Место: Пёрл-Харбор, остров Оаху, Гавайи, Америка
Прибыв рано утром из Мельбурна в Гонолулу (остров Оаху) , забрав тут же в аэропорту машину в рентовой службе, мы первым делом отправились в Пёрл-Харбор .
В переводе с английского Pearl Harbor означает “Жемчужная гавань” , но к сожалению на сегодняшний день место это известно далеко не жемчугом, а именно нападением Японии на военно-морскую базу США 07 декабря 1941 года.
Из Википедии: Пёрл-Харбор - гавань на острове Оаху (Гавайи). Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США.
7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Пёрл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.
В 1875 году США и королевство Гавайи заключили договор о сотрудничестве, по которому флот США получал доступ к гавани Пёрл-Харбор в обмен на специальные условия для импорта гавайского сахара в США. Позже, по итогам Испано-Американской войны 1898 года США окончательно аннексировали Гавайи.
После аннексии гавань была расширена, что дало возможность принять больше кораблей. В 1908 году была построена судоверфь.
В настоящее время Пёрл-Харбор является крупнейшей военно-морской базой США на Тихом океане и штаб-квартирой тихоокеанского флота США. Судоверфь, расположенная рядом с гаванью, обеспечивает работой 12 000 человек.
В память о погибших американских моряках на месте затонувшего линкора «Аризона» создан мемориал. Ещё одним памятником событий войны на Тихом океане является находящийся на вечной стоянке в Пёрл-Харбор линкор«Миссури», на котором 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии.
Не станем вдаваться в исторические события, произошедшие здесь в декабре 1941 года. Информации об этом предостаточно как в интернете, так и в книгах и в фильмах.
Расскажем лишь кратко о том, где мы побывали в Пёрл-Харбор и что мы там увидели.
Информационный центр Pearl Harbor Historic Sites находится примерно в 10-15 минутах езды от международного аэропорта Гонолулу. Часы его работы начинаются уже с 7 утра, что для нас было очень удобно, т.к. заезд в гостиницы на Гавайях очень поздний (в 15:00) и какими бы мы уставшими не были после долгого перелета, хотелось с максимальной пользой провести первую половину дня и посмотреть как можно больше.
В информационном центре мы были уже около 8 утра, получили на руки билеты для посещения мемориала линкора Аризона (билеты бесплатные). Билеты “привязаны” к определенному времени, а время посещения зависит от количества посетителей в день. А их там всегда много! Даже на сайте Pearl Harbor Historic Sites написано предупреждение, что время ожидания может быть очень долгим.
Нам достались билеты на 12 часов дня. Таким образом в нашем распоряжении были почти 4 часа до начала экскурсии к мемориалу линкора Аризона (Arizona Memorial).
Здесь в Pearl Harbor Historic Sites можно много что посмотреть – а это:
Arizona Memorial, Pacific Aviation Museum Pearl Harbor, USS Bowfin Submarine Museum & Park, Battleship Missouri Memorial, так же многочисленные павильоны с историческими данными и представленными там разного рода экспонатами с видео- и аудиосопровождением.
Музеи Battleship Missouri Memorial и Pacific Aviation Museum Pearl Harbor находятся тут же недалеко на острове Ford Island .
А т.к. Пёрл-Харбор и по сей день представляет из себя действующую военную базу, то доступ к острову Форд “простым смертным” ограничен и попасть туда можно только на специальных автобусах-шаттлах, которые курсируют между музеями и информационным центром каждые 15 минут.
Рюкзаки и сумки тоже лучше оставить в машине или в платных ячейках для хранения у информационного центра, с собой их брать нельзя. Фото- и видеокамеры – можно.
Более подробную информацию о билетах, часах работы, местонахождении всех представленных там музеев и исторических площадок можно посмотреть на сайте Pearl Harbor Historic Sites:
www.pearlharborhistoricsites.org
или еще здесь: www.nps.gov/valr/index.htm
Ниже – краткое видео одного из местных туристических агентств, в котором перечислены и показаны основные исторические площадки как в Пёрл-Харбор, так и два музея в Гонолулу (в которых мы и успели побывать сегодня до начала экскурсии к мемориалу линкора Аризона).
Мемориал линкора Аризона (Arizona Memorial)
Из Википедии: Мемориал линкора «Аризона» расположен в Пёрл-Харбор на месте гибели линкора.
Представляет собой бетонную конструкцию, установленную над затонувшем корпусом корабля, не касаясь его.
Мемориал построен в честь погибших 1177 человек на линкоре Аризона во время нападения японских сил на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года.
Мемориал был построен в 1962 году, с тех пор его посетило около одного миллиона человек.
5 мая 1989 года остатки затонувшего линкора объявлены национальным историческим памятником.
К мемориалу можно попасть только по воде, для этого у мемориала пристроена пристань.
Возле входа в здание мемориала расположен один из трёх якорей «Аризоны», главный зал мемориала имеет 7 окон, символизирующих дату нападения на Пёрл-Харбор.
На стены здания нанесены имена всех 1177 погибших моряков с «Аризоны».
На месте мемориала на поверхности воды по-прежнему появляются масляные пятна, всплывающие со дна, которые называют «слезами Аризоны».
Ещё до постройки мемориала появилась традиция по которой каждый президент США должен хотя бы раз посетить место, где была затоплена «Аризона».
Церемонию также посещали нынешний и бывший императоры Японии.
Перед началом экскурсии в мемориал линкора Аризона сотрудники-гиды проводят с каждой группой короткую “беседу” на тему техники безопасности, из чего состоит экскурсия и потом еще проверяют билеты, чтобы указанное время на них совпадало с началом экскурсии.
Затем организованную толпу ведут в большой кинозал и показывают короткий документальный фильм о том, как развивались исторические события здесь в Пёрл-Харбор в декабре 1941 года.
Фильм длится где-то минут 25. Затем организованную толпу гиды усаживают на небольшой теплоход, который везет посетителей к мемориалу линкора Аризона.
Недалеко от линкора у причала виден так же Battleship Missouri Memorial .
Теплоход высаживает привезенную группу и тут же забирает предыдущую.
Сам мемориал небольшой, построен он над линкором Аризона – было принято решение не поднимать со дна затонувший корабль и оставить его в воде.
До сих пор из его недр просачивается топливо, это отчетливо видно на поверхности воды.
Как рассказано выше в Википедии – эти пятная еще называют “слезы Аризоны”.
Вся экскурсия длится где-то час с лишним.
После нее, когда нас привезли обратно к информационному центру, мы еще прошлись по павильонам, посмотрели там представленные экспонаты.
Сложно здесь писать такие эпитеты как “понравилось, интересно, впечатлило и т.д.”.
Это место специально организовано для того, чтобы чтить память погибших людей. Поэтому и атмосфера и информация и мысли там соответствующие.
После Pearl Harbor Historic Sites мы отправились в Гонолулу в район Вайкики , а это примерно полчаса езды на машине.
Уладили все вопросы с заселением в нашу гостиницу, не смогли припарковать машину в подземном гараже при гостинице. Место было, но втиснуться в него было просто нереально.
Гостиница тут же предложила другой вариант парковки – рядом в большом торговом центре, до него пешком – минуты три. Парковка машин у большинства гостиниц на Вайкики платная, в нашем случае это было $20 в сутки.
Разобравшись со всеми нюансами нашего проживания, мы потопали обедать. Отобедали мы знатно в одном из ресторанчиков в районе Waikiki Beach Walk .
Кстати, кому интересно – на заметку: во многих ресторанах и кафе есть “happy hours”, т.е. в определенные часы дня предоставляется большая скидка на те или иные блюда из меню. Особенно большой популярностью эти happy hours пользуются вечером и во многих ресторанах даже большие очереди образуются.
Ваши неугомонные Ната и Тёма
Начало 20 века ознаменовалось строительством самых крупных кораблей, имеющих мощнейшее вооружение. Каждая страна стремилась построить военное судно, превосходящее по размерам и силе боевую технику противника. Линкоры выступали в роли главной силы флотилии. Линейный корабль «Аризона», оставивший значимый след в истории военных событий тех времен, стал для своей страны символом мужества и скорби по погибшим морякам, отдавшим свою жизнь в декабре 1941 года в битве за Перл-Харбор. В игре World of Warships этот линкор представляет класс американских кораблей.
Для каждого государства в те времена наращивание боевой силы стало первоочередной задачей. Некоторые страны делали ставку на авиацию, другие на морской флот.
Американцы не собирались уступать в боевой мощи соперникам, поэтому США вместе с Англией заключили в 1922 году в Вашингтоне договор, ограничивающий количество линейных кораблей в американском, британском и японском флотах. И когда в конце тридцатых годов напряжение между Японией и Америкой стало нарастать, в ход пошла тяжелая артиллерия. На боевую арену вышли крейсеры и линкоры, причем японцы умело переделали их в авианосцы, снабдив зарядами, предназначенными для линейных кораблей. Основной задачей японского военно-морского флота было подорвать боевой дух противника, уничтожив их главную военную технику.
Война разворачивалась за нефтяные ресурсы, которые бы обеспечивали содержание армии и флота. А так как собственных запасов у Японии не было, их главной целью стало завладеть так называемым черным золотом. США, раскрыв преступные планы Японии, передислоцировали из Калифорнии на Гавайи, где ожидалось нападение, все свои самые мощные боевые корабли, включая линкор «Аризона». Этим они дали понять, что готовы противостоять любым нападкам со стороны японских военных.
Технические характеристики линейного корабля «USS Arizona»:
Размеры:
длина – 180 м по ватерлинии, ширина – 32 м, скорость - 21 узел, водоизмещение – 31400 т.
Вооружение:
Артиллерия – 12 орудий главного калибра 356-мм, 22 орудия калибром 5"/51
4 орудия калибром 76/23
4 × 47 мм салютных орудия
2 × 1-pounders (37 мм)
В период I-й мировой войны: 4 × 3- 356-мм/45
14 орудий калибром 127/51
4 орудия АА калибром 76/23
4 × 47 мм салютных орудия
2 × 1-pounders 37 мм 2×7,62 мм пулемёта
Минно-торпедное орудие: 2 × 533 мм торпедных аппарата.
Экипаж корабля:
1385 матросов и офицеров.
Однако американцы не ожидали, что японцы могут атаковать такой хорошо защищенный корабль с воздуха. В конце тридцатых годов японские конструкторы создали самолет, способный взлетать с авианосца со скоростью 500 км в час. Его бомбы весом в 1 т могли наносить сокрушительные удары, разрушительная сила которых позже была продемонстрирована на «Аризоне».
Утром 7 декабря 1941 года произошло нападение на военно-морскую базу Перл-Харбор. Эскадрилья вражеских самолетов нанесла две молниеносные атаки, уничтожившие линкор «USS Arizona», не дав ему и опомниться. Шансов у корабля не было, так как моментально среагировать на три сотни японских бомбардировщиков и 40 торпедоносцев было просто нереально. Линкор взорвался от прямого попадания 5 бомб, одна из которых упала в носовой пороховой погреб. Произошла детонация. Взрыв был настолько сильным, что по мощности его можно было сравнить с огромным цунами. Корабль, расколовшись на две части, пошел ко дну. Выжить удалось лишь каждому девятому члену экипажа.
В истории Америки гибель линкора - знаменательная дата. По сей день американцы чтят память павших, ежегодно посещая место гибели судна. Знаменитый мемориал линкора «Аризона» расположен на военно-морской базе в Перл-Харбор – месте, где корабль нашел вечное пристанище, затонув в момент налета японской авиации. Этот исторический памятник был построен в честь 1177 погибших моряков. По некоторым данным затонувший линкор также стал местом вечного покоя более 900 моряков, останки которых находятся в железном корпусе затонувшего судна. Существует легенда, якобы над местом гибели корабля на водной поверхности расплывается сиренево-алое пятно – масло, просачивающееся из машинного отделения, с виду напоминающее слезы. Американцы считают, что это корабль плачет по своему экипажу.
Длина готовой модели: 93
см
Количество листов: 31
Формат листов: A4
Описание, история
Линейный корабль ВВ 39 "Arizona" заложили на верфи Нью-Йорк Нэйви Ярд 16 марта 1914 года. В начале постройки циркулировали слухи, что корабль получит имя "North Carolina" (родной штат Секретаря флота Джозефуса Дэниелса), однако эти предсказания не подтвердились, и линейный корабль получил имя "Arizona".
В день спуска на воду 19 июня 1915 г. мисс Эстер Росс из г. Прескотт, дочь одного из почтенных граждан Аризоны, исполнила традиционный обряд крещения. Церемония была немного необычной - помимо традиционной бутылки шампанского, о борт корабля разбили бутылку с водой из водохранилища, образованного недавно построенной Дамбой Рузвельта в Аризоне. Это водохранилище, очень важное для штата в хозяйственном отношении, было полностью заполнено водой лишь за 4 дня до спуска линкора. После того как корпус линкора успешно сошел на воду, постройку продолжили на плаву. Наконец по окончании достройки и испытаний 17 октября 1916 г. новый линейный корабль официально приняли в состав флота. Его первым командиром стал кэптен Джон Д. Макдональд.
16 ноября 1916 г. новейший линкор вышел из Нью-Йорка в свой первый поход. Сначала "Arizona" маневрировал у мыса Вирджиния, где экипаж осваивался с кораблем и проходил необходимый начальный цикл учений и тренировок. Затем после захода в Ньюпорт направился на юг - кубинские воды были традиционным районом проведения боевой подготовки американского линейного флота. Посетив залив Гуантанамо, корабль вновь направился на север и прибыл в Норфолк 16 декабря, чтобы провести циклы артиллерийской боевой подготовки в районе Танжер Саунд.
Однако во время первого похода выявились серьезные проблемы с турбинами, которые впервые обозначились еще в период ходовых испытаний - включая отрыв лопаток и выход из строя одной из четырех турбинных установок. В канун Рождества линкор был направлен на "родную" верфь Нью-Йорк Нэйви Ярд для ремонта и устранения всех выявленных дефектов. На проведение работ потребовалось несколько месяцев (включая постановку корабля в сухой док), и лишь 3 апреля следующего, 1917 г. "Arizona" покинул верфь, вернувшись в состав действующего флота.
В течение 1917 г. в штате Аризона были по подписке собраны средства на приобретение представительского серебряного сервиза, который подарили затем экипажу корабля.
Как и большинство других новейших "нефтяных" линкоров, со вступлением США в войну "Arizona" не был направлен в Англию, где ощущался недостаток жидкого топлива. Поэтому до окончания войны "Arizona" служил в составе 8 дивизии линкоров США (Атлантический флот). Линейный корабль базировался в Норфолке и действовал у Восточного побережья США в основном в районе между Нью-Йорком и мысом Вирджиния.
Впервые "Arizona" направили в европейские воды уже после заключения перемирия (11 ноября 1918 г.). 18 ноября линкор покинул Хэмптонский рейд и 30 ноября прибыл в Портланд, где был включен в состав 6 дивизии линейных кораблей Гранд-Флита, составленной из прибывших в Англию американских дредноутов. 12 ноября он вместе с другими кораблями вышел в море для торжественной встречи лайнера "George Washington", на борту которого направлялся в Европу Вудро Вильсон. Новейший супердредноут был важным элементом почетного эскорта, в окружении которого лайнер 13 декабря прибыл в Брест.
Здесь "Arizona" принял на борт 238 американских военнослужащих, возвращавшихся из Европы домой, и на следующий день, 14 декабря, вышел в море, прибыв в Нью-Йорк вечером в день Рождества, 25 декабря 1918 г. На следующий день корабль посетил секретарь флота Д. Дэниеле. Встретив Новый год в Нью-Йорке, корабль задержался здесь на несколько недель для отдыха экипажа, после чего 22 января 1919 г. вышел в море и на следующий день прибыл в Норфолк.
Приняв топливо и все виды снабжения, 4 февраля "Arizona" вместе с другими линкорами Атлантического флота вышел в море и направился на юг в Карибские воды, для проведения ежегодных зимних маневров. Прибыв в залив Гуантанамо 8 февраля, линкор в течение нескольких дней принимал активное участие в учениях, после чего посетил с трехдневным визитом Тринидад и, зайдя по пути в Гуантанамо, 9 апреля направился домой, прибыв на Хэмптонский рейд через три дня - утром 12 апреля, а уже вечером того же дня вновь вышел в море, во второй раз направляясь в Европу.
Прибыв в Брест 21 апреля, линкор оставался здесь почти 2 недели, символизируя своим присутствием мощь американского флота и активную заинтересованность и вовлеченность США в мировые и, в частности, европейские дела. Однако в этот период в результате военного конфликта между Грецией и Турцией обострилась политическая и военная ситуация в средиземноморском регионе. Вооруженные силы Греции оккупировали порт Смирна, что вызвало активное противодействие турецких националистов, вылившееся в серьезные бои с применением артиллерии. По мнению госдепартамента США, ситуация прямо угрожала жизни и имуществу находившихся в Смирне и ее окрестностях американских граждан, и в результате "Arizona" получил приказ направиться в данный регион и обеспечить их безопасность и эвакуацию.
3 мая линкор покинул Брест и через 8 дней, обогнув Испанию и пройдя Гибралтарский пролив, прибыл в порт Смирна. Здесь из экипажа "Arizona" была сформирована десантная партия. Высадившись на берег, отряды моряков взяли под охрану американское консульство и обеспечили безопасную доставку на борт корабля присутствовавших в городе американских граждан. Пока в городе продолжались бои и неизбежные в подобной обстановке общественные беспорядки, эти люди оставались на борту корабля вместе со многими греческими семьями, многие из которых, опасаясь резни, также попросили о предоставлении временного убежища на борту "Arizona". К концу месяца ситуация в городе несколько нормализовалась, что позволило этим людям вновь вернуться на берег, и 9 июня "Arizona" покинул Смирну и направился домой, с коротким заходом в Константинополь, где принял на борт американского генерального консула Л. Морриса. "Arizona" стал первым линейным кораблем США, вошедшим в пролив Босфор (в следующий раз такое событие имело место лишь через 27 лет - во время средиземноморского учебного похода линейного корабля "Missouri" в 1946 г.).
15 июня "Arizona" вышел из Константинополя в Нью-Йорк, куда и прибыл 30 июня без дальнейших происшествий.
Весь остаток года "Arizona" продолжал активную боевую учебу у Восточного побережья США. пройдя в конце года текущий ремонт и небольшую модернизацию на верфи Нью-Йорк Нэйви Ярд. В этот период на корабле были установлены платформы для запуска самолетов-разведчиков и корректировщиков на крышах 2-й и 3-й башен ГК.
Покинув верфь 6 января 1920 г., "Arizona" в составе 7 дивизии линейных кораблей направился в знакомые кубинские воды для участия в ежегодных больших зимних учениях. В период маневров корабль базировался на Гуантанамо. Испытания установленного авиационного оборудования показали явную полезность самолетов, но система их запуска и хранения вызывала серьезные нарекания: платформы затрудняли действие артиллерии, ограничивали обзор с мостика (носовая), а старт самолетов был небезопасен. Очевидной была необходимость разработки более совершенной системы, в частности, введение катапультного старта, что и было сделано несколько лет спустя.
Помимо участия в учениях, линкор посетил с дружественными визитами британские владения Бриджтаун (о. Гренада) и Барбадос, а также Колон (зона Панамского канала), после чего 1 мая 1920 г. вернулся в Нью-Йорк, где простоял чуть более 2 недель. Вновь выйдя в море 17 мая, корабль более месяца проводил курс боевой подготовки у Восточного побережья, посетив при этом Норфолк и Аннаполис. 25 июня "Arizona" снова вернулся в Нью-Йорк, где и базировался следующие 6 месяцев, регулярно выходя в море на артиллерийские стрельбы и прочие учения. 17 июля 1920 г. кораблю было официально присвоено идентификационное обозначение ВВ-39 - номер корабля соответствовал его порядковому номеру внутри класса (ВВ - линейный корабль). С тех пор этот принцип, неизменный по существу, хотя и дополненный новыми классами кораблей, служит основой для присвоения бортовых номеров кораблям флота США.
С 23 августа "Arizona" выполнял функции флагманского корабля. На линкоре держал флаг командующий 7 дивизией линкоров контр-адмирал Эдвард В. Эберли. Корабль встретил Новый, 1921 год, в Нью-Йорке, после чего (как и в предыдущем году) 4 января вышел в море для участия в зимних учениях линейного флота в Карибском море и в зоне Панамского канала.
19-20 января корабль, пройдя вместе с другими линкорами Панамский канал, прибыл в залив Панама, откуда 22 января они вышли в Кальяо (Перу), куда и прибыли 9 дней спустя. За время шестидневного визита корабль посетило множество официальных лиц, в том числе и президент Перу. Выйдя в море 5 февраля, 14-го "Arizona" вернулся в Бальбоа и, пройдя через Канал в обратном направлении, 6 марта вновь прибыл в Гуантанамо и 24 апреля возвратился в Нью-Йорк.
После приема снабжения и отдыха экипажа 15 июня линкор перешел на Хэмтонский рейд, а 21-го к мысу Чарльз, для участия в учениях, включавших экспериментальную бомбардировку трофейной германской субмарины U-117. Во время проведения этих экспериментов на борту корабля присутствовало множество наблюдателей, офицеров армии и флота. По возвращении в Нью-Йорк 1 июля на корабле поднял свой флаг командующий линейными силами Атлантического флота вице-адмирал Джон Д. Макдональд (бывший некогда первым командиром линкора). 9 июля 1921 г. "Arizona" в очередной раз направился на юг, пройдя Панамский канал и вновь посетив с визитом Перу. На этот раз визит приурочили к празднованию столетия освобождения Перу, под руководством генерала Сан Мартина, от испанского господства.
Линейный корабль прибыл в Кальяо 22 июля. В период празднеств вице-адмирал Макдональд был официальным представителем правительства США, принимая участие во множестве приуроченных к празднику официальных мероприятий. После их завершения 9 августа "Arizona" покинул Кальяо и перешел в Панамский залив. Здесь 10 августа вице-адмирал Макдональд перенес свой флаг на линкор ВВ-33 "Wyoming", а на "Arizona" поднял флаг командующий 7 дивизией линкоров контр-адмирал Д.С. Мак-Кейн. На следующий день корабль направился в Сан-Диего, куда и прибыл 21 августа 1921 года, начав долгий, 14 летний период службы в составе Тихоокеанского флота.
В течение этих лет линкор, базируясь в Сан Педро, служил флагманом 2,9 и 4 дивизий линейных кораблей, участвуя во множестве учений (в том числе т.н. "Fleet Problems" - специальных учениях, проводившихся ежегодно по тщательно разработанному сценарию для изучения тактических концепций). Оперируя в основном в водах между Западным побережьем США и Гавайскими островами и у берегов Центральной Америки, периодически корабль проходил Панамский канал, чтобы принять участие в маневрах в кубинских водах совместно с Атлантическим флотом.
Периодически рутина флотской службы оттенялась различными чрезвычайными событиями и происшествиями. Иногда случалось и так, что некоторые из них имели довольно скандальный характер. Так, 12 апреля 1924 г. на линкоре был обнаружен "заяц" - пропавшая и объявленная в розыск еще в начале марта молодая женщина по имени Мэделин Блэйр, которая мечтала попасть в Голливуд и пыталась добраться на линкоре хотя бы до Сан-Педро. В течение нескольких недель матросы корабля укрывали ее по кубрикам, но в итоге "заговор"раскрыл старший радист, случайно услышавший разговор двух моряков.
Последовало судебное разбирательство. При этом военно-морской суд усмотрел в деле, помимо "недопустимых проявлений морального разложения", множество правонарушений как гражданского характера, так и военно-морского устава. В результате 23 человека из экипажа "Arizona" были приговорены к различным срокам тюремного заключения - самый суровый приговор составил 10 лет.
Наряду с интенсивной боевой подготовкой со второй половины 20-х годов линейный флот проходил череду обширных модернизаций. При этом первыми на верфи отправились наиболее старые корабли, а затем и линкоры типа "Oklahoma". К концу 20-х годов подошел черед и линкоров типа "Pennsylvania" .
В январе 1929, по завершении своего участия в учениях, "Arizona" перешел через Панамский канал в Карибское море, где действовал до апреля совместно с Атлантическим флотом, затем 4 мая линкор прибыл на верфь Норфолк Нэйви Ярд для проведения капитального ремонта и модернизационных работ. 15 июля корабль, на период проведения модернизации, официально вывели из боевого состава флота.
Продолжительность работ составила 20 месяцев. Их схема и объем соответствовали таковым для однотипного линкора "Pennsylvania" . На корабле заменили котлы и турбины высокого давления (в отличие от систершипа, старые турбины НД оставили), усилили горизонтальную и конструктивную подводную защиту. На линкоре установили були, модернизировали многие приборы и системы, усилили зенитную артиллерию, перестроили противоминную батарею, смонтировали новые системы управления огнем GFCS-2. Решетчатые мачты заменили на массивные треноги. В результате сильно изменился силуэт.
По окончании работ 1 марта 1931 г. модернизированный линкор был вновь официально зачислен в боевой состав флота. А уже 19 марта на борт корабля поднялся президент США Герберт Гувер, и в тот же день он вышел в море, взяв курс на Пуэрто-Рико. Затем президент на борту линкора посетил Виргинские острова, и 29 марта "Arizona" вернулся на Хэмптонский рейд. Лишь после этого "пробного" похода корабль прошел полный положенный цикл послемодернизационных испытаний на полигоне у Роклэнда (штат Мэн). Затем, после кратких заходов в Бостон и Норфолк, 1 августа линкор вышел в Сан-Педро. Во время перехода имел место трагический инцидент -линкор протаранил рыбачью шхуну, при этом погибло двое членов ее экипажа. По прибытии на Тихий океан "Arizona" включили в состав 3 дивизии линейных кораблей, и он приступил к обычному циклу боевых учений и тренировок.
Несмотря на трудности, вызванные экономической депрессией (в частности, на довольно ограниченный ежегодно выделяемый лимит топлива), 30-е годы, и особенно вторая их половина, были для американских линкоров периодом активной деятельности и интенсивной боевой подготовки. Топлива и прочих видов снабжения могло не хватать для легких сил, вспомогательного флота, даже для авиации, но запросы линейного флота, особенно наиболее новых и модернизированных кораблей, старались по возможности удовлетворять в первую очередь.
Результаты не замедлили сказаться - уже к 1930 г. американский линейный флот стрелял лучше всех в мире, причем на предельно дальние дистанции. На маневрах 1930 года линкоры достигли большего процента попаданий, чем "Bismarck" во время знаменитого боя с "Hood" 11 лет спустя!
Условия этих маневров, правда, зачастую критиковались как "тепличные" (прекрасная карибская или калифорнийская погода, неограниченная видимость до горизонта и т.п.). Однако следует помнить, что это были именно те характерные условия, в которых американский флот готовился реально встретить своего главного противника - линкоры Объединенного флота Японии, где-то в районе экватора в центральной части Тихого океана. С учетом этого факта условия артиллерийской подготовки можно признать вполне адекватными планировавшимся боевым задачам.
Согласно существовавшим планам, с началом войны (или уже в период предвоенного кризиса) американский линейный флот должен был начать свой путь на запад от побережья Калифорнии или Гавайских островов. В случае, если бы война еще не была объявлена, его постепенное приближение к островной Империи в течение нескольких дней могло послужить последним средством дипломатического давления. В случае, если бы война началась со вторжения японцев на Филиппины, естественной задачей флота США становился разгром японских сил, обеспечивающих армию вторжения.
В любом случае, японский флот неизбежно должен был выйти навстречу, чтобы дать бой в более выгодных условиях подальше от любых американских баз (включая Филиппины) и поближе к своим, т.е. при поддержке авиации и легких сил, базировавшихся на Каролинских и Маршалловых островах.
Американцы, исповедуя "стратегию сильного", рассчитывали на успех в таком бою, уповая на численное и техническое превосходство своего линейного флота, противостоять которому на равных в открытом бою японцы не могли.
Японцы же надеялись использовать нелегально укрепленные Подмандатные острова как своего рода "буфер", с помощью которого можно было попытаться до решающего боя максимально измотать и ослабить американский флот, заставив его по пути па запад с боем "продираться через частокол" незаконно созданных секретных авиационных и морских баз на островах центральной части Тихого океана. Истинное состояние и возможности этих баз были одним из наиболее охраняемых секретов Японской Империи и наиболее желанной целью американской и британской разведок в течение 1920-30 гг. Другим ревниво охраняемым секретом стала тщательно отрабатывавшаяся техника и тактика ночных действий, с упором на массированное использование торпедного оружия.
В этих условиях Гавайские острова становились "дулом пистолета", направленного на японцев. Базирование здесь американского линейного флота резко сокращало для американцев "время реакции", позволяя их линейному флоту приблизить начальный пункт своего долгого пути на запад, к подконтрольным японцам территориям, на тысячи миль, и сократить его во времени на несколько дней, не оставив японцам времени на сбор сил и оптимальную организацию противодействия.
В силу этих соображений в течение 1920-30-х годов японцы исключительно нервно реагировали на присутствие линейных эскадр на Гавайских островах. Это присутствие не могло быть постоянным, поскольку Перл-Харбор как военно-морская база значительно уступал Сан-Педро и Сан-Диего, однако в течение 1930-х годов, по мере того как усиливалось политическое напряжение в отношениях с Японией, частота и время пребывания линейного флота США в районе Гавайских островов постепенно возрастали. Помимо этого района, дивизии линкоров периодически проводили маневры в северной части Тихого океана, у побережья Аляски, а также в южных водах в районе Вест Индии и у Антильских островов.
10 марта 1933 г. "Arizona" стоял на якоре в Сан-Педро, когда в районе Лонг-Бич произошло землетрясение, причинившее довольно значительные разрушения на берегу. Моряки с "Arizona", как и с других кораблей, оказали значительную помощь населению и местным властям, помогая обеспечивать порядок в городе, организовав доставку продуктов и медикаментов, патрульную службу и развернув на берегу станции первой помощи.
Весной 1934 г. на борту "Arizona" проводились съемки художественного фильма компании Warner Brothers "Here Comes the Navy" ("В дело вступает флот"), с Глорией Стюарт, Джеймсом Кэгни и Пэт О"Брайен в главных ролях. Фильм имел большой успех и номинировался на Премию Американской Киноакадемии 1935 года.
Середина и конец 1930-х годов прошли в бесконечных учениях в восточной части Тихого океана. Напряжение в отношениях с Японией продолжало возрастать. В 1936 г. президент Рузвельт распорядился приостановить процесс вывода из боевого состава всех крупных кораблей, намечавшихся к списанию, консервации или долговременной модернизации, и держать их в состоянии боеготовности. Разрешался лишь средний ремонт с ограниченной модернизацией, позволяющий в любой момент быстро вернуть корабль с верфи в действующий флот.
Возросли ассигнования на строительство новых кораблей, улучшение базовой инфраструктуры. Начали меняться настроения в Конгрессе и общественности, постепенно отходя от безоглядного и безоговорочного пацифизма и изоляционизма, характерного для первых 10 лет после Вашингтонской конференции. Флот чувствовал все эти изменения на себе. Возрастал объем и улучшалось качество разведки в интересах флота. Так, активно прогрессировали средства радиоразведки, разрабатывалось и осваивалось новое оборудование, строились станции радиоразведки и пеленгования по периметру Тихого океана, позволявшие по радиопереговорам кораблей Императорского флота определять их местонахождение и многие детали как технического плана (например, максимальные скорости японских линкоров после модернизации), так и организацию боевой подготовки. В частности, было несомненно подтверждено особое внимание японского флота к подготовке к действиям ночью. В результате для американского линейного флота в программу боевой подготовки были включены новые учебные задачи для тренировки в ночной артиллерийской стрельбе.
17 сентября 1938 г. "Arizona" становится флагманом 1 дивизии линейных кораблей, под флагом контрадмирала Честера У. Нимица - будущего командующего Тихоокеанским флотом США в военные годы.
27 мая 1939 г. Нимиц был назначен Начальником Бюро навигации ВМС, передав должность командира дивизии линкоров контр-адмиралу Расселу Вильсону, который также держал свой флаг на "Arizona". Тем временем отношения с Японией обострились до такой степени, что по окончании больших общефлотских маневров "Fleet Problem XXI" решили оставить линейный флот на Гавайях. Отныне (с 1940 г.) Перл-Харбор становился фактически главной базой флота, а базы в Сан-Педро и Сан-Диего превращались в тыловые.
"Arizona" занимался боевой подготовкой в составе линейного флота в Гавайских водах до начала осени 1940 г., после чего был направлен на текущий ремонт и модернизацию на верфь Пьюджет Саунд Нэйви Ярд (Бремертон, штат Вашингтон), куда и прибыл 30 сентября 1940 года. Работы на корабле продолжались до января следующего года. При этом, помимо ремонта, провели модернизационные работы. Стоявшие открыто посты наведения и дальномеры зенитных 127-мм батарей объединили, установив совместно во вращающихся башенках с противоосколочным бронированием на верхнем ярусе надстройки. По рекомендации Совета Кинга, занимавшегося внедрением на флоте новаций по опыту начавшейся войны в Европе (особенно в области улучшения ПВО кораблей), позиции 127-мм зениток получили противоосколочные прикрытия. По некоторым данным, сами зенитки получили силовые приводы.
Поскольку поставки новых 28-мм автоматов, намеченных для усиления ПВО кораблей, задерживались. в качестве полумеры наметили временно установить 4 76-мм орудия (2 по бокам носовой надстройки вместо стоявших там 127-мм противоминных орудий) в открытой установке, и еще 2 на верхней палубе у основания кормовой треноги. Однако поскольку и этих орудий пока не хватало, для 76-мм зениток пока только оборудовали позиции в виде кольцевых противоосколочных броневых щитов вокруг оснований под орудия. По тем же причинам не успели установить планировавшуюся РЛС обнаружения воздушных целей. Также не произвели планировавшихся работ по ликвидации (завариванию) всех иллюминаторов в корпусе корабля для повышения водонепроницаемости корпуса и сокращения времени подготовки к бою.
По завершении работ на "Arizona" 23 января 1941 г. поднял флаг новый командующий 1 дивизией линкоров контр-адмирал Айзек С. Кидд. По окончании цикла послеремонтных испытаний 3 февраля корабль прибыл в Перл-Харбор и вернулся к обычной рутине боевой подготовки, условия которой все больше приближались к действительно "боевым". Согласно специальному приказу с "Arizona", как и с других линейных кораблей, были удалены все горючие и пр. опасные (либо просто излишние) предметы и материалы. Увеличилось число выходов на ночные учения с боевой стрельбой. Учения совмещались с регулярным патрулированием зоны 14 военно-морского округа (вокруг Гавайских островов).
Последний раз "Arizona" посетил Западное побережье летом 1941 г., выйдя из Перл-Харбора 11 июня, линкор посетил Лонг-Бич, но уже 8 июля вновь вернулся в Перл-Харбор. В течение следующих 5 месяцев он продолжал активно участвовать в различных учениях и тренировках, интенсивность которых все возрастала соответственно накалу дискуссий на переговорах с Японией по поводу условий прекращения или хотя бы приостановки ее агрессии в Китае.
22 октября, в процессе совместного маневрирования "Oklahoma" и "Nevada", произошло столкновение линейных кораблей - случай как в мирное, так и в военное время весьма редкий. В ходе перестроения из-за ошибки в маневрировании "Oklahoma" нанес удар форштевнем в левый борт "Arizona". Наличие противоторпедного буля предохранило корабль от серьезных повреждений и затоплений, но в обшивке самого буля была проделана пробоина размерами 4 фута в ширину и 12 футов в высоту, соответствующая по форме очертаниям форштевня "Oklahoma".
Ремонт произвели в течение нескольких недель на военной верфи Перл-Харбора. За это время также оборудовали позицию для установки РЛС обнаружения воздушных целей, смонтировав площадку под основание ее антенны на верхнем ярусе топа носовой треноги. Саму станцию, как и антенну, установить так и не успели.
По выходу из ремонта в конце ноября 1941 i. "Arizona" провел последнее для него боевое учение, вновь совместно с "сослуживцами" по 1 дивизии линкоров "Oklahoma" и "Nevada". Ночью 4 декабря линкоры провели учение по боевой стрельбе и в пятницу 5 декабря вернулись в гавань Перл-Харбора, став на свои бочки у острова Форд. Местом стоянки "Arizona" была бочка F-7.
На следующий день, в субботу, у внешнего (ближнего к выходу из гавани) левого борта линкора была ошвартована лагом плавучая мастерская AR-4 "Vestal". К вечеру субботы многие офицеры и матросы "Arizona" были отпущены в увольнение на берег, но оба старших офицера - командующий 1 дивизией линкоров контр-адмирал А. Кидд и командир линкора кэптен Франклин Ван Валькенбург - утром в воскресенье находились на борту.
Перед самым подъемом флага (8.00), когда экипажи выстроились на палубах в ожидании церемонии, над гаванью внезапно появилось множество самолетов. Их здесь не ждали - американские авианосцы были далеко в море, базовая авиация также не намечала на этот день никаких учений.
Первая волна самолетов авианосного соединения адмирала Нагумо, скрытно подошедшего с северо-востока, в соответствии с планом начала внезапную атаку на американский флот.
На борту "Arizona" сигнал боевой тревоги прозвучал в 7 ч. 55 мин. Уже в 8 ч. 10 мин., когда экипаж линкора только занял боевые посты, корабль был поражен несколькими попаданиями авиабомб. В различных источниках присутствует довольно большая разница в описании этих попаданий. Последовавшие через несколько минут события спутали и "смазали" воспоминания не столь уж многочисленных уцелевших очевидцев. Те же события, о которых речь впереди, сделали невозможным детальное исследование после атаки нанесенных в этот момент повреждений. Так или иначе, свидетельства позволяют утверждать, что за очень короткое время корабль получил несколько попаданий бомб в шлюпочную палубу, в лобовую плиту башни ГК № 4 и в носовую надстройку. Однако ни одно из этих попаданий не нанесло слишком серьезных повреждений.
Одновременно, по некоторым свидетельствам, в линкор попала торпеда (как утверждали в то время японцы, выпущенная с одной из 5 участвовавших в атаке карликовых подводных лодок, что сомнительно, поскольку не совпадает с установленными фактами о действиях сверхмалых лодок, участвовавших в атаке и, в частности, с курсовой прокладкой). Торпеда поразила корабль в носовую часть в районе первой башни ГК, но особо серьезных повреждений (за исключением разрушения буля
и некоторых отсеков ПТЗ), судя по всему, не нанесла. Однако практически одновременно с этим линкор был поражен 800-кг авиабомбой с горизонтального бомбардировщика B5N Kate. Бомба, представлявшая собой переделанный линкоровский бронебойный снаряд (судя по всему, 410-мм калибра), задев наклонную бортовую броню правой стороны 2-й башни ГК и срикошетировав от нее, пробила палубу полубака рядом с барбетом и взорвалась, по-видимому, над главной броневой палубой.
В обычных условиях такое попадание не должно была бы привести к фатальным последствиям. Тем более потрясающим оказалось то, что произошло, для наблюдателей с берега и с соседних кораблей.
В течение нескольких секунд видимых последствий попадания заметно не было, но затем внезапно, на доли секунды, в районе попадания появилась яркая вспышка желтоватого цвета. Немедленно после этого всю носовую часть корабля заволокло дымом. Над дымной пеленой, сквозь которую проступало ярко-желтое пламя, взметнулся черно-красный шар из дыма и огня, тут же превратившийся в быстро растущий дымный гриб, который стремительно поднялся на высоту нескольких сотен метров.
По всей гавани прокатилась мощная ударная волна, которую явственно почувствовали как на берегу, так и на других кораблях. В воздухе взрывная волна подбросила находившиеся над гаванью японские самолеты, как сухие листья - некоторые на несколько десятков метров. Окружающие корабли - в первую очередь кормовая часть линкора "Tennessee", стоявшего всего в 20 метрах, - были засыпаны горящими обломками. На "Tennessee" этот "огненный дождь" и разлившаяся горящая нефть доставили больше неприятностей, чем собственно японские бомбы.
Эти роковые секунды гибели "Arizona" оказались засняты на кинопленку. Врач с плавбазы гидроавиации "Curtiss" с началом атаки, правильно оценив историчность момента, достал свою ручную кинокамеру и начал снимать окружающие события на цветную пленку. В момент попадания японской бомбы камера случайно оказалась направлена на "Arizona", запечатлев в цвете и во всех подробностях жуткую картину гибели корабля.
"Arizona" сразу осел и начал погружаться. Это было заметно по кормовой части. Что происходило в носовой увидеть не удавалось прежде, чем рассеялся дым от первого взрыва, вся носовая и средняя части оказались охвачены огромным ярко-желтым пламенем, поднявшимся выше верхушек мачт, а уже через несколько минут весь корабль заволокло дымом и пламенем от быстро разливающейся вокруг него горящей нефти из разрушенных цистерн.
Для всех, кто наблюдал за этим жутким зрелищем, было ясно, что произошло самое страшное, что может случиться с линейным кораблем, - взорвались погреба главного калибра, в данном случае, носовой группы башен. При этом взорвались не снаряды, а заряды ГК. Фактически произошел даже не взрыв, а очень быстрое сгорание огромного количества метательного артиллерийского пороха. Образовавшаяся волна горящих пороховых газов под огромным давлением искорежила и разрушила носовую часть корпуса и подожгла все, что могло гореть, от топлива из разрушенных цистерн до краски на надстройках и палубного настила, в радиусе нескольких десятков метров от места взрыва.
Образовавшаяся мощная волна пороховых газов моментально разрушила несколько переборок в корму от носовой группы погребов, ворвалась в отсеки котельных отделений и вырвалась наверх через дымоходы, и в этот момент наблюдатели увидели высокий султан дыма, взметнувшийся из трубы. Отсюда появилась ошибочная версия, что одновременно с основным взрывом корабль был поражен еще одной бомбой в дымовую трубу. Впоследствии, однако, обнаружилось, что даже предохранительная сетка на трубе осталась целой.
Факт именно порохового взрыва подтверждался тем, что большинство наблюдателей определило звук как удивительно слабый, а некоторые вообще позже описывали этот звук даже не как взрыв, а как нечто похожее на "гигантский вздох". Если бы произошла детонация 356-мм снарядов главного калибра (т.н. "бризантный" взрыв), картина катастрофы была бы совсем другой. Раздался бы оглушительный грохот, слышный на десятки километров, а корпус корабля, по крайней мере в районе взрыва, был бы не разорван и искорежен, а буквально раздроблен на тысячи кусков, которые разлетелись бы не на десятки и сотни метров, а на многие километры. Скорее всего, в этом случае немедленно произошла бы и детонация погребов кормовой группы башен, и от корпуса "Arizona" вообще мало бы что осталось.
Однако и пороховой взрыв вызвал поистине катастрофические последствия. Найденный газами путь "расширения" через котельные отделения и дымовую трубу - оказался слишком "тесен", и за доли секунды нарастающее давление взрывных газов на обширном протяжении разрушил корпус корабля.
Осмотр после атаки показал, что тяжелые верхние палубы хоть и с противоосколочным бронированием несколько затруднили исход энергии взрыва вверх. В результате в районе носовых башен газы буквально вырвали небронированную часть наружного борта над броневым поясом, полностью разрушив все переборки и конструкции между броневой палубой и палубой полубака. Сами носовые башни и тяжелые броневые барбеты, на мгновение как бы "подпрыгнув", вновь опустились на место и "провалились" на 7 метров вниз, в разрушенный и "выпотрошенный" корпус. Тяжелая носовая надстройка с броневой рубкой и треногой мачтой завалилась вперед, нависнув над районом разрушений под углом примерно 45°.
Большие повреждения получила и подводная часть. Сразу под броневым поясом силой взрыва обшивка и внутренние переборки были моментально вырваны, и вода быстро затопила всю носовую часть до машинного отделения, поскольку в первые же пару секунд все переборки в нос от него были разрушены. Сам броневой пояс, однако, сыграл роль "пояса" в истинном смысле, направив энергию взрыва по нескольким боковым направлениям, но не допустив разрыва корпуса. Корабль опустился на дно искореженным, но целым.
Большинство членов экипажа, находившихся в носовой части, особенно на открытых боевых постах, при взрыве погибли сразу. Многие были контужены и сброшены взрывной волной в воду, где они должны были вновь искать спасение от быстро разливающейся горящей нефти. Ближайшими отсеками корабля, не пострадавшими от взрыва и затопления, стали погреба кормовой группы башен ГК, но и туда быстро проникала вода через появившиеся трещины и разрывы в переборках. Вскоре кормовая часть, продолжая гореть, погрузилась в воду почти по верхнюю палубу. В это время в корабль попали еще четыре (судя по всему, 800-кг бомбы). Однако на фоне грандиозного пожара и заволакивающего все вокруг дыма их попадание прошло почти незамеченным.
Несмотря на скоротечность гибели корабля, многие члены экипажа сумели показать выдающиеся образцы профессионализма, личной храбрости и даже героизма на боевом посту. Так, лейтенант-коммандер Сэмюэл Фукуа, офицер по борьбе за живучесть, возглавил борьбу с пожарами и организовал эвакуацию уцелевших членов экипажа, и его активные и грамотные действия спасли много жизней. Впоследствии он был награжден Медалью Почета.
По окончании японской атаки все спасательные средства флота были брошены на помощь аварийным кораблям. В первую очередь проводилась борьба с огнем, однако пожар на выступающей из воды части "Arizona" продолжался еще более 2 суток из-за нефти, которая продолжала вытекать из цистерн. Когда огонь был наконец потушен, специальные команды приступили к поиску и извлечению из обломков корабля останков погибших. Так, в одном из помещений были найдены тела погибшего почти в полном составе корабельного оркестра. Адмирал Айзек Кидд и командир линкора кэптен Ф. Ван Валькенбург в момент взрыва находились на мостике и погибли мгновенно. Посмертно они также были награждены Медалью Почета.
Тяжелая во всех отношениях работа по поиску и извлечению тел продолжалась много недель, пока поиски не перестали давать результат. В итоге более 900 членов экипажа так и не были найдены, исчезнув без следа при взрыве или оставшись под водой глубоко в лабиринте нижних помещений погибшего корабля. Общее количество погибших на "Arizona" составило 1103 человека из 1400, составлявших экипаж корабля, т.е. почти половина от общего числа (2335) жертв японского нападения.
В течение нескольких последующих недель под действием огромного собственного веса корпус "Arizona" глубоко погрузился в ил, и верхняя палуба постепенно ушла под воду. На поверхности остались только кормовые башни, треногая грот-мачта, шлюпочная палуба и изуродованный, завалившийся вперед массив носовой надстройки с треногой фок-мачтой. Теперь почти все работы на корабле проводились с помощью водолазов.
29 декабря "Arizona" был формально исключен из боевого состава флота. Объем полученных повреждений оставлял весьма мало надежд на восстановление. По некоторым данным, первое время рассматривалась возможность спасения только кормовой части - от 1/2 до 2/3 длины корабля. При этом предлагалось отрезать с помощью водолазов изуродованную носовую часть корпуса, поднять менее поврежденную "корму" и в сухом доке после соответствующего ремонта "достроить" к ней новую носовую часть. Однако детальный осмотр состояния корабля показал, что реализация этого плана потребует огромных усилий и затрат, и от этой идеи быстро отказались, тем более что уже в 1942 г. в строй одни за другим начали вступать линкоры новых серий. 1 декабря 1942 г. "Arizona" был окончательно исключен из списков флота.
Итак, линейный корабль "Arizona", потративший 25 лет на боевую подготовку, в результате внезапного нападения противника погиб в первые минуты войны, не нанеся врагу ущерба. Однако будет большой ошибкой утверждать, что жизнь (и тем более смерть) корабля оказалась бесполезной.
В межвоенные годы "Arizona", как и другие линейные корабли, являлся ценной "кузницей кадров" самых разных флотских специальностей, и многие офицеры, некогда служившие на нем, державшие на нем флаг или еще кадетами с трепетом ступившие на его надраенную палубу, как на палубу своего первого корабля, в военные годы оказались востребованы в самых разных областях, и не только на линейном флоте (один пример адмирала Нимица стоит многого).
А в годы второй мировой войны и особенно в первые месяцы после Перл-Харбора мрачный силуэт изуродованного остова "Arizona" на фоне зарева пожара стал громадного значения символом, растиражированным в десятках миллионах иллюстраций, плакатов и фотографий, - символом, наряду с песней "Remember Pearl Harbor!" ("Помни Перл-Харбор!"), моментально объединившим нацию и зовущим к возмездию.
Для рядовых граждан, читавших газеты, смотревших киножурналы новостей и привычно гордившихся мощью флота, растиражированный снимок горящего остова корабля стал потрясением, но не обезоруживающим, а мобилизующим. Сознание же моряков тем более было потрясено моментальной потерей громадного корабля в первые минуты войны. Как вспоминал Уильям Галлахер, пилот пикирующего бомбардировщика "Доунтлесс", когда через полгода, в июне 1942 г. у Мидуэя он начал пике на японский авианосец "Akagi", возглавлявший атаку на Перл-Харбор, то думал об "Arizona" (тогда, 7 декабря, Галлахер был в Перл-Харборе). И когда, сбросив бомбу и выйдя из пике, он увидел пожар и взрывы на палубе японского авианосца, Галлахер громко выкрикнул по рации - "Arizona", I remember you!!!" ("Arizona", я помню тебя!!! ")
Сам корабль, однако, по-прежнему также нуждался во внимании. Во-первых, было необходимо установить точные причины гибели. Даже без учета потопленных и поврежденных в Перл-Харборе кораблей, в составе флота продолжали находиться 7 линкоров конструктивно весьма близких к "Arizona", и причина моментальной гибели громадного корабля с большей частью экипажа не могла оставаться невыясненной.
Причина эта первое время оставалась загадкой. Согласно всем расчетам и оценкам, даже 800-кг бомба, сброшенная с такой высоты с горизонтального полета, не могла, а следовательно, и не должна была пробить броневую палубу, защищавшую зарядные и снарядные погреба.
В попытке установить истинную причину гибели линкора сформированная комиссия опросила спасшихся членов экипажа (всего спаслось 377 человек, все либо раненые, либо контуженные). При этом задавались вопросы как о моменте взрыва и гибели корабля, так и по организации службы и основных событиях на борту в период, предшествовавший японской атаке. Одновременно водолазы исследовали корпус на грунте, пытаясь по искореженным конструкциям определить точное место рокового попадания и взрыва бомбы, вызвавшего столь разрушительные последствия.
Потребовалось значительное время, прежде чем истинная причина фатального взрыва (оказавшаяся довольно экзотической) была достоверно установлена. Расследование показало, что причиной взрыва стал небольшой погреб с зарядами (картриджами) дымного (черного) пороха, предназначенными для использования в пороховых катапультах. Этот импровизированный погреб был оборудован в небольшой выгородке у барбета 2 башни, под верхней палубой (выше броневой палубы) как сугубо временная мера, упрощающая службу мирного времени (устранялась необходимость
вручную для каждого э z ка гидросамолета достав.- - из низов пусковые картриджи через несколько дополнительных люков и дверей в переборках и палубах).
Естественно, в военное время этот созданный для удобства "временный погреб" должен быть незамедлительно ликвидирован. Увы, никто не смог предугадать, что именно 7 декабря 1941 г. в течение нескольких минут время из мирного моментально станет военным. По всей видимости, бомба пробила палубу полубака непосредственно над этим погребом или рядом с ним. Вероятно, бомба или имела некондиционный (слишком тугой) взрыватель, или вообще проникла под палубу через открытый большой люк около барбета 2 башни. В противном случае, при ее относительно небольшой скорости, взрыв должен был бы произойти сразу после пробивания палубы полубака, т.е. еще над верхней палубой. Тем не менее бомба, по-видимому, пробила и верхнюю палубу и разорвалась уже под ней непосредственно внутри импровизированного "погреба" или рядом с ним. Пороховые "картриджи" немедленно воспламенились, создав мощную волну сжатых горячих газов, и через считанные доли секунды эти газы нашли себе дорогу через открытые по случаю жаркой погоды вентиляционные каналы вниз под броневую палубу, в зарядные погреба носовых башен главного калибра. Несколько сот 14-дюймовых пороховых полузарядов воспламенились почти одновременно, и через несколько секунд произошел тот самый фатальный "большой" взрыв, который произвел столь потрясающее впечатление на всех - от американских моряков на соседних кораблях до японских летчиков в воздухе над гаванью.
Помимо расследования причин гибели корабля, имелось и другое важное обстоятельство. На "Arizona" оставалось много ценного оборудования и материалов, которые, безусловно, следовало поднять и привести в порядок для последующего использования. Поэтому работы на ней продолжались и после исключения из списков флота.
В первую очередь, уже вскоре после гибели линкора, Бюро вооружений организовало демонтаж с корабля уцелевшей зенитной артиллерии и выгрузку ее боезапаса. Большинство прочих боеприпасов, в том числе из погребов 3 и 4 башен ГК, было выгружено с корабля с помощью водолазов к ноябрю 1942 года. Одновременно шла откачка нефти из топливных цистерн там, где до них можно было добраться. Если носовая оконечность корабля(до носовых казематов) и корма были относительно неповрежденными, то средняя часть, особенно внутри, где она была "выжжена" взрывными газами, представляла собой неузнаваемую мешанину искореженных конструкций, где работа водолаза была крайне опасной.
Стволы 356-мм орудий были демонтированы из всех башен, кроме № 1, и переданы в ведение армии. Кормовые башни "Arizona" также сняли и к концу установили с их орудиями и механизмами на о.Оаху в качестве батарей береговой обороны "Pennsylvania" и "Arizona", получившими названия в честь однотипных линкоров.
Первоначальные опасения по поводу грядущего японского десанта на Гавайи быстро прошли, и постройка батарей, весьма "фундаментальных" и сложных по устройству, продолжалась почти до самого конца войны. При этом батарея "Pennsylvania" в 1945 г. прошла стрельбовые испытания, а батарея под названием "Arizona" вновь оказалась "менее везучей" и не была официально введена в строй. Как и подавляющее большинство других американских тяжелых батарей береговой обороны, батареи "Pennsylvania" и "Arizona" с началом ракетной эпохи (в конце 40-х начале 50-х гг.) были разоружены и демонтированы.
Из более поврежденной 2-й башни демонтировали орудия (сняв крышу башни), но сама башня осталась на месте. 1-ю башню главного калибра вместе с орудиями, как получившую наибольшие повреждения (особенно ее подпалубные крепления), также оставили на своем месте. Срезали и сняли с помощью плавкрана разрушенную носовую надстройку, поврежденную носовую и практически невредимую кормовую треноги и все надстройки выше палубы полубака. Теперь из воды заметно выступала только верхняя часть барбета 3 башни ГК (странного вида громадное кольцо, приобретшее со временем ржавый цвет и мало что говорившее непосвященному зрителю).
Ситуация изменилась 7 марта 1950 года, когда командующий Тихоокеанским флотом адмирал Артур Рэдфорд подписал приказ, согласно которому над остовом "Arizona" каждый день должен был подниматься государственный флаг в память о жертвах, понесенных флотом в период начавшейся 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане.
Затем две последующие американские администрации - Д. Эйзенхауэра (1952-1960) и Д. Кеннеди (1960-1963) подготовили и утвердили ряд документов, согласно которым остов погибшего корабля приобретал статус "национального мемориала". В 1958 г. было утверждено строительство над корпусом корабля мемориального павильона. Согласно проекту, над палубой затопленного корабля, поперек его средней части, устанавливался понтон, опиравшийся под водой на специально вбитые в дно гавани опоры по оба борта корабля. На палубе понтона должен быть возведен павильон с большими проемами в стенах, обеспечивавшими обзор на детали корабля, выступающие из воды или прекрасно видимые сквозь тонкий ее слой. На мраморной мемориальной стене, установленной в павильоне, укреплены таблички с именами всех моряков "Arizona", погибших и пропавших без вести з момент гибели корабля.
Работы по сооружению мемориала начались в 1960 г. и велись во многом на пожертвования, собиравшиеся различными путями. Один из наиболее значительных вкладов был внесен Элвисом Пресли, который в 1961 г. провел благотворительный концерт в фонд мемориала "Arizona". Весной 1962 г. работы завершили, и комплекс был официально открыт 30 мая 1962 г. В мемориальный зал, вмещающий до 200 человек, туристы попадают на экскурсионных катерах. В 1980 г. при музее был открыт информационный центр, где посетители могут ознакомиться с максимально подробной информацией о корабле, приобрести книги, фильмы, модели и т.п. Тогда же флот официально передал контроль над музеем Управлению Национальных Парков США.
В штат музея входит команда водолазов, периодически проводящая детальное обследование, фото- и видеосъемку затопленного корабля. Громадный корпус по-прежнему является сложным организмом, живущим "своей жизнью". В нем поселилось множество морских обитателей, а время от времени на поверхность по-прежнему поднимаются пузырьки нефти из поврежденных цистерн, до которых некогда не смогли добраться через обломки водолазы ВМС. Как корабль, погибший в бою под огнем противника, линкор "Arizona" был "посмертно" награжден Боевой Звездой.
В 1999 г. недалеко от мемориала "Arizona" был установлен другой выведенный из боевого состава флота знаменитый линкор -- ВВ 63 "Missouri" (типа "Iowa"). Гибель "Arizona" бросила мрачную тень на день вступления США во вторую мировую войну; подписание же капитуляции Японии на борту "Missouri" ознаменовало окончательную победу. Почти 50 послевоенных лет "Missouri" продолжал свою службу, то выходя в резерв, то возвращаясь в действующий флот, и вот в самом конце века он встал на стоянку рядом с одним из самых знаменитых своих предшественников - линкором "Arizona". Но кто знает - навсегда ли? ...Как гласит многолетняя история боевого использования американских линкоров (а также название известного фильма) - "иногда они возвращаются"!...
Военно-морская база Перл-Харбор стала одной из центральных событий XX века, а гибель линкора «USS Arizona » была центральным событием Перл-Харбора. С памятного дня 7 декабря 1941 года линкор «USS Arizona » стал для Америки вехой, символом потери и мужества. Из всех погибших в то воскресное утро, около половины находились на борту этого корабля. Однако события закончившиеся гибелью линкора «USS Arizona » остаются загадкой.
Сегодня линкор «USS Arizona » по-прежнему впечатляющий символ. Ежегодно около одного миллиона человек посещают место гибели корабля. На глубине в несколько метров внутри его медленно разрушающегося корпуса все еще лежат замурованными более 900 моряков.
7 декабря линкор «USS Arizona » жил обычной утреней жизнью. На мостике уже подняли сигнальные флаги, к борту подплывали лодки со священниками. Это должно было быть обычное воскресное утро на Гавайях, но в это время японские бомбардировщики находились в 5 минутах лета от военно-морской базы. В 08:00 время для линкора «USS Arizona » остановилось. Адмирал отряда линкоров Айзек Кит погиб при взрыве, как и другие 1176 членов экипажа. Все что от него осталось это кольцо его выпуска из военно-морской академии, которое вплавилось в борт корабля. Капитан линкора «Аризона» Франклин Ван Валкенбург тоже погиб при взрыве. Пожар бушевал 3 дня. Корабль был уничтожен полностью. Разбор обломков продолжался почти 2 года до осени 1943 года. Было обнаружено 233 тела погибших, более 900 моряков по-прежнему остаются внутри корпуса линкора. Легенды и мифы окружают гибель линкора «USS Arizona » с того самого трагического дня. Некоторые из этих легенд упоминаются даже на монументе, недалеко от мемориала «Аризона»: «Торпеды ударили в корпус. На палубу упали 7 авиационных бомб, затем бомба попала в трубу, окончательно разрушив корабль ». Но что же на самом деле произошло? Как такой огромный мог быть уничтожен за считанные секунды, и можно ли было предотвратить эту катастрофу?
Нападение японцев на Перл-Харбор породило бесчисленное количество книг и фильмов, как художественных, так и документальных, однако осталось очень мало кадров первых минут нападения. Немногие существующие съемки содержат кадры запечатлевшие ужас первых минут атаки японцев, но, пожалуй, самые поразительные кадры были сделаны военным врачом по имени Эрик Хаакенсон. На них изображен непосредственно момент взрыва линкора «USS Arizona ». Среди убийственного хаоса того утра этот человек оказался в нужное время, в нужном месте, глядя в правильном направлении, сделав кадры с госпитального судна «Solace ». Видео хроника последние 50 лет находилась в национальных архивах и их никто до сих пор не изучал. Современная цифровая реконструкция фотодокументов, специальное исследование и детальное изучение исторических документов помогут восстановить ключевые моменты гибели линкора «Аризона» .
Многие свидетели заявляли, что видели, как бомба попала прямо в дымовую трубу линкора. Но эти свидетели ошибались - внутри трубы совершенно нет следов взрыва бомбы. Точную последовательность взрывов погубивших линкор стало результатом почти двадцатилетнего планирования, но само начало истории относится к началу войны, которая должна была завершить все войны, а завершилась она с окончанием эры линкоров.
Линкор «USS Arizona » был заложен 16 марта 1914 года на Бруклинской верфи. При этом присутствовал человек, которому предстояло сказать последнее слово о корабле 8 декабря 1941 года, Франклин Рузвельт.
линкор «USS Arizona» фото
линкор «USS Arizona» на службе у государства
Первые годы XX века великие державы мира соревновались в строительстве самых больших кораблей с самым мощным вооружением. Это было проявлением национальной гордости, но они были обречены, так как будущее войн было в воздухе, а не на море. Но руководители американского флота не хотели признавать такого будущего, в котором не было места линкорам. В 1922 году Вашингтонский морской договор ограничил размеры и количество линкоров в британском, американском и японских флотах. США и Великобритания оставили за собой подавляющее преимущество, ограничив количество японских линкоров до 40 процентов от собственной численности. Тогда японцы решили превзойти своих соперников с воздуха.
Тем временем американская тихоокеанская империя, включавшая Гавайи и Филиппины была в безопасности, а послевоенная жизнь на борту линкора «USS Arizona » была близка к райской. С началом депрессии в 1929 году гарантированная койка и трехразовое питание на корабле казались вполне приемлемыми условиями. Свидетельства этой жизни можно найти в экспонатах мемориала линкора «USS Arizona ».
В конце 30-х годов XX века противоречие Америки и Японии нарастали. Для того чтобы вести войну нового типа японцы превратили линкоры и крейсеры в авианосцы. Затем они занялись снарядами, предназначенными для стрельбы из орудий линкоров, превратив их в бронебойные бомбы. Линкоры имели мощную защиту бортов, ведь именно сюда ожидался огонь по кораблю. Но сверху их броня была намного тоньше. Японцы считали, что бомба подходящего калибра, сброшенная с определенной высоты, может пробить палубу на необходимую глубину. Но главным в этой атаке оставался расчет, ведь сброшенная с чрезмерной высоты бомба пробьет линкор насквозь или сброшенная с недостаточной высоты бомба вовсе не пробьет бронированную палубу. Эти бомбы продолжали испытывать пока с конца 1930 годов до лета 1940 года линкор «USS Arizona » бороздил мирный Тихий океан.
В 1937 году нарастающее в Тихом океане противостояние обострилось. Японцы развязали жестокую войну в Китае. Эта война отразилась на всем обществе. Усилилась власть военных. Тотальная война означала тотальную мобилизацию. Но военные знали нечто, чего не знало население. Времени оставалось немного. У японцев заканчивались ресурсы для содержания современной армии и государства, а нефть в первую очередь требовалась флоту, а собственных запасов у них не было. Характерным обстоятельством того времени было то, что нефть поступала их голландской Вест-Индии или современной Индонезии, а не из Ближнего Востока. Таким образом, внимание японцев обратилось к юго-восточной Азии, и ее нефти.
США, передислоцировав из Калифорнии на Гавайи в 1940-м году линкор «USS Arizona » и многие другие корабли дали понять, что будут противостоять любым попыткам Японии завладеть этой нефтью. Японцам нужно было нейтрализовать тихоокеанский флот. И они начали довольно глупую и убийственную войну. Адмирал Ямамото талантливый японский флотоводец, руководивший военным планированием, хотел быть уверен, что время работает на его страну. Он понимал, что у Японии не будет шанса на победу в случае лобового столкновения с США, поэтому решил подорвать боевой дух американцев, уничтожив их главные военные корабли.
К 1941 году в небе над Тихим океаном господствовали японцы. Годы тренировок и война в Китае научили их наносить убийственные удары, где угодно и в любое время суток. Японские морские офицеры нового поколения были убеждены, что крупные линкоры можно уничтожать с воздуха, но им требовался подходящий самолет. И такой самолет был создан в конце 30-х годов. Этим летательным аппаратом, позже прозванным Кейт, управлял экипаж из трех человек. Он мог взлетать с авианосца и нести со скоростью 500 км/час бомбы весом около 1 тонны.
Нападение произошло на рассвете 7 декабря 1941 года. Перл-Харбор беспечно спал, когда с севера приблизились эскадрильи вражеских самолетов и нанесли две молниеносные атаки: первая 07:53- 08:15, вторая 09:00-09:20. Линкор «USS Arizona » был уничтожен уже на 13 минуте первой атаки. В среднем в нападении участвовало около 300 японских бомбардировщиков и 40 торпедоносцев. На подходе к американской военно-морской базе они разбились на группы в соответствии с боевыми заданиями - пикирующие бомбардировщики атаковали аэродромы, а торпедоносцы с обеих сторон острова форта. После 08:04 в линкор «USS Arizona » попало 5 бомб. Одна из них отскочила от ствола орудия. Вскоре линкор взорвался. Пламя взметнулось на 240 метров. На госпитальном судне «Soles » было видно этот пожар.