Домой / Отдых в Керчи / Количество населения в кременчуге. Кременчуг

Количество населения в кременчуге. Кременчуг

Перейти к навигации Перейти к поиску

Город
укр. Кременчук
49°04′39″ с. ш. 33°25′26″ в. д.
Страна Украина
Статус город областного значения,
районный центр
Область
Район Кременчугский район
Внутреннее деление 2 района: Автозаводской и Крюковский
Городской голова Малецкий Виталий Алексеевич
История и география
Основан 1571
Город с 1649
Площадь 109,6 км²
Наивысшая точка 190 м
Тип климата умеренный
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Население
Население ▼ 219624 человека (2018 )
Плотность 2460 чел./км²
Агломерация ▼ 370 000 (Кременчуг, Горишние Плавни, Светловодск, пгт. Власовка и др. сёла)
Национальный состав украинцы - 87,0 %,
другие - 13,0 %
Конфессиональный состав православные, католики, протестанты, иудеи
Названия жителей Кременчужане, кременчужанка, кременчужанин
Цифровые идентификаторы
Телефонный код (+380) 0536(6)
Почтовые индексы 39600-39689
Автомобильный код BI, НI / 17
КОАТУУ 5310400000
kremen.gov.ua (укр.)

Кременчу́г (укр. Кременчу́к ) - город в центральной части , административный центр Кременчугского района (не входит в его состав) . Состоит из Автозаводского и Крюковского районов. Расположен на реке Днепре. Кременчугская агломерация входит в десятку крупнейших по Украине с населением около полумиллиона человек.

Символика

Флагом Кременчуга является прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:1, состоящее из трёх горизонтальных полос - синей, белой и синей (соотношение 2:1:2). Флаг иллюстрирует географическое положение города: белая полоса означает реку Днепр, которая протекает через город. Флаг был утвержден 21 сентября 1995 г. на сессии городского совета.

Герб был принят 21 сентября 1995 и, как и флаг, иллюстрирует географическое положение города. Щит обрамлен декоративным картушем и увенчан серебряной городской короной с тремя башенками.

Этимология

Название города происходит от турецкого слова kermençik («крепостец, маленькая крепость»).Также существует недостоверная легенда, согласно которой название происходит от слов «кремень» и «чую» (укр. «слышу»).

Также среди местного населения ходит история, что название города произошло от того, что из него возили кремень и, проезжая по дороге, он издавал характерный звук «чуг».

Существует версия, что название города происходит от слова «кременчик», уменьшительного к слову «кремник» (маленький «кремль»). Также существует легенда, что название происходит от «кременчик» изменённого слова «кремень», место добычи .

История

Основание

Официальной датой основания Кременчуга, по упоминанию в хронике Йоахима Бельского (который продолжал исторический труд своего отца Мартина Бельского), считается 1571 год (дату эту в XIX веке сделала популярной книга «История Малороссии» Николая Марковича). Бельский упоминает Кременчуг в связи с проектом 1590 года, когда польский король издал приказ о построении здесь крепости, куда также планировали вывести казаков из , чтобы меньше конфликтовали с турками.

Из историографии XIX века (по неподтвержденному источниками упоминанию литовского историка Теодора Нарбута) происходит версия об учреждении Кременчуга (1390-е - 1420-е годы) великим литовским князем Витовтом. Подтверждённое источниками непрерывное существование Кременчуга как урбанистической ячейки (а не рыболовного ухода, упоминавшегося ещё по ревизии Черкасского замка 1552 года) есть только с 1637 года, когда «осадил» здесь город шляхтич-полищук Степан Рутский. Однако некоторые исследователи, отталкиваясь от археологических данных о проживании людей на территории современного Кременчуга, отстаивают киево-русскую родословную города.

В 1638 году была сооружена Кременчугская крепость, план которой разработал французский военный инженер Гийом Левассер де Боплан, оставив книгу «Описание Украины». В это время на месте запорожского зимовника возник Крюков.

После Зборовского договора являлся сотенным местечком Чигиринского полка, после Андрусовского договора Кременчуг отошёл к Миргородскому полку.

В 1764 году Кременчуг перечислен в новообразованную Новороссийскую губернию и с 1765 по 1783 был её губернским городом; затем был уездным городом Екатеринославского наместничества, но до отстройки , с 1784 по 1789, считался наместническим городом.

В 1789 году Кременчуг был причислен к Градижскому уезду Екатеринославского наместничества. С 1796 по 1802 Кременчуг числился в Черниговской губернии, как уездный город.

С 1802 года - уездный город Полтавской губернии.

В 1897 году в городе насчитывалось около 63 тысяч человек (евреев - 47 %, украинцев - 30 %, русских - 19 %).

С 1920 по 1922 год существовала Кременчугская губерния.

8 сентября 1941 Кременчуг был оккупирован немецкими войсками. 29 сентября 1943 года войсками 5-й Гвардейской Армии Степного фронта Кременчуг был освобождён. Дата освобождения Кременчуга отмечается как день города. Во время войны город был почти полностью разрушен. После освобождения началось его активное восстановление.

В 1966 году в городе были запущены первые троллейбусы.

В 1982 году был построен и введен в строй Кременчугский завод по производству белково-витаминных препаратов.

В 1987 году введена в эксплуатацию Кременчугская фабрика трикотажного полотна.

Крюков посад

Крюков посад, входящий ныне в состав Кременчуга, находится вблизи места, где, вероятно, был заключен куруковский договор 1625 г. Первое упоминание о поселении Курюкове находим под 1676 г. С 1764 по 1784 гг. был Крюковский уезд Новороссийской губернии. С 1784 по 1796 гг. Крюков - местечко, затем посад; присоединен к Кременчугу указом Павла I, но действительное соединение произошло лишь в 1817 г.

Административное деление

Схематическая карта районов Кременчуга Автозаводской район Крюковский район

Молодёжный

3-я
занасыпь

2-я
занасыпь

1-я занасыпь

Нагорная
часть

Щеми-
ловка

Нагорная часть города

Мемориал «Вечно живым»

Город официально разделён на 2 административных района:

  • Автозаводской (144 тыс. чел.) - большая часть левобережья;
  • Крюковский (93 тыс. чел.) - всё правобережье и прилегающие к мосту части левобережья.

Город очень вытянут с юга на север, хотя в ширину с запада на восток не превышает 8 км. Состоит из двух основных частей: левобережной (исторический Кременчуг) и правобережной (исторически - посад Крюков), которые сообщаются между собой при помощи Крюковского моста через реку Днепр. Основная часть населения и большинство предприятий города сосредоточены в левобережной части.

Выделяют несколько районов города, существенно отличающихся характером и плотностью застройки, развитостью инфраструктуры и, соответственно, престижностью проживания.

Наиболее часто упоминаются такие районы:

Правобережье:

  • «Крюков» - непосредственно прилегающая к Крюковскому мосту часть правобережья. С 1975 года вошёл в состав Крюковского района в Кременчуге. Здесь расположен Крюковский вагоностроительный и сталелитейный завод. Район преимущественно 3-5 этажной застройки «сталинских» и «хрущёвских» проектов. 9-этажные здания присутствуют, но не в большом количестве. Сохранились здания XIX века.
  • «Раковка» - расположена ниже по течению Днепра относительно Крюкова. Молодой по сравнению с Крюковом район. Преобладают 5-этажная («хрущёвский проект») и 9-этажная застройки и несколько 14-этажных зданий. Жители Раковки в основной массе работают на Вагоностроительном и Сталелитейном заводах, предприятиях инфраструктуры.

Левобережье:

  • «Центр» - расположенная вверх по течению Днепра от Крюковского моста набережная часть левобережья, район с наиболее развитой инфраструктурой. Преимущественно 3-5 этажная застройка «сталинских» и «хрущёвских» проектов. 9- и 14-этажные здания сосредоточены в набережной части. Сохранились здания XIX века, большое количество парков и скверов.
  • «Щемиловка» и «Реевка» - прибрежные районы частной 1- и 2-этажной застройки. Расположены относительно Центра выше по течению Днепра.
  • «1-я Занасыпь», «2-я Занасыпь» и «3-я Занасыпь» - районы, расположенные ниже по течению от Крюковского моста по мере удаления от Днепра и за основной железнодорожной веткой на правый берег. Занасыпи разделены с Центром и другими районами железнодорожным полотном, выходящим на мост («насыпь»). 1-я Занасыпь - частично 9-этажная застройка вдоль Юго-Восточной линии границ города, дальше практически полностью частная малоэтажная застройка до небольшого квартала на окончании 3-й Занасыпи с 5- и 9-этажной застройкой.

По мере удаления от Днепра выделяют такие районы левобережного Кременчуга, как «Нагорная часть» и «Молодёжный».

В «Нагорной части» выделяют:

  • «Водоканал» или «Брест» - район с преимущественно 9-этажной и 5-этажной застройками. В районе ул. Вадима Бойко 3-4 этажная застройка «сталинских» проектов.
  • «Гвардейская» - район с преимущественно 3-этажной «сталинской» и 5-этажной «хрущёвской» застройками.
  • «Московская» - район с преимущественно 5-этажной «хрущёвской» застройкой.
  • «Пивзавод» - район с преимущественно 9-этажной застройкой.

Несколько в стороне от основной городской магистрали «проспект Свободы» - «проспект Леси Украинки» - «ул. Доктора Богаевского» находятся районы «Хорольская» и «Лашки» - с преимущественно частной застройкой.

Вдоль улицы Киевской находятся районы «Автопарк» и «Карьер» (преимущественно 9-этажная застройка).

Посёлок «Молодёжный» условно разбивается на две части: «Ближний Молодёжный» (преимущественно 9- и 14-этажная блочная застройка) и «Дальний Молодёжный» (преимущественно «хрущёвская застройка»). Жители Молодёжного в основном работают на предприятиях Северного промышленного узла (Нефтеперерабатывающий завод, ТЭЦ и др.)

Через город проходят две стратегических магистрали:

  • H08 «Днепр - Киев» - по улице Киевской, далее по проспекту Свободы, переходящему в ул. Халаменюка, затем - ул. Первомайскую, потом поворот на ул. Небесной Сотни и Крюковский мост. На правобережной стороне города - по ул. Приходько и далее, через Раковку, в сторону г. Днепра.
  • M03 «Александрия - Харьков» - от пр-та Полтавского, через объездную дорогу в селе Сосновка, ул. Первомайскую, ул. Небесной Сотни, мост на правобережную часть города, где по Западной дамбе, ул. Чумацкой и далее по ул. Академика Герасимовича - в сторону Павлыша.

Экономика

Экономика. Место города в области

В городе сосредоточены машиностроительные и перерабатывающие предприятия:

  • Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (лидер украинского рынка горюче-смазочных материалов),
  • Крюковский вагоностроительный завод,
  • Кременчугский автомобильный завод АвтоКрАЗ,
  • Кременчугский автосборочный завод,
  • Кременчугский колёсный завод,
  • Кременчугский завод дорожных машин (Кредмаш),
  • Кременчугский сталелитейный завод,
  • Кременчугский завод технического углерода,
  • Кременчугский мясокомбинат,
  • Кременчугский завод железобетонных шпал
  • три хлебозавода и хлебная база № 81,
  • молокозавод,
  • ликёро-водочный завод,
  • кожевенно-шорный комбинат,
  • две швейных фабрики,
  • табачная фабрика JTI,
  • предприятие по изготовлению прицепов для легковых автомобилей «Кремень»,
  • четыре кондитерские фабрики («Рошен», «Лукас», «Романтика», «Салекс») и прочие.

Общий объём реализованной промышленной продукции в отпускных ценах предприятий за январь-ноябрь 2011 года составил 30,95 млрд грн.

По состоянию на 2013 год Кременчуг являлся одним из основных доноров бюджета Украины, его переданная часть в бюджет страны составляла 5,6 %.Выше по течению Днепра расположена Кременчугская ГЭС, входящая в состав «Укргидроэнерго» и формирующая Кременчугское водохранилище, имеющее самую большую поверхность в Днепровском каскаде.

Население

Численность населения города по состоянию на 1 ноября 2016 года составляла 221 201 постоянных жителей и 222 181 человек наличного населения.

График изменения численности населения Кременчуга начиная с XVIII века:


Культура и образование

В 1787 году в Кременчуге итальянским композитором Джузеппе Сарти, находившимся на службе у князя Потемкина, была открыта первая в Российской империи консерватория.

В городе находятся такие культурные заведения как историко-краеведческий музей, музей Макаренко, городская галерея, галерея Натальи Юзефович и другие. Главные культурные мероприятия проходят в городском дворце культуры, а также в 4-х дворцах культуры при предприятиях (дворец культуры КрАЗ, «Кредмаш», «Нефтехимик» и дворец культуры имени И. Ф. Котлова)

Образование можно получить в шести училищах, Кременчугском медицинском колледже, лётном колледже Национального авиационного университета, Кременчугском национальном университете им. Остроградского, Кременчугском университете экономики, информационных технологий и управления, Кременчугском институте Днепропетровского университета экономики и права, ВПУ № 7, Кременчугском железнодорожном техникуме.

Для занятий спортом в городе действуют три ДЮСШ, спортивные комплексы «Политехник», «Вертолёт», «Укртатнафта», многочисленные секции и частные тренажёрные залы «Антей», «Спартак», «Титан», «Атриум», «МТ-Спорт», «Атлетик» и другие спортивные организации.

Городской дворец культуры Клуб им. Котлова Дворец культуры «Кредмаш» Дворец культуры «Нефтехимик»

Транспорт

Аэродром

Город является крупным железнодорожным узлом Центральной Украины, имеет порт на Днепре и аэродром. В городе имеется два железнодорожных вокзала: Кременчуг и Крюков-на-Днепре. Станция Кременчуг одна из крупнейших на Южной железной дороге, находится на линии - - Знаменка - .

Прямое пассажирское железнодорожное сообщение Кременчуг имеет с Киевом, Харьковом, Москвой, Одессой, Днепром (Днепропетровском), Симферополем и другими крупными городами. Пригородные поезда ходят в Полтаву, Ромодан, Глобино, Хорол, Павлыш. В 2008 году был электрифицирован на переменном токе участок Кременчуг - Бурты - Користовка. В 2008 году запущен рельсовый автобус для регулярного пригородного сообщения.

Городской троллейбус

Кременчуг является одним из двух населенных пунктов в регионе, где действует электротранспорт. Длина троллейбусных линий составляет 69 км.

Городской трамвай

В 1899 году бельгийское акционерное общество «Кременчугские трамваи» запустило в эксплуатацию электрический трамвай.

Трамвайное депо и электрическая станция находились у подножия Песчаной горы между Екатерининской улицей (ныне Соборная) и Троицким переулком (ныне Чкалова). Мощность электростанции была 4450 лошадиных сил, трамвайный парк состоял из 16 моторных вагонов с открытыми площадками на двухосной тележке шириной 1524 мм. Протяжённость трамвайных путей к 1917 году составляла 12 километров. В городе действовало 3 маршрута.

В городе также действуют автобус, маршрутное такси и такси.

Известные люди, связанные с городом

22 февраля 1909 года в Кременчуге родился Александр Аронович Печерский, организатор единственного успешного восстания в лагере смерти Собиборе 14 октября 1943 года.

В городе родилась и начала свою творческую карьеру известная художницапесочной анимации Татьяна Гавриленко.

Города-побратимы

По состоянию на октябрь 2012 года у Кременчуга есть 14 городов-побратимов:

История города Кременчуга уходит корнями в далекое прошлое, хотя первые документальные упоминания о населенном пункте появляются лишь в XIV веке. История города начинается от 1638 года с момента сооружения Кременчугской крепости, разработчиком которой был французский военный инженер Гийом Левассер де Боплан. Официальной датой основания города считается 1571 год, когда польский король Август Сигизмунд II подписал универсал о необходимости строительства защитной крепости в урочище Кременчуг. Впоследствии, до середины XVIII века, Кременчуг являлся казацким местечком, позже вошел в состав Новороссийской губернии. С конца XVIII века начинается зарождение промышленности в городе. Город быстро развивается, расширяется торговля, открывается пароплавное сообщение, строится железная дорога и мост через Днепр. В течение XIX века Кременчуг становится крупным промышленным городом.

По украински - Кременчук
Почтовый индекс: 39600
Телефонный код: +380 536
Населения: 225.996 чел (2010),
/ г. Кременчуг

Сегодня Кременчуг является одним из важнейших промышленных центров Украины, входит в состав крупнейшей Кременчугской агломерации, специализирующейся в сфере транспортного машиностроения, энергетики, химической, горнорудной и нефтеперерабатывающей промышленности. В пределах Кременчуга расположено несколько объектов природно-заповедного фонда местного значения, также с городом граничит заказник общегосударственного значения «Белецковские плавни».

Достопримечательность Кременчугского района:

В 1938 году в Крюкове около моста через реку Днепр на улице Карла Либкнехта, сооружен был памятник, который посвящался матросам Днепровской флотилии. Гранитный постамент изображает скульптурную группу: один моряк - в полный рост, в руке граната, а другой за пулеметом. На постаменте высечена фраза: «Памяти отважных моряков, павших в годы гражданской войны за власть Советов, 1918-1919».

В 1945 году был восстановлен разрушенный фашистами памятник. Авторами памятника являлись самодеятельные скульпторы Г. Дзюба и Молчанов. После реконструкции, в 1988 году, памятник принял нынешний облик. Авторами проекта были скульпторы Н. Посикира и П. Чечель.

Составляли костяк флотилии матросы-балтийцы, которые прибывали из Кронштадта в Кременчуг. Командующим флотилией был матрос А.В. Полупанов. Большая помощь в организации флотилии была оказана В.А. Мягким, которого в 1919 году избрали делегатом на VII съезд Советов. На бронепоезде №8 размещался штаб флотилии. Флотилия активно участвовала в боях против многочисленных банд и деникинцев. В сентябре в 1920 году в тяжёлой битве матросы большому отряду бандитов не дали возможности переправиться на левый берег реки Днепр, где они должны были соединиться с махновцами. В память о моряках-героях и был возведен этот памятник.

Обелиск на могиле мостостроителей. На другой стороне дороги от памятника, посвященного революционным матросам Днепровской флотилии на могиле мостостроителей стоит скромный обелиск. Они погибли при подрыве во время ледохода на реке Днепр ледяных полей 30 марта в 1946 году. Ценой собственной жизни 4-ро воинов-сапёров в то время строившийся железнодорожный мост через реку Днепр спасли от разрушения, тем самым обеспечив его скорейшее восстановление. Благодаря восстановленному мосту открыты были бесперебойное движения поездов по направлению Южной железной дороге в сторону Одессы, Знаменки, а с юга - на Ромодан и Харьков.

Стела в честь четырехсотлетнего юбилея города. В сентябре в 1971 году на площади Революции в память о 400-летнем юбилее города установлена была стела, которая представляла собой 4 восемнадцати метровых пилона, увенчанные молотом и серпом. Стелу украшают изображения Герба города и старого, и нового. Авторами памятника были Кременчугские художники Л. Сидоренко и А. Котляр. Пилоны, которые символизируют 4 столетия, облицованы листами из нержавеющей стали. Всё, устремлённое в высь, сооружение смотрится торжественно и легко. Оно сразу получило статус символа нового Кременчуга, и его визитной карточкой.

Флаг Кременчуг

Герб Кременчуг

Страна Украина
Область Нет
Район Кременчугский район
Почтовые индексы 39600
Этнохороним Кременчужане, кременчужанка, кременчужанин
Население ▼ 237 000 человек
Координаты Координаты: 49°04′39″ с. ш. 33°25′26″ в. д. / 49.0775° с. ш. 33.423889° в. д. (G) (O) (Я)49°04′39″ с. ш. 33°25′26″ в. д. / 49.0775° с. ш. 33.423889° в. д. (G) (O) (Я)
Основан 1571
Площадь 109.57 км²
Тип климата умеренный
Национальный состав украинцы - 87,0%, другие - 13,0%
Агломерация ▼ 511 000 (Кременчуг, Комсомольск, Светловодск, пгт. Власовка и др. сёла)
Мэр Олег Бабаев
Наивысшая точка 190 м
Плотность 2 420 чел./км²
Телефонный код (+380) 0536
Официальный сайт ссылка (укр.) (рус.) (англ.)
Конфессиональный состав православные, католики, протестанты, иудеи
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Первое упоминание XIV век
Город с 1649

Кременчуг (укр. Кременчук) - город в центральной Украине , административный центр Кременчугского района (не входит в его состав) Полтавской области. Состоит из Автозаводского и Крюковского районов. Расположен на реке Днепр. Кременчугская агломерация входит в 10-ку крупнейших по Украине с населением около полумиллиона человек.

История

В 1638 году была сооружена Кременчугская крепость, план которой разработал французский военный инженер Гийом Левассер де Боплан, оставив книгу «Описание Украины». В это время на месте запорожского зимовника возник Крюков.

Кременчуг упоминается, как жилое место, только в XIV веке. После Зборовского договора является сотенным местечком Чигиринского полка, после Андрусовского договора Кременчуг отходит к Миргородскому полку.

В 1754 г. в Кременчуге была учреждена таможня. В 1764 г. Кременчуг перечислен в новообразованную Новороссийскую губернию и с 1765 по 1783 г. был её губернским городом; затем был уездным городом Екатеринославского наместничества, но до отстройки Екатеринослава, с 1784 по 1789 г., считался наместническим городом.

В 1789 г. Кременчуг причислен к Градижскому уезду Екатеринославского наместничества. С 1796 по 1802 г. Кременчуг числился в Черниговской губернии, как уездный город.

С 1802 г. - уездный город Полтавской губернии.

С 1920 по 1922 существовала Кременчугская губерния

Кременчуг в разные времена был административным центром трёх губерний: Новороссийской губернии, Екатеринославской губернии, Кременчугской губернии.

До Великой отечественной войны в городе проживало много евреев.

8 сентября 1941 Кременчуг был оккупирован немецкими войсками. 29 сентября 1943 года войсками 5-й Гвардейской Армии Степного фронта Кременчуг был освобожден. Дата освобождения Кременчуга отмечается как день города. Во время войны город был почти полностью разрушен. После освобождения начинается его активное восстановление.

Экономика

Общий объём реализованной промышленной продукции в отпускных ценах предприятий за 2010 год составил 28,77 млрд грн.

Но, не смотря на, так называемую экономическую мощь, Кременчуг в самом низу списка рейтинга городов Украины по уровню жизни (52-е место), набрав почти в два раза меньше баллов, чем Полтава (17-е место), оказавшись ниже таких депрессивных городов как Житомир, Кировоград, Тернополь и Луганск.

Город является крупным железнодорожным узлом Центральной Украины (Южная железная дорога), имеет большой порт на Днепре, и аэродром. Выше по течению Днепра расположена Кременчугская ГЭС, входящая в состав «Укргидроэнерго» и формирующая Кременчугское водохранилище, имеющее самую большую поверхность в Днепровском каскаде.

Крюков посад

Крюков посад, входящий ныне в состав Кременчуга, находится вблизи места, где, вероятно, был заключен куруковский договор 1625 г. Первое упоминание о поселении Курюкове находим под 1676 г. С 1764 по 1784 гг. был Крюковский уезд Новороссийской губернии. С 1784 по 1796 гг. Крюков - местечко, затем посад; присоединен к Кременчугу указом Павла I , но действительное соединение произошло лишь в 1817 г.

Кременчуг - огромный промышленный город (224 тыс. жителей, а с городами-спутниками и все полмиллиона) в сотне километров от Полтавы, Кировограда (Кропивницкого) и Днепр(опетровск)а. С показанной Полтавой он соотносится примерно как Череповец с Вологдой: там - административный и культурный, а здесь - экономический и транспортный центр. Но уникальность Кременчуга в том, что он стоит на двух берегах Днепра примерно в том месте, где историческая Малороссия сменялась исторической Новороссией, и это показательно: от знакомых киевлян слышал, что по результатам выборов в Кременчуге безошибочно прогнозируются результаты выборов по всей Украине. А вот в плане достопримечательностей тут, скажем прямо, откровенно скучно...

Из Полтавы в Креченчуг я ехал на частной маршрутке, телефон которой узнал на одной из полтавских автостанций. В салоне крутили кино, и что характерно, на русском. Я больше смотрел в экран, чем в окно, маршрутка подпрыгивала на колдобинах одной из убитейших дорог, что я знаю (не львовское Прикарпатье, конечно, но сравнимо), однако в какой-то момент краем глаза я увидел, что пейзаж за окном изменился:

Кременчуг, в отличие от едва ли не всех показанных ранее в этой серии городов, не имел древнерусского прошлого. Но с 14 века, побед Литвы над Золотой Ордой, на этом месте известен рыбацкий хутор, близ которого в 1550 году был создан "речной загон" (база казацкой флотилии, державшая под контролем татарские переправы), а в 1637 году - крепость, вместе с Кодаком (прототип ) державшая под прицелом уже Запорожскую Сечь. Запорожцы, конечно, тоже не растерялись, и в том же году на правом берегу Днепра возникла казацкая слободка Крюков, ну а дальше казаки и вовсе погнали поляков. При Гетманщине Кременчуг уже числился городом, но фактически он оставался глухой периферией до 1764 года, когда в российских столицах впервые было сказано - "Новороссии быть!". На землях Дикого поля, на запорожских кочевьях, к которым добавились колонии сербов-граничар , была учреждена Новороссийская губерния, и Кременчуг как самый нижний на тот момент город на Днепре стал её центром, и формально оставался таковым до 1783 года, а фактически - и до 1796, пока ниже по Днепру строился Екатеринослав. Потом Кременчуг и вовсе вернули Малороссии, и с 1802 года он стал уездным городом Полтавской губернии. Но те 30 лет не прошли даром - город успел разбогатеть, обрасти связями и традициями, и не спешил сдавать позиции, к началу ХХ века с населением 61 тысяча человек оставаясь крупнейшим городом всей Левобережной Малороссии, превосходя губернские Полтаву и Чернигов. Но увы - тот город был стёрт с лица земли войной а в позднесоветское время окончательно переродился в индустриальный гигант. В 1958 году выпустил свой первый грузовик знаменитый КрАЗ, в 1960 дала первый ток Кременчугская ГЭС в Светловодске (тогда он назывался Хрущёв, пока сам Никита Сергеивич не отменил это название, подчинившись им самим же принятому закону), в 1966 заработал крупнейший на Украине нефтеперерабатывающий завод (по мощности сравнимый , но только работает он сейчас на 25-30%), в 1970 - Комсомольский горно-обогатительный комбинат, важнейший наряду с поставщик сырья для украинской металлургии, для которого специально построили город Комсомольск, недавно шумно переименованный в деревню Горишни (Верхние) Плавни. То есть, что мы имеем по сути: абсолютно среднеукраинский по истории и расположению город с абсолютно восточно-украинской индустриальной современностью.

По Кременчугу у меня получилось две прогулки - я приехал сюда в сумерках, выжал из них всё что мог дотемна, да уехал на такси в фиговенькую гостиницу где-то в глубине завокзальной промзоны. Утром я пошёл гулять буквально с первыми лучами солнца - до вечера предстоял непростой автостопный рывок на Кировоград через Чигирин с прогулками по трём городам, и на счету была буквально каждая минута. Вокзал я проходил, однако, в обоих прогулках, и уже толком не помню, на каких кадрах утро, а на каких - вечер.

Железная дорога пришла сюда в 1870 году, та же самая, что и в Полтаве, магистраль Харьков-Николаев и даже с таким же точно вокзалом. Более того, - магистраль с 1888 года была фактически Либаво-Кременчугской, связуя Балтику не просто с украинской житницей, а с Днепром и стало быть Чёрным морем. Старый вокзал, такой же, как в Полтаве, был разрушен в войну:

За вокзалом - промзоны, одноэтажные предместья, далёкие микрорайоны, известные под общим звучным названием Занасыпь, и с привокзальной площади туда ведёт 350-метровый извилистый путепровод:

Привокзальная, а некогда Ярмарочная площадь отмечена Георгиевской часовней. Она была в 2006 году построена железнодорожниками в память Георгия Кирпы , министра транспорта Украины, по происхождению (Хмельничина) и карьере (Львовская железная дорога) явного западенца, но при этом умеренно-пророссийских взглядов. Бесспорно и то, что "Укразализница" при нём процветала, что я сам очень хорошо помню по визитам на Украину в 2004 году, да и построили при нём - и России тогда не снилось ни таких дорог, ни таких поездов и вокзалов. Не раз сталкивался с мнением, что именно Кирпа мог быть потенциальным спасителем Украины, который обеспечил бы стране развитие, не допустил бы поляризации и не дал бы разгуляться олигархической игре престолов. Но после выборов 2004 года Кирпа застрелился, и если это правда было самоубийство (в чём, как нетрудно догадаться, есть большие сомнения), то может быть он просто понимал, на какую кривую дорожку встала его страна? И как же показательно, что часовней его увековечили здесь, в Медианном городе.

В основном центр Кременчуга выглядит так, и откровенно говоря, это один из самых унылых городов, что я видел. Старый город был разрушен войной, а большая индустрия пришла сюда лишь при Хрущёве и Брежневе, поэтому облик Кременчуга определяют пятиэтажки и самый примитивный вариант сталианса, у подножья которых то и дело попадаются "уездные" домики. При этом город ухожен, оживлён (не в 6 утра, конечно, когда снят этот кадр) и явно богат - здешние заводы, особенно машиностроительные, исправно работают, а потерю рынков им хоть частично смогла компенсировать армия.

Кременчуг делится на два района - Автозаводский и Крюковский, разные настолько, что я бы их назвал отдельными сросшимися городами. Границей их логичнее всего представить Днепр, но нет: Крюковский район помимо заречного Крюкова включает и центр Кременчуга с вокзалом, Автозаводский же охватывает промышленные районы КрАЗа и нефтезавода вдали от реки. Обе мои прогулки начинались от вокзала, но в разные стороны и к разным районам.

Прогулка первая, вечер . Автозаводский район .

От вокзала по прямой уходит короткая шумная улица Халаменюка, и напротив привокзальной площади - превосходящая её размером парковка перед торговым центром "Амстор". Тогда я покупал в нём ужин, а сейчас на викимапии он отмечен закрытым. Дальше по улице - ДК "Кредмаш", и я долго ломал голову над тем, что же за технику он делает (банковское оборудование?), пока не понял, что это значит "Кременчугский завод дорожных машин", выпускающий асфальтосмстильные установки. Он зародился ещё в 1870-е годы, тогда выпуская, как и большинство машиностроительных заводов Юга, сельхозинвентарь. Его маленькая площадка - сразу за ДК, а от фасада ДК начинается Соборная улица (на момент поездки - Ленина), которая пригодится нам во вторую прогулку.

С другой стороны завода - Городской сад, заложенный ещё Потёмкиным в 1787 году, к визиту Екатерины II в тогдашний центр Новороссии:

Напротив - сквер "Космос" с простенькой Троицкой церковью (1999) и монументом комсомольцам (1972), не знаю, декоммунизированным с тех пор или ещё нет.

Церковь гораздо интереснее смотрится "в профиль ", чем со стороны апсиды, но ближе к ней я не подходил. Это преемница старой Троицкой церкви (1915), снесённой ещё в 1930-е годы. Ныне мне встречался оборот церковь Троицы на Электростанции:

Сама электростанция - чуть дальше, за хитрой пятилучёвой развязкой, отделяющей Автозаводский район, вглубь которого уходит широкий до просторного проспект Свободы,на момент поездки ещё бывший проспектом 60-летия Октября - именно к этому времени, судя по внешнему виду, и сформировался район.

А с электростанции и пожарного депо он судя по всему начинался - хотя сама электростанция потянет на 1920-е годы, а пожарный комплекс и вовсе на дореволюционку, на самом деле всё это было построено к 1950 году:

Граффити на стене электростанции с тенями поверивших людей:

Большая часть проспекта Свободы выглядит так, и мощь брежневских районов в промышленных городах Украины неизменно впечатляет:

Минут 20 я шёл до следующей площади у развилки дорог на Полтаву и Киев:

Тут есть "Макдональдс", но я сфотографировал не его:

Напротив фонтана - мемориал "Вечно живым" (1973) на месте одного из лагерей военнопленных. Их в Кременчуге было несколько, и погибло в них до 100 тысяч человек. Здесь герой сюжета - военный врач, который в развёрнутом немцами госпитале тайком лечил и раненных пленных, за что в итоге был казнён.
Кременчуг по украинским меркам столь богатый город, что может позволить себе поддерживать вечный огонь:

Мемориал открывает Жилгородок (1950-52), своего рода исторический центр Автозаводского района. На ту же площадь выходит типовой послевоенный Дворец Культуры КрАЗа:

Чуть солиднее смотрятся промышленные корпуса всяческих старых мельниц да фабрик:

А вот из храмов уцелел лишь старый костёл (1910), в 1990-х годах ставший православной Никольской церковью:

В одном из дворов близ главной улицы притаилась синагога, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся новоделом:

Не вполне очевидно, что почти половину населения уездного Кременчуга, то есть порядка 30 тысяч человек, составляли евреи, и среди уездных городов более крупной общиной мог бы похвастаться только . Здесь было 3 хоральных синагоги и 30 молельных домов, но и не нашлось прославленного хасидского цадика или писателя на идиш, поэтому о былом масштабе не напоминает ничего.

А вот православных храмов в Кременчуге было немного (). Например, Спасо-Преображенская церковь (1801-20) среди бескрайних кварталов мещанских домов:

И хотя на их месте теперь многоэтажки, из многих двориков совершенно чеховский уездных дух не выветрился по сей день:

А кое-где мусорные баки, облик которых точнее всего описывает слово "ку":

Теперь пройдёмся в сторону Днепра по главной улице - ныне Соборной, при Советах Ленина, а во времена оны и вовсе Екатерининской. В километре от уже знакомого ДК "Кредмаша" она проходит между сталинок-"ворот":

По соседству обязательная в промышленном городе сталинка с башней:

А дальше между Соборной и параллельной ей улицей Игоря Сердюка раскинулся бывший Октябрьский сквер, а в июле переименованный в сквер Олега Бабаева . Последний, с совершенно невероятным отчеством Майданович - не герой Небесной Сотни или АТО, а местный градоначальник, убитый киллером летом 2014 года, и не берусь предполагать, кому именно он помешал и насколько был популярен в народе. В сквере памятник Солдату-освободителю, поставленный в 1949 году, когда вокруг ещё лежали обгорелые руины:

В конце бульвара - памятник жертвам репрессий да пара старых домиков: отсюда до Днепра их концентрация будет наибольшей. Кадр снят по сути дела с их бывшего двора, а выходящие на параллельную улицу Игоря Сердюка фасады я умудрился проглядеть. Левый принадлежал кондитетру Силаеву , правый - бургомистру Казачеку . Но самое странное здание этого бывшего дворика - башенка, похожая на уделанную при Советах часовню, ныне занятая кафе:

Впереди ещё одна, зареновированная башня:

Ещё один кусок дореволюционки с мозаикой на бывшем брандмауэре:

За следующим перекрёстком - банк (1900-03):

На первый взгляд кажется странным, что приречная часть города сохранилась лучше районов вдали от Днепра. Но дело в том, что сильнее всего война разрушала города на западных берегах рек - на восток немцы шли блицкригом, на запад отступали, цепляясь за каждую пядь, и скорее всего, потеряв укреплённые окраины, из прибрежных предпочли отойти к укрепленным позициям за Днепр, не дожидась, пока Красная Армия начнёт топить их в реке. На задворках банка - очень трогательные памятник "Первый день после войны", а сами задворки обращены на пустынную площадь Победы:

Напротив него до майдана стоял явно не типовой Ильич. Вид его "пенька" промежуточный между областным центрами (где они обычно разрисованы сюжетными граффити да расписаны стихами) и глубинкой (где они стоят сиротливо).

Слева - памятник борцам Революции (1938), не знаю, целый ли ещё спустя почти год. Судя по всему, в названии площади речь идёт о победе в Гражданской войне:

До Великой Отечественной же здесь стоял главный храмовый комплекс узедного Кременчуга - Успенский собор (1808-14) авторства Джакомо Кваренги и зимняя церковь-колокольня Александра Невского (1858-63):

И Александровское реальное училище (1878), теперь колледж. Вообще, складывается впечатление, что действительно красивым уездный Кременчуг никогда не был, а представлял собой что-то вроде Кривого Рога или Сургута, только 19 века - большой и богатый город, не слишком заботившийся о своей внешности. Обзор сохранившихся памятников архитектуры есть в украинской википедии .

Мы всё ближе к ближе к речному фасаду, к переходу с Левого берега Украины на Правый. Ниже площади Победы - Приднепровский парк, в котором много и вполне ухоженных углов, но мне больше запомнился расписанный загадочными надписями заброшенный кинотеатр. Загадочная надпись "Слоны не сдохли" видимо напоминает вот об этом эпизоде , когда в одном из скверов Кременчуга паслись цирковые слоны.

А на краю парка - старейшие постройки Кременчуга, комплекс Штаба военных поселений (1853-54) на месте и возможно с фрагментами ещё более старых Присутственных мест Новороссийской губернии:

На каменистый днепровский берег я вышел, к счастью, ещё до этого эпизода, поэтому заснял его спокойно. Днепр здесь в своём естетсвенном русле, и скажем прямо - не очень-то широк, дай бог если полкилометра. Посредине - скалистый островок Фантазия, где наверное хорошо уединяться на противоположной городу стороне:

Под Приднепровским парком - гранитная набережная как бы не 18 века, по крайней мере на дореволюционных фотографиях она есть:

В конце которой - Гранитный реестр, то есть скала, на плоском камне которой с конца 18 века фиксируется уровень наводнений. Такие были и в других городах, например под Запорожьем, но большинство из них с постройкой ГЭС ушли в воду навечно, этот же скорее всего, напротив, не затопит уже никогда:

Я пошёл вниз по течению. Речной вокзал выглядит "с иголочки", хотя пассажирских судов здесь нет уже давно. Дореволюционный же Кременчуг был одним из крупнейших портов Днепра, и даже первый трамвай в нём ходил от вокзала до пароходной пристани:

За пустынным пляжем виднеется Крюковский мост, а значит пришло время перейти через Днепр:

Что я и сделал на маршрутке, фотографируя из её заднего окна. Мост построен в 1945-49 годах, и роскошные пилоны с двух концов напоминают, что этот ещё и памятник Победе. Длина его на самом деле не очень-то велика - 1,2 километра, но субъективно мост кажется грандиозным. Ниже по течению в воде ещё остались фргменты опор старого моста, построенного в 1872 году для Харьковско-Николаевской железной дороги.

Правый берег встречает памятником (1940) матросам Днепровской флотилии, воевавшим на гражданской войне, и плакатом-свидетельством новой войны.

Крюковский посад оформился напротив Кременчугской крепости ещё в 17 веке, и первыми жителями его были запорожцы, приглядывавшие, точа сабли да покуривая трубки, за поляками, которые приглядывали с бастионов Кременчуга за ними. В 1752-64 годах здесь расквартировались граничары Новой Сербии, с упразднением которой Крюков стал местечком Новороссийской губернии, а с её упразднением - был включён в состав Кременчуга. Говорят, фактически местное самоуправление работало до 1817 года, отказываясь подчиниться управа за рекой, но в любом случае Кременчуг стал первым городом на двух берегах Днепра - перешагнул реку лишь в конце 19 века, Киев и Запорожье так и вовсе только при Советах, а и города одного берега даже сейчас. Но по ощущениям Крюков - всё ещё другой город, более тихий, сонный и ветхий, чем совершенно областной по ритму жизни Кременчуг. Есть здесь и свой индустриальный гигант - Крюковский вагонзавод , основанный с приходом железной дороги в 1768 году и со временем ставший одним из главных в СССР. Он стоит довольно далеко от Днепра, фасадом обращён в противоположную центру сторону к призаводской слободке Раковка, но я туда уже не поехал, тем более завод считается военным и рисковать спалиться ещё и там мне совсем не хотелось.

От моста вглубь узкого треугольного Крюкова ведёт длинная улица Ивана Приходько , и здесь это название до некоторой степени колониальной - в честь наиболее успешного директора левобережного КрАЗа: "Крюков - це Кременчук!". В её начале преобладают сталики - здесь, в отличие от центра, приречная часть была разрушена сильнее:

И Чуркина (1901) с чрезвычайно красивым фонарём:

Не дом, но ворота. За железной дорогой есть ещё один Успенский собор (конечно же, не чета погибшему левбережному) и дом-музей Антона Макаренко , молодость проведшего в Крюкове.

Но в основном Крюков выглядит так:

На станции Крюков из старины остался лишь вот этот домик с заложенными окнами:

Старый вокзальчик был явно типовой, но всё же поинтереснее того, что на его месте ныне:

Самое же примечательное здание района - ДК имени Котлова (1925-27) в запоздалом до советских времён, но совершенно узнаваемом стиле украинского модерна:

И в общем я согласен с тем, что многого в Кременчуге не увидел. Но я спешил и был уставшим, и в ситуации, когда этот приезд на Украину вполне может оказаться последним, откровенно жалел времени, потраченного на Кременчуг. Может, приедь я сюда неспеша на денёк, впечатление было бы иным, но мне Кременчуг запомнился самым унылым из крупнейших городов Украины.

У памятника бойцам Днепровской флотилии, на тихой улице между многоэтажками и днепровскими плавнями, я поймал ПАЗик до города гидроэнергетиков Светловодска, долго взбиравшийся на холмы высокого правого берега, с которых за деревьями то и дело открывалась синяя гладь водохранилища. В Светловодске же я перескочил на маршрутку в сторону Чигирина, намереваясь проехать в ней докуда возможно и в сам Чигирин дальше прорываться автостопом. О том, что из этого вышло - в следующей части. Конец уже близок, а я от всей этой темы устал ещё больше, чем вы...

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь - см. оглавление.
Малоросское кольцо - посты будут.
. Детинец..
. Улица Соборности.
. Центр.
. Окраины.
. По следам Полтавской битвы.
Кременчуг. Город на двух берегах.
Чигирин и Субботов. С чего всё начиналось...
Кировоград (ныне Кропивницкий). Большая Перспективная.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Улицы старого города.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Предместья.
Киев до и после Майдана - посты будут.

Полезная информация для туристов о Кременчуге в Украине - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Кременчуг является городом областного значения в Полтавской области Украины, а также административным центром Кременчугского района. Он расположен в живописном районе Центральной Украины на обоих берегах реки Днепр. Город находится в 110 километрах от Полтавы и в 269 километрах от Киева (автодорогами) и состоит из двух районов: Автозаводского и Крюковского.

На сегодняшний день Кременчуг является одним из самых развитых промышленных городов страны. Городская застройка Кременчуга состоит из двух основных частей – левобережной (исторический Кременчуг), в которой проживает основная часть населения и находятся многие предприятия города, и правобережной (исторически - посад Крюков), где находятся заводы: вагоностроительный и сталелитейный. Кременчуг – это крупный железнодорожный узел Центральной Украины.

Согласно археологическим данным, первые поселения на территории нынешнего Кременчуга были в V-III тыс. до н. э. Датой основания города принято считать 1571 год по упоминанию в хронике польского историка Й. Бельского. Кременчугская крепость была сооружена в 1638 г. План крепости был разработан французским военным инженером Гийом Левассером де Бопланом. В то же время на месте запорожского зимовника появился Крюков. После Зборовского договора Кременчуг - сотенное местечко Чигиринского полка, а после Андрусовского договора – он отошел к Миргородскому полку. В 1764 году Кременчуг был зачислен в новообразовавшуюся Новороссийскую губернию, затем принадлежал разным другим губерниям. А в 1920 - 1922 гг. существовала даже самостоятельная Кременчугская губерния.

В сентябре 1941 г. Кременчуг оккупировали немецкие войска. В сентябре 1943 г. войсками пятой Гвардейской Армии Степного фронта город был освобождён. Сегодня свою дату освобождения Кременчуг отмечает как день города.

В Кременчуге находится много интересных достопримечательностей. Здесь можно увидеть огромное количество памятников, каждый из которых посвящен разным историческим событиям этого города. Особое внимание к себе привлекает расположившаяся на берегу реки Днепра скала, которую называют «Гранитный репер». Репер – это геодезический знак, который помогал определять в реке уровень поднятия воды. На скале отображены года, свидетельствующие об уровне наводнений.

Неподалеку от речного вокзала находится сад «Альпийская горка», который является целым сказочным миром мультяшных героев. Пройдя по улицам Кременчуга, можно зайти в Приднепровский парк, в котором растут прекрасные деревья и высажены чрезвычайной красоты клумбы. Посреди этого парка расположена еще одна достопримечательность города - памятник щуке (2009г.).

В городе есть памятник гению украинской и мировой литературы Т. Шевченко, памятник Макаренко, памятник Ленину (1971г.), памятник комсомольцам 20-30-х годов (1968г.), памятник Матросам Днепровской флотилии и даже памятник сантехникам (2005г.).