Домой / Юг России / Колизей – амфитеатр Флавиев. Колизей в Риме — Амфитеатр Флавиев 18 другое название амфитеатра флавиев

Колизей – амфитеатр Флавиев. Колизей в Риме — Амфитеатр Флавиев 18 другое название амфитеатра флавиев

Наиболее впечатляющим зданием, созданным во времена Римской империи, является Колизей. Это крупнейшее сооружение было построено в 80 году н. э. Даже в настоящее время он является популярной туристической достопримечательностью и постройкой, которая просто радует взор. Но каким же был Колизей в дни величия Древнего Рима ?

История Колизея в Риме

После самоубийства императора Нерона, в 68 году н. э., последовали полтора года гражданской войны, первой римской гражданской войны после смерти Марка Антония в 30 году. В этот период, Рим был свидетелем последовательных взлетов и падений трех императоров до вступления на престол Веспасиана, первого правителя династии Флавиев.

Одной из первых задач нового императора Веспасиана было восстановление Рима после гражданской войны. Веспасиан хотел искоренить, путем переустройства города, все воспоминания о личности Нерона. Он восстановил Храм Юпитера и построил новый огромный Храм Мира. Колизей в Риме должен был стать сооружением, которое бы увековечило имена династии Флавиев: Веспасиана и его сыновей Тита и Домициана. Выбор места для нового амфитеатра был сделан не случайно. Колизей был построен на месте печально известного «Золотого дома» Нерона, который являлся грандиозным дворцом с собственным озером и парковой зоной и размещался в самом сердце Рима. Озеро было высушено и на его месте началось строительство здания амфитеатра Флавиев.

Решение Веспасиана построить Колизей на месте озера Нерона можно рассматривать как жест возвращения части города жителям Рима, которую император Нерон присвоил себе и использовал в собственных нуждах. По иронии судьбы, современное название большого амфитеатра увековечило имя Нерона, а не династии Флавиев, так как слово «Колизей » является производным от названия колоссальной статуи Нерона (Colossus), которая стояла неподалеку.

Веспасиан не дожил до окончания строительства амфитеатра. После того как он умер в 79 году н. э., его старший сын Тит продолжил строительство римского Колизея. Тит открыл его для публики в 80 году н. э. В честь открытия Колизея Тит устроил масштабные игры, в которых участвовало 9000 животных и сотни гладиаторов. Эти игры длились сто дней. После внезапной смерти Тита в следующем году, Домициан, младший сын Веспасиана и младший брат Тита, построил подземные пещеры и закончил работу по декорированию амфитеатра.

Архитектура и конструкция Римского Колизея

Здание Колизея имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной 156 метров и высотой более чем 48 метров. Согласно текущим оценкам, около 55 тысяч человек могли бы сидеть в Колизее одновременно и наблюдать за играми. Конструкция здания имела 80 входов, которые были предусмотрены для удобства размещения зрителей и в случае необходимости (например, пожара) быстрой их эвакуации.

Не смотря на то, что в настоящее время римский Колизей частично разрушен, известно, что конструкция здания состояла из четырех уровней. Самый нижний уровень состоял из лучших мест, на которых размещались богатые и уважаемые римляне, в то время как верхний уровень предназначался для бедных и для женщин. Верхние уровни были сделаны из дерева и подвергались пожару не один раз.

Под землей в римском Колизее находились специальные комнаты, в которых содержалось оборудование и клетки с дикими животными. Также имелись механические устройства, с помощью которых осуществлялся подъем животных наверх, благодаря этому животные появлялись во время боев в середине арены, для сражения с гладиаторами. Зрители в Колизее были защищены от солнца огромным навесом, прикрепленным к столбам в верхней части конструкции.

Арена сооружалась из дерева и была покрыта песком. Ниже пола арены был Гипогей - оригинальная система тоннелей и бункеров для рабов, гладиаторов, диких животных и подъемников. Различные подземные туннели связывали стадион Колизея с конюшней и гладиаторскими бараками. Император также имел собственный туннель, используемый для выхода из Колизея.

Чаще игры для общественности проводились бесплатно, за счет императорской казны. Таким образом, императоры хотели увеличить свою популярность в народе. Такие игры являлись символом власти императора, и проводились в течение нескольких дней подряд. В них участвовали экзотические животные, артисты юмористических театров, ну и, конечно же, проводились смертельные бои, с участием гладиаторов и диких животных, а также морские сражения. Гладиаторами были не только преступники и рабы, но и свободные граждане Рима, а также профессиональные гладиаторы и даже императоры боролись на арене.

Колизей прослужил римскому народу в течение 450 лет . Основные ремонтные работы были проведены после 217 года н.э., когда в амфитеатре вспыхнул пожар. В течение пяти лет гладиаторские игры проводились в цирке, пока Колизей не был полностью отремонтирован. Ремонт также был произведен после нескольких землетрясений, которые произошли в 443 и 484 годах н. э.

Гладиаторские игры стали исчезать из общественной жизни в 3-м веке, в связи с экономическим давлением и под влиянием преобладающей новой религии христианства.

По сей день римский Колизей остается одним из самых обсуждаемых зданий римской эпохи и популярнейшим туристическим центром Рима, привлекающим миллионы туристов каждый год.

Древний театр называют “Гербом Рима” вполне заслужено - несмотря на длительные разрушения и вандализм, которому подвергся исторический памятник, он по-прежнему производит неизгладимое впечатление на тех, кто впервые имеет счастье лицезреть Колизей. Самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима, Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожать следы правления своего предшественника Нерона. В рамках этой программы на месте пруда с лебедями, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 70 000 зрителей - самый большой цирк Империи. Игры в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались безостановочно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. Правда, память об императоре-поджигателе оказалось не так просто вытравить: официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, однако в истории она осталась как Колизей - название, судя по всему, отсылающее не к ее собственным габаритам, а к колоссальной (35 м в высоту) статуе Нерона в виде бога Солнца.

Колизей - выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.

Нынешний вид амфитеатра - почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось - 187,77 м, малая ось - 155,64 м, длина арены - 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров. Но надо понимать, что лаконичность - результат нескольких варварских нашествий, парочки землетрясений и многих веков узаконенного грабежа: до 1750 года, когда папа Бенедикт XIV повелел наконец прекратить безобразие, Колизей замещал римлянам каменоломню; из его мраморных плит и травертиновых блоков построена добрая часть городских шедевров. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом. Механизм этот был чрезвычайно сложен - для управления им нанимали отдельную команду моряков. Зато ни солнечный зной, ни дождь не становились помехой для увеселений.

Игры начинались рано утром парадом гладиаторов. Император с семейством смотрел на происходящее с первого ряда; рядом устраивались сенаторы, весталки, консулы и жрецы. Чуть подальше сидели аристократы и прочие важные граждане. Следующие ряды занимал средний класс; затем мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными сиденьями. Самая верхняя предназначалась для плебса и женщин, следующая - для рабов и иностранцев.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич. Дыры, видимые сегодня в различных местах стен -это гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века - эпоху, в которую сталь очень ценилась и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе - тосканского, в среднем - ионического и в верхнем - коринфского стиля. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляющий сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот были назначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.

Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины - состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей (которых для пущего эффекта катапультировали на арену из подвальных помещений). Бои бывали невероятно жестокие, но вот христиан, по последним данным, на арене Колизея никогда не терзали. Запрещать игры додумались только через 100 лет после официального признания христианства, а битвы диких зверей продолжались до VI века.

Дюжину веков спустя то, что от Колизея осталось, превратилось в любимую тему для меланхоличных раздумий и идиллических пейзажей. Залезть сюда ночью, при свете луны, почитал своим долгом каждый добросовестный путешественник. До недавнего времени можно было повторить опыт - но к 2000 году все дыры в ограде старательно заделали, и теперь внутрь пускают исключительно в установленные часы.

За Колизеем располагается еще одно хрестоматийное сооружение арка Константина, последняя (и самая крупная) триумфальная арка в римской истории - через два года после ее возведения Константин окончательно переберется в Византию. Слава, правда, у нее не совсем заслуженная: большая часть барельефов в буквальном смысле содрана у предыдущих триумфаторов.

Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура. Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Во многих местах памятнику архитектуры требуется укрепление.

Для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения достигнута договоренность между итальянским министерством культурного наследия и римским банком. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где однажды сражались гладиаторы. Газета «Репубблика» в 1991 году ссылалась на запланированную инвестицию в 40 миллиардов лир и называет это соглашение «самым большим союзом между общественным и частным секторами, который когда-либо заключался в Италии для сохранения произведений искусства».

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1,5 миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Амфитеатр Флавиев с 11 в. стали называть Колизеем. Это название появилось из-за расположенного поблизости Колосса - исполинской статуи Нерона. Возведение Колизея началось в 75 г. н. э. при императоре Веспасиане, а открывал амфитеатр в 80 г. император Тит. Из произведений латинских авторов известно, что празднования по поводу окончания строительства продолжались 100 дней подряд, и в жертву богам за это время было принесено более 5000 животных.

Последнее представление в Колизее произошло при императоре Теодорихе в 523 г. н. э. Позднее в опустевших апсидах стали селиться люди, а само здание начали постепенно разбирать по камушку, используя как даровой строительный материал. В 12 в. он вошел в состав крепости Франджипанис. Папа Бенедикт XIV официально посвятил здание Колизея страстям Христовым и обозначил здесь 14 остановок Крестного пути, положив начало традиции, существующей до наших дней.

Внешний вид.
Амфитеатр имеет форму эллипса с длинной осью в 188 м и короткой в 156 м. Высота четырехъярусного здания, построенного из известкового туфа, составляет 52 м. Внешняя кольцевая стена в полную высоту сохранилась лишь с северной стороны. Первые три яруса были окружены аркадами по 80 арок в каждой. Арки первого яруса украшали дорические колонны, арки второго яруса - ионические, а третьего - коринфские. Четвертый ярус был образован из 80 панелей с обозначенными на них коринфскими пилястрами, между которыми были сделаны окна и набиты круглые бронзовые щиты (clipea). В отверстиях верхнего карниза были укреплены по три кронштейна, поддерживавших деревянные брусья, к которым крепился полотняный тент, защищавший зрителей на трибунах от солнца и дождя.

Хотя представления были бесплатными для всех без исключения, места на трибунах распределялись в твердо установленном порядке. Туда можно было пройти через четверо главных ворот. Входы на коротких сторонах предварялись небольшим портиком на двух колоннах. Оттуда начиналась галерея, где были зарезервированы места для высокопоставленных чиновников. Через входы на длинных сторонах в амфитеатр попадали гладиаторы. Трибуны Колизея могли вместить 73 000 зрителей. Вокруг амфитеатра находилось широкое пространство, замощенное туфом и огражденное двухъярусной галереей.

Внутренние помещения.

Под ареной, покрытой дощатым настилом, помещались многочисленные помещения, где размещались службы, обеспечивающие проведение состязаний. Здесь находились клетки с дикими животными, подъемные механизмы, с помощью которых на арену доставляли хищников. Под входными коридорами находился центральный коридор, шедший на восток, к Школе гладиаторов. Трибуны представляли из себя ступени, облицованные мрамором. Они были разделены на сектора в соответствии с общественным положением зрителей. В первом секторе стояли широкие скамьи, предназначенные для сенаторов. Их имена были вырезаны либо на самих сиденьях, либо на барьере, проходящем по краю подиума и отделяющем их от близкой арены, дабы почетные гости не подвергались опасности. Имена постепенно стирались и заменялись именами новых представителей правящего класса (те, что сохранились, принадлежат сенаторам 5 в. н. э.). Под подиумом трибуны проходил широкий открытый коридор, которым пользовался обслуживающий персонал. Второй сектор предназначался всадникам и состоял из восьми рядов мраморных скамей, более узких, чем в секторе сенаторов. Третий сектор был разделен на две части: нижнюю и верхнюю. Еще выше находился четвертый сектор, или деревянная трибуна, отделенная от остальных большой галереей. Выход с трибун был очень простым, благодаря совершенной системе небольших лестниц, равномерно распределенных среди 80 арок верхнего и нижнего ярусов.

Состязания.
Во времена Республики игры устраивали на Римском форуме или Бычьем рынке, а позже на Марсовом поле.
В Колизее устраивали два типа зрелищ: бои гладиаторов и сражения с дикими зверями или бои между дикими зверями. В начале битва гладиаторов считалась неким коллективным ритуалом, который служил выражением могущества благородных слоев населения.
В последующие века этот род зрелищ продолжал играть важную роль, и этот подарок народу использовался для целей политической пропаганды.
Гладиаторов набирали среди приговоренных к смертной казни, пленных или рабов. Поединок продолжался до гибели одного из соперников, хотя проигравший мог обратиться к публике за помилованием.
Охота с участием на арене диких зверей вошла в моду после завоевания Средиземноморья и пользовалась особой популярностью, поскольку зрители имели возможность увидеть поединки с необычными и экзотическими животными. Существуют свидетельства, что во 2 в. до н. э. Сципий Младший ввел новый вид зрелищ, во время которых хищникам скармливали дезертиров с поля боя.

В день, когда официально открыли Колизей в Риме (а это событие произошло в 80 г. н.э.), на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света.

Расположена эта грандиозная достопримечательность в столице Италии, в Риме, между Палатниским, Цилиевским и Эсквилинским холмами (точно узнать, где находится Колизей, можно сверившись с картой города). Возведён Колизей был неподалёку от Золотого дворца Нерона, вместо озера, в котором некогда плавали лебеди.

Появление

История Колизея в Риме, самого настоящего храма смерти, начинается в шестьдесят восьмом году, когда один из самых жестоких правителей древнего мира, Нерон, покончил с собой, вследствие чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет, в результате которой императором стал Тит Флавий Веспасиан.

Оказавшись у власти, новый правитель сразу же решил перестроить центр Рима, уничтожив всё, что могло напоминать людям о его предшественнике.

Сделать это почти удалось: остался лишь дворец бывшего правителя, площадь которого вместе с находящимся возле него парком занимала около 120 га – и вопрос с ним надо было как-то решать. Это было сделано довольно оригинальным способом: в самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать, и на его месте возвести уникальную достопримечательность – амфитеатр невиданных в свете размеров.


Хотя его задум народ воспринял на «ура», память о Нероне искоренить все же не удалось: несмотря на то, что официально новая арена именовалась амфитеатром Флавия, народ назвал его Колизей (от лат. слова громадный, колоссальный) – в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от построенного храма смерти.

Строительство

Чтобы построить Колизей, много времени не понадобилось – на строительные работы ушло около девяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи (на карте эта страна находится на восточном побережье Средиземного моря). Были приглашены профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры – словом, все, кто мог понадобиться для того, чтобы здание выглядело как можно помпезней и величественней.

Несмотря на то, что возведение будущего храма смерти продвигалось довольно быстро, получилось так, что Колизей в Риме возводили при трёх правителях: Веспасиан лишь год не дожил до окончания строительных работ, поэтому строительство завершал его сын, император Тит. Когда он умер, второй сын Веспасиана, взошедший на престол после смерти брата, Домициан, достроил к этой достопримечательности ещё один ярус, предназначенный для бедных людей, рабов и женщин (в основном это были стоячие места).


Несмотря на высокую скорость работ, это чудо древнего мира оказалось настолько качественным и добротным, что не только активно использовалось по назначению более пятисот лет, но и смогло неплохо сохраниться до наших дней (если бы люди не растаскивали камни для сооружения других зданий, скорее всего, выглядело бы сейчас намного лучше).

Внешний вид

Несмотря на то, что древние историки утверждали, что в амфитеатре могли одновременно пребывать около 70 тыс. зрителей, современные исследования показали, что римский Колизей вмещал не более 50 тыс. чел. (что тоже немало, особенно по тем временам). Памятник архитектуры изначально имел три этажа, а высота стен составляла около 50 м, а фундамент здания – 13 м.

Храм смерти был возведён в форме эллипса, а в его центре находилась арена такой же формы, окружённая со всех сторон трибунами, протяжённость наружного эллипса превышала 520 м, длина арены составляла – 86 м, ширина – 54 м.

Стены храма были возведены из каменных или мраморных блоков известкового туфа, который привозили из Тиволи (этот город на карте расположен в 24 км в северо-западном от Рима направлении). При возведении внутренних стен также применяли кирпич и туф. Мраморные и каменные Блоки были соединены тяжёлыми стальными тросами.

При постройке Колизея в Италии впервые было задействовано решение, которое применяют при возведении спортивных арен и в наши дни: было предусмотрено восемьдесят входов/выходов, через которые зрители могли полностью заполнить здание за четверть часа, а покинуть – в течение пяти минут. Четыре входа были предназначены для представителей высшей аристократии, а остальные зрители попадали в римский Колизей из-под арок нижнего яруса, каждая из которых была помечена латинскими цифрами (всего их было 76 и от каждого вела лестница), после чего по ступеням поднимались наверх.

Зрительные ряды с каменными скамьями располагались вокруг арены. Самый нижний ряд предназначался для императора, членов его семьи и весталок – их места находились с северной и южной стороны арены (там были наилучшие места). Также здесь имели право находиться сенаторы. От арены элитный ряд отделял высокий парапет, гарантировав, таким образом, зрителям полную безопасность.


Над императорским рядом находилось три этажа, каждый из которых был предназначен для зрителей определённой категории:

  1. Первый ярус имел 20 рядов и предназначался для городских властей, а также лиц из сословия всадников;
  2. Второй этаж состоял из 16 рядов – здесь имели право находиться лишь те, кто имел римское гражданство. От третьего яруса его отделяла высокая стена;
  3. Последний этаж был построен для людей низшего сословия, и чтобы им было лучше видно происходящее на арене, находился на более крутой поверхности;
  4. Над третьим этажом располагался портик, на крыше которого находились матросы: время непогоды они натягивали над зданием огромный тент, который должен был защитить зрителей от стихии.

Жизнь амфитеатра

Кроме гладиаторских боёв и травли животных, здесь проходили также морские сражения. Для этого слуги снимали с арены деревянный настил, под которым были расположены комнаты для гладиаторов общей площадью около шести акров. Во время военно-морских сражений эти помещения при помощи специальной системы заполнялись водой (интересно, что в этих боях принимали участие даже галеры).


Этот храм смерти на протяжении четырехсот лет являлся для римлян и гостей города своеобразным развлекательным центром, где они могли с раннего утра и дотемна смотреть на кровавые гладиаторские бои, травлю зверей и сражения на воде. Так, продолжалось до 405 года, пока император Гонорий не велел запретить гладиаторские бои, как несоответствующие христианскому учению.

Травли зверей запрет не коснулся – и жестокие представления длились ещё около столетия (до смерти Теодориха Великого в 526 г., короля остготов, которому удалось завоевать весь Аппенинский полуостров). После этого для Колизея настали тяжёлые времена.

Крушение

Развал Римской империи, многочисленные набеги варваров постепенно привели Колизей к разрушению, которое усугубило мощнейшее землетрясение, потрясшее Италию в середине XIV века (особенно сильно пострадала южная сторона этой достопримечательности).

После этого с одним из самых значительных памятников архитектуры древнего мира поступали просто по-варварски, так как начали использовать его камни для строительства других построек – сначала брали уже отпавшие камни, а затем начали их специально выламывать. Разрушали достопримечательность не только простые люди, но и священники: папа Павел II, кардинал Риарио и другие брали отсюда камни для постройки своих дворцов. Мало того, Климент IX даже превратил бывший амфитеатр в завод для добывания селитры.

Вторая жизнь амфитеатра

И лишь в середине XVIII ст. это чудо древнего мира получило шанс на возрождение: папа Бенедикт XIV в память о замученных христианах, что нашли здесь свою кончину, решил установить на арене огромный крест, а вокруг него – ряд алтарей, которые бы напоминали про муки и смерть Иисуса Христа, таким образом, бывшая арена смерти была превращена в самый настоящий храм. Современные учёные утверждают, что согласно последним исследованиям, мнение о том, что здесь казнили христиан, не соответствует действительности и является мифом.


Уже через столетие крест и алтари были удалены, но о сохранности одного из величайших памятников архитектуры Италии заботиться не перестали: укрепили стены, грозившие падением, отремонтировали несколько внутренних лестниц.

В наше время реставрационные работы продолжаются и уникальный памятник архитектуры с каждым годом всё больше и больше рассказывает людям о былом величие. А потому к этой достопримечательности древнего мира, отыскав её на карте, со всех сторон света съезжаются люди посмотреть на чудо света, ставшее символом Италии, о котором местные жители говорят, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.

- начало строительства императором Веспасианом
- завершение строительства императором Титом

История

Предпосылки строительства

История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение Сената заставили императора Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима . Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне , закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан , которого в наши дни называют просто Веспасианом.

Строительство амфитеатра

Колизей (Амфитеатр Флавиев)

Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи .

По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи , где добывался травертин , для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея .

Строительство амфитеатра завершено при императоре Тите в 80 году . Этому строительству Марциал в «Книге зрелищ», называя императора Цезарем, посвятил следующие строки:

Колизей в Древнем Риме

Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу :

Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров - Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium ), нынешнее название (лат. Colosseum , Colosaeus , итал. Colosseo ) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века , и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя , воздвигнутая Нероном в честь самого себя .

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане).

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году . Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII , продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Колизей в разрезе

Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишённые былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света , и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Архитектура Колизея

Колизей: реконструкция внутреннего вида

Фасад

Фасад Колизея

В основании наружной стены высотой более 48 м имеется двухступенчатый цоколь. Фасад разделён на четыре яруса, нижние три яруса представляют собой открытые аркады . Архитектурный приём, использующий открытые аркады в нижних ярусах наружных стен, заимствован у театра Марцелла .

Арки нижнего этажа имеют высоту чуть больше 7 м. Их опоры имеют ширину 2,4 м и глубину 2,7 м. Расстояние между опорами 4,2 м. Перед ними встроены колонны дорического ордера , на них опирается антаблемент высотой 2,35 м, не имеющий характерных особенностей дорического ордера. Из восьмидесяти арок нижнего яруса семьдесят шесть были пронумерованы, а четыре на концах двух осей, номеров не имели. Эти арки служили главными входами в здание .

Колонны второго этажа опирались на аттик , расположенный над антаблементом первого яруса. Размеры аркады второго этажа отличались от первого только высотой колонн, составлявшей всего 6,45 м. На полуколонны ионического ордера опирается антаблемент высотой 2,1 м, не полностью соответствующий ионическому стилю. Над ним находился аттик высотой 1,95 м, служивший опорой для колонн третьего этажа. Высота арок третьей аркады, выполненной в коринфском стиле, составляет 6,4 м. В каждой арке второго и третьего яруса находилась статуя. Над третьей аркадой аттик высотой 2,1 м имеет небольшие окна над каждой второй аркой .

Верхняя часть стены сплошная, украшена коринфскими пилястрами, расположенными над полуколоннами нижних ярусов. Между каждой второй парой пилястр сделано окно .

Крыша

На крыше Колизея, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны , доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera ), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Материал постройки

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит » - говорили пилигримы в VIII столетии - «будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир » .

Места для зрителей

Схема расположения рядов

Галерея

    Колизей 2013

    Колизей 2013

    Колизей 2012

    Колизей 2013

    Колизей 2013

    Колизей 2013