Домой / Курорты Новороссийска / Мемориал аризона. Сша- штат гавайи -перл харбор- мемориал аризона

Мемориал аризона. Сша- штат гавайи -перл харбор- мемориал аризона

Место: Пёрл-Харбор, остров Оаху, Гавайи, Америка

Прибыв рано утром из Мельбурна в Гонолулу (остров Оаху) , забрав тут же в аэропорту машину в рентовой службе, мы первым делом отправились в Пёрл-Харбор .

В переводе с английского Pearl Harbor означает “Жемчужная гавань” , но к сожалению на сегодняшний день место это известно далеко не жемчугом, а именно нападением Японии на военно-морскую базу США 07 декабря 1941 года.

Из Википедии: Пёрл-Харбор - гавань на острове Оаху (Гавайи). Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США.

7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Пёрл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.

В 1875 году США и королевство Гавайи заключили договор о сотрудничестве, по которому флот США получал доступ к гавани Пёрл-Харбор в обмен на специальные условия для импорта гавайского сахара в США. Позже, по итогам Испано-Американской войны 1898 года США окончательно аннексировали Гавайи.

После аннексии гавань была расширена, что дало возможность принять больше кораблей. В 1908 году была построена судоверфь.

В настоящее время Пёрл-Харбор является крупнейшей военно-морской базой США на Тихом океане и штаб-квартирой тихоокеанского флота США. Судоверфь, расположенная рядом с гаванью, обеспечивает работой 12 000 человек.

В память о погибших американских моряках на месте затонувшего линкора «Аризона» создан мемориал. Ещё одним памятником событий войны на Тихом океане является находящийся на вечной стоянке в Пёрл-Харбор линкор«Миссури», на котором 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии.

Не станем вдаваться в исторические события, произошедшие здесь в декабре 1941 года. Информации об этом предостаточно как в интернете, так и в книгах и в фильмах.

Расскажем лишь кратко о том, где мы побывали в Пёрл-Харбор и что мы там увидели.

Информационный центр Pearl Harbor Historic Sites находится примерно в 10-15 минутах езды от международного аэропорта Гонолулу. Часы его работы начинаются уже с 7 утра, что для нас было очень удобно, т.к. заезд в гостиницы на Гавайях очень поздний (в 15:00) и какими бы мы уставшими не были после долгого перелета, хотелось с максимальной пользой провести первую половину дня и посмотреть как можно больше.

В информационном центре мы были уже около 8 утра, получили на руки билеты для посещения мемориала линкора Аризона (билеты бесплатные). Билеты “привязаны” к определенному времени, а время посещения зависит от количества посетителей в день. А их там всегда много! Даже на сайте Pearl Harbor Historic Sites написано предупреждение, что время ожидания может быть очень долгим.

Нам достались билеты на 12 часов дня. Таким образом в нашем распоряжении были почти 4 часа до начала экскурсии к мемориалу линкора Аризона (Arizona Memorial).

Здесь в Pearl Harbor Historic Sites можно много что посмотреть – а это:

Arizona Memorial, Pacific Aviation Museum Pearl Harbor, USS Bowfin Submarine Museum & Park, Battleship Missouri Memorial, так же многочисленные павильоны с историческими данными и представленными там разного рода экспонатами с видео- и аудиосопровождением.

Музеи Battleship Missouri Memorial и Pacific Aviation Museum Pearl Harbor находятся тут же недалеко на острове Ford Island .

А т.к. Пёрл-Харбор и по сей день представляет из себя действующую военную базу, то доступ к острову Форд “простым смертным” ограничен и попасть туда можно только на специальных автобусах-шаттлах, которые курсируют между музеями и информационным центром каждые 15 минут.

Рюкзаки и сумки тоже лучше оставить в машине или в платных ячейках для хранения у информационного центра, с собой их брать нельзя. Фото- и видеокамеры – можно.

Более подробную информацию о билетах, часах работы, местонахождении всех представленных там музеев и исторических площадок можно посмотреть на сайте Pearl Harbor Historic Sites:

www.pearlharborhistoricsites.org

или еще здесь: www.nps.gov/valr/index.htm

Ниже – краткое видео одного из местных туристических агентств, в котором перечислены и показаны основные исторические площадки как в Пёрл-Харбор, так и два музея в Гонолулу (в которых мы и успели побывать сегодня до начала экскурсии к мемориалу линкора Аризона).

Мемориал линкора Аризона (Arizona Memorial)

Из Википедии: Мемориал линкора «Аризона» расположен в Пёрл-Харбор на месте гибели линкора.

Представляет собой бетонную конструкцию, установленную над затонувшем корпусом корабля, не касаясь его.

Мемориал построен в честь погибших 1177 человек на линкоре Аризона во время нападения японских сил на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года.

Мемориал был построен в 1962 году, с тех пор его посетило около одного миллиона человек.

5 мая 1989 года остатки затонувшего линкора объявлены национальным историческим памятником.

К мемориалу можно попасть только по воде, для этого у мемориала пристроена пристань.

Возле входа в здание мемориала расположен один из трёх якорей «Аризоны», главный зал мемориала имеет 7 окон, символизирующих дату нападения на Пёрл-Харбор.

На стены здания нанесены имена всех 1177 погибших моряков с «Аризоны».

На месте мемориала на поверхности воды по-прежнему появляются масляные пятна, всплывающие со дна, которые называют «слезами Аризоны».

Ещё до постройки мемориала появилась традиция по которой каждый президент США должен хотя бы раз посетить место, где была затоплена «Аризона».

Церемонию также посещали нынешний и бывший императоры Японии.

Перед началом экскурсии в мемориал линкора Аризона сотрудники-гиды проводят с каждой группой короткую “беседу” на тему техники безопасности, из чего состоит экскурсия и потом еще проверяют билеты, чтобы указанное время на них совпадало с началом экскурсии.

Затем организованную толпу ведут в большой кинозал и показывают короткий документальный фильм о том, как развивались исторические события здесь в Пёрл-Харбор в декабре 1941 года.

Фильм длится где-то минут 25. Затем организованную толпу гиды усаживают на небольшой теплоход, который везет посетителей к мемориалу линкора Аризона.

Недалеко от линкора у причала виден так же Battleship Missouri Memorial .

Теплоход высаживает привезенную группу и тут же забирает предыдущую.

Сам мемориал небольшой, построен он над линкором Аризона – было принято решение не поднимать со дна затонувший корабль и оставить его в воде.

До сих пор из его недр просачивается топливо, это отчетливо видно на поверхности воды.

Как рассказано выше в Википедии – эти пятная еще называют “слезы Аризоны”.

Вся экскурсия длится где-то час с лишним.

После нее, когда нас привезли обратно к информационному центру, мы еще прошлись по павильонам, посмотрели там представленные экспонаты.

Сложно здесь писать такие эпитеты как “понравилось, интересно, впечатлило и т.д.”.

Это место специально организовано для того, чтобы чтить память погибших людей. Поэтому и атмосфера и информация и мысли там соответствующие.

После Pearl Harbor Historic Sites мы отправились в Гонолулу в район Вайкики , а это примерно полчаса езды на машине.

Уладили все вопросы с заселением в нашу гостиницу, не смогли припарковать машину в подземном гараже при гостинице. Место было, но втиснуться в него было просто нереально.

Гостиница тут же предложила другой вариант парковки – рядом в большом торговом центре, до него пешком – минуты три. Парковка машин у большинства гостиниц на Вайкики платная, в нашем случае это было $20 в сутки.

Разобравшись со всеми нюансами нашего проживания, мы потопали обедать. Отобедали мы знатно в одном из ресторанчиков в районе Waikiki Beach Walk .

Кстати, кому интересно – на заметку: во многих ресторанах и кафе есть “happy hours”, т.е. в определенные часы дня предоставляется большая скидка на те или иные блюда из меню. Особенно большой популярностью эти happy hours пользуются вечером и во многих ресторанах даже большие очереди образуются.

Ваши неугомонные Ната и Тёма

Перл Харбор или Перламутровая бухта, база Тихоокеанского флота США в штате Гавайи, расположена на острове Оаху недалече от столицы Гонолулу. Собственно мемориал состоит из нескольких самостоятельных музеев: Мемориал Аризона, Мемориал линкора Миссури, музей авиации и подводная лодка Боуфин. Посещение первого бесплатное, на остальные групповой билет около 45 бачей. Для посещения необходимо проехать на территорию базы, а перед этим записаться, так что ограничились халявой.

Перед посещением самого мемориала нужно пройти в небольшой музей, пройти по залам и посмотреть 20и минутный фильм о нападении японцев на базу. Немного из того, что запомнилось, целью атаки был не захват базы, а вывод из строя флота для получения преимущества на воде с целью проведения широкомасштабных операций в этой части Тихого океана. Для этого Япония отправила к островам группировку из 6 авианосцев с 400 ми самолетами на борту и несколькими десятками миниподлодок-камикадзе. 7 декабря 1941 года японцы нанесли удар, в результате которого Америка потеряла 8 линкоров и 11 вспомогательных кораблей, практически была уничтожена авиация базы, 188 самолетов полностью разрушены и 128 сильно повреждены, погибло 3573 человека.

Макет линкора Аризона. По разным источникам по корпусу попало от 1 до 5 авиабомб, что привело к детонации боезапаса, корабль развалился пополам и затонул, все произишло на 13 минуте атаки. Из 1400 членов экипажа погибли 1177 моряков.

Макет японского авианосца Акаги. Всего в воздух поднялось 350 самолетов, потери составили 29 едениц, в живой силе потери 55 человек. Кроме того потоплены 5 миниподлодок.

Игороку Ямомото, адмирал флота и маршал Японии, разработчик плана операции и реализатор его на деле. Выпускник Гарварда, военный атташе в Вашингтоне, последовательный сторонник мирного решения конфликтов и противник войны с США. Однако император и правительство дали приказ. Отдадим должное янки, в результате последовательных действий обидчика удалось уничтожить в 1943 году, самолет адмирала был сбит в районе Саломоновых островов.

План операции

Японские боеприпасы

Какие то экспонаты

Макет мемориала Аризона, хорошо понятно конструктивное устройство, бетонный памятник над корпусом затонувшего корабля.

Ветераны. По их оценке фильм с Афлеком весьма точно воспроизвел те события.

После осмотра музея и просмотра короткого фильма грузимся на катера и через пару минут мы на месте.

Путь проходит по акватории действующей военно-морской базы, дающей хлеб почти 12000 гражданским спецам. Секретные фото прилагаю.

Мемориал построен в 1962 году, получил статус национального исторического памятника в 1989 году, для янки это святое место, по неписанным законам каждый действующий президент обязательно должен посетить мемориал.

Осмотр длится 20 минут

Остатки орудийной башни. Масляные пятна на воде это вытекающее по каплям горючее из танков, коего осталось там порядка 400 тонн. Здесь это называют слезами Аризоны.

Семь проемов во все стороны, как символ даты атаки, по замыслу архитектора.

Музей подводной лодки Боуфин.

Музей холодной войны под открытым небом

Мемориал линкора Миссури, знакомый нам по фильму со Стивеном Сигалом в роли повара. Служил верой и правдой почти 50 лет после окончания войны, превращен в музей в 1999 году. Именно на его борту был подписан акт о капитуляции Японии в сентябре 1945 года, что означало конец 2 мировой войны, не путать с ВОВ.

Из 1400 членов экипажа погибли 1177 , их имена выбиты на плитах. В результате разбора обломков за два послевоенных года удалось извлечь останки 233 моряков. Но тела были так изуродованы, что не подвергались идентификации, поэтому родственики попросили остановить работы. До сих пор внизу находятся 900 тел. Многие из выживших завещали опустить урны с их прахом после кончины в корпус корабля к боевым товарищам. Последнее захоронение было в 2012 году на дату посещения.

Итоги атаки на Перл Харбор не заканчиваются потерями с обеих сторон. Слова адмирала Ямомото "боюсь, мы разбудили спящего исполина, и теперь он переполнен гневом " оказались пророческими. Несмотря на кажущиеся большими, потери на практике оказались не так страшны. Америка потеряла 8 старых линкоров, тихоходных и не имеющих возможность участвовать в сотаве авианосных групп. К тому же, 6 из них были восстановлены и вернулись в строй еще до конца войны. Главная ударная сила тихоокеанского флота 4 авианосца на момент атаки находились в море и не пострадали. Кроме того, японцы почему то не уничтожили огромные запасы топлива в хранилищах, что могло вывести базу из строя на долгие месяцы. Не подверглись разрушению доки и судоверфь, что дало возможность восстанавливать корабли на месте. В июне 1942 года Мидуэйское сражение положило конец японским успехам на море. Стало очевидным, что роль главной ударной силы на море перешла к авианосцам. Кроме того, важнейшим итогом Перл Харбора был огромный психологический эффект, волна патриотизма объединила американцев перед лицом угрозы. Нападение развязало руки президенту Рузвельту, который до этого не мог получить одобрение парламента на ведение боевых действий. На следующий день США вступили во вторую мировую войну.

Начало 20 века ознаменовалось строительством самых крупных кораблей, имеющих мощнейшее вооружение. Каждая страна стремилась построить военное судно, превосходящее по размерам и силе боевую технику противника. Линкоры выступали в роли главной силы флотилии. Линейный корабль «Аризона», оставивший значимый след в истории военных событий тех времен, стал для своей страны символом мужества и скорби по погибшим морякам, отдавшим свою жизнь в декабре 1941 года в битве за Перл-Харбор. В игре World of Warships этот линкор представляет класс американских кораблей.

Для каждого государства в те времена наращивание боевой силы стало первоочередной задачей. Некоторые страны делали ставку на авиацию, другие на морской флот.
Американцы не собирались уступать в боевой мощи соперникам, поэтому США вместе с Англией заключили в 1922 году в Вашингтоне договор, ограничивающий количество линейных кораблей в американском, британском и японском флотах. И когда в конце тридцатых годов напряжение между Японией и Америкой стало нарастать, в ход пошла тяжелая артиллерия. На боевую арену вышли крейсеры и линкоры, причем японцы умело переделали их в авианосцы, снабдив зарядами, предназначенными для линейных кораблей. Основной задачей японского военно-морского флота было подорвать боевой дух противника, уничтожив их главную военную технику.

Война разворачивалась за нефтяные ресурсы, которые бы обеспечивали содержание армии и флота. А так как собственных запасов у Японии не было, их главной целью стало завладеть так называемым черным золотом. США, раскрыв преступные планы Японии, передислоцировали из Калифорнии на Гавайи, где ожидалось нападение, все свои самые мощные боевые корабли, включая линкор «Аризона». Этим они дали понять, что готовы противостоять любым нападкам со стороны японских военных.

Технические характеристики линейного корабля «USS Arizona»:

Размеры:
длина – 180 м по ватерлинии, ширина – 32 м, скорость - 21 узел, водоизмещение – 31400 т.

Вооружение:
Артиллерия – 12 орудий главного калибра 356-мм, 22 орудия калибром 5"/51
4 орудия калибром 76/23
4 × 47 мм салютных орудия
2 × 1-pounders (37 мм)
В период I-й мировой войны: 4 × 3- 356-мм/45
14 орудий калибром 127/51
4 орудия АА калибром 76/23
4 × 47 мм салютных орудия
2 × 1-pounders 37 мм 2×7,62 мм пулемёта
Минно-торпедное орудие: 2 × 533 мм торпедных аппарата.

Экипаж корабля:
1385 матросов и офицеров.

Однако американцы не ожидали, что японцы могут атаковать такой хорошо защищенный корабль с воздуха. В конце тридцатых годов японские конструкторы создали самолет, способный взлетать с авианосца со скоростью 500 км в час. Его бомбы весом в 1 т могли наносить сокрушительные удары, разрушительная сила которых позже была продемонстрирована на «Аризоне».

Утром 7 декабря 1941 года произошло нападение на военно-морскую базу Перл-Харбор. Эскадрилья вражеских самолетов нанесла две молниеносные атаки, уничтожившие линкор «USS Arizona», не дав ему и опомниться. Шансов у корабля не было, так как моментально среагировать на три сотни японских бомбардировщиков и 40 торпедоносцев было просто нереально. Линкор взорвался от прямого попадания 5 бомб, одна из которых упала в носовой пороховой погреб. Произошла детонация. Взрыв был настолько сильным, что по мощности его можно было сравнить с огромным цунами. Корабль, расколовшись на две части, пошел ко дну. Выжить удалось лишь каждому девятому члену экипажа.

В истории Америки гибель линкора - знаменательная дата. По сей день американцы чтят память павших, ежегодно посещая место гибели судна. Знаменитый мемориал линкора «Аризона» расположен на военно-морской базе в Перл-Харбор – месте, где корабль нашел вечное пристанище, затонув в момент налета японской авиации. Этот исторический памятник был построен в честь 1177 погибших моряков. По некоторым данным затонувший линкор также стал местом вечного покоя более 900 моряков, останки которых находятся в железном корпусе затонувшего судна. Существует легенда, якобы над местом гибели корабля на водной поверхности расплывается сиренево-алое пятно – масло, просачивающееся из машинного отделения, с виду напоминающее слезы. Американцы считают, что это корабль плачет по своему экипажу.

Длина готовой модели: 93 см
Количество листов: 31
Формат листов: A4

Описание, история

Линейный корабль ВВ 39 "Arizona" заложили на верфи Нью-Йорк Нэйви Ярд 16 марта 1914 года. В на­чале постройки циркулировали слухи, что корабль по­лучит имя "North Carolina" (родной штат Секретаря флота Джозефуса Дэниелса), однако эти предсказания не подтвердились, и линейный корабль получил имя "Arizona".

В день спуска на воду 19 июня 1915 г. мисс Эстер Росс из г. Прескотт, дочь одного из почтенных граждан Аризоны, исполнила традиционный обряд крещения. Церемония была немного необычной - помимо тради­ционной бутылки шампанского, о борт корабля разби­ли бутылку с водой из водохранилища, образованного недавно построенной Дамбой Рузвельта в Аризоне. Это водохранилище, очень важное для штата в хозяйствен­ном отношении, было полностью заполнено водой лишь за 4 дня до спуска линкора. После того как корпус лин­кора успешно сошел на воду, постройку продолжили на плаву. Наконец по окончании достройки и испытаний 17 октября 1916 г. новый линейный корабль официаль­но приняли в состав флота. Его первым командиром стал кэптен Джон Д. Макдональд.

16 ноября 1916 г. новейший линкор вышел из Нью-Йорка в свой первый поход. Сначала "Arizona" маневрировал у мыса Вирджиния, где экипаж осваи­вался с кораблем и проходил необходимый началь­ный цикл учений и тренировок. Затем после захода в Ньюпорт направился на юг - кубинские воды были традиционным районом проведения боевой подго­товки американского линейного флота. Посетив за­лив Гуантанамо, корабль вновь направился на север и прибыл в Норфолк 16 декабря, чтобы провести циклы артиллерийской боевой подготовки в районе Танжер Саунд.

Однако во время первого похода выявились се­рьезные проблемы с турбинами, которые впервые обозначились еще в период ходовых испытаний - вклю­чая отрыв лопаток и выход из строя одной из четырех турбинных установок. В канун Рождества линкор был направлен на "родную" верфь Нью-Йорк Нэйви Ярд для ремонта и устранения всех выявленных дефектов. На проведение работ потребовалось несколько меся­цев (включая постановку корабля в сухой док), и лишь 3 апреля следующего, 1917 г. "Arizona" покинул верфь, вернувшись в состав действующего флота.

В течение 1917 г. в штате Аризона были по под­писке собраны средства на приобретение представи­тельского серебряного сервиза, который подарили за­тем экипажу корабля.

Как и большинство других новейших "нефтя­ных" линкоров, со вступлением США в войну "Arizona" не был направлен в Англию, где ощущался недостаток жидкого топлива. Поэтому до окончания войны "Arizona" служил в составе 8 дивизии линкоров США (Атлантический флот). Линейный корабль базировал­ся в Норфолке и действовал у Восточного побережья США в основном в районе между Нью-Йорком и мы­сом Вирджиния.

Впервые "Arizona" направили в европейские воды уже после заключения перемирия (11 ноября 1918 г.). 18 ноября линкор покинул Хэмптонский рейд и 30 ноября прибыл в Портланд, где был включен в состав 6 дивизии линейных кораблей Гранд-Флита, составлен­ной из прибывших в Англию американских дредноу­тов. 12 ноября он вместе с другими кораблями вышел в море для торжественной встречи лайнера "George Washington", на борту которого направлялся в Европу Вудро Вильсон. Новейший супердредноут был важным элементом почетного эскорта, в окружении которого лайнер 13 декабря прибыл в Брест.

Здесь "Arizona" принял на борт 238 американ­ских военнослужащих, возвращавшихся из Европы домой, и на следую­щий день, 14 декабря, вышел в море, прибыв в Нью-Йорк вечером в день Рождества, 25 декабря 1918 г. На следующий день ко­рабль посетил секре­тарь флота Д. Дэни­еле. Встретив Новый год в Нью-Йорке, ко­рабль задержался здесь на несколько недель для отдыха экипажа, после чего 22 января 1919 г. вы­шел в море и на сле­дующий день прибыл в Норфолк.

Приняв топли­во и все виды снабже­ния, 4 февраля "Arizona" вместе с другими линкорами Атлантического фло­та вышел в море и на­правился на юг в Карибские воды, для проведения ежегод­ных зимних маневров. Прибыв в залив Гуан­танамо 8 февраля, линкор в течение не­скольких дней прини­мал активное участие в учениях, после чего посетил с трехдневным визитом Тринидад и, зайдя по пути в Гуантанамо, 9 апреля направился домой, прибыв на Хэмптонский рейд через три дня - утром 12 апреля, а уже вечером того же дня вновь вышел в море, во второй раз направляясь в Европу.

Прибыв в Брест 21 апреля, линкор оставался здесь почти 2 недели, символизируя своим присут­ствием мощь американского флота и активную за­интересованность и вовлеченность США в мировые и, в частности, европейские дела. Однако в этот пе­риод в результате военного конфликта между Гре­цией и Турцией обострилась политическая и воен­ная ситуация в средиземноморском регионе. Воору­женные силы Греции оккупировали порт Смирна, что вызвало активное противодействие турецких наци­оналистов, вылившееся в серьезные бои с примене­нием артиллерии. По мнению госдепартамента США, ситуация прямо угрожала жизни и имуществу нахо­дившихся в Смирне и ее окрестностях американских граждан, и в результате "Arizona" получил приказ направиться в данный регион и обеспечить их безо­пасность и эвакуацию.

3 мая линкор покинул Брест и через 8 дней, обо­гнув Испанию и пройдя Гибралтарский пролив, при­был в порт Смирна. Здесь из экипажа "Arizona" была сформирована десантная партия. Высадившись на бе­рег, отряды моряков взяли под охрану американское консульство и обеспечили безопасную доставку на борт корабля присутствовавших в городе американских граждан. Пока в городе продолжались бои и неизбеж­ные в подобной обстановке общественные беспорядки, эти люди оставались на борту корабля вместе со мно­гими греческими семьями, многие из которых, опаса­ясь резни, также попросили о предоставлении времен­ного убежища на борту "Arizona". К концу месяца си­туация в городе несколько нормализовалась, что по­зволило этим людям вновь вернуться на берег, и 9 июня "Arizona" покинул Смирну и направился домой, с ко­ротким заходом в Константинополь, где принял на борт американского генерального консула Л. Морри­са. "Arizona" стал первым линейным кораблем США, вошедшим в пролив Босфор (в следующий раз такое событие имело место лишь через 27 лет - во время сре­диземноморского учебного похода линейного корабля "Missouri" в 1946 г.).

15 июня "Arizona" вышел из Константинополя в Нью-Йорк, куда и прибыл 30 июня без дальнейших про­исшествий.

Весь остаток года "Arizona" продолжал актив­ную боевую учебу у Восточного побережья США. прой­дя в конце года текущий ремонт и небольшую модер­низацию на верфи Нью-Йорк Нэйви Ярд. В этот пери­од на корабле были установлены платформы для за­пуска самолетов-разведчиков и корректировщиков на крышах 2-й и 3-й башен ГК.

Покинув верфь 6 января 1920 г., "Arizona" в составе 7 дивизии линейных кораблей направился в знакомые кубинские воды для участия в ежегодных больших зимних учениях. В период маневров корабль базировался на Гуантанамо. Испытания установлен­ного авиационного оборудования показали явную полезность самолетов, но система их запуска и хра­нения вызывала серьезные нарекания: платформы затрудняли действие артиллерии, ограничивали об­зор с мостика (носовая), а старт самолетов был небе­зопасен. Очевидной была необходимость разработ­ки более совершенной системы, в частности, введение катапультного старта, что и было сделано не­сколько лет спустя.

Помимо участия в учениях, линкор посетил с дружественными визитами британские владения Брид­жтаун (о. Гренада) и Барбадос, а также Колон (зона Панамского канала), после чего 1 мая 1920 г. вернул­ся в Нью-Йорк, где простоял чуть более 2 недель. Вновь выйдя в море 17 мая, корабль более месяца про­водил курс боевой подготовки у Восточного побере­жья, посетив при этом Норфолк и Аннаполис. 25 июня "Arizona" снова вернулся в Нью-Йорк, где и базиро­вался следующие 6 месяцев, регулярно выходя в море на артиллерийские стрельбы и прочие учения. 17 июля 1920 г. кораблю было официально присвоено иденти­фикационное обозначение ВВ-39 - номер корабля со­ответствовал его порядковому номеру внутри класса (ВВ - линейный корабль). С тех пор этот принцип, неизменный по существу, хотя и дополненный новы­ми классами кораблей, служит основой для присвое­ния бортовых номеров кораблям флота США.

С 23 августа "Arizona" выполнял функции флагманского корабля. На линкоре держал флаг командующий 7 дивизией линкоров контр-адмирал Эд­вард В. Эберли. Корабль встретил Новый, 1921 год, в Нью-Йорке, после чего (как и в предыдущем году) 4 января вышел в море для участия в зимних учениях линейного флота в Карибском море и в зоне Панам­ского канала.

19-20 января корабль, пройдя вместе с други­ми линкорами Панамский канал, прибыл в залив Панама, откуда 22 января они вышли в Кальяо (Перу), куда и прибыли 9 дней спустя. За время ше­стидневного визита корабль посетило множество официальных лиц, в том числе и президент Перу. Выйдя в море 5 февраля, 14-го "Arizona" вернулся в Бальбоа и, пройдя через Канал в обратном направ­лении, 6 марта вновь прибыл в Гуантанамо и 24 ап­реля возвратился в Нью-Йорк.

После приема снабжения и отдыха экипажа 15 июня линкор перешел на Хэмтонский рейд, а 21-го к мысу Чарльз, для участия в учениях, включавших экспериментальную бомбардировку трофейной гер­манской субмарины U-117. Во время проведения этих экспериментов на борту корабля присутство­вало множество наблюдателей, офицеров армии и флота. По возвращении в Нью-Йорк 1 июля на ко­рабле поднял свой флаг командующий линейными силами Атлантического флота вице-адмирал Джон Д. Макдональд (бывший некогда первым команди­ром линкора). 9 июля 1921 г. "Arizona" в очередной раз направился на юг, пройдя Панамский канал и вновь посетив с визитом Перу. На этот раз визит приурочили к празднованию столетия освобожде­ния Перу, под руководством генерала Сан Марти­на, от испанского господства.

Линейный корабль прибыл в Кальяо 22 июля. В период празднеств вице-адмирал Макдональд был официальным представителем правительства США, принимая участие во множестве приуроченных к празднику официальных мероприятий. После их за­вершения 9 августа "Arizona" покинул Кальяо и пе­решел в Панамский залив. Здесь 10 августа вице-адмирал Макдональд перенес свой флаг на линкор ВВ-33 "Wyoming", а на "Arizona" поднял флаг ко­мандующий 7 дивизией линкоров контр-адмирал Д.С. Мак-Кейн. На следующий день корабль напра­вился в Сан-Диего, куда и прибыл 21 августа 1921 года, начав долгий, 14 летний период службы в со­ставе Тихоокеанского флота.

В течение этих лет линкор, базируясь в Сан Педро, служил флагманом 2,9 и 4 дивизий линейных кораблей, участвуя во множестве учений (в том чис­ле т.н. "Fleet Problems" - специальных учениях, про­водившихся ежегодно по тщательно разработанно­му сценарию для изучения тактических концепций). Оперируя в основном в водах между Западным побе­режьем США и Гавайскими островами и у берегов Центральной Америки, периодически корабль про­ходил Панамский канал, чтобы принять участие в маневрах в кубинских водах совместно с Атлантичес­ким флотом.

Периодически рутина флотской службы оттеня­лась различными чрезвычайными событиями и проис­шествиями. Иногда случалось и так, что некоторые из них имели довольно скандальный характер. Так, 12 апреля 1924 г. на линкоре был обнаружен "заяц" - про­павшая и объявленная в розыск еще в начале марта мо­лодая женщина по имени Мэделин Блэйр, которая меч­тала попасть в Голливуд и пыталась добраться на лин­коре хотя бы до Сан-Педро. В течение нескольких не­дель матросы корабля укрывали ее по кубрикам, но в итоге "заговор"раскрыл старший радист, случайно ус­лышавший разговор двух моряков.

Последовало судебное разбирательство. При этом военно-морской суд усмотрел в деле, помимо "не­допустимых проявлений морального разложения", мно­жество правонарушений как гражданского характера, так и военно-морского устава. В результате 23 челове­ка из экипажа "Arizona" были приговорены к различ­ным срокам тюремного заключения - самый суровый приговор составил 10 лет.

Наряду с интенсивной боевой подготовкой со второй половины 20-х годов линейный флот проходил череду обширных модернизаций. При этом первыми на верфи отправились наиболее старые корабли, а затем и линкоры типа "Oklahoma". К концу 20-х годов подо­шел черед и линкоров типа "Pennsylvania" .

В январе 1929, по завершении своего участия в учениях, "Arizona" перешел через Панамский канал в Карибское море, где действовал до апреля совместно с Атлантическим флотом, затем 4 мая линкор прибыл на верфь Норфолк Нэйви Ярд для проведения капиталь­ного ремонта и модернизационных работ. 15 июля ко­рабль, на период проведения модернизации, официаль­но вывели из боевого состава флота.

Продолжительность работ составила 20 месяцев. Их схема и объем соответствовали таковым для одно­типного линкора "Pennsylvania" . На корабле замени­ли котлы и турбины высокого давления (в отличие от систершипа, старые турбины НД оставили), усилили горизонтальную и конструктивную подводную защи­ту. На линкоре установили були, модернизировали многие приборы и системы, усилили зенитную артил­лерию, перестроили противоминную батарею, смонти­ровали новые системы управления огнем GFCS-2. Ре­шетчатые мачты заменили на массивные треноги. В ре­зультате сильно изменился силуэт.

По окончании работ 1 марта 1931 г. модерни­зированный линкор был вновь официально зачислен в боевой состав флота. А уже 19 марта на борт корабля поднялся президент США Герберт Гувер, и в тот же день он вышел в море, взяв курс на Пуэрто-Рико. За­тем президент на борту линкора посетил Виргинские острова, и 29 марта "Arizona" вернулся на Хэмптонский рейд. Лишь после этого "пробного" похода корабль прошел полный положенный цикл послемодернизационных испытаний на полигоне у Роклэнда (штат Мэн). Затем, после кратких заходов в Бостон и Нор­фолк, 1 августа линкор вышел в Сан-Педро. Во вре­мя перехода имел место трагический инцидент -линкор протаранил рыбачью шхуну, при этом погиб­ло двое членов ее экипажа. По прибытии на Тихий океан "Arizona" включили в состав 3 дивизии линей­ных кораблей, и он приступил к обычному циклу бо­евых учений и тренировок.

Несмотря на трудности, вызванные экономи­ческой депрессией (в частности, на довольно огра­ниченный ежегодно выделяемый лимит топлива), 30-е годы, и особенно вторая их половина, были для аме­риканских линкоров перио­дом активной деятельности и интенсивной боевой под­готовки. Топлива и прочих видов снабжения могло не хватать для легких сил, вспомогательного флота, даже для авиации, но запро­сы линейного флота, осо­бенно наиболее новых и мо­дернизированных кораблей, старались по возможности удовлетворять в первую очередь.

Результаты не замед­лили сказаться - уже к 1930 г. американский линейный флот стрелял лучше всех в мире, причем на предельно дальние дистанции. На ма­неврах 1930 года линкоры достигли большего процента попаданий, чем "Bismarck" во время знаменитого боя с "Hood" 11 лет спустя!

Условия этих манев­ров, правда, зачастую кри­тиковались как "тепличные" (прекрасная карибская или калифорнийская погода, неограниченная видимость до горизонта и т.п.). Одна­ко следует помнить, что это были именно те характерные условия, в которых амери­канский флот готовился ре­ально встретить своего глав­ного противника - линко­ры Объединенного флота Японии, где-то в районе эк­ватора в центральной части Тихого океана. С учетом этого факта условия артил­лерийской подготовки можно признать вполне адек­ватными планировавшимся боевым задачам.

Согласно существовавшим планам, с началом войны (или уже в период предвоенного кризиса) аме­риканский линейный флот должен был начать свой путь на запад от побережья Калифорнии или Гавайс­ких островов. В случае, если бы война еще не была объявлена, его постепенное приближение к островной Империи в течение нескольких дней могло послужить последним средством дипломатического давления. В случае, если бы война началась со вторжения япон­цев на Филиппины, естественной задачей флота США становился разгром японских сил, обеспечивающих ар­мию вторжения.

В любом случае, японский флот неизбежно дол­жен был выйти навстречу, чтобы дать бой в более вы­годных условиях подальше от любых американских баз (включая Филиппины) и поближе к своим, т.е. при под­держке авиации и легких сил, базировавшихся на Ка­ролинских и Маршалловых островах.

Американцы, исповедуя "стратегию сильного", рассчитывали на успех в таком бою, уповая на числен­ное и техническое превосходство своего линейного фло­та, противостоять которому на равных в открытом бою японцы не могли.

Японцы же надеялись использовать нелегаль­но укрепленные Подмандатные острова как своего рода "буфер", с помощью которого можно было по­пытаться до решающего боя максимально измотать и ослабить американский флот, заставив его по пути па запад с боем "продираться через частокол" неза­конно созданных секретных авиационных и морских баз на островах центральной части Тихого океана. Истинное состояние и возможности этих баз были одним из наиболее охраняемых секретов Японской Империи и наиболее желанной целью американской и британской разведок в течение 1920-30 гг. Другим ревниво охраняемым секретом стала тщательно от­рабатывавшаяся техника и тактика ночных действий, с упором на массированное использование торпед­ного оружия.

В этих условиях Гавайские острова становились "дулом пистолета", направленного на японцев. Бази­рование здесь американского линейного флота резко сокращало для американцев "время реакции", позво­ляя их линейному флоту приблизить начальный пункт своего долгого пути на запад, к подконтрольным японцам территориям, на тысячи миль, и сократить его во времени на несколько дней, не оставив япон­цам времени на сбор сил и оптимальную организа­цию противодействия.

В силу этих соображений в течение 1920-30-х го­дов японцы исключительно нервно реагировали на при­сутствие линейных эскадр на Гавайских островах. Это присутствие не могло быть постоянным, поскольку Перл-Харбор как военно-морская база значительно уступал Сан-Педро и Сан-Диего, однако в течение 1930-х годов, по мере того как усиливалось политическое напряжение в отношениях с Японией, частота и время пребывания линейного флота США в районе Гавайс­ких островов постепенно возрастали. Помимо этого района, дивизии линкоров периодически проводили маневры в северной части Тихого океана, у побережья Аляски, а также в южных водах в районе Вест Индии и у Антильских островов.

10 марта 1933 г. "Arizona" стоял на якоре в Сан-Педро, когда в районе Лонг-Бич произошло землетря­сение, причинившее довольно значительные разруше­ния на берегу. Моряки с "Arizona", как и с других кораблей, оказали значительную помощь населению и ме­стным властям, помогая обеспечивать порядок в горо­де, организовав доставку продуктов и медикаментов, патрульную службу и развернув на берегу станции пер­вой помощи.

Весной 1934 г. на борту "Arizona" проводились съемки художественного фильма компании Warner Brothers "Here Comes the Navy" ("В дело вступает флот"), с Глорией Стюарт, Джеймсом Кэгни и Пэт О"Брайен в главных ролях. Фильм имел большой успех и номинировался на Премию Американской Киноакаде­мии 1935 года.

Середина и конец 1930-х годов прошли в беско­нечных учениях в восточной части Тихого океана. На­пряжение в отношениях с Японией продолжало возра­стать. В 1936 г. президент Рузвельт распорядился при­остановить процесс вывода из боевого состава всех крупных кораблей, намечавшихся к списанию, консер­вации или долговременной модернизации, и держать их в состоянии боеготовности. Разрешался лишь сред­ний ремонт с ограниченной модернизацией, позволя­ющий в любой момент быстро вернуть корабль с вер­фи в действующий флот.

Возросли ассигнования на строительство новых кораблей, улучшение базовой инфраструктуры. Нача­ли меняться настроения в Конгрессе и общественнос­ти, постепенно отходя от безоглядного и безоговороч­ного пацифизма и изоляционизма, характерного для первых 10 лет после Вашингтонской конференции. Флот чувствовал все эти изменения на себе. Возрастал объем и улучшалось качество разведки в интересах фло­та. Так, активно прогрессировали средства радиораз­ведки, разрабатывалось и осваивалось новое оборудо­вание, строились станции радиоразведки и пеленгова­ния по периметру Тихого океана, позволявшие по ра­диопереговорам кораблей Императорского флота оп­ределять их местонахождение и многие детали как тех­нического плана (например, максимальные скорости японских линкоров после модернизации), так и организацию боевой подготовки. В частности, было не­сомненно подтверждено особое внимание японского флота к подготовке к действиям ночью. В результате для американского линейного флота в программу бое­вой подготовки были включены новые учебные задачи для тренировки в ночной артиллерийской стрельбе.

17 сентября 1938 г. "Arizona" становится флаг­маном 1 дивизии линейных кораблей, под флагом контр­адмирала Честера У. Нимица - будущего командующе­го Тихоокеанским флотом США в военные годы.

27 мая 1939 г. Нимиц был назначен Начальником Бюро навигации ВМС, пере­дав должность командира дивизии линкоров контр-ад­миралу Расселу Вильсону, который также держал свой флаг на "Arizona". Тем вре­менем отношения с Японией обострились до такой степе­ни, что по окончании боль­ших общефлотских манев­ров "Fleet Problem XXI" ре­шили оставить линейный флот на Гавайях. Отныне (с 1940 г.) Перл-Харбор стано­вился фактически главной базой флота, а базы в Сан-Педро и Сан-Диего превра­щались в тыловые.

"Arizona" занимался боевой подготовкой в со­ставе линейного флота в Га­вайских водах до начала осени 1940 г., после чего был направлен на текущий ремонт и модернизацию на верфь Пьюджет Саунд Нэйви Ярд (Бремертон, штат Вашингтон), куда и прибыл 30 сентября 1940 года. Работы на корабле продолжались до января следую­щего года. При этом, помимо ремонта, провели модернизационные работы. Стоявшие открыто посты наведения и дальномеры зенитных 127-мм батарей объединили, установив совместно во вращающихся башенках с противоосколочным бронированием на верхнем ярусе надстройки. По рекомендации Совета Кинга, занимавшегося внедрением на флоте новаций по опыту начавшейся войны в Европе (особенно в области улучшения ПВО кораблей), позиции 127-мм зениток получили противоосколочные прикрытия. По некоторым данным, сами зенитки получили си­ловые приводы.

Поскольку поставки новых 28-мм автоматов, на­меченных для усиления ПВО кораблей, задерживались. в качестве полумеры наметили временно установить 4 76-мм орудия (2 по бокам носовой надстройки вместо стоявших там 127-мм противоминных орудий) в откры­той установке, и еще 2 на верхней палубе у основания кормовой треноги. Однако поскольку и этих орудий пока не хватало, для 76-мм зениток пока только обо­рудовали позиции в виде кольцевых противоосколочных броневых щитов вокруг оснований под орудия. По тем же причинам не успели установить планировавшу­юся РЛС обнаружения воздушных целей. Также не про­извели планировавшихся работ по ликвидации (зава­риванию) всех иллюминаторов в корпусе корабля для повышения водонепроницаемости корпуса и сокраще­ния времени подготовки к бою.

По завершении работ на "Arizona" 23 января 1941 г. поднял флаг новый командующий 1 дивизией линкоров контр-адмирал Айзек С. Кидд. По оконча­нии цикла послеремонтных испытаний 3 февраля ко­рабль прибыл в Перл-Харбор и вернулся к обычной ру­тине боевой подготовки, условия которой все больше приближались к действительно "боевым". Согласно специальному приказу с "Arizona", как и с других ли­нейных кораблей, были удалены все горючие и пр. опас­ные (либо просто излишние) предметы и материалы. Увеличилось число выходов на ночные учения с бое­вой стрельбой. Учения совмещались с регулярным пат­рулированием зоны 14 военно-морского округа (вок­руг Гавайских островов).

Последний раз "Arizona" посетил Западное по­бережье летом 1941 г., выйдя из Перл-Харбора 11 июня, линкор посетил Лонг-Бич, но уже 8 июля вновь вер­нулся в Перл-Харбор. В течение следующих 5 месяцев он продолжал активно участвовать в различных уче­ниях и тренировках, интенсивность которых все воз­растала соответственно накалу дискуссий на перего­ворах с Японией по поводу условий прекращения или хотя бы приостановки ее агрессии в Китае.

22 октября, в процессе совместного маневриро­вания "Oklahoma" и "Nevada", произошло столкнове­ние линейных кораблей - случай как в мирное, так и в военное время весьма редкий. В ходе перестроения из-за ошибки в маневрировании "Oklahoma" нанес удар форштевнем в левый борт "Arizona". Наличие проти­воторпедного буля предохранило корабль от серьезных повреждений и затоплений, но в обшивке самого буля была проделана пробоина размерами 4 фута в ширину и 12 футов в высоту, соответствующая по форме очер­таниям форштевня "Oklahoma".

Ремонт произвели в течение нескольких недель на военной верфи Перл-Харбора. За это время также оборудовали позицию для установки РЛС обнаруже­ния воздушных целей, смонтировав площадку под ос­нование ее антенны на верхнем ярусе топа носовой треноги. Саму станцию, как и антенну, установить так и не успели.

По выходу из ремонта в конце ноября 1941 i. "Arizona" провел последнее для него боевое учение, вновь совместно с "сослуживцами" по 1 дивизии лин­коров "Oklahoma" и "Nevada". Ночью 4 декабря лин­коры провели учение по боевой стрельбе и в пятницу 5 декабря вернулись в гавань Перл-Харбора, став на свои бочки у острова Форд. Местом стоянки "Arizona" была бочка F-7.

На следующий день, в субботу, у внешнего (ближ­него к выходу из гавани) левого борта линкора была ошвартована лагом плавучая мастерская AR-4 "Vestal". К вечеру субботы многие офицеры и матросы "Arizona" были отпущены в увольнение на берег, но оба старших офицера - командующий 1 дивизией линкоров контр-адмирал А. Кидд и командир линкора кэптен Франк­лин Ван Валькенбург - утром в воскресенье находи­лись на борту.

Перед самым подъемом флага (8.00), когда эки­пажи выстроились на палубах в ожидании церемонии, над гаванью внезапно появилось множество самолетов. Их здесь не ждали - американские авианосцы были далеко в море, базовая авиация также не намечала на этот день никаких учений.

Первая волна самолетов авианосного соединения адмирала Нагумо, скрытно подошедшего с северо-вос­тока, в соответствии с планом начала внезапную ата­ку на американский флот.

На борту "Arizona" сигнал боевой тревоги про­звучал в 7 ч. 55 мин. Уже в 8 ч. 10 мин., когда экипаж линкора только занял боевые посты, корабль был по­ражен несколькими попаданиями авиабомб. В различ­ных источниках присутствует довольно большая разница в описании этих попада­ний. Последовавшие через не­сколько минут события спута­ли и "смазали" воспоминания не столь уж многочисленных уцелевших очевидцев. Те же события, о которых речь впе­реди, сделали невозможным детальное исследование пос­ле атаки нанесенных в этот момент повреждений. Так или иначе, свидетельства позволя­ют утверждать, что за очень короткое время корабль получил несколько попаданий бомб в шлюпочную палубу, в лобовую плиту башни ГК № 4 и в носовую надстройку. Однако ни одно из этих по­паданий не нанесло слишком серьезных повреждений.

Одновременно, по не­которым свидетельствам, в линкор попала торпеда (как утверждали в то время япон­цы, выпущенная с одной из 5 участвовавших в атаке кар­ликовых подводных лодок, что сомнительно, поскольку не совпадает с установленны­ми фактами о действиях сверхмалых лодок, участво­вавших в атаке и, в частно­сти, с курсовой прокладкой). Торпеда поразила корабль в носовую часть в районе пер­вой башни ГК, но особо се­рьезных повреждений (за ис­ключением разрушения буля

и некоторых отсеков ПТЗ), судя по всему, не нанесла. Однако практически одновременно с этим лин­кор был поражен 800-кг авиабомбой с горизонтально­го бомбардировщика B5N Kate. Бомба, представляв­шая собой переделанный линкоровский бронебойный снаряд (судя по всему, 410-мм калибра), задев наклон­ную бортовую броню правой стороны 2-й башни ГК и срикошетировав от нее, пробила палубу полубака ря­дом с барбетом и взорвалась, по-видимому, над глав­ной броневой палубой.

В обычных условиях такое попадание не долж­но была бы привести к фатальным последствиям. Тем более потрясающим оказалось то, что произошло, для наблюдателей с берега и с соседних кораблей.

В течение нескольких секунд видимых послед­ствий попадания заметно не было, но затем внезапно, на доли секунды, в районе попадания появилась яркая вспышка желтоватого цвета. Немедленно после этого всю носовую часть корабля заволокло дымом. Над дымной пеленой, сквозь которую проступало ярко-жел­тое пламя, взметнулся черно-красный шар из дыма и огня, тут же превратившийся в быстро растущий дым­ный гриб, который стремительно поднялся на высоту нескольких сотен метров.

По всей гавани прокатилась мощная ударная волна, которую явственно почувствовали как на бере­гу, так и на других кораблях. В воздухе взрывная вол­на подбросила находившиеся над гаванью японские са­молеты, как сухие листья - некоторые на несколько десятков метров. Окружающие корабли - в первую очередь кормовая часть линкора "Tennessee", стоявше­го всего в 20 метрах, - были засыпаны горящими об­ломками. На "Tennessee" этот "огненный дождь" и раз­лившаяся горящая нефть доставили больше неприят­ностей, чем собственно японские бомбы.

Эти роковые секунды гибели "Arizona" оказались засняты на кинопленку. Врач с плавбазы гидроавиа­ции "Curtiss" с началом атаки, правильно оценив ис­торичность момента, достал свою ручную кинокамеру и начал снимать окружающие события на цветную пленку. В момент попадания японской бомбы камера случайно оказалась направлена на "Arizona", запечатлев в цвете и во всех подробностях жуткую картину гибели корабля.

"Arizona" сразу осел и начал погружаться. Это было заметно по кормовой части. Что происходило в носовой увидеть не удавалось прежде, чем рассеялся дым от первого взрыва, вся носовая и средняя части оказались охвачены огромным ярко-желтым пламенем, поднявшимся выше верхушек мачт, а уже через несколь­ко минут весь корабль заволокло дымом и пламенем от быстро разливающейся вокруг него горящей нефти из разрушенных цистерн.

Для всех, кто наблюдал за этим жутким зрелищем, было ясно, что произошло самое страшное, что может случиться с линейным кораблем, - взорвались погреба главного калибра, в данном случае, носовой группы ба­шен. При этом взорвались не снаряды, а заряды ГК. Фак­тически произошел даже не взрыв, а очень быстрое сго­рание огромного количества метательного артиллерий­ского пороха. Образовавшаяся волна горящих порохо­вых газов под огромным давлением искорежила и раз­рушила носовую часть корпуса и подожгла все, что мог­ло гореть, от топлива из разрушенных цистерн до крас­ки на надстройках и палубного настила, в радиусе не­скольких десятков метров от места взрыва.

Образовавшаяся мощная волна пороховых га­зов моментально разрушила несколько переборок в корму от носовой группы погребов, ворвалась в отсе­ки котельных отделений и вырвалась наверх через ды­моходы, и в этот момент наблюдатели увидели высо­кий султан дыма, взметнувшийся из трубы. Отсюда появилась ошибочная версия, что одновременно с ос­новным взрывом корабль был поражен еще одной бомбой в дымовую трубу. Впоследствии, однако, об­наружилось, что даже предохранительная сетка на трубе осталась целой.

Факт именно порохового взрыва подтверждал­ся тем, что большинство наблюдателей определило звук как удивительно слабый, а некоторые вообще позже описывали этот звук даже не как взрыв, а как нечто похожее на "гигантский вздох". Если бы произошла детонация 356-мм снарядов главного калибра (т.н. "бризантный" взрыв), картина катастрофы была бы совсем другой. Раздался бы оглушительный грохот, слышный на десятки километров, а корпус корабля, по крайней мере в районе взрыва, был бы не разорван и искорежен, а буквально раздроблен на тысячи кусков, которые разлетелись бы не на десятки и сотни метров, а на многие километры. Скорее всего, в этом случае немедленно произошла бы и детонация погребов кор­мовой группы башен, и от корпуса "Arizona" вообще мало бы что осталось.

Однако и пороховой взрыв вызвал поистине ка­тастрофические последствия. Найденный газами путь "расширения" через котельные отделения и дымовую трубу - оказался слишком "тесен", и за доли секунды нарастающее давление взрывных газов на обширном протяжении разрушил корпус корабля.

Осмотр после атаки показал, что тяжелые верх­ние палубы хоть и с противоосколочным бронирова­нием несколько затруднили исход энергии взрыва вверх. В результате в районе носовых башен газы бук­вально вырвали небронированную часть наружного борта над броневым поясом, полностью разрушив все переборки и конструкции между броневой палубой и палубой полубака. Сами носовые башни и тяжелые бро­невые барбеты, на мгновение как бы "подпрыгнув", вновь опустились на место и "провалились" на 7 мет­ров вниз, в разрушенный и "выпотрошенный" корпус. Тяжелая носовая надстройка с броневой рубкой и тре­ногой мачтой завалилась вперед, нависнув над райо­ном разрушений под углом примерно 45°.

Большие повреждения получила и подводная часть. Сразу под броневым поясом силой взрыва обшив­ка и внутренние переборки были моментально вырва­ны, и вода быстро затопила всю носовую часть до ма­шинного отделения, поскольку в первые же пару секунд все переборки в нос от него были разрушены. Сам бро­невой пояс, однако, сыграл роль "пояса" в истинном смысле, направив энергию взрыва по нескольким боко­вым направлениям, но не допустив разрыва корпуса. Ко­рабль опустился на дно искореженным, но целым.

Большинство членов экипажа, находившихся в носовой части, особенно на открытых боевых постах, при взрыве погибли сразу. Многие были контужены и сброшены взрывной волной в воду, где они должны были вновь искать спасение от быстро разливающейся горящей нефти. Ближайшими отсеками корабля, не пострадавшими от взрыва и затопления, стали погре­ба кормовой группы башен ГК, но и туда быстро про­никала вода через появившиеся трещины и разрывы в переборках. Вскоре кормовая часть, продолжая гореть, погрузилась в воду почти по верхнюю палубу. В это время в корабль попали еще четыре (судя по всему, 800-кг бомбы). Однако на фоне грандиозного пожара и за­волакивающего все вокруг дыма их попадание прошло почти незамеченным.

Несмотря на скоротечность гибели корабля, мно­гие члены экипажа сумели показать выдающиеся об­разцы профессионализма, личной храбрости и даже ге­роизма на боевом посту. Так, лейтенант-коммандер Сэмюэл Фукуа, офицер по борьбе за живучесть, возгла­вил борьбу с пожарами и организовал эвакуацию уце­левших членов экипажа, и его активные и грамотные действия спасли много жизней. Впоследствии он был награжден Медалью Почета.

По окончании японской атаки все спасательные средства флота были брошены на помощь аварийным кораблям. В первую очередь проводилась борьба с ог­нем, однако пожар на выступающей из воды части "Arizona" продолжался еще более 2 суток из-за нефти, которая продолжала вытекать из цистерн. Когда огонь был наконец потушен, специальные команды приступи­ли к поиску и извлечению из обломков корабля остан­ков погибших. Так, в одном из помещений были найде­ны тела погибшего почти в полном составе корабель­ного оркестра. Адмирал Айзек Кидд и командир линко­ра кэптен Ф. Ван Валькенбург в момент взрыва находи­лись на мостике и погибли мгновенно. Посмертно они также были награждены Медалью Почета.

Тяжелая во всех отношениях работа по поиску и извлечению тел продолжалась много недель, пока по­иски не перестали давать результат. В итоге более 900 членов экипажа так и не были найдены, исчезнув без следа при взрыве или оставшись под водой глубоко в лабиринте нижних помещений погибшего корабля. Об­щее количество погибших на "Arizona" составило 1103 человека из 1400, составлявших экипаж корабля, т.е. почти половина от общего числа (2335) жертв японс­кого нападения.

В течение нескольких последующих недель под действием огромного собственного веса корпус "Arizona" глубоко погрузился в ил, и верхняя палуба постепенно ушла под воду. На поверхности остались только кормовые башни, треногая грот-мачта, шлю­почная палуба и изуродованный, завалившийся вперед массив носовой надстройки с треногой фок-мачтой. Теперь почти все работы на корабле проводились с по­мощью водолазов.

29 декабря "Arizona" был формально исклю­чен из боевого состава флота. Объем полученных по­вреждений оставлял весьма мало надежд на восста­новление. По некоторым данным, первое время рас­сматривалась возможность спасения только кормо­вой части - от 1/2 до 2/3 длины корабля. При этом предлагалось отрезать с помощью водолазов изуро­дованную носовую часть корпуса, поднять менее по­врежденную "корму" и в сухом доке после соответ­ствующего ремонта "достроить" к ней новую носо­вую часть. Однако детальный осмотр состояния ко­рабля показал, что реализация этого плана потребу­ет огромных усилий и затрат, и от этой идеи быстро отказались, тем более что уже в 1942 г. в строй одни за другим начали вступать линкоры новых серий. 1 декабря 1942 г. "Arizona" был окончательно исклю­чен из списков флота.

Итак, линейный корабль "Arizona", потратив­ший 25 лет на боевую подготовку, в результате внезап­ного нападения противника погиб в первые минуты войны, не нанеся врагу ущерба. Однако будет большой ошибкой утверждать, что жизнь (и тем более смерть) корабля оказалась бесполезной.

В межвоенные годы "Arizona", как и другие ли­нейные корабли, являлся ценной "кузницей кадров" са­мых разных флотских специальностей, и многие офи­церы, некогда служившие на нем, державшие на нем флаг или еще кадетами с трепетом ступившие на его надраенную палубу, как на палубу своего первого ко­рабля, в военные годы оказались востребованы в самых разных областях, и не только на линейном флоте (один пример адмирала Нимица стоит многого).

А в годы второй мировой войны и особенно в первые месяцы после Перл-Харбора мрачный силуэт изуродованного остова "Arizona" на фоне зарева по­жара стал громадного значения символом, растира­жированным в десятках миллионах иллюстраций, плакатов и фотографий, - символом, наряду с пес­ней "Remember Pearl Harbor!" ("Помни Перл-Харбор!"), моментально объединившим нацию и зову­щим к возмездию.

Для рядовых граждан, читавших газеты, смот­ревших киножурналы новостей и привычно гордив­шихся мощью флота, растиражированный снимок го­рящего остова корабля стал потрясением, но не обе­зоруживающим, а мобилизующим. Сознание же мо­ряков тем более было потрясено моментальной по­терей громадного корабля в первые минуты войны. Как вспоминал Уильям Галлахер, пилот пикирующе­го бомбардировщика "Доунтлесс", когда через пол­года, в июне 1942 г. у Мидуэя он начал пике на япон­ский авианосец "Akagi", возглавлявший атаку на Перл-Харбор, то думал об "Arizona" (тогда, 7 декаб­ря, Галлахер был в Перл-Харборе). И когда, сбросив бомбу и выйдя из пике, он увидел пожар и взрывы на палубе японского авианосца, Галлахер громко вык­рикнул по рации - "Arizona", I remember you!!!" ("Arizona", я помню тебя!!! ")

Сам корабль, однако, по-прежнему также нуж­дался во внимании. Во-первых, было необходимо установить точные причины гибели. Даже без учета потоп­ленных и поврежденных в Перл-Харборе кораблей, в составе флота продолжали находиться 7 линкоров кон­структивно весьма близких к "Arizona", и причина мо­ментальной гибели громадного корабля с большей ча­стью экипажа не могла оставаться невыясненной.

Причина эта первое время оставалась загадкой. Согласно всем расчетам и оценкам, даже 800-кг бомба, сброшенная с такой высоты с горизонтального поле­та, не могла, а следовательно, и не должна была про­бить броневую палубу, защищавшую зарядные и сна­рядные погреба.

В попытке установить истинную причину гибе­ли линкора сформированная комиссия опросила спас­шихся членов экипажа (всего спаслось 377 человек, все либо раненые, либо контуженные). При этом задава­лись вопросы как о моменте взрыва и гибели корабля, так и по организации службы и основных событиях на борту в период, предшествовавший японской атаке. Од­новременно водолазы исследовали корпус на грунте, пытаясь по искореженным конструкциям определить точное место рокового попадания и взрыва бомбы, выз­вавшего столь разрушительные последствия.

Потребовалось значительное время, прежде чем истинная причина фатального взрыва (оказавшаяся до­вольно экзотической) была достоверно установлена. Расследование показало, что причиной взрыва стал не­большой погреб с зарядами (картриджами) дымного (черного) пороха, предназначенными для использова­ния в пороховых катапультах. Этот импровизирован­ный погреб был оборудован в небольшой выгородке у барбета 2 башни, под верхней палубой (выше броне­вой палубы) как сугубо временная мера, упрощающая службу мирного времени (устранялась необходимость

вручную для каждого э z ка гидросамолета достав.- - из низов пусковые картрид­жи через несколько дополни­тельных люков и дверей в пе­реборках и палубах).

Естественно, в военное время этот созданный для удобства "временный по­греб" должен быть незамед­лительно ликвидирован. Увы, никто не смог предуга­дать, что именно 7 декабря 1941 г. в течение нескольких минут время из мирного мо­ментально станет военным. По всей видимости, бомба пробила палубу полу­бака непосредственно над этим погребом или рядом с ним. Вероятно, бомба или имела некондиционный (слишком тугой) взрыватель, или вообще проникла под палубу через открытый боль­шой люк около барбета 2 башни. В противном случае, при ее относительно небольшой скорости, взрыв дол­жен был бы произойти сразу после пробивания палу­бы полубака, т.е. еще над верхней палубой. Тем не ме­нее бомба, по-видимому, пробила и верхнюю палубу и разорвалась уже под ней непосредственно внутри имп­ровизированного "погреба" или рядом с ним. Порохо­вые "картриджи" немедленно воспламенились, создав мощную волну сжатых горячих газов, и через считан­ные доли секунды эти газы нашли себе дорогу через открытые по случаю жаркой погоды вентиляционные каналы вниз под броневую палубу, в зарядные погре­ба носовых башен главного калибра. Несколько сот 14-дюймовых пороховых полузарядов воспламенились почти одновременно, и через несколько секунд произо­шел тот самый фатальный "большой" взрыв, который произвел столь потрясающее впечатление на всех - от американских моряков на соседних кораблях до японс­ких летчиков в воздухе над гаванью.

Помимо расследования причин гибели кораб­ля, имелось и другое важное обстоятельство. На "Arizona" оставалось много ценного оборудования и материалов, которые, безусловно, следовало под­нять и привести в порядок для последующего исполь­зования. Поэтому работы на ней продолжались и пос­ле исключения из списков флота.

В первую очередь, уже вскоре после гибели лин­кора, Бюро вооружений организовало демонтаж с ко­рабля уцелевшей зенитной артиллерии и выгрузку ее боезапаса. Большинство прочих боеприпасов, в том числе из погребов 3 и 4 башен ГК, было выгружено с корабля с помощью водолазов к ноябрю 1942 года. Одновременно шла откачка нефти из топливных цистерн там, где до них можно было добраться. Если носо­вая оконечность корабля(до носовых казематов) и корма были относительно непов­режденными, то средняя часть, особенно внутри, где она была "выжжена" взрыв­ными газами, представляла собой неузнаваемую меша­нину искореженных конст­рукций, где работа водола­за была крайне опасной.

Стволы 356-мм орудий были демонтированы из всех башен, кроме № 1, и переда­ны в ведение армии. Кормо­вые башни "Arizona" также сняли и к концу установили с их орудиями и механизма­ми на о.Оаху в качестве ба­тарей береговой обороны "Pennsylvania" и "Arizona", получившими названия в честь однотипных линкоров.

Первоначальные опасения по поводу грядущего японского десанта на Гавайи быстро прошли, и пост­ройка батарей, весьма "фундаментальных" и сложных по устройству, продолжалась почти до самого конца войны. При этом батарея "Pennsylvania" в 1945 г. про­шла стрельбовые испытания, а батарея под названием "Arizona" вновь оказалась "менее везучей" и не была официально введена в строй. Как и подавляющее боль­шинство других американских тяжелых батарей бере­говой обороны, батареи "Pennsylvania" и "Arizona" с началом ракетной эпохи (в конце 40-х начале 50-х гг.) были разоружены и демонтированы.

Из более поврежденной 2-й башни демонтиро­вали орудия (сняв крышу башни), но сама башня оста­лась на месте. 1-ю башню главного калибра вместе с орудиями, как получившую наибольшие повреждения (особенно ее подпалубные крепления), также оставили на своем месте. Срезали и сняли с помощью плавкрана разрушенную носовую надстройку, поврежденную но­совую и практически невредимую кормовую треноги и все надстройки выше палубы полубака. Теперь из воды заметно выступала только верхняя часть барбета 3 баш­ни ГК (странного вида громадное кольцо, приобрет­шее со временем ржавый цвет и мало что говорившее непосвященному зрителю).

Ситуация изменилась 7 марта 1950 года, когда командующий Тихоокеанским флотом адмирал Артур Рэдфорд подписал приказ, согласно которому над ос­товом "Arizona" каждый день должен был поднимать­ся государственный флаг в память о жертвах, понесен­ных флотом в период начавшейся 7 декабря 1941 г. вой­ны на Тихом океане.

Затем две последующие американские админи­страции - Д. Эйзенхауэра (1952-1960) и Д. Кеннеди (1960-1963) подготовили и утвердили ряд документов, согласно которым остов погибшего корабля приоб­ретал статус "национального мемориала". В 1958 г. было утверждено строительство над корпусом кораб­ля мемориального павильона. Согласно проекту, над палубой затопленного корабля, поперек его средней части, устанавливался понтон, опиравшийся под во­дой на специально вбитые в дно гавани опоры по оба борта корабля. На палубе понтона должен быть воз­веден павильон с большими проемами в стенах, обес­печивавшими обзор на детали корабля, выступающие из воды или прекрасно видимые сквозь тонкий ее слой. На мраморной мемориальной стене, установленной в павильоне, укреплены таблички с именами всех моря­ков "Arizona", погибших и пропавших без вести з мо­мент гибели корабля.

Работы по сооружению мемориала начались в 1960 г. и велись во многом на пожертвования, собирав­шиеся различными путями. Один из наиболее значитель­ных вкладов был внесен Элвисом Пресли, который в 1961 г. провел благотворительный концерт в фонд мемориа­ла "Arizona". Весной 1962 г. работы завершили, и комп­лекс был официально открыт 30 мая 1962 г. В мемори­альный зал, вмещающий до 200 человек, туристы попа­дают на экскурсионных катерах. В 1980 г. при музее был открыт информационный центр, где посетители могут ознакомиться с максимально подробной информацией о корабле, приобрести книги, фильмы, модели и т.п. Тог­да же флот официально передал контроль над музеем Управлению Национальных Парков США.

В штат музея входит команда водолазов, перио­дически проводящая детальное обследование, фото- и видеосъемку затопленного корабля. Громадный корпус по-прежнему является сложным организмом, живущим "своей жизнью". В нем поселилось множество морских обитателей, а время от времени на поверхность по-пре­жнему поднимаются пузырьки нефти из поврежденных цистерн, до которых некогда не смогли добраться че­рез обломки водолазы ВМС. Как корабль, погибший в бою под огнем противника, линкор "Arizona" был "по­смертно" награжден Боевой Звездой.

В 1999 г. недалеко от мемориала "Arizona" был установлен другой выведенный из боевого состава флота знаменитый линкор -- ВВ 63 "Missouri" (типа "Iowa"). Гибель "Arizona" бросила мрачную тень на день вступления США во вторую мировую войну; под­писание же капитуляции Японии на борту "Missouri" ознаменовало окончательную победу. Почти 50 после­военных лет "Missouri" продолжал свою службу, то выходя в резерв, то возвращаясь в действующий флот, и вот в самом конце века он встал на стоянку рядом с одним из самых знаменитых своих предшественников - линкором "Arizona". Но кто знает - навсегда ли? ...Как гласит многолетняя история боевого использо­вания американских линкоров (а также название изве­стного фильма) - "иногда они возвращаются"!...

Военно-морская база Перл-Харбор стала одной из центральных событий XX века, а гибель линкора «USS Arizona » была центральным событием Перл-Харбора. С памятного дня 7 декабря 1941 года линкор «USS Arizona » стал для Америки вехой, символом потери и мужества. Из всех погибших в то воскресное утро, около половины находились на борту этого корабля. Однако события закончившиеся гибелью линкора «USS Arizona » остаются загадкой.

Сегодня линкор «USS Arizona » по-прежнему впечатляющий символ. Ежегодно около одного миллиона человек посещают место гибели корабля. На глубине в несколько метров внутри его медленно разрушающегося корпуса все еще лежат замурованными более 900 моряков.

7 декабря линкор «USS Arizona » жил обычной утреней жизнью. На мостике уже подняли сигнальные флаги, к борту подплывали лодки со священниками. Это должно было быть обычное воскресное утро на Гавайях, но в это время японские бомбардировщики находились в 5 минутах лета от военно-морской базы. В 08:00 время для линкора «USS Arizona » остановилось. Адмирал отряда линкоров Айзек Кит погиб при взрыве, как и другие 1176 членов экипажа. Все что от него осталось это кольцо его выпуска из военно-морской академии, которое вплавилось в борт корабля. Капитан линкора «Аризона» Франклин Ван Валкенбург тоже погиб при взрыве. Пожар бушевал 3 дня. Корабль был уничтожен полностью. Разбор обломков продолжался почти 2 года до осени 1943 года. Было обнаружено 233 тела погибших, более 900 моряков по-прежнему остаются внутри корпуса линкора. Легенды и мифы окружают гибель линкора «USS Arizona » с того самого трагического дня. Некоторые из этих легенд упоминаются даже на монументе, недалеко от мемориала «Аризона»: «Торпеды ударили в корпус. На палубу упали 7 авиационных бомб, затем бомба попала в трубу, окончательно разрушив корабль ». Но что же на самом деле произошло? Как такой огромный мог быть уничтожен за считанные секунды, и можно ли было предотвратить эту катастрофу?

Нападение японцев на Перл-Харбор породило бесчисленное количество книг и фильмов, как художественных, так и документальных, однако осталось очень мало кадров первых минут нападения. Немногие существующие съемки содержат кадры запечатлевшие ужас первых минут атаки японцев, но, пожалуй, самые поразительные кадры были сделаны военным врачом по имени Эрик Хаакенсон. На них изображен непосредственно момент взрыва линкора «USS Arizona ». Среди убийственного хаоса того утра этот человек оказался в нужное время, в нужном месте, глядя в правильном направлении, сделав кадры с госпитального судна «Solace ». Видео хроника последние 50 лет находилась в национальных архивах и их никто до сих пор не изучал. Современная цифровая реконструкция фотодокументов, специальное исследование и детальное изучение исторических документов помогут восстановить ключевые моменты гибели линкора «Аризона» .

Многие свидетели заявляли, что видели, как бомба попала прямо в дымовую трубу линкора. Но эти свидетели ошибались - внутри трубы совершенно нет следов взрыва бомбы. Точную последовательность взрывов погубивших линкор стало результатом почти двадцатилетнего планирования, но само начало истории относится к началу войны, которая должна была завершить все войны, а завершилась она с окончанием эры линкоров.

Линкор «USS Arizona » был заложен 16 марта 1914 года на Бруклинской верфи. При этом присутствовал человек, которому предстояло сказать последнее слово о корабле 8 декабря 1941 года, Франклин Рузвельт.

линкор «USS Arizona» фото

линкор «USS Arizona» на службе у государства





Первые годы XX века великие державы мира соревновались в строительстве самых больших кораблей с самым мощным вооружением. Это было проявлением национальной гордости, но они были обречены, так как будущее войн было в воздухе, а не на море. Но руководители американского флота не хотели признавать такого будущего, в котором не было места линкорам. В 1922 году Вашингтонский морской договор ограничил размеры и количество линкоров в британском, американском и японских флотах. США и Великобритания оставили за собой подавляющее преимущество, ограничив количество японских линкоров до 40 процентов от собственной численности. Тогда японцы решили превзойти своих соперников с воздуха.

Тем временем американская тихоокеанская империя, включавшая Гавайи и Филиппины была в безопасности, а послевоенная жизнь на борту линкора «USS Arizona » была близка к райской. С началом депрессии в 1929 году гарантированная койка и трехразовое питание на корабле казались вполне приемлемыми условиями. Свидетельства этой жизни можно найти в экспонатах мемориала линкора «USS Arizona ».

В конце 30-х годов XX века противоречие Америки и Японии нарастали. Для того чтобы вести войну нового типа японцы превратили линкоры и крейсеры в авианосцы. Затем они занялись снарядами, предназначенными для стрельбы из орудий линкоров, превратив их в бронебойные бомбы. Линкоры имели мощную защиту бортов, ведь именно сюда ожидался огонь по кораблю. Но сверху их броня была намного тоньше. Японцы считали, что бомба подходящего калибра, сброшенная с определенной высоты, может пробить палубу на необходимую глубину. Но главным в этой атаке оставался расчет, ведь сброшенная с чрезмерной высоты бомба пробьет линкор насквозь или сброшенная с недостаточной высоты бомба вовсе не пробьет бронированную палубу. Эти бомбы продолжали испытывать пока с конца 1930 годов до лета 1940 года линкор «USS Arizona » бороздил мирный Тихий океан.

В 1937 году нарастающее в Тихом океане противостояние обострилось. Японцы развязали жестокую войну в Китае. Эта война отразилась на всем обществе. Усилилась власть военных. Тотальная война означала тотальную мобилизацию. Но военные знали нечто, чего не знало население. Времени оставалось немного. У японцев заканчивались ресурсы для содержания современной армии и государства, а нефть в первую очередь требовалась флоту, а собственных запасов у них не было. Характерным обстоятельством того времени было то, что нефть поступала их голландской Вест-Индии или современной Индонезии, а не из Ближнего Востока. Таким образом, внимание японцев обратилось к юго-восточной Азии, и ее нефти.

США, передислоцировав из Калифорнии на Гавайи в 1940-м году линкор «USS Arizona » и многие другие корабли дали понять, что будут противостоять любым попыткам Японии завладеть этой нефтью. Японцам нужно было нейтрализовать тихоокеанский флот. И они начали довольно глупую и убийственную войну. Адмирал Ямамото талантливый японский флотоводец, руководивший военным планированием, хотел быть уверен, что время работает на его страну. Он понимал, что у Японии не будет шанса на победу в случае лобового столкновения с США, поэтому решил подорвать боевой дух американцев, уничтожив их главные военные корабли.

К 1941 году в небе над Тихим океаном господствовали японцы. Годы тренировок и война в Китае научили их наносить убийственные удары, где угодно и в любое время суток. Японские морские офицеры нового поколения были убеждены, что крупные линкоры можно уничтожать с воздуха, но им требовался подходящий самолет. И такой самолет был создан в конце 30-х годов. Этим летательным аппаратом, позже прозванным Кейт, управлял экипаж из трех человек. Он мог взлетать с авианосца и нести со скоростью 500 км/час бомбы весом около 1 тонны.

Нападение произошло на рассвете 7 декабря 1941 года. Перл-Харбор беспечно спал, когда с севера приблизились эскадрильи вражеских самолетов и нанесли две молниеносные атаки: первая 07:53- 08:15, вторая 09:00-09:20. Линкор «USS Arizona » был уничтожен уже на 13 минуте первой атаки. В среднем в нападении участвовало около 300 японских бомбардировщиков и 40 торпедоносцев. На подходе к американской военно-морской базе они разбились на группы в соответствии с боевыми заданиями - пикирующие бомбардировщики атаковали аэродромы, а торпедоносцы с обеих сторон острова форта. После 08:04 в линкор «USS Arizona » попало 5 бомб. Одна из них отскочила от ствола орудия. Вскоре линкор взорвался. Пламя взметнулось на 240 метров. На госпитальном судне «Soles » было видно этот пожар.