Домой / Краснодарский край / Париж, Пантеон: смотровая площадка и мавзолей. Париж, Пантеон: история, описание, архитектурный стиль, интересные факты Пантеон во франции

Париж, Пантеон: смотровая площадка и мавзолей. Париж, Пантеон: история, описание, архитектурный стиль, интересные факты Пантеон во франции


Рубрика: Париж

Пантеон в Париже хорошо известен далеко за пределами Франции. Находится в Латинском квартале столичного пятого округа. Представляет собой величественный исторический и архитектурный памятник. В то же время это усыпальница (мавзолей), в которой нашли покой самые выдающиеся личности этой страны. В их честь у входа в Пантеон выгравирована надпись: «Великим людям – благодарная Отчизна». Однако не все туристы, переступающие порог этого помпезного сооружения, знают, что своим появлением оно обязано… болезни августейшего монарха Людовика XV Возлюбленного. Точнее его последующему выздоровлению. Если бы Его величество тогда скончался, то вряд ли выполнил бы то обещание, которое он клятвенно дал.

Королевский обет Людовика

В ту пору как раз разразилась война за австрийское наследство. Франция и ряд других европейских государств вознамерились оспорить завещание императора Австрии Карла VI и поделить между собой обширные владения династии Габсбургов. В 1744 году Людовик XV решил взять на себя командование армией непосредственно в бою. Реализоваться же в этом качестве ему не довелось. Король вдруг заболел: у него обострилась давняя подагра, поднялась температура. Тогда «сбивать» ее еще не умели, поэтому все решили, что монарху недолго осталось. Когда стало совсем плохо, он обратился с молитвой к Святой Женевьеве и попросил сохранить ему жизнь. Людовик дал торжественный обет, что в случае выздоровления возведет в честь этой покровительницы Парижа величественный храм. Чудо случилось: король выздоровел, а вот его любовница умерла. В потрясении он впал в сильную депрессию. Даже о государственных делах позабыл, не говоря уже об обете. Отчаяние прошло с появлением новой возлюбленной. Тут он и вспомнил о клятве, приказав брату фаворитки найти хорошего архитектора. Им стал Ж.Ж. Суфло. Только вот св. Женевьеве пришлось подождать: проект церкви ее имени начал разрабатываться в 1755 году – через 11 лет после выздоровления короля.

Как возводился храм св. Женевьевы

Местом возведения собора стала территория аббатства Святой Женевьевы. Архитектор в качестве образца выбрал римский Пантеон. Фундамент под новый храм заложен в 1758 году, а первый камень – самим Людовиком в 1764 году. Мсье Суфло предусмотрел в проекте наружные и внутренние колонны с очень большим диаметром. Само здание по исполнению задумывалось в виде так называемого греческого креста. С учетом преддверия его длина составила 104 метра. Посередине возвышается 23-метровый купол. Опорой ему служат четыре столба. Кстати, очень легких. Их не так-то быстро можно заметить между колоннами. «Воздушностью» отличаются и круглые своды сооружения. В них имеются просветы. Они сделаны в разных направлениях и настолько искусно, что проникающий свет переливается, будто играя. Расстояние от пола до рамы самого верхнего просвета составляет 52 метра.

В ходе строительства, правда, возникли определенные трудности. Мастера уже заканчивали отделывать пол из мрамора, как в их поле зрения попали отколки и трещины в держащих купол столбах. Та же картина наблюдалась в соседних колоннах. Трещины были небольшими, но имелся риск их расширения, и всё это могло угрожать зданию разрушением. Правительство образовало соответствующую комиссию по исправлению недостатков. Но при этом нарушать архитектуру здания запрещалось. Руководил работами ученик и последователь Суфло архитектор Жан-Батист Ронделе, переделавший нуждающиеся в этом купол и своды, но не нарушивший первоначальный проект.

Поначалу парижане с возмущением взирали на внешний облик нового собора. Кстати – проведем историческую параллель – так же неодобрительно они восприняли впоследствии и архитектуру базилики Сакре-Кёр, которая возводилась с 1875 по 1914 годы. Но, с другой стороны, горожан понять можно, так как церковь, не имевшая определенного стиля, как бы не вписывалась в общую столичную панораму. Только потом эксперты назвали Пантеон образцом французского классицизма. Однако через какое-то время жители Парижа поменяли свое мнение. В ней хранились мощи и рака святой Женевьевы, что придавало храму особую религиозную ценность.

Собор становится усыпальницей

Людовик XV не дожил до завершения строительства своего детища. Он умер в 1774 году от оспы, заразившись ею от очередной фаворитки. Полностью же строительство было завершено в 1789 году. По историческому совпадению в том же году началась Великая Французская революция. В ее результате в 1793 году был свергнут следующий монарх, внук усопшего Людовик XVI. Новые революционные власти приняли решение превратить собор Святой Женевьевы в усыпальницу великих деятелей французского народа. Они же изменили название сооружения на Пантеон.

Свой последний покой в мавзолее обрели такие выдающиеся личности, как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Пьер Кюри и многие другие. Среди них только две женщины: Мария Склодовская-Кюри и жена Марселен Бертло, захороненная вместе с ним. Останки некоторых известных людей – Оноре Габриеля Рикети Мирабо, Жан-Поль Марата, Шарля Луи Жозефа Шарля д’Альбера де Люиня и Луи Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо – в свое время были удалены из усыпальницы. Останки двоих, Николя-Жозефа Борепера и Огюста Анри Мари Пико Дампьера, утеряны. Несколько человек захоронены не целиком, а только урны с их сердцами. А вот Ян Виллем де Винтер – наоборот: его сердце захоронено в Нидерландах, а тело в Пантеоне.

Когда к власти пришел Наполеон, усыпальнице вернули религиозный статус, и она вновь стала церковью св. Женевьевы. Однако мавзолеем быть не перестала. При Бонапарте здесь хоронили высших чиновников его империи и других людей, прославившихся своими талантами или геройством. В 1814 году в стране восстановилась монархия Бурбонов (период Реставрации) и при короле Людовике XVIII в церкви продолжались отделочные работы. Появились четыре картины по истории Франции, расписывал потолок церкви барон Гро. После июльской революции 1830 года собор вновь стал Пантеоном. Выполняет он свое предназначение и в наши дни, продолжая оставаться мавзолеем для великих французов.

  • Выдающихся личностей в Пантеоне хоронят не сразу, а выдерживают паузу. Это нужно для того, чтобы посмотреть, не выявятся ли о них со временем нелицеприятные факты. Как случилось, например, с Оноре Мирабо, и его прах пришлось вынести.
  • Среди великих французов захоронен и великий итальянец – художник Рафаэль. Сейчас трудно объяснить, чем руководствовались при принятии решения об упокоении здесь иностранца. Кстати, писатель Ж.-Ж. Руссо, чьи останки тоже здесь, по происхождению швейцарец.
  • Прах Александра Дюма-отца нашел в Пантеоне последнее пристанище… спустя 132 года после смерти. Ровно столько лет понадобилось французам, чтобы решить, действительно ли он был великим писателем или рядовым графоманом.
  • Здание Пантеона, сохранившееся до наших дней, немое свидетельство, казалось бы, невозможного – соединения в одном сооружении сразу четырех архитектурных стилей.
  • Многие окна в XVIII веке заложили кирпичом. Так решили революционеры, полагавшие, что в гробнице великих людей не должно быть слишком много света.
  • В Пантеоне находится маятник Фуко, доказывающий, что наша планета всё же вертится. Впервые публичный эксперимент с маятником осуществили в 1851 году. Инициатором стал Луи Бонапарт, президент Второй республики и будущий Наполеон III.

У туристов всего мира, посещающих Францию, особой любовью пользуется Париж. Пантеон, исторический памятник, находящийся в этом городе, отличается не только богатой историей, но и красотой архитектурных форм. Сооружение представляет собой по сути усыпальницу, в которой покоятся останки наиболее знаменитых исторических личностей страны. Пантеон был построен во время Великой французской революции. Одно время здание мавзолея было собором Св. Женевьевы.

Величественно выглядит Пантеон (Париж). Фото его используют для многих плакатов и открыток. Расположен он в пятом округе, вблизи от центра города. На входе в комплекс туристов встречает надпись, гласящая «От благодарной Родины - достойным людям». Тут же всегда присутствуют многочисленные туристы со всего света. Особо интересный внешний вид Пантеон приобретает с наступлением заката, в это время включается специальная подсветка.

Церковь Святой Женевьевы

Всех интересует вопрос: "В каком году основали пантеон в Париже?" История его своими корнями уходит в XVIII век, когда Людовик XV перед решающими боями внезапно занемог и уже собирался испустить дух, но после молитв св. Женевьеве внезапно стал чувствовать себе гораздо лучше и в скором времени исцелился. Король поклялся, что если Женевьева вернет ему здоровье, то он обязуется построить большую церковь во имя святой. Правда, после того как король обрел здоровье, он забыл о данном небесам обещании и вспомнил о нем только спустя долгое время.

На 12-м году после излечения короля была начата постройка храма под руководством известного в те времена архитектора Суффло. Таким образом еще одну достопримечательность обрел Париж. Пантеон - это прекрасное сооружение, которое восхищает каждого туриста.

Строительство собора

Проект под авторством известного архитектора привел монарха и жителей города в недоумение. Для той эпохи было характерно архитектурное направление барокко, отличающееся богатством украшений и роскошью форм. Архитектор Суффло использовал собственный подход - оригинальную эклектику четырех различных направлений: греческого, романского, готического, барокко.

Выступила резко против предложенного проекта из-за того, что формы храма отчасти напоминали византийский крест. Суффло пришлось внести изменения во сооружения. Так обрел свою форму Пантеон в сооружения свидетельствует о том, что это не просто храм, а усыпальница для великих людей Франции.

В дальнейшем по мере строительства архитектору постоянно приходилось сталкиваться с многочисленными трудностями и нехваткой финансирования. Денежные затруднения короля привели к тому, что пришлось удешевлять проект, отказываясь от некоторых архитектурных элементов. В итоге строительство затянулось, и до его завершения не дожили ни король, ни знаменитый архитектор. Достраивать сооружение пришлось его помощникам.

Дальнейшая история Пантеона

Здание недолго пробыло собором. С началом Великой французской революции многие храмы страны постигла скорбная участь: они подверглись разорению и закрытию. Храм Св. Женевьевы чудом избежал подобной участи. Для этого здание из церкви было преобразовано в Пантеон - усыпальницу героев страны. На протяжении дальнейшей истории сооружение несколько раз переходило от революционеров к королевскому двору и обратно и меняло свое название. В конечном итоге за зданием закрепилось наименование Пантеон.

Современное состояние

В настоящее время многих туристов привлекает Париж. Пантеон представляет собой мемориальный комплекс, усыпальницу, в которой хранятся останки прославленных французов и почетных друзей страны. Так, к примеру, здесь упокоен знаменитый итальянский живописец Рафаэль. Многие прославленные личности все еще ждут своего часа, чтобы быть перезахороненными в столь знаменитом месте, например:

  • Наполеон Бонапарт;
  • Граф Мирабо;
  • Вольтер;
  • Руссо.

Если вы посетите Париж, Пантеон достоин быть первым местом, куда вы отправитесь.

Если говорить о самых значимых и самых интересных , то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона , лучший образец французского классицизма, расположенный в легендарном Латинском квартале пятого округа Парижа. Ни один турист не пройдет мимо этого величественного, невероятно красивого и «молчаливого» сооружения.

Это бывший собор Святой Женевьевы, под сводами этого светского храма покоятся останки великих людей Франции. Но, когда Людовик XIV поручил архитектору Суффло строительство здания, оно предназначалось только для церкви, посвященной Св. Женевьеве.

Памятник архитектуры, не принятый когда-то местными жителями, на сегодняшний день является одной из главных . Он сменил многих владельцев и несколько назначений и в итоге приобрёл нынешний статус - мавзолей - усыпальница известных людей Франции.

Надпись на входе в Пантеон дословно гласит: «Великим людям от благодарной отчизны» (Aux Grands Hommes La Patrie Reconnaissante).


Саша Митрахович 30.11.2015 17:37


Был построен по приказу короля Людовика XV в благодарность святой Женевьеве за своё излечение от подагры, на месте древней базилики Святой Женевьевы, где находилась рака (гроб) с её мощами, а построил эту церковь еще Кловис, первый христианский король Франции.

Работы начались в 1757 и закончились в 1789 под руководством Ронделе. После Революции по распоряжению революционного правительства церковь была превращена в храм Славы - мавзолей для известных и выдающихся французов и переименована в Пантеон в честь древнеримского пантеона. С тех пор Пантеону дважды власти возвращали функции церкви - в 1806 году Наполеон открыл двери для религии, второй раз в 1885 году, приняв вскоре под свои своды останки Виктора Гюго.

Он, вместе с другими известными людьми (в частности, это супруги Кюри, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Эмиль Золя, Александра Дюма, а также и сам архитектор Пантеона Жак-Жермен Суффло), покоится в крипте, куда можно попасть из бывшего алтаря по большой лестнице. С этого времени Пантеон окончательно превратился в усыпальницу для наиболее почитаемых нацией граждан.

Именно в Пантеоне в 1851 году французский физик Леон Фуко провел эксперимент, призванный продемонстрировать вращение земли, установив для своего эксперимента под куполом Пантеона 67-ми метровый маятник. Всем было видно, что за 24 часа маятник совершал полный оборот, однако это объяснялось тем, что на самом деле под ним вращалась земля.

Этот эксперимент произвел такое впечатление на представителей научного мира и широкую общественность, что люди приходили сюда толпами, чтобы посмотреть, как земля вращается у них под ногами. Оригинальная металлическая сфера находится в Пантеоне и сегодня.

Посетить Пантеон стоит не только для того, чтобы отдать дань чести выдающимся французским деятелям и осмотреть этот архитектурный шедевр. Если у вас хватит смелости, вы можете подняться на смотровую галерею купола, и насладиться живописной панорамой Парижа.


Саша Митрахович 14.01.2016 11:38


Знаменитый на сегодняшний день своей архитектурой, в XVIII веке вызывал недоумение и отторжение. Местные жители привыкли к зданиям, выполненным в роскошном барокко. Архитектор Пантеона Суффло решил привнести в город новое веяние и отказался от традиций. В своём проекте он объединил сразу четыре стиля.

Здание обладает какой-то иррациональной отстраненностью от суетной современной жизни - оно предстает действительно монументальным и царственно величественным. Архитектор сумел достичь готической легкости, заключенной в классическую оболочку.

Строгая и компактная классицистическая масса здания венчается куполом с тамбуром, опоясанном колоннами; фасад с расположенной перед ней лестницей предваряется портиком в классицистическом стиле с 22 колоннами, завершающимися фронтоном, который украшен большим рельефом Давида д’Анжера «Отечество между Историей и Свободой, вручающее венки выдающимся гражданам».

В диаметре Пантеон составляет более 20 м. Купол, поддерживаемый колоннами, возвышается на 120 м. Не только само здание и его интерьер были продуманы и просчитаны, но вид и перед ним. Перед Парижским Пантеоном полукругом расположена площадь. С разных сторон её ограничивают симметричные здания. Между ними находится улица, которая оканчивается .

Именно это архитектурное произведение вдохновило Огюста Рикара де Монферрана на создание в .

Пантеон претерпел архитектурные изменения во время революции, когда его основной функцией стала усыпальница. По решению восставших часть окон заложили кирпичом, что придало некогда воздушному Пантеону более строгий и мрачный вид. Тогда же было убрано большинство роскошных украшений. В таком виде Пантеон больше соответствовал своему назначению.


Саша Митрахович 14.01.2016 11:49


Интерьер Парижского Пантеона в форме греческого креста завершается куполом, поставленном на месте пересечения трансептов, каждый из которых разделен на три нефа; боковые нефы приподняты и разделяются колоннами с архитравом.

Пантеон в Париже - впечатляющее сооружение 19го столетия, изначально спроектированное в качестве церкви, но затем трансформированное в Храм. Памятник расположен на вершине Монтань Сент-Женевьев, неподалеку от Университета Сорбонны и Люксембургского Сада. Здание Пантеона выходит на Латинский Квартал Парижа. В далеком 507 году это место было выбрано первым королем франков Хлодвигом для строительства базилики, которая должна была служить гробницей для него и его жены Клотильды. В 512 году здесь была похоронена Святая Женевьева, покровительница Парижа.

Когда король Луи XV слег от тяжелой болезни в 1744, то поклялся создать церковь в честь Святой Женевьевы, если выживет. После чудесного восстановления он поручил Маркизу Мариньи задачу строительства церкви, которая должна была заменить базилику шестого века, известную как Аббатство Святой Женевьевы. В 1755 Маркиз нанял архитектора Жака-Жермена Суффло для проектировки новой величественной церкви.


Строительство выдающегося здания Пантеона началось в 1757 году, но из-за финансовых проблем на его завершение потребовалось 34 года. После смерти Суффло в 1780 году работу продолжил его помощник Гийом Ронделе. Пантеон был завершен в 1791 году, в самый разгар Французской Революции. Совет Революции решил инициировать трансформацию церкви в храм, где полагалось хоронить выдающихся людей Франции. Здание было адаптировано архитектором Катрмером-де-Кенси, чтобы выполнять функции Пантеона. В 1806 году памятник снова стал церковью, но с 1885 Пантеон навсегда стал гражданским зданием и одной из главных парижских достопримечательностей .


План здания имеет греко-перекрестное расположение 110 м длиной и 85 м шириной. Большой купол Парижского Пантеона достигает высоты 83 метра. Портик, с большими коринфскими колоннами был смоделирован по образу Пантеона второго века в Риме. Купол имеет три дополнительных раковины по примеру Собора Св. Павла в Лондоне. Железные подпорки были добавлены, чтобы укрепить общую структуру. Большой склеп Пантеона размещает хранилища великих французских общественных деятелей, самыми известными из которых является Виктор Гюго, Вольтер, Жан Моне, Мария и Пьер Кюри и Эмиль Зола.


Пантеон является одним из мест, где в 1851 году астроном Жан Фуко впервые провел свой знаменитый эксперимент, доказав что Земля вращается вокруг своей оси. В этом же году Маятник Фуко был перемещен в Консерваторию Искусств и Ремесел. В 1995 году маятник снова перемещали в Пантеон во время ремонтных работ в Консерватории. С колоннады вокруг купола Пантеона открываются великолепные виды Парижа. Из соображений безопасности, сюда можно подняться только в компании гида во время экскурсионной программы. Само здание Парижского Пантеона лучше всего заметно из Люксембургского Сада.