Домой / Голубицкая / В московском кремле обнаружены древние надвратные иконы. Спас смоленский - икона на спасской башне кремля Спасская башня икона спасителя

В московском кремле обнаружены древние надвратные иконы. Спас смоленский - икона на спасской башне кремля Спасская башня икона спасителя


9 июня 2010 г. на Спасской башне начались работы по раскрытию надвратной иконы, считавшейся утраченной, ведь историки были уверены, что ее уничтожили в годы советской власти. По имевшимся историческим сведениям на Спасской башне находилась икона Спасителя с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату ее написания. Известно лишь, что надвратный образ был посвящен спасению Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея 21 мая (3 июня н.ст.) 1521 г., в честь которого установлено празднество Владимирской иконы в Русской Православной Церкви.

По словам реставратора С. Филатова, «икона Спаса Смоленского находилась на кремлевской башне с XVII века. До того момента башню с часами называли Фроловской.
С тех пор икону несколько раз реставрировали, приводили в порядок после нашествия Наполеона. А в последний раз обновляли в 1896 г. в технике масляной живописи». Еще в 2007 г. Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой поиска и восстановления святынь на Спасской и Никольской башнях. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В феврале 2010 г., после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах Спасской и Никольской башен. 23-27 апреля с.г., накануне парада Победы, специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны два зондажа в киоте на Спасской башне, которые подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки (см. илл.). Таким образом, все годы советской власти (почти восемь десятилетий!) святыня, будучи сокрытой от взоров, освящала всю жизнь столицы нашей Родины на её главной площади!

Удивительно, но историки пока не могут и точно установить, когда же был тайно сокрыт обретенный образ на Спасской башне. И кто отдал такой приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие - что в 37-ом году. По словам директора Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагариной, до расформирования реставрационных мастерских в 1934 г. никаких архивных сведений о надвратных иконах на двух главных кремлевских башнях нет, так что, скорее всего, они были замурованы позже. Вот почему Фонд Андрея Первозванного призвал всех, кто может обладать какой-либо информацией об обстоятельствах сохранения икон на Спасской и Никольской башнях в советские годы, передавать им эти сведения. С аналогичной просьбой к нам на днях обратился корреспондент «Российской газеты» Игорь Елков: «Дмитрий Михайлович, добрый день! Не могли бы Вы предоставить какие-то свои контактные данные. В частности - телефон. Ваши консультации могут быть интересны не только для нашей газеты, но и для Фонда Андрея Первозванного - они, собственно, и есть организаторы всего проекта».

Большая часть авторов связывали появление надвратного образа на Спасской башне с чудом 1521 г. (Снегирев И.М. Кремлевские Спасские ворота в Москве // Душеполезное чтение. 1862. Ч. II. С. 199-203). Оно фиксируется в источниках уже с XVI в. под названием «Знамение ужасно и преславно како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных татар иже к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Русских» (Зимин А.А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина. Вып. 20. М.,1958. С. 189-198). Когда к Москве подошли в 1521 г. крымские татары под предводительством Махмет-Гирея, то некая слепая старица кремлевского Вознесенского монастыря увидела, «яко идут во Фроловскии ворота мног световидный собор достолепных муж во освященных одеждах» - митрополиты Петр, Алексий и Иона, епископ Леонтий Ростовский и другие святители, которые выносили из Кремля икону Владимирской Богоматери и «прочие святыни». В воротах их встретили преподобные Сергий и Варлаам, которые припали к ногам святителей, вопрошая, «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божьей, поскольку москвичи «прогневаша Бога и святых Его» и за это наказаны татарским нашествием. Сергий и Варлаам со слезами стали молить их не оставить своей паствы. После соборной молитвы чудотворцы, тронутые просьбой преподобных, вернулись обратно в Кремль, а Махмет-Гирей увел свои войска без боя.

Самое раннее описание этого образа (см. илл.) находится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в.: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа (Спаса), стоя благословляющего; его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее - бархатное, также с золотом. Этот образ называется Спас, то есть Спаситель Смоленский; именно так он явился святым Зосиме и Савватию» (Иностранцы о древней Москве (Москва XV-XVII веков). М.,1991. С. 324). Надвратная икона Спасителя издревле отражала главное содержание Спасской башни над парадным въездом в Московский Кремль: «Образ написан не на доске, а прямо на каменной стене. Спаситель изображен стоящим. Правою рукою он благословляет, а девой держит Евангелие, открытое на словах: «Рече Господь ко пришедшим к нему иудеем: Аз есмь Дверь». По бокам Спасителя изображены внизу коленопреклоненные святой преподобный Сергий и святой преподобный Варлаам, а вверху два Ангела, один с крестом в руке, другой с копьем и губою. Над образом в треугольном киоте написан честный, животворящий Крест Господень с двумя держащими его Ангелами» (Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. Т. 1. М., 1912. С. 126). Некоторые полагают, что образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещенный над Фроловскими воротами Кремля, был заменен в 1521 г. фреской (Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.,1966. С. 127; Выголов В.П. Скульптура Георгия на башне Московского кремля // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие. М.,1985. С. 21-22). Другие рассматривают лишь надвратный образ с припадающими Варлаамом и Сергием в качестве источника иконографии самого Спаса Смоленского (Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001. С. 80-81). В память о чуде 1521 г. во время «шествия на осляти» «подъехав к Спасским воротам, патриарх, пред образами Спасителя и Богоматери, написанными на воротах, останавливался и читал литию и молитву городу. В это время раздавался колокольный звон, как в Кремле, так и по всей Москве» (Любецкий С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнию русских. М., 1872. С. 216).

В одном из ранних архивных документов упоминается под 27 июня 1585 г. Фроловских ворот часовник Яков Никифоров (ДАИ. Т. 1. СПб, 1846. С. 208). В середине XVII века Спасская башня была восстановлена после серьезного пожара, случившегося 5 октября 1654 г. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. Поскольку в царском указе 1654 г. башня уже названа Спасской, то неверно распространенное в литературе утверждение о переименовании башни в Спасскую лишь в 1658 г. Указом 1658 г. государь Алексей Михайлович запретил употребление всех иных наименований многих крепостных ворот, кроме как связанных с посвящением Богу (ПСЗ. Т. 1. СПб., 1830. С. 418). Слева и справа от Спасских ворот с 1802 г. находились каменные часовни (см. илл.).

Обе часовни относились к причту Покровского Собора. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа - Великого Совета Ангела (Спасская). В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 г. пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима.

В 1821 г. каменные часовни по обе стороны Спасских ворот были восстановлены по проекту О.И. Бове, т.к. «существовавшие здесь старые совсем не сходствовали с фасадою башни и на столь видном и открытом месте могли сделать совершенное безобразие» (см. Вид Спасской башни с двумя часовнями 1821 г. архитектора О.И. Бове. Литография А. Дюранда. 1842 г.). В 1868 г., при очередной реставрации Спасской башни, часовни были разобраны и построены заново по проекту архитектора П.А. Герасимова. 22 октября 1868 г. новые шатровые одноглавые часовни были освящены (см. илл.). В 1912 г. государь Николай II распорядился заново изготовить державного двуглавого орла, венчавшего Спасскую башню.

Обе часовни у Спасской башни были снесены в 1930-е гг., и на их месте были устроены общественные туалеты, функционирующие по сию пору!Проектированием общественных туалетов в районе Красной площади занимался инженер Ф. Гаузе. Еще в 1928 г. он писал: «Особенно сказывается недостаток общественных уборных в дни майских и октябрьских торжеств, при громадных, в несколько сот тысяч человек, скоплениях народа. Нами часто получаются письма рабочих, участвующих в демонстрациях, с указанием на недопустимость отсутствия уборных в это районе и требованиями немедленной их постройки. Предлагаемый ниже проект уборных в районе Кремля и Китай-города поэтому необходимо осуществить в ближайшее же время… На Васильевской площади.. уборная может быть построена в откосе кремлевской стены или же для этой цели может быть занята часть существующей лавки». Проект Франца Гаузе дополнен рисунком храма Василия Блаженного на фоне Спасской башни, в цокольной части которого показано два входа в туалеты с пояснительной надписью «Общественная уборная в помещении существующей лавки в подпорной стене, окружающей храм». Обращает на себя внимание активизация деятельности по осквернению святынь на Красной площади посредством устройства на их месте общественных туалетов одновременно с подготовкой и проведением «ис¬торического» II Съезда Союза Воинству¬ющих Без¬божников в середине 1929 г., где была провозглашена «безбожная пятилетка» на ближайшие годы, о целях которой заявил лидер безбожников Ем. Ярослав¬ский (Губельман): «...Не только сжигать иконы, не только сшибать церковные головки, не только колокола снимать, а выдергивать корешки, которые сидят глубоко в сознании, подсоз¬нании и т. д.»: http://expertmus.livejournal.com/53948.html

Завершение «безбожной пятилетки» было отмечено с размахом сносом часовен и двуглавых орлов кремлевских башен, которые были заменены на звезды по решению властей, опубликованному в центральной печати в августе 1935 г.: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом». Еще 20.VI.1930 г. Горбунов писал по этому поводу секретарю президиума ЦИК СССР Енукидзе: «... В.И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена - я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма? С коммунистическим приветом Горбунов». Через полтора года на заседании секретариата ЦИК СССР от 13.XII.1931 г. принято решение: «Постановили: предложить включить в смету на 1932 г. 95 000 руб. - расходы по снятию с кремлевских башен орлов и замене их гербами Союза. Секретарь президиума ЦИК Союза ССР Енукидзе». Работы по снятию орлов и поднятию звёзд проводились опытными верхолазами под руководством и контролем оперативного отдела НКВД и коменданта Кремля Ткалуна. В докладной тов. Паукера из оперативного отдела НКВД Сталину и Молотову 4.XI.1935 г. сообщается: «...Мне было поручено снять к 7 ноября орлы с кремлевских башен и с Исторического музея, заменив их звездами. Доношу, что это задание Политбюро выполнено… Ввиду ветхости кремлевских башен и непригодности их для таких тяжестей был произведен ремонт башен и замена всех штырей. Внутри башен сделаны стальные конструкции, на которые насажены звезды. Работы по снятию орлов и поднятию звезд проводились опытными верхолазами. Организацией всех этих работ и руководство ими осуществлялись оперативным отделом НКВД». Экспертизу двуглавых орлов НКВД поручило известному художнику и реставратору И.Э. Грабарю, который заявил, что «... ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем». Убедившись, что кремлевские орлы не представляют исторической ценности, первый замнаркома НКВД обратился к Л.М. Кагановичу: «Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлевских звезд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку» (см. Отчет о работе по золочению звезд и часов башен Московского Кремля. 1937 г. Филиал РГАНТД. Ф. Р-91. Оп. 2-1. Д. 31). Снятых орлов вместе с заменившими их звездами 23 октября 1935 г. выставили в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького, а уже 24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду. В киножурнале «Социалистическая деревня» № 21 (ноябрь 1935 г.) сохранились кадры установки первых кремлевских звезд.

Та же самая участь постигла святыни Никольской башни, которые сильно пострадали еще во время боев в октябре 1917 г. (см. илл.), когда надвратный образ свт. Николы Можайского на Никольской башне был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы в октябре 1917 г. была предпринята реставрация этого изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века. Автор сборника «Расстрел Московского Кремля 27-го октября – 3-го ноября 1917 года» (2-е изд.: Токио, 1920), написанного в 1917 г. по благословению Поместного собора Русской Православной Церкви, епископ Нестор (Анисимов) в своём очерке «Кремлевские башни» оставил драгоценное документальное свидетельство о собирании осколков порушенных святынь одним из ревнителей православной культуры, что подвергалось насмешкам толпы: «Этот художник с болью в сердце собирает осколки и черепки в назидание потомству, которое в будущем, наверное, справедливо осудит вар¬варство большевиков, разрушивших святая святых России - священный Кремль». За составление этого сборника еп. Нестор Камчатский в 1918 г. был схвачен в узы на несколько месяцев: http://expertmus.livejournal.com/51147.html

В конце апреля 1918 г., перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 22 мая 1918 г. Патриарх Тихон совершил Божественную Литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего направился во главе крестного хода к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен свт. Николаю пред его образом над вратами...

Забавно и познавательно - Сталин, Спас Нерукотворный и мистика November 14th, 2012

Новый на кобыле.
Едет к миру Спас.
Наша вера - в силе.
Наша правда - в нас!
С. А. Есенин, «Инония»

На Спасской башне Московского Кремля есть икона Спасителя. Но мало кто знает, что образ Спаса Нерукотворного на главных воротах страны уцелел благодаря И.В.Сталину! (+ Сталинградский планетарий в котором портрет Сталина претерпел абсолютно аналогичную судьбу)

История гласит: В середине XVII века в Московском государстве свирепствовала эпидемия чумы. Мор не затронул только город Хлынов (Вятку), хранимый чудотворной иконой Спаса Нерукотворного. В 1648 году по повелению царя Алексея Михайловича крестным ходом чудотворную икону доставили в Кремль. Реликвию передали Новоспасскому монастырю, а Хлынову вернули точный список с иконы, второй список был установлен над кремлевскими воротами, через которые образ прибыл в Кремль. По образу Спаса ворота и надвратную башню стали именовать Спасскими.
Считалось, что с приходом советской власти древняя икона была утрачена. Список чудотворного образа сохранился в иконостасе Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре и на Спасской башне Кремля. 2 ноября 1917 года при захвате Кремля революционерами в циферблат курантов на Спасской Башне попал снаряд, но икона не пострадала. В 1918 году к празднику Первомая, чудотворную икону на Спасской башне стыдливо задрапировали кумачом, но в самый разгар празднования порывом ветра сорвало драпировку, и народ, осененный ликом Спасителя, увидел в этом знамение.

22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, завершив ее крестным ходом у Никольских воротам и торжественным молебном святителю Николаю пред его образом над вратами. Надвратный образ Спасителя был открыт до 1934 года, когда начались работы по замене на башнях Кремля двуглавых орлов звездами. К празднику Октябрьской революции 24 октября 1935 года на Спасскую башню водрузили позолоченную звезду. Затем ее заменили на рубиновую. Все это время образ был задрапирован.
В 1937 году А.Н.Поскребышев и Н.С.Власик, обсуждая завершение работ по реконструкции Спасской башни Кремля, спросили Сталина, что будем делать с иконой - закрыть или совсем её убрать? «…закройте, но аккуратно, может ещё пригодиться» - ответил вождь. Тогда слово вождя выполнялось четко и молниеносно. Строители уважительно упаковали икону, бережно замуровав ее железной сеткой и штукатуркой. Так И.В.Сталин сохранил древнюю реликвию русского народа - чудотворную икону Спаса Нерукотворного.

Эту сокровенную тайну хранил лишь узкий круг православных офицеров. Судя по всему, дошла она до хозяйки музеев Кремля - дочери первого советского космонавта Е.Ю.Гагариной и даже до самого Президента России В.В.Путина, которого в 2007 году благословил на восстановление надвратных икон башен Московского Кремля приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И вот теперь рад Вам сообщить, что сбылось предание: над Спасскими воротами вновь воссил чудотворный образ Спаса Нерукотворного.

Продолжение:

Планетарий был подарен жителям Сталинграда народом ГДР к 70-летию товарища Сталина. Было это в начале 50-х годов. С в фойе напротив входа был повешен мозаичный портрет Иосифа Виссарионовича. (Флорентийская мозаика). Весьма впечатляет. Он собран из уральских самоцветов. В начале 60-х руководству музея было приказано этот портрет уничтожить, но в итоге его замаскировали слоем штукатурки.

Великолепный художественный портрет-панно генералиссимуса СССР И. В. Сталина, выполненный в стиле флорентийской мозаики, - это работа выдающегося советского художника Аракелова Вартана Нерсесовича, автора многих подобных портретов учёных и космонавтов, украшающих интерьеры зданий в городах бывшего великого СССР. С 1954 года панно-мозаика находится напротив главного входа - в холле Сталинградского Планетария.

Белый цвет портрета выполнен из перламутра, зеленый - из яшмы и малахита. Погоны и пуговицы отделаны так называемым «фальшивым золотом». Другие детали портрета также выполнены из драгоценных камней - уральских самоцветов.

В период десталинизации, проводимой в конце 50-х - начале 60-х годов выродком Хрущевым и его прихлебателями, мозаику было приказано уничтожить. Но директором планетария тогда работала одна умная женщина, которая проигнорировала приказ хрущевских десталинизаторов и распорядилась скрыть мозаику. Сотрудники музея смазали портрет маслом, покрыли несколькими слоями пергамента, замазали масляной краской, заклеили несколько слоёв газеты, загрунтовали и зашпаклевали в несколько слоёв и окончательно замуровали с применением цемента.

В 1990-х годах сотрудники музея вспомнили, что у них есть великолепный портрет, спрятанный в стене планетария. На одном из совещаний с участием директора Планетария Владимира Ивановича Фролова и главы города Волгограда Юрия Чехова было принято решение восстановить художественное произведение. Работы по восстановлению экспоната проводились двумя художниками в течение двух месяцев в ночное время.

При написании использованы материалы

Православная святыня на Спасской башне Кремля, которая чудом пережила социалистическую эпоху, совсем скоро предстанет на всеобщее обозрение. Такое решение приняла сегодня специальная комиссия после тщательного осмотра иконы. Среди тех, кто увидел образ Спасителя таким, каким он был в конце XIX века, оказалась и съёмочная группа Первого канала.

Экскурсоводы на Красной площади уже завораживают туристов рассказами о чудесном явлении надвратных икон сразу на двух башнях Московского Кремля. И хотя обе они ещё закрыты строительными лесами, сквозь зелёную сетку уже можно разглядеть святые лики Николы Можайского и Спаса Смоленского. Более семидесяти лет оба они считались утраченными навсегда.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Штукатурка висела большими пузырями. То есть, она визуально как бы находится в одной плоскости, но на самом деле, когда начинаешь простукивать, она шаталась".

В сложном состоянии была икона на Спасской башне Кремля почти два месяца назад, когда, вскрыв слой штукатурки и убрав сетку-рабицу, её нашли.

За это время реставраторы не только укрепили фреску, как бы приклеив её к стене, но и тонкими, точечными движениями кисти восстановили краски. С особым терпением убирали набрызги цементного раствора, ведь те, кто его наносил на сетку, тем самым спасли икону от уничтожения.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Они делали аккуратно, они мастерками бросали, а там - сетка-рабица, и через эту сетку набрызги. Они уже и не видели, собственно, что делали. Наша задача была - максимально их удалить, и вот, собственно до и после реставрации, реконструкции".

Восстанавливать позолоту, нанесённую в конце XIX века перед коронацией Николая Второго не стали. Но и более ранние слои, по разным причинам, решили не открывать. Комиссия, в которую вошли реставраторы и искусствоведы, сегодня согласилась с тем, что икона Спаса Смоленского готова, чтобы быть открытой.

Михаил Якушев, первый вице-президент фонда Андрея Первозванного: "Мурашки будут ощущатся всеми, кто будет смотреть. Но когда ты смотришь с расстояния метра-полутора, конечно, это потрясает!"

В отличие от Спасской башни, на Никольской работы реставраторам ещё много. Икона Николы Можайского была утрачена почти наполовину, и понадобится ещё, как минимум, месяц, чтобы вернуть всё, что было потеряно.

Пуля, которую реставраторы извлекли из-под слоя штукатурки, осталась после обстрела образа святителя Николы Можайского большевиками в 1917 году. Тогда же следы от пуль и осколков заделали, но большая часть штукатурки обвалилась. И одно то, что икона вообще сохранилась, заставляет реставраторов верить в её чудотворную силу.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Чудо это или не чудо? Вообще, в те времена, если предположить, что это 1934 год, это чудо и было! Потому что насколько проще было бы сбить её, просто сбить и заштукатурить..."

Иконы, пережившие века, войны, пожары и варварское отношение, со временем ещё защитят специальными стёклами от снега, дождя и прямых солнечных лучей. А в ближайшее время фреску на Спасской башне Кремля откроют и освятят. И это будет столь долгожданное обретение святого образа.

Сегодня стало известно, что на башнях Кремля восстановят иконы, замурованные в советские времена и долгие годы считавшиеся утраченными. Образ Спасителя со Спасской башни и Николая Чудотворца с Никольской пропали в 30-х годах, однако никаких документальных подтверждений об уничтожении не осталось.

И вот недавно обнаружилось, что изображения на месте. Правда, под толстым слоем штукатурки, который к концу нынешнего лета реставраторы обещают аккуратно снять.

Подробности — у корреспондента НТВ Антона Вольского .

Обе иконы считались утраченными бесследно, а нашлись на главных башнях страны. Казалось бы, что нового можно узнать о самой растиражированной московской достопримечательности — Кремле?

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Самый неизученный, самый неисследованный памятник в Москве — это Кремль».

Иконы, предположительно написанные в XIV-XV веках, венчали ворота двух кремлевских башен: Спасской и Никольской. Последний раз образы видели в 34-м, после чего они как в воду канули. Остались только белые прямоугольники-оклады, которые с тех пор каждый год бережно подкрашивали. Никому почему-то и в голову не приходило поискать под штукатуркой.

Сергей Филатов, директор реставрационно-художественного управления: «Под слоем штукатурки, которую мы все всегда видели, находится металлическая решетка и металлическая сетка. Они отстоят, собственно, от красочного слоя живописи примерно на 10 сантиметров, то есть там имеется воздушная прослойка».

Пока иконы рассмотреть целиком не удалось, но предположительно — это то, что искали. Икона Спаса Нерукотворного на Спасской башне и Николая-чудотворца на Никольской.

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Названия Спасская башня и Никольская башня происходят не от того, что там находились иконы. Спасская башня называлась так потому, что от нее вела дорога к храму Спаса Смоленского, который находился ниже собора Василия Блаженного. А Никольская башня была началом пути к храму Николы Старого, который стоял на Никольской улице».

Археологическая находка на Красной площади тянет за собой непростой политический вопрос. Ведь если иконы откроют, то они окажутся под символом богоборчества — рубиновыми звездами.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД», председатель попечительского совета фонда «Андрей Первозванный»: «А когда вы видели последний раз башни? Но тогда вы там точно не заметили пятиконечных звезд».

Мы проверили — звезды на месте: как на Спасской, так и на Никольской башнях. Это видно и на кадрах, снятых сегодня днем. Быть может, их судьба уже решена, но еще не объявлена? Но тогда это новость не менее важная, чем находка икон.

Впрочем, одними звездами вопрос не исчерпывается. Если иконы откроют, то прямо между ними окажутся незахороненные останки Ленина, а в стене, соединяющей эти две башни, — колумбарий с прахом советских вождей. И то, что еще недавно казалось несовместимым — церковные святыни и коммунистические идеалы, — окажется объединено единым архитектурным ансамблем.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?