Домой / Отдых в Керчи / Минный заградитель краб. Подводный минный заградитель "краб"

Минный заградитель краб. Подводный минный заградитель "краб"

Когда началась Первая мировая война, российский Черноморский флот по мощи явно превосходил военно-морской флот Турции. Но через 12 дней после того как началась война (Турция в это время оставалась еще нейтральной) в Константинополь (Стамбул) пришли 2 германских судна – легкий крейсер "Бреслау" и линейный крейсер "Гебен", которые прорвались мимо кораблей Франции и Великобритании в Восточное Средиземноморье. Затем они вошли в Черное море через проливы Дарданеллы и Босфор. "Гебен" был современным линейным крейсером обладавшим скоростью в 28 узлов и имеющим на вооружении десять 280–миллиметровых орудий.
В то же время в составе Черноморского флота имелись только устаревшие линейные корабли, вооруженные четырьмя орудиями калибра 305 мм (броненосец "Ростислав" - четырьмя орудиями калибра 254мм), скорость данных судов не превышала 16 узлов. По количеству крупнокалиберных орудий вся российская бригада броненосных судов артиллерийское вооружение крейсера "Гебен" превосходила, однако он, пользуясь превосходством в скорости, мог всегда избежать встречи с эскадрой Российского флота. Современные же российские корабли только строились в Николаеве, и к началу войны ни один из них не был готов. Поэтому понятна заинтересованность российского командования Черноморского флота в пополнении этими судами.

Подводный минный заградитель "Краб", при постройке на судоверфи завода Наваль в Николаеве., 1911 г.


Летом 1915 года в строй должен был вступить первый из этих линкоров – "Императрица Мария" (вооружение: двадцать 130-миллиметровых орудий и двенадцать 305 миллиметровых орудий). Однако первый переход в Севастополь из Николаева корабль должен был совершить с неопробованными орудийными башнями основного калибра. Естественно, его переход можно было считать обеспеченным лишь в том случае, если исключалась встреча "Императрицы Марии" и крейсера "Гебен". Для обеспечения перехода "Императрицы Марии" в Севастополь, появилась идея преградить "Гебену" вход в Черное море. Для этого нужно было скрытно поставить минное заграждение у пролива Босфор. Для такой постановки мин около неприятельского побережья наиболее подходящим был подводный минный заградитель. Вот почему выполнение задачи поручили подводной лодке "Краб", которая не завершила еще своих испытаний.

В 07:00 25 июня 1915 года подводный минный заградитель "Краб" под коммерческим флагом с 4 торпедами и 58 минами и на борту снялся со швартовов.
Кроме личного состава, на заградителе находились: капитан первого ранга начальник Подводной бригады Клочковский В.Е., лейтенант флагманский штурман бригады Паруцкий М.В. и лейтенант сдаточный капитан завода инженер-механик Лукьянов В.С. (последний в поход вышел по собственному желанию). Заградитель сопровождался новыми подводными лодками "Морж", "Тюлень" и "Нерпа".
Подводная лодка "Краб", согласно полученным инструкциям, должна была поставить минное заграждение на линии Босфорских маяков (Анатоли-Фенер и Румели-Фенер) длиной в 1 милю. Подводная лодка "Нерпа" должна была блокировать Босфор с востока, находясь около маяка Шили (Анатолийское побережье Турции, восточнее Босфора); подводная лодка "Тюлень" должна была находится к западу от Босфора, а подлодка "Морж" – на позиции против самого Босфора.
В 09:20 подводная лодка "Краб", находясь на параллели мыса Сарыч, взяла курс на Босфор. Подлодки "Тюлень", "Нерпа" и "Морж" шли в кильватерной колонне, при этом головная подлодка "Тюлень" находилась на левом траверзе "Краба". Стояла ясная погода, ветер не превышал двух баллов. Подводная лодка "Краб" шла под двумя керосиновыми моторами правого борта. Через несколько часов работы должны были перейти на двигатели левого вала, для осмотра первых и приведения их в порядок.

С 10 до 11 часов были проведены стрелковое и артиллерийское учения: были опробованы пулеметы и 37-миллиметровое орудие. По приказу начальника бригады в 12.00 на подводных лодках были подняты вымпел и военный флаг. В 20:00 подлодки начали расходиться, для того чтобы не стеснять друг друга в темноте в маневрировании. Утром они вновь должны были встретиться.
Минный заградитель "Краб", имея большую скорость, чем остальные подводные лодки, пришел в точку встречи утром 26 июня раньше сопровождавших его подводных лодок. Поэтому, для использования свободного времени, двигатели остановили и произвели дифферентование и погружение заградителя "Краб". Во время погружения обнаружилось, что подводная лодка "Краб" теряет плавучесть кормой. Выяснилось, что кормовая дифферентная цистерна заполнялась водой в связи с тем, что горловина цистерны пропускала из настройки воду. Пришлось всплыть и заменить резину на горловине цистерны. Повреждение было исправлено, после чего вновь приступили к дифферентованию.
Во время дифферентования обнаружилось, что перекачка воды между дифферентыми цистернами невозможна из-за малой мощности помпы. Во время всплытия заградителя оставшаяся в надстройке вода спускалась по трубам.
Но оказалось, что это происходит медленно, поэтому необходимо было открыть горловину кормовой дифферентной цистерны и спустить часть воды в нее, а затем откачать ее за борт брандспойтом.

Все подводные лодки в 10:50 были в сборе. После удефферентования "Краба" подводные лодки "Тюлень" и "Нерпа" направились на заданные позиции, а подлодка "Морж", поскольку она должна была занять позицию против Босфора, следовал вместе с минным заградителем "Краб". До Босфора оставалось пройти 85 миль. Капитан первого ранга Клочковский намечал осуществить минную постановку в вечерних сумерках, для того чтобы в случае неудачи или неисправности заградителя при постановке или сразу после нее ночью оставался резерв времени. В связи с этим он решил произвести минную постановку вечером на следующий день, то есть 27 июня.
Моторы пустили в 14:00, дали ход и одновременно была начата зарядка аккумуляторной батареи. В 20:00 подлодка "Морж" ушла. При этом она получила предписание встретиться против Босфора на следующее утро, но вне видимости подводной лодки с берега. В 00:00 27 июня зарядку батареи завершили (принято 3000 А-часов), двигатели застопорили, и подлодка "Краб" простояла на месте до 04:00, после чего она пошла малым ходом. В 06:30 открылся берег по носу, в 07:35 показалась подводная лодка "Морж" справа по траверзу. В 09:00 легкая мгла почти скрыла берег. "Краб" находился от пролива Босфор в 28 милях. Моторы застопорили, а затем, после обеда, в 11:40 вновь пустили, однако уже на винт и зарядку, для того чтобы батареи к предстоящей минной постановке были полностью заряжены. В 11 милях от Румели- Фенер в 16:15 моторы застопорили, в 16:30 начали погружение. Через 20 минут после этого дали подводный ход в 4 узла. Начальник бригады подводных лодок принял решение ставить минное заграждение от маяка Анатоли-Фенер к Румеоли-Фенер, а не наоборот, поскольку в последнем случае в случае ошибки в скорости подводный заградитель "Краб" мог выскочить на Анатолийский берег.

Определение места подлодки производилось в перископ. Однако для того чтобы не обнаружить себя, находившийся в рубке начальник бригады подводных лодок брал пеленги перископом, выставляя его на поверхность только на несколько секунд, после чего он передавал отсчет по кругу флагманскому штурману, который вел прокладку курса.
В 18:00 заградитель находился в 8 милях от Анатоли-Фенер. "Краб" шел на глубине 50 футов (15,24 метров), считая от киля подводной лодки до поверхности. Затем глубину увеличили до 60 футов (18,29 метров). В 19:00 во время определения места заградителя напротив пролива обнаружили турецкий сторожевой пароход, находившийся в 10 кабельтовых от заградителя. Однако от атаки парохода капитан первого ранга Клочковский отказался, поскольку боялся обнаружить себя и сорвать постановку минного заграждения. Глубину увеличили до 65 футов (19,8 метров), для того чтобы пройти под килем парохода, заградитель "Краб" лег на курс 180 градусов.
В 19.55 заградитель от маяка Анатоли-Фенер находился в 13,75 кабельтовых. В 20:10 приступили к постановке мин. Через 11,5 минут минный заградитель краб коснулся грунта. Поскольку начальник бригады подводных лодок стремился поставить минное заграждение как можно ближе к маякам, то он посчитал, что минный заградитель прикоснулся к Румелийской отмели. В связи с этим Клочковский дал распоряжение положить руль на правый борт, продуть цистерну высокого давления и остановить минный элеватор. В этот момент по указателю последняя мины была еще не поставлена.
В 20:22 последовал сильный толчок, а затем еще несколько. Заградитель поднялся до 45 футов (13,7 метров), имея значительный дифферент на нос, однако дальше не всплывал, вероятно, задев за что-то носом. Тогда застопорили ход и продули среднюю цистерну, чтобы дать возможность подводной лодке освободиться и не намотать на винт минрепы (если заградитель находится на минном заграждении). Через минуту "Краб" поднялся до половины рубки, находясь на курсе на норд. С левого борта в иллюминатор рубки в сумерках виднелся маяк Румели-Фенер…
Заградитель в 20:24 вновь погрузился, набрав ход 5,25 узлов.
Через минуту во время попытки поставить "последнюю мину" выяснилось, что указатель работал неверно: данная мина была поставлена перед самым соприкосновением с грунтом. Скорость заградителя уменьшили, а глубину увеличили до 65 футов (19,8 метров), для того чтобы проходить под килем встречных судов и под возможными минными заграждениями.

"Краб" в 20:45 увеличил скорость до 4,5 узлов, чтобы как можно быстрее отойти от Босфора, поскольку имелись большие дифференты, и возникло предположение, что подводная лодка получила повреждение корпуса. Капитан первого ранга Клочковский в 21:50 дал приказ всплыть. После всплытия начальник бригады подводных лодок вместе с командиром вышли на мостик наверх. Было темно. Ничего не было видно: лишь на черной полосе берега, около пролива виднелись вспышки огня, а западнее его – слабый мерцающий свет… Включили вентиляцию подводной лодки и разрешили выйти наверх нуждающимся в свежем воздухе, а такие имелись, в особенности в кормовом отделении минного заградителя, где стояли керосиновые моторы… Вот, что в своем донесении записал командир подводной лодки старший лейтенант Феншоу Л.К.: "Ввиду недостатка времени, оставшегося перед погружением, не мог как следует охладить керосиновые моторы и пошел с горячими моторами под воду.

От высокой температуры, исходившей от нагревающихся электромоторов, во время продолжительного 6-часового подводного хода появились значительные выделения паров масла и керосина, настолько сильные, что большинство команды угорело не только в кормовой части подводной лодки, но и в других частях судна. Даже в рубке, где находились начальник бригады подводных лодок, флагманский штурман, командир подводной лодки и вертикальный рулевой, глаза сильно слезились, а дыхание было затруднено. Вследствие этого после всплытия подводной лодки часть команды вышла на палубу, а мичмана Иванова, и.д. старшего инженер-механика, вынесли в полубессознательном состоянии".
В 23:20 запустили керосиномоторы правого борта, а спустя 25 минут – левого борта. Начальник бригады должен был дать условленную радиограмму командиру подлодки "Морж", однако это сделать не удалось, поскольку во время подводного хода порвалась антенна заградителя.

Дальнейшее плавание подводной лодки "Краб" до Севастополя прошло без инцидентов. Опасались лишь за то, что не хватит смазочного масла, поскольку его расход оказался гораздо больше предполагавшегося. Последнее неожиданным не было, так как еще 8 апреля во время испытаний подводного минного заградителя на надводный ход комиссия решила изменить устройство смазки упорных подшипников и установить холодильник для охлаждения стекающего масла, однако этого к настоящему походу сделать не успели.
29 июня в 07:39 при подходе к Севастополю минный заградитель "Краб" разошелся с эскадрой Черноморского флота, вышедшей из Севастополя. Начальник бригады подводных лодок донес командующему флотом о том, что заградитель выполнил боевое задание. В 08:00 вновь подняли коммерческий флаг. В 09:30 подводный минный заградитель "Краб" отшвартовался в Южной бухте у базы.

Первый поход показал, что заградитель имеет значительное число конструктивных недостатков, таких как: сложность системы погружения, из-за чего время погружения могло составлять до 20 минут; загроможденность подводной лодки механизмами; в помещениях высокая температура вызванная работой керосиновых моторов и вредные испарения от них, что затрудняло работу команды минного заградителя. Кроме того, необходимо учесть и тот факт, что личный состав не успел перед походом как следует изучить устройство столь сложного корабля. Только важное и срочное задание заставило командование послать еще не полностью законченный подводный минный заградитель в столь ответственный поход.
Благодаря полному спокойствию и находчивости, а также самоотверженной и напряженной работе личного состава подводной лодки, устранившего многие недочеты, заданную операцию удалось выполнить. Действительно, когда во время минной постановки вечером 27 июня последовали четыре сильных удара в носовую часть и сила тока минного элеватора значительно повысилась, опасались, что перегорят предохранители вспомогательной цепи, вызвав остановку всех вспомогательных механизмов, а при остановке минного заградителя и продолжающейся работе элеватора мины будут установлены под кормой подводной лодки. Лейтенант Крузенштерн В.В. сразу же остановил элеватор, тем самым избежав данной опасности. Во время ударов также перестал работать максимальный выключатель горизонтальных рулей. Боцманмат Токарев Н., рулевой, моментально сообразил, почему не перекладываются рули, включил разомкнувшийся максимальный выключатель, что позволило удержать минный заградитель от опасных и больших дифферентов. Опасаясь, что в результате ударов будут повреждены балластная цистерна и торпедные аппараты, мичман Монастырев Н.А. принял необходимые меры: приказал держать наготове помпу для откачки воды и сжатый воздух. Несмотря на сильную головную боль и усталость – признаки угорания - мичман Иванов М.П., инженер-механик, все время находился с командой и ободряя всех.
Инженер-механик Лукьянов В.С., сдатчик завода, в нужный момент, появляясь в отсеках и давая указания, помогал нормальной работе механизмов заградителя.

Офицерский состав повысили в чине или наградили за успешное выполнение боевого задания по постановке минного заграждения у Босфора. Командир подводной лодки "Краб" Феншоу Л.К. был произведен в чин капитана второго ранга, флагманского штурмана бригады подводных лодок Паруцкого М.В. произвели в чин старшего лейтенанта, Монастырева Н.А. произвели в лейтенанты, Иванова М.П. – в инженер-механика - лейтенанта.

Орденами награждены: Клочковский В.Е. – орденом Владимира третьей степени с мечами, Крузенштерна В.В. – орденом Анны третьей степени, Иванова М.П. – орденом Станислава третьей степени. Позже приказом командующего Черноморского флота от 26 сентября 1915 года и.д. старшего офицера заградителя лейтенант Крузенштерн В.В. наградили георгиевским за то, что "при постановке минного заграждения самоотверженной и доблестной деятельностью вывел подводную лодку из критического положения, чем способствовал успешному выполнению боевой задачи". За этот поход также были награждены матросы: 8 человек – георгиевскими крестами, 10 человек – георгиевской медалью, 12 человек – медалью "За усердие".

На следующий день после того как были поставлены мины турки по всплывшим минам обнаружили заграждение, выставленное подводной лодкой "Краб". Подняв одну из них, поняли, что мины были поставлены подлодкой. Сразу же дивизион тральщиков начал траление, и комендант Босфора 3 июля донес, что ликвидировано минное заграждение.
Однако данное заключение было очень поспешным: на "вытравленном" заграждении носовой частью подорвалась канонерская лодка "Иса Рейс". Она была отбуксирована к берегу и списана.

5 июля 1915 года навстречу четырем турецким пароходам с углем вышел крейсер "Бреслау". От мыса Кара-Бурну Восточный в 10 милях на норд-ост он подорвался на мине и принял внутрь 642 тонны воды (при водоизмещении 4550 тонн). Это минное заграждение выставили в декабре 1914 года минные заградители Черноморского флота – "Георгий", "Алексей", "Ксения" и "Константин". Крейсер "Бреслау" под охраной тральщиков вошел в Босфор и встал в Стении в док. На его ремонт было затрачено несколько месяцев, и только в феврале 1916 года он вступил в строй. Для германо-турецкого флота это было существенной потерей, если учесть, что из легких крейсеров в его составе оставался только тихоходный "Гамидие". В этот период линейный крейсер "Гебен" в Черное море не выходил, поскольку было принято решение использовать его только в крайних случаях. Причина – недостаток в угле, который был вызван боевыми действиями российских судов в угольном районе Анатолийского побережья.

Линкор "Императрица Мария" 23 июля 1915 года благополучно пришел в Севастополь из Николаева.
После возвращения подводного минного заградителя "Краб" в Севастополь на нем до августа устраняли и ремонтировали недоделки, оставшиеся в связи со срочным выходом в боевой поход.

20-21 августа 1915 года после окончания ремонта он выходил в море. От командующего Черноморского флота в начале декабря пришло распоряжение, чтобы заградитель "Краб" при благоприятной погоде вышел на минную постановку, а потом – блокировал порт Зунгулдак.
10 декабря минный заградитель "Краб" вышел для выполнения приказа командующего Черноморского флота в море, но 12 декабря из-за штормовой погоды вынужден был возвратиться в Севастополь. Таким образом, "Краб" в последние месяцы 1915 года не проводил минных постановок. Капитан второго ранга Феншоу Л.К. в августе был назначен и.д. начальника первого дивизиона подводных лодок, куда входили "Краб", "Тюлень", "Нерпа" и "Морж". Командиром "Краба" в октябре 1915 года назначили старшего лейтенанта Паруцкого Михаила Васильевича (родился в 1886 году, курс подводного плавания окончил в 1910 году) – флагманского штурмана Подводной бригады, занимавшего до этого должность командира подводной лодки, а в 1912 году – должность замначальника дивизиона подводных лодок по тех. части. Вместо инженер-механика лейтенанта Иванова М.П. на "Краб" был назначен инженер-механик мичман Никитин П.И., исполнявший должность старшего инженер-механика в феврале-октябре 1916 года.
"Краб" в феврале 1916 года получил задание выставить у Босфора мины. Из Севастополя он вышел в 17:10 25 февраля под брейд-вымпелом начальника Подводной бригады капитана первого ранга Клочковского. Но в связи со штормовой погодой через двое суток, 27 февраля в 20.45, заградитель вынужден был вернуться в Севастополь.

Командующим Черноморским флотом 28 июня 1916 года был назначен вице-адмирал Колчак А.В. (вместо адмирала Эбергардта А.А.), на которого царь и Ставка возлагали большие надежды.
Во исполнение директивы Ставки было принято решение у Босфора выставить минное заграждение. Для выполнения данного задания предполагалось использовать заградитель "Краб" и четыре новейших эсминца первого дивизиона - "Пронзительный", "Дерзкий", "Гневный" и "Беспокойный". Первым выставить мины должен был "Краб", а затем эсминцы – на ближних подступах к проливу. Последнее заграждение предполагалось выставить в 3 линии в 20-40 кабельтовых от входа в Босфор. Перед боевым походом к Босфору в июне заградитель "Краб" сделал шесть выходов в море, в июле – два выхода (11 и 13 июля). В 06:40 17 июля подводный минный заградитель "Краб" под командованием старшего лейтенанта Паруцкого М.В. и под брейд-вымпелом начальника Подводной бригады капитана первого ранга Клочковского В.Е. вышел к Босфору из Севастополя, имея на борту 4 торпеды и 60 мин. Обязанности старшего инженер-механика исполнялись машинным кондуктором Пуснер Ю. Стояла ясная погода, ветер от норд-оста не превышал 1 балла. После полудня была произведена подзарядка аккумуляторов. Поход заградителя как всегда сопровождался авариями: в 00:30 18 июля лопнула рубашка второго цилиндра кормового керосиномотора правого борта. Повреждение под руководством Пуснера было устранено, и все 4 мотора в 03:00 были запущены. Через два часа было выявлено новое повреждение: минно-машинный кондуктор Коленов П. обнаружил, что лопнул найтов стального троса противоминных носовых отводов. Коленов на ходу прихватил эти отводы, устранив, таким образом, данное повреждение. Заградитель приближался к Босфору. Его берега открылись в 12:30. Когда до пролива осталось 18 миль, капитан первого ранга Клочковский решил плыть дальше в позиционном положении. Керосиномоторы застопорили. Подводную лодку провентилировали. Заградитель погрузился и удифференовался в 13:45. Опробовали горизонтальные рули и проверили управление подводной лодкой в подводном положении.
В 14:10 была продута средняя цистерна и подлодка перешла в позиционное положение. Через 5 минут пустили правый керосиномотор. Когда до Босфора осталось 12 миль, мотор вновь застопорили; подлодку повторно провентилировали. Моторы были охлаждены, и в 16:00 на глубине 12 метров был дан подводный ход. Приближалось время постановки мин. Погода благоприятствовала: белые гребешки, ветер норд-ост силой 3-4 балла. В 19:50, когда заградитель находился от Румели - Фенер в 4,5 кабельтовых, Клочковский приказал приступить к минной постановке, а подлодке понемногу уходить влево с расчетом на то, что будет снос вправо, поскольку обнаружили слабое течение на вест.
Постановку всех 60 мин закончили к 20:08. Заграждение выставили южнее линии, которая соединяла мысы Юм-Бурну и Родигет, то есть на пути военных судов противника, фарватер которых проходил от норда к мысу Пойрас, согласно последним данным разведки. Заграждение западным крылом касалось Румелийской отмели, а восточным - не доходило до Анатолийского берега 6 кабельтовых. Открытым оставался только фарватер коммерческих судов противника. Мины выставили на глубине 6 метров от поверхности.
После постановки мин заградитель "Краб" лег на обратный курс, двигаясь в подводном положении. Когда достаточно стемнело, в 21:30, продули среднюю цистерну, и заградитель перешел в позиционное положение. В 7 милях от Анатоли-Фенер в 22:15 продули весь главный балласт, и подводный заградитель перешел в крейсерское положение. Керосиномоторы запустили через 15 минут. В 06:00 19 июля приступили к зарядке аккумуляторов, в 13:00 произошла авария: лопнула рубашка 4-го цилиндра керосинового мотора правого борта. Были вынуждены застопорить двигатели правого борта и завершить зарядку аккумуляторов. Однако злоключения на этом не кончились: у носового двигателя левого борта в 21:00 лопнула цепь циркуляционной помпы.
Мотор начали охлаждать автономной помпой. В 08:00 20 июля застопорились керосиновые моторы: из топливных цистерн начала поступать вода… В штаб флота пришлось дать радиограмму с просьбой выслать буксир. Однако через час был запущен кормовой двигатель левого борта, и подлодка "Краб" пошла своим ходом. Наконец по носу открылся берег. В штаб флота была послана новая радиограмма о том, что "Краб" дойдет до базы своим ходом. В 11:30 минный заградитель лег курсом на Херсонесский маяк. Быстрое устранение повреждений позволило пустить второй керосиновый мотор.

Портовое судно "Днепровец", выполнявшее роль конвоира подводных лодок, подошло к заградителю через 10 минут. "Днепровец" следовал с "Крабом" до Херсонесского маяка. Минный заградитель в 14:45 отшвартовался у борта судна-базы подводных лодок в Севастополе. Таким образом, закончился второй боевой поход первого подводного минного заградителя.

Подготовка подводного минного заградителя "Краб" к новому походу началась 18 августа 1916 года. К 13:00 погрузили 38 мин, однако неожиданно одна мина дала перекос, заклинившись в минном элеваторе. В связи с этим пришлось разобрать часть элеватора. Элеватор за ночь был собран, в 08:00 следующего дня погрузка мин возобновилась. На заградитель все 60 мин были погружены к 13.00.
В 00:50 20 августа 1916 года "Краб" вышел из Севастополя, взяв курс на Варну. Вначале стояла тихая погода, однако к вечеру засвежело, а уже к полуночи разыгрался сильный шторм. Волны обрушивались на подводный минный заградитель, начали оголяться гребные винты. Керосиновые моторы как всегда начали ломаться. В 01:40 керосиномотор правого борта пришлось остановить для осмотра и устранения повреждений. В это время сила ветра увеличилась до 6 баллов. Подлодку поставило к волне лагом. Бортовая качка к 04:00 доходила до 50 градусов. Кислота из аккумуляторов начала выливаться, сопротивление изоляции в батареях уменьшилось, из строя вышли некоторые электромеханизмы. В кают-компании с места сорвало стол. Стала укачиваться команда. Люди у моторов работали в довольно тяжелых условиях: запах перегорелого масла, испарения керосина и высокая температура… Из-за неравномерности нагрузки при качке цепь циркуляционной помпы ослабла. Пришлось продолжить путь под электромоторами. Керосиномоторы удалось перезапустить в 05:35. Но в 06:40 лопнула цепь циркуляционной помпы – двигатель правого борта окончательно сломался. Подводная лодка продолжила движение малым ходом под кормовым мотором левого борта. Подлодка "Краб" в это время от Констанцы находилась в 60 милях.
Вследствие засорения маслопровода в 09:00 перегрелся упорный подшипник левого вала. На линкор "Ростислав", который стоял в Констанце, направили радиограмму с просьбой о помощи. Сила ветра достигала 8 баллов. В 12:00 минный заградитель "Краб " находился от мыса Шабла в 11 милях. Пришлось отказаться от минной установки, и на "Ростислав" была послана вторая радиограмма о том, что заградитель направляется для ремонта в Констанцу. Несмотря на усиленное охлаждение в 13:00 нагрелись керосиновые двигатели левого борта. Их пришлось выключить. Подлодка пошла под электромоторами. У маяка Тузла в 15:30 минный заградитель "Краб" встретился с эсминцем "Заветный", высланным к нему на помощь и, двигаясь за ним в кильватере, преодолел румынское минное заграждение, войдя в порт Констанца.
Во время стоянки минного заградителя "Краб" в порту на Констанцу гидросамолеты противника совершили налеты. Первый налет произвели между 8 и 9 часами утра 22 августа. "Краб" успел погрузиться и лежал на грунте во время налета. Однако при втором налете, состоявшемся 25 августа 1916 года, заградитель не успел уйти под воду. К счастью, все обошлось.
27 августа "Крабу" дали задание выставить в южном подходе к Варне (около маяка Галата) минное заграждение. Опыт показал, что керосиновые моторы могут в любой момент отказать, поэтому было принято решение: "Краб" отбуксируют миноносцем к точке, отстоящей в 22 милях от берега. Затем минный заградитель последует к месту постановки мин самостоятельно с расчетом прибыть к заходу солнца в заданную точку. После минной постановки "Краб" сначала в подводном положении, а потом, с наступлением темноты, прибудет к месту встречи с миноносцем. "Краб" должен был буксировать эсминец "Гневный".
Заградитель "Краб" 28 августа 1916 года удифферентовали в гавани. К 22:30 "Краб" был готов принять буксир с эсминца. Поскольку на "Крабе" никакого буксирного устройства не было, буксир был заведен через якорный клюз подводной лодки.
В 01:00 29 августа подводная лодка "Краб" на буксире эсминца "Гневный" вышла из Констанцы в сопровождении тральщиков. В 05:30 тральщики отпустили, и эсминец с заградителем последовали к пункту назначения самостоятельно. Стояла прекрасная солнечная погода, благоприятствующая походу. В 06:00 старший лейтенант Паруцкий М.В., командир заградителя "Краб", попросил эсминец застопорить машины для сброса буксирного троса. Когда команда подлодки выбирала трос, "Гневный" дал полный ход. Рвануло буксирный трос, он обтянулся, прорезав палубу надстройки на 600 мм. Эсминец открыл огонь. Выяснилось, что в воздухе два гидросамолета противника. Один из них начал двигаться к минному заградителю "Краб" и пытался снизиться, однако эсминец "Гневный" не позволил ему это сделать своим огнем.
Но "Краб" погрузиться не мог, поскольку этому препятствовал трос, который повис на носу подводной лодки. Гидросамолет на него сбросил 8 бомб, однако ни одна из них в заградитель не попала. Благодаря меткому огню "Гневного", один из самолетов был подбит. Израсходовав запас бомб гидросамолеты улетели. Атака самолетов противника не удалась, однако и минная установка была сорвана, поскольку противник обнаружил наши суда. Теперь уже "Краб" двигался самостоятельно. Самолеты противника, приняв новый запас бомб, снова появились над заградителем, однако "Краб" погрузился, и атака противника вновь оказалась безрезультатной.
В 15:30 подводный минный заградитель "Краб" отшвартовался в Констанце.
К 16:30 силами порта надстройку заградителя "Краб" отремонтировали, а для буксировки установили большой гак. Чтобы избежать атак самолетов, было принято решение выйти из Констанцы вечером. Теперь заградитель сопровождался более старым эсминцем "Звонкий". Когда "Краб" в 17:50 31 августа подошел к "Звонкому", для заведения буксира, то это сделать не удалось, поскольку сломался гак. Поход был отложен до следующего дня.

В 18:30 1 сентября подводный минный заградитель "Краб" уже на буксире эсминца "Гневный" вышел из Констанцы. Корабли в 20:00 прошли в двух милях от маяка Тузла на скорости 10 узлов. Начало свежеть. Буксирный трос лопнул в 21:00. Его завели вновь спустя 2,5 часа.
К 06:00 следующего дня ветер стих. Буксирный трос отдали. Условившись о встрече с заградителем, эсминец "Гневный" ушел. К мысу Эмине "Краб" подошел в полдень. В 3 часа дня приготовились к погружению. Снова испортилась погода: подул свежий ветер с норд-норд-вест, появилась мелкая волна с гребешками. Погрузившись, минный заградитель "Краб" шел со скоростью 3,5 узла под перископом. В 16:30 для сокращения пути старший лейтенант Паруцкий принял решение пройти под минным заграждением противника, которое, согласно имевшимся данным, было поставлено. Ему это не удалось. "Краб" в 19:10 находился от маяка Галата в 16 кабельтовых. В вечерней мгле стал скрываться берег. Приблизившись на 5 кабельтовых к маяку, заградитель приступил к постановке мин. После начала работы минного элеватора, в надстройке вдруг послышался лязг железа, и элеватор прекратил работу. Его включили в другую сторону, и вновь на постановку мин. Резко увеличилась нагрузка - 60 А вместо 10 А, а затем элеватор продолжил нормальную работу. В 19:18 указатель показал, что было поставлено 30 мин, постановка была прервана, а через пол часа вновь возобновили.
Согласно указателю все мины были выставлены в 19:28. Воздух в подлодке совершенно испортился. Стало тяжело дышать. В связи с этим продули цистерну высокого давления, а подводную лодку провентилировали через рубочный люк. Было совершенно темно.
В 21:15 в трех милях от берега началось осушение цистерны главного балласта, заградитель начал всплывать, однако при этом его крен постоянно увеличивался и в итоге достиг 10 градусов. Во время выяснения причин возникновения крена было установлено, что правый минный магазин остался на месте, поскольку мина данного магазина заклинилась во время выхода из надстройки у двери кормовой амбразуры. В связи с аварией правого элеватора выставлены были не все мины, как показывал указатель, а только 30. Мины были поставлены в две линии с интервалами 200 футов (61 метр), вместо полагавшихся 100 футов (30,5 метров). Крен на правый борт в 10 градусов и переливающаяся вода в надстройке стали причиной того что командир "Краба" приказал заполнить вытеснитель левого борта. Мину заклиненную в правом элеваторе до рассвета решили не трогать. Заградитель под керосиновыми двигателями со скоростью шесть узлов отошел от берега, направившись на встречу с эсминцем "Гневный". Мину в правом элеваторе на рассвете расклинили с большими предосторожностями и закрыли дверь амбразуры.

В 06:00 3 сентября подводная лодка "Краб" встретилась с эсминцем "Гневный" и приняла с него буксирный трос. "Краб" находящийся в семи милях от Констанцы был атакован гидросамолетами противника, которые сбросили 21 бомбу, но никакого вреда они ему не причинили.
В 18:00 4 сентября оба судна благополучно прибыли в Севастополь.
Давая оценку последней операции, произведенной заградителем "Краб" командующий Черноморским флотом в отчете о действиях флота в период с 1 по 15 сентября 1916 года писал: "По трудности постановки, которая требовала точности путеисчисления, поскольку расстояние между болгарским заграждением и берегом не превышает 1 мили, и при неисправности механизмов подлодки считаю выполнение возложенной на командира "Краба" задачи, несмотря на предшествующие неудачи, выдающимся подвигом".
18 июля командующий Черноморским флотом приказом от 15.11.1916 наградил командира заградителя старшего лейтенанта Паруцкого М.В. за постановку мин у Босфора георгиевским крестом четвертой степени, а и.о. старшего офицера лейтенанта Монастырева Н.А. приказом от 01.11.1916 – георгиевским оружием. И.о. минного офицера мичмана Пжисецкого М.Ф. произвели в лейтенанты и наградили орденом Владимира четвертой степени с мечами и бантом. Начальника бригады подводных лодок приказом от 27.06.1916 капитана первого ранга Клочковского В.Е. наградили георгиевским оружием.
26 человек команды подводного минного заградителя "Краб" приказом командующего Черноморским флотом от 06.10.1916 были награждены: 3 – георгиевским крестом третей степени; 7 – георгиевским крестом четвертой степени; 3 – георгиевской медалью третей степени; 13 – георгиевской медалью четвертой степени. Ранее приказом командующего флотом 3 человека наградил медалью "За усердие", 9 – медалью на станиславской ленте.
Командующий Черноморского флота после данного похода приказал "начать капитальный ремонт и переделку системы постановки мин подводного минного заградителя "Краб" вследствие многих конструктивных недостатков и повреждения механизмов, создающих необеспеченность задания подлодке".

На этом боевая деятельность первого в мире подводного минного заградителя и закончилась.
Осенью – зимой 1916 года в офицерском составе заградителя произошли некоторые изменения. Машинного кондуктора Ю. Пуснера произвели в подпоручики по Адмиралтейству, приказом командующего Черноморским флотом назначили судовым механиком заградителя, мичман Никитин П.И., инженер-механик, получил назначение на подводную лодку "Орлан". Исполнявшего должность старшего офицера лейтенанта Монастырева Н.А. 28 сентября назначили на ту же должность на подводную лодку "Кашалот". После плавания на ней ему передали в командование подлодку "Скат".

Во время гражданской войны Монастырев состоял в белом флоте. Его постигла судьба других бывших офицеров, которые выступали против своего народа: Монастырев оказался в Бизерте. Здесь в период с 1921 по 1924 год Монастырев занимался выпуском "Бизертского морского сборника" и российского флота. Служба Монастырева в белом флоте завершилась в ноябре 1924 года после признания СССР Францией. Во время эмиграции Монастырев Н.А. написал несколько книг и статей об истории российского флота, подводных лодках, исследованию Арктики и др. вопросам.
Несомненно, незаурядным офицером-подводником являлся и последний командир подводной лодки "Краб" капитан второго ранга (в этот чин произведен в 1917 году) Паруцкий М.В., однако и он оказался впоследствии в эмиграции.
Необходимо отметить и капитана первого ранга (с 1917 года контр-адмирала) Клочковского Вячеслава Евгеньевича, начальника Подводной бригады, служившего с 1907 году в подводном флоте. Он командовал подводной лодкой, а затем и соединениями подводных лодок. Клочковский, как и Монастырев, служил в белом флоте. Впоследствии перешел в польский буржуазный флот, в последние годы являлся польским военно-морским атташе в Лондоне. В отставку вышел в 1928 году.

Также успехам подводного минного заградителя "Краб" способствовала мужественная, беззаветная и умелая служба кондукторов, унтер-офицеров и матросов во время тяжелых боевых походов. Награждения медалями и георгиевскими крестами являются убедительным доказательством этого.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подводная лодка (минный заградитель) «Краб»

Из книги
«Тринадцать подводных лодок,
затопленных на рейде Севастополя»

Проект подводного минного заградителя был разработан техником путей сообщения М.П. Налетовым. В декабре 1906 года его рассмотрел Морской технический комитет. Налетов учел замечания Морского технического комитета и составил 3 варианта усовершенствованного проекта, одним из которых стал впоследствии проект подводной лодки «Краб».

Окончательную его разработку вели специалисты завода «Наваль». Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

«Краб» был первым в мире подводным минным заградителем. Мины располагались в проницаемой надстройке двумя рядами в коридорах, занимающих примерно 2/3 длины корабля. На боковых стенках каждого коридора имелись направляющие рельсы, а в нижней части проходила конвейерная цепь. В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.

Подводная лодка «Краб» была заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. 23 августа 1912 года она была зачислена в списки судов Черноморского флота. В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение. Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в летом 1915 года. Подводная лодка «Краб» вступила в строй 8 июля 1915 года.

В период первой мировой войны «Краб» участвовал в минно-заградительных операциях в проливе Босфор и у порта Варна, нес позиционную и дозорную службы у берегов Крыма.

Первый боевой поход подводный минный заградитель «Краб» совершил 25 июня 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» вышел в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление, но на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья - 1 сентября 1916 года. В сентябре 1916 года «Краб» был поставлен в ремонт с перевооружением в мастерские Севастопольского порта.

29 декабря 1917 года подводная лодка вошла в состав Красного. Черноморского флота. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 годабез ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами (в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв.м в районе рубки и открыт носовой люк) на внешнем рейде Севастополя.

В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки «Кит». Во время поисков затопленных лодок металлоискатель дал отклонение, указывавшее на наличие в этом месте большого количества металла. «Краб» лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.

В мае 1935 года начались судоподъемные работы. В силу большой для того времени глубины затопления подъем подводной лодки решили производить этапами, то есть переводя ее постепенно на все меньшую глубину. Задача первого этапа заключалась в извлечении «Краба» из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить подводную лодку на грунт. На втором этапе над подводной лодкой лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма «Краба» еще больше погрузилась в грунт и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент подводной лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Эта работа была очень трудной, так как вывод всей системы грунтоотсосных труб наверх весьма сложен, а зыбь могла всю эту систему превратить в лом. Кроме того, из-за большой глубины водолазы могли работать на грунте лишь по 30 минут. Неоднократно стенки котлована обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала.

После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули подводную лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября подводную лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, ЭПРОН передали минный заградитель Черноморскому флоту.

Создатель первого в мире подводного минного заградителя М.П. Налетов в это время жил в Ленинграде. Узнав, что его детище – «Краб» - поднят, он составил проект восстановления и модернизации заградителя. Но за эти годы Военно-Морской Флот в своем развитии ушел далеко вперед. В его составе появились десятки новых, совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводные заградители, и надобность в восстановлении «Краба» - подводной лодки уже устаревшей, отпала. Поэтому «Краб» после подъема его у Севастополя сдали на слом.

Тактико-Технические данные подводной лодки «Краб»

Скорость: наибольшая (надводная/подводная) - 10.8/8.3-8.6 узла
экономическая (надводная/подводная) - 8.5/5.5-5.9 узла
Дальность плавания: надводная - 1,200/2,000 миль (10.8/8.5 узловым ходом)
Подводная - 82/138 миль (8.2/5.9 узловым ходом)
Запас топлива: 13.5 тонн (керосин)
Время погружения - 7 мин 38 сек
Время всплытия - 4 мин
Запас плавучести - 14 %
Вооружение: 1 47-мм и 1 37-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет
(с 1916 года: 1 75/50 мм орудие, 2х1 7,62-мм пулемета),
2 457-мм торпедных аппаратов (носовые),
4 торпедных аппаратов Джевецкого,
60 мин заграждения, 2 перископа, прожектор диаметром 30 см
Глубина погружения (рабочая): 50 м.
Экипаж: офицеры - 3 человека, кондукторы - 2 человека
нижние чины - 24 человека.

Н. А. Залесский


"Краб" - первый в мире подводный минный заградитель


Подводный минный заградитель "Краб"


ОТ РЕДАКТОРА ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ


Создание и боевые действия первого в мире подводного минного заградителя "Краб" - совершенно самобытного корабля русского военно-морского флота - были освещены в нашей литературе очень скупо, а иногда и неточно. Так, о постройке в осажденном Порт-Артуре небольшой подводной лодки для постановки мин - прообраза "Краба" сообщались неверные сведения.

Автор настоящей книги, инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук, окончил-Военно-Морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского и кораблестроительный отдел Военно-Морской Академии. Он не только поднял огромный архивный и литературный материал, но и провел подлинное исследование с целью воссоздать на основе далеко не полных, а порой и противоречивых сведений правдивую картину всей эпопеи постройки «Краба».

Н. А. Залесский объективно освещает тернистый путь, пройденный изобретателем и строителем "Краба" М. П. Налетовым, путь, приведший, в конце концов, к утверждению приоритета русской технической мысли в создании первого в мире подводного минного заградителя. Главы, посвященные боевым действиям "Краба", написаны живо и интересно.

Можно надеяться, что книга Н. А. Залесского будет благожелательно принята не только специалистами в области кораблестроения, но и теми, кто интересуется историей отечественного Военно-Морского Флота.

Константин Федяевский


Создание первого в мире подводного минного заградителя "Краб" - одна из замечательных страниц в истории русского военного кораблестроения. Техническая отсталость царской России и совершенно новый тип подводной лодки, каким был "Краб", привели к тому, что заградитель вступил в строй лишь в 1915 г. Но даже у такой технически развитой страны, какой была кайзеровская Германия, первые подводные заградители появились лишь в том же году, причем по своим тактико-техническим данным они значительно уступали "Крабу".

К сожалению, это событие в отечественном кораблестроении было очень слабо освещено в советской литературе, не говоря уже о дореволюционной печати. Это и побудило автора свыше 25 лет тому назад заняться исследованием истории создания первого в мире подводного минного заградителя, пользуясь преимущественно архивными документами и в значительно меньшей степени - литературными источниками. Книга о "Крабе" была издана в 1967 г. относительно небольшим тиражом - 14000 экземпляров и к настоящему моменту стала своего рода библиографической редкостью. Поэтому издательство предприняло второе издание книги.

Как первая попытка изложения истории "Краба" книга, разумеется, не была лишена недостатков, и хотя за прошедшие двадцать лет со времени издания книги в адрес автора от читателей не поступило никаких замечаний или предложений по улучшению ее содержания, автор счел себя обязанным уточнить, исправить и дополнить текст первого издания.

Автор приносит свою благодарность товарищам, которые способствовали успеху создания книги. Так, при выявлении документов по подводному заградителю "Краб" в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота (ЦГАВМФ) систематическую помощь автору оказывали как его директор И.Н. Соловьев, так и сотрудники архива Л.Н. Гусарова, И.А. Лившиц, В.Е. Надводский, Е.И. Зугман и др. Откликнулись на просьбу автора и предоставили в его распоряжение рукописи, воспоминания и фотографии родственники М.П. Налетова - проф. К.К. Федяевский, Е.А. Налетова, Н.М. Бовина и В.В. Золотницкий. Предоставили также различные материалы или фотографии М.И. Божаткин (г. Николаев), Н.А. Быкова (г. Ленинград), Т.Н. Бекова (г. Москва), Г.П. Коленов (г. Нальчик), С.С. Каменский (г. Одесса) и Г.В. Степанов (г. Лениград).

Автор также выражает свою признательность зарубежным историкам флота Р.Э. Грегору (г. Прага), П.А. Варнеку (г. Брюссель) и Е. Пертеку (г. Познань) за нужные для книги фотографии, которые не были найдены в СССР.

Для иллюстрации книги были использованы документы и чертежи ЦГАВМФ и фотографии Центрального военно-морского музея. Кроме того, некоторые рисунки заимствованы из статей С. Глинки "Подводная лодка г. Налетова" (иллюстрированное приложение к газете "Новое время" от 10 августа 1905 г.) и Н.А. Монастырева "Подводный заградитель "Краб" как корабль самобытного русского типа" (Морской сборник, Бизерта, 1922, № 2), а также из справочника Henry Le Masson "Les Flottes de Combat" (Paris, 1947).

"Маленькая подводная лодка … строившаяся мною

в осажденном Порт-Артуре, хотя и не принесла ему пользы,

но она сыграла роль зародыша для "Краба".

М. Налетов 1


М.П. Налетов


Как известно, русско-японская война началась вероломным нападением японских миноносцев в ночь с 26 на 27 января 1904 г 2 на корабли русской Тихоокеанской эскадры, стоявшей в Порт-Артуре. Корабли эскадры стояли на внешнем рейде с частично выключенными отличительными огнями, горели только штаговые и гакабортные огни. В дозоре в 20 милях от рейда находились два миноносца с включенными отличительными огнями. Японские миноносцы, шедшие с выключенными огнями, легко отвернули от них и прошли незамеченными. Несмотря на внезапность торпедной атаки этими миноносцами русской эскадры, японцам не удалось уничтожить ни одного русского боевого корабля и достигнуть решающих успехов в самом начале войны. Из шестнадцати торпед, выпущенных японскими миноносцами, в русские корабли попали лишь три, повредившие два эскадренных броненосца ("Цесаревич" и "Ретвизан") и один крейсер ("Паллада"), временно выведя их из строя. Правда, положение усугублялось тем, что для ремонта поврежденных броненосцев в Порт-Артуре не было дока. Тогда нашли другой выход: для ремонта их подводной части применили специальные кессоны.

После нападения японских миноносцев боевые действия эскадры носили пассивный характер и сводились главным образом к отражению атак японского флота.

С назначением командующим Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О. Макарова и прибытием его 23 февраля в Порт-Артур эскадра активизировала свои действия. Корабли начали выходить в море и упражняться в маневрировании и совместном плавании. Активно использовались легкие силы. Был ускорен ремонт поврежденных кораблей. По выходе их из ремонта С.О. Макаров намеревался повести борьбу с японским флотом за преобладание на море. Однако этим планам Макарова было не суждено осуществиться. Утром 31 марта миноносец "Страшный", возвращаясь с моря в базу, был уничтожен японскими миноносцами. Во время боя для поддержки "Страшного" из Порт-Артура вышел крейсер "Баян". Неожиданно появились японские броненосцы и крейсеры, тогда навстречу им вышла вся русская эскадра.

Макаров держал свой флаг на эскадренном броненосце "Петропавловск". Развертываясь на месте, Макаров предполагал дать бой подходившему к Порт-Артуру японскому флоту. Но "Петропавловск" взорвался на минах, поставленных японскими миноносцами в ночь с 30 на 31 марта, и погиб 3 . На нем погиб талантливейший адмирал русского флота того времени Степан Осипович Макаров. Личный состав эскадры тяжело переживал гибель своего любимого адмирала. Многие понимали, что теперь все надежды на победу над японским флотом рухнули. Переживали гибель С.О. Макарова и все патриоты России и среди них - техник путей сообщения Михайл Петрович Налетов, находившийся в то время в Порт-Артуре.

Обладая ясным умом и кипучей энергией, Михаил Петрович, как и многие, задумывался над тем, как ликвидировать численное превосходство японского флота над русской Тихоокеанской эскадрой. Он пришел к выводу, что такую задачу лучше всего может выполнить подводный минный заградитель. Вот что об этом писал сам М.П. Налетов:

"Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели (31 марта) броненосца "Петропавловск", взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был. Взрыв двух японских броненосцев 4 22 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля - подводного минного заградителя. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели" 5.

Вместе с тем, по словам Налетова, его лодкой интересовались матросы и кондукторы с кораблей эскадры. Они часто приходили на постройку лодки и даже просили записать их в команду заградителя. Большую помощь Михаилу Петровичу оказали лейтенант Н.В. Кротков и инженер-механик П.Н. Тихобаев (эскадренный броненосец "Пересвет"). Первый помог получить из порта Дальний необходимые механизмы для лодки, а второй отпускал из своей команды специалистов, которые совместно с рабочими землечерпательного каравана работали на постройке заградителя. Несмотря на все трудности, Михаил Петрович успешно строил свою лодку.

kaf > Если вы такой специалист, то помогите неведующим.
Те вы прямо признали, что строите модель метр длинной будучи неведующим ?! Я - то, так, зацепил некоторый массив документов(включая чертежи) по ПЛ ЧФ, но Краба в нем нет.

kaf >Вы я так понял модели строить не будете
Неверно.

kaf >помогите.
Кто фото модели выложил-то?

kaf > И что ж вы там такого накопали совсем не соответствующее оригиналу.
Схемку гляньте, что Vili выложил и сравните со своим. Вся рубка, перископы и их обтекатели - не то(а на фото видно). Та схема - с подлинного чертежа делал. Ну там артиллерия - фэнтези, как и ёе состав, пропорции орудий. Не такие пропорции у рулей глубины....

>> А то что нам строить мы сами решим.
Уже очевидно насколько правдоподобная эта будет работа.

mamacabo > Действительно, по ПЛ РИФ чертежного материала крайне мало, так, каляки-маляки.
Материала полно - "Сомы", "Моржи", "Барсы", "Лебеди", "Нарвалы" просто по 50-150 чертежей на лодку - в ЦВММ,ЦВМБ и, конечно, РГА ВМФ. Описания на пять-шесть типов, монографии, статьи в Судостроении.

mamacabo > тема 1-й мировой не интересна никому.
Это заблуждение.

Тросик39 > Не любят российские власти истории.
Российские власти "Тверь" и "Штандарт" сохраняли и пр., крупнейшие музеи еще при царях основаны. А отношение к истории такое - это поздний совок, при Хруще начали уничтожать музеи и экспозиции, и такая тенденция наплевательского отношения просуществовала до 90-ых. Сейчас лучше. Музей Мирового Океана тому наглядное подтверждение. Да и первый атомоход "Ленин" сохранен и стоит у морвокзала в Мурманске.

kaf > Будем восстанавливать по описаниям и тому что удастся найти.
Так у Вас ничего нет. Вообще. Совсем. Как вот например электромотор представить и изобразить? там на лодках одной серии они могли отличаться...И "Краб" ну совсем не типовой - "Барсы" с "Моржами" не используешь.

kaf > Мир не без добрых людей.
Плюсиков наставят.

kaf > Хорошую информацию найти на любой корабль трудно, особенно на подводные лодки, которые всегда были секретом.
Сидя в интернете ДА! А в 870 фонде РГА ВМФ практически весь РИФ представлен в разной степени подробности.

kaf > От туда наверное тоже можно немного взять по устройству.
Если внимательно читали, то "Краб" с 1913 по 1917 постоянно переделывали и переносили механизмы. Только я видел список где то в 30 доделок и переделок от осени 1915... И те схемы что есть - вообще предварительный проект, судя по форме корпуса и рубки.

kaf > У кого есть графика на австрийскую горную пушку калибра 70 мм. (возможно М99).Это по описанию устройства "Краба" на 1916 год. Так по капельке наскребем и остальное.

Не наскребете, откуда Вам знать, что это за пушка? Там весьма хитрый гибрид, вы с японками "Нарвала" - то наврали, а тут сильно сложнее. Будьте проще - на всех трех известных мне фото "Краба" с вооружением, стоит 47 Готчкис с ртутным компрессором(горизонтальным).