Домой / Фауна региона / Буржский собор (Кафедральный собор Святого Стефана в Бурже). Кафедральный собор в городе бурж Собор в бурже

Буржский собор (Кафедральный собор Святого Стефана в Бурже). Кафедральный собор в городе бурж Собор в бурже

Кафедральный собор города Буржа – хорошо сохранившийся образец средневековой архитектуры. Собор не слишком пострадал в годы войн, которые довольно часто происходили в Средние века, а две мировые войны прошлого столетия и вовсе обошли его стороной.

Собор является национальным памятником Франции, признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из самых крупных готических соборов в стране. Этот храм носит имя мученика святого Этьена (Стефана) и расположен в исторической части города, а именно на территории древнеримского города Аварикум.

Первое документальное упоминание о соборе датируется 1195 годом. Наиболее вероятным периодом его строительства называют время, начиная с 1183 года. При этом известно, что на месте собора до этого находились другие религиозные сооружения, самое раннее из которых было построено в III столетии, а самое позднее - в IX веке, и этот храм уже имел статус кафедрального собора. Строительство существующего собора продолжалось еще около пяти столетий, а его освящение было проведено в 1324 году.

Остатки кафедрального собора IX века можно увидеть в сохранившейся подземной часовне. Кроме нее, в соборе сохранились практически все архитектурные элементы и предметы внутреннего убранства и декора – скульптуры и витражи XIII столетия.

Единственными элементами здания, которые были реконструированы, являются северные фасад и башня. Причиной реконструкции стало обрушение башни в начале XVI века. Возможно, причиной обрушения стала ошибка в расчетах, потому что возведение башни было закончено незадолго до обрушения – в конце XV столетия. При падении башня повредила фасад. Реконструкция завершилась в 1542 году.

Все пять порталов собора Святого Стефана украшены скульптурами и скульптурными композициями, в основу которых легли сцены из жития святого и библейский сюжет о Страшном суде. Из 25 оригинальных витражей собора не удалось сохранить только три картины из цветного стекла. Неф собора украшают астрономические часы, установленные в первой половине XV века.

Кафедральный собор Бурже — это римско-католическая церковь, расположенная в городе Бурже (Франция). Он посвящен святому Стефану и является резиденцией архиепископа Бурже. Сегодня этот собор признан частью всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря смелой архитектуре, великолепной лепнине и резьбе по камню и дереву.

Собор Святого Этьена стал уникальным для своего времени по архитектуре и дизайну. Архитектурный стиль, выбранный неизвестным мастером-строителем, основан на плане без трансепта и пластических эффектов, что характерно для современных зданий, но не для средневековья. Еще одна уникальная особенность храма — собор все еще окружен фахверковыми домами средневекового города. Это позволяет каждому посетителю окунуться во времена строительства этого монументального храма и как нельзя лучше прочувствовать дух эпохи.

История создания собора Сент-Этьен в Бурже

Ученые убеждены, что участок, занятый нынешним собором, когда-то был северо-восточным углом древнейшего галло-римского города-крепости. Также историки уверяют, что кафедральный собор построен на месте расположения главной церкви города, по крайней мере, со времен Каролингов и, вероятно, с момента основания епископства в III веке.

Настоящий собор был построен в качестве замены строения 11 века, следы которого сохранились в склепе храма и дошли до наших дней. Дата начала строительства неизвестна, хотя документ об учете расходов на реконструкцию в 1195 году свидетельствует о том, что к этой дате строительные работы уже активно ведутся и финансируются. Тот факт, что восточное крыло храма выступает за пределы галло-римских стен и что королевское разрешение на разрушение этих стен было предоставлено только в 1183-м году, говорит, что основная часть работ не могла начаться до этой даты. Таким образом, основная фаза строительства примерно совпадает с возведением Шартрского собора (начало 1194 года), расположенного примерно в 200 километрах к северо-западу. Как и в большинстве ранних готических соборов, личность архитектора или мастера-масона до сих пор неизвестна.

Доподлинно известно, что хор был завершен к 1214 году, а работы над созданием нефа продолжались до 1255 года. Здание было окончательно освящено в 1324 году. Большая часть западного фасада была закончена к 1270 году, хотя работа над башнями продолжалась медленнее, отчасти из-за неблагоприятного скального грунта под участком строительства. В результате работы над башнями затянулись более чем на 200 лет. Северная башня была завершена в конце 15 века, но рухнула в 1506 году, уничтожив северную часть фасада храма. Позже северная башня и ее портал были перестроены в более современном стиле.

Огромный вклад в процесс строительства собора в XIII веке вносит Уильяма Дончжона, который был архиепископом с 1200 года до своей смерти в 1209 году (и был канонизирован Папой в 1218 году как Святой Уильям Бурже). Продолжил дело своего дяди племянник - Филипп Берруаер (архиепископ 1236-1261), который курировал более поздние этапы строительства.


Фото:

После разрушения большей части Герцогского дворца и его часовни во время революции изображение гробницы герцога Жана де Берри было перенесено в склеп собора, как и некоторые витражные панели, демонстрирующие стоящих пророков, которые были предназначены для часовни Андре Боневеу. В целом собор во времена французских войн и революций пострадал гораздо меньше, чем большинство зданий, построенных с ним в одну эпоху. Его расположение означало, что он был также в относительной безопасности от разрушительных последствий обеих мировых войн.

Готика, готика и еще раз готика!

Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже можно назвать классическим примером средневековой готической архитектуры. Лепнина и резьба по камню выступают главными декоративными направлениями фасадной отделки и интерьера величественного храма. Как и все готические религиозные памятники того времени, здание имеет внушительные размеры. Собор Бурже занимает площадь 5900 квадратных метров, неф имеет высоту в 15 метров и ширину 37 метров. Неизгладимое впечатление на каждого посетителя собора производит также его великолепная готическая аркада высотой 20 метров.

Как уже упоминалось ранее, главным достоянием храма Сент-Этьен в Бурже считается уникальная лепнина и резьба по камню. Благодаря обилию этих декоративных элементов, собор на протяжении веков также является знаменитым музеем скульптуры. Автор лепнины неизвестен, как и архитектор здания, но эксперты отмечают его уникальный талант, что позволило создать реалистичные и впечатляющие барельефы и скульптуры религиозной тематики.

Западный фасад особенно широк по сравнению с более ранними соборами. Четыре боковых прохода и центральный неф имеют свой собственный портал, отражающий масштаб пространств за его пределами. Как это часто бывает с готическими церквями, центральный портал несет скульптурные сцены, связанные с Последним Судом, в то время как южные порталы посвящены жизни святых — святого Урсина и Святого Стефана. Северные порталы были разрушены, когда башня рухнула, но сохранившиеся фрагменты показывают, что их скульптурные композиции были посвящены жизни и смерти Девы Марии. Объединение всех пяти порталов — экран с остроконечными нишами, который занимает всю ширину фасада. Барельефы между этими нишами демонстрируют библейский цикл Бытия, который начинается с истории Творения в Старом Завете.

Главной скульптурной ценностью храма многие искусствоведы считают каменную статую Архангела Михаила. О его поразительной проницательной улыбке ходили легенды, ведь она отражает целую гамму чувств и эмоций, что крайне редко присуще каменным скульптурам средневековья. Кроме того, сам сюжет явления Архангела Михаила погружает зрителя в таинство Страшного Суда. Барельеф озаряют улыбки обнаженных юношей, воскресших из мертвых, и образы избранных, облаченных в длинные воздушные одеяния, которые восторженно смотрят на Христа. Эмоциональным апогеем скульптурной композиции становятся обнаженные грешники, которые проходят к адскому котлу под надзором злобных бесов и демонов, изображенных в устрашающих позах.

Скульптурная композиция “Страшный Суд” воплощена в камне центрального портала западного фасада собора и призвана сформировать грандиозное представление всех ужасов, которые ожидают того, кто отрекся от церкви и Господа. Этот шедевр готической скульптуры, согласно сохранившимся историческим свидетельствам, создавался в 1240 году. К сожалению, до наших дней барельеф дошел не в первозданном своем виде, а лишь отдельными фрагментами, что позволяет только догадываться, насколько величественным и устрашающим был изначальный сюжет.

“Страшный Суд” – далеко не единственная скульптурная достопримечательность великолепного готического собора в Бурже. Боковые порталы (датируемые примерно 1160 годом) демонстрируют прекрасные образцы романской резьбы по камню. Их обильное украшение напоминает бургундскую работу. Важной скульптурной ценностью собора является также лежащая статуя герцога Иоанна Берри (начало 15-го века).

Говоря о кафедральном соборе Сент-Этьен в Бурже, невозможно не уделить должного внимания великолепным витражам, которые создают загадочную игру света и красок внутри храма. Витражи 13 века украшают три уровня хора и освещают камень замысловатой цветной мозаикой. Это создает визуальную иллюзию озарения и вдохновения, столь характерную для всплеска духовности 12 века. Яркие разноцветные витражи иллюстрируют сцены Последнего Суда и Апокалипсиса, сцену встречи Девы Марии со святым Этьеном в окружении представителей торговых гильдий, многочисленные сцены из Ветхого и Нового Заветов, а также сюжеты из жизни святых и апостолов.


Фото:

Собор Бурж отличается простотой своего плана, который обошелся без трансептов, но принял характерные особенности, найденные в более ранних церквях высокого ранга, таких как раннехристианская базилика Святого Петра в Риме или в Нотр-Дам де Пари.

Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже – одно из величайших творений архитектурного и скульптурного искусства Европы, демонстрирующее посетителям истинную «чистую» готику средневековья в ее первозданном виде.

Небольшой французский городок Бурж , расположенный при слиянии рек Орон и Эрен, в 200 км к югу от Парижа, сегодня является административным центром департамента Шер. Холм, на котором стоит город, еще в галло-римские времена служил подножием для небольшого галльского укрепления. Сегодня на этом холме гордо высится собор Сент-Этьенн (собор Св. Стефана) – удивительная и четвертый по величине готический собор страны после , и .

Кафедральный собор в Бурже, история строительства

В древнем Бурже (когда ещё он был римским Авариком) в 3 веке уже существовала первая в Галлии христианская община; в это время первый буржский епископ святой Урсин построил монументальные крипты святого Стефана. В 4 столетии на этом месте появился епископский дворец, а в 11 — 12 веке — собор в романском стиле, облик и структура которого периодически дорабатывались.

Однако работы то и дело прерывали, а романскую архитектуру вполне можно было считать вчерашним днём, так как в этот период в Париже и Шартре уже строились великие соборы совершенно другого стиля. Невозможно назвать точную дату закладки первого камня в фундамент нового храма, но известно, что в 1195 году архиепископ буржский Анри де Сюлли внёс серьёзное пожертвование в пользу кафедрального капитула, и началось строительство одного из красивейших готических соборов.


Архитекторов ждали серьёзные проблемы. Во-первых, сравнительно небольшая территория собора была буквально загромождена постройками: дворец наместника, церковь святого Урсина, дворец архиепископа, дома настоятеля и каноников, двор и сад, а также больница для бедняков и десятинный амбар.


При этом участок с востока ограничивала галло-римская крепостная стена. В 1181 король Филипп Август разрешил строиться за пределами укреплений Буржа, но перепад по высоте между территориями внутри стены и вне её составлял около шести метров, что создавало дополнительные трудности.

Во-вторых, строить надо было таким образом, чтобы верующие и духовенство могли посещать либо существующий старый храм, либо новый. С учётом всех факторов в проекте определились два важных этапа: строительство апсиды и возведение нефа.

Первый этап работ проходил с 1195 по 1214 год; начали со строительства нижней церкви (её часто ошибочно называют криптой), которая разместилась за пределами крепостных стен. Затем возвели внешнюю часть деамбулатория, капелл в то время в проекте не было. Чтобы продолжить возведение новой апсиды, потребовалось снести фундамент старой, находившийся на 4-5 метров ниже уровня пола.

В 1214 апсида была готова, учёные предполагают, что установку первых витражей начали в следующем году. Затем работы приостанавливаются примерно на десять лет из-за технических проблем и нехватки денег. Кроме того, было необходимо понять, каким образом использовать оставшиеся части романской постройки.

Второй этап строительства, в ходе которого возвели неф и западный фасад, продолжался с 1225 по 1230. Новый неф вырос буквально вокруг старого, причём во время строительных работ прежняя церковь продолжала функционировать. Был разработан проект фасада с пятью порталами. После 1260 года основные части здания готовы. Денег на дальнейшие необходимые работы снова перестало хватать, из-за этого, например, в окнах нефа вместо цветных витражей поместили целую серию картин из стекла в серых тонах.


Понемногу продолжались работы над фасадом, в частности, над башнями: в 1313 укрепили южную, так как в её стенах внезапно появились трещины (именно из-за этого не получилось поднять сюда колокола, и башню прозвали «глухой»), а позднее принялись и за северную башню.

К концу 14 столетия фасад завершён, на нём появляется четырёхлепестковая «роза» работы архитектора Ги де Даммартена. В это же время добавляются поперечные части крыши, шпиль, совсем маленький ложный трансепт, несколько аркбутанов. В 1424 в собор устанавливают астрономические стенные часы работы Андре Кассара и Жана Фюзори, а в начале 16 столетия перестраивают северную башню, так и не завершённую к моменту освящения собора.


Работы частично финансировали зажиточные горожане; своими пожертвованиями на строительство они искупали грех употребления скоромной пищи во время поста, поэтому башню прозвали «масляной» (так же, как и южную башню фасада ). Возглавлял перестройку башни буржский архитектор Гийом Пельвуасен, возможно, при участии королевского зодчего Колина Биара.

Собор украшало множество скульптур, часть их пострадала от протестантов во время Религиозных войн в 1562, но многое и сохранилось. Гугеноты хотели взорвать собор и даже успели заложить порох под северную башню, но поджечь его, к счастью, не смогли. Во время Великой Французской Революции собор собирались снести, но это оказалось слишком дорого, а кроме того, в маленьком городе было бы просто некуда девать такое количество камня.

До 19 века облик здания понемногу дорабатывали, то добавляя, то убирая детали. Так, например, появились балюстрады и декоративные башенки на контрфорсах (по примеру кафедрального собора в Орлеане ). После того как в 1862 году буржский кафедральный собор святого Стефана признали памятником архитектуры и истории, в здании велись только реставрационные работы.

Буржский собор Св. Стефана, святыни и достопримечательности

Построенный почти одновременно с Шартрским, собор в Бурже стал одним из первых произведений высокой готики. Однако, в отличие от собора в Шартре, который стал отправной точкой типично французского готического стиля, собор в Бурже имеет свой особенный, совершенно неповторимый стиль. Он стоит особняком и в архитектурном отношении представляет контраст и с , и с другими французскими соборами, созданными по образцу Шартрского.

Снаружи собор несколько растянут и выглядит тяжеловесным. В то же время здание восхищает гармоничными пропорциями и единством композиции. В облике собора явно присутствует парижская традиция. Источником вдохновения неизвестного архитектора, создававшего проект, мог послужить , но внутренняя планировка собора в Бурже совершенно отлична от его парижского собрата.

Прежде всего бросается в глаза отсутствие традиционного трансепта. Величественный западный фасад имеет пять порталов вместо трех, как в других готических французских соборах. Порталы завершаются стрельчатыми арками с вставленными в них ажурными круглыми окнами.

Собор построен по типу базилики, с капеллами, которые окружают неф. Архитектурные объёмы здания расположены пирамидально, отсюда эффект многоуровневой постройки и цельности пространства, интересная наклонная перспектива. Внутри за счёт отсутствия трансепта пространство не дробится, и переходы между различными частями здания смягчены.

Фасад собора с пятью – по числу нефов – порталами считается самым крупным среди готических построек во всей Франции. Если смотреть на порталы издалека, то может показаться, будто верхняя часть фасада подавляет их своей массой. Но вблизи ясно, что композиция уравновешена; дело в том, что собор всегда был окружён домами и улочками, здесь нет широкой площади, как возле главных храмов во многих других городах. Поэтому и фасад не задумывался как нечто монументальное, его функция – встречать верующих и создавать верный настрой.

Над центральным порталом представлена скульптурная сцена Страшного Суда (1240): улыбающийся архангел Михаил, радостные воскресшие души, которых приветствует величественный Христос, резко контрастируют с картиной Преисподней, полной отчаявшихся созданий и кишащей страшными на вид чертями.

Остальные четыре портала также декорированы скульптурными изображениями и посвящены святому Гильому (Вильгельму; одному из архиепископов Буржа, 16 век), Деве Марии (16 век), святому мученику Стефану и первому епископу Буржа святому Урсину, построившему церковь в городе ещё на заре христианства.

Когда в 12 веке выбирали, расширять ли имеющийся собор или строить новый, решили возвести новое здание. Однако некоторые части от древнего романского собора всё же остались, в наши дни можно увидеть северный и южный порталы, щедро декорированные скульптурами романского стиля (например, в южной части портала находится статуя святого Стефана).

Если южная башня фасада оформлена довольно строго, то северная интересна сочетанием готики и элементов, характерных для эпохи Возрождения. Кроме того, на её шпиле можно увидеть необычную птицу – бронзового пеликана, который символизирует Христа, спасающего род человеческий своей кровью. Это единственный случай в религиозной архитектуре, обычно на башнях соборов во Франции помещают скульптуру петуха, символа воскресшего Христа. Первый бронзовый пеликан работы Гийома де Камбре отреставрирован и находится внутри собора, а на башне установлена копия скульптуры. Внутри северной башни 396 ступенек, говорят, по ним когда-то поднимался Людовик XIV (у посетителей собора есть возможность повторить этот подвиг короля).

В просторной нижней церкви (которую иногда ошибочно называют криптой) много интересного. Это помещение построили, чтобы нивелировать разницу уровня, на котором находился романский собор, и оборонительным рвом за галло-римской стеной.

Строго говоря, церковь не подземная, она расположена на уровне пола и освещается через большие окна. Здесь соседствуют причудливые и очень разнообразные предметы.

Например, в коридоре, который ведёт в церковь, есть рельсы. Знаменитые французские TGV (высокоскоростные поезда) по ним никогда не ходили, и даже обычного вокзала поблизости не наблюдается. До 19 века по этим рельсам передвигались вагонетки, которые доставляли уголь для системы отопления собора. В этой церкви находятся части скульптурного амвона, который когда-то стоял в соборе, а также гробница герцога Иоанна I Беррийского (Великолепного), коллекционера книг и мецената.


Сюда же переехали оригиналы некоторых крупных скульптур с фасада собора, оставив «на посту» снаружи свои точные копии. На каменном полу церкви видны следы схем, которые чертили мастера, строившие собор. Ещё глубже нижней церкви расположены несколько подземных галерей и романский храм 11 века, где захоронены архиепископы Буржа.

Наверх, обратно к свету ведёт коридор, украшенный скульптурными барельефами, на одном из которых среди растительного орнамента изображен чей-то зад, видимо, в качестве автографа одного из средневековых художников.

Внутри собора можно наблюдать удивительную гармонию света и пространства, блики живописных витражей буквально раскрашивают стены всевозможными яркими оттенками. Сюжеты витражей 13 и 16 веков разнообразны, от библейских тем до житий святых мучеников, некоторые выполнены по эскизам фламандских художников.

Фасад собора с конца 14 столетия также украшает крупный витраж – дар герцога Иоанна Беррийского. В оформлении собора поучаствовал и королевский казначей Жак Кёр: в 1441 году он получил дворянство и в честь этого пожертвовал значительную сумму на создание витражей. В знак благодарности в храме построили капеллу его имени.

Кроме витражей и скульптур, интересны настенные росписи 15 века в ризнице и капеллах, а также те самые астрономические стенные часы Кассара и Фюзори, расписанные художником Жаном Орлеанским. Часы отреставрированы в 1994 году, уникальный точный механизм до сих пор отсчитывает время, играя хвалебную песнь Богородице «Salve Regina».

Кафедральный собор святого Стефана в 1992 году включен в . Собор открыт круглый год, его можно посетить самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Лучше бронировать экскурсии заранее и узнавать их расписание, так как оно может меняться.



Строительство собора Сент-Этьен в Бурже началось приблизительно в то же время, что и реконструкция соборов в Суасоне и Шартре, собор Буржа радикально отличается от этих своих современников. Во-первых, здесь нет трансепта, поэтому как интерьер, так и внешний вид этого собора отличаются удивительным единообразием. Это впечатление усиливается за счет наклонных аркбутанов, которые, будучи чрезвычайно тонкими, не заслоняют стен. Кроме того, в Бурже возведены двойные нефы, как в Нотр-Дам-де-Пари и в романской церкви аббатства Клюни, откуда буржские зодчие позаимствовали также прием ступенчатого повышения боковых нефов по мере приближения к центральному. Внешние нефы имеют обычную высоту, а примыкающие к центральному резко возвышаются над ними и снабжены собственным рядом окон. Монументальные аркады внутренних боковых нефов гармонируют с аркадами центрального нефа и служат опорой для трифория и яруса с окнами центрального нефа. В результате на уровне первого яруса здание имеет огромную ширину, а трифорий и верхний ряд окон центрального нефа, как в Амьене, подняты на недосягаемую высоту.

Структура опорных столбов чрезвычайно оригинальна: здесь зодчие пренебрегли классической теорией соотношения между опорой и грузом. Круглые стволы главных колонн не обрываются на уровне капителей, а продолжаются вплоть до самых сводов, частично погружаясь в стену. Благодаря этому создается впечатление, будто весь собор состоит лишь из рядов гигантских цилиндрических опор, к которым присоединены стены и своды, играющие лишь второстепенную роль. Впечатление это усиливается еще и тем, что служебные колонны в Бурже чрезвычайно тонки, благодаря чему между ними отчетливо виден ствол главной опоры. Более того, в апсиде лопасти свода опущены так низко, что проходят между окнами; в результате свод кажется не более чем тонкой перепонкой.

Несмотря на свои пропорции, нетипичные для готической архитектуры Северной Франции, собор Буржа быстро завоевал авторитет в этой области, особенно в Пикардии. И не исключено, что особая организация пространства собора в Амьене возникла именно под влиянием Буржа, хотя с полной уверенностью утверждать это невозможно.

(BRUNO KLEIN. Beginn und Ausformung der gotischen Architektur in Frankreich und seinen Nachbarlaendern.GASM)

Во французском городе Бурж . Церковь является кафедральным собором архиепархии Буржа . Начало строительства этого грандиозного сооружения датируется концом XII века , освящение собора состоялось 13 мая 1324 года , однако работы над зданием продолжались вплоть до XVI века . За свою уникальную архитектуру, выразительные скульптуры и великолепные витражи XIII века в 1992 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . Отнесён к числу памятников национального наследия Франции .

Собор расположен в северо-западной части бывшего римского города Аварикум , давшего укрытие первым галльским христианам. На месте дошедшего до нас здания располагались, по крайней мере, три храма, построенные в III, IV и IX веках . Первый кафедральный собор XI века , следы которого сохранились в крипте последнего строения, был выполнен в романском стиле .

Дата начала строительства точно неизвестна, однако она располагается между 1183 и 1195 годами. Так как восточная часть собора выступает за пределы старых городских стен, то его строительство не могло быть начато до 1183 года - даты, когда было получено разрешение на их разрушение. 1195 год является датой документа, упоминающего расходы на реконструкцию предшествующего романского собора. Заметим, что даты начала строительства Буржского собора и знаменитого Шартрского собора практически совпадают.

Об этапах возведения сооружения можно судить по следующим данным. Нижняя церковь была построена около 1200 года. Известно об использовании хора в 1214 году, глазуровка витражей деамбулатория выполнялась между 1215 и 1225 годами, неф храма был завершён в 1230 году, после чего темпы работ значительно снизились. Большая часть западного фасада окончена в 1270 году, хотя строительство башен продолжалось несколько дольше. В 1313 году в южной башне появилась трещина, для борьбы с которой в середине XIV века к башне был пристроен контрфорс , но даже это не позволило использовать башню в качестве колокольни . К моменту освящения Буржского кафедрального собора - 13 мая 1324 года - северная башня оставалась неоконченной. Работы над ней были завершены в конце XV века, однако в 1506 году она рухнула, разрушив и северную часть фасада. Новая северная башня и портал были заново построены в 1542 году и содержали отдельные элементы Эпохи Возрождения .

В отличие от других готических храмов, Буржский кафедральный собор мало пострадал от революций и войн, в которые была вовлечена Франция на протяжении пяти столетий, истекших после завершения его строительства.

Храм имеет редкий для подобных сооружений план: трансепт , придающий христианским церквям традиционную крестообразную форму, в Буржском соборе отсутствует. Ширина главного нефа собора составляет 15 метров, длина равна 122 метрам, в высоту он имеет 37 метров, высота аркады - 20 метров. Два его боковых нефа представляют собой двухступенчатый объём, непрерывно окружающий апсиду .

Для укрепления внешнего объёма в конструкции сооружения используются регулярно расставленные аркбутаны , что позволило увеличить оконные проёмы, а, следовательно, и освещённость внутреннего пространства. Несмотря на использование аркбутанов - сравнительно нового архитектурного элемента, повышающего прочность конструкции, - собор имеет широкие несущие стены.

Отсутствие трансепта и большая высота нефа делает уникальной и внутреннюю форму собора, создавая захватывающую перспективу.

Западный фасад, имеющий 40-метровую ширину, входит в число наиболее широких фасадов готических соборов Франции. Он состоит из пяти порталов, соответствующих изолированным выходам из главного и четырёх боковых нефов. Все порталы украшены прекрасными скульптурами, а один из них посвящён житию Святого Стефана, в честь которого был возведён кафедральный собор. Фронтон центрального портала XIII века украшен скульптурной композицией, посвящённой Страшному Суду . Скульптуры северного и южного порталов были выполнены для более раннего романского собора и датируются примерно 1160 годом, деревянные двери порталов выполнены в конце XV века.

До наших дней дошла бо́льшая часть витражей собора, выполненных, как и Шартрские, в первой четверти XIII века. Из 25 витражей сохранились 22 и особенно интересны витражи деамбулатория в восточной части храма.

Нижняя церковь, или крипта , была построена около 1200 года и повторяет форму расположенного над ней деамбулатория. Крипта замечательна своими сводами и содержит надгробие герцога Жана Беррийского , кстати, в апсиде сохранились также статуя герцога и его жены. Расположенные в нефе собора астрономические часы существуют уже более пятисот лет и были впервые упомянуты в 1422 году.