиналось христианство, но побывав в Италии я увидел даже не религию, а могущество церкви.

Иллюзии и секреты римских храмов April 27th, 2016

Итак, сегодня я обещала занимательные истории.Об иллюзиях- и не только.
Начнем- с Авентина.


Храм Сан Сабина находится на Авентине- это главный храм доминиканцев. Его строгий боковой фасад выходит как раз в апельсиновый сад с потрясающим видом на Рим.
Внутренними убранствами храмов я вас развлекала вчера- а сегодня будут сказки))

Легенда рассказывает что в 1220 году Святой Доменико молился у дверей церкви.
Услышав молитвы, дьявол забрался на крышу церкви и с силой столкнул оттуда камень, которыйпадал практически на голову молящемуся.. но упал рядом, не причинив Святому даже царапины…
Говорят, что иногда, у входа в церковь, замирает печальная фигура.. постоит мгновение, и снова исчезает…это задерживается на миг в своем скольжении по Риму дьявол, сожалея о том, что не сбылось..
А камень- он до сих пор в церкви. Приглядитесь к маленькой колонне в левом углу зала, там вы увидите черный скользкий камень со следами когтей… камень дьявола- пьетра дель дьяволо.

Церковь Сант Игнацио де Лойола находится на одноименной площади.
Некоторые, запомнив, что название название связано с иезуитами, идут за чудесами в главную церковь ордена- Джезу, на пьяцца Джезу, сама была в этот раз свидетелем, что сидят туристы на скамьях, головы запрокинули, смотрят вверх и камеры туда направили. думают, что купол не настоящий.
А нет чудес. Обычный купол. Просто церковь Иисуса найти просто- издалека ее видно, особенно с Ларго Арджентины. А Сан Игнацио поискать надо, меду парламентом и Пантеоном.

Давайте войдем в церковь.. мы увидим на полу у центрального нефа мраморный круг.Встаньте на него и поднимите голову: над вами возвышается купол церкви.
Ничего особенного, но.. на самом деле купола нет. Это знаменитая фреска Андреа Поццо (конец 16 века) которая словно «пробивает» потолок, создавая иллюзию купола.


Четыреста лет назадбыла создана трехмерная иллюзия- говорят, что и фигур, которых мы видим на потолке тоже не существует:)

Если мы пройдем чуть-чуть вперед, ближе к алтарю, в центр храма, то все вроде нормально- колонны, потолок, купол с диаметром 17 метров..
Ш аг в сторону и.. да, купол нарисован!
Стоишь под ним- вот он, отошел в сторону- и понимаешь, что это только иллюзия.
Мир римского барокко может преподнести и не такие сюрпризы!
Выходите из храма осторожно-вдруг дверей тоже нет?:)


Кстати, о церкви Иисуса- Джезу- своя история, ее даже Стендаль однажды пересказал.

Как то раз,развлекаясь, летали над Римом Дьявол и Ветер.
Пролетая над Церковью Иисуса Дьявол решил пошутить:
- подожди меня здесь, - сказал Дьявол,- у меня есть одно маленькое дельце в церкви. И вошел в еёдвери.
До сих пор в этом месте всегда ветрено, в любую погоду и в любое время года, это ветер давно ждет Дьявола, который, войдя, так и остался внутри её, превратившись в элемент декора. Силаиезуитов была такова, что никогда не сможет Дьявол покинуть церковь, так и остается он внутри- архитектурным элементом.

А теперь, как и обещала, о необычной римской церкви.
Расположена она на площади Сан Сильвестро, и во времена житья рядышком, у парламента, мы часто по этой площади пробегали. Отсюда автобус и на вокзал идет, и по многим другим направлениям.
А вот в церковь до сего дня не заходила, обычная римская церковь, мало ли таких, они ж на каждом шагу.

Зашла- и глазам своим не поверила.
Это небольшая внутри, но очень уютная, несмотря на обилие традиционных украшений, церковь Сан Сильвестро ин Капите.


Название свое она получила в честь Папы Римского Сльвестра, а слова "Ин Капите" были добавлены позднее, когда в храме появилась реликвия- часть Главы Иоанна Крестителя.

Но прежде чем зайти внутри вы входите в ворота и оказываетесь во внутреннем дворике, по сравнению с которым знаменитый римский дворик, который мы все так любим снимать, просто отдыхает.



Спрятавшая свои сокровища за фасадом, церковь была построена в 7 веке на месте римского Храма Солнца, поэтому все, что вы здесь видите- подлинное.



И такие сюрпризы в Риме на каждом шагу
Поэтому снова- продолжение следует.